Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности
статья

Зарипова Лариса Фаукатовна

Предварительный просмотр:

Зарипова Лариса Фаукатовна (zaripova.lara61@mail.ru)

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЖИЗНЕННЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

В последнюю четверть XX века человечество вступило в новую стадию своего развития  стадию построения постиндустриального общества, которое является результатом происходящей в современном мире социально-экономической революции. Россия, являясь частью мирового экономического пространства, проходит путь глобализации экономики, создание инновационной экономики, которая является стратегическим направлением развития нашей страны.

Формирующиеся в России инновационные социально-экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют внедрения и новейших образовательных технологий, нового подхода в образовании и воспитании обучающихся. Реформы системы образования  направлены на то, чтобы построить в Российской Федерации систему образования, отвечающую требованиям демократизации и гуманизации образовательной системы[1, С.3].

Переустройство  общества всегда связано с переустройством школы. Доказательством тому, что государство придает большое значение образованию, является принятый в 2012 году федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации».

Особую роль образование должно сыграть в современной социализации. Специалисты определяют социализацию как процесс становления личности, обучения и освоения индивидом ценностей, норм, образцов поведения, присущих обществу. Социализация предполагает освоение социальных ролей, культуры общества. Этот процесс идет на протяжении всей жизни человека в результате влияния общества на индивида, а также целенаправленного воздействия регулируемого процесса воспитания, обучения, характерного для действующей системы образования, удовлетворяющей потребности общества.

Именно поэтому специалисты в условиях смены общественных систем, изменений ценностных ориентаций уделяют особое внимание процессу социализации детей.

Одним из механизмов социализации является социальная адаптация, позволяющая личности активно включаться в разные структурные элементы среды, посильно участвовать в труде и общественной жизни коллектива, приобщаться к социальным нормам, культуре, устраивать свой быт в соответствии с требованиями и правилами общежития.

Все сказанное выше, включая и проблему модернизации образования, относится и к специальному образованию.

Одна из основных задач обучения и воспитания детей с умственной отсталостью – максимальное расширение их социальных связей, учитывая как наличный (актуальный) уровень развития ребенка, так и его потенциальные возможности («зону ближайшего развития»).

По мнению Л.С. Выготского, природой и сущностью аномального развития ребенка является дефект, как «социальный вывих», вызванный изменением отношений ребенка со средой, что приводит к нарушению социальных сторон поведения.

Одним из принципов  коррекционно–педагогической деятельности  являются специальные педагогические принципы: принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения.

Внедрение федерального государственного образовательного стандарта образования для обучающихся с умственной отсталостью предусматривает развитие личности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с требованиями современного общества, обеспечивающими возможность их успешной социализации и социальной адаптации, расширение социального опыта и социальных контактов обучающихся, в том числе со сверстниками, не имеющими ограничений здоровья.

Стандарт устанавливает требования к личностным и предметным результатам освоения обучающимися с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) – совокупность личностных и предметных результатов составляет содержание жизненных компетенций обучающихся.

Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения  практико – ориентированных задач и обеспечивающими становление социальных отношений обучающихся в различных средах, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Предметные результаты связаны с овладением обучающимися содержания каждой предметной области и характеризуют их достижения в усвоении знаний и умений, возможности их применения в практической деятельности [3, С.9].

Новым явлением российской общественной жизни становится социальное партнерство. Современная школа не может существовать изолированно от окружающих ее социальных институтов, без четкого представления детей об окружающей социальной действительности.

Социальное партнерство (англ. partnership) – особый тип совместной деятельности между субъектами образовательного процесса, характеризующиеся доверием, общими целями и ценностями, добровольностью и долговременностью отношений, а также признанием взаимной ответственности сторон за результат их сотрудничества и развития.

Социальная среда, различные сферы микросреды личности в разные возрастные периоды, в процессе всей жизни оказывают на человека соответствующее влияние – невозможно сформировать личность только педагогическими средствами. Необходимость социального партнерства в образовании заключается в том, что для решения проблем в этой сфере требуются усилия всего общества. Социальная среда и школа создают социокультурную среду.

Целью реализации социального партнерства является повышение качества образования, развитие социализации и профориентации обучающихся[2, С.7-11].

В процессе занятий по социально – бытовой ориентировке,  хозяйственно – бытового труда обучающиеся овладевают умениями, навыками самообслуживания, бытового труда, личной гигиены. Проводится работа по знакомству с профессиями, расширяются знания о профессиях.

В рамках  социального партнерства можно выделить организованное взаимодействие школы, где социальными партнерами являются учреждения культуры и спорта, органы государственной власти, бизнес – структуры, библиотеки, музеи, спортивные комплексы, технопарки,

Содержанием участия в мероприятиях в рамках  социального партнерства   является культура общения, составляется гуманное отношение человека к человеку, развивается диалоговая речь, формируется культура общения, формируются коммуникативные навыки,  создаются условия для преодоления последствий аномального развития ребенка.

Социальное партнерство позволяет укрепить педагогическое воздействие в достижении личностных результатов, расширить сферу жизнедеятельности обучающихся с умственной отсталостью, создавать ситуации для формирования их социальных (жизненных компетенций).

Литература

1.Зарипова Л.Ф. Интерактивное обучение как средство развития профессиональных компетенций при подготовке квалифицированных рабочих (на примере естественнонаучных дисциплин): магистерская  диссертация 

/ Л.Ф. Зарипова. – Тобольск , 2017. – 3с.

2. Зыкова, Т.С. Социально – бытовая ориентировка / Т.С. Зыкова, Э.Н. Хотеева . – М.: ВЛАДОС, 2014. – 7 – 11с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). – М.: Просвещение, 2017. – 9с.



Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ В ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОМ РАЗВИТИИ СТУДЕНТОВ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

INTERAKTIVE LEARNING IN PROFESSIONAL AND PERSONAL DEVELOPMENT OF STUDENTS SECONDARY VOCATIONAL EDUCATION

Зоя Ивановна Колычева

Тобольский педагогический институт им. Д.И.Менделеева (филиал) ТюмГУ в г.Тобольск, профессор кафедры естественнонаучных дисциплин и МП

89224851106, zkolycheva@yandex.ru

626152, Тюменская обл., г. Тобольск, ул. Ленская, дом 3, кв. 67

Zoya Ivanovna Kolycheva

Tobolsk pedagodical institute D.I.Mendeleev (branch) of TSU in Tobolsk, professor of the Depatment of Natural Sciense and MP

89224851106, zkolycheva@yandex.ru

626152, Tyumen region, Tobolsk, st. Lenskaya, house 3, apt. 67

Лариса Фаукатовна Зарипова

Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа-Югры (Тюменская область), автономное учреждение Нефтеюганский политехнический колледж, мастер производственного обучения

89224134556, zaripova.lara61@mail.ru

628301, Тюменская область, г. Нефтеюганск, микрорайон 4, д. 37, кв. 6

Larisa Faukatovna Zaripova

Department of education and youth policy of the Khanty - Mansiysk Autonomous Okrug - Yugra (Tyumen region), autonomous institution Nefteyugansk polytechnic college, master of industrial training

89224134556, zaripova.lara61@mail.ru

628301, Tyumen region, Nefteugansk, microraion 4, house 37, apt. 6

Аннотация. Статья посвящена проблеме развития профессиональных компетенций студентов при изучении дисциплин естественнонаучного цикла в средних профессиональных образовательных учреждениях. Постулируется, что эффективной реализации компетентностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе. Показаны особенности интерактивного обучения, приведены результаты собственного исследования на примере естественнонаучных дисциплин.

Ключевые слова: интерактивное обучение, технологии, формы и методы интерактивного обучения, компетентностный подход,  профессиональные компетенции, уровни развития компетенций, естественнонаучные дисциплины.

Annotation. Article is devoted to a problems of development of professional competences of students when studying disciplines of a natural-science cycle in secondary vocational education. It is postulated that effective realization of competence-based approach is promoted by the organization of training at an interactive basis. Features of interactive training are shown, results of own research on the example of natural-science disciplines are given.

Keywords: interactive training, technology, forms and methods of interactive teaching, experts, professional competence, levels of development, natural-science discipline.

Происходящие в России инновационные социально-экономические процессы, ориентированные на интеграцию в мировое образовательное пространство, требуют нового подхода к обучению, внедрения новейших образовательных технологий, в том числе и в профессиональное образование.

Модернизация системы профессионального образования объективно, в свою очередь, требует приведения ее в соответствие с реальными запросами ведущих отраслей промышленности, культуры, сферы услуг, армии, государственной службы и т.п. Развитие наукоемких и высокотехнологичных производств невозможно без практико-ориентированных специалистов, обладающих помимо узкой профессиональной квалификации, многофункциональными профессиональными умениями, личностными качествами и общими компетенциями. В этих условиях именно среднее профессиональное образование является образовательным уровнем, способным обеспечить подъем национальной экономики России [5].

Современное среднее профессиональное образование, как и вся система образования в России, характеризуется переходом от «знаниевой» к компетентностной парадигме, что влечет изменения всех составляющих учебного процесса. Все это отражено в государственных образовательных стандартах подготовки кадров среднего профессионального образования, в них же определены необходимые общие и профессиональные компетенции выпускников (далее ГОС) [10].

Одно из возможных, перспективных и эффективных направлений изменения организации образовательного процесса при переходе к компетентностному подходу – переход к интерактивному обучению. Интерактивное обучение называют и технологией, и методом, и формой. Общее одно – интерактивное обучение есть специальная  организации познавательной деятельности, в которой реализуется интеракция (взаимодействие) субъектов. Ведущая роль при этом отводится развивающим, поисковым и исследовательским учебным действиям. Занятия на основе интерактивного обучения строятся таким образом, что каждый обучающийся вовлекается в процесс познания, имеет возможность думать, понимать, созидать, анализировать.

При интерактивном обучении изменяется схема взаимосвязи между субъектами образовательного процесса, происходит постоянное активное взаимодействие педагога и обучающихся, взаимообучение, взаимодействие и взаимопонимание. Совместная деятельность обучающихся в процессе познания, освоения учебного материала  способствует тому, что каждый вносит свой особый индивидуальный вклад. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

При использовании интерактивного обучения обучающийся становится полноправным участником процесса восприятия, его опыт служит основным источником учебного познания. Преподаватель не даёт готовых знаний, но побуждает обучаемых к самостоятельному поиску. По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие преподавателя и обучаемого: активность педагога уступает место активности обучаемых, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. Педагог отказывается от роли своеобразного фильтра, пропускающего через себя учебную информацию, выполняет функцию помощника в работе, одного из источников информации.

Анализ современной педагогической и методической литературы свидетельствует, что «интерактивное обучение» понимается как:

обучение, построенное на взаимодействии учащегося с учебным окружением, учебной средой, которая служит областью осваиваемого опыта,

обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий,

обучение как совместный процесс познания, где знание добывается в совместной деятельности через диалог, полилог [7].

В целом интерактивное обучение нацелено на стимулирование учебно-познавательной мотивации, развитие самостоятельности и активности, воспитание аналитического и критического мышления, формирование коммуникативных навыков, саморазвитие обучающихся.

Суммируя все сказанное можно отметить следующие особенности интерактивного обучения:

  • принудительная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от своего желания,
  • достаточно длительное время вовлеченности обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т.е. в течение всего занятия),
  • самостоятельная творческая выработка решений, повышение степени мотивации и эмоциональности обучаемых,
  • постоянное взаимодействие посредством прямых и обратных связей обучаемых и преподавателей,
  • изменение роли педагога на роль менеджера, организатора учебного процесса, консультанта,
  • непрерывно-действующие прямые и обратные связи между обучающей системой и обучающимися,
  • субъектно-субъектные отношения между педагогом и обучающимися как напрямую, так и опосредованно через учебную группу, учебный тест, компьютер и т.д.,
  • создание эмоционально-волевого фона (напряжения) для активной деятельности.

Интерактивное обучение предполагает иную логику образовательного процесса: не от теории к практике, а от формирования нового опыта к его теоретическому осмыслению через применение. Опыт и знания участников образовательного процесса служат источником их взаимообучения и взаимообогащения [5]. Делясь своими знаниями и опытом деятельности, участники берут на себя часть обучающих функций преподавателя, что повышает их мотивацию и способствует большей продуктивности обучения.

Таким образом, интерактивное обучение – это усиленное педагогическое взаимодействие, взаимовлияние участников педагогического процесса через призму собственной индивидуальности, личного опыта жизнедеятельности. Это процесс интенсивной межсубъективной коммуникации преподавателя и студента (преподаватель – субъект своей профессиональной деятельности ставит студента в позицию субъекта его образовательной деятельности).

Интерактивное педагогическое взаимодействие направлено на изменение, совершенствование модели поведения и деятельности участников педагогического процесса и характеризуется высокой степенью интенсивности общения его участников, их коммуникации, обмена деятельностями, сменой и разнообразием видов, форм и приёмов деятельности, целенаправленной рефлексией участниками своей деятельности, состоявшегося взаимодействия. Психологами было установлено, что в условиях учебного общения наблюдается повышение точности восприятия, увеличивается результативность работы памяти, более интенсивно развиваются такие интеллектуальные и эмоциональные свойства личности как устойчивость внимания, умение его распределять, наблюдательность при восприятии, способность анализировать деятельность партнера, видеть его мотивы, цели. 

На основании теоретических представлений, изложенных выше, нами была разработана и внедрена в учебный процесс система интерактивного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла в системе среднего профессионального образования. Фрагмент данной системы представлен в таблице.

Таблица

Фрагмент системы интерактивного обучения по дисциплинам естественнонаучного цикла  

№ п/п

Дисциплина, тема  занятия

Интерактивные методы, формы, средства

Количество часов

1.

Экология, химия, общая биология  

«Развитие экологического туризма в ХМАО-Югре»

Проект

10

2.

Экология, химия, общая биология  

«Рекреационные ресурсы региона»

Портфолео работ

2

3.

Экология

«Антропогенное влияние на окружающую среду»

«Мозговой штурм»

2

4.

Химия, общая биология

«Углеводы»

Лекция- визуализация

2

5.

Химия, материаловедение

«Химические материалы в профессиональной деятельности строителя»

Мастер-класс

2

6.

Общая биология

«Основные понятия курса»

Дидактическая игра

2

7.

  Химия

«Силикаты»

Работа в малых группах

2

8.

Химия, материаловедение

«Перспективные строительные материалы»

Мультимедиа-лекция

2

Основу нашей системы составили такие интерактивные методы, формы и средства как метод проектов, мастер- классы, портфолео работ, «мозговой штурм», лекции-визуализации, дидактические игры, работа в малых группах, мультимедийные презентации.

Опытно-исследовательская работа была проведена на базе автономного учреждения «Нефтеюганский политехнический колледж». В исследовательской работе принимали участие студенты колледжа по профессии «Мастер общестроительных работ». Эффективность организации образовательного процесса на основе интерактивного обучения оценивалась уровнем развития общепрофессиональных и профессиональных компетенций студентов, определенных ГОС.

Для выявления уровня и динамики развития компетенций нами были использованы соответствующие диагностические методики, например: методика В.В. Синявского, В.А. Федорошина «Коммуникативные и организаторские склонности», дающая возможность выявить развитие коммуникативных и организаторских склонностей  (компетенция ГОС «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами»); методика С.С. Гриншпун  «Мотивы выбора профессии», позволяющая выявить мотивацию выбора и освоения профессии  (компетенция ГОС «Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес»).

Приведем кратко методику проведения некоторых занятий.

Проект «Развитие экологического туризма в ХМАО-Югре». Работа над проектом проходила поэтапно. На подготовительном этапе совместно со студентами были определены цели и задачи проекта, среди которых доказать актуальность развития экологического туризма в ХМАО-Югре, выявить проблемы развития экологического туризма. Для педагога важным было развитие у обучающихся патриотизма, экологической культуры, любви к малой Родине, а также развитие уровня  компетенций (умение работать в одной команде, пользоваться информационно-коммуникацонными источниками, анализировать результаты своего труда и др.).

С целью введения в проблему состоялся просмотр документального фильма «Югра заповедная». После просмотра фильма учебная группа была разделена на несколько минигрупп, деятельность каждой определилась в результате «мозгового штурма». Студенты шумно обсудили тему проекта и сделали предположение о том, что развитие экологического туризма в регионе можно рассматривать как малый бизнес в форме индивидуального предпринимательства, выделив при этом основные проблемы данного бизнеса. В соответствии с выделенными проблемами и была далее организована работа малых групп.

Второй этап выполнения проекта составило планирование работы в малых группах. На данном этапе студентами была изучена специальная литература, периодические печатные издания, Интернет- ресурсы и др. С использованием полученной информации первая минигруппа разрабатывала «Экологический портрет края». Вторая минигруппа проводила сбор информации по выявлению проблем при организации экологического туризма в форме предпринимательской деятельности. Третья минигруппа была нацелена на сбор информации по исследованию рекреационных ресурсов округа.

На третьем этапе были обсуждены и уточнены планы деятельности каждой малой группы, была продолжена работа по соответствующим направлениям. На этапе выполнения студенты производили сбор и оформление полученной информации, преподаватель помогал систематизировать собранный материал, консультировал, поддерживал и вдохновлял студентов. Полученную информация в процессе ее сбора можно соотнести к «успешно» достигнутым результатам и «разочарованиям».

Сбор, анализ, обобщение и систематизация информации по теме проекта, редактирование информации в текстовом редакторе способствовало развитию уровня общепрофессиональной компетенции – «Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности».

Завершилась работа над проектом презентацией работы малых групп, обсуждением всей информации, формулированием конкретных предложений для различных структур по развитию экологического туризма в регионе. В целом студенты работали над проектом с интересом, поскольку они видели возможность практического использования результатов. Кроме того, студентам далеко небезразлично современное состояние и перспектива развития родного края.

Изучение общеобразовательных предметов в подготовке профессиональных рабочих должно осуществляться не только интерактивно, но и в контексте их будущей профессиональной деятельности. Примером подобного рода занятия является мастер-класс «Химические материалы в профессиональной деятельности строителя».

Мастер-класс проходил в строительной лаборатории колледжа. В ходе занятия демонстрировался экологически чистый отделочный материал, состоящий из природного полимера целлюлозы, который совмещает в себе лучшие свойства обоев и декоративной штукатурки – «жидкие обои». Практическая работа выполнялась двумя участниками процесса – звеном «двойка». Продолжительность занятия – два академических часа (пара).

Первоначально состоялась презентация данного материала. Студенты группы общестроительных работ дали краткую характеристику жидким обоям и показали технологию нанесения их на рабочую поверхность. В презентации студенты продемонстрировали состав данного материала, отметив, что в состав «жидких обоев» входят целлюлоза, волокна шелка, и хлопка, особые красители, фунгициды природного происхождения, акриловая дисперсия (связующее), пластификаторы и компоненты, усиливающие декоративные качества стенового покрытия, волокна шерсти, перламутр и т.д. Студентами также были охарактеризованы виды изучаемого материала, их особенности, достоинства и недостатки. Также студентами была представлена технология работы с жидкими обоями, исходя из свойств составляющих их химических веществ.

Затем был практически показан процесс нанесения жидких обоев на рабочую поверхность при работе студентов в звене «двойка»: один из участников выполнял работу подсобного рабочего (готовил материал необходимой консистенции), другой участник выполнял работу отделочника второго разряда. Затем они поменялись местами, т.е. в процессе выполнения работ оба участника выполнили работы разной квалификации. После этого все присутствовавшие на проведении мастер-класса имели возможность самостоятельно поработать с жидкими обоями.

Для выявления профессионального развития студентов нами были описаны уровни владения компетенциями, для каждого уровня были описаны поведенческие характеристики. Далее на основе диагностических методик, наблюдения, экспертной оценки, анализа продуктов деятельности студентов выявлялся уровень развития компетенций у студентов и динамика их развития в ходе педагогического эксперимента.

В результате внедрения разработанных методов и форм интерактивного обучения на занятиях естественнонаучного цикла у студентов наблюдалось изменение уровня владения компетенциями. Покажем на примере одной группы студентов.

Динамика развития компетенции «Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами» оказалась следующая: минимальный уровень владения данной компетенцией до проведения эксперимента наблюдался у восьми человек, после проведения эксперимента – у трех человек; средний уровень владения данной компетенцией до проведения эксперимента наблюдался у шести человек, после проведения эксперимента – у пяти человек; максимальный уровень владения данной компетенцией до проведения эксперимента не наблюдался, после проведения эксперимента – у семи человек.

На основании полученных результатов диагностики можно констатировать, что после проведения педагогического эксперимента у студентов наблюдался более высокий уровень владения данной компетенцией. Наблюдалась положительная динамика развития и в отношении других компетенций.

Исследование по методике С.С. Гриншпун показало корреляцию развития профессиональных компетенций студентов с их мотиваций: до проведения педагогического эксперимента основным познавательным мотивом у обучающихся был социальный, после проведения эксперимента – коммуникативный и профессиональный.

Таким образом, исходя из анализа полученных данных, можно утверждать, что внедрение системы интерактивных методов на занятиях естественнонаучного цикла в среднем профессиональном образовании показало положительную динамику развития уровня общих и профессиональных компетенций студентов, способствовало реализации компетентностного подхода, профессионально-личностному развитию обучающихся.

Библиография

  1. Ефремова, Н. Ф. Проблемы оценивания компетенций студентов при реализации компетентностно-ориентированных ООП ВПО [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.fgosvpo.ru/uploadfiles/presentations/48/20120427232625.ppt (дата обращения: 24.12.2016).
  2. Зимняя, И.А., Ключевые компетентности как результативно-целевая основа компетентностного подхода в образовании [Текст] / И.А.Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 42 с.
  3. Колычева, З.И. Технологии социального развития личности в образовательном процессе [Текст]: Учебно-методическое пособие / З.И. Колычева, Н.Н. Суртаева. – СПб: ИОВ РАО; Тобольск: ТГПИ им. Д.И.Менделеева, 2005. – 150 с.
  4. Панина, Т. С., Современные способы активизации обучения [Текст]: Учебное пособие / Т.С.Панина. – М.: Академия, 2008. – 176 с.
  5. Панфилова, А. П., Инновационные педагогические технологии: Активное обучение [Текст]: Учебное пособие / А. П. Панфилова. – М.: Издательский центр «Академия», 2009. – 192 с.
  6. Пермяков, О.Е. Диагностика формирования профессиональных компетенций [Текст] /О.Е.Пермяков, С.В.Меньков. – М.: ФИРО, 2016. – 114 с.
  7. Полат, Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования [Текст]: Учебно-методическое пособие.– М.: Издательский центр «Академия», 2010. – 193 с.
  8. Психология труда [Текст]: Учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А.Климова. – М.: Издательский центр «Академия», 2004. – 106 с.
  9. Сикорская Г.П. Экологическое сафари по Югорскому краю [Текст] / Г.П.Сикорская, Г.И.Кушникова. – М.: Аква – ПРЕСС, 2004 – 15 с.

         10. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 270802. Мастер общестроительных работ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (дата обращения: 12.12.2018).



Предварительный просмотр:

Л.Ф. Зарипова

КОУ «Нефтеюганская школа-интернат

 для обучающихся  ограниченными

 возможностями здоровья»

 

УДК

РЕАЛИЗАЦИЯ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

IMPLEMENTATION OF THE WORK PROGRAM OF EXTRACTION ACTIVITY

Аннотация. Статья посвящена анализу реализации рабочей программы внеурочной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Постулируется, что эффективной реализации практически–  деятельностного подхода способствует организация обучения на интерактивной основе. Приведены результаты внедрения данной методики на примере реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Едим дома».

Ключевые слова:  рабочая  программа  внеурочной деятельности, формы и методы интерактивного обучения, планируемые личностные результаты и формируемые базовые учебные действия.

Annotation. The article is devoted to the analysis of the implementation of the work program of extracurricular activities of pupils with disabilities. It is postulated that the effective implementation of the practical activity approach is facilitated by the organization of learning on an interactive basis. The results of the implementation of this methodology on the example of the implementation of the work program after-hour activities of the circle “Eat at Home” are given.

Keywords: work program of extracurricular activities, forms and methods of interactive learning, planned personal results and formed basic learning activities.

Рабочая программа внеурочной деятельности кулинарного кружка «Едим дома» является авторской и разработана на основе Адаптированной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»  с учетом требований  Федерального государственного образовательного стандарта  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599[1].

Основными целями внеурочной деятельности являются создание условий для достижения обучающимися необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, всестороннего развития и социализации каждого обучающегося с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), создание воспитывающей среды, обеспечивающей развитие социальных, интеллектуальных интересов, обучающихся в свободное время.

Основные задачи:

–  коррекция всех компонентов психофизического, интеллектуального, личностного развития обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

– развитие активности, самостоятельности и независимости в повседневной жизни.

В нашей школе интернате принята к применению оптимизационная модель внеурочной деятельности (на основе оптимизации всех внутренних ресурсов образовательного учреждения). Преимущества оптимизационной модели состоят в создании единого образовательного и методического пространства[2, С.187].

Программа внеурочной деятельности является компонентом содержательного раздела программы школы и  ориентирована на достижение личностных результатов и формирование базовых учебных действий.

Личностные результаты освоения программы включают индивидуально-личностные качества и социальные (жизненные) компетенции обучающегося, социально значимые ценностные установки, такие как:

–  овладение социально-бытовыми навыками, используемыми в повседневной жизни;

–  владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия;

–  профессиональное самоопределение, необходимое для успешной реализации дальнейших жизненных планов обучающихся.

Кулинарный  кружок проводится во второй половине дня, после учебных занятий, когда дети утомлены, снижена их работоспособность. Особенно важным считаю создание благоприятного эмоционального фона на занятиях по кулинарии для активной деятельности обучающихся который обеспечивают современные технологии, применение которых дает положительный результат.  На повышение активности детей  направлены здоровьесберегающие технологии обучения, благотворно влияющие на здоровье детей и педагога. Это – активные и интерактивные методы обучения.

Интерактивное обучение – это диалоговое обучение, оно относится к креативным методам обучения. Креативный метод обучения ориентирован на возможность получения обучающимися личного образовательного продукта.

Итак, основная цель реализации рабочей программы внеурочной деятельности кружка «Едим дома» – подготовка обучающихся к самостоятельной жизни, их социализация и дальнейшая  интеграция в общество. Данная рабочая программа основана на практически – деятельностном подходе  в изучении кулинарии. Практическим занятиям отводится 70 %  учебного времени, в рамках которого обучающиеся выполняют практические задания, работают в малых группах. Практические занятия носят творческий характер, способствующий  эстетическому воспитанию детей. Это –  приготовление и оформление блюд из сезонных овощей: чистят и нарезают овощи и фрукты, учатся вырезать украшения, применяя технологию карвинга,  готовят горячие бутерброды, закрытые бутерброды – гамбургеры,  различные напитки, варят супы, каши, пекут блины.

Также, обучающиеся приобретают навыки сервировки стола, учатся разным видам складирования хлопчатобумажных салфеток. Учатся производить  элементарные экономические расчеты – планирование необходимых продуктов для приготовления блюд,  совершение покупок в магазине.

Теоретическая часть программы «Едим дома»  включает сведения об основных продуктах питания, способах первичной обработки продуктов, технологию приготовления блюд, особенности национальной кухни разных стран. Теоретическая часть программы основана на использовании метапредметных связей с такими предметами как, домоводство: соблюдение личной гигиены, правила безопасной работы; основы безопасности жизнедеятельности, окружающий социальный мир, география, история, социально–бытовая ориентировка, профильный труд.

В процессе преподавания используются различные методы: беседа, мультимедийное занятие, сюжетно – ролевая игра,  дидактическая игра,  сообщения,  работа в малых группах, мини – проект, мастер –класс[3,С.4].

Участие в коллективно– творческом деле  «Новогодние хлопоты -2019», проведенный мастер–класс «Пряничный домик» является подтверждением правильности выбранной методики. В мастер–классе приняли участие обучающиеся 6-12 классов школы. Члены жюри отметили массовость и положительный эмоциональный настрой всех участников мероприятия, где дети проявили самостоятельность, инициативность, творческие способности в изготовлении рождественских пряников.

Достижению личностных результатов и формированию базовых ученых

 действий обучающихся способствуют занятия которые, также, соответствуют  требованиям стандарта. Например, занятие «Сервировка чайного стола парами чайников. Чаепитие», проведенное  в виде сюжетно–ролевой игры, инициирует и поддерживает коммуникацию со взрослыми и сверстниками, формирует навыки адаптации, социально – бытовые умения, которые могут быть применены в повседневной жизни.

Содержание активного занятия «Складирование хлопчатобумажных салфеток различными способами»  интегрировано с содержанием коррекционно – развивающих занятий детей со сложной структурой дефекта и направлено на коррекцию пространственной ориентации: право, лево, верх, низ, по центру, коррекцию мелкой моторики.

В процессе обучения использую также информационно–коммуникационные технологии (ИКТ) – мультимедиа занятия. Например, презентация «История кулинарии», на котором обучающиеся учились распознавать схожие  блюда разных стран мира на примере изделия из теста: пельмени.  Дети  учились распознавать, обобщать, анализировать информацию.

В перспективе, обучающиеся кулинарного кружка «Едим дома» способны реализовать творческий мини–проект, а также принять участие в IV региональном чемпионате по профессиональному мастерству среди инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья «Абилимпикс» в номинации «Карвинг».

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт  обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 № 1599 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70760670/

2. Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)  КОУ «Нефтеюганская школа–интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» Редакция 2017. – 187 с.

3.  Рабочая программа внеурочной деятельности кулинарного кружка «Едим дома».  – 4 с.



Предварительный просмотр:

Зарипова Лариса Фаукатовна (zaripova.lara61@mail.ru)

казенное общеобразовательное учреждение Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»

(КОУ «Нефтеюганская школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»)

ФОРМЫ РАБОТЫ С СЕМЬЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ С РАССТРОЙСТВОМ АУТИЧЕСКОГО СПЕКТРА

 О детях, имеющих отклонения умственного развития, известно еще со времен Аристотеля. Эти сведения имеют, в основном, описательный характер. Лишь в середине XIX столетия появляются первые результаты научного изучения лиц с недостатками умственного развития, связанные с попытками  помощи умственно отсталым[1].

Один из основоположников коррекционной педагогики в России  Л.С. Выготский считал, что изучение и воспитание детей с отклонениями в интеллектуальной сфере, основано на важности  выделения первичных и вторичных дефектов развития [2]. Психические функции: кратковременная память, непосредственное внимание, ориентировочные реакции, связанны с органическими – врожденными предпосылками и задатками.  С другой стороны, есть высшие психические функции, которые формируются прижизненно: воля, произвольное внимание, произвольная память. Во власти учителя, воспитателя, психолога  повлиять именно на эти  функции.

У аутичного ребенка их можно сформировать. У детей с расстройством аутистического спектра (РАС), с одной стороны, наблюдается неразвитость непосредственных форм контакта с внешним миром. С другой стороны, дети с РАС могут хорошо усваивать какие-то сложные формы деятельности, построение отвлеченных схем, они способны освоить сложные интеллектуальные действия.

Расстройство аутистического спектра – это название большой группы расстройств развития. Проблемой  аутичных детей является крайняя фрагментарность представлений об окружающем мире.

Трудности семьи, воспитывающей аутичного ребенка, имеют свою выраженную специфику.

Известно, что если такой ребенок находится в благоприятных семейных условиях и получает адекватную помощь, то он постепенно смягчает свои аутистические установки и становится несколько более гибок в отношениях с окружающими[3].

Дети ищут помощи близких, чрезвычайно зависят от них, нуждаются в постоянной поддержке, и ободрении.

Стремясь получить одобрение и защиту близких, они становятся слишком зависимы: ведут себя чересчур правильно, боятся отступить от выработанных и зафиксированных форм одобренного поведения. В этом проявляется их типичная для любого аутичного ребенка негибкость и стереотипность.

Проблемы семей  в это время связаны  с осознанием непреходящего характера трудностей и необходимости постоянной родительской поддержки, опеки ребенка. И, если, в его детстве проблемы представали как отдельные конкретные бытовые трудности ухода за ребенком, его обучения, обеспечения его безопасности, и в разрешении каждой из них отмечался постепенный дающий надежду прогресс то, со временем,  перед семьей встает глобальная задача обеспечения будущего ребенка. Семья, воспитывающая ребенка с аутизмом, нуждается в специальной поддержке[3].

На сегодняшний день, одной из  эффективных форм помощи семье, воспитывающей ребенка с расстройством аутистического спектра  и коррекции аутизма, является поведенческая терапия или метод прикладного поведения ABA (Applied behavior analesis).

АВА – терапия – это интенсивная обучающая программа, которая основывается на поведенческих технологиях и методах обучения [3].

Определенным типам поведения соответствуют определенные последствия. Если реакции на поведение ребенка (последствия) предсказуемы, то они понятны ребенку. Соответственно, ребенок начинает лучше понимать, становится более открытым для взаимодействия. Большинство детей с аутизмом любят компьютеры за их понятный «язык». АВА можно сравнить с компьютером по степени упорядоченности действий и реакций. Чтобы успешно работать на компьютере, ребенку необходимо выбрать необходимую команду. Нажав кнопку он получает предсказуемый результат. Главное здесь – постоянство, простота в использовании и отсутствие неопределенности[4,С.12].

Конечная цель АВА – ребенок осваивает окружающий мир самостоятельно.

Роль родителей важна так же, как роль педагога, психолога. Успех ребенка в большей степени зависит от того, как он сможет реализовать дома то, чему научился на занятиях со специалистами. В привычной среде, в присутствии близких  людей, ребенку легче развить той или иной навык.

TEACH технология – это программа, позволяющая обучать детей с аутизмом и детей с особыми потребностями, в которой активное участие принимают родители обучающегося [2].

В основе программы лежит идея структурированного, комплексного  обучения. Специалист обучает, прежде всего, родителей. Родители выполняют домашние задания с ребенком, ведут дневник наблюдений за ребенком, в котором отмечают динамику его развития.

В соответствии с Концепцией комплексного сопровождения людей с расстройствами  аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты – Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года[2], стратегической целью государственной политики Российской Федерации в области образования является решение приоритетных задач, к которым относится создание образовательной среды, обеспечивающей доступность образования и успешную социализацию для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Одним из приоритетных направлений по комплексному сопровождению детей с расстройством аутистического спектра является сотрудничество с семьей обучающегося.

Основным содержанием работы педагога-дефектолога с родителями проблемного ребенка является формирование сотрудничества между родителями и педагогами, сотрудничество между родителями и ребенком.

Успешная социализация аутичного ребенка – это главная задача педагогов, психологов  образовательного учреждения совместно с семьей, воспитывающей такого ребенка.

Формы работы, которыми пользуются специалисты в работе с детьми  с нарушениями в развитии и их родителями:

- консультативно-рекомендательная (родители получают ответы на интересующие их вопросы);

- лекционно-просветительская,  где родители получают необходимые знания по различным вопросам воспитания детей, медицинским аспектам развития детей, знакомятся с современной литературой;

- организация «круглых столов», родительских конференций, детских утренников и праздников.

Семья – основа создания условий успеха  в реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование, условий их социализации, обеспечения полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.

Литература

1. Епифанцева,Т.Б. Настольная книга педагога-дефектолога [Текст]/ Т.Б. Епифанцева; Под ред. Епифанцева Т.О. – 2-е изд. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – 486с.

2. Концепция комплексного сопровождения людей с расстройствами аутистического спектра и другими ментальными нарушениями в Ханты –Мансийском автономном округе – Югре до 2020 года [Электронный ресурс]: Распоряжение. – Режим доступа: https://depsr.admhmao.ru/pomoshch-lyudyam-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra-i-drugimi-mentalnymi-narusheniyami/normativnye-pravovye-akty/840927/kontseptsiya-kompleksnogo

3. Никольская, О.С. Детский аутизм: пути понимания и помощи [Электронный ресурс]/ О.С. Никольская // Альманах  Института корренционной педагогики. – 2014. – №18. – Режим доступа: https://alldef.ru/ru/articles/almanah-18/razvitie-kliniko-psihologicheskih-predstavlenij-o

4. Шрамм, Р. Детский аутизм и АВА [Текст]: терапия основанная на методах прикладного анализа поведения / Р. Шрамм; пер. с англ. З. Измайловой-Камар; науч. ред. С. Анисимова. – Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2013. – 208с.



Предварительный просмотр:

Информационная справка

о взаимопосещении уроков, занятий с 12.11.18 г по 28.12.18

Зарипова Лариса Фаукатовна учитель

( Ф.И.О., должность)

Дата

Ф.И.О.

Предмет

Класс

Тема урока, занятия

Задача, которую педагог поставил перед собой

Результат по реализации поставленной задачи

30.11.18

4.12.18

Суворова А.Н.

Суворова А.Н.

Профильный труд

Профильный труд

12

12

Пошив блузки

Пошив блузки

Практико-ориентированный характер получаемых знаний

Практико-ориентированный характер получаемых знаний

Цель посещения урока: установить практико-ориентированный характер преподаваемых знаний учителем Суворовой А.Н.  Цель урока  учителем сформулирована корректно. Выполнение практических  действий: пошив блузки. В ходе практического урока № 76, № 86 в 12 классе, обучающиеся выполняли трудовую функцию. Выполнение операции пошива блузки закрепляет самостоятельность обучающегося, закрепляет навыки трудовой функции.

Задача: формируется положительное отношение к  ручному труду, применение опыта пошива верхней женской одежды может быть использована в различных социальных (жизненных) ситуациях. Цель урока достигнута. Задача, поставленная учителем Суворовой А.Н.,  выполнена.

Количество посещённых уроков 2                                    Дата    12.12.18 г                                                                          Подпись__________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

4. Аттестация. Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активн

Справка. Формирование современной образовательной средыСвидетельство. Вебинар. Возможности использования электронных образовательных ресурсов при обучении детей с ОВЗ в основной школе Свиде...

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

Транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности...

5.Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное участие

5.1. Формирование современной образовательной среды (создание учебного кабинета, творческой лаборатории, мастерской, музея и т.п.)5.2. Продукты интеллектуальной деятельности педагога, использование но...

Аттестация. 4. Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности

4.1.3. Э лектротехника Тема 1.  Схемы включения трехфазной нагрузки.Задание1. Изучить материал учебника  В. М Прошин Электротехника М. «Академия». 2015. Глава 3 «Трехфазные...

Критерий 2: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессиональной деятельности, активное

Критерий 2: Личный вклад педагогического работника в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания, транслирование в педагогических коллективах опыта практических рез...