Доклад «Профессиональный стандарт учителя татарского языка».
материал на тему

Нәгыймуллина  Эльвина   Әхмәтфатих   кызы

Доклад предназначен для выступления на ШМО, на педагогическом совете при подготовке к аттестации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc40.5 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Профессиональный стандарт учителя татарского языка»

Введение профессионального стандарта для педагога связано с тем, что изменились условия в школе и сами дети. Эти изменения коснулись как законодательного, так и содержательного пространства образовательного учреждения, связанные с реализаций ФГОС ОО и Федерального закона об образовании в РФ

Профессиональный стандарт педагога – рамочный документ, в котором определяются основные требования к его квалификации. Общенациональная рамка стандарта может быть дополнена региональными требованиями, учитывающими социокультурные, демографические и прочие особенности данной территории (мегаполисы, районы с преобладанием сельского населения, моноэтнические и полиэтнические регионы накладывают свою специфику на труд педагога). Профессиональный стандарт педагога может быть также дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения (по аналогии со стандартом предприятия), в соответствии со спецификой реализуемых в данном учреждении образовательных программ (школа для одаренных, инклюзивная школа и т.п.). 

 Развивается инклюзивное образование: это значит, что в одном классе могут сидеть дети здоровые и дети с ограниченными возможностями здоровья, дети с особыми образовательными потребностями и способностями, а также, так называемые, «трудные дети», дети группы риска. Растет количество детей, для которых русский не является родным. В то же время учитель сейчас выполняет несвойственные ему функции, связанные с огромным количеством бумаг различной значимости.

    В нашей стране имеют место  региональные различия. Где-то все дети говорят на одном языке, где-то существует ситуация сосуществования различных культур. Одни школы находятся в крупных городах, другие – в малых городах, рабочих поселках, районных центрах, третьи – на селе. Кроме того, образовательные учреждения тоже разные. Все эти различия должны были найти место в стандарте.

       Нужно обратить внимание и на региональные особенности стандарта, важным региональным компонентом к профессиональному стандарту педагога является –профессиональный стандарт учителя татарского языка.

Если обратиться к понятию «региональное дополнение к профессиональному стандарту», то он предполагает дополнительные требования к квалификации педагога, позволяющие ему выполнять свои обязанности в реальном социокультурном контексте.

Особенности социокультурной ситуации в Республике Татарстан определяются, прежде всего, системой двуязычного образования: русский и татарский являются государственными, 99,7% всех учащихся республики изучают татарский язык. Однако по новому Закону русский язык стал общефедеральным, тогда как татарский язык является лишь одним из языков народов РФ. Поэтому особенно актуальной в рамках взаимодействия культур является проблема двуязычия, билингвизма. При этом важным механизмом решения билингвизма в Республике Татарстан является не только учитель русского языка, а, прежде всего, учитель татарского языка и литературы. Вот почему в рамках регионального дополнения профессионального стандарта важно прописать профессиональный стандарт учителя татарского языка, наделив его полномочиями по реализации билингвизма.

Профессиональный стандарт учителя татарского языка.

Учитель татарского языка так же должен соответствовать всем квалификационным требованиям профессионального стандарта учителя.

Так как татарский язык в Республике Татарстан является государственным языком, он, как и русский язык в большей степени, чем большинство других школьных предметов, является прикладной и жизненно важной дисциплиной.

Язык формирует мышление и речь учащихся. От овладения им зависят уровень освоения национальной культуры, обретение национальной, российской гражданской идентичности.

Главным образовательным результатом освоения татарского языка учащимся является развитие:

· коммуникативной способности;

· установки на использование этой способности.

В современном мире коммуникация предполагает существенное расширение текстовой (устной и письменной) коммуникации, как за счет традиционных и архаичных инструментов (жест, танец, модуляция голоса), так и основанных на ИКТ – гипермедиа, то есть системе текстовых, изобразительных, звуковых объектов и связей, ссылок между ними. В настоящее время сообщение для детей и учителя – это, как правило, гипермедиа: объект и его предъявление с использованием экрана, видеоаудиоисточников и инструментов с возможным участием человека.

Дополнительным образовательным результатом является компетентность в лингвистике (науке о языке). За счет лингвистики татарского языка, в частности, умения, применять лингвистические знания в практике коммуникации расширяется языковая лингвистика. Коммуникативная компетентность применяется и формируется в татарской литературе (для татарских школ).

Предметная компетентность учителя татарского языка

Учитель татарского языка должен:

    Соблюдать контекстную языковую норму. Не допускать в устной и письменной речи массовых ошибок: канцеляризмов, ошибочных ударений и форм в словах, используемых в работе с учащимися.

    Осуществлять автокоррекцию. При сомнении, чьем-то замечании, столкновении с альтернативой обращаться к толковым словарям и орфоэпическим источникам Интернета.

    Знать и использовать стандартные нормы татарского литературного языка произношение и лексику, демонстрируя их отличия от местной языковой среды.

    Знать и проявлять позитивное отношение к местным языковым явлениям, отражающим культурно-исторические особенности развития местности и региона.

    Использовать специальные коррекционные приемы обучения для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    Вести постоянную работу с семьями учащихся и местным сообществом по формированию речевой культуры, фиксируя различия местной и национальной языковой нормы, культуру кратких текстовых сообщений, использование средств телекоммуникации и работу с интернет-источниками.

   Давать этическую и эстетическую оценку языковых проявлений в повседневной жизни: интернет-языка, языка субкультур, языка СМИ, ненормативной лексики.

   Являться активным квалифицированным постоянным читателем и зрителем (татарской литературной периодики, новинок татарской литературы, телевидения (ТНВ и других каналов), кино и театра).

Общепедагогическая компетентность учителя татарского языка

Учителю татарского языка рекомендуется реализовывать в своей деятельности следующие процессы:

· Определение (диагностика) совместно с учащимся достигнутых результатов (на основе анализа его работ, зафиксированных в информационной среде) и их динамики, выявление трудностей и препятствий; многокритериальное оценивание результата отдельной работы и текущего состояния учащегося (относительно предшествующего) и сообщение ему об этом.

· Определение совместно с учащимся, его родителями, другими участниками образовательного процесса (социальный работник, психолог, дефектолог, дистанционный методист и т.д.) зоны его ближайшего развития; предсказание и планирование его «коридора ближайшего развития».

· Определение, на основе анализа собственной деятельности (в частности, по ее фиксации в ИС), с помощью (при необходимости) методической службы, оптимальных моделей педагогической деятельности, подверженных постоянному развитию и изменению.

· Планирование образовательного процесса для группы, класса детей на основе имеющихся типовых программ и собственных разработок с учетом специфики состава учащихся, уточнение и модификация планирования.

· Организация деятельности ребенка и группы (класса) детей, в том числе индивидуальная и коллективная смена форм деятельности, индивидуализация заданий, получение, анализ домашних работ до начала следующего занятия.

· Организация применения ИКТ учителем и учащимися в образовательном процессе: для его фиксации и как инструмента деятельности, анализ домашних работ в ИС.

· Совместное с учащимися использование иноязычных источников информации, инструментов перевода, произношения.

· Организация олимпиад, конференций, турниров, лингвистических игр в школе.

Таким образом, профессиональный стандарт педагога является тем нормативно- правовым инструментом, который в состоянии обеспечить единство требований в профессионально-педагогической сфере и создать условия для профессионального и личностного роста педагогических кадров с учетом государственных требований к системе образования на федеральном и региональном уровнях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация учителя татарского языка и литературы

Портфолио учителя- 1 часть.2часть...

Выступление на педсовет "Как создать сайт учителя татарского языка и литературы"

В настоящее время, в век технологий, мобильности и глобализации возникает острая необходимость в освоении и использовании сети Интернет, социальных сетей и персональных сайтов....

Анализ работы методического объединения учителей татарского языка и литературы

Анализработы  методического объединенияучителей татарского языка и литературы...

Профессиональный стандарт учителя русского языка и литературы

Презентация к представлению (описанию) профессионального стандарта учителя русского языка и литературы....

Портфолио учителя татарского языка и литературы

Портфолио учителя татарского языка и литературы Муллануровой Айсылу Мударрисовны...

Имаева Р.Р., учитель татарского языка и литературы Елина Е.А., учитель русского языка и литературы МБОУ «СОШ №79» Советского района города Казани Литературно-музыкальный салон для старшеклассников,посвящённой творчеству Ф.Ю.Тютчева и Г. Кандалыя.

Цели:Познакомить гостей салона с многообразием творческой фантазии Ф.И.Тютчева и Г.Кандалыя.Ввести мир прекрасного,приобщить к щедеврам поэзии и музыки.Показать связь русской и татарской культур во вр...

Индивидуальный план профессионального развития Шайдуллиной Фандии Камиловны, учителя татарского языка и литературы муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «СОШ № 33 с углубленным изучением английского языка»» Нижнекамского муниципального

Индивидуальный план профессионального развитияШайдуллиной Фандии Камиловны,учителя татарского языка и литературымуниципального бюджетного общеобразовательного учреждения«СОШ № 33 с углубленным и...


 

Комментарии

Хайбуллина Эльмира Маулетовна

Очень интересно изложенный материал. Профессиональный стандарт учителя актуален на сегодняшний момент, в связи с изменениями положения об аттестации. Многие моменты данного материала могут быть применены и для учителей иностранного языка.