Мониторинг СОЦИАЛИЗАЦИЯ воспитанников
картотека (9 класс) на тему

Быкова Валентина Петровна

Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.

Диагностика – это способ изучения процесса, явления с целью выявления или установления состояния процесса, явления.

Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных обстоятельств и своего диагноза.  

 Необходимо  разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Мониторинг, который я использую, дает возможность судить  о сформированности поведенческих навыков воспитанников группы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы.

Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon monitoring_sotsializatsii.doc454 КБ

Предварительный просмотр:

 Государственное образовательное автономное учреждение

Амурской области для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальная (коррекционная) школа – интернат № 5 для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья

пгт. Новобурейский

Мониторинг

уровня социализации воспитанников

 

                                                         Автор: Быкова Валентина Петровна

                                                         воспитатель 1 квалификационной категории

                                                 2014 – 2019 гг

Мониторинг уровня социализации воспитанников

 

Прежде чем говорить о результатах диагностики и мониторинга чего бы то ни было, необходимо разобраться в том, что такое диагностика и что такое мониторинг.

Диагностика – это способ изучения процесса, явления с целью выявления или установления состояния процесса, явления.

Мониторинг – это контроль или наблюдение за каким-либо процессом с целью выявления его соответствия желаемому результату или первоначальным предположениям.

Но в тоже время недопустимо определение стандарта воспитанности, которому должен соответствовать ребёнок. Так наши воспитанники не смогут достичь этого стандарта – и не по своей вине, а в силу сложных обстоятельств и своего диагноза.  

 Необходимо  разработать такой мониторинг, который бы позволил оценить усилия каждого ребёнка, даже плохо воспитанного, стать чуть лучше, не причисляя его к разряду «анормальных», «девиантных» детей.

Мониторинг, который я использую, дает возможность судить  о сформированности поведенческих навыков воспитанников группы. Он разработан по семи критериям, которые можно представить в виде таблицы.

Критериями служат наиболее значимые для воспитанников умения, которые необходимы им сейчас в условиях школы-интерната и будут значимы в дальнейшей самостоятельной жизни. Критерии следующие:

  • сформированность навыков  здорового образа жизни
  • социальная адаптация
  • сформированность коммуникативных навыков
  • учебная мотивация
  • социальная активность
  • сформированность навыков социальной адаптации
  • уровень усвоения нравственных норм и правил

I. Сформированность навыков здорового образа жизни:

«1» – не имеет представлений о правилах мытья рук, ног, тела; не знает правила чистки зубов

«2» – знает правила, но не имеет практических навыков

«3» – частичное знание правил и частичное выполнение практических навыков

«4» – знает правила, но не выполняет на практике

«5» – знает правила, но часто нарушает

«6» – знает правила, но иногда выполняет с замечаниями

«7» – знает последовательность выполнения утреннего и вечернего туалета, выполняет при частичном контроле со стороны педагога (присутствие)

«8» – знает, но выполняет по требованию (достаточно озвучить)

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – оказывает помощь  товарищам

II. Социальная адаптация:

«1» – не имеет представлений о распорядке дня (не разделяет первую и вторую половину дня) и неадекватно реагирует на замечания

«2» – частично ориентируется в режиме дня, но на замечания реагирует неадекватно

«3» – частично ориентируется в режиме и адекватно реагирует на замечания

«4» – знает режим, но нуждается в постоянном контроле

«5» – ориентируется в режиме, но часто нарушает (опаздывает, отказывается выполнять что-либо)

«6» – избирательное отношение к режиму

«7» – знает режим, но нуждается в частичном контроле

«8» – знает режим, но иногда выполняет с замечаниями

«9» – знает и выполняет самостоятельно

«10» – осознанно соблюдает режим

III. Сформированность коммуникативных навыков:

«1» – ОНР, не всегда понимает обращенную к нему речь, словарный запас ограничен потребностями ребенка («дай», «на», «пи-пи», «ка-ка»)

«2» – понимает обращенную к нему речь, сквернословит, агрессивен по отношению к себе и другим, груб в общении

«3» – не всегда понимает смысл слов, отсюда часто сквернословит и нарушает правила коммуникативного поведения, не контактен

«4» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми, но не выполняет известные правила коммуникативного поведения

«5» – понимает обращенную к нему речь, контактен с детьми и взрослыми, но правила коммуникативного поведения выполняет по своему усмотрению и в зависимости от ситуации

«6» – вежлив в общении, но может проявить негатив, если его «заденут»

«7» – вежлив в общении, доброжелателен, адекватно реагирует на замечания взрослых, но не детей

«8» – вежлив в общении, доброжелателен со всеми, адекватно реагирует на любые замечания

«9» – осмысленно употребляет вежливые слова, в общении не конфликтен

«10» – усвоены социальные нормы и правила культуры поведения

IV. Учебная мотивация:

«1» – полное нежелание ходить в школу, учиться, агрессивное отношение к педагогам и школе

«2» – отказывается от выполнения домашнего задания из-за нежелания делать что-либо

«3» – выполняет домашнее задание по настроению

«4» – отказывается от выполнения домашнего задания, столкнувшись с трудностями

«5» – выполняет домашнее задание как необходимость, которую нельзя избежать, при этом, не задумываясь о правильности

«6» – выполняет домашнее задание с помощью взрослого

«7» – выполняет домашнее задание, но с частичной помощью взрослого

«8» – пытается выполнить весь объем домашнего задания самостоятельно, но не качественно, отказывается от помощи

 «9» – выполняет домашнее задание самостоятельно, но с ошибками

«10» – выполняет домашнее желание с желанием, пониманием, самостоятельно

V. Социальная активность:

«1» – неумение организовать свой досуг

«2» – является негативным лидером

«3» – безучастен к происходящему (не проявляет интереса к любым мероприятиям)

«4» – при наличии руководства стремится к пустому времяпрепровождению

«5» – может быть участником простых подвижных и настольных игр

«6» – организует свой досуг по рекомендации педагога без желания

 «7» – организует свой досуг по рекомендации педагога с желанием

«8» – может организовать свой досуг, независимо от того, чем заняты другие дети

«9» – является активным участником происходящего

«10» – свободное время проводит с пользой для себя и других, целенаправленно, интересно, организует и побуждает к тому же других

VI. Сформированность навыков социальной адаптации:

«1» – отсутствие самостоятельности (не приучены складывать свою одежду, не умеет самостоятельно ухаживать за своими вещами, не принимает участия в наведении порядка в классе, раздевалке, не заправляет постель)

«2» – не сформирована потребность следить за внешним видом, отсутствие владения навыками аккуратного приёма пищи и культуры поведения за столом,  не умеет аккуратно заправлять постель, не умеет дежурить

«3» – не различает чистые и грязные вещи, не умеет подобрать одежду по погоде, помощь взрослого не принимает, плохо заправляет постель, плохо дежурит

«4» – нет системы в содержании порядка в одежде, личных вещах, нет правильной последовательности действий при одевании, раздевании, приёме пищи и т.п.

«5» – с помощью взрослого подбирает одежду в зависимости от погоды, раскладывает, развешивает мокрую одежду и обувь для сушки, заправляет кровать

«6» – при частичной помощи со стороны взрослого подбирает одежду и обувь в зависимости от ситуаций (повседневную, праздничную, спортивную), выполняет обязанности дежурного

«7» – при частичном контроле выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям

«8» – выполняет все действия по самообслуживанию на уровне соответствующем его возрасту и способностям, но при напоминании

«9» – выполняет все действия самостоятельно

«10» – выполняет все действия самостоятельно и помогает другим воспитанникам в развитии навыков самообслуживания и самостоятельности

VII. Уровень усвоения нравственных норм и правил:

«1» – не регулирует свое поведение, подчиняется внутренним импульсам и причудам, проявляет неадекватные эмоциональные реакции; крайняя неуправляемость, асоциальность ребенка

«2» – отражает чрезмерные эмоции, неусидчивость, плохая саморегуляция поведения

«3» – при наличии контроля со стороны педагогов и товарищей неадекватно реагирует на ситуации, мало реагирует на внешнее воздействие

«4» – отражает средний уровень тревожности и агрессивности

«5» – вспыльчив, не может переключить свое внимание на что-то другое, не идет на сотрудничество и перемирие

«6» – вспыльчив, но довольно отходчив, может переключить свое внимание на что-то другое, идет на сотрудничество и перемирие

«7» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сосредоточенность, усидчивость, доброжелательность, но иногда может наблюдать ситуативные адекватные, агрессивные проявления, вызванные неадекватными действиями окружающих

«8» – крайнее проявление покладистости: т.е. беспрекословно выполняет указания других, не считаясь со своим мнением и желанием, страх конфликта, конформизм

«9» – проявляет покладистость, но не в ущерб собственным интересам

«10» – показывает спокойствие, миролюбивую натуру, сбалансированность внутренних процессов, адекватные эмоциональные реакции.

Список учащихся группы

  1. Багинский Андрей Вячеславович

  1. Гречанник Кирилл Александрович

  1. Заплечникова Виктория Вячеславовна

  1. Белоусов Роман Анатольевич

  1. Могильный Олег Сергеевич

  1. Чмеленко Кирилл Александрович

  1. Протченко Вероника Руслановна

  1. Бухтоярова Диана Рустамовна

1

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 3

 9

 9

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 3

8

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

2

 8

 9

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 9

 

социальная активность (организация досуга)

 2

 9

 9

 

навыки самообслуживания

4

 9

 9

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 4

 

 

2

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 4

 9

 9

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 4

4

7

 9

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 3

4

 9

 

учебная мотивация (самоподготовка)

3

 

социальная активность (организация досуга)

 3

9

 9

 

навыки самообслуживания

 4

 9

 10

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 4

 9

 9

 

3

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 5

 10

 10

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 5

10 

 10

 10

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 6

10 

10 

10

10

 

учебная мотивация (самоподготовка)

10 

10 

10 

 10

 10

 

социальная активность (организация досуга)

 7

10 

10 

10 

10 

 10

 10

 

навыки самообслуживания

 8

10 

10 

10 

10 

10 

 10

 10

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 6

 10

 10

 

4

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 3

 9

 9

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 9

 9

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

9

9

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 4

9

9

 

социальная активность (организация досуга)

 4

10 

10 

 

навыки самообслуживания

 5

10 

10 

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 5

 9

 9

 

5

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 4

 9

 9

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 4

   9

 9

 9

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 3

 9

 9

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 8

 8

 

социальная активность (организация досуга)

 1

 9

 9

 

навыки самообслуживания

 4

 10

 10

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 9

 9

 

6

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 4

 9

 9

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 4

 9

 9

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 9

 9

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 9

 9

 

социальная активность (организация досуга)

 3

 10

 10

 

навыки самообслуживания

 9

 9

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 9

 9

 

7

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 5

9

10 

10 

10 

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 6

10 

10 

10 

10 

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

 6

10 

10 

10 

 

учебная мотивация (самоподготовка)

 6

10 

10 

10 

10 

 

социальная активность (организация досуга)

 7

10 

10 

10 

10 

10 

 

навыки самообслуживания

7

10 

10 

10 

10 

10 

10 

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

 7

10 

10 

10 

10 

10 

 

8

Показатели

5  класс

6  класс

7  класс

8  класс

9  класс

2014 /2015 г.

2015 /2016 г.

2016 /2017 г.

2017 /2018 г.

2018 /2019 г.

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

окт.

май

сформированность навыков ЗОЖ

 5

10 

10 

10 

 

социальная адаптация (выполнение режима)

 6

10 

10 

10 

10 

 

коммуникативные навыки (речевая культура)

10 

10 

10 

10 

10 

 

учебная мотивация (самоподготовка)

10 

10 

10 

10 

 

социальная активность (организация досуга)

10 

10 

10 

10 

10 

 

навыки самообслуживания

 7

10 

10 

10 

10 

10 

10 

 

уровень усвоения нравственных норм и правил

10 

10 

10 

10 

10 

 

Выводы и рекомендации:

  1. По результатам мониторинга уровень социализированности воспитанников моей группы на 2018 – 2019 учебный год выше среднего – 75 %, по сравнению с предыдущим годом 2016 – 2017 уч. год – 51 %  (рост уровня составил 24 %), 2015 – 2016 уч. год – 39 % (рост уровня составил 36 %)  

                                                                             

  1. Для повышения уровня социализации воспитанников необходимо активнее вести работу, надо целенаправленно развивать систему индивидуального педагогического сопровождения тех учеников, у которых в силу их личностных особенностей процесс социализации отстает по сравнению с основной массой детей.  
  2.   Задачи, которые необходимо решать:
  • содействовать социальной адаптации учащихся;
  • помочь ребенку обращаться к своему жизненному опыту на рефлексивном уровне, сделать его предметом самопознания, самоанализа;
  • использовать включение детей в активную творческую деятельность;
  • помочь приобретать навыки обсуждения и выбора путей решения проблемы, умений эффективного сотрудничества в команде;
  • воспитывать у детей основы гуманистической личностной позиции; оградить детей от асоциальных влияний; сформировать навыки духовного противостояния на основе отечественных нравственных и культурных традиций.

Список литературы:

  1. Баранова Т.С. Девиантное поведение подростков-трудности социализации- Психология и школа,2005,№3 с.3
  2. Ильина Т.А. Формирование мировоззрения и социализация личности.-Школа,2010,№5,с.38-40
  3. Макаров М. Микроклимат школы и его влияние на социализацию подростков.-Воспитание школьников,2006,№2,с.68
  4. Никандров Н.Д. Воспитание и социализация в современной России: риски и возможности.-Педагогика,2014,№1,с.3
  5. Ярулов А.А. Формирование культуры социальной компетентности школьников.-Школьные технологии, 2005,№2,с.97

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная программа для работы в условиях CРЦ " Социализация воспитанников через игру"

Игра - это не только источник знаний, но и радость, удовольствие от победы, умение познавать мир и действовать в различныхситуациях. игра помогает скрасить досуг, развивать умственные способности, улу...

Создание классного коллектива - залог успешной социализации воспитанников коррекционной школы (из опыта работы классного руководителя)

В работе представлена поэтапная работа по формированию классного коллектива в условиях коррекционной школы-интерната VIII вида, определены цели и задачи, формы и методы работы, показана необходим...

Программа социализации воспитанников "Мир, в котором я живу"

Данная программа направлена на регуляцию социального поведения несовершеннолетних  из неблагополучных и социально-незащищенных семей....

Программа социализации воспитанников школы-интерната (2011г.)

Правовая социализация,  профессиональное самоопределение воспитанников, безопасность жизни, культура поведения и общения...

Социализация воспитанников в условиях детского дома. Доклад Серовой И.Е., заместителя директора по УВР ГКОУВО "Муромский детский дом № 2"

Введение.Данный реферат посвящен достаточно сложной проблеме: определению отличительных особенностей социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, воспитывающихся в образовател...

программа по социализации воспитанников в условиях детского дома

Данная программа разработана социальным педагогом и педагогом -психологом ГКОУВО "Муромский детский дом № 2" Серовой И.Е. и Солдаткиной Л.Н. Данную программу в своей работе с детьми детского дома...

Актуальные проблемы социализации воспитанников в Детском доме.

Каждая эпоха рождает свой взгляд на воспитание. Государство, строившее свою экономику, культуру, образование на приказных методах, на принципе планирования заданий «сверху», требовало жёсткого ...