публичное представление собственного опыта
презентация к уроку

краткая характеристика моего опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon moy_ped.opyt_.doc124 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема опыта: «Развивающее обучение на уроках географии через использование активных форм обучения»

                             I.Информация об опыте

Условия возникновения и становления опыта Я работаю учителем географии в данной школе 41год. Имея уже достаточно большой опыт преподавания географии, я заметил, что в последние годы по различным причинам снижается интерес у учащихся к предмету географии, как, впрочем, и к другим предметам. Компьютер и Интернет уверенно входят в нашу жизнь. Почти каждый второй из детей имеет дома компьютер и ему доступна любая информация.

        И тогда я решил для развития познавательной деятельности школьников на уроках географии необходимо использовать более активные формы, методы и приёмы обучения, а детям нужно больше давать самостоятельности в приобретении знаний. Ведь мы не просто обучаем детей своему предмету, а готовим всесторонне развитую личность, способную адаптироваться к меняющимся социальным условиям жизни общества. Педагог должен стимулировать учащегося к саморазвитию, создавать условия творческой деятельности и тем самым формировать познавательные интересы учащихся.

.

Актуальность опыта

К числу актуальных проблем современной педагогической науки и практики относятся вопросы активизации познавательной деятельности школьников. Их особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно – преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения. Можно добиться того, что познавательный интерес станет основой положительного отношения к учению, систематически укрепляя и развивая его, в свою очередь познавательный интерес повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность.

Развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности предполагает деятельностную парадигму образования. Процесс учения понимается не только как усвоение системы знаний, умений и навыков, составляющих инструментальную основу компетенций учащегося, но и как процесс развития личности, обретения духовно-нравственного и социального опыта.

Основная  идея опыта

        Основная педагогическая идея опыта заключается в создании условий для активизации познавательной деятельности учащихся посредством широкого внедрения в учебный процесс активных форм обучения.

        Утверждение развивающей направленности школьного образования обусловило изменение в методике преподавания. Задачей учителя сегодня в большей степени является не преподнесение суммы знаний как таковых, а общее развитие учащихся, в частности формирование общеучебных умений как средства усвоения и приобретения знаний.

        Уже не способны сформировать у учащихся умения и навыки, которые будут им необходимы в новых общественных отношениях, условиях жизни, традиционные в недавнем прошлом репродуктивные методы обучения, опиравшиеся на принцип авторитарности. Современная школа отходит от информационной модели образования и основной упор делается не на пассивное заучивание информации, или получение её из уст учителя, а на активное вхождение в проблему, требующее самостоятельных творческих усилий интеллекта. Вследствие этого поменялась роль учителя, но нисколько не уменьшилась, а даже возросла. От него сегодня требуется искусство организации активной познавательной деятельности учащихся на уроке, считаю это намного интереснее и в то же время сложнее, чем обычное сообщение знаний и проверка его усвоений.

        Поэтому ведущую идею своего опыта вижу в следующем:

  • Формирование самообразовательных умений учащихся на уроках географии, как способ организации учебно-познавательной деятельности;
  • Формирование творческих способностей, как способностей создавать нечто новое и оригинальное;
  • Формирование активной творческой личности, способной к преобразованию окружающего мира.

Создание в классе условий для развития познавательной деятельности учащихся, а также для формирования свободной, творческой личности, исходя из актуальности проблемы и является целью моей педагогической деятельности.

 

Теоретическая база опыта

        В основе моего педагогического опыта лежат педагогические идеи выдающихся педагогов, таких как А. Дистервега, Ю.К. Бабанского, Г. И. Щукиной, И. Песталоцци, В. А. Сухомлинского и др., идея которых состоит в том, что для успешного обучения и воспитания необходимо развитие познавательной активности учащихся, их творческих способностей.

Больше всего интересна и близка к моей идее опыта теория развития познавательных интересов Г. И. Щукиной, модель которой состоит из следующих этапов: разминка-развитие психических механизмов; выполнение частично поисковых; задач-решений творческих задач.

Научный труд Ю.К. Бабанского в разделе «Концепция содержания методов и форм организации обучения в современной образовательной школе»  находит отклик и предложения. Одним из его предложений является усиление мотивации учения школьников и целенаправленное интенсивное развитие личности, её творческого потенциала.

Обучение в школе представляет собой совместную деятельность, которая должна научить учащегося навыкам сотрудничества, сотворчества. Данная проблема меня привлекает ещё тем, что позволяет соединить элементы других технологий в обучении: технологию опережающего обучения, технологию дифференцированного обучения и др.  Но, главным в этих технологиях, считаю идею совместной развивающей деятельности учителя и учащихся, взаимопонимание, общий анализ хода и результата. Появляется возможность учителю в реализации этой идеи оказать помощь в развитии у учащихся познавательного интереса  на уроке.

Новизна опыта

        Создание системы применения активных форм обучения, нацеленных на развитие познавательной деятельности учащихся на уроках географии, и состоит новизна моего опыта.  

Технология опыта

        

Из своего многолетнего опыта я понял, что только тогда учитель испытывает истинное удовольствие, когда он видит глаза детей, полные любопытства и удивления, когда урок заканчивается массой различных вопросов и высказываний. Поэтому учитель всегда должен напряженно работать, это трудно. Самое неприятное в работе учителя, когда его промахи и непродуманность уроков гасят познавательную активность учеников, приводя к инерции.

Развитие познавательного интереса к предмету является одним из важнейших средств повышения эффективности обучения.  Систематически укрепляя и развивая его, можно добиться того, что он станет основой положительного отношения к учению, повлияет на результаты деятельности, на процессы мышления, воображения, памяти, чувств, которые под его воздействием приобретут особую активность и направленность. Ещё не все слова знакомы детям, но мечта рождается – увидеть мир своими глазами. Конечно, за небольшой отрезок времени (45 минут) дать ученикам информацию, проверить знания, развить практические навыки – задача сверхсложная. И потому от того, как правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал необходимый материал и сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения, зависят и качество обучения, и успешность достижения конечных результатов. Необходимо выбирать такие формы и приёмы обучения, позволяющие так организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные результаты обучения будут успешно усвоены в классе.

Немаловажным моментом считаю создание доброжелательной и деловой атмосферы, обеспечивающей творческое сотрудничество на уровне учитель – ученик, ученик – ученик.

За 41 год работы в школе, я увидел следующие особенности учащихся нашей школы - в первую очередь это ярко выраженная особенность между двумя категориями учащихся, которые хотят и могут учиться и которые не хотят, или не могут нормально усваивать школьную программу в силу своей недостаточной подготовленности. В связи с этим, считаю, что дифференциация в обучении поможет разрешить эту проблему. Давая детям разноуровневые задания, можно надеяться на хороший результат и у детей не пропадет интерес к обучению.

Для развития познавательной активности учащихся на уроках географии в 9-11 классах разрешаю им пользоваться любыми источниками информации (атласами, учебниками географии разных авторов, справочниками, услугами Интернета и др.). Учащимся стало интересно. Таким образом, они учатся ориентироваться в дополнительной литературе и самостоятельно добывать знания. Обучающие задачи я могу давать на любом этапе урока, но лучше всего это получается при обобщении материала. Решение обучающих задач провожу с учащимися в группах, ведь у каждого из учащихся уже есть свой багаж знаний и здесь все свои знания они могут применить.

В 11 классе после изучения разделов «Зарубежная Европа», «Зарубежная Азия», «Страны Восточной Европы» я ограничиваю детей в источниках информации, так как они владеют уже  достаточным объёмом знаний, но разрешаю пользоваться атласами и даю им задачи по конкретному региону.

        В 10 классе обучающие задачи связаны с информацией о населении, ЭГП, хозяйстве стран СНГ, природных ресурсах, отраслях промышленности и сельского хозяйства и др.

        В последнее время обучающие задачи я составляю  сам и тут для меня важным является заострение внимания на тот материал, который детям даётся труднее всего. Например, если учащиеся плохо запоминают материал о национальном составе населения страны, то я включаю это в задачу (страна, где в основном проживают два народа: фламандцы и валлоны - это Бельгия). Есть задачи у меня и про страны Юго-Восточной Азии, например, про Камбоджу, эта страна фактически редко упоминается в программном материале, не говоря о том, что в ней сложная политическая обстановка, и несколько раз за короткий период менялась форма правления. Ответы учащиеся находят  в справочниках и, конечно же, лучше запоминают. Эта страна уже не кажется им такой далекой. В содержании своих задач я стараюсь охватить все уголки и регионы мира. Обычно выбираю те страны, у которых пять и более соседей. (Приложение №1)

        Следующим этапом в работе с обучающими задачами определяю составление задач самими учащимися. Делю учащихся на группы и каждой группе даю по одной стране, у которой как можно больше соседей.  У учащихся в наличии различные источники информации: учебники, справочники, журналы со статистическим материалом, атласы, сотовые телефоны. Для того, чтобы учащиеся лучше могли сориентироваться, даю примерную тематику содержания задач:

1. Особенности ЭГП страны (главные черты ЭГП, формы правления и АТУ)

2. Природные условия и ресурсы.

3. Особенности населения (религии, тип воспроизводства населения, плотность и др.)

4. Особенности хозяйства страны (отрасли специализации страны и т.д.)

5. Внешнеэкономические связи.

Например, одной группе учащихся даю изучение Австрии. Далее учащиеся выписывают всех её соседей.  Это Италия, Швейцария, Лихтенштейн, Германия, Чехия, Словакия, Венгрия, Словения. Учащиеся выясняют, что каждая страна имеет свои особенности. Если взять в качестве примера Германию, то здесь много особенностей. Эта страна является лидером по многим показателям (по выпуску автомобилей в этой части света, по числу агломераций и иммигрантов и т.д.). Возьмем Венгрию. Если взять ЭГП, то страна не имеет выхода к морю, ее столица стоит на берегу второй по величине реки части света. Если возьмём за основу население, то это страна, где проживает население финно-угорской группы. Только финны ещё относятся к этой языковой группе из стран зарубежной Европы (не считая ближнего зарубежья – Эстонии) или самоназвание населения – мадьяры. Самое важное в этой работе то, что учащиеся видят эти особенности и могут их выделить, а также они умело выбирают карту, которая им наиболее подходит. (Приложение №2)

Результат в работе над обучающими задачами положительный –  учащиеся лучше ориентируются по карте и запоминают особенности стран.  Кроме этого у них развивается логическое мышление.  Но самое главное, что   они делают это с удовольствием.

Работая над своей темой,  пришёл  к такому выводу, что использование активных методов обучения приводит к изменению привычных форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает учеников, которые отвечают на вопросы, проявляя тем самым свою активность и самостоятельность. Нестандартные уроки, такие как:  урок-тестирование, урок-исследование, урок-семинар, урок-игра, урок-КВН, урок - викторина и другие, нашедшие в настоящее время широкое применение, позволяют каждому ученику не только поучаствовать в подготовке и проведении урока, но и выступить на каком-то этапе в роли учителя. Такие уроки являются одним из  наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку при такой организации деятельности учащихся происходит не просто овладение знаниями, умениями и навыками, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам, осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками, сотрудничество с ними.

В 6-7 классах часто провожу уроки в форме игры или викторины. Ведь для детей этого возраста это наиболее приемлемые формы проведения урока, особенно при обобщении материала, а в старших классах (9-11) практикую уроки-семинары или уроки-конференции . К этим урокам учащиеся самостоятельно готовят выступления или презентации для проведения данного урока и это повышает интерес, развивает самостоятельность.

На любом этапе урока провожу тестирование, но чаще всего использую тесты после изучения определённой темы  или итоговые тесты в конце учебного года, четверти . Это способствует проверке знаний учащихся и, как правило, самооценке и такая система повышает интерес учащихся к обучению.

В работе с одарёнными учащимися провожу школьные олимпиады, которые развивают интеллект учащихся, способствуют подготовке учащихся к участию в районных, областных и республиканских олимпиадах, развивают познавательную активность .

Географии принадлежит видное место в решении задач по формированию научного мировоззрения и высокой нравственности, а также практической подготовки молодёжи к жизни. Внедрение в практику активной самостоятельной работы учащихся является одним из способов, призванных решению, так как она создаёт условия для развития умственных способностей и творческого подхода в учебной работе.

Одним из видов самостоятельных работ, активизирующих развитие познавательной деятельности учащихся, является реферат. Этот вид работы считается одной из трудных, потому что дается краткое изложение в письменном виде или в форме доклада научного труда по определённой проблеме. Данную систему обучения выстраиваю дифференцированно с учётом возраста, постепенно увеличиваю объём излагаемого материала, кроме того эту работу выполняют сильные учащиеся.

Одной из инновационных технологий является компьютерная технология. Конечно, компьютер – это современное средство обучения, которое позволяет интенсифицировать учебный труд школьников и развивать их познавательную деятельность. Но для успешного внедрения этого современного средства обучения необходимо  наличие достаточного количества компьютеров в школе.   В классах имеются   интерактивные доски. Поэтому на своих уроках очень часто использую презентации не только свои, но и ученические.

Отличие новой технологии обучения от традиционного процесса

Традиционный процесс

обучения географии

Новые технологии в обучении географии

Исходя из особенностей содержания цели формулируются для каждого типа урока

Через конечный результат деятельности учащихся определяются цели

Содержание: факты; теоретические закономерности; умения

Содержание: факты; теории; умения; закономерности, оценочные, методологические знания

Основная форма организации обучения – урок, чаще всего комбинированный)

Разнообразные формы организации обучения: уроки; практикумы; семинары; интегрированные уроки; уроки - конференции

Контроль знаний и умений преобладает текущий, реже итоговый

Контроль за обязательным результатом обучения, разные виды (текущий, итоговый) и разные формы (зачёт, тестирование, игра, пресс-конференция и т.д.).

Результативность опыта

        Проверка знаний по географии показала, что внедрение активных форм и методов обучения способствовало повышению интереса к данному предмету. Анализируя анкетные данные,  пришёл  к выводу: у учащихся повысился уровень познавательной деятельности на уроках географии (высокий-70%, средний-30% учащихся). Учащиеся с удовольствием посещают уроки географии.

Результаты промежуточной аттестации обучающихся по географии за 3 года

Год

Успеваемость

(в %)

Качество знаний учащихся (в %)

Средний

балл

2015-2016

100

69

3,7

2016-2017

100

70

3,8

2017-2018

100

71

3,9

Стабильность

Использование опыта даёт на протяжении определенного времени устойчивые высокие  результаты в обучении.   Уровень обученности по географии стабильный. Качество знаний    по географии высокое. Каждый год учащиеся 9-х классов выбирают предмет   «География» в качестве экзамена для итоговой аттестации. Выпускники не только                   выбирают географию для сдачи экзаменов, но и поступают в ВУЗЫ, где география  профилирующий предмет.

                                            Перспективы применения опыта

Перспективы своей работы вижу в дальнейшем внедрении различных форм обучения, направленных на формирование активных форм обучения, освоении стандартов географического образования, более широкого использовании ресурсов Интернет

Самым важным результатом в своей деятельности считаю приобщение учащихся к

самостоятельности, их умении работать с различными источниками информации.

Приложение к опыту

Приложение №1

Обучающие задачи на уроках географии

Задача №1

Определите страну Х и ее соседей, если о соседях известно вот что:

О первом

Здесь находится самая западная из столиц стран — членов Лиги арабских государств

 

О втором

Здесь находится одна из крайних точек материка

 

О третьем

Занимает первое место на материке по добыче бокситов

 

О четвертом

Раньше называлась Верхняя Вольта

 

О пятом

Занимает первое место в мире по сбору какао-бобов

 

О шестом

Государственная столица — вторая из столиц по течению самой длинной из рек материка, впадающих в море на территории англоязычной страны (то есть такой страны, где английский язык является официальным или одним из официальных)

 

О седьмом

Самая большая по площади из стран, имеющих выход к Средиземному морю

 

Решение

1. Мавритания (Нуакшот).

2. Сенегал (мыс Альмади на полуострове Зеленый Мыс).

3. Гвинея.

4. Буркина-Фасо. До 1984 г. страна именовалась по географическому положению в верховьях реки Вольты. Новое наименование переводится примерно как «Земля достойных людей».

5. Кот-д’Ивуар.

6. Нигер. Ниамей — вторая после Бамако столица на Нигере. Нигер — третья по длине (после Нила и Конго) река Африки. Нил впадает в море в арабоязычной стране, Конго — на границе франко - и португалоязычной стран. А вот Нигер — в Нигерии, где принят английский.

7. Алжир.

Х = Мали

Задача № 2

Определите страну по ее описанию.

«Эта страна расположена в Южном полушарии. В начале 17 века носила название «Новая Голландия». Территория – 7,7 млн. кв. км. основная часть населения исповедует христианство.  В столице проживает 325 тысяч человек. По объему добычи свинцовых руд и бокситов занимает ведущее место в мире. Главная отрасль сельского хозяйства – овцеводство. Особенностью страны является наличие железных дорог разной колеи. Богата полезными ископаемыми. На ее территории был найден самый крупный в мире самородок золота весом в 286 кг. Талисманом этой страны является опал.  Животный мир представлен большим количеством эндемиков. Дефицит пресной воды, рек мало и в сухой период они превращаются в «крики».

Ответ: Австралийский Союз

Задача № 3

О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

О первом

В названии столицы его упоминаются три женщины.

 Ливия

О втором

В той стране горы «из ткани».

 Марокко

О третьем

Столица этого соседа – Бамако в переводе «река кайманов».

 Мали

О четвертом

Самая большая по площади из стран Западной Африки.

 Нигер

О пятом

Исламская республика. Имеет выход к Атлантическому океану.

 Мавритания

О шестом

Здесь расположен туристический центр – Карфаген – древний город – порт, основанный в 825 г. до н.э. И крайняя северная точка Африки.

 Тунис

Определите соседей и впишите в правую колонку таблицы.

Искомая страна: Алжир

Задача № 4

О соседях, граничащих с этой страной, известно следующее:

О южном

Имеется пустыня с языка готтентотов «то, что обходят кругом», в которой произрастает вельвичия удивительная.

 Намибия

О северном и северо -восточном

На территории находится более 100 вулканов. Более половины территории занято вечнозелеными влажными экваториальными лесами. Названа в честь великой реки, 60% территории бассейна приходится на эту страну.

 Конго

О восточном

¾ территории этой страны лежит в бассейне реки, в нижнем течении которой расположен один из крупнейших водопадов мира, который был открыт Д. Ливингстоном и назван в честь королевы Великобритании.

 Замбия

О самой стране:

  • Республика находится в Юго – Западной Африке на берегах Атлантического океана, занимает 7 место по площади среди африканских стран.

                 Библиографический список:

1.Бабанский Ю.К. Оптимизация учебно-воспитательного процесса. М.;1989.

2.Душина И.В. Педагогические технологии обучения географии. География в школе №3.2012.

3.Крылова О.В. Современный урок. География в школе № 2.2016.

4.Новенко Д.В. Новые информационные технологии в обучении. География в школе №5.2004.

5.Пантелеева Н.К. Реферат-Один из активных видов самостоятельной деятельности учащихся. География в школе №7.2001.

6.Скатова Н.Н., Попова Е.А. Современные педагогические технологии: групповая работа на уроках географии. География в школе №8.2000.

7.Уткина И.Ю. Развивающее обучение невозможно без карты. География в школе № 4.2001.

8.Щукина Г.И. Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. М..: Педагогика, 1988.

9.Яковлева Н.В. Уроки учительского мастерства. Волгоград.2009.

10. Интернет - ресурсы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта

Мною представлен опыт моей педагогической деятельности по проблеме "Использование ИКТ в работе уителя химии"....

Публичное представление собственного опыта

  ОСНОВНЫЕ ЛИЧНЫЕ                   ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ     Любовь к ...

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта.

В статье представлен собственный инновационный педагогический опыт, посвящённый проблеме этнотолерантного музыкального воспитания учащихся на уроках музыки....

Публичное представление собственного опыта

Немного поделюсь методикой проведения уроков.......

Публичное представление собственного опыта

Публичное представление собственного опыта...

Публичное представление собственного опыта

Представление собственного опыта работы...

Публичное представление собственного опыта

Описание педагогического опыта...