Практико-ориентированный подход на уроках химии
статья

Саранчина Наталья Валерьевна


Статья в сборнике. Формирование социальной компетентности личности через реализацию социокультурных практик в урочной и внеурочной деятельности: материалы конференции-вебинара довузовских образовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации/ научный ред. Т.Д. Шебеко – Тюмень, 2017. – 298 с

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya._praktiko-orientirovannyy_podhod_na_urokah_himii.docx23.47 КБ

Предварительный просмотр:

Практико-ориентированный подход на уроках химии

в условиях модернизации образования

Саранчина Наталья Валерьевна, преподаватель химии

Федеральное государственное казённое общеобразовательное учреждение

«Тюменское президентское кадетское училище», г. Тюмень

«Ум заключается не только в знании,

но и в умении прилагать знания на деле».

Аристотель

Школа сегодня стремительно меняется. Главное изменение в обществе, влияющее на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

В настоящее время происходят снижение статуса естественнонаучных дисциплин и потеря интереса к их изучению. В связи с большим объемом теоретических знаний и спецификой предмета подавляющая часть обучающихся оценивает химию как «бесполезный, рутинный и лишний, и никак не связанный с жизнью» предмет. Поэтому перед учителем особо остро встает задача повысить познавательный интерес учащихся. Одним из способов является применение практико-ориентированного подхода.

Обучение с использованием заданий прикладного характера приводит к более прочному усвоению информации, так как возникают ассоциации с конкретными действиями и событиями. Особенность этих заданий способствуют развитию любознательности, творческой активности. Кадет захватывает сам процесс поиска путей решения задачи. Они получают возможность развивать логическое и ассоциативное мышление. Такие задания способствуют интеграции знаний, побуждают учащихся использовать дополнительную литературу (и не только по химии), что повышает интерес к учебе в целом, положительно влияет на прочность знаний и качество обученности. В результате формируется целостная картина реального мира, в котором тесно взаимосвязаны законы и явления различных наук [1].

Внедрение практико-ориентированных заданий в учебный процесс осуществляется, исходя из времени, отводимого на каждую тему в календарно-тематическом планировании, а также видов проводимых уроков.

Приведем некоторые примеры применения практико-ориентированного подхода на уроках химии.

Перед началом изучения новой темы можно использовать задания типа: «Отгадай вещество», «Знаете ли вы, что…», «Верите ли вы, что…», «Что в черном ящике» и т.д.

Например, при изучении темы «Алюминий», я предлагаю кадетам игру «А ну-ка угадай-ка!» с подсказками:

1 подсказка: в гробнице китайского генерала Чжоу-Чун было обнаружено ювелирное украшение, датированное 3-им веком н.э., в составе которого содержится до 85% этого элемента, при этом специалисты теряются в догадках по поводу способа его изготовления.

2 подсказка: Когда-то этот металл даже именовали «Королём металлов» по причине невероятной дороговизны производства, затраты на которое превышали аналогичные на получение сравнимого объёма золота.При дворе французских королей посудой из этого материала пользовались только самые почтенные гости, а в наряде каждой уважающей себя светской дамы обязательно должно было присутствовать как минимум одно украшение из этого металла.

3 подсказка:Этот металл широко используется в производстве фейерверков, чтобы вызывать искрение и белое пламя, а ещё он является ключевым компонентом такой праздничной забавы, как «бенгальские огни».О каком металле, идет речь?

На уроке по теме:«Общие физические свойства металлов», предлагаю ответить на вопрос: Отсутствие какого металла описал академик А. Е. Ферсман?

«На улицах стоял бы ужас разрушения: ни рельсов, ни вагонов, ни паровозов, ни автомобилей не оказалось бы, даже камни мостовой превратились бы в глинистую труху, а растения начали бы чахнуть и гибнуть без этого металла. Разрушение ураганом прошло бы по всей Земле, и гибель человечества сделалась бы неминуемой. Впрочем, человек не дожил бы до этого момента, ибо, лишившись трех граммов этого металла в своем теле и в крови, он бы прекратил свое существование раньше, чем развернулись бы нарисованные события» (Ответ: Все люди бы погибли, лишившись железа в крови).

Еще один дидактический прием – это сочетание информационно-иллюстративного и проблемно-поискового методов преподавания нового материала. Такая подача информации позволяет создавать «мостики» между содержанием школьного курса химии и актуальными проблемами из различных областей окружающей действительности, что способствует развитию практического мышления кадет.

Например, при изучении темы «Коррозия металлов», предлагаю кадетам проанализировать следующую историческую ситуацию:

«В начале XX века из Нью-Йоркского порта вышла в открытый океан красавица-яхта. Её владелец, американский миллионер, не пожалел денег, чтобы удивить свет. Корпус был сделан из очень дорогого в то время алюминия, листы которого скреплялись медными заклепками. Это было красиво-сверкающий серебристым блеском корабль, усеянный золотистыми головками заклепок! Однако через несколько дней обшивка корпуса начала расходиться, и яхта пошла быстро ко дну.

  • Что же случилось с яхтой. Предложите свой способ спасения яхты.
  • Исследуйте свою комнату, учебный корпус и установите, где использованы антикоррозионные покрытия. Составьте классификацию антикоррозионных покрытий на основании области их применений.
  • Найдите дополнительную информацию о коррозии и способах борьбы с ней.
  • Отчет о проделанной работе представьте в произвольной форме.

Также активизировать познавательную деятельность кадет можно выполняя упражнения и задачи прикладной направленности. Такие задания задействуют эмоциональную сферу, жизненный опыт, тем самым, способствуют включению учащихся в учебный процесс [3].

Например, это могут быть задачи следующего содержания:

  1. «Физиологический» или сокращенно «физраствор» (0.85%раствор хлорида натрия) для человека имеет большое значение. Он содержится в плазме крови, а также в различных жидкостях организма. Именно он отвечает за давление плазмы и внеклеточной жидкости. При его недостатке в организме возникают спазмы мышц, судорожно сокращается скелетная мускулатура, нарушается работа всех систем организма, в первую очередь, сердечно – сосудистой и нервной. Таким образом, физраствор – незаменимое средство в современной медицине, а его концентрация – залог нашего здоровья и хорошего самочувствия. Какие массы поваренной соли и воды нужно взять для получения 200 г физиологического раствора.
  2. Лекарственное действие препарата зависит не только от его состава и дозы, но и от времени приема. Когда больному прописан уротропин (гексаметилентетраамина) или кальцекс (комплексное соединение хлорида кальция с уротропином), эти лекарства следует принимать за 30-40 минут до еды.

Объясните это с точки зрения химии и биологии, если известно, что в кислой среде идет разложение уротропина с образованием формальдегида и хлорида аммония:(CH2)6N4 + 4HCl + 6H2O = 6 HCOH + 4NH4Cl

  1. При горении белый фосфор образует большое количество густого белого дыма. Какие химические процессы протекают на открытом воздухе при горении белого фосфора, используемого в качестве дымообразователя? Напишите уравнения соответствующих химических процессов. Как и почему дымовая завеса может навредить человеку, животным и технике?
  2. Пероксид натрия Na2O2 применяют для отбеливания тканей, шерсти, шелка, древесной и вискозной массы, соломы. В регенерационных установках и изолирующих противогазах используют его для получения кислорода, поглощения угарного и углекислого газа. Напишите уравнения соответствующих реакций поглощения указанных газов пероксидом натрия.
  3. Во время Великой Отечественной Войны литий использовался для получения чистого водорода, применявшегося в качестве рабочего газа в аэростатах и дирижаблях, обеспечивавших воздушную безопасность. Предложите способ быстрого и лёгкого получения водорода с помощью металлического лития. Напишите уравнение соответствующей реакции получения водорода.

В целом, использование практико-ориентированного подхода помогает учащимся осознать, что химия не является изолированным предметом, а служит инструментом, с помощью которого можно объяснить то, что происходит в природе и в жизни, тем самым способствует повышению мотивации изучения предмета.

Список литературы

  1. Кендиван О. Д.-С. Практико-ориентированные задания в обучении химии.// Химия в школе. – 2009. – №8 – с.43-47
  2. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014. –  с.
  3. Михеева, Ю.А. Проектирование урока с позиций формирования универсальных учебных действий. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.ug.ru/method_article/260
  4. Хуторской, А.В. Что такое современный урок // Интернет-журнал "Эйдос". – 2012. – №2. – [Электронный ресурс]. Код доступа http://www.eidos.ru/journal/2012/0529- 10.htm.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение личностно-ориентированного подхода на уроке химии.

Обобщение опыта по теме: "Применение личностно-ориентированного подхода в обучении химии". Личностно-ориентированный урок, презентация выступления на городском семинаре учителей химии....

"Коммуникативно-деятельностный подход на уроках химии"

Практико-значимая работа по химии на тему: "Коммуникативно-деятельностный подход на уроках химии" (10 класс)...

Компетентностно - ориентированный подход на уроках химии

В данной презентации представлены  компетентностно - ориентированные задания по химии для 8 класса...

Презентация к педсовету: "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках химии-биологии"

Презентация отражает основные методы и приемы, используемые мною для развития самостоятельной и познавательной деятельности учащихся на уроках химии и биологии....

СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙ ПО ХИМИИ

СБОРНИК ПРАКТИКО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ ЗАДАЧ И УПРАЖНЕНИЙПО ХИМИИдля учителей и обучающихся общеобразовательных школ   Составители:  Курочка Юлия Васильевна, Подукова Галина Павловна...

«Использование практико-ориентированных заданий в процессе обучения химии»

Методическая разработка по химии для 8-9 класса. Современный процесс обучения должен быть нацелен на формирование умения применять полученные знания в различных ситуациях. Решение таких задач  ра...