Путь 96 танковой бригады в истории нашей малой родины.Цель исследования: увековечение памяти погибших — участников Великой Отечественной войны. Оживить творческую и поисково-исследовательскую активность учащихся через проектную деятельность. Возродить
материал

 

  

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota.docx40.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Петровская средняя общеобразовательная школа»

Тема: Путь 96 танковой бригады в истории нашей малой родины

Номинация: Региональное краеведение



Автор: Землянская Зоя Николаевна,

              учитель истории и обществознания

   

                                                           

                                                             2017 г.

Оглавление

1. Введение.

2. Основная часть.

2.1. История создания 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола.

2.2. Боевой путь 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола.

Подвиг А.С.Богомолова.

 2.3. Из воспоминаний и писем…

3. Заключение.

Мои выводы и предложения.

4. Литература.

5. Приложения.

В сердцах наших жить будут вечно
Герои минувшей войны.
Нам память о них дорога бесконечно
И ею с тобой мы сильны…

1.Введение.

      Память…Она неподвластна времени, она как немой свидетель тех незабываемых событий, которые в каждой семье отозвались горем и непоправимой потерей. Выросло не одно мирное поколение, но память о Великой Отечественной войне жива в наших сердцах. Проходит время, и чем дальше отделяет она нас от тех страшных событий, тем ценнее воспоминания очевидцев, тем актуальнее становится тема Великой Отечественной войны.

      Еще в 1976 году началась поисково-исследовательская работа учеников нашей школы. Осталась работа наших мам и пап… Тогда была создана группа «Красных следопытов». Школьники работали с архивами военкомата, вели переписку с бойцами 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола, родными солдат погибших на нашей земле. Осталась масса писем, фотографий, документов и фактов о людях-героях, людях-освободителях нашего родного края, наших родных сел Петровское  и Екатериновка от немецко-фашистских захватчиков.

     Я представляю исследовательскую работу «Путь 96 танковой бригады в истории нашей малой родины».

     Если коснуться  актуальности темы исследовательской работы, то можно сказать, что в годы Великой Отечественной войны советским народом был проявлен небывалый патриотизм и героизм, чувство интернационализма скрепляло и объединяло людей в борьбе с фашизмом. Нынешнее поколение  не испытало на себе последствий той страшной войны и  не имеет конкретного представления о тех сложных процессах, которые происходили в нашей стране в годы войны. В связи с этим данная тема приобретает в настоящее время особую значимость, так как в республиках бывшего Советского Союза многие процессы свидетельствуют об отходе от патриотизма и интернационализма, игнорируются достоверные исторические факты и события времен  Великой Отечественной войны.

Проблема: кризис исторической памяти проявляется в разрушении исторической культуры, вандализме, безнравственном отношении к ветеранам.

Я поставила перед собой цель: углубить и расширить свои знания о Великой Отечественной войне на основе героического пути 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола.

Для достижения данной цели поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературу и расширить свои знания о Великой Отечественной войне;
  2. найти и собрать и систематизировать архивные материалы о 96 танковой бригаде имени челябинского комсомола;
  3. раскрыть сущность и важность изучаемого вопроса;
  4. на примере героического подвига А.С.Богомолова , усилить патриотическое воспитание подрастающего поколения;
  5. провести анкетирование, интервьюирование среди учащихся 5-11 классов нашей школы,
  6. привлечь внимание молодого поколения к изучению истории родного края.

Предмет исследования: жизнь и подвиг А.С.Богомолова.

     Объектом исследования стал боевой путь 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола.

     Методы исследования: теоретические и практические.

  1. Теоретические:
    - изучение информационных источников, фотодокументов;
    - систематизация;
    - обобщение;
  2. Практические:
    - интервьюирование (беседы);
    - анкетирование и опрос учеников 5-11 классов МКОУ «Петровская СОШ»;
    - описание;
    - сопоставление.

Гипотеза данной работы, если учащиеся в ходе исследовательской деятельности будут овладевать знаниями о правде времён Великой Отечественной войны, о подвигах героев, то историческая память о великом подвиге героев в годы Великой Отечественной войны не утратится.

Практическая значимость данной работы в том, что выявленные материалы можно использовать при проведении классных часов в школе, изучении истории и литературы, написании творческих работ.  Мы решили возродить память и укрепить ее о героях тех времен, посредством создания школьного музея, потому что мы гордимся тем, что в местах, в которых мы родились и растем, произошли такие значительные события. Надеемся, что наше исследование поможет нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения.

   

   

2.Основная часть.

2.1.История создания 96 танковой бригады имени челябинского комсомола.

    Огненным 1941 годом прозвучал призыв комсомольцев Челябинского абразивного завода ко всей молодежи Южного Урала: «Собери средства на строительство танковой колонны имени Челябинского комсомола»! Через несколько недель в фонд поступило 11,5 миллионов рублей.Заказ на изготовление боевых машин направили Кировскому заводу. В 1942 году в здании железнодорожной школы №2 города Челябинска начала формироваться первая в Советском союзе комсомольская 96 бригада имени Челябинского комсомола. Было много добровольцев…Областной комитет комсомола вручил добровольцам знамя и наказ. «Свой подарок фронту-танковую бригаду имени Челябинского комсомола-комсомольцы области вручают сегодня вам.Будьте достойны этой великой чести!Пусть наши боевые машины в ваших руках станут грозой для ненавистного врага.Пусть орудия ваших танков не знают промаха в бою и обрушат на проклятого врага ливень раскаленного металла,добытого комсомольцами Урала!»(Из наказа комсомольцев области.)6

   Через год была создана 96 танковая бригада имени Челябинского комсомола.

2.2. Боевой путь 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола.

Подвиг А.С.Богомолова.

    96 танковая бригада начала свои боевые действия 28 июля 1942 года. А в августе держали оборону в районе Тербуны-Фомина-Негачевка. «В нескольких километрах от линии фронта, в лесу укрылись танки. Днем непривычно тихо-тихо. Только в небе вдруг завяжется скоротечный бой, глухим эхом отзовется пулеметная очередь, и снова подкрадывается пугливая тишина. Но наступит темнота, отодвинет ее границы далеко-далеко, и будет всю ночь вздыхать, охать израненная земля, стремительно будут расписываться по черному бархату неба трассирующие пули, методично с мертвенно-бледным светом падать ракеты…

    Немцы, словно чуя притаившуюся силу брони, усердно начиняли лесной массив минами и снарядами.Томилась в ожидании первого боя необстрелянная молодежь. Комиссар бригады Захаренко, начальник политотдела Кропотов внимательно присматривались к танкистам, как покажут себя в бою эти еще не нюхавшие пороха парни с которыми сжились за месяцы формирования и обучения бригады. «Счастливое поколение,-размышлял комиссар.-До войны жило, не ведая суровых испытаний страны, которую создали в сражениях, муках, бедах их отцы. Поколение Октября. Теперь эти молодые люди, ровесники Октября, защищают от нашествия врага то, что было добыто для них кровью и потом отцов».6

    «Милая Зиночка!Извини, что задержался и не пишу писем. Нет времени.Сейчас сижу и пишу это письмо в окопе, а снаружи канонада артиллерии…Вчера нас сильно бомбили, получил первое боевое крещение. Сидеть, конечно, не очень весело, ноуже привычно.Минометы бьют по нас еще чаще.Но настает час расплаты с проклятыми гадами, больше наши войска не должны отходить ни на шаг назад, а двигаться все время вперед.Ожидаем приказа, скоро в бой, в атаку, остаются часы….»(письмо комсомольца Владимира Колсанова жене.1 августа 1942 года)1.

    Так начинался боевой и славный путь 96 танковой бригады…

    27 декабря 1942 года по приказу командующего воронежским фронтом 96 танковая бригада имени Челябинского комсомола совершила путь  до станции Бобров и сосредоточилась в Никольском, а затем укрепилась в районе села Щучье на правом берегу Дона,войдя в состав 18-го стрелкового корпуса, чтобы принять участие в Осторогожско-Россошанской операции.

   Наступил решающий день-14 января 1943 года. После тщательной подготовки танковая бригада вместе с частями 219-й стрелковой дивизии, 6-й истребительной бригады вклинились в сильно укрепленную полосу обороны немцев, развернули наступление на центральном участке воронежского фронта. «Били мы немцев и всякую прочую сволочь дюже крепко.Давно руки чесались, наконец, представилась возможность отвести душу…»(Из писем комиссара бригады И.Ф.Захаренко на родину.Февраль 1943 г.)2

   Через три дня Совинформбюро сообщило:  «Наши войска, расположенные южнее Воронежа, перешли в наступление, прорвали оборону противника в районе  Щучье ,протяжением 50 км.»6

   «Комсомольская правда» дважды писала о смелом танкисте старшем лейтенанте Александре Богомолове.В последнем бою он командовал танковым батальоном.

   Бежав с переднего края, немцы укрылись в с.Екатериновка и стали вести ураганный огонь. «Занять населенный пункт»,- последовал приказ. Саша Богомолов с двумя танкистами ворвались в деревню. Заметались в страхе фашисты, прячась в блиндажах, траншеях. Танкисты расстреляли десятки немецких солдат, разрушили немало блиндажей.

   В этом бою Богомолов пал смертью героя и был посмертно награжден вторым орденом Красного Знамени. После войны жители с.Екатериновка установили на могиле А.С.Богомолова памятник»5

   Вот такой славный след, беспримерного подвига оставила на нашей малой родине 96 танковая бригада имени Челябинского комсомола.

   «И дальше…Подгорное,Сагуны, Марки,Щучье…-восемьдесят  воронежских сел и деревень вновь стали советскими. Каждая пядь земли давалась ценой жизни и за жизнь. «…уничтожено живой силы и техники противника:офицеров-65, солдат-3210, лошадей-239, пулеметов всех калибро-375,орудий-99, повозок-85,радиостанций-12,танков-5,бронемашин-1,автомашин-1506,мотоциклов-150,велосипедов-500 и другое военное имущество. Мы увеличим этот счет и нанесем немцам еще более серьезный урон.Ваш наказ и комсомольское знамя будут овеяны новой славой. Верьте нам, что мы не дрогнем и не отступим с поля боя. В страницу боевой истории танковой колонны мы впишем новые подвиги. Придет время, комсомольцы Урала с радостью будут изучать боевые их детища-танковой колонны имени Челябинского комсомола. Страна никогда не забудет ни строительства танков, ни слова воинов.(Из рапорта командования и политотдела 96-й танковой бригады Челябинскому комсомолу. Пресс информационный сектор ЦК ВЛКСМ №68, июль 1967 г.)6

   Новые испытания ожидали бригаду на Курской дуге. В этих боях танкисты проявили подлинный героизм. 5 августа челябинцы первыми ворвались в Белгород.Затем бои за Харьков,форсирование Днепра.Летом 1944 года бригада с боями прошла через Советскую Молдавию,а в сентябре советские танкисты освобождали от фашистского ига дружественный народ Болгарии.

2.3. Из воспоминаний и писем…

    «…Давно отгремели бои. Овеяны славой боевые знамена. Но победа досталась нам нелегко.И на земле советской немало осталось братских могил, установлено памятников и обелисков тем, кто пал смертью храбрых на поле брани. О них помнят и не забудут потомки никогда»4( Из воспоминаний  И.И.Тюренкова, бывшего начальника разведки бригады.)

   В последствии, Иван Иванович Тюренков , став председателем жюри Центрального штаба походов по местам революционной, боевой и трудовой славы при ЦК ВЛКСМ, вел огромную работу по розыску однополчан, их родных и близких.

   В нашей школе был создан отряд « Красных следопытов». В отряде были созданы: поисковая, оформительская и лекторская группы. Целью поисковой работы-разыскать фамилии воинов погибших за освобождение сел Екатериновка, Петровское, Новая Грань и похороненных в братских могилах. Была проделана большая и интересная работа. Из Лискинского района военкоматам были посланы письма. Оттуда сообщили списки погибших и адреса родственников погибших.Начался поиск родственников, но многих из них отыскать не удалось. Стали известны фамилии похороненных в братских могилах.   Началась переписка с родственниками погибших. Первая встреча состоялась в 1968 году с  ветеранами  танковой бригады, которые остались в живых.

   В 1970 году в день 25-летия Победы, на место захоронения приехали родственники  погибшего Решетного П.П.  В 1975 году по приглашению совета ветеранов 96 танковой бригады, группа  «Красных следопытов» в составе 5 человек побывала в городе Челябинске, на встрече с членами танковой бригады и на открытии памятника воинам – танкистам в честь 30-летия победы. Эта группа подарила учащимся школы №1 города Челябинска шкатулку с братской могилы, стреляные гильзы, каски, гранаты и др. Встреча осталась в памяти незабываемой на всю жизнь.

   « Красные следопыты»долгое время вели переписку с И.И.Тюренковым. Сохранились письма, в которых И.И.Тюренков описывал боевой путь 96 танковой бригады, ее путь на нашей земле, нашей малой родине. «Здравствуйте мои дорогие молодые далекие друзья, пионеры Екатериновской начальной школы. Получил ваше письмо, которое меня сильно взволновало. Невольно вспомнились январские дни 1943 года, когда выполняя приказ Родины, мы воины 96 танковой бригады имени Челябинского комсомола проходили по вашим местам, освобождая в тяжелых кровопролитных боях родную Советскую землю от немецко-фашистских захватчиков, в упорных боях было освобождено и ваше село Екатериновка…Пройдут годы, вы станете взрослыми, и кто знает может со временем ваши материалы собранные сейчас, будут редкостью и будут напоминать вашим преемникам о грозных событиях прошлого…Вы назвали Сашу Богомолова (Александра Сергеевича Богомолова). Я называю своего друга Сашей. Он для нас его однополчан был и остается Сашей. Да, он отдал жизнь за нашу родину, за освобождение вашего села. Славный был человек Саша, его все любили, да его и нельзя было не любить. К сожалению, мы не знаем его места рождения, года рождения, есть ли у него родственники. Мы сами этими вопросами интересуемся, ищем и как только у нас появятся какие либо данные, я вам обязательно сообщу. Но я помню Сашу. И когда начинаю его вспоминать, то вижу его словно живого. И вот я вам постараюсь написать свои воспоминания о нем, таким, каким он мне запомнился…»2

   Потом долгий рассказ И.И.Тюренкова о Саше, о его качествах характера. «…Его обаятельность, жизнелюбие, незаурядный ум и воля, как магнит влекли к нему сердца и души солдат. Взгрустнувший или уставший, побыв в его обществе, как бы оттаивал, Саша заражал его своей жизнерадостностью, уверенностью, силой. Получая от него приказ,подчиненный вслух повторял :«Слушаюсь, тов. лейтенант, а про себя вторил…будет сделано Саша». Потом воспоминания января 1943 года…И последний бой Саши Богомолова. «…числа 16 или 17 января во главе батальона Богомолов обходным маневром первым ворвался в отчаянно обороняемую немцами Екатериновку. Но здесь на улице Екатериновки немецкий снаряд настиг командирскую машину. Но из подбитой машины продолжали еще лететь снаряды, сея смерть гитлеровцам, раненый экипаж продолжал воевать. Воодушевленные примером командира, видя что их любимец в беде, танкисты стремительным натиском выбили немцев из села. Но Саша уже погиб от ран, погиб наш Александр. Защитник. Никто не видел последних минут жизни этого замечательного комсомольца. Но разве можно сомневаться, что и смерть он встретил со своим неразлучным спутником-улыбкой и неукротимой ненавистью к гитлеровцам. Другим мы нашего Сашу не можем помнить…Вот в общих чертах таким мне запомнился Саша Богомолов, как ЧЕЛОВЕК. Его просто нельзя было не любить, ведь есть же такие натуры, богатство которых заставляет проникаться к ним глубоким уважением. К таким именно натурам принадлежал Саша Богомолов…Вот так, ребятки. Все. Прошу, если вас не затруднит, положите от моего имени на могилу Саши первый весенний цветок. С глубоким к Вам уважением. И.Тюренков».2

  1. Практическая часть.
  1. Анкетирование

В ходе исследования я провела анкетирование среди учащихся 5-11 классов, в которых были предложены следующие вопросы общей тематики:

  1. Назовите дату начала и окончания Великой Отечественной войны.
  2. В каком городе находится знаменитый Мамаев курган и в ходе какой битвы ВОВ он стал известен всему миру? 
  3. Каким женским именем ласково называли советские солдаты боевую машину реактивной артиллерии? 
  4. Заполни пропуски в песне "Священная война" (Слова В. Лебедева-Кумача, музыка А.Александрова)

«Вставай, страна_____________,

Вставай на _______________
С фашистской силой тёмною,

С проклятою ордой!»

  1.  Сколько Вы смотрели фильмы о ВОВ? Назовите их названия.
  2. Знаете ли Вы ветеранов нашего села?

  1. Интервьюирование (беседа).

В беседе с учениками нашей школы я спрашивала о том, что такое Великая Отечественная война? Их личное отношение к войне? Знают ли они ветеранов нашей малой Родины. Читают ли они литературу о Великой Отечественной Войне или, быть может, хотя бы смотрят фильмы о Великой Отечественной войне…

В результате анкетирования и беседы с учениками, мы увидели, что все дети знают, что такое Великая Отечественная война и, конечно, знают её ветеранов.

Выяснилось, что нынешнее поколение помнят о том, какой ценой нам досталась Победа. Результаты анкетирования еще раз показывают актуальность нашей выбранной темы. Сейчас, когда за окном спокойно протекает мирная жизнь, а над нашими головами чистое и ясное небо, многие не задумываются над тем, какой ценой и какими неимоверными усилиями удалось этого добиться нашим бабушкам и дедушкам. Но учащиеся нашей школы помнят и ценят подвиги наших предков.

Большим плюсом в нашей работе мы считаем то что, во время нашего исследования, обучающиеся стали больше интересоваться Великой Отечественной войной, стали искать ответы на вопросы, на которые они не смогли ответить. Мы задались вопросом: а что будет через 10 лет? Может, мы совсем забудем о тех, кто умирал за нас, за наше светлое будущее? Мы должны предвидеть, что через несколько лет не останется ни одного ветерана войны, а память о них должна передаваться из поколения в поколение.

Мы считаем, что пока люди помнят об этой трагедии, которая унесла жизни более 27млн. наших соотечественников, не пощадив ни детей, ни женщин, ни стариков, они сделают всё возможное для того, чтобы она не смогла вновь повториться.

     

3.Заключение.

Мои выводы и предложения.

   Память…Она неподвластна времени…

   На сегодняшний момент память о Великой Отечественной Войне представляет собой систему как правдивых и истинных, так и ложных, искажённых знаний, представлений, понятий и образов. Сегодня многообразие и разноплановость, которую предоставляют информационные источники откладывают отпечаток на историческую память, тем самым делая её противоречивой и неправдивой.

   Каждый второй из ныне живущих россиян знает о войне из свидетельств её участников-своих близких, из оставшихся от них писем, историй с фактами и событиями о войне, а также то, как она происходила, включая документы, фотографии, вещи, которые более действенно доносят до народа всю красочность, конкретику и многообразие.  В этом, я считаю, актуальность моей исследовательской работы, которая явилась продолжением огромной работы «Красных следопытов», наших предшественников. Благодаря им собрано много писем, фотографий, фактов о истории нашей малой родины и подвигах героев, которые отстояли  свободу и независимость нашей большой Родины.

    Противоречив и многообразен наш современный мир, сознание многих наших сверстников сильно отличается от сознания и идей предшествующих поколений… Это видно из стиля общения, переписки «Красных следопытов» с родственниками погибших и со свидетелями тех грозных времен. Дух Советского солдата, спасшего Родину,от немецко-фашистских захватчиков несравним ни с чем.

   Сегодня много горячих точек на нашей планете, Мир стоит на грани третьей мировой войны. И это печально… Музей, который мы решили создать в нашей школе поможет укрепить в сознании наших сверстников и будущих поколений память о  прошлом. Ведь память о своём прошлом помогает людям лучше и глубже понять настоящее, осознать свои взаимоотношения с другими народами, яснее представить себе возможное будущее.

   Я надеюсь,что современная молодежь не потеряла связь с предшествующими поколениями и уважение к ним, что историческая целостность русского сознания все же продолжает существовать и развиваться.

    Мы должны знать историю своего народа, иначе нельзя по-настоящему научиться любить свою Родину.

          4.  Литература:

  1. Письма В.Колсанова.
  2. Письма И.И.Тюренкова.
  3. Письма К.С.Богомоловой
  4. Воспоминания И.И.Тюренкова.
  5.  Воспоминания С.А.Батищева.
  6. Архивные данные из газет «Красная Звезда» и «Вечерний Челябинск»
  7. Школьные материалы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность (презентация)

Данный материал является результатом работы с детьми при изучении темы проекта....

Проект «Вахта памяти» к 70-летию Победы. Воспитание у учащихся любви к Отечеству на примере жизни и деятельности героев и участников Великой Отечественной войны.

Данный проект, является частью воспитательной работы в 7 классе школы VIII вида. Воспитание у учащихся с ОВЗ  любви к Отечеству на примере жизни и  деятельности героев и участников ...

Великая Отечественная война в истории моей семьи. Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны.

        Презентацию «Мои прапрадедушки – участники Великой Отечественной войны» подготовила ученица 1 класса «Д» ГБОУ Школа № 1251, г. Москва, Виктория Шкред. С такими презе...

Статья для Книги Памяти г. Усолье-Сибирское. История одной семьи (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны)

История одной семьи  (Из воспоминаний Елены Степановны Сулим, участника Великой Отечественной войны). Статья подготовлена для публикации в сборнике «Книга Памяти г. Усолье-Сибирское". В статье со...

Развитие творческой активности учащихся через проектную деятельность.

Одной из основополагающих характеристик современного человека, действующего в пространстве общества, является его способность к проектной деятельности. Проектная деятельность относится к разряду иннов...

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

В своей педагогической практике я столкнулась с проблемой низкой мотивации учебной деятельности своих учеников.Многие учащиеся приходят в школу не столько ради учёбы, сколько ради общения со сверстник...