Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год
материал

Людмила Дмитриевна Кудрякова

          Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции педагога в условиях перехода на новые образовательные стандарты», методической темой МО: «Применение современных педагогических технологий в период перехода на ФГОС нового поколения».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_raboty_mo_uchiteley_rybakova_e.v.doc143.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы МО учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год.

I. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО.

          Деятельность МО в 2016-2017 учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой: «Повышение профессиональной компетенции педагога в условиях перехода на новые образовательные стандарты», методической темой МО: «Применение современных педагогических технологий в период перехода на ФГОС нового поколения».

Задачи:

1. Повышение уровня педагогического мастерства учителей и их компетенции в области образовательных и информационно-коммуникативных технологий.

2. Повышение качества знаний учащихся по предметам гуманитарного цикла путем применения индивидуального, дифференцированного и личностно-ориентированного подходов и современных педагогических технологий (проектной деятельности).

3.  Использование ИКТ и мультимедийных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла.

4. Повышение мотивации к изучению предметов гуманитарного цикла через вовлечение в различные виды урочной и внеурочной деятельности: проведение конкурсов, внеклассных мероприятий.

5. Сосредоточить основные усилия МО на совершенствование системы повторения, отработке навыков тестирования и подготовке учащихся к итоговой аттестации в форме ОГЭ и ЕГЭ.

            В основном поставленные  перед МО задачи были реализованы. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной. Это элективные и факультативные курсы по русскому языку, истории («Говори и пиши правильно» (10-11 кл.), «Право» (10 кл.), «Секреты орфографии» (9 кл.)), работа по подготовке  к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались  в работе внеклассные мероприятия, факультативные и индивидуальные занятия.

          Учителями  апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках:  защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.          

          В соответствии с планом учителя-предметники посещали курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по методическим темам, освоение новых педагогических технологий.

           Одним из важных аспектов  в деятельности МО является  изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по  русскому языку и литературе, иностранному языку, истории и обществознанию. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки учащихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в  форме ОГЭ, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены групповые и индивидуальные консультации.

II. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность.

Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.

В 2016 – 2017 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 7 педагогов. Педагогический стаж в среднем составляет 21 год.

Количество учителей

7

Высшее образование

7

Без категории

2

2 категория

1

1 категория

2

Высшая

2

Таким образом, в школе сложился коллектив опытных педагогов, преподающих предметы гуманитарного цикла, способных успешно реализовать поставленные задачи.

       

Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы образовательной области «Филология»:

         Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования.  Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

          В 2016-2017 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов. Создано большое количество презентаций к урокам. Созданы паспорта кабинетов, включающие систематизацию накопленного материала.

   В 2017-2018 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

III. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации.

                  Модернизация образования требует от каждого усилий и активного повышения квалификации.  За прошедший учебный год курсы повышения квалификации прошли учителя русского языка и литературы, истории, английского языка:

ФИО учителя

Название курсов

Рыбакова Е. В.

1. «Активные методы обучения как способ повышения эффективности образовательного процесса»Вебинар.

2.«Организация работы с одаренными детьми». Вебинар.

3. «Использование здоровьесберегающих технологий в процессе обучения и воспитания школьников». Вебинар.

Меньков Н. А.

1. «Достижение планируемых результатов обучающихся в 5-9 классах в соответствии с требованиями ФГОС».

2. Семинар: «Достижение метапредметных образовательных результатов с УМК по истории и обществознанию издательства «Просвещение».

Новикова Н. Н.

1. Семинар “Информационно-методическое обеспечение образовательного процесса средствами УМК по иностранным  языкам объединенной издательской группы “Дрофа”, "Вентанаграф”, "Астрель”

2. “Реализация требований ФГОС нового поколения в современных УМК”.

3. Семинар “Работаем  по ФГОС: новые подходы к организации обучения английскому языку”.

Куприянова Л. Л.

1. Курсы «Культурология. Православная культура». 2год обучения.

2. « Современные информационные технологии в педагогической деятельности в рамках реализации требований ФГОС»

Кокорева Т. Д.

1. «Реализация требований ФГОС нового поколения в современных УК».

Опыт и разработки учителей нашли отражение в методических темах. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану  отчитывался за проделанную работу:

 

Учитель

Тема

Практический выход

Где и когда заслушивается

Рыбакова

Елена Викторовна

Использование компьютерных технологий в преподавании русского языка и литературы.

Повышение мотивации к обучению

Открытый урок 8 А класс, апрель 2017

Кудрякова Людмила Дмитриевна

Совершенствование орфографических и пунктуационных навыков в процессе обучения русскому языку в 5-7 классах

Повышение качества обученности учащихся

Выступление на МО, февраль 2017

Дюкова Елена Викторовна

Творчество педагога как один из методов развития творческих способностей учащихся.

Повышение мотивации к обучению

Выступление на МО, февраль 2017

Меньков Николай

 Алексеевич

Проблемный метод в изучении истории.

Повышение качества обученности учащихся

Открытый урок 8 класс, март 2017

Новикова

Нина

Николаевна

Развитие текстуальной догадки на уроках английского языка.

Акцентирование внимание учащихся на значительности изучаемого, усиление потребности в овладении знаниями.

Выступление на МО, март 2017

Кокорева Татьяна Дмитриевна

Обучение грамматике на начальном этапе с применением ИКТ

Повышение качества обученности учащихся

Выступление на МО, декабрь 2016

Куприянова Людмила Леонидовна

Организация системно-деятельностного подхода по курсу ОРКСЭ

Повышение мотивации к обучению

Выступление на МО, апрель 2017

          Методические темы, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

          В этом учебном году проходила аттестацию и подтвердила I квалификационную категорию учитель русского языка и литературы Рыбакова Е. В..

          Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей гуманитарного цикла достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, пройти аттестацию.  

IV. Анализ тематики заседаний МО.

          За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний, на которых  обсуждались современные технологии, обобщался опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На заседаниях методического объединения поднимались следующие вопросы:

1 заседание:

1. Анализ работы МО за 2015-2016 учебный год.

2. Утверждение плана работы МО на 2016-2017 учебный год.

3. Экспертиза рабочих программ на 2016-2017 учебный год.

4. Анализ результатов проведения ЕГЭ и ОГЭ в 2015-2016 учебном году.

5. Утверждение форм промежуточной аттестации в 2016-2017 учебном году.

6. Участие педагогов в проектно-исследовательской деятельности в 2016-2017 учебном году.

7. Утверждение методических тем учителей.

8. Рассмотрение и утверждение Положения о ведении ученических тетрадей и их проверке.

2 заседание:

1. Доклад  по теме: «Создание оптимальных условий для реализации системно-деятельностного подхода в обучении предметам гуманитарного цикла в реализации основных направлений ФГОС»

2. Итоги организации и проведения школьного этапа предметных олимпиад, подготовка к районному этапу.

3. Итоги входных контрольных работ, сроки проведения полугодовых контрольных работ.

4. Доклад «Использование ИКТ как эффективный метод в овладении английским  языком»

5. Подготовка учащихся к Международным конкурсам «Русский медвежонок-2016» и «BritishBulldog-2016»

3 заседание:

1.. Организация, проведение и подведение итогов тренировочных работ в форме ЕГЭ по русскому языку, истории, обществознанию.

2. Об участии учителей в конкурсах профессионального мастерства.

3. Отчёт о работе со слабоуспевающими учащимися.

  4. Система работы с одаренными детьми.

4 заседание:

1. Доклад «Учебно-исследовательская и проектная деятельность как одно из важнейших средств повышения мотивации и эффективности учебной деятельности»

2. «Отличие современного урока от традиционного»

3. Экспертиза и утверждение аттестационных материалов для проведения промежуточной аттестации учащихся.

5 заседание:

1. Подведение итогов работы МО за 2016-2017 учебный год. Анализ работы. Задачи работы МО на 2017-2018учебный год.

          Также на заседаниях подводились итоги предметной недели, контрольных работ и мониторинга успеваемости обучающихся.

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО  соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

V. Анализ инновационной деятельности МО

В работу МО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО  разработано немало  внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.

В рамках реализации требований ФГОС учителями, преподающими предметы гуманитарного цикла, применяется метод проектов. Проектная деятельность осуществляется как в рамках урока, так и во внеурочной деятельности.

Учитель

Тема проекта

Обучающиеся

Класс

Рыбакова Е. В.

1. «Словарь устаревших слов (по повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка».

2. «Собирал человек слова. В. И. Даль.»

3. «Происхождение фамилий людей».

Кузенкова А.

Кочнова В.

Базилевская А

8 А

8 Б

8 А

Меньков Н. А.

1. «Русский костюм XIX века».

Базилевская А

Горюнов А.

Ковшова Е.

8 А

Куприянова Л. Л.

1. Проект по ОРКСЭ « Народы России».

2. Проект по ИПКЗС « Смоленская епархия в годы Гражданской войны. 1917-1922 гг.»

3. Проект по ИПКЗС « Смоленская епархия в годы ВОВ. 1941-1945 гг.»

4. Проект по ИПКЗС « Язычество на Руси».

5. Проект по ОДНКНР « Россия-многонациональная страна».

Кузенкова А.

Орешкова У.

Сосин В.

4 АБ

8 А

8 А

8 А

5 АБ

Кудрякова Л. Д.

1.«Значение  имен учеников нашего класса»

Ильичева Валерия

Хатченкова Кристина

2.«Значение наших имен»

Базуева Анастасия

Колесникова Виктория

3.«Знаки препинания»

Котов Александр

4.Сборник иллюстраций «Мои любимые сказки»

Филимонова Катя

Федорова Полина

Матвеев Влад

Гагалинская Валерия

5.«Сказки А.С.Пушкина»

Котов Александр

6.«Детство А.С. Пушкина. Первые проблески дарования»

Шалаев Владимир

7.«Энциклопедия слова «ключ»

Блажко Дарья

7

8.«Имена собственные в пословицах и поговорках»

Блажко Дарья

7

9.«Мини сборник пословиц»

Решетнева Виктория

7

10.«Былины Новгородского цикла»

Фоменков Иван

7

11.«Предания»

Шутков Евгений

7

12.«Пословицы и поговорки»

Шутков Евгений

7

Новикова Н. Н.

1. “We’ll visit fairy land next holidays!”(Мы посетим сказочную страну на следующих каникулах!)

2. “Let’s write a fairy tale” (Давайте напишем сказку.)

3. “Let’s cook a special dish for Christmas”(Давайте приготовим специальное блюдо на Рождество.)

Гуренкова К.

Базилевская Ек.

Башкиров Св.

Береснев Д.

Иваненкова О.

Кобелинский А.

Возжаев И.

Гришечкин М.

Русу М.

4. “Let’s read our favourite British book!”(Давайте почитаем наши любимые британские книжки!)

Контарев Евг.

Жиляева Д.

Иванов М.

Титоров Д.

Казаков Д.

5. “Let’s write a scary story for Hallowe’en night” (Давайте напишем страшную историю для хелоуинской ночи.)

Голубцов В.

Жуков В.

Блашко Д.

Сиротов А.

7

7

7

7

6. “English-speaking countries: some facts”(Англо-говорящие страны:некоторые факты)

 

Сергеева М.

Шутков Евг.

Козлова А.

Охрименко Л.

Блашко Д.

7

7

7

7

7

7.“Why are natural disasters so dangerous in XXI century?”(Почему природные катастрофы так опасны в ХХI веке?)

Базилевская Ан.

Азарова В.

Кузенкова Ан.

8.“A perfect world”(Совершенный мир.)

Булышкина И.

Магеррамова С.

Иванов А.

9.“How to save the world.”(Как спасти мир.)

Булышкина В.

Азарова В.

10.“Why the Internet?”(Почему Итернет)

Иванов А.

11.“What kind of reader are you?”(Какой ты читатель?)

Базилевская Ан.

Кузенкова Ан.

Булышкина В.

Магеррамова С.

Богданов К.

12. Какой я вижу местную тиражку.

Базилевская Ан.

Булышкина И.

Магеррамова С.

Горюнов А.

Азарова В.

Кузенкова Ан.

Голубцов О.

13.“Emblems and symbols of the Russian regions”(Эмблемы и символы русских регионов.)

Чепурченко А.

Дечева И.

Бондаренкова А.

14.“Emblems and symbols of the English-speaking countries” (Эмблемы и символы англоговорящих стран.)

Хохлова А.

Тишкина Н.

Егорова А.

Бондаренкова А.

Дечева В.

Чепурченко А.

Кухтина О.

Сергеева А.

Журавлев А.

Решетнев И.

Сергиенкова В.

Прокофьева А.

15.“Ответное письмо на официальное приглашение на ТV шоу”

Журавлев А.

Рыбников Р.

Борисенкова Ек.

Сергиенкова С.

Кокорева Т. Д.

«Мой домашний питомец»

25 чел.

2 класс

«Меню для учеников Лесной школы»

25 чел.

3 класс

«Рождественская открытка»

25 чел.

«Посетим Волшебную Страну»

27 чел.

4  класс

«Часы»

27 чел.

«Моя семья»

21 чел.

5 класс

«Кружки и клубы»

21 чел.

«Традиционная еда Британцев»

12 чел.

6 класс

«Праздники в моей семье»

6 чел.

«Достопримечательности Лондона»

22 чел.

«Традиции и обычаи Британии»

13 чел.

7 класс

«Известные личности Британии»

28 чел.

8  класс

«Знаменитости Британии»

12 чел.

11 класс

          Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

VI. Анализ внеклассной работы по предметам.

Направление деятельности

Форма раскрытия

Время

Ответственные

1

Работа с одаренными детьми. Школьный тур предметных олимпиад

Справка

Октябрь

Члены МО

2

Предметная неделя

Отчёт

Март

Члены МО

3

ЕГЭ и ГИА-классы. Трудные вопросы КИМов.        

Консультации по предметам гуманитарного цикла для учащихся 9, 11 классов.

В течение года

Учителя-предметники выпускных классов

4

Индивидуальные занятия

Консультации по трудным вопросам гуманитарных дисциплин для учащихся 5-8 классов.        

В течение года

Учителя-предметники

          Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.

          С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие и заняли призовые места в районном туре предметных олимпиад.

Итоги муниципального этапа всероссийской Олимпиады школьников

Предмет

ФИ ученика

Класс

Учитель

Итоги

Обществознание

Русский язык

Максименко Даниил

Чепурченко Анастасия

Бондаренкова Анна

Дечева Валерия

10

Меньков Н.А.

Рыбакова Е. В.

Призёры муниципального этапа

Участники муниципального этапа

Итоги  олимпиад и конкурсов.

ФИО учителя

Мероприятие

ФИ ученика

Класс

Итог

1

Новикова Н.Н.

1.Всероссийский конкурс по английскому языку «Британский Бульдог».

2. Общегородской День науки

Максименко Д.

Блажко Д.

Максименко Д.

10

7

10

Призёр

Призёр

Победитель III место

2

Меньков Н. А.

1.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по обществознанию.

Максимен-ко Даниил

Чепурченко Анастасия

10

Призёр

Призёр

3

Дюкова Е. В.

1.«Русский медвежонок»

2. Международная олимпиада по основам наук.

4 учащихся

6 учащихся

6

11

Сертификат участника

4

Рыбакова Е. В.

1.XII Международная олимпиада по основам наук.

2.Международный конкурс «Русский медвежонок – языкознание для всех».

3.Муниципальный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку.

Базилевская А.

Кузенкова А.

Силаева П.

Бондаренко-ва А.

18 обучающих-ся

Дечева В.

Бондаренко-ва А.

8

8

8

9

8-10

9

9

100 баллов

100 баллов

100 баллов

70 баллов

Сертификаты участников

Участник

5

Куприянова Л. Л

1.Районные образовательные Рождественские  чтения « 1917-2017: уроки столетия»

2. Районная накопительная олимпиада « Ярцево через века»

3.Восьмой Областной фестиваль православной культуры « Отечество мое православное»

Дечева Валерия 9Б Участник

Дечева Валерия 9Б

Лауреат в номинации « Декоративно-прикладное искусство»

Лауреат.

Участник

6

Кокорева Т. Д.

Всероссийский конкурс по английскому языку «Британский Бульдог»

4 чел.

7 чел.

3 чел.

5 чел.

5

6 АБ

7

8АБ

Сертификат участника

7

Кудрякова Л. Д.

1. Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку (школьный этап)

2. Всероссийская олимпиада школьников по литературе (школьный этап)

3. Международный конкурс «Русский медвежонок»

4. Районные образовательные Рождественские чтения (муниципальный этап)

5. Всероссийский конкурс «Живая классика» (муниципальный этап)

6. «Воинскому долгу верны!»

Блажко Дарья

5 чел.

Гомер Кристина

3 чел.

32 чел.

Блажко Дарья

Гомер Кристина

Решетнева Виктория

Синельникова Ксения

Солошенко Никита

Здобников Марк

Гомер Кристина

Сергеева Мария

Солошенко Никита

Солошенко Никита

Блажко Дарья

7

7

5-6

7

7

Победитель

Победитель

Колллектив – лауреат в номинации «Литературное творчество»

Сертификат участника

          Учащиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-семинары по истории, уроки-проекты по английскому языку.

          Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

          В следующем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2017-2018 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными  учениками.

Общие выводы.

          Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены. Но в работе МО гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников; не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми. Индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений. Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, возможно их устранение.

          Анализируя работу МО гуманитарного цикла предметов, хотелось бы дать рекомендации по работе в следующем учебном году:

- конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта; активнее использовать  инновационные технологии;

- планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;

- уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;

- осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий;

- продолжить процесс самообразования;

- пополнять методическую «копилку» школы;

- повышать качество знаний обучающихся.

          Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

Сохранение положительной мотивации учащихся.

Результаты инновационной деятельности педагогов.

Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.

Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.

Методические умения педагогов по применению инновационных технологий.

Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

Предлагаю работу учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла, в 2016-2017 учебном году признать удовлетворительной.

Руководитель МО:  Рыбакова Е. В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы школьного методического объединения учителей, преподающих предметы гуманитарного цикла

План представляет собой схему-сетку, где отражены все важные направления работы методического объединения...

План ШМО учителей гуманитарного цикла на 2016-2017 учебный год

План работы ШМО учителей гуманитарного цикла предназначен для сельских малокомплектных  школ. В этом объединении находятся все учителя гуманитарного цикла. В плане отражены темы заседаний ШМ...

План работы МО учителей гуманитарного цикла на 2016 – 2017 учебный год

План работы МО учителей гуманитарного циклана 2016 – 2017 учебный год...

Анализ кафедры гуманитарного цикла за 2016-2017 учебный год

В анализе руководителя кафедры указаны результаты деятельности педагога и учащихся....

Выступление на заседании ШМО учителей начальных классов и предметов гуманитарного цикла Тема: " Формирование базовых учебных действий у обучающихся с умственной отсталостью(интеллектуальными нарушениями) в урочной и внеурочной деятельности. Виды контроля

В выступлении освещается вопрос организации деятельностного  подхода и требований ФГОС ОВЗ к формированию базовых учебных действий у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (интеллекту...

Анализ работы МО гуманитарного цикла за 2016-2017 г.

Отчет о проделанной работе методического объединения гуманитарного цикла...

Отчёт о проделанной работе для руководителя ШМО учителей гуманитарного цикла за 2016-2017 уч. год

Вот они - активные участники мероприятий, проводимых учителями нашего ШМО учителей гуманитарного цикла....