Из опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра
материал

Выступление в реабилитационном центре "Мишутка" г. Шадринск

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на тему:

«Из опыта работы с детьми с расстройствами аутистического  спектра».

Подготовила: Суворова Е.С., 2017 г

Свое выступление мне хотелось бы начать со слов Кофи Аннана 

«Образование- право каждого человека,

Имеющее огромное значение и потенциал.

На образовании строятся принципы свободы,

демократии и устойчивого развития…

нет ничего важного, никакой другой миссии,

кроме образования для всех»…

     Я работаю с детьми  с расстройствами аутистического спектра с легкой и тяжелой умственной отсталостью.

     Аутист – это человек сам в себе. Он живёт своим миром. Основными проявлениями синдрома являются выраженная недостаточность или полное отсутствие потребности в контакте с окружающими, эмоциональная холодность или безразличие к близким, страх новизны, любой перемены в окружающей обстановке.

     В 2015 году на базе 16 школы- интернат был открыт  класс для детей с РАС.  Все  дети оказались разными по психическому состоянию и по интеллектуальному развитию. И к каждому нужен был свой подход, поэтому была создана атмосфера спокойствия, доверия и доброжелательности. Каждого ребёнка старались подпустить ближе к себе, похвалить его, погладить по голове. Это сделать было сложно, т.к. они не подпускали близко к себе, относились к этому раздраженно. Понадобилось время.

     Основными задачами в работе с обучающимися  с расстройствами аутистического спектра мы  считаем формирование коммуникативных навыков способствующих социализации ребенка.

      До поступления в школу, все дети посещали детский реабилитационный центр «Мишутка». Для всех обучающихся переход на новую образовательную среду послужил одним из факторов возникновения стресса. Приходя в класс, дети находились в постоянном движении. Весь первый год дети адаптировались к школьной жизни, учились сидеть за партами, слушать учителя и выполнять задания. Им это давалось очень сложно. 

      Таким образом, в первый год обучения основной задачей педагогов стало содействие успешной адаптации обучающихся с РАС к новым условиям обучения. Дети не знали свои рабочие места, с трудом ориентировались в пространстве класса, были подвержены аффективному поведению. Для этого была создана в классе такая развивающая среда, которая помогла максимально компенсировать недостатки развития. Так как все дети были гиперактивные, была оформлена игровая комната с различными играми. Совместно с родителями приобретены игры, которые нам понадобились на уроках чтения, письма и математики. Играя в них на переменах, им легче было выполнять задания на уроках, используя знакомые игры.

       Аутичный ребенок очень зависим от поля, от устройства внешней среды. Поэтому мы разделили помещение класса на 2 зоны: 1 зона – рабочее учебное место где дети он занимается сидя каждый за своим столом, 2 зона – зона отдыха, где обучающиеся могут уединится для психологической разгрузки и отдохнуть от учебного процесса.

Для соблюдения охранительного режима у нас имеется мягкий уголок. В классе очень много зелёных насаждений, которые успокаивают и насыщают воздух кислородом. 

    В классе имеется уголок самообслуживания: зеркало, полотенца. Дети самостоятельно подходят и расчесываются, моют руки, вытирают их, пользуются зеркалом.

 

В классе есть: 
1. “Уголок математики” – это счеты, палочки, шнурки, пуговицы, прищепки, геометрический материал. 
2. “Уголок чтения и письма” – это книги, нужные буквы,  слоги, сюжетные картинки, предметы для развития мелкой моторики рук. 

       Каждый день мы работаем с календарем природы погоды. Мы уточняем сегодняшний день недели, месяц, дату, время года. Определяем, какой день был вчера, какой будет завтра.

       На 2016-2017 год количество обучающихся составило 3 человека: 2 из обучающихся имеют тяжелую степень речевого недоразвития и умеренную умственную отсталость, один имеет среднюю степень речевого недоразвития  осложненную эхолалией и легкую степень  умственной отсталости.

        На основании диагностики и мониторинга результатов учебной деятельности за 1 год обучения для всех обучающихся были разработаны и составлены специальные индивидуальные маршруты развития.

  Программы  учитывают особенности развития детей с РАС и умственной отсталостью детей. Программа содержит материал, помогающий обучающимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

       При подготовки к урокам используется  технология  индивидуального обучения, игровые технологии, подбирается игровой материал, внедряются в учебный процесс пиктограммы, много наглядного материала. Применяются различные методы и формы работы: такие как Мультисенсорный подход, т.е. стараемся задействовать все органы чувств.

       На уроках чтения мы не просто знакомимся с буквами, а сразу разбираем, в каком слове мы можем встретить их. Слова подбираем с учетом зоны ближайшего развития  и проводим связь слова с предметами. Также в работе используется методика глобального чтения - это когда ребенок запоминает все слово целиком со зрительной опорой на предметную картинку или предмет. Эта методика идет параллельно с классическим обучением чтению.

      Ассоциативная привязка слова к предмету обуславливает осознанное, немеханическое восприятие слова, делая  для детей более понятными многие моменты жизни.

      С помощью пиктограмм в начале урока совместно с детьми мы составляем план - структуру урока, который вывешиваем на доске. Выполнение каждого пункта отмечается на доске условным знаком.

           К концу второго года обучения мы добились больших успехов. Один из учеников читает более 10 слов в минуту, остальные два учатся сливать слоги. У всех сформировался навык самостоятельного письма, формируется обращённая речь. Двое из учеников пишут под диктовку и списывают с доски и учебника.

      Дети научились поднимать руку и работать у доски. С обучающимися регулярно работают логопед и психолог, проводятся занятия адаптивной физкультуры.

     Посещение общешкольных мероприятий не стало для нас проблемой. Например:  в этом учебном году мы посетили и сами поучаствовали в мероприятии «Масленица», где дети активно приняли участие в конкурсах и заработали много жетонов, которые в дальнейшем обменяли на сладости.

         Мы проводим очень большую работу с родителями обучающихся: родительские собрания, регулярные индивидуальные беседы, на которых мы обсуждаем все изменения в учебной и поведенческой деятельности детей, совместные классные тематические часы, внеклассные мероприятия. Традиционным стало проведения чаепития, на которое мы приглашаем детей младшего класса и администрацию школы.

       Дети с РАС очень тонко на интуитивном уровне чувствуют отношение к себе и подпустив педагога к себе становятся в определенной степени зависимы от него. Своей чуткой терпеливой работой большой взнос в воспитательный и образовательный процесс вносит воспитатель класса, который находится с детьми с самого утра и до завершения учебного дня.

      Таким образом, в основе работы должна лежать любовь к детям, взаимопонимание, сотрудничество, важно понимать и уважать их внутренний мир.

 Ш. А. Амонашвили, великий педагог и психолог нашего времени, говорил: «Ребёнок становится счастливым, как только ощущает к себе искреннюю и бескорыстную любовь». Успех в любых начинаниях может создать именно учитель, который сам переживает радость успеха.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, длительна и кропотлива. Нарушения речевого развития при РАС многообразны как по симптоматике, так и по динамике и патогенезу....

Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано

Методическая работа на актуальную тему "Специфика работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра (РАС), в классе фортепиано".Представляет интерес для преподавателей инструмент...