Доклад по методической теме самообразования «Особенности воспитательной работы с детьми, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальными нарушениями»
методическая разработка

Иванова Ксения Валерьевна

Условия для правильной организации воспитательной работы с детьми с аутизмом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad._individualnaya_metodicheskaya_tema._ivanova_k.v.docx30.88 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ школа 755 «Региональный Центр аутизма» Василеостровского района г. Санкт-Петербурга

Доклад

 по методической теме самообразования

«Особенности воспитательной работы с детьми, с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальными нарушениями»

Выполнила: Иванова К.В. (воспитатель)

Санкт-Петербург

2021

     Целью моей индивидуальной методической темы было познакомиться с особенностями воспитательской работы с детьми с детьми с расстройствами аутистического спектра в сочетании с интеллектуальной недостаточностью.

     В ходе работы, я прочитала литературу по этой теме, поучаствовала в вебинарах, прослушала лекции, посмотрела открытые занятия коллег, понаблюдала за детьми на уроках и переменах, понаблюдала за действиями воспитателей и выделила для себя особенности воспитательской работы с детьми. Свои мысли я отразила в докладе и презентации.  

Как проявляется аутизм: признаки, особенности, причины возникновения.

   Согласно МКБ-10, аутизм — это своеобразное нарушение психологического развития, которое обычно проявляется в первые 30 мес. жизни. Аутизм впервые описан Лео Каннером в 1943 г. Основным признаком аутизма является нарушение контакта ребенка с окружающим миром, и прежде всего с людьми. Ребенок с аутизмом погружен в мир собственных переживаний, отгорожен от окружающего мира, не стремится или не переносит межличностных контактов
  Он замкнут и сторонится коллектива сверстников, у него отсутствуют живая выразительная мимика и жесты, он старается не смотреть в глаза окружающим. Эти дети избегают также телесных контактов, отстраняются от ласки близких. Лучше всего они себя чувствуют, когда их оставляют в покое.
    Ребенок с аутизмом как бы не замечает других людей; предоставленный самому себе, он может однообразно повторять одни и те же движения, что-то нашептывать, временами выкрикивать отдельные, лишенные конкретного смысла слова или звуки. Если взрослый все же пытается вступить с ним в контакт, он возбуждается, становится напряженным, негативистичным, может проявлять агрессию по отношению к окружающим

   Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспокойство может чередоваться с периодами заторможенности, застывания в одной позе.
Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть сохранным, в других ребенок может быть умственно отсталым.
   Для детей с аутизмом характерна однообразная, как бы нецеленаправленная двигательная активность, которая проявляется в прыжках, беге на цыпочках, своеобразных движениях пальцев рук около наружных углов глаз. Двигательное беспокойство может чередоваться с периодами заторможенности, застывания в одной позе.
   Степень умственного развития при аутизме различна: в одних случаях интеллект может быть нормальным, в других ребенок может быть умственно отсталым. Для многих детей с аутизмом характерна любовь к музыке, они могут часами слушать любимые ими мелодии.
    Они отличаются повышенной чувствительностью к своему окружению, с трудом переносят изменение привычной для них обстановки, часто испытывают страхи при встрече с незнакомыми предметами, иногда боятся самых обычных предметов обихода, например света электрической лампы, звука пылесоса, некоторые из них боятся лифта, поездки в метро, животных и т. д.
    Аутизм может возникать по различным причинам: вследствие раннего повреждения головного мозг головного мозга в сочетании со своеобразными, наследственно обусловленными особенностями психики, а также в результате эмоциональной депривации в раннем детстве. Но во всех случаях наблюдается наследственная предрасположенность к подобному своеобразию психического развития. Имеются данные, что аутизм чаще развивается у мальчиков, чем у девочек.

Особенности и методы воспитания детей с аутизмом дома и в образовательном учреждении.

     Первостепенной задачей родителей, обучающих детей с аутизмом гигиеническим навыкам, является устранение всех раздражителей, которые могут напугать ребенка или вызвать у него неприятные ощущения.
Следующая задача — постепенное и доброжелательное обучение ребенка гигиеническим навыкам. При этом необходимо похвалить и наградить ребенка за любые, даже очень незначительные успехи. Его следует постоянно подбадривать, вселять в него чувство уверенности.
    Особенно родителям следует быть терпеливыми при воспитании у ребенка навыков опрятности. Многие дети с аутизмом длительное время боятся горшка, впоследствии унитаза. Обучать этим навыкам малыша следует систематически. Высаживать на горшок необходимо через строго определенные промежутки времени: утром сразу после сна, затем после завтрака и далее через каждый час. В то время, когда ребенок сидит на горшке, родителю нужно быть рядом с ним. Но только не отвлекать его внимание игрушками. Следить, чтобы малыш не сидел долго на горшке (не более 5 мин), не играл на нем в игрушки. Горшок, который предлагается ребенку, должен быть удобным, желательно с мягким стульчиком. Необходимо обеспечить, чтобы горшок находился в строго определенном месте, стимулировать ребенка, чтобы он сам шел к нему и садился на горшок. Мальчиков как можно раньше обучать мочиться стоя.

      Если ребенок с аутизмом научился пользоваться унитазом, никогда нельзя спускать воду в тот момент, когда он еще сидит на унитазе. Это может вызвать у него большой страх.
Если ребенок длительное время не может овладеть гигиеническими навыками, не может пользоваться туалетом, нельзя его ругать. Необходимо быть терпеливым и спокойным, когда происходит смена одежды (в течение дня и вечером при подготовке ко сну), нельзя прекращать своих действий по воспитанию у него этих навыков.
   При обучении ребенка навыкам приема пищи особенно важно соблюдать режим питания, пищу рекомендуется давать в одни и те же часы, за одним и тем же столом. Для приема пищи у ребенка должна быть любимая посуда.
   Взрослым следует знать, что аутичного ребенка может пугать вид новой пищи, поэтому все новые блюда необходимо предлагать крайне осторожно, ставя их вначале подальше от ребенка. Взрослые же с аппетитом и комментариями «Ах, как вкусно!» едят эту пищу. Постепенно и у ребенка появится любопытство, и он осторожно попробует ее.
  Необходимо следить за тем, чтобы во время приема пищи ребенок с каждым днем становился все более и более самостоятельным, осваивал бы все новые и новые навыки.
  Детей с аутизмом следует как можно раньше привлекать к помощи по дому. Дети должны принимать участие в приготовлении пищи, мытье посуды, уборке помещения.

 Способствовать адаптации ребенка, имеющего детский аутизм, к жизни и контактам с другими людьми способствуют продуктивные виды деятельности, где ребенок будет как можно чаще и деликатнее взаимодействовать с окружающими людьми.

    Домашнее чтение может стать тем видом деятельности, которое поможет установить эмоциональный контакт с ребенком и выработать определенные социальные навыки. Лучше читать, усадив малыша на руки. Тактильные ощущения укрепят контакт родителей с ребенком, который имеет детский аутизм. При этом желательно осваивать литературные образы медленно, поэтапно, придавая им эмоционального окраса. Уместно читать книгу по нескольку раз. Это будет помогать ребенку лучше понимать героев, переносить ситуацию на себя, а усвоенные модели общения повысят его уверенность в себе и снизят тревожность.
    Кроме домашнего чтения, родители могут применить и метод совместного рисования.  Когда вы рисуете, то обязательно нужно активно описывать словами все, что изображается, терпеливо объяснять ребенку, имеющего детский аутизм, последовательность рисования, называть каждый элемент.         Если ребенок не изъявляет желание рисовать самостоятельно, взрослые помогают ему. При совместном таком занятии родители могут сами нарисовать, например, куклу, но «забыть» изобразить ей ножку. Они просят ребенка дорисовать то, что необходимо. Такая работа позитивно влияет на развитие восприятия и представлений малыша, учит его взаимодействовать с взрослыми.

Полезные игры для аутичных детей:

  1. Взрослые пишут букву на ладошке, спинке, животике ребенка, а малыш пытается их отгадать.
  2. Катание на больших мячах.
  3. Сжимание резиновых груш.
  4. Движения глазами за предметами, которые перемещаются, за лучом фонарика.
  5. Обучение счету во время двигательных упражнений.
  6. Рисование всеми пальчиками или разными предметами.
  7. Обрисовка собственных частей тела.
  8. Копирование фигур.
  9. Игры с мячом.
  10. Упражнения с мишенями.

Условия для правильной организации воспитательной работы с детьми с аутизмом.

М.М. Либлинг, Е.Р. Баенская выделяют следующие условия для организации работы с детьми с аутизмом на занятиях:
1.
Установление эмоционального контакта с ребенком:
- Формирование положительной эмоциональной установки ребенка по отношению к занятиям. Если сразу начать задавать вопросы и требовать организационных произвольных действий, то, скорее всего, у детей сформируется стойкий негативизм в отношении обучения;
- Фиксация места занятия в качестве основы стереотипа учебного поведения;
- Постепенное закрепление определенной последовательности действий по подготовке к занятию и действий, связанных с завершением занятия.

2.
Осуществление отбора материалов и заданий в соответствии с интересами ребенка, с той деятельности, которая им нравится, которая доставляет удовольствие. При этом никакие задания ребенку не даются, ему позволено делать с предложенным материалом все, что он захочет. Его действия обязательно комментируют в игровой форме, придавая смысл.

4.
Использование эмоционально-смысловых комментариев; По возможности используется сюжетный комментарий, для длительного удержания внимания ребенка.

5.
Строго определенная последовательность видов деятельности в ходе каждого занятия;

6.
Концентрация внимания на развитии непроизвольной памяти и восприятия детей;

Необходимо учитывать, что порой самая простая информация не запоминается, если она не обыграна, не связана по смыслу с тем, чем он заинтересован.
Обязательная похвала ребенка на этапе рефлексии в конце занятия. Это позволяет добиться постепенного освоения ребенком роли ученика.

Принцип визуализации в воспитательной работе с детьми с аутизмом.

  Аутизм сказывается на качестве общения. У таких детей часто наблюдается эхолалия – постоянное повторение слов. Оно не является бессмысленным, это искаженное средство коммуникации.

   Для включения детей в общение могут быть использованы коммуникативные карточки, на которых есть рисунки, позволяющие выражать желания, мысли. Первоначально общение происходит при минимальной вербальной коммуникации, которая для аутичных детей слишком абстрактна и трудна в использовании.

      Первый этап подразумевает простой обмен картинки на любимый предмет. Педагог(родитель), привлекает внимание на желаемый объект и просит предоставить соответствующее изображение. Если у ребенка возникают трудности, то второй родитель может осуществлять подсказки. Обычно на этом этапе используются предметы (то есть имена существительные) узкого круга интересов. Поэтому четкое распознавание всех карточек отсутствует.
     Второй этап отличается тем, что здесь должна присутствовать спонтанность в желаниях ребенка по осуществлению обмена. То есть ему необходимо самостоятельно привлекать внимание родителя. Ситуации могут быть также заранее подстроены. К примеру, любимая еда убирается в закрытый прозрачный контейнер, а не напрямую предлагается ребенку.
     Третий этап предполагает более тщательное распознавание всех карточек. На этом же этапе вводятся карточки с изображением действий (глаголы).
     На четвертом этапе составляются предложения из нескольких карточек, которые подразумевают высказывание просьб и желаний. Помимо простых конструкций по типу «я хочу суп» этап предполагает развитие навыка просьбы более конкретных вещей. К примеру, «я хочу грибной суп».
     Пятый этап достаточно разнообразен и кроме ответа на вопрос картинками включает такие моменты обучения:
изучение по ним сезонов года, времени суток;
объяснение через карточки норм пребывания в общественных местах;
развитие способности классификации предметов по признаку;
     Шестой этап должен обучить ребенка давать ответы при помощи карточек в случае спонтанного обращения родителя к нему. Он обретает здесь максимальную самостоятельность.

Поведения детей с аутизмом в школе(саду). Действия воспитателя.

Особенности поведения детей с аутизмом на занятиях и в свободной деятельности

Действия воспитателя

1.Не могут сидеть на месте,

ходят по классу на уроке

играют с игрушкой

1.Выходить на время из класса с ребенком

Разрешить поиграть

2.Неохотно приступают к заданиям бессмысленно оглядываются

Демонстрируют усталость

2.Приучать к постоянному выполнению задания

Не требовать немедленно приступать к работе. Не требовать обязательного следования правилам выполнения задания

3.Трудно приспосабливаются

Капризничают, проявляют агрессию

Постоянно что-то делают руками, снимая напряжение: переворачивают листы книги, крутят веревочку, хлопают в ладоши бессмысленно подражают одноклассникам

3.Сдержанно терпеть капризы

Разрешать манипулировать предметами,

4.Испытывают дискомфорт от сидящего рядом другого ученика

4.Постепенно приучаем к общению и помогает принять его

Пересаживаем детей так, чтобы всем было комфортно

Переключаем внимание от соседа на происходящее на уроке

5.Имеют повышенную чувствительность

Негативно реагирует на любое давление раздражаются из-за запахов и яркого освещения негативно реагируют на меняющиеся условия требуют приверженность к порядку

5.Учитывать сверхчувствительность

Дозировать требования

При работе с раздражающими материалами или их элементами (краски и клей), выйти на время с ребенком из класса

Использовать спокойное освещение

Объяснять распорядок

На карточках повторять структуру урока, занятия

Методично обозначать начало и конец урока. Использовать физкультурную паузу

6.Негативно реагируют на трудности в учебе, неуверенно, эгоцентричны

При трудностях отказываются заниматься отвлекают внимание учителя на себя

Ревностно реагируют на похвалу других

6.Создавать впечатление успеха

Помогать выполнять задание, убеждая, что он может это делать

Обучать новому, как совершенствованию умений

Подбирать задания, дающие ощущение собственной состоятельности

Создавать хорошую репутацию в глазах одноклассников

Грамотно использовать поощрения:

  1. Словесная похвала
  2. Прикосновения, пожимание руки
  3. Частый эмоциональный контакт и контакт глазами
  4. Разрешать подвигаться, побегать

7.Специфично воспринимают и перерабатывают учебный материал

Медленно работают

Медленно переходят от задания к заданию фрагментарно усваивают материал

Воспроизводят лишь первоначально усвоенное

Теряются при соревновательной работе

7.Помогать осваивать материал не торопясь. Использовать подручные средства: игрушки, калькулятор и т.п.

Разрешать отвечать на вопросы во время ответа других учеников

8. Имеют проблемы с мышлением

Не умеют применять знания на практике

Материал запоминают механически

Принимают все как есть, не понимая подтекста

воспринимают мир в виде отдельных частей

Осмысливают предметы и явления с одного ракурса. С трудом обобщают и абстрагируют

8. Стимулировать интеллектуальные интересы. Помогать осознанно использовать память

Поощрять короткие и осмысленные ответы

Учить устанавливать связь знаний с навыками, используя русскую версию пособия Л.Форста и Э.Бонди «Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS»

9.Затрудняются отслеживать и понимать речь других. Не запоминают длинные предложения и их суть. Не могут решать многоэтапные задания

Иногда не понимают значение слов

С трудом понимают знаковые системы

9. Использовать ясное и конкретное обращение. Говорить короткими предложениями

Объяснять задание четко, последовательно, с долгими паузами

Пользовать жесты

Использовать наглядность:

1.Пиктограммы, картинки с предметами, событиями, явлениями

2. Компьютерные программы: превращают статичные картинки в динамичные и наоборот

3. Методика «Цветные буквы». Определенный цвет букв и слов улучшает восприятие смысла, логических ударений и эмоций текста

10. Имеют развитое непроизвольное внимание и минимум произвольного

Лучше понимают и запоминают слова, обращенные к другим. Не могут сразу воспринимать сказанное. Не сосредотачиваются на словах обращенного

10.Стимулируем произвольное внимания. Разговариваем с другими детьми. Часто обращаемся по имени, контактируя глазами поглаживает по плечу, спине.

Поручать задания, связанные с движением: раздать тетради, вытереть доску

Заменяет устные здания на письменные. Используем карточки «да», «нет», предлагая поднимать карточку при ответе

Поручаем работы по объемному конструированию и созданию аппликаций

11. Имеют проблемы с речью

При наличии богатого словарного запаса использует мало слов

Затрудняются вступить в диалог

Говорят сами, не слушая собеседника

С трудом рассказывает урок

Не понимают, почему должны что-то рассказывать другим

Не понимают, почему мысли и чувства надо выражать словами

Не придерживаются общепринятого ритма, интонаций

Повторяют только что сказанное другим («эхолалия»)

11. Даем представление и тренируем правила диалога, обращений, речевых форм

Учим произносить монологи через пересказ книги и фильмов

Учим рассказывать стихи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра.

Система работы с детьми с расстройствами аутистического спектра...

«Основные формы психолого – педагогической работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра»

В последнее время отмечается рост количества детей, с которыми очень трудно или невозможно вступить в контакт, поведение которых не поддается коррекции общеизвестными методами, принятыми в педагогике....

Приемы и методы работы с детьми, страдающими расстройством аутистического спектра

В статье обобщен опыт работы с детьми с расстройством аутистического спектра....

Статья "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" 2018 г.

Давыдова Н.И. "Специфика коррекционной работы с детьми, имеющими расстройства аутистического спектра" // Статья в журнале "Современное дошкольное образование" №3(85)/2018 – с...

Специальные условия организации учебно-воспитательного процесса с детьми, имеющими расстройство аутистического спектра (РАС) в ГОБОУ Мончегорская КШ

Своевременная правильно организованная психолого-педагогическая помощь реализуется:в продуманной организации школьной жизни детей;в поддержке учи...

Из опыта работы с детьми с расстройствами аутистического спектра

Выступление в реабилитационном центре "Мишутка" г. Шадринск...

Логопедическая работа с детьми с расстройствами аутистического спектра»

Работа с детьми, страдающими расстройствами аутистического спектра, длительна и кропотлива. Нарушения речевого развития при РАС многообразны как по симптоматике, так и по динамике и патогенезу....