Методическое пособие "Проектирование личностно-ориентированного обучения"
учебно-методический материал

Горбенко Зинаида Павловна

Методическое пособие посвящего исследованию способов организации личностно-ориентированного обучения на примере иностранного языка. Пособие разработано в помощь учителям для организации самостоятельной работы. Пособие прошло апробацию на курсах повышения квалификации в АКИПКРО ( Алтайском краевом институте повышения квалификации).

Скачать:


Предварительный просмотр:

УПРАВЛЕНИЕ АЛТАЙСКОГО КРАЯ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
И ДЕЛАМ МОЛОДЕЖИ

АЛТАЙСКИЙ КРАЕВОЙ ИНСТИТУТ
ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ

З. П. Горбенко

ПРОЕКТИРОВАНИЕ
ЛИЧНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО
ОБУЧЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ

Барнаул 2008


Горбенко З. П. Проектирование личностно ориентированного обучения в современной школе: Учебно-методическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2008. –  с.

Рецензенты: Морозова О. П., д.п.н., доцент кафедры педагогики БГПУ;

 Садвокасова Л. А., к.п.н., ст. преподаватель кафедры лингводидактики

 ЛИИН БГПУ.

Данное пособие направлено на развитие умения учителей осознавать особенности современного образовательного процесса и выстраивать учебный процесс, направленный на саморазвитие личности учащегося и учителя.

Задачи пособия включают создание условий для развития педагогического мышления учителя, совершенствование умения конструировать учебный процесс, осознание структуры процесса познания учащихся и обучение учащихся способам саморазвития.

Каждый раздел включает предполагаемые задания для входной диагностики уровня понимания изучаемых проблем и задания для освоения учителем приемов конструирования личностно развивающего учебного процесса.

Задания разработаны для практического овладения учителем способами организации учебного процесса: целеполагания, планирования, организации, контроля, рефлексии и оценивания педагогической деятельности. Информационный материал кратко обобщает основные концепции организации личностно ориентированного процесса и направляет педагога на выработку собственного отношения к формулируемым проблемам.

Пособие содержит задания для самостоятельной работы, а также список используемой и рекомендуемой литературы по данной тематике.

Использование данного пособия целесообразно для работы в условиях повышения квалификации учителей иностранных языков на курсах учителей в ИПК, а также для самостоятельной работы и совершенствования профессионального мастерства в условиях дистанционного обучения.

© АКИПКРО, 2008.


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Личностное развитие педагогов и учащихся как необходимое условие реализации личностно ориентированного обучения        

Часть 1

1.1. Сущность личностно ориентированного подхода в образовании        

Практикум по формированию стиля деятельности учителя        

Практикум 1. Самоанализ учителем собственного уровня актуального развития профессиональной компетенции с требуемым уровнем Государственного образовательного стандарта        

Практикум 2. Соотнесение педагогом актуальных целей обучения и целей,
превалирующих в практической деятельности данного педагога        

Практикум 3. Стиль преподавания и его компоненты        

Практикум 4. Конструирование уроков с учетом развития способа и уровня мышления учащихся        

Практикум 5. Формулирование личностно значимых целей обучения        

Практикум 6. Формулирование диагностичных целей урока        

Практикум 7. Формулирование целей обучения через представление целостной структуры учебного материала        

Практикум 8. Формулирование коммуникативных задач урока        

Практикум 9. Способы использования учебных видов, раскрывающих возможности школьника        

Практикум 10. Формы стимулирования учащихся        

Практикум 11. Способы  развития творческого потенциала учащихся        

Практикум 12. Способы и приемы, обеспечивающие развитие мышления        

Практикум 13. Способы стимулирования положительного эмоционального
отношения к изучаемому учебному содержанию        

Практикум 14. Способы формирования положительной мотивации        

Практикум 15. Формы контроля и оценивания, обеспечивающие личностно-значимое учение        

Практикум 16. Оценивание в системе личностно ориентированного обучения на примере обучения иностранным языкам        

Практикум 17. Способы организации рефлексии организованного обучения        

Практикум 18. Анализ уроков, построенных на основе личностно ориентированного подхода        

Часть 2

Способы изучения личностных особенностей учащихся и конструирования учебного процесса        

Практикум 1. Выявление учителем проблем и достижений школьников в изучении предмета «Иностранный язык»        

Практикум 2. Способы планирования учебного процесса на основе учета учебных условий класса        

Практикум 3. Способы изучения личностных характеристик учащихся        

Практикум 4. Способы выявления особенностей мыслительной деятельности учащихся и развитие доминирующих и компенсаторных умений        

Практикум 5. Способы работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении        

Практикум 6. Способы предъявления заданий для учащихся с несформированным стилем учебной деятельности        

Часть 3

Развитие у учащихся личностно ориентированных способов учения        

Практикум 1. Формулирование учащимися стратегических целей освоения предметного содержания и умений и навыков иноязычной речи        

Практикум 2. Соотнесение образовательных целей общества, школы, родителей и личности в учебном процессе        

Практикум 3. Планирование учащимися направлений собственного развития        

Практикум 4. Схемы индивидуализированной помощи по формированию компонентов учебной деятельности        

Практикум 5. Показатели результативности учебного процесса        

Практикум 6. Способы саморефлексии деятельности учащихся        

Практикум 7. Способы организации учения        

Практикум 8. Способы анализа учебной деятельности        

Практикум 9. Метакогнитивные и монокогнитивные стратегии учения        

Практикум 10. Стратегии поведения при выполнении определенных видов
иноязычной речевой деятельности        

Дополнительные задания, направленные на развитие деятельностной готовности учителя к личностно ориентированному обучению        

Используемая литература        

Рекомендуемая литература        

Введение

Личностное развитие педагогов и учащихся
как необходимое условие реализации
личностно - ориентированного обучения

Профессионально-педагогическая подготовка специалиста сегодня рассматривается как процесс личностно-профессионального становления,  что предполагает развитие и саморазвитие личности педагога в контексте осваиваемой деятельности. В связи с большими изменениями в системе образования каждому педагогу необходимо осмысление нового информационного материала в соотнесении с используемыми умениями, сознательное преобразование себя как личности, готовой создать условия для самореализации другой личности, ее обогащения и развития.

Особую актуальность в развитии профессионально-педагогического образования приобретают проблемы поиска способов и содержания подготовки педагогов, инициирующих процесс самопознания, обеспечивающий решений задач личностно-профессионального становления.

В монографиях и исследованиях последних лет, посвященных высшему профессиональному образованию ( Е.В.Бондаревская, Н.Б.Крылова, С.В.Кульневич, Ю.В.Сенько, В.В.Сериков) обращается внимание на соотнесение личностного опыта в процессе приобретения новых умений и компетенций. Опыт образовательной деятельности становится предметом анализа и дальнейшего движения педагога. В ходе анализа и осмысления предыдущих результатов становится возможным определить ценности и смыслы дальнейшего развития, разрешить противоречия, сопровождающие становление каждого человека в триаде «хочу-могу-делаю».

Современная образовательная ситуация характеризуется возрастающей заинтересованностью педагогической общественности в исследовании условий реализации личностно ориентированного подхода в общеобразовательной школе. Гуманитарно-ориентированная парадигма в образовании характеризуется как парадигма самореализации личности. Она предполагает необходимое педагогическое руководство и поддержку саморазвития личности обучаемого в ходе активного освоения и переработки им культурного опыта. Функции учителя значительно расширяются: от передачи знаний до обеспечения корреляции предметного содержания, выбора форм, средств и методов обучения в соответствии с целями и возможностями ребёнка.

Однако процесс соотнесения имеет двунаправленный характер, так как ученик активно влияет на выработку педагогом направления действий. Гуманистическая педагогика учитывает диалектику воспитательно-образовательного процесса, основанного на необходимости соединения свободного развития ребёнка с педагогическим руководством этим процессом, необходимостью приспособления целей, содержания, форм, методов обучения, сочетания этих знаний с ориентацией на определенные императивы.

Освоение педагогом личностно-ориентированного подхода к обучению предполагает не только получение новых знаний, но и овладение новым способом деятельности. Характеристикой нового способа должна стать технологичность – умение строить учебный процесс исходя из задаваемых параметров. Незавершённость многих педагогических теорий проявляется в абстракции теорий и отсутствии представления о построении модели управления обучением. По нашему мнению, необходимо представление о деятельности педагога по регламентации учебной деятельности и формировании у учащихся способности осуществлять учебные действия. Теории описывают целевое состояние педагогической системы, но не вскрывают механизмы её функционирования. Обучение должно быть направлено на оценку внутреннего состояния системы обучения, тогда анализ соответствия целевому назначению позволит выполнить профессиональный расчет технологической стратегии обучения, что и является умением перестраивать информационные потоки, вводить корректировочные меры по устранению дефицита знаний или умений, выстраивать характер взаимодействия субъектов процесса обучения. «Технологизация педагогического процесса осуществляется посредством преобразования имеющейся программной информации в предписывающую рекомендательную форму» [26, С. 28].

Технологическая интерпретация теории позволяет создавать необходимые учебные ситуации, программировать уровень трудности учебных задач, устранять психологические когнитивные барьеры, формировать познавательные потребности и произвольные учебные действия [26, с. 29].

Освоение учителем нового подхода сочетает развитие информационной осведомлённости и деятельностной готовности к её реализации. Одной из причин неэффективной деятельности педагогов выступает владение отрывочной информацией о педагогических системах. Поэтому первоначальная задача при обучении педагогов ставится создание условий для выстраивания педагогом целостной картины функционирующей или планируемой системы обучения. Основные усилия направляются на раскрытие содержания информационно-процессуальной деятельности учителя в условиях реализации разных педагогических систем и технологий. Учебный процесс предполагает: выявление учителем компонентов педагогических систем; выяснение их сравнительных характеристик; осознание педагогом своеобразия черт педагогической системы.

Важнейшими задачами данного пособия становятся: самоидентификация учителя в профессионально-педагогическом смысле и открытие личностно-значимого знания, рефлексивное погружение в профессионально- педагогический контекст, оформление субъектной позиции, возможность ее реализации.

Принципиально важными результатами использования учебно-методического пособия становится получение педагогом опыта самопознания в контексте профессионально-педагогической деятельности.

Задачи учебно-методического пособия

  1. Способствовать пониманию особенностей профессиональной деятельности на современном этапе  и осознанию своей позиции и компетентности в ней.
  2. Активизировать процесс личностно-профессионального самопознания в ходе совершенствования своей педагогической деятельности.    
  3. Содействовать обогащению опыта личностно-профессионального самопознания посредством:

- понимание контекста профессионально-педагогической деятельности на современном этапе;

- изучение особенностей личностных и профессиональных качеств, способностей в соотношении с требованиями деятельности;

- становление «образа-Я» в контексте профессионально- педагогической деятельности;

- становление индивидуального стиля педагогической деятельности;

- самоопределение и самореализация в профессиональной деятельности.

Содержание учебного материала ориентировано на личностно-профессиональное развитие педагога в процессе обогащения опыта личностно-профессионального самопознания. Отбор содержания и организации учебного материала обусловлен ведущими принципами профессионально- педагогического образования: гуманизации, гуманитаризации, мотивационной готовности, вариативности, профессиональной направленности, преемственности, дополнительности, целостности учебного материала.

Содержательные основы учебно-методического пособия

      1. Сущность личностно ориентированного подхода в образовании.

      2. Теоретические  и практические основы личностно - ориентированного подхода в образовании.

Практикум 1. Самоанализ учителем собственного уровня актуального развития профессиональной компетенции с требуемым уровнем Государственного образовательного стандарта

Практикум 2. Соотнесение педагогом актуальных целей обучения и целей,
превалирующих в практической деятельности данного педагога

Практикум 3. Стиль преподавания и его компоненты

Практикум 4. Конструирование уроков с учетом развития способа и уровня мышления учащихся

Практикум 5. Формулирование личностно значимых целей обучения

Практикум 6. Формулирование диагностичных целей урока

Практикум 7. Формулирование целей обучения через представление целостной структуры учебного материала

Практикум 8. Формулирование коммуникативных задач урока

Практикум 9. Способы использования учебных видов, раскрывающих возможности школьника

Практикум 10. Формы стимулирования учащихся

Практикум 11. Способы  развития творческого потенциала учащихся

Практикум 12. Способы и приемы, обеспечивающие развитие мышления

Практикум 13. Способы стимулирования положительного эмоционального
отношения к изучаемому учебному содержанию

Практикум 14. Способы формирования положительной мотивации

Практикум 15. Формы контроля и оценивания, обеспечивающие личностно-значимое учение

Практикум 16. Оценивание в системе личностно ориентированного обучения  на примере обучения иностранным языкам

Практикум 17. Способы организации рефлексии организованного обучения

Практикум 18. Анализ уроков, построенных на основе личностно ориентированного подхода

Способы изучения личностных особенностей учащихся и конструирование учебного процесса с учетом  изученных характеристик

Практикум 1. Выявление учителем проблем и достижений школьников в изучении предмета «П»

Практикум 2. Способы планирования учебного процесса на основе учета учебных условий класса

Практикум 3. Способы изучения личностных характеристик учащихся

Практикум 4. Способы выявления особенностей мыслительной деятельности учащихся и развитие доминирующих и компенсаторных умений

Практикум 5. Способы работы с учащимися, имеющими проблемы в обучении

Практикум 6. Способы предъявления заданий для учащихся с несформированным стилем учебной деятельности

Развитие у учащихся личностно ориентированных способов учения

Практикум 1. Формулирование учащимися стратегических целей освоения предметным содержанием и умениями и навыками иноязычной речи

Практикум 2. Соотнесение образовательных целей общества, школы, родителей и личности в учебном процессе

Практикум 3. Планирование учащимися направлений собственного развития

Практикум 4. Схемы индивидуализированной помощи по формированию компонентов учебной деятельности

Практикум 5. Показатели результативности учебного процесса

Практикум 6. Способы саморефлексии деятельности учащихся

Практикум 7. Способы организации учения

Практикум 8. Способы анализа учебной деятельности

Практикум 9. Метакогнитивные и монокогнитивные стратегии учения

Практикум 10. Стратегии поведения при выполнении определенных видов
иноязычной речевой деятельности

Содержание задач учебно-методического пособия:

Рефлексия сущностных характеристик и специфики деятельности педагога в современной школе.

Изучение требований к уровню умений и знаний современного педагога.

Изучение смысла и ценностей педагогической деятельности.

Актуализация личностных ценностей в контексте профессионально- педагогической деятельности.

Диагностика сложившегося стиля деятельности. Самоидентификация.

Развитие профессиональных способностей.

Развитие профессионально-значимых качеств.

Характеристика педагогической технологии учебно-методического пособия

Предлагаемая технология организует совместную деятельность преподавателя и учителя на основе целенаправленного взаимовлияния на эмоциональные и ценностные

механизмы личностного развития, мотивационные основы деятельности.

Функции данной технологии состоят в:

-активизации процессов самопознания и самосознания;

- обогащении опыта образовательной деятельности за счет оснащения и развития способов продуктивной деятельности;

- развития умений диалогического общения;

- развития индивидуального стиля деятельности, активизации творческих процессов личности.

Педагогическая технология базируется на следующих принципах:

- открытости, проявляющийся в осознании педагогом возможности существования разных взглядов на одно и то же явление; использовании педагогом варьируемых способов описания и анализа явлений; синтезировании при обсуждении разных позиций и точек зрения; принятие неоднозначных суждений, подчеркивая их возможный относительный, вариативный характер; использовании научной информации различного характера, которая интерпретирует явление с разнообразных точек зрения, сохраняя реалистичность научных и жизненных профессиональных позиций.

 использования учебно-методического пособия

Организация взаимодействия должна сочетать стимулирующую и поддерживающую функции, поскольку 1) оно направлено на активизацию процесса самопознания обучающегося, накопление опыта познания себя в контексте освоения профессиональной деятельности; 2) оно выступает формой поддержки учителю в процессе накоплении опыта этой деятельности. Содержание гуманистического взаимодействия проявляется в развитии системы знаний и ценностных отношений педагога, средствами являются диалоги в разнообразных формах, создающие условия для возникновения личных пониманий сообщаемых знаний, транслируемых ценностей.  

Исходя из особенностей содержания определяются требования к преподавателю, реализующему данное пособие. Преподаватель имеет:

- богатый опыт профессиональной деятельности и самопознания;

- открыт процессам личностной рефлексии, диалогу;

- способности видеть в контексте жизни другого человека;

- умение слушать и слышать;

- способности выполнить задания, предлагаемые для выполнения.

Задачей организатора занятий является поддерживать индивидуально накапливаемый опыт каждого участника, поддерживать результаты рефлексии, самоанализа, переживаний и чувств, которые испытывают учителя в процессе самопознания. Для организации обратной связи рекомендуется не использовать оценок «хорошо» и «плохо». Заключения лучше передавать в форме неоценочных суждений. Целесообразно обращаться к примерам и презентации ситуации с другой позиции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты