Час общения «Культура общения с людьми с инвалидностью»
план-конспект урока

Нонна Борисовна Маркова
Основная цель
- формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью,
коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kultura_obshcheniya_s_lyudmi_s_invalidnostyu.docx39.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема воспитательного занятия: «Культура общения с людьми с инвалидностью»

Введение

Цель, ради которой этот день был провозглашен, – полное и равное соблюдение прав человека и участие инвалидов в жизни общества. К сожалению, жизнь инвалидов продолжает оставаться очень трудной. Пока в России есть еще множество проблем, которые лишают инвалидов возможности вести полноценный образ жизни и изолируют их от общества, оставляя один на один со своим несчастьем.

Основным международным документом, устанавливающим права инвалидов во всем мире, является Конвенция о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 13 декабря 2006 г. В статье 3 Конвенции закреплен ряд принципов, на которых базируются все ее остальные положения. К этим принципам, в частности, относятся: полное и эффективное вовлечение и включение в общество; равенство возможностей; недискриминация; доступность.

 Люди с ограниченными возможностями нуждаются в помощи и поддержке здоровых людей. Ведь многие становятся инвалидами по трагической случайности. Каждому из нас хочется жить полной жизнью, общаться друг с другом и узнавать новое, и у каждого из нас есть свои особенности. Люди с ограниченными возможностями - такие же люди, как и любой из нас. Они почти ничем не отличаются, только носят очки с толстыми линзами, слуховой аппарат, используют вспомогательную технику для передвижения, специальные книги для чтения, принимают определённые медицинские препараты или ограничены в приёме некоторой пищи и т.д. И для общения или совместной деятельности с этими людьми требуется соблюдение некоторых правил.

Корректные выражения помогают налаживать контакт. То, как мы говорим, тесно связано с тем, что думаем и как ведем себя по отношению к другим людям. К сожалению, многие привычные нам слова, понятия и фразы, в том числе употребляемые по отношению к людям с инвалидностью, по сути своей «ярлыки» и оскорбительные стереотипы. Может быть, из-за этого, сталкиваясь с такими людьми, мы порой не знаем, как себя вести, и даже пугаемся – как сделать так, чтобы его не обидеть? Не замечать его ограниченных возможностей или, наоборот, жалеть? Как не обидеть человека с инвалидностью неосторожным высказыванием?

Основная цель - формировать у воспитанников толерантное отношение к людям с инвалидностью, научить их коммуникативным навыкам и умениям в ходе общения с людьми с инвалидностью.

К проведению привлечены педагоги образовательного учреждения, люди с инвалидностью, а также волонтеры, работающие с людьми-инвалидами.

Категория участников: воспитанники 8-18 лет

При подготовке занятия использованы материалы:

- видеоролики о правилах общения с людьми с инвалидностью с сайта МИЛОСЕРДИЕ.RU:

Техническое обеспечение: мультимедийный проектор, ноутбук.       Продолжительность занятия: 35-40 минут.

Ход занятия:

Содержание/деятельность

Экран

Воспитатель представляет тему занятия, гостей мероприятия.

Слайд 1 (заставка)

Воспитатель: Ежегодно 3 декабря во всем мире отмечают День инвалидов.

Цель нашего урока – научиться общаться и жить рядом людьми с инвалидностью.

И поэтому сегодня на занятии мы будем говорить о правилах общения с людьми с инвалидностью.

Слайд 2

Каждый десятый житель планеты — человек с ограниченными возможностями здоровья. Численность населения Югры составляет 1 646 078 человек, количество людей с инвалидностью, проживающих в автономном округе – 58 771 человек.

У многих людей часто возникают сложности в общении с людьми с инвалидностью. Бывает, что мы неловко себя чувствуем, не знаем, как и о чем заговорить. Не понимаем, как правильно предложить помощь, как не обидеть словами. Поэтому сегодня я расскажу вам об основных правилах общения с людьми с инвалидностью, это в дальнейшем вас спасет во многих ситуациях,  вызывающих дискомфорт или недопонимание.

Слайд 3

Предлагаю посмотреть видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении.

Слайд 4

Видеоролик о том, как нужно вести себя с людьми, имеющими трудности в передвижении

Давайте еще раз проговорим  правила общения с людьми, имеющими трудности в передвижении, часто прикованными к коляске или использующими костыли, ходунки.

Обычно, первое, что отображается на лицах здоровых людей, когда в комнате появляется инвалид, – это страх и растерянность. Особенно, к примеру, если перед нами человек, страдающий ДЦП, который не может даже владеть мышцами лица – поздороваться или кивнуть головой. В такие моменты мы чаще всего стыдливо опускаем глаза. А делать этого не нужно! Самое худшее, что мы можем сделать для инвалида, – это лишний раз напомнить ему, что он какой-то «не такой». Лучше всего сделать вид, что все в порядке. А для этого нужно не бояться смотреть на человека с ограниченными возможностями и активно вступать с ним в контакт.

Слайд 5

Если вы общаетесь с человеком в инвалидной коляске, постарайся сделать так, чтобы ваши глаза находились с его глазами на одном уровне. Например, постарайся сразу в начале разговора сесть, если есть возможность, причем прямо перед ним.

Помните, что инвалидная коляска, трость, при помощи которой передвигается слепой и плоховидящий человек – неприкосновенное личное пространство человека. Не облокачивайтесь на них, не берите без разрешения, не толкайте. Начать катить коляску без согласия инвалида – то же самое, что схватить и понести вещи человека без его разрешения.

Слайд 6

Предлагайте помощь, если нужно открыть тяжелую дверь или пройти по ковру с длинным ворсом. Если ваше предложение о помощи принято, спросите, что нужно делать, и четко следуйте инструкциям.

Слайд 7

Помните, что, как правило, у людей, имеющих трудности при передвижении, нет проблем со зрением, слухом и пониманием. Будьте всегда вежливы и тактичны!

Слайд 8

Не бойтесь говорить  так, как вы привыкли общаться с обычными людьми, человек с инвалидностью – обычный человек, он все прекрасно понимает.

Слайд 9

Согласно данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) в мире 45 млн человек лишены зрения и еще 135 миллионов страдают различными дефектами зрения. По имеющимся прогнозам, число незрячих людей на нашей планете к 2020 году увеличится до 75 млн человек, а слабовидящих - до 200 млн человек. Каждые пять секунд в мире слепнет один взрослый человек, каждую минуту - ребенок.

Слайд 10

Предлагаю посмотреть небольшой видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению

Слайд 11

Видеоролик о правилах общения с инвалидами по зрению

Также дополню видеосюжет другими важными правилами взаимодействия с такими людьми:

  • Общаясь с незрячими, не показывайте жалости, которая их раздражает, не спешите высказать свое соболезнование, сочувствие. Ведите себя ровно, спокойно, проявляйте заботу.
  • Не делайте для них то, что они могут сделать сами, например, обслужить себя, найти, получить, нести вещи и т.д. Помните: они слепы, но не парализованы.
  • Всегда обращайтесь непосредственно к человеку, даже если он вас не видит, а не к его зрячему компаньону.
  • Незрячие более восприимчивы к эмоциональной стороне речи, поэтому в разговоре с ними больше внимания уделяйте интонации своего голоса, отражающей настроение. Помните: они слепы, но не глухи.

Слайд 12

         

  • Сопровождать незрячего нужно таким способом, к которому он привык. Но общие правила требуют, чтобы сопровождающий был справа, то есть там, где встречается больше препятствий.
  • Предупреждайте о препятствиях: ступенях, низких притолоках и т.п. Передвигаясь, не делайте рывков, резких движений.

Слайд 13

  • При прохождении через дверь или узкое место сопровождающий идет всегда впереди. Он придерживает слепого рукой, протягивая ее слегка назад для соблюдения небольшого расстояния.

Слайд 14

  • Если вам придется подниматься или спускаться со слепым человеком по лестнице, то достаточно просто сказать: «Внимание, ступени», и затем, дав слепому руку, подняться или спускаться вместе с ним. Слепому будет удобно придерживаться другой рукой за перила лестницы. Положите его руку на перила и скажите: «Перила справа или слева от вас». В любом случае, укажите ему на начало или конец лестницы.

  • Избегайте расплывчатых определений и инструкций, которые обычно сопровождаются жестами, выражений вроде «Стакан находится где-то на столе». Старайтесь быть точными: «Стакан находится посередине стола».
  • В шумном помещении во время громкого разговора не отходите от незрячего, не предупредив его об этом. При сильном шуме он может не заметить, что вы отошли, и продолжать говорить в пустое пространство. Предупреждайте, когда возвращаетесь, иначе незрячий будет думать, что вы еще отсутствуете.

Слайд 15

  • В разговоре с незрячим избегайте выражений «пощупайте», «я отведу вас». Лучше: «посмотрите», «я схожу с вами» и т.п. Ведите себя так, чтобы слепой не чувствовал свою зависимость от ваших слов или поступков. Вполне нормально употреблять слово «смотреть». Для незрячего человека это означает «видеть руками», осязать.
  • Если вы заметили, что незрячий человек сбился с маршрута, не управляйте его движением на расстоянии, подойдите и помогите выбраться на нужный путь.
  • В местах передвижения слепых не оставляйте двери полуоткрытыми.

Слайд 16

Предлагаю вашему вниманию видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми

Слайд 17

Видеоролик о правилах общения с глухими и слабослышащими людьми

Существует несколько типов и степеней глухоты, поэтому существует много способов общения с людьми, которые плохо слышат.

• Прежде чем заговорить с человеком, у которого понижен слух, дайте знак, что вы собираетесь ему что-то сказать. Назовите его по имени. Если ответа нет, можно слегка тронуть человека за плечо или же помахать рукой.

• Разговаривая с человеком, у которого плохой слух, смотрите прямо на него. Ваш собеседник должен иметь возможность следить за выражением вашего лица.

• Подойдите, если можно, к неслышащему человеку поближе, говорите медленно и отчетливо, но не слишком громко.

• Некоторые люди могут слышать, но воспринимают отдельные звуки неправильно. В этом случае говорите более громко и четко, подбирая подходящий уровень.

• Говорите ясно и ровно. Не нужно кричать, особенно в ухо. Нужно смотреть в лицо собеседнику и говорить ясно и медленно, использовать простые фразы и избегать несущественных слов. Используйте жесты.

• Если вас просят повторить что-то, попробуйте перефразировать свое предложение. Нужно использовать выражение лица, жесты, телодвижения, если хотите подчеркнуть или прояснить смысл сказанного.

• Убедитесь, что вас поняли. Не стесняйтесь спросить, понял ли вас собеседник.

• Иногда контакт достигается, если неслышащему говорить шепотом. В этом случае улучшается артикуляция рта, что облегчает чтение с губ.

Слайд 18

Глухие и слабослышащие люди общаются при помощи алфавита ручной азбуки и при помощи жестов. Ведущий обращает внимание ребят на слайд, показывает несколько букв и просит повторить.

Слайд 19

Кроме азбуки в общении с глухими и слабослышащими людьми используются жесты.

Показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе.

Воспитатель показывает несколько жестов, ребята повторяют все вместе.

Слайд 20

Слайд 21

В разговорной речи с людьми с инвалидностью очень важно установить доверительный контакт, поэтому нужно знать, какие слова можно употреблять, а какие нельзя. Давайте попробуем проследить эту тонкую границу в нашей речи.

 Дети зачитывают несколько примеров по таблице.

Слайд 22

зачитывают несколько примеров по таблице.

Слайд 21

У нас в округе есть учреждение - Центр адаптивного спорта Югры, оно расположено в Ханты-Мансийске, а в городах Нефтеюганске, Сургуте, Югорске, Нягани, Советском районе работают отделы Центра. Учреждение занимается реабилитацией людей с инвалидностью с различными видами заболеваний и их спортивной подготовкой.

Давайте посмотрим короткий видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры

Видеоролик о Центре адаптивного спорта Югры

Слайд 21

Воспитатель:

Центр адаптивного спорта Югры воспитал замечательную плеяду сильнейших спортсменов, известных в Югре, в России, в мире. Это паралимпийские, сурдлимпийские чемпионы, победители и призеры состязаний регионального и всероссийского уровней. Это спортсмены  с поражением опорно-двигательного аппарата, глухие и слабослышащие, слепые и слабовидящие.

В заключение урока хочется сказать, что общение с   людьми с инвалидностью взаимно обогащает нас, мы учимся у них твердости характера, силе духа, умению преодолевать трудности.

Чтобы это общение было приятным и плодотворным нам не обойтись без знания правил общения с такими людьми.

Слайд 22

Ведущий:

Спасибо за внимание!

Происходит общение с гостями. Обмен мнениями.

Слайд 26


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час «Коммуникативные качества личности, которые проявляются в процессе общения и взаимодействия с людьми»

Цель: определить понятие общения, функции, виды общения, условия эффективного общения, узнать о своих индивидуальных особенностях, выполняя специальные упражнения, тесты....

Занятие на тему: "Дискуссия как один из важнейших этапов формирования речевой компетенции и гражданской позиции. Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка".

В ходе дискуссии (просмотра видеоролика "Учитель года", изучения мнения в чатах, произведениях литературы, СМИ), высказывания популярных авторитетных личностей) её участники пытаются выявить истину по...

Занятие с элементами тренинга "Общение между людьми"

Цель данного занятия познакомить с основными особенностями позитивного общения между людьми. Предлагаются активные и продуктивные формы работы, тестирование и рефлексия....

Памятка для общения с людьми с ограниченными возможностями.

Данный материал может пригодиться для проведения уроков из цикла "Уроки добра". В нём есть памятки для общения с людьми, имеющими особенности. Памятка дополнена презентацией по теме "Ка...

Особенности общения с людьми, имеющими Синдром Дауна

В рамках возрастной и педагогической психологии для родителей читается курс лекций с презентациями...

"Особенности общения с людьми с ограниченными возможностями здоровья"

Материал предназначен для проведения бесед и классных часов....

ПАМЯТКА ДЛЯ СОТРУДНИКОВ рекомендации психолога Этические нормы, правила общения и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Этические нормы, правила общения  и взаимодействия с людьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью...