Мастер-класс "Храни свои корни". 2019г.
методическая разработка

Гынденова Любовь Юрьевна

Мастер-класс для детей международной лагерной смены "Алтан туяа", 2019 год.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master-klass._shagay_naadan_2019.docx55.58 КБ

Предварительный просмотр:

Гынденова Любовь Юрьевна,

учитель бурятского языка и литературы,

с.Хоринск Хоринского района

Республики Бурятия, ул.Б.Батуева, 41

Мастер-класс «Храни свои корни»

Форма проведения: путешествие по станциям

Цель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;

2) воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю;

3) развитие творческих способностей учащихся.

Подготовительный этап.

Разделить детей на 3 группы. Заранее готовятся маршрутные листы для каждого отряда, в котором указан план путешествия по станциям. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах. Баллы проставляются в маршрутный лист.

Ход мероприятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии «Храни свои корни».     Наш край богат не только своими несметными богатствами, необъятными лесами, золотоносными реками, но и своим замечательным многонациональным народом, который имеет свои традиции, культуру и национальные духовные ритуалы. Хорошо знать обычаи своего народа и уважать обычаи других народов – это основа крепкой дружбы и взаимопонимания народов. И сегодня мы на нашем мероприятии вспомним о традициях бурятского народа.

-Вам предстоит путешествовать по станциям, строго следуя по маршрутному листу. Выполняя задания, вы будете зарабатывать баллы, по которым мы и определим победителей.  Вас будут ждать на станциях «За тайнами природы и бытия», «Творческая мастерская» и «Шагай наадан».

-Приветствуем первую команду «Улаалзай», вторая команда « Хонхохон», третья команда «Сэсэгхэн» (командам раздают маршрутные листы).

-Итак, мы начинаем! В добрый путь!

Третья станция: «Храни свои корни». Шагай наадан.

Форма: подвижная игра.

Цель: повышение интереса учащихся традициям и обычаям бурятского народа.

Задачи:

  1. Закрепление знаний о народных играх и развитие практических навыков.
  2. Совершенствование  мыслительной деятельности,  внимания, ловкости рук, меткости учащихся.
  3. Формирование умения сопереживать друг другу, работать командой.

Оборудование: лодыжки, ватманы, листы с фамилиями учащихся.

Ход занятия:

-Добро пожаловать в мою компанию!  Здесь вы, ребята, познакомитесь с бурятскими народными играми. Есть много разных бурятских игр, но одна из самых интересных и познавательных игр – это игра в лодыжки. По-бурятски – Шагай наадан. Почему познавательная игра, потому что в те времена, когда не все дети могли получить образование, по этим косточкам они учились считать,  развивали память, сметливость и ловкость рук.  Шагай – это баранья лодыжка, которая символизирует пять традицонных животных , символ жизни и плодородия. Берите косточки и  смотрите на картинку:  

http://selorodnoe.ru/editor_upload1/2016.02.01_09-04-56620.jpg

1) «Хонин» (овца) - это шагай, упавшие выпуклой стороной вверх – по-другому их называют «Бухэ».

2) «Ямаан» ( козел) – шагай с выемкой, упавшие вогнутой стороной вверх – «Хонхо».

3) «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в стоячем положении – верблюд.

4) «Морин» - упавшие набок ровной стороной - лошадка.

5) «Ухэр» -  упавшие набок резной стороной – бычок.

-Существует огромное разнообразие вариантов игр в лодыжки. Мы с вами поиграем в несколько разных игр. Для того, чтобы было удобно и не мешали друг другу, разделимся на три группки. Первая игра, которую покажу, называется «Шүүрэлгэ» (захват). Каждый игрок— «шуурэгшэн» —  подбрасывает косточку  вверх: пока косточка летит, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать косточку одной рукой, не задевая стол и не прижимая к груди. Подбросив косточку вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящею косточку — этой же рукой. Если косточка при падении задела грудь или стол, была взята на грудь или живот, из горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки – то это  ошибка. Побеждает тот игрок, который по итогам трех попыток набрал наибольшее количество косточек. Если игроков, которые набрали одинаковое количество косточек несколько, то проводится переигровка из одной попытки. Выиграет тот, у кого будет наибольшее количество косточек.

-Следующая игра – это «Няһалалга» (щелканье). Сначала при помощи костей выберем очередность. Надо подбросить шагай, у кого больше всего выпало «хонин», тот и начинает игру. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, морин на морин и т.д. Косточка не должна задевать другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, также не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор: ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. После трех безошибочных попыток, три шагай остаются у игрока до конца игры. После неудачной попытки игрока все косточки передаются следующему игроку.  Побеждает тот игрок, который по итогам трех попыток набрал наибольшее количество косточек. Если игроков, которые набрали одинаковое количество косточек несколько, то проводится переигровка из одной-двух попыток. Выиграет тот, у кого будет наибольшее количество косточек. 

-Играем! Вожатые, помогите, пожалуйста, судить наших игроков.

-Итак, ребята, вот и прошло незаметно наше время, выявлены победители по каждой игре («Шүүрэлгэ» и «Няһалалга»). Игроки, занявшие 1,2,3 места, будут удостоены грамотами. Награждение детей.

            -Всего доброго и храните свои корни!

Литература:

  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. https://nsportal.ru
  3. Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september. ru/articles/524302/
  4. https://burunen.ru/site/news?id=21242

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час на тему: "Помни корни свои"

Мероприятие для учащихся 5-6 классов, может быть проведено в рамках  недели истории. Класный час направлен на повышение познавательного интереса детей к истории и культуре древних славян; привлеч...

Человек и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.

Разработка урока: Человек  и природа в современном мире. Повесть «Прощание с Матёрой» - катастрофический разрыв человека со своими корнями.В разработке даётся краткий обзор творчества писателя, ...

Мы должны знать свои корни!(газета "Вести Таганки")

Видео на мероприятие по ссылке:http://nsportal.ru/video/2014/12/russkaya-narodnaya-svadbahttp://youtu.be/Qe1e-leIEs4...

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Корни человека в истории своего народа

Труды знаменитых людей Лениногорского района  Республики Татарстан при организации научно- исследовательских работ  со старшеклассниками....

Сочинение на Всероссийский открытый фестиваль «Искатели своих корней»

Сочинение на Всероссийский открытый фестиваль «Искатели своих корней»...

Мастер класс «Храни свои корни»

Форма проведения: путешествие по станциямЦель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;2) воспитание чувства патриот...