Мастер класс «Храни свои корни»
методическая разработка (5 класс)

Батуева Любовь Цыреновна

Форма проведения: путешествие по станциям

Цель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;

2) воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю;

3) развитие творческих способностей учащихся.

Подготовительный этап.

Разделить детей на 3 группы. Заранее готовятся маршрутные листы для каждого отряда, в котором указан план путешествия по станциям. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах. Баллы проставляются в маршрутный лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_hrani_svoi_korni.docx84.07 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер класс «Храни свои корни»

Форма проведения: путешествие по станциям

Цель:1) сохранение и популяризация бурятского языка, развитие интереса и выявление знаний о традициях и обычаях бурятского народа;

2) воспитание чувства патриотизма, любви к родному краю;

3) развитие творческих способностей учащихся.

Подготовительный этап.

Разделить детей на 3 группы. Заранее готовятся маршрутные листы для каждого отряда, в котором указан план путешествия по станциям. По маршрутному листу дети отправляются на свои станции. Прибыв на станцию, отряды выполняют задания, которые оцениваются в баллах. Баллы проставляются в маршрутный лист.

Ход мероприятия:

-Здравствуйте, дорогие ребята! Приветствуем вас на нашем мероприятии «Храни свои корни».

    Наш край богат не только своими несметными богатствами, необъятными лесами, золотоносными реками, но и своим замечательным многонациональным народом, который имеет свои традиции, культуру и национальные духовные ритуалы. Хорошо знать обычаи своего народа и уважать обычаи других народов – это основа крепкой дружбы и взаимопонимания народов. И сегодня мы на нашем мероприятии вспомним о традициях бурятского народа.

Вам предстоит путешествовать по станциям, строго следуя по маршрутному листу. Выполняя задания, вы будете зарабатывать баллы, по которым мы и определим победителей.  Вас будут ждать на станциях «За тайнами природы и бытия», «Творческая мастерская» и «Шагай наадан».

Итак, приветствуем первую команду «Улаалзай», вторая команда « Хонхохон», третья команда «Сэсэгхэн» (командам раздают маршрутные листы).

Итак, мы начинаем! В добрый путь!

Станция «Творческая мастерская»

- Здравствуйте, ребята! Рада видеть вас на станции  - «Творческая мастерская».

- Знаете ли вы что это такое? (Показывает календарь).

- Да, конечно, это календарь. У разных народов есть свои календари. Какие разновидности календарей вы знаете, пользуетесь? (Ответы: монгольский, китайский, григорианский, тибетский ит.д). А буряты  какой   календарь  используют (монгольский лунный календарь или китайский?)

  Назовите  тему нашей творческой мастерской? (Лунный календарь). Бурят-монголы многие сотни лет живут по лунному восточному календарю, который составляется путём сложных математических вычислений ламами-астрологами. Каждый человек рождается в определенный год двенадцатилетнего цикла, свойства которого определяет его будущую судьбу и характер, темперамент. Роль 12-летнего календарного цикла в культуре монголов и бурят была велика. Он заложил основы исторической хронологии.

 Наша цель из пластилина вылепить  12 знаков цикла (животных которые входят в лунный календарь) в виде круга, расположив их, как принято на Востоке, по часовой стрелке.

Какие животные и сколько животных входит в лунный календарь, назовите?

С какого года начинается монгольский 12 цикл? ( С года Мыши) Правильно. Монгольский 12-летний цикл, как и китайский, начинался с года мыши, в отличие от тибетского, который начинался с года зайца. Назовите последовательность цикла? (1) мышь; 2) бык; 3) тигр; 4) заяц;, 5) дракон; б) змея; 7) лошадь; 8) овца; 9) обезьяна; 10) курица; 11) собака; 12) свинья.

Практическая работа. Из пластилина начинаем лепить фигурки животных для лунного календаря. Учитывается при работе творчество, мастерство, оригинальность, аккуратность. Все работы будут представлены на выставку, а также самые лучшие награждены.

12-ти летний  цикл животных  называют Малым колесом времени. Большое колесо времени составляет 60 лет. Восточный лунный календарь включает в себя 5 элементов стихий и они сочетаются с 5 цветами. Кто свободен, используя эту таблицу, определите цвета каждого животного и раскрасьте.

Животные

Элементы стихии

Цвета

Мышь

Вода

Чёрный

Корова

Земля

Жёлтый

Тигр

Дерево

Синий, Зеленый

Кролик

Дерево

Синий, Зеленый

Дракон

Земля

Жёлтый

Змея

Огонь

Красный

Лошадь

Огонь

Красный

Овца

Земля

Жёлтый

Обезьяна

Металл

Белый

Курица

Металл

Белый

Собака

Земля

Жёлтый

Свинья

Вода

Чёрный

Помимо того, что годы имели названия животных, они еще делились на твердые (мужские) и мягкие (женские) и в календаре последовательно чередовались друг с другом. Годы мыши, тигра, дракона, лошади, обезьяны, собаки всегда были мужскими (твердыми). Годы быка, зайца, змеи, овцы, курицы, свиньи - женскими (мягкими). В периоды действия "жестких" знаков обстоятельства жизни и черты личности трудно поддаются изменению, человек действует под давлением обстоятельств, в "мягкие" же периоды многое становится податливым, доступным изменению

        Итог. -Что нового и полезного  сегодня узнали?

Надо беречь традиции, знать их и по возможности исполнять.

Станция «Шагай наадан»

-Добро пожаловать в мою компанию!  Здесь вы, ребята, познакомитесь с бурятскими народными играми. Есть много разных бурятских игр, но одна из самых интересных и познавательных игр – это игра в лодыжки. По-бурятски – Шагай наадан. Почему познавательная игра, потому что в те времена, когда не все дети могли получить образование, по этим косточкам они учились считать,  развивали память, сметливость и ловкость рук.  Шагай – это баранья лодыжка, которая символизирует пять традицонных животных , символ жизни и плодородия. Берите косточки и  смотрите на картинку:  

http://selorodnoe.ru/editor_upload1/2016.02.01_09-04-56620.jpg

1) «Хонин» (овца) - это шагай, упавшая выпуклой стороной вверх – по-другому их называют «Бухэ».

2) «Ямаан» ( козел) – шагай с выемкой, упавшая вогнутой стороной вверх – «Хонхо».

3) «Тэмээн» - кости, оказавшиеся в стоячем положении – верблюд.

4) «Морин» - упавшие набок ровной стороной - лошадка.

5) «Ухэр» -  упавшие набок резной стороной – бычок.

-Существует огромное разнообразие вариантов игр в лодыжки. Мы с вами поиграем в несколько разных игр. Первая игра, которую покажу, называется «Шүүрэлгэ» (захват). Каждый игрок— «шуурэгшэн» —  подбрасывает косточку  вверх: пока косточка летит, игрок должен успеть отделить от общей кучи горстку косточек и успеть поймать косточку одной рукой, не задевая стол и не прижимая к груди. Подбросив косточку вторично, игрок захватывает в горсть любое количество по желанию косточек, не задевая при этом другие кости, и должен успеть подхватить летящею косточку — этой же рукой. Если косточка при падении задела грудь или стол, была взята на грудь или живот, из горсти костей какая-либо выпадет, при захвате задеты соседние косточки – то это  ошибка. Побеждает тот игрок, который по итогам трех попыток набрал наибольшее количество косточек. Если игроков, которые набрали одинаковое количество косточек несколько, то проводится переигровка из одной попытки. Выиграет тот, у кого будет наибольшее количество косточек.

-Следующая игра – это «Няһалалга» (щелканье). Сначала при помощи костей выберем очередность. Надо подбросить шагай, у кого больше всего выпало «хонин», тот и начинает игру. Играющие щелкают по косточке, направляя кости на одинаковые, например, бухэ на бухэ, морин на морин и т.д. Косточка не должна задевать другие косточки, кроме цели, косточка-цель, откатываясь от удара, также не должна задевать соседние косточки. При правильном попадании играющий берет одну косточку себе на выбор: ту, которую сбил, или ту, которой сбил. Игрок не должен забирать выигранную кость той рукой, которой щелкал. Если играющий промахнется, он передает ход другому игроку. После трех безошибочных попыток, три шагай остаются у игрока до конца игры. После неудачной попытки игрока все косточки передаются следующему игроку.  Побеждает тот игрок, который по итогам трех попыток набрал наибольшее количество косточек. Если игроков, которые набрали одинаковое количество косточек несколько, то проводится переигровка из одной попытки. Выиграет тот, у кого будет наибольшее количество косточек. 

-Играем! Вожатые, помогите, пожалуйста, судить наших игроков.

-Итак, ребята, вот и прошло незаметно наше время, выявлены победители. Игроки, занявшие 1,2,3 места, награждаются грамотами.

Итог. Какие навыки вы получили? Что нового узнали?

            -Всего доброго и храните свои корни!

Станция «За тайнами природы и бытия»

- Приветствую вас на станции «За тайнами природы и бытия».

 Каждый участник за правильный ответ получает жетон. В финале выявляется лучший знаток – победитель, набравший наибольшее количество жетонов.

Тема 1. Пять пальцев (звучит песня «Табан Хурган») Вместе поют припев.

  1. Назовите большой палец
  2. Назовите средний палец
  3. Назовите мизинчик
  4. Сосчитайте пять пальцев руки.
  5. Сосчитайте пять пальцев на ноге

. Тема 2. Пять видов домашних животных.

  1. Перечислите на бурятском языке 5 видов домашних животных, почитаемых бурятами.

Ответ:морин, үнеэн, ямаан, тэмээн, хонин.

  1. Назовите «лишнее» животное: морин, тахяа, ямаан, гахай, тэмээн, хонин.

Ответ: тахяа, гахай.

  1. Это выносливое животное, которое животное обходится без пищи и воды в течение 10 суток.

Ответ:верблюд (тэмээн).

  1. Как спит конь?

Ответ:стоя (байгаад).

  1. Какое животное является особо почитаемым у бурят? К нему относятся как к «близкому другу», называя «эрдэни» - драгоценность.

Ответ:морин – эрдэни.

Тема 3. Виды спорта.

  1. Спортивные состязания мужчин на бурятском языке.

Ответ: Эрын гурбан наадан (Три игры мужей).

  1. Назовите лишнее слово: һур харбалга, шатар, мори урилдаан, бүхэ барилдаан.

Ответ:шатар.

  1. В этой игре мишенью служат бабки. О каком виде спорта идет речь?

Ответ:стрельба из лука.

  1. Назовите первого чемпиона мира по вольной борьбе из Бурятии.

Ответ:Борис Будаев.

  1. Какой танец исполняет выигравший в национальной бурятской борьбе?

Ответ:танец орла.

  1. За лучший танец орла участник получает жетон

Тема 4. Моя Бурятия

  1. На разных языках называли его одним из чудес света приходившие к его берегам люди и добавляли «священный». (Озеро Байкал)
  2.   Доказано, что древесина этого дерева уничтожает гнилостные микробы. Поэтому у бурят посуду для хранения молочных продуктов, предпочитали изготовлять из древесины именно этого дерева. Издревле это дерево почиталось народами Сибири, в том числе и бурятами, как священное дерево, как символ могущества и изобилия. (Кедр)
  3. Эта рыба способна рождать живых детенышей, не откладывая икры. Её тело насквозь прозрачно и тает на солнце, как лёд. Раньше буряты вытапливали из неё жир, которым пользовались в быту и как целебным средством. Водится она в озере Байкал. (Голомянка)
  4. Какой предмет мужского национального костюма бурят является знаком его чести и достоинства? Ответ: пояс.
  5. Какой металл считается национальным металлом бурят? Ответ: серебро.
  6.  Что является символом вечности жизни, почитания старших и продолжения рода?

Ответ: коновязь (сэргэ).

  1.  Назовите имя героя бурятского народного эпоса. Ответ: Гэсэр.
  2. Это имя переводится «крепкий, сильный». О каком имени речь? Ответ: Бато.
  3. Назовите имя веселого, неунывающего героя бурятских народных сказок.

Ответ: Будамшуу.

  1. Какой рукой буряты подают угощение гостям, принимают и вручают подарки?

Ответ: правой рукой.

  1. У этого инструмента струна из конского волоса. Обычно на нем играют улигершины. Ответ: хуур.
  2. Народный танец  у бурят.

Подведем итог (подсчет фантиков). Молодцы!

Подведение итогов. Награждение.

Маршрутный лист  команды «Улаалзай»

Станции

Баллы

Итог

«За тайнами природы и бытия»

«Творческая мастерская»

«Шагай наадан»

Маршрутный лист  команды «Хонхохон»

Станции

Баллы

Итог

«Шагай наадан»

«За тайнами природы и бытия»

«Творческая мастерская»

        

        Маршрутный лист  команды «Сэсэгхэн»

Станции

Баллы

Итог

«Творческая мастерская»

«Шагай наадан»

«За тайнами природы и бытия»

Литература:

  1. Календарные обрядовые праздники для детей дошкольного возраста. Пугачева Н.В., Есаулова Н.А., Потапова Н.Н. Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2005.
  2. https://nsportal.ru
  3. Фестиваль педагогических идей. http://festival.1september. ru/articles/524302/
  4. https://burunen.ru/site/news?id=21242


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мастер-класс «Сувениры своими руками»

превращаем отходы в доходы...

Мастер-класс "Подарок своими руками".Поделки из кожи

Автор :Буренко Наталья Александровна...

Мастер - класс "Обереги своими руками" Худякова В.И.

В наши дни мир стал намного ценичней и беспощадней, но в душах людей по - прежнему живёт вера в добрые чудеса. Оберег - это не просто красивая вещичка, он имеет конкретный, практический и даже мистиче...

Реализация проектов "Храни свои корни", "за тайнами Природы и Бытия", "народов связующая нить"

Культурно-образовательная ассоциация как средство реализации инновационных проектов  «Храни свои корни»,«За тайнами Природы и Бытия»,«Народов связующая нить»....

Мастер-класс "Храни свои корни". 2019г.

Мастер-класс для детей международной лагерной смены "Алтан туяа", 2019 год....

Мастер-класс «Храним заветы дедов и отцов»(2017г)

Мастер-класс  “Храним заветы дедов и отцов”.Группа: подготовительнаяЗвучит музыка  ( муз. Татьяны Лар) входит педагог.Педагог: Ӈани' торова ӈацекы! Мы живём с вами в Ямало-Не...