Выступление на МО. Тема «Внедрение STEAM- обучения на занятиях LEGO- конструирования».
статья (5 класс)

Ткачева Наталья Владимировна

 «Внедрение STEAM- обучения на занятиях LEGO- конструирования».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Внедрение STEAM- обучения на занятиях LEGO- конструирования».

      Сегодня во многих странах понятие STEАM -образование всё активнее внедряется в различные образовательные программы, создаются STEАM- центры, проводятся международные конференции по этому направлению. Россия не исключение.

   STEАM-образование - объединение наук, направленное на развитие новых технологий, на инновационное мышление, на обеспечение потребности в хорошо подготовленных инженерных кадрах. Предполагается, что внедрение в школу STEАM – образования может способствовать, в дальнейшем, решению задачи о подготовке хороших инженеров.

   Аббревиатура STEAM (science – наука, technology – технология, engineering – инжиниринг, arts and math – искусство и математика) подразумевает как получение знаний по данным наукам, так и способность применять их на практике. Благодаря STEM-подходу дети могут развиваться сразу в нескольких предметных областях – информатике, физике, технологии, инженерии и математике, понимая, что у изучаемой, порой скучной, теории есть и прикладной характер. Например, образовательные решения LEGO Education – части всемирно известной группы компаний LEGO – нацелены как раз на развитие STEM-компетенций и навыков: научно-исследовательских, инженерно-технических, математических и проектных.

  По данным LEGO Foundation, 80 % будущих специальностей к 2020 году будут требовать наличия у сотрудников развитых STEM-компетенций. И произойдет это потому, что 65 % нынешних учеников начальных классов предстоит работать по специальностям, не существующим на текущий момент. По данным LEGO Foundation, им придется работать в абсолютно новых научных сферах и приобретать профессии, которые только появятся через 10–15 лет. И школа не может остаться в стороне от тенденций, которые диктует развитие новых технологий. STEAM-подход к обучению уверенно вошел в международные образовательные программы, а в последние годы стал все чаще применяться и в российских школах.

   Вот что говорит о STEAM-обучении Максим Васильев, президент Международной ассоциации спортивной и образовательной робототехники (МАСОР), председатель национального совета Всемирной робототехнической олимпиады (WRO), главный тренер сборной Москвы по олимпиадной робототехнике:

    В основе STEAM-обучения лежит системно-деятельностный подход, самостоятельная исследовательская работа учеников, которая прописана во ФГОС. STEAM-образование сегодня активно применяется в российских школах, но зачастую педагогам привычнее использовать другие термины, например проектная деятельность. Создание проекта в соответствии с ФГОС предполагает мультипредметность и межпредметность. При STEAM-обучении дети применяют знания из различных областей: математики и других точных наук, инженерии, дизайна, используют цифровые устройства и технологии. Таким образом ученики усваивают общее понимание процесса создания и работы над проектом. STEAM – это универсальный практико-ориентированный подход, который позволяет ученикам справляться с задачами любой сложности. При этом дети получают практическую реализацию своих знаний. Решая любую производственную или бытовую задачу, человек вынужден аккумулировать знания из многих областей. Такой подход полезен и нужен в современной школе. Постепенно образование в рамках отдельных предметов теряет актуальность, и это не случайно. Обучение лишь в форме передачи информации утратило смысл, так как сегодня любой школьник может зайти в интернет и найти необходимые или недостающие сведения о предмете исследования. А уметь этой информацией воспользоваться, применить ее на практике – вот это умение должно вырабатываться уже в школе.

    STEM обучение — это инновационная методика, которая позволяет выйти на новый уровень совершенствования навыков у наших детей. С ее помощью мы сможем сформировать прогрессивную кадровую базу, которая позволит нам стать экономически независимой и конкурентноспособной страной.

    Преимущества STEM-образования:

- Интегрированное обучение по темам, а не по предметам.

- Применение научно-технических знаний в реальной жизни.

- Развитие навыков критического мышления и разрешения проблем.

- Формирование уверенности в своих силах.

- Активная коммуникация и командная работа.

- Развитие интереса к техническим дисциплинам.

- Креативные и инновационные подходы к проектам.

- Развитие мотивации к техническому творчеству через детские виды деятельности с учётом возрастных и индивидуальных особенностей каждого ребёнка.

- Ранняя профессиональная ориентация.

- Подготовка детей к технологическим инновациям жизни.

- STEM, как дополнение к обязательной части основной образовательной программы (ООП).

    Стремительное развитие технологий ведет к тому, что в будущем самыми востребованными станут профессии, связанные с высокими технологиями: IT специалисты, инженеры big data, программисты. Система образования реагирует на такой социальный запрос появлением большого количества кружков робототехники, программирования, моделирования (STEM). Однако, все чаще и чаще звучит мысль о том, что научно-технических знаний мало. В будущем будет востребованы навыки XXI века, которые часто называют 4К. 

• Коммуникация 

• Кооперация 

• Критическое мышление 

• Креативность 

Эти навыки нельзя получить только в лабораториях или из знания определенных математических алгоритмов. Именно поэтому специалистам приходится все больше и чаще учиться STEAM-дисциплинам. 

   В ЧЕМ СУТЬ STEM-ТЕХНОЛОГИЙ?

    Введение основных компонентов STEM образования помогает создать наилучшую среду для выявления особо одаренных детей.  STEAM как новую систему обучения, основанную на инновационных технологиях 21 века, основной целью, которой является развитие у детей мышления нового типа.  Это принципиально новый подход, который разительно отличается от традиционной  модели обучения и основывается на развитии творческих и аналитических навыков.

   Учебное пространство STEAM предоставляет людям эффективный обучающий интерактивно  подход совместно с самоподготовкой и умением работать в команде. Давайте поближе рассмотрим такой учебный процесс: что здесь отличается от традиционного типа обучения и как развивают детское мышление.

   Например, на занятии по Lego- конструированию ребятам дается тема «Исследователи космоса. Луна». Сначала дети смотрят короткий документальный фильм, играют в игры или делают специальные задания с педагогом. У них появляется представление о космосе, планетах солнечной системы, Луне. Вместе они рисуют их или делают поделки на эту тему, таким образом дети получают знания опытным путем. Затем они изучают каждую тему по отдельности: малыши смотрят видео, слушают аудио-записи, просматривают нужные сайты в интернете, это время для самоподготовки. Потом детей тестируют, чтобы определить, насколько хорошо они разобрались в этой теме, и уже после этого учащиеся сами делают модели из конструкторов Lego, оформляя их в проектную работу. Этот этап называется созданием смысла. И финальный шаг, ребята выступают с данным проектом на соревнованиях разного уровня. На этом этапе все дети показывают свои знания по теме (все то, чему они научились).

   Конечно же, мы видим, что STEAM подход значительно отличается от традиционного: дети уделяют больше времени самоподготовке, учатся находить проблемы и решать их самостоятельно.

 Обучающиеся делятся между собой своим удачным и неудачным учебным опытом,  работают вместе над проектами или решением определенных проблем.

Ребята помогают и поддерживают друг друга, решая учебные задачи с помощью новых навыков и знаний.

  В конечном итоге STEAM подход прежде всего направлен на развитие навыков обучения, а не зазубривание материала, данного педагога.  В основе него лежат: способность к созданию новых идей, навыки самоподготовки, совместная работа, постоянное исправление ошибок и решение учебных задач.

  Основная идея STEAM подхода такова: практика так же важна, как и теоретические знания. То есть, обучаясь,  мы должны работать не только мозгами, но и руками.        Основным отличием STEAM подхода является то, что здесь дети используют и свои мозги, и свои руки для успешного изучения множества предметов. Знания, которые они получают, они «добывают» самостоятельно.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на ШМО тема: "Внедрение Всероссийского физкультурно-оздоровительного комплекса «Готов к труду и обороне» в школе."

Указ Президента Российской Федерации "О Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе "Готов к труду и обороне"Выполнение нормативов Комплекса ГТО проводится в соревновательной обстан...

Методические рекомендации по внедрению STEAM - технологии в образовательную практику

Мы уверены, что все наши коллеги - это учителя нового формата. И STEAM - технологию можно использовать на любом предмете учебного плана. Но а для того, чтобы освоение технологии было успешным, мы пред...

Доклад на тему «Lego-конструирование – как средство разностороннего развития технических способностей детей разного возраста путем интеграции основного, дополнительного и дошкольного образования»

Модернизация образования предполагает интеграцию дошкольного, общего и дополнительного образования детей в единое образовательное пространство, причем каждое учреждение является уникальным по своим це...

Выступление на МО. Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»

Тема «Lego-конструирование как средство развития творческого мышления у детей»...

Развитие конструктивных способностей и технического творчества посредством организованных занятий по Lego-конструированию.

Актуальность применения инновационных педагогических технологий по развитию познавательно-исследовательской и конструктивной деятельности, технического творчества обучающихся посредством использования...

Занятие кружка "Робототехника". Lego-конструирование модели "Бабочка".

Интегрированное занятие по робототехнике, окружающему миру, литературному чтению, музыке "Lego-конструирование "Бабочка"....

Отчет по работе педагога по теме самообразования «Lego-конструирование в дошкольном возрасте, как средство развития технического творчества детей».

Конструирование на этапе дошкольного возраста связано с игрой ведущим видом деятельности дошкольников.Знакомство дошкольников с конструктором начинаю постепенно в процессе занимательной игры. На начал...