Представление педагогического опыта Холодовой Е. А.
статья

Холодова Елена Анатольевна

Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности и поиск новых образовательных технологий 

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_pedagogicheskogo_opyta_holodovoy_e._a.doc91 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного педагогического опыта учителя трудового обучения ГБОУ РМ «Инсарская общеобразовательная школа-интернат для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья»

Холодовой Елены Анатольевны

Тема  моего педагогического опыта «Использование нестандартных инновационных форм работы на уроке, способствующих эффективности обучения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

Дата рождения: 17.07.1973г

Профессиональное образование: среднее – специальное, 1992 г., Зубово – Полянское педагогическое училище, диплом № СТ 006585, дата выдачи 30.06.1992г.

Специальность дошкольное воспитание

Стаж педагогической работы: в должности учителя трудового обучения - 21 год

Общий трудовой стаж: 28 лет

Наличие квалификационной категории: первая (Приказ № 1231от 22.12.2015 г.)

Дата последней аттестации: 22.12.2015г.

Актуальность проблемы.

В настоящее время актуальной проблемой является подготовка обучающихся к жизни и деятельности в новых социально – экономических условиях, возникла потребность в изменении целей и задач коррекционного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья .Одним из важных качеств педагога, условий успешности его как профессионала является готовность к инновационной деятельности и поиск новых образовательных технологий 

Понятие «инновация» означает новшество, новизну, изменение; инновация как средство и процесс предполагает введение чего-либо нового. Применительно к педагогическому процессу инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы обучения и воспитания, организацию совместной деятельности учителя и учащегося.

Учитель всегда был центральной фигурой в образовании. Необходимые изменения в образовании не могут происходить, если педагоги не будут стремиться совершенствовать свою профессиональную деятельность. Время и усилия, которые требуются, чтобы новые идеи и новые способы образования вошли в практику, в большой степени зависят от готовности и способности учителя изменять свою деятельность, осваивая новшества и становясь сотворцом новой практики.

Профессиональная деятельность учителя неполноценна, если она строится только как воспроизводство однажды усвоенных методов работы. Такая деятельность неполноценна не только потому, что в ней не используются объективно существующие возможности для достижения более высоких результатов образования, но и потому, что она не способствует развитию личности самого педагога. Без творчества нет педагога-мастера.

Основная идея.

Исходя из выше сказанного, на основании изучения недостатков обучающихся, я как  учитель   трудового   обучения  специальной коррекционной школы, ставлю перед собой  задачи:

- освоение новых педагогических инновационных технологий и методов педагогической деятельности в области трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-совершенствование учебно-методического обеспечения в соответствии с современными требованиями к коррекционно-развивающему образовательному процессу на основе передовых технологий;

-организация инновационной деятельности в области трудового обучения учащихся с ограниченными возможностями здоровья;

-создание атмосферы ответственности за конечные результаты труда;

- укрепление психического и физического здоровья обучающихся;

- пропаганда здорового образа жизни;

- изучение и анализ состояния преподаваемого учебного предмета;

- обобщение передового педагогического опыта по формированию социально-трудовых компетенций у учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Теоретическая база.

Теоретическая база опыта основывается на программе по швейному делу Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 кл, под ред. В.В.Воронковой, учебниках 5-9 класс «Швейное дело» для спец. (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида/ Г.Б. Картушина, Г.Г. Мозговая: Просвещение.

В своей работе я опираюсь на технологию личностно ориентированного развивающего обучения Ираиды Сергеевны Якиманской.

В своей работе я использую следующие инновационные педагогические технологии:

Воспитательные технологии;

Игровые технологии;

Проблемное обучение;

Здоровьесберегающие технологии;

Информационно-коммуникационные технологии;

Развивающее обучение;

Технология дифференцированного подхода в обучении;

Новизна.

Характер инновационной деятельности учителя зависит от существующих в конкретном образовательном учреждении условий, но, прежде всего, от уровня его готовности к этой деятельности. Под готовностью к инновационной деятельности понимается совокупность качеств учителя, определяющих его направленность на развитие собственной педагогической деятельности и деятельности всего коллектива школы, а также его способности выявлять актуальные проблемы образования учеников, находить и реализовать эффективные способы их решения. Использование нестандартных инновационных форм образовательных технологий  обеспечивает гибкость образовательного процесса, повышает познавательный интерес учащихся, способствует коррекции их недостатков развития, творческой активности. Благодаря внедрению в образовательный процесс современных технологий обучения  дети с ограниченными возможностями здоровья  имеют больший шанс приобрести  необходимые умения и навыки для дальнейшей жизни и успешной адаптации в обществе, повысить уровень  мотивации к обучению.

Технология опыта.

Получение образования детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) является одним из основных условий их успешной социализации и полноценной  жизни в обществе. Исходя из этого, перед мной стоит задача - подготовить обучающихся к профессиональной деятельности.

Постоянно работая над изучением индивидуальных особенностей обучающихся в моей практике, идет постоянный поиск эффективных нестандартных инновационных методов и приемов обучения и приведения их в систему нового образования.

   Каждый урок я строю так, чтобы он был направлен на формирование основных трудовых умений и навыков, на наработку детьми новых знаний. Ставлю своей главной целью – помочь добиться каждому ученику успеха над собой. Сравниваю самого с самим собой и показываю его успех продвижения.

На своих уроках активно применяю ИКТ. Наличие в кабинете персонального компьютера позволило мне разнообразить уроки. Работа осуществляется на разных этапах урока: как способ создания проблемной ситуации, как способ объяснения нового материала, как форма закрепления изученного, как форма проверки домашнего задания, как способ проверки знаний в процессе урока. Сочетание использования ИКТ позволяют эффективно стимулировать познавательную активность школьников на уроках, во внеурочное время, делают уроки и мероприятия яркими, интересными, вносят новизну в обучение. Ребята получают качественно иные знания с использованием новейших информационных технологий, активизируется учебная деятельность обучающихся, повышается мотивация обучения, эффектно внедряются информационные технологии в образовательный процесс, стимулируется самообразование, формируются навыки самостоятельной, деятельности;

Своими задачами на уроках труда я считаю, преодоление проблем и трудностей трудового обучения и допрофессиональной подготовки учащихся:

  • в увеличении внимания к формированию умения планировать свою работу,
  • применять на практике имеющиеся знания,
  • уметь пользоваться технологической документацией,
  • контролировать свои действия (самоконтроль),
  • бережно относится к оборудованию,
  • экономно расходовать материалы, рабочее время,
  • строго соблюдать правила безопасности труда
  • воспитание потребности в труде как образе жизни;

 

Программа обучения построена так, что обучающиеся получают теоретические знания с закреплением практических действий, для развития общетрудовых умений и сознательного овладения приёмами работы.

Решение данных задач можно проследить:

Пример использования образца готового изделия. При проведении анализа, которого можно получить от детей максимум информации об этом изделии и о предстоящей работе, а также порой и о путях усовершенствования способов обработки.

Получая в качестве образца изделие, умственно отсталые дети легче воспринимают его конструктивные особенности: выделяют основные части и детали, устанавливают их пространственное расположение, способы соединения частей.

При использовании образцов я их располагаю на столе перед обучающимися, чтобы дети могли взять их в руки, усвоить особенности форм изделия, его деталей, а также предположить свойства материалов.

При изучении анализа образца, я добиваюсь, чтобы каждая девочка, в меру своих возможностей давала связное его описание. Для этого использую текстовую карточку, которая содержит опорные слова: название, назначение, материалы, детали, как сделана (используемые швы), отделка и другие в зависимости от изделия.

Вначале ученики приучаются строить рассказ по вопросам учителя об образце, в дальнейшем обучающиеся самостоятельно дают анализ образца. Целью является формирование в представлении ребенка полного образца изделия. Так же на уроках использую инструкционные карты, что позволяет учащимся видеть последовательность той или иной операции. Найти неверно выполненный этап. Дает возможность выполнять отдельные этапы учеником совместно с учителем, который сопровождает свои действия речью, отвечая на вопросы учителя: “Ты сделал верно?”, “Что ты будешь делать дальше?” Использую я такой прием – когда обучающиеся самостоятельно составляют карту. Обучающиеся, которые успешно закончили работу раньше других, начинают помогать остальным детям, что способствует привитию доброжелательности, взаимовыручке, помощи товарищу от души, дает возможность увидеть свои недоработки  или обратить внимание товарища на неточное выполнение операции на данном этапе или в предыдущей операции. Тем самым способствуют развитию навыков самоконтроля, взаимоконтроля и промежуточного межоперационного контроля выполняемого задания. Давая учащимся высказаться по результатам работы своей или товарища, я уделяю большое значение развитию речевых навыков, учу учащихся внимательно вслушиваться в сказанное, как учителем, так и обучающимися, дополнять ответы учащихся. Для того чтобы развивать умение пользоваться знакомыми словами в новых ситуациях, создаю такие ситуации, которые порождают инициативные речевые действия. Например, дети обращаются за предметами, необходимыми им для выполнения задания. При этом приходится “угадывать” в чем нуждается ученик по указательным жестом последнего или его неточным терминам. Задавая ему вопросы, имитируя непонимание, тем самым я побуждаю ребенка к полному высказыванию. Большое внимание уделяю правильности использования специальных терминов определенного вида выполняемых детьми работ.

При обучении самоконтролю, я добиваюсь, прежде всего, того, чтобы все требования к качеству выполнения изделия были поняты обучающимися, конкретны и немногосложны. Ориентиром для учащихся определяю выделенную операцию в учебнике по изготовлению каждого задания: – проверка качества работы.

В процессе обучения дети усваивают, что выполнение любого изделия происходит поэтапно. При этом я последовательно учу детей контролировать качество выполнения изделия при завершении каждой операции, для этого использую специальные упражнения для тренировок (обучение приемам сравнения, употребление мерки, упражнения на линейке).

Оцениваю качество выполненной работы по единому образцу, т. к. считаю, что при проведении самоконтроля учащийся будет стремиться к этому эталону, так же при проведении взаимоконтроля – сравнивание качества изделия следует делать не друг с другом, а с образцом (чтобы не могли возникнуть негативные моменты в отношениях детей, так как каждому хочется, чтобы его изделие было лучшим, условие единое -лучшее изделие соответствующее качеству образца).

При оценке работ, обязательно учитываю индивидуальные способности учащихся, так как важен личный результат каждого ученика в сравнении с самим собой, со своей предыдущей работой.

При определении методики обучения я стараюсь учитывать не только отклонения от развития, но и опираться на все положительные качества ученика.

Постоянные наблюдения за поведением детей позволяют мне выявлять их индивидуальные особенности. Что позволяет мне модифицировать методы и приемы трудового обучения. Большое значение уделяю формированию интереса к занятиям трудом и швейным делом. На уроках для каждого ученика создаю такую ситуацию, в которой он добивается успеха. По результатам работы использую похвалу, подбадривание, демонстрирую каждый, самый незначительный, особенно у слабых, успех ученика перед классом и товарищем. Поделки, которые изготовляют дети, выставляются на выставках. Дети должны видеть, что результат их труда используется в общей работе и радует других их успех.

Результативность опыта.

Самой основной задачей нашей жизни и труда является помощь ребенку обеспечить доступное, успешное завтра на основе более полного расширения его зоны ближайшего развития.

В течение всего обучения обучающиеся должны включаться в производительный труд, чтобы полноценно осуществлять  допрофессинальную подготовку. Для этого необходимо наличие материально-технической базы. Мастерская, в которой я работаю, приближена к производственным условиям, есть почти всё необходимое оборудование.  В старших классах предусмотрено более подробное изучение производства одежды с использованием различных спецмашин, умение на них работать. У нас есть два вида производственных машин (22-А класса ПМЗ, 51-го А класса ПМЗ), на которых обучающиеся и осуществляют допрофессиональную подготовку. В рамках исполнения Государственной программы Республики Мордовия  «Развитие образования в Республике Мордовия» на 2014 – 2025 годы наша школа  включена в программу  по реализации мероприятий  комплекса мер по развитию эффективных практик предпрофессиональной подготовки детей-инвалидов и детей с ограниченными особенностями здоровья в Республике Мордовия.

В рамках данных мероприятий фондом поддержки детей  находящихся в трудной жизненной ситуации в школу  было поставлено новое оборудование (вышивальная машина с программным управлением, паровые генераторы) и пополнено учебно-методическое пособие  для реализации программы предпрофессиональной подготовки «Швейное дело», которое успешно используется в обучении детей.

Программой обучения предусмотрено выполнение производственных заказов для базовых предприятий. У нас в городе Инсаре такого предприятия нет, поэтому мы сами стараемся приблизить обучающихся к производственным условиям: изготавливаем для школы постельное бельё, шьём сорочки, пижамы, фартуки и многое другое. При выполнении большого количества швейных изделий, у учащихся развиваются скоростные и качественные показатели.

Результатом моей работы  также являются открытые уроки и внеклассные мероприятия, которыми я охотно делюсь в педагогических сообществах в сети Интернет на сайте https://nsportal.ru/hloj-36 , https://infourok.ru/user/holodova-elena-anatolevna 

  • Внеклассное мероприятие «Трудовой турнир»

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2018/04/22/vneklassnoe-meropriyatie-trudovoy-turnir 

  • Внеклассное мероприятие "Путешествие в страну Мастеров"

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/04/23/puteshestvie-v-stranu-masterov 

  • Внеклассное мероприятие "Труженики тыла в годы Великой Отечественной войны" + презентация

https://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2020/04/21/vneklassnoe-meropriyatie-truzhenikam-tyla

  • Мастер-класс по изготовлению новогодней игрушки "Снеговик"+ презентация

https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2018/12/16/master-klass-izgotovlenie-novogodney-igrushki 

  • Открытый урок " Бригадный метод пошива постельного белья"-7 класс

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2018/03/01/razrabotka-otkrytogo-uroka-po-shveynomu-delu-v-7-klasse 

  • Открытый урок "Построение чертежа юбки солнце (В М:1-4)" 7 класс

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/05/22/otkrytyy-urok-postroenie-chertezha-yubki-solntse-v-m1-4-7 

  • Открытый урок "Раскрой цельнокроеного платья в М:1-2" 8 класс + презентация

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2019/12/18/otkrytyy-urok-raskroy-tselnokroenogo-platya-v-m1-2-8-klass 

https://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2020/02/19/prezentatsiya-k-uroku-raskroy-tselnokroenogo-platya-8-klass

Обобщение педагогического опыта также происходит на ШМО, заседаниях педагогического совета, семинарах  в виде выступлений, докладов.

Доклад «Активные формы профориентационной работы в условиях школы  для обучающихся  с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)»

https://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2020/01/08/doklad-na-mo-aktivnye-formy 

Результатом моей плодотворной работы  является активное участие обучающиеся  в конкурсах декоративно – прикладного творчества сети Интернет: Всероссийский центр развития творчества «Жар Птица»,  «Таланты России», «Вундеркинд», где занимают призовые места.

В 2019 г. очное участие в Республиканской выставке прикладного творчества воспитанников детских домов «Мастерок» в г. Саранске, где воспитанницы заняли 2 место в номинации «Декоративно – прикладное творчество». Ежегодно в июне работы обучающихся учавствуют в выставке декоративно – прикладного творчества на день  рождения города Инсара, в августе в выставке на День Инсарского Района, в октябре 2018 г. Было участие в выставке в Музыкальном театре им. И. Яушева на День Учителя, где работы обучающихся пользуются успехом.

Список литературы.

  • Якиманская, И. С. Технология личностно-ориентированного образования / И. С. Якиманская. -М., 2000.
  • Якиманская, И. С. Личностно ориентированное обучение в современной школе / И. С. Якиманская. -  М. : Сентябрь, 2002. – 96 с.
  • Якиманская И.С. М. Педагогика,1979 г.«Развивающее обучение»
  • Войтенко Т.П.- «Игра  как метод обучения  и личностного развития: метод. пос. для педагогов начальной и средней  школы»- Калуга: АДЕЛЬ . 1997 г.
  • Пидкасистый П.И.,Хайдаров Ж.С. «Технология игры  в  обучении и развитии» М.1996 г.
  • Стребелева, Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя-дефектолога. [текст]/Е.А. Стреблева.-М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008.-256с.
  • Кулишова, Г.П. Как обучать профессии учащихся с нарушениями интеллекта: Методическое пособие. [текст]/Г.П. Кулишова.-М.:2006-104с.
  • Ковалько В.И. Школа физкультминуток: Практические разработки физкультминуток, гимнастических комплексов, подвижных игр. – М.: “ВАКО”, 2005, 208 с. – (Мастерская учителя).
  • Синягина Н.Ю. Как сохранить и укрепить здоровье детей: психол. установки и упражнения / Н.Ю. Синягина, И.В. Кузнецова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 150 с. – (Семейная библиотека)
  • Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в работе учителя и школы. – М.: АРТИ, 2003. –272 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение педагогического опыта по внедрению технологии «Формирование диалогического опыта личности в процессе изучения литературы», разработанной Светланой Владимировной Беловой.

Опыт моей пятилетней работы показал, что в ситуации не-чтения учащимися программных произведений данная технология является одной из самых действующих, помогающей развитию диалогичности не только личн...

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМ Л.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 ________________________________________ Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языка Из опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой д

ПОДЕЛИМСЯ ОПЫТОМЛ.М. КЛИПИНА, заслуженный учитель РФ, г. Москва, школа № 1410 Комплексный анализ поэтического текста на уроках русского языкаИз опыта работы по учебнику-практикуму А.Д. Дейкиной, Т....

1. Представление собственного инновационного педагогического опыта. Тема инновационного педагогического опыта: «Повышение качества обучения и воспитания за счёт применения инновационных технологий».

Качество обучения и воспитания повышаю за счёт применения инновационных технологий и эффективного использования учебного времени.В своей педагогической деятельности эффективно использую современные об...

Карта инновационного опыта учителей Школы передового педагогического опыта МБОУ СОШ №1 п. Степное Советского района Саратовской области

Карта инновационного (передового) педагогического опыта учителей участников группы Школа передового педагогического опыта по итогам работы в 2011-2012 учебном году....

Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников. Оснащение ребёнка жизненным опытом.  

Выступление на методическом объединении по теме:«Особенности формирования жизненного опыта у воспитанников.  Оснащение ребёнка жизненным опытом»...

Календарно-тематическое планирование для 3 класса к учебнику Холодовой "Умники и умницы"

Данное календарно-тематического планирование составлено как и в стандартной форме, так и в соответствии с требованиями ФГОС. Данная программа используется мной для внеурочной деятельности по предмету....

Само- и взаимопомощь при холодовой опасности

Само- и взаимопомощь при холодовой опасности...