Программа «Развитие познавательных интересов» для 3 класса
рабочая программа

Саркулова Вероника Сергеевна

Программа по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся 3 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3_kl_poznavat_sfera.docx29.53 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 36 им. генерала А.М. Городнянского» города Смоленска

РАССМОТРЕНО

на заседании педагогического совета

Протокол № 2

от 16 сентября 2019 г.

Программа по коррекции и развитию познавательной сферы у обучающихся 3 классов

«Развитие познавательных интересов»

Программу составил(а) В.С. Саркулова            

                                                                             подпись                                                                                                                                                                  

педагог-психолог

2019

Пояснительная записка

Разработка концепции развития универсальных учебных действий в системе общего образования отвечает новым социальным запросам. Целью образования становится общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.

Развитие познавательных процессов - это развитие таких психических процессов, как восприятие, память, мышление, внимание, без которых невозможно успешное обучение ребенка в школе. Также важно не только развивать у детей познавательные процессы, но  и учить их правильно работать с материалом.                          

 Ограничения познавательных возможностей не позволяют ребёнку успешно справиться с задачами и требованиями, которые предъявляет ему общество. Как правило, эти ограничения впервые отчётливо проявляются и замечаются взрослыми, когда ребёнок приходит в школу. У такого ребёнка гораздо дольше (часто на протяжении всех лет обучения в начальной школе) остаётся ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряжённую учебную деятельность: он очень быстро устаёт, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной психолого-педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды неуспевающих школьников. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребёнок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь. Учебные трудности школьника, как правило, сопровождаются отклонениями в поведении. Из-за функциональной незрелости нервной системы процессы торможения и возбуждения мало сбалансированы. Из таких взаимоотношений со средой, характеризующихся как состояние хронической дезадаптации, ребёнок самостоятельно, без специально организованной коррекционно-развивающей работы выйти не может.

Младшим школьникам предстоит очень важный момент в их жизни - переход в среднее звено школы. Этот переход заслуживает серьёзного внимания. Это связано с тем, что коренным образом изменяет условия учения. Новые условия предъявляют более высокие требования к развитию мышления, восприятия, памяти и внимания детей, к их личностному развитию, а также степени сформированности у учащихся учебных знаний, учебных действий, к уровню развития произвольности. Однако, уровень развития значительного числа учащихся едва достигает необходимого предела, а у довольно многочисленной группы школьников уровень развития явно недостаточен для перехода в среднее звено.

Задача преподавателя начального звена, родителей, психологов заключается в проведении комплекса коррекционной работы с детьми, используя игры, задания упражнения.

Данная программа состоит из серии специально организованных коррекционно-развивающих занятий, составленных с учётом уровня развития ребенка, его возрастных и индивидуальных особенностей.

Методологическая основа программы.

Данная программа написана на основе концепции развития универсальных учебных действий, разработанной в системно-деятельностном подходе (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, А. Г. Асмолов) группой авторов: А. Г. Асмоловым, Г. В. Бурменской, И. А. Володарской, О. А. Карабановой, Н. Г. Салминой и С. В. Молчановым под руководством А. Г. Асмолова.

Цель программы: создание условий для успешного развития познавательных универсальных учебных действий.

Задачи:

  • Формировать умения работать с материалом;
  • Развить умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • Создать условия для развития умений анализировать объект, осуществлять сравнение, выделять общее, осуществлять классификацию;
  • Способствовать развитию умений концентрировать, переключать, распределять внимание;
  • Формировать умения запоминать и воспроизводить информацию;
  • Формировать способности к саморефлексии.

Категория участников: обучающиеся 4-х классов.

Продолжительность занятий – 45 минут, частота встреч 1 раза в неделю. Количество участников 8 10 человек. Обязательно учитывается желание ребенка и согласие родителей. Занятия в каждой подгруппе проводятся на протяжении одной четверти.

Принципы реализации программы:

  • комплексный подход к диагностике и коррекции;  
  • единство педагога, психолога, ребёнка, родителей;  
  • соответствие материала  возрастным   особенностям детей;
  • систематичность и последовательность в приобретении знаний и умений;
  • личностно-ориентированный подход к детям.

Структура занятий:

  1. Приветствие;
  2. рефлексия предыдущего занятия;
  3. основная часть (знакомство с новым материалом, закрепление);
  4. рефлексия проведенного занятия.

Ресурсы, необходимые для реализации программы:

  • в реализации программы участвуют специалисты, имеющие высшее психологическое образование;
  • занятия проводятся в отдельном, проветриваемом помещении для групповой работы, оснащенном столами, стульями, доской;

Форма работы: занятие

Методы работы: наблюдение, беседа, игра, упражнения, рефлексия

Эффективность программы проверяется с помощью психологического обследования перед началом проведения занятий и в завершении занятий с использованием методик, позволяющих изучить особенности познавательного развития детей: методика «Корректурная проба» (внимание); «Запомни рисунки» (зрительная память); «Десять слов Лурия» (слуховая память); «Запомни пары слов» (логическая память); «Определения уровня умственного развития детей Э. Ф. Замбацявичене»; методика  поиска информации для диагностики особенностей восприятия младших школьников 

Предполагаемым результатом реализации программы является:

- понимание и умение применять алгоритмы работы с материалом;

-уменьшение степени помощи психолога учащимся при выполнении заданий: чем помощь меньше, тем выше самостоятельность учеников и, следовательно, выше развивающий эффект занятий;

- улучшение успеваемости по основным дисциплинам.

 


Тематическое планирование

внеурочной деятельности по курсу «Развитие познавательных деятельности»

(дополнительные коррекционные занятия)

3 класс

п / п

Тема

Содержание

Кол. часов.

1

Диагностика познавательных способностей и возможностей обучающихся.

 

- Вводная беседа.

- Психотехнические игры и упражнения на снятие психоэмоционального напряжения, (психогимнастика, «снежный ком», «улыбка», «нос, пол, потолок», «запрещенное движение», «Перекличка»)

- Рисование.

1

2

Развитие концентрации внимания.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал», «Хор»)

1

3

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Животные - растения», «Сосед справа», «Смена имен»)

1

4

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Незнайки», «Перекличка»)

1

5

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал» «Закончи слово»)

1

6

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Четвертый лишний»)

1

7

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

1

8

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Перекличка», «Слушай и исполняй»)

1

9

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение», «Превращение слов»)

1

10

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке», «Закончи слово»)

1

11

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Правильно услышим и

покажем, что услышали», «Будь внимателен»)

1

12

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Рыба,

птица, зверь»)

1

13

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

«Перечисли предметы на букву..»)

1

14

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Саймон сказал»,

«Скульптор»)

- Решение ребусов.

1

15

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

«Животные - растения»)

1

16

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

«Сосед справа»)

1

17

Тренировка внимания

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеркало», «Незнайки»)

1

 

18

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии»,

«Футбол»)

1

19

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Что изменилось», «Хор»)

1

20

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Заверши предложение»)

- Решение ребусов.

1

21

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Работа в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок»,

«Смена имен»)

1

22

Развитие концентрации внимания.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

«Зеркало»)

1

23

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Гимнастика в зоопарке»,

«Саймон сказал…»)

1

24

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Зеваки», «Будь

внимателен»)

1

25

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Хор»)

1

26

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Разведчики», «Да - нет»)

1

27

Совершенствование воображения.

Развитие наглядно-образного мышления.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Что

можно сделать из…»)

- Решение ребусов.

1

28

Развитие быстроты реакции.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Нос, пол, потолок», «Зернышки»)

1

29

Развитие концентрации внимания.

Развитие пространственного восприятия и сенсомоторной координации

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Запрещенное движение»,

«Зеркало»)

1

30

Тренировка внимания

Совершенствование мыслительных операций

Развитие аналитических способностей и способности рассуждать.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Закончи слово», «Саймон

сказал»)

1

31

Тренировка слуховой памяти.

Совершенствование мыслительных операций

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Сосед справа», «Будь

внимателен»)

1

32

Тренировка зрительной памяти.

Совершенствование мыслительных операций.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Четыре стихии», «Да-

нет»)

1

33

Развитие логического мышления.

Развитие умения решать нестандартные задачи.

- Психогимнастика.

- Разминка (вопросы – ответы)

- Выполнение упражнений и заданий в тетради.

- Динамическая пауза («Перечисли предметы », «Хор»)

1

34

Диагностика уровня развития когнитивных процессов (внимания, памяти, воображения, мышления).

- Психогимнастика.

- Психодиагностика.

- Подведение итогов.

1

ВСЕГО

34

 


Методическое обеспечение процесса индивидуальных занятий

по развитию познавательных интересов

 

  1. Рабочие тетради «Юным умникам и умницам». О. Холодова. 1 - 4 класс, в 2-х частях. Москва. РОСТ-книга ,2008 г.
  2. Учебно-методическое пособие «Юным умникам и умницам». О.Холодова. 1 - 4 класс. Москва. РОСТ-книга, 2008 г
  3. Бадьина Н.П. Часто болеющие дети. Психологическое сопровождение в школе. М. 2007 г.
  4. Истратова О.Н. Эксакуто Т.В. Справочник психолога начальной школы.
  5. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М.2007 г.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личности Нежинская Марина Викторовна учитель русского языка и литературы Всегда остается актуальным вопрос о формировании приемов познавательной деятельности у школьников.

Развитие познавательного интереса школьников как способ формирования творческой личностиНежинская Марина Викторовнаучитель русского языка и литературыВсегда остается актуальным вопрос о формиров...

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»

«Развитие познавательных интересов детей, через познавательно-исследовательскую деятельность»...

Рабочая программа ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ИНТЕРЕСОВ

Рабочая программа внеурочной деятельности составлена в соответствии  с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта общего образования, утвержденного...

Познавательные игры как средство развития познавательного интереса к биологии.

 Для поддержания и укрепления интереса учеников к урокам особое значение имеет организация учебной деятельности учащихся так, чтобы она была разнообразной по формам и видам учебной работы ...