Применение метода проектов на уроках технологии в основной школе как способа формирования универсальных учебных действий школьников
опыты и эксперименты

Южанин Дмитрий Петрович

опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt.docx20.54 КБ

Предварительный просмотр:

    Подготовил

  учитель технологии МБОУ «СШ№3»

г. Нижневартовск, ХМАО-ЮГРА

Южанин Дмитрий Петрович

 

Применение метода проектов на уроках технологии  в основной школе как способа формирования универсальных учебных действий школьников

В связи с изменением парадигмы современного образования: от цели усвоения знаний, умений и навыков к цели развития личности школьника, в стандартах второго поколения появилось новое понятие – универсальные учебные действия (УУД). Современная система образования должна вооружить ребенка универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и совершенствоваться.

В широком значении термин "универсальные учебные действия" означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком значении это совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

В соответствии с ФГОС второго поколения универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные.

Личностные универсальные учебные действия отражают систему ценностных ориентаций школьника, его отношение к различным сторонам окружающего мира.

К личностным УУД при изучении технологии в основной школе относятся: положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся, способность осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, осваивать новые виды деятельности; развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности; овладение правилами научной организации труда; способность к самооценке своих действий, поступков; становление самоопределения в выбранной сфере будущей профессиональной деятельности; бережное отношение к природным и хозяйственным ресурсам; готовность к рациональному ведению домашнего хозяйства; самооценка готовности к предпринимательской деятельности в сфере технического труда.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают способность учащегося организовывать свою учебно-познавательную деятельность, проходя по её этапам: от осознания цели - через планирование действий - к реализации намеченного, самоконтролю и самооценке достигнутого результата, а если надо, то и к проведению коррекции.

К регулятивным УУД при изучении технологии относятся: принятие и сохранение учебной задачи; алгоритмизированное планирование процесса познавательно- трудовой деятельности; определение способов решения учебной или трудовой задачи; поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы; проявление инновационнго подхода к решению учебных и практических задач в процессе моделирования изделия или технологического процесса; оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм и эстетических ценностей.

Познавательные универсальные учебные действия обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять направленный поиск, обработку и использование информации.

К познавательным УУД при изучении технологии относятся: выбор для решения познавательных и коммутативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и др. базы данных; виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов; выявление потребностей, проектирование и создание объектов, имеющих потребительскую стоимость и использование для этого дополнительной информации.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают способность осуществлять продуктивное общение в совместной деятельности, проявляя толерантность в общении, соблюдая правила вербального и невербального поведения с учётом конкретной ситуации.

К коммуникативным УУД при изучении технологии относятся: согласование и координация совместной познавательно-трудовой деятельности с другими её участниками; обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора объекта, имеющего потребительскую стоимость.

Формирование универсальных учебных действий (УУД) на уроках технологии как нельзя лучше обеспечивает организация проектной деятельности учащихся. Использование технологии проектной деятельности в урочное и внеурочное время позволяет решить задачу формирования компетентностей у учащихся.

Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию ЗУН, а на их применение и приобретение новых, порой и путем самообразования.

Проектная деятельность один из немногих видов школьной работы, позволяющий преобразовать академические знания в реальный жизненный, и даже житейский опыт учащихся в реальном времени, сохраняя знания и умения, полученные на этих уроках в копилку сформированных навыков, и в будущем помогая легко решать подобные проблемы.

Формирование УУД на уроках технологии в процессе работы над проектом, можно представить в виде таблицы «Формирование УУД учащихся на разных этапах работы над проектом».

Этапы

Формируемые УУД

1

Выбор темы проекта, обоснование

Регулятивные УУД

целеполагание - как постановка учебной задачи

Коммуникативные УУД

обоснование идеи изделия; аргументированная защита своего выбора

2

Определение конечного результата, цель проекта

Регулятивные УУД

прогнозирование – предвосхищение результата

3

Обсуждение и составление плана проекта

Регулятивные УУД

планирование - определение последовательности промежуточных целей, составление плана и последовательности действий

Познавательные УУД

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели

Коммуникативные УУД консультация с учителем, обсуждение

Личностные УУД

самоопределение

смыслообразование

4

Сбор информации

Познавательные УУД

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска;

выбор наиболее эффективных способов решения проблемы в зависимости от конкретных условий;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера

Коммуникативные УУД

5

Изготовление изделия

Регулятивные УУД

поиск новых решений возникшей технической или организационной проблемы

Познавательные УУД

виртуальное и натуральное моделирование технологических объектов и процессов

6.

Оформление проекта

Познавательные УУД

постановка и формулирование проблемы; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; построение логической цепи рассуждений

Коммуникативные УУД формулирование собственных мыслей, обоснование своей точки зрения

7.

Оценка проекта

Регулятивные УУД

оценка

саморегуляция

Таким образом, - в работе над проектом, в процессе осмысления и организации труда у учащихся развиваются такие личностные качества как: самостоятельность, ответственность за принятое решение, чувство долга, стремление к результатам, бережливость, деловитость, умение взаимодействия с людьми и др.

Проекты сплачивают детей, развивают коммуникабельность, добавляют умение работать в команде и ответственность за свою или совместную работу. Проектная деятельность позволяет учиться на собственном опыте и опыте других. Видимый результат деятельности приносит огромное удовлетворение учащимся и может даже повысить самооценку и веру в свои силы.

Активное включение учащихся в создание проекта дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности в социокультурной среде, предоставляет прекрасную возможность для формирования УУД.

В качестве учебной деятельности проектная деятельность школьников служит, прежде всего, развитию личности субъекта учения, а не получению общественно значимого продукта.

В заключение отмечу, что учить нужно именно тому, что может пригодиться, только тогда наши выпускники смогут достойно представлять достижения российского образования

Список использованной литературы

  1. http://www.issl.dnttm.ru
  2. http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php
  3. http://www.klyaksa.net/
  4. Бабинский М.Б. Стратегический анализ идеологии стандарта школьного образования.//Народное образование.-2011.- №6.- С.11-16. Благинин А.Г. Нормативно-правовое обеспечение введения на региональном уровне.//Вестник образования.- 2011.- №11.- С.21-28.
  5. Бобылева О.Л., Филькина Т.Г.Школьное научное общество как возможность формирования метапредметных умений школьника. Как готовиться к внедрению нового стандарта образования?// Инновационные проекты и программы в образовании.-2013- №6.
  6. Заграничная Н.А. Проектная деятельность в школе: учимся работать индивидуально и в команде. Учебно-методическое пособие. / Н.А. Заграничная. И.Г. Добротина. – Москва: «Интеллект-Центр», 2013.-196 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание проекта по литературе как способ формирования универсальных учебных действий ( Проект "Характер литературного героя" по повести Н.В.Гоголя "Тарас Бульба")

Этот проект посвящен тому, как создается характер героя в повести Гоголя. Учащиеся попробуют составить представление о герое по его поступкам, из рассказов автора (лирическая, непосредственная, прямая...

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"

Статья "Использование технологии развития критического мышления как способ формирования универсальных учебных действий учащихся"....

Технология проблемного обучения как способ формирования универсальных учебных действий

Над этой темой я работала на курсах повышени квалификации. Затем я поделилась своиминароаботками с коллегами на заседании кафедры иностранных языков....

Статья по теме: Использование элементов метапредметных технологий при формировании универсальных учебных действий школьников на учебных занятиях по физике.

В статье раскрыты понятия "Метапредметные технологии", "Метапредметное обучение". Приведены примеры использования метапредметных заданий на уроках физики....

Инновационный педагогический проект "Технология проблемного обучения как средство формирования универсальных учебных действий обучающихся на уроках биологии"

Из опыта работы учителя биологии по теме "Проблемное обучение как средство формирования универсальных учебных действий на уроках биологии"....

Метод проектной деятельности «Бизнес-план», как способ формирования универсальных учебных действий в условиях реализации ФГОС.

Методика обучения старшеклассников предпринимательской деятельности предполагает определение путей и средств эффективной подготовки школьников основам предпринимательства, включая все стороны этого пр...

Проект "Создание буктрейлеров как способ активизации читательского интереса и формирования универсальных учебных действий школьников в рамках организации проектной деятельности"

Проект направлен на привитие интереса к чтению и формирование УУД обучающихся через создание буктрейлеров, посвященных программным произведениям и произведениям досугового характера....