Программа по самообразованию «Формирование УУД на уроках истории средствами игровой технологии»
методическая разработка

Черкасова Ангелина Витальевна

Данная программа поможет учителю в  процессе формирования УУД на уроках истории средствами игровой технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samoobrazovaniyu.docx30.01 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования:

«Формирование УУД на уроках истории средствами игровой технологии»

1. Обоснование выбора темы, ее актуальность

В современном процессе образования ученик становится главной действующей фигурой. Задача  школы развить способности ученика, подготовить обществу личность, способную самостоятельно мыслить и принимать решения. Изучение истории и обществознания, как и любой другой учебной дисциплины, сопряжено с немалыми трудностями. Сохранить интерес учеников к предмету является важной проблемой всех учителей.  Как это сделать?

Используя однообразные приемы и методы, этого сложно будет добиться, и возможно еще больше усугубит проблемы и наоборот, изучение предмета может стать увлекательным, если в этот процесс привносятся игра, состязательность и другие нетрадиционные формы подачи и проверки знаний.

На мой взгляд, данная тема очень актуальна. Ведь для большинства учащихся сегодня очень характерно: низкая мотивация учения, крайне слабая потребность усваивать знания и умения.

Основная задача учителя – оживить процесс обучения, активизировать познавательную деятельность учащихся, осуществить эффективный, и в то же время ненавязчивый контроль, научить школьника работать самостоятельно, помочь ему освоить основные умения и навыки. Практика показывает, что использование в процессе обучения исторических задач, кроссвордов, тестов, викторин, игровых моментов повышает эффективность усвоения материала и интерес к учению, снимает психологическое напряжение.

Цель работы: Повышение мотивации учащихся на уроках истории с применением игровых технологий в обучении и развитие активной творческой деятельности учащихся.

Для  достижения цели были поставлены задачи:

1) развивать гибкость мышления, оперативность памяти у обучающихся;

2) позволить в увлекательной форме запомнить сложные для усвоения понятия,  исторические имена;

3) позволить осуществить связь времен - прошлой и настоящей эпохи;

4) развивать логическое мышление;

5) развивать историческое воображение, способствовать творческому применению полученных знаний и обретенных умений.

2. Теоретический аспект

Игровые технологии способствуют повышению мотивации учащихся на уроках истории. Игра порождает активность, воодушевляет, обогащает впечатлениями, помогает педагогу, создать атмосферу дружелюбия. Игра должна пополнять знания, быть средством всестороннего развития ребенка, его способностей, вызывать положительные эмоции, наполнять процесс познания интересным содержанием.

Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательными возможностями. В этом и состоит феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество. Игру как метод обучения использовали с древности.

Игра – специальный вид деятельности, свойственный человеку на всех этапах его жизненного пути. Но в отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, который характеризуется учебно-познавательной направленностью. В процессе игрового обучения происходит живое отображение черт исторической реальности, по – особому строится взаимодействие участников образовательного процесса. Обучение истории становится для учащихся эмоционально более привлекательным, обращение к историческому материалу становится не обязанностью, а перерастает в увлечение. В процессе игры между преподавателем и учащимся строятся

налаживание культурно-смысловых связей, позволяющих обрести личностный смысл при изучении истории, осознать свою сопричастность богатому и разнообразному миру истории.

В современной школе, делающей ставку на интенсификацию учебного процесса, игровая деятельность может использоваться в следующих случаях:

- в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета;

- как элемент (иногда весьма существенный) более обширной технологии;

- в качестве урока (занятия) или его части (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля);

- как технология внеклассной работы (КТД и др.)

Дидактическая игра может быть проведена как повторительно - обобщающий итоговый урок, неделя истории ОУ, олимпиады, внеклассные мероприятия.

Игру можно разбить на несколько этапов:

Игровой замысел – выражен в названии игры (заложен в дидактической задаче, которую надо решить в учебном процессе), придает игре познавательный характер, предъявляет участникам игры требования в отношении знаний.

Правила – порядок действия и поведение учащегося в процессе игры. Правила игры воспитывают умения управлять своим поведением. Правила разрабатываются с учетом цели урока и индивидуальных особенностей учащихся.

Игровые действия – регламентируются правилами игры, дают возможность учащимся проявлять свои способности, применить имеющиеся знания и умения, навыки для достижения целей игры. Преподаватель направляет игру в нужное русло, следит за правилами игры. Также в игру вводятся дополнительные люди: жюри, зрители.

Познавательное содержание – заключается в условии тех ЗУН, которые применяются при решении учебной программы, поставленной игрой.

Оборудование – средства наглядности, атрибуты игры, современные технологии, раздаточный, контролирующий, обучающий материал.

Результат – финал игры, выступает в форме решения поставленной задачи. Итогом является для учащегося – моральное и умственное удовлетворение; для преподавателя – результат игры является показателем уровня достижений учащихся, или в усвоении знаний и их применений.

3. Использование игровых технологий на уроках истории и обществознания

Примером использования игровой технологии на уроке может служить ролевая игра.

Ролевая игра—это форма организации учебной деятельности, при которой каждый ученик выступает в роли участника событий прошлого. История - специфическая наука, ее содержание нельзя пронаблюдать, невозможно стать участником событий, которые давно прошли.

Приемы, которые могут быть использованы в ходе ролевой игры:

- Персонификация – реально существовавшее лицо участвует в игре как помощник учителя, консультант, член жюри и др. (Урок повторения «Древняя Греция». Жюри–архонты оценивают законы, принятые Народным собранием)

-Интервью – ученики задают вопросы представителю другой исторической эпохи. (Урок «Горожане и их образ жизни». Вопросы горожанам: В каких условиях они жили? Как одевались? Какое у них было питание?)

- Путешествие – проверка картографических навыков. (Урок «Крестовые походы». Участники крестовых походов показывают на карте свой путь в Иерусалим, рассказывают о дорожных приключениях и опасностях).

Как другой  пример применения игровой технологии может выступать «Своя игра» (может быть представлена в компьютерном варианте, или игровое поле может быть начерчено на доске). Для нее нужны всего лишь интересные вопросы в нескольких номинациях. Игра позволяет за 15-20 минут повторить основные события эпохи.

Использование  игровых технологии на уроках истории и обществознания уже помогает  добиваться неплохих результатов.

  • успеваемость - 100%;
  • Повышение количества результативного участия в различных предметных олимпиадах, НОУ;
  • позитивная динамика степени обученности;
  • повышается интерес к изученной теме;
  • способствует формированию языковой и коммуникативной компетенции учащихся;
  • повышается уровень мотивации к изучению истории и обществознания;
  • психологический комфорт на уроке
  • дружеская атмосфера, взаимовыручка и взаимопомощь.

Заключение

Актуальность игры в настоящее время повышается и из-за перенасыщенности современного школьника информацией. Во всём мире, и в России в частности, постоянно расширяется предметно-информационная среда. ТВ, радио, видео, Интернет за последнее время значительно увеличили поток получаемой информации, её разнообразие. Но все эти источники представляют, в основном, материал для пассивного восприятия.

Таким образом, важной задачей школы становится развитие у школьников умений самостоятельного разрешения проблем, самостоятельной оценки и отбора получаемой информации, социального взаимодействия и коммуникационной компетентности, готовности к самообразованию. Развить подобные умения поможет дидактическая игра, которая служит своеобразной практикой для использования знаний, полученных на уроке и во внеурочное время.

Занимаясь проблемой использования игр на уроках истории и обществознания, я пришла к следующим выводам:

-Игра - это мощный стимул в обучении, это разнообразная и сильная

мотивация. В игре активизируются психические процессы участников игровой деятельности: внимание, запоминание, интерес, восприятие, мышление.

- Игра эмоциональна по своей природе и потому способна даже самую сухую информацию оживить и сделать яркой, запоминающейся.

- В игре возможно вовлечение каждого ученика в активную работу, это форма, которая противостоит пассивному слушанию или чтению. В процессе игры интеллектуально пассивный ребёнок способен выполнять такой объём работы, какой ему совершенно недоступен в обычной учебной ситуации.

- Игра создаёт особые условия, при которых может развиваться творчество. Суть этих условий заключается в общении "на равных", где исчезает робость, возникает ощущение - "я тоже могу", т.е. в игре происходит внутреннее раскрепощение. Для обучения важно, что игра является классическим способом обучения действием.

- В игре органично заложена познавательная задача. В игре ученик может осуществлять самостоятельный поиск знаний.

В игре также происходит воспитательная работа, что неоднократно рассматривалось в трудах многих ведущих педагогов.

Список используемой литературы:

Баханов К.А. Театрализованные игры на уроках. «Преподавание истории в школе», №4,1990.

Борзова Л. П.. Игры на уроке истории. Методическое пособие для учителя / М.: Владос - Пресс, 2003. - 160с.

Короткова М.В., Студеникин М.Т. Практикум по методике преподавания истории в школе. Москва, 2000.

Б.Б. Манн Школьный исторический театр. «Преподавание истории в школе», №3,1993.

А.А. Нестеренко «Игры по развитию творческого воображения».- М., Педагогика, №7, 2000 г.

Г.В. Партицкая. «Игровые формы на уроке истории». Научно-методический журнал «Преподавание истории и обществознания в школе», № 10, 2005 г.

Г.К. Селевко. «Энциклопедия образовательных технологий», М., НИИ школьных технологий, 2006 г.

Т.П. Сальникова Педагогические технологии: Учебное пособие.- М., ТЦ Сфера, 2005г. 

 Г.Д. Шкарлупина. «Преподавание истории и обществознания», Ростов-на Дону «Феникс», 2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок с использованием игровых технологий "Художественные средства языка и речи"

Урок-практикум, в ходе которого учащиеся развивают умение выявлять художественные средства в художественном тексте, определять их функции и закрепляют навык использования изобразительно-выразительных ...

Формирование универсальных учебных действий на уроках истории средствами технологии развития критического мышления

Сейчас, когда время требует от нас и наших детей все чаще интересных и нестандартных решений, чтобы не потеряться в этом мире, но найти своё место в жизни, критическое мышление помогает как никакое др...

Формирование чувства патриотизма у воспитанников средствами игровых технологий

Формирование подрастающего поколения в «климате» исторической и культурной памяти – важное условие в учебно-воспитательном процессе сегодня. Цель внеклассного мероприятие &ndash...

"Формирование УУД средствами игровых технологий на уроках ОРКСЭ и ОДНКНР" Методическая разработка.

Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать на всех уроках. Уроки ОРКСЭ дают большие возможность для формирования УУД. Игра для детей – важное средство самовыражения, проба...

программа по самообразованию: "Организация преподавания физической культуры с применением здоровьесберегающих технологий для формирования устойчивого интереса к здоровому образу жизни"

Новизна моего опыта заключается в реализации инновационных здоровьесберегающих технологий на уроках физической культуры, использование валеологтческих приёмов для мотивации учащихся к здоровому образу...

Технология развития критического мышления как средство формирования УУД на уроках истории в 5 классе

Технология развития критического мышления формирует познавательные, коммуникативные, регулятивные УУД....

План по самообразованию по теме: "Коррекция речи детей подготовительной группы средствами игровой технологии "Паровозик из Игро-ленда"

Цель: повысить свой профессиональный уровень.Задачи:1.     Изучение современных подходов по использованию игровых технологий в коррекции речи детей дошкольного ...