Опыт работы
статья

Опыт работы Храпцовой Юлии Николаевны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon opyt_raboty.doc56.5 КБ

Предварительный просмотр:

Описание собственного педагогического опыта
по проблеме
«Диалоговые технологии на уроках русского языка и литературы» учителя русского языка и литературы Муниципального бюджетного образовательного учреждения “Учхозская средняя общеобразовательная школа»  

                                             Храпцовой Юлии Николаевны

Цель: раскрытие возможности диалоговых технологий обучения как средства формирования личностного развития обучающихся и повышения качества их обученности.  

Задачи: 

  • раскрытие понятия «диалоговые технологии»;
  • представление технологии постановки учебной проблемы и поиска решения на уроках русского языка и литературы, подкреплённое примерами из собственного опыта работы по данной технологии;

Новизна работы состоит в представлении собственного опыта работы по технологии проблемно-диалогического обучения

В результате внедрения диалоговых технологий происходит переход от традиционно сложившейся инструктивной, однонаправленной модели обучения к личностно- ориентированной модели.

Данная методическая тема мотивирована возникновением новых условий образовательной деятельности – введением итогового сочинения по литературе для выпускников. Соответственно изменяются требования к преподаванию литературы в старшей школе. Возникает проблема: как подготовить учащихся в сжатые сроки к написанию собственного текста, демонстрирующего уровень речевой культуры выпускника, его начитанность, личностную зрелость и умение рассуждать с опорой на литературный материал по избранной теме.

В сложившихся условиях необходимо использовать такие технологии, которые позволят в краткие сроки и качественно перестроить процесс преподавания литературы от компетентностного подхода к системно-деятельностному. Это помогают осуществить диалоговые технологии в сочетании с другими методами и приёмами обучения.

Урок с позиции диалога предполагает:

  • живое личностное общение участников образовательного процесса;
  • учебную задачу, вырастающую из личностной проблематики ученика, из контекста его жизни;
  • вопросы, имеющие неоднозначные ответы;
  • готовность к диалогу его участников;
  • принятие ситуации множественности субъективной реальности;
  • соавторство учителя и учеников в уроке; благоприятный психологический климат.

Для написания сочинения по определённому перечню тем учащимся необходимо владеть навыками анализа текстов и создания собственных высказываний в рамках определённой проблемы. Для этого нужно повысить познавательную активность учащихся, то есть создать условия для активного участия детей в учебном процессе и непринуждённого усвоения нового материала. Это можно сделать за счёт постановки учебной задачи, вырастающей из личностной проблематики ученика и контекста его жизни.

Задача – научиться понимать текст, видеть авторскую позицию, чувствовать красоту и особенность языка, знать средства, с помощью которых они достигаются. При анализе текста рождается понимание того, как нужно создавать собственный текст.

Формировать умение анализировать текст необходимо в системе. Это можно сделать, используя разные образовательные технологии и методы (проблемное обучение, диалоговая и проектная технологии, исследовательские методы, кластеры, коллажи, групповая работа и другие), позволяющие обеспечить системно-деятельностный подход.

Проблемно-диалогическое обучение (по Е.Л. Мельниковой) – тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учениками посредством специально организованного учителем диалога. Проблемный диалог помогает ученику работать по-настоящему творчески, и поэтому развивает творческие способности учащихся. Применение проблемных ситуаций в обучении необходимо для достижения каждым учеником наиболее высокого и доступного ему уровня творческого мышления.

Поэтому проблемно-диалогическое обучение можно назвать универсальной педагогической технологией, обеспечивающий развитие каждого обучающегося, ключом к успеху и творчеству, позволяющим учителю каждый урок сделать интересным.

На диалоге построен весь процесс обучения, но данные технологии создают коммуникативную среду и расширяют сотрудничество на разных уровнях: «учитель-ученик», «ученик - ученик», «ученик - автор», «ученик - критик», раскрывая внутренний потенциал учащегося и формируя активную жизненную позицию.

Диалоговое изучение литературы выстраивается из трёх основных этапов.

I этап – сюжетно-познавательный. Цель: познание личностью себя и другого как непохожих друг на друга участников диалога и пробуждение интереса к ситуации предъявления себя в диалоге.

Иногда вхождение в диалог связано с определёнными затруднениями. Вводную часть надо строить так, чтобы актуализировать имеющиеся у аудитории сведения, ввести нужную новую информацию, пробудить интерес к предмету.

При вхождении в диалог применяют несколько приемов. Например, предварительное обсуждение вопроса в малых группах. Иногда целесообразнее инициировать выступление ученика перед классом с докладом (сообщением), раскрывающим суть проблемы. Учитель может прибегнуть к краткому предварительному опросу.

Методические приёмы создания ситуации диалога:

  • апелляция к ассоциативному образному мышлению;
  • инсайд (разрыв, озарение);
  • размышление над эпиграфом;
  • работа, направленная на единицу художественного текста (фразу, слово);
  • предъявление противоречивых точек зрения (столкновение цитат);
  • вопросное состояние;
  • использование мнимой ошибки;
  • приём сравнения;
  • проблема «лёгкой» темы;
  • урок-портрет с чистого листа или задача со всеми неизвестными;
  • диалог с критиком.

Технология диалогового обучения направлена на обеспечение субъект-субъектных в педагогическом процессе. Эта технология не затрагивает содержание тестов, но предполагает субъектный тип взаимоотношений учителя и учащегося в оценках результатов учения.

Хорошо составленные тесты и умелое их использование в процессе обучения позволяют осуществлять эффективный диалог учащегося с учебным материалом и диалог учителя с учащимся.

Диалог учащегося с учебным материалом достигается путём организации обратной связи

Создание тестирующих комплексов с обратной связью особенно актуально для заочного и дистанционного обучения, для учащихся, вынужденных обучаться на дому.

II этап - «коллективно-аналитический». Цели: развитие интереса к предмету, к коллективной деятельности; накопление опыта межсубъектного взаимодействия.

Формы учебных занятий:

  • проблемная лекция
  • эвристическая беседа;
  • семинар;
  • диспут;
  • дискуссия;
  • урок-исследование;
  • урок-взгляд.

В пример можно привести урок литературы в 8 классе. Урок-диспут «Что значит быть счастливым?», в ходе которого дети по уже изученным произведениям («О любви» Чехова, «Кавказ» Бунина, «Куст сирени» Куприна) выводят свою формулу счастья. Мы начинаем с общего определения счастья, а потом каждый высказывает свою точку зрения. Из этого и выводим общий вывод.

К разновидностям учебной дискуссии можно отнести также дебаты, дискуссию «стенка на стенку», заседание экспертной группы и др.

III этап - «личностно-рефлексивный» Цели: развитие интереса к собственному самосовершенствованию; совершенствование навыков самообразования.

Виды деятельности:

  • рефлексивные паузы;
  • настройка личностного аппарата;
  • подбор материала к уроку;
  • «закончи предложение»;
  • письменные творческие работы.

Рефлексия на уроке может быть организована различными способами: через подведение итогов урока по вопросам (Что узнал? Чему научился? Что понял? В чем испытываете затруднения? Что мне больше всего понравилось на уроке? В решении какого вопроса я был наиболее активен? Благодаря чему? Что мне не удалось выполнить и почему? Добился ли я своей цели? Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился? Какие задания вызвали наибольший интерес и почему? Какие вопросы я задал бы учителю, товарищам и автору произведения? И т. д.), через использование сигнальных карточек-смайлов, отражающих удовлетворенность или психологическое состояние ученика на уроке («веселый», «нейтральный», «грустный).

На уроках русского языка и литературы в 7 классе я старалась максимально использовать все элементы диалоговой технологии.

Например, на уроке, посвященному юмористическим рассказам А.П.Чехова (рассказ «Хамелеон»), основополагающей целью было развитие  навыка анализа текста.

Весь ход урока ориентирован на заданные цели. Вся система вопросов тщательно продумана.

Диалог ориентирован на гарантированное достижение результатов. Ученики должны научиться анализировать текст художественного произведения.

Главными, ведущими вопросами являются вопросы восполняющие.

- Против кого направлена сатира автора?

- Почему возник такой заголовок? (Слова «хамелеон» нет в рассказе).

- Кого из героев можно назвать «хамелеоном»?

- Как выражается авторская оценка происходящего?

К тому же, в ходе диалога, я постоянно оцениваю текущие результаты и задаю уточняющие вопросы.

Вся система вопросов (смотри конспект) говорит  о том, что это строго направленный диалог.

Но вступать в диалог ученик может не только с учителем, но и с автором произведения, с текстом учебника.

На уроке русского языка, посвященному причастному обороту, ученик вступает в диалог с учебным материалом параграфа.

В ходе этого диалога устанавливается роль причастия в словосочетании. Причастие может выступать и в качестве главного, и в качестве зависимого слова, может подчинять себе другие слова.

Я помогаю сделать вывод, задавая уточняющие вопросы. Мои вопросы зависят от хода мыслей учащегося, являются иногда уточняющими, а иногда – восполняющими.

При составлении поурочных планов я стараюсь разработать чётко направленный диалог.

Диалоги помогают выявить сущность грамматических явлений на уроках русского языка, а на уроках литературы помогают понять позицию автора, вступить в диалог с текстом.

Это помогает повысить мотивацию ученика. Ведь он делает самостоятельные выводы. Учащиеся начинают понимать, что литература не терпит однозначных, раз и навсегда принятых толкований произведений.

Главная дидактическая ценность диалоговой технологии состоит в том, что она позволяет управлять познавательной деятельностью учащихся в учебно-воспитательном процессе в ходе формирования у них новых понятий, помогает становлению будущих активных граждан с новым типом мышления, самостоятельно мыслящих, стремящихся к самообразованию

Проблемно-диалогическое обучение является, на мой взгляд, одной из самых эффективных технологий, позволяющих реализовать системно-деятельностный подход в обучении. Но можно повысить эффективность данной технологии при условии сочетания с другими технологиями и методами. Я отдаю предпочтение использованию этой технологии в сочетании с технологией группового обучения, так как малый состав групп даёт возможность каждому учащемуся поучаствовать в работе и проявить свои способности, а также этим организуется ещё и диалог внутри малой группы или диалог между группами, что делает урок ещё эффективнее. Также нельзя не использовать при обучении дифференцированный и индивидуальный подходы. Это могут быть задания опережающего характера, доклады (сообщения), исследовательские работы. Таким образом, элементы других личностно-ориентированных технологий могут использоваться с целью создания проблемно-мотивационной среды обучения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...