"Особенности организации методической работы в образовательном учреждении".
статья

Зайцева  Анастасия Алексеевна

В статье представлена информация о  различных подходах к организации методической работы в  образовательном учреждении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

   

«Методическая работа в образовательной организации»

Методической культурой должен обладать каждый участник образовательного процесса. Методическая культура учителя состоит из двух компонентов. Первый — это умение разработать практически значимый, конкретный урок, занятие, мероприятие. Второй — это умение видеть за конкретными материалами, действиями закономерности. Это закономерности и составляют суть методики, педагогической технологии. Отсутствие того или иного компонента методики губительно сказывается на педагогической деятельности в целом. Так, если нет конкретных материалов, которые другой учитель может взять себе на вооружение, остаются пустые рассуждения и общие слова. Они могут быть правильными и красивыми, но за ними не стоят конкретные действия. Если нет второго компонента (методического обобщения), то материал превращается в простой конспект урока, занятия. Он даже может быть интересен, но другой учитель взять его не сможет. К. Д. Ушинский отмечал, что передается не опыт, а мысль, выведенная из опыта, такая мысль, обобщающая конкретику и должна составить суть методики, методических рекомендаций. [4]

Под методической работой сегодня понимается особый вид образовательной деятельности, представляющий собой совокупность мероприятий, проводимых коллективом образовательного учреждения, в целях овладения методами и приемами учебно-воспитательной работы, творческого применения их на практике, поиска новых, наиболее рациональных и эффективных форм и методов организации, проведения и обеспечения образовательного процесса в школе.

В последнее время многие работники образовательных учреждений называют методическую работу научно-методической, хотя разница между ними есть. Научной методическая работа становится только тогда, когда образовательной учреждение самостоятельно организует, пусть в небольшом объеме, научные исследования. В этом случае работникам образовательного учреждения необходимо овладеть методикой научного исследования. И только в этом случае возможна организация методической работы в виде кафедр, а не методических объединений.

Методическая работа в школе – составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды. Такая работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации. Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя.

Задачи методической работы в школе можно сформулировать следующим образом:

1.Формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы.

2.Повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей.

3.Организация работы по изучению новых образовательных программ, вариантов учебных планов, изменений в образовательных государственных стандартах.

4.Организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов.

5.Обогащение новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания.

6.Оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе.

7.Оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования.

8.Повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры. [3]

Методическая служба образовательного учреждения формируется с целью повышения уровня профессионального мастерства педагогов. На протяжении почти столетия, в ситуации стабильного функционирования системы образования это служит основной целью работы методической службы. Однако сегодня, в ситуации перехода образования на качественно иной уровень, не менее важной целью становится научно- методическое обеспечение условий работы педагогов и всего образовательного учреждения в режиме развития.

Под методическим объединением понимается объединение учителей, работа которого нацелена на преломление общепедагогических положений, применительно к педагогической практике конкретного образовательного учреждения. Есть разные принципы и способы формирования методического объединения, из которых наиболее частыми являются предметный и проблемный. При формировании методического объединения учитываются конкретные условия: количество учителей данного предмета, возможность продуктивной работы в рамках методического объединения учителей разных предметов. На практике выяснено, что в каждое методическое объединение должно входить не менее трех учителей. Для категории учителей, численность которых ограничена (учителя ИЗО, музыки, технологии, ОБЖ), оправдано создание межпредметных методических объединений.

Заседания методического объединения, как правило, проводятся раз в четверть, в период школьных каникул. А при возникновении проблемных ситуаций — чаще. Однако более одного раза в месяц собираться методическому объединению не рационально, так как за небольшой промежуток времени не успевает накопиться достаточное количество информации для обсуждения. Возглавляет методическое объединение наиболее опытный, теоретически подготовленный учитель. Это особенно важно, так как одной из основных функций методической работы является сохранение стабильности образовательного процесса в данном образовательном учреждении.

В обязанности руководителя входит планирование работы методического объединения, подготовка и проведение заседаний, организация и подготовка открытых уроков и внеурочных занятий учащихся, подведение итогов работы и выработка на их основе рекомендаций. Руководитель методического объединения имеет право посещать и анализировать уроки учителей (с их согласия), внеклассные мероприятия, проводить контрольно- диагностические мероприятия по изучению уровня обученности учащихся и уровня профессиональной компетентности педагогов.

Желательно, чтобы при планировании работы методического объединения на год отбирались наиболее существенные вопросы педагогической практики, рассмотрение которых поможет учителям реально повысить результаты обучения и воспитания. Неплохо составлять долгосрочное планирование работы методического объединения, опираясь на программу развития образовательного учреждения.[2]

Цели и задачи методической работы тесно связаны с жизнедеятельностью всего «организма» учреждения. Поэтому главное её назначение корректировка учебно-воспитательного процесса, социально-педагогической и управленческой деятельности для перспективного развития процесса обучения, оздоровления, воспитания и развития детей. Определить правильно цели и задачи методической работы – значит определить желаемую результативность, что зависит, прежде всего, от профессионально значимых качеств педагогов, руководителя и, конечно же, методиста.

Оказание действенной помощи педагогам в улучшении и организации обучения и воспитании обучающихся; в обобщении и внедрении передового педагогического опыта; в повышении теоретического уровня и профессиональной квалификации педагогов; поддержка педагогического мастерства через актуализацию, развитие, реализацию педагогических идей, принимаемых как ценность во всём их многообразие.

Методическая работа в школе - составная часть единой системы непрерывного образования педагогических кадров, системы повышения их профессиональной квалификации. Это постоянная и индивидуальная деятельность учителей по повышению своей научно-теоретической и методической подготовки, а также профессионального мастерства.

            Методическая работа выступает необходимой организационной основой для формирования инновационной направленности инновационной среды.   Подобная работа может в значительной мере удовлетворить запросы учителей по совершенствованию научно-методической подготовки при условии принципов индивидуализации и дифференциации.

            Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание ясно представляют себе учителя. Содержание методической работы учителя целесообразно определять через составные части профессионально-педагогической культуры, что способствует формированию личной педагогической системы, индивидуального стиля педагогической деятельности, позволяет разрешать проблемы по отношению к конкретной личности учителя, его профессиональному росту, способствует утверждению педагогических ценностей. [5]

Список использованной литературы

1. Андреев В. И. Педагогика. Учебный курс для творческого саморазвития. 2-е изд. — Казань, 2000. — 600 с.

2. Ивлев С.А. Методическая работа в образовательном учреждении. – Москва, 2014.

3.Макарова Т.Н., Макаров В.А. Организация деятельности методического объединения в школе. – М., Центр «Пед.поиск», 2010.

4.Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии, т. 1. — 1950. — 774 с.

5. Чуракова Р.Г. Организация методической работы в условиях введения стандарта второго поколения,2012.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ НА III СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ»

В данной работе раскрыты основные формы организации профориентационной работы на базе школы: координационный совет, профориентационный кабинет, совместная работа семьи и школы....

Работа над единой методической темой Дома детского творчества – одна из форм методической работы в образовательном учреждении

Одной из важных форм методической службы является работа над единой методической темой образовательного учреждения...

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Санкт-Петербурга

Особенности организации эффективной работы над сайтом учреждения дополнительного образования детей на примере официального сайта ГБОУ ДОД Дворца детского (юношеского) творчества Московского района Сан...

ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

Материал содержит информацию об организации исследовательской деятельности в школе, основные этапы и результаты инновационной деятельности в школе....

Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"

Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...

Организация методической работы в образовательном учреждении традиционный и современный подход.

Педагогическая работа- это практическая деятельность. Бывает так ,что между теоретическими знаниями и практическими умениями продолжает сохранятся серьезный  разрыв. Преодолеть можно средствами п...