Организация логопедической работы в образовательном учреждении «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №148»
консультация на тему

Логопедическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Консультация для родителей25.21 КБ

Предварительный просмотр:

СЛАЙД 1

Организация логопедической работы в образовательном учреждении

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №148»

Речевые расстройства оказывают отрицательное влияние на психическое развитие ребенка, эффективность его обучения поэтому логопедическая работа занимает важное место в общем процессе коррекции нарушений детей.

СЛАЙД 2

Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определенную степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения

СЛАЙД 3

Своевременное и целенаправленное устранение нарушений речи учащихся способствует развитию мыслительной деятельности, усвоению школьной программы, социальной адаптации учеников.

СЛАЙД 4

Нарушения речи у большинства поступающих в данное учреждение носят характер, системного недоразвития речи средней степени для которого характерно:

- нарушения звукопроизношения;

- недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

- аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

- нарушения сложных форм словообразования;

- недостаточная сформированность связной речи ( в пересказах наблюдаются нарушения последовательности событий);

- выраженная дислексия (нарушение чтения);

- дисграфия (нарушение письменной речи).

Поэтому логопедическое воздействие направлено на речевую систему в целом, а не только на один изолированный дефект.

СЛАЙД 5

Коррекция нарушений речи учащихся школы VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном предусмотрены часы логопедических занятий.

Логопедическая работа осуществляется с учащимися 1 – 7 классов и

индивидуально  с уч-ся 8-9 классов,  если есть рекомендации ПМПК

 

Занятия проводятся:

1-3классы- 4 раза в неделю;

4- 5 классы- 3 раза в неделю;

3б-5б- 2 раза в неделю

6-7 классы -2 раза в неделю.

СЛАЙД 6

Структура логопедической работы включает:

  1. Логопедическую диагностику, цель которой выявить уровень имеющихся у учащихся нарушений речи. Диагностика организуется 2 раза в год: с 1-по 15 сентября и с 15-30 мая.

Диагностика в начале года  позволяет комплектовать группы, объединенные общностью дефекта, для дальнейших логопедических занятий. В конце года, при повторном обследовании анализируется эффективность коррекционной работы с каждым учащимся.

  1. Планирование направлений и содержания индивидуальной и групповой коррекционной работы, методической работы на учебный год
  2. Проведение индивидуальных и групповые занятий по коррекции выявленных нарушений.
  3. Взаимодействие с учителями, специалистами ОУ (консультации, участие в ПП консилиуме ОУ

СЛАЙД 7

 Основной формой работы являются- логопедические занятия

Виды занятий: индивидуальны,  малогрупповые по 2-3 ребёнка и групповые

4 – 6 обучающихся.

В образовательном учреждении работает 2 учителя- логопеда.

Индивидуальные (или малогрупповые по 2-3 ребёнка, со сходными нарушениями звукопроизношения) логопедические занятия направлены на коррекцию звукопроизношения. На индивидуальное занятия с группой обучающихся отводится, как правило 20 – минут,

Логопедические групповые занятия проводятся в соответствии с рабочей программой на групповое 40 мин

Направления работы:

  1. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза
  2. Формирование лексико-грамматического строя и связной речи
  3. Коррекция нарушений письменной речи

СЛАЙД 8

Коротко расскажу о содержании каждого направления работы

Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза включает ознакомление детей с понятиями звук, слог, слово. Учащиеся знакомятся или закрепляют характеристику звуков: как они произносятся, какие органы артикуляции участвуют в их образовании, учатся выделять звук   в слогах, словах, находить позицию звука в слове, определять количество звуков в слове, называть звуки по порядку.

СЛАЙД 9

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи включает:

Логопедическая работа по развитию лексики тесно связана с формированием представлений об окружающей действительности и познавательной деятельности

Развитие лексики проводится в следующих направлениях: на слвайде

обогащение словарного запаса,  

уточнение значения слова,

расширение семантики слова.

Расширение словаря по лексическим темам: дети уточняют имеющиеся понятия, знакомятся с новыми словами,  обозначающими предметы, с обобщающими понятиями , уточняют пространственные  значения предлогов,  учатся подбирать и использовать в речи признаки предметов, действия.

 Формирование грамматического строя речи осуществляется в следующих направлениях:

  1. формирование структуры предложения; НА Слайде
  2. развитие навыков словоизменения и словообразования;
  3. развитие связной речи.

Учащиеся уточняют с понятия слово  предложение, текст.

Отрабатываются различные формы словоизменения: например, умение изменять слова по падежам, образовывать, формы множественного числа: львы, много львов, правильно

строить предложно-падежные конструкции: употреблять  предлоги, использовать нужные окончания слов.

Задания по словообразованию:

образование прилагательных от формы существительного (подушка из пуха - "пушоная", варенье из груш - "грушиное", лапа волка - "волкина").

образование относительных, притяжательных прилагательных

Новых слов с помощью суффиксов НИЦ и др.

Учатся описывать предмет, составлять рассказы по сюжетным картинкам, по серии картин, используя изученную лексику, грамматические категории.

СЛАЙД 10

Вся вышеописанная работа по устранению нарушений устной речи лежит в основе коррекции нарушений чтения (дислексии) и письма (дисграфии): которые напрямую связаны с нарушениями устной речи: недоразвитием функций фонематической системы: слухопроизносительной дифференциации фонем, фонематического анализа и синтеза, языкового анализа и синтеза, нарушением лексико-грамматичкского строя речи.

Необходимо понимать, что логопед – не дублёр учителя русского языка, но его помощник.

СЛАЙД 11

Одной из основных задач логопедической работы является воспитание у детей языкового чутья.

Логопедическая работа призвана создать платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, т. е. подвести учеников к пониманию грамматических правил, с одной стороны, а с другой - закрепить учебный материал, данный учителем, связанный с коррекционным процессом.

Например, при работе по различению  звонких и глухих согласных, параллельно включает в занятие задания на оглушение звонких согласных в конце и середине слова. Работая над слоговой структурой слова, дается понятие о слогообразующей роли гласных. При обучении детей умению слушать и определять ударную гласную, рассматривается тема   «Ударные и безударные гласные», закрепляются умения проверять безударную гласную в корне,  а для того чтобы ученики услышали безударную гласную в корне слова, необходимо вспомнить, а иногда и заново отработать темы «Состав слова» и «Родственные слова».

СЛАЙД 12

Хочу также отметить

Весь процесс логопедической работы направлен на формирование мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, абстрагирования, обобщения.

Так, при устранении нарушений звукопроизношения,  большое место отводится дифференциации (различению) фонетически близких звуков: Например, П-Б, Т-Д и т.д. Произношение каждого звука" тщательно анализируется: сравнивается звучание, артикуляция двух звуков, устанавливается их сходство и различие  

Сравниваются слова по их звуковой структуре, по наличию в них отрабатываемых звуков.

Сравниваются и анализируются слова по количеству слогов в слове.

СЛАЙД 13

На занятиях по формированию лексико-грамматической стороны речи также прослеживается данная работа: используются игры на сравнение предметов по их признакам,  исключение лишнего понятия, устанавливаются

На слайд

  1.  Назвать одним словом все предметы.
  2. Назвать овощи, фрукты и т.д.
  3. Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко - фрукты, свекла - ..., чашка - ..., или наоборот: фрукты - груша, овощи - ..., посуда - ....
  4. Найти лишнюю картинку. Предъявляется несколько картинок одной группы и одна картинка другой группы. Семантически далекие (морковь, лук, самолет, капуста), затем семантически близкие (лук, картошка, репа, груша).
  5. Разложить картинки на две группы. Сначала даются картинки на семантически далекие слова (животные, растения), затем семантически близкие (домашние и дикие животные).

6.Отгадывание загадок.

Эффективность логопедической работы зависит от систематичности её проведения,

И взаимодействия учителя-логопеда, учителя, родителей. Большую помощь можете оказать  Вы, уважаемые родителей, подключившись к коррекционной работе. Т.к. Для успешного освоение необходимо закрепление логопедических знаний в домашних условиях:

- Родители осуществляют  контроль за поставленными звуками

- По заданию логопеда проводят необходимые упражнения: обязательно по автоматизации поставленных звуков

Я желаю всем нам наладить сотрудничество и успехов в развитии детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическое занятие для учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида на тему «Дикие животные. Медведь»

Логопедическое занятие по  развитию речи  на тему «Дикие животные. Медведь»  разработано для учащихся 3 класса  коррекционной школы VIII вида.  Цель занятия - воспитыват...

Направления логопедической работы в 6 классе специальной (коррекционной) общеобразовательной школы V вида

Данные материал позволяет определить направления логопедической работы в 6 классе школы для детей с тяжелыми нарушениями речи....

Методические рекомендации по организации проектной деятельности на уроках профессионально-трудового обучения, с учащимися специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида

Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученик учится мыслить, планирова...

В помощь учителю истории коррекционной школы VIII вида. Основные понятия по курсу истории специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Систематизированный материал основных понятий по темам, изучаемым по предмету "История Отечества" в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Организация самостоятельной деятельности на уроках истории в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида.

В статье говорится об  организации самостоятельной деятельности на уроках истории, обществоведения в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида...

Организация логопедической работы в образовательном учреждении "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа № 148 VIII вида"

Логопедическая работа. Формирование фонетических процессов и навыков звукового анализа и синтеза. Развитие лексико-грамматического строя речи. Формирование мыслительных операций. Устранение нарушений ...