Статья на тему: «Повышение психолого-педагогической компетенции родителей»
статья

Ветрова Анастасия Олеговна

Что же такое психолого-педагогическая компетенция родителей? Как помочь родителям в условиях пандемии и не только, какие формы работы использовать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx21.54 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: «Повышение психолого-педагогической компетенции родителей»

Одной из задач государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей.

Современные родители образованы, обладают широким доступом к научно-популярной информации в области педагогики и психологии. Однако высокий уровень общей культуры, эрудированность и информированность родителей не являются гарантией достаточного уровня их педагогической культуры. Возникает противоречие между имеющимся у родителей объёмом информации и недостаточным умением эффективно использовать её в практике воспитания собственных детей.

Что же такое родительская компетентность. Это прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка. А повышение компетенции родителей - формирование у них необходимых знаний, обучение их навыкам общения с детьми, разрешению конфликтных ситуаций, улучшению стиля родительского поведения и т. п.

Актуальность данной темы в том, что работа с детьми  не будет эффективной без сотрудничества с семьёй ребенка. Эмоциональная привязанность к родителям у детей дошкольного возраста очень высока. Психическое развитие детей, их эмоциональное благополучие зависит от взрослых. Семья для ребенка - это ещё и источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания, здесь происходит его социальное рождение. Ведь именно из семьи ребенок берет всё - и плохое, и хорошее. «Ребенок учится тому - что видит у себя в дому». Итак, с кого же начинать работу? Конечно, со взрослых, т.е. с родителей. В данном случае необходима коррекция семейных взаимоотношений, которая начинается с осознания взрослыми зависимости между поведением ребенка и взаимоотношениями в семье.

В ДОУ мы проводим работу с родителями с дифференцированным подходом, учитываем социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью дошкольного учреждения, повышаем культуру педагогической грамотности семьи.

Семья и детский сад взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Эффективность работы педагога в ДОУ во многом зависит от правильно выбранных форм и методов работы с родителями при условии применении их в системе.

Формы работы педагога с родителями подразделяются на групповые, индивидуальные и наглядно-информационные.

Групповые формы работы с родителями наиболее распространены. Они подразумевают работу со всем или большим составом родителей группы. Так каждый родитель принимает активное участие в работе группы, получает необходимые для него знания.

Родительские собрания являются наиболее распространенной и достаточно эффективной формой работы педагогов с родителями, формой организованного ознакомления с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в детском саду и семье.

В условиях пандемии активно используем дистанционные методы. Родительские собрания были проведены на платформе ZOOM. Данная форма собрания новая не только для нас педагогов, но и для родителей. Для тех, кто (по разным причинам) не смог присоединиться к конференции, в нашей группе в ВКонтакте для ознакомления был опубликован краткий протокол собрания с прикрепленными файлами с информацией от специалистов.

Периодически, на стене группы, мы выкладываем консультации для родителей по разным актуальным темам. Например, «Чем занять ребенка дома», «Какие игрушки нужны детям», «Соблюдаем режим дня» и др.

В рамках проектной деятельности часто используем анкетирование. Анкетирование - это одна из форм получения и обмена информацией. Проанализировав которую, можно правильно спланировать дальнейшую работу в заданном  направлении.

Индивидуальные формы работы с родителями направлены на создание между педагогом и родителем доверительных отношений, получение последним квалифицированной помощи.

Такая форма работы предполагает дифференцированный подход, т.е. работа с родителями основывается на некоторых индивидуальных особенностях семьи и ребенка.

1.Индивидуальные консультации - форма индивидуальной, дифференцированной работы с родителями, которая помогает, с одной стороны, ближе узнать жизнь семьи и оказать помощь там, где она больше всего нужна; с другой – побуждает родителей серьёзно присматриваться к своим детям, выявлять черты их характера, задумываться над тем, какими путями их лучше всего воспитывать.

2.Индивидуальные беседы обеспечить оптимальные условия для воспитания ребёнка.

Позволяют ближе знакомиться с родителями, помогать им конкретным советом, намечать совместные пути  педагогического воздействия на ребёнка, конкретизировать требования к нему, оказывать действенную помощь семье, а также узнавать от родителей индивидуальные особенности и склонности своих воспитанников, находить правильный подход к ребёнку.

3.Личная переписка (Доброжелательный тон и радость общения)

4.Привлечение родителей к выполнению разовых поручений знакомить родителей с условиями жизни и воспитания детей в ДОУ, с задачами воспитания; вызывать у родителей желание помогать детскому саду в педагогической и хозяйственной работе для повышения качества воспитания дошкольников (создание развив-ей среды).

Наглядно-информативные формы работы с родителями

Данные формы общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения, позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателя.

Мы используем:

1.Уголок для родителей, оформление стендов

Невозможно представить детский сад без красиво и оригинально оформленного родительского уголка. В нем размещается полезная для родителей и детей информация: режим дня группы, расписание занятий, ежедневное меню, полезные статьи и справочные материалы-пособия для родителей.

Помимо запланированной оразовательной деятельности учавствуем с детьми в различных конкурсах и выставках. Чтобы родители были в курсе того, что происходит на занятиях и могли дома закреплять полученные знания, мы выкладываем в нашей группе фото и фрагменты занятий. Для того, чтобы показать атмосферу в группе и настроение детей – выкладываем фото, а иногда и видео совместной деятельности.

С целью укрепления доверительных, позитивных отношений между педагогами и родителями можно создавать видеооткрытки-поздравления для родителей. А для тех кто не может по тем или иным причинам посмотреть на творчество своего ребенка, выкладывать фото выставки детских работ.

Взаимодействие педагогов с родителями предполагает взаимопомощь, взаимоуважение и взаимодоверие, знание и учет педагогом условий семейного воспитания, а родителями – условий воспитания в детском саду. А также обоюдное желание родителей и педагогов поддерживать контакты друг с другом. 

Очень важен не принцип параллельности, а принцип взаимопонимания и взаимодействия между детским садом и семьёй.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение психолого-педагогической компетенции в процессе совместной деятельности классного руководителя и родителей обучающихся через деятельность семейного клуба

Социальное развитие  ребенка осуществляется под влиянием разных факторов, важнейшее место среди которых занимает семья. Она играет доминирующую роль в становлении личности, так как представляет с...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Доклад на семинаре "Психолого-педагогическая поддержка детей с разными формами интеллектуальных и психических нарушений" по теме "Особенности психолого - педагогического сопровождения учащихся специальной (коррекционной) школы VIII вида"

Школьная жизнь ребенка протекает в сложно организованной, разнообразной по формам и направленности СРЕДЕ. По своей природе эта среда социальна, так как представляет собой систему разнообразных отношен...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...

Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»

          В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддер...

Психолого-педагогический семинар для родителей Тема: «Взаимодействие с тревожными детьми»

Тема: Взаимодействие с тревожными детьми Цель: дать участникам первичное представление об особенностях работы с категорией «тревожных детей». Знакомство родителей с приемами...