Программа психолого-педагогического сопровождения для родителей (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи «Школа для родителей»
рабочая программа

            В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддержкой семейного воспитания, которое включает:

-содействие укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

-повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

-содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

-популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях различных категорий, в том числе многодетных и приемных;

-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

-создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и работающих с детьми;

-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

-поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и

традиционной культуры местных сообществ;

-создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

           В Стратегии развития воспитания обозначено, что развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в

сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента. Семейное воспитание приобретает в новых условиях наибольшую значимость, и требуют целенаправленной  подготовки родителей (законных представителей).

Цель программы:

Повышение педагогической культуры родителей, имеющих различный социальный статус семьи, по вопросам формирования личности ребенка.  

Задачи:

-Формирование осознанной позиции родителя-воспитателя, основанной на знании современных подходов развития воспитательного потенциала семьи с учётом социального статуса;

- Освоение родителями способов актуализации духовных потребностей и традиционных семейных ценностей;

- Овладение основами организации педагогического наблюдения по проблемам воспитания современного ребёнка согласно имеющегося статуса семьи;

- Ознакомление с положительным опытом воспитания детей.

 – Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

  – Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка одним родителем, привлечение родителей из неполных семей к коррекционно-воспитательному процессу.

- Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

- Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с многодетной семьей, воспитывающей три и более ребенка, привлечение родителей из многодетных семей к коррекционно-воспитательному процессу.

 Учебно-тематический план

Категория слушателей: родители (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи:

- многодетная семья

-семья, находящаяся в социально-опасном положении

-семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта

-семья, имеющая приемных или опекаемых детей 

-неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель))

-семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ

- семьи с активной жизненной позицией

Общая нормативная трудоемкость обучения программы соответствует 42 часам, включая все виды аудиторной. 

Форма обучения -очная.

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБЪЁМ ЧАСОВ

Максимальная учебная нагрузка на каждую категорию семьи (всего) 6 часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего) в том числе лекционные занятия-4

практические занятия -2

Итоговое занятие проводится в форме коллоквиума  

Формы работы с семьями: дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_shkola_dlya_roditeley.docx55.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное  образовательное учреждение  средняя общеобразовательная школа №1 г. Оха им. А.Е. Буюклы

«УТВЕРЖДАЮ»

Директор      

МБОУ СОШ №1 г. Охи им. А.Е. Буюклы                                                                                                                                                                                                                      

                                                                                                                                                              Приказ №___355-ОД____________

                                                                                                                                                      От «__03___» ______09______2018г.

 

Программа  психолого-педагогического сопровождения

для родителей (законные представители),

имеющие различный социальный статус семьи

«Школа для родителей»

                                                         Составитель:

Педагог-психолог

Полунина Татьяна Сергеевна

г. Оха

2018

 

СОДЕРЖАНИЕ

1. Актуальность и целевая аудитория программы

2. Цель реализации и задачи программы  

3. Учебно-тематический план  

4. Содержание программы  

5.Ожидаемые результаты

6. Литература

  1. Актуальность и целевая аудитория

            В Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года развитие социальных институтов воспитания, в первую очередь, представлено поддержкой семейного воспитания, которое включает:

-содействие укреплению семьи и защите приоритетного права родителей на воспитание детей перед всеми иными лицами;

-повышение социального статуса и общественного престижа отцовства, материнства, многодетности, в том числе среди приемных родителей;

-содействие развитию культуры семейного воспитания детей на основе традиционных семейных духовно-нравственных ценностей;

-популяризацию лучшего опыта воспитания детей в семьях различных категорий, в том числе многодетных и приемных;

-возрождение значимости больших многопоколенных семей, профессиональных династий;

-создание условий для расширения участия семьи в воспитательной деятельности организаций, осуществляющих

образовательную деятельность и работающих с детьми;

-расширение инфраструктуры семейного отдыха, семейного образовательного туризма и спорта, включая организованный отдых в каникулярное время;

-поддержку семейных клубов, клубов по месту жительства, семейных и родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и

традиционной культуры местных сообществ;

-создание условий для просвещения и консультирования родителей по правовым, экономическим, медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания.

           В Стратегии развития воспитания обозначено, что развитие воспитания в системе образования предполагает обновление содержания воспитания, внедрение форм и методов, основанных на лучшем педагогическом опыте в

сфере воспитания и способствующих совершенствованию и эффективной реализации воспитательного компонента. Семейное воспитание приобретает в новых условиях наибольшую значимость, и требуют целенаправленной  подготовки родителей (законных представителей).

Категория слушателей: родители (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи:

Многодетная семья

Многодетные семьи уязвимы перед обществом из-за низкого материального достатка, затруднений в воспитании детей разного возраста и т.д. Многодетные семьи переживают обострение проблем в разных областях их жизнедеятельности. Это касается не только внутрисемейных аспектов их жизни, но и оказываемого влияния со стороны внешнеполитических и экономических преобразований, вызванных ситуацией, складывающейся в стране. Глава нашего Государства призывает к изменению демографического положения в России, применяется множество поддерживающих программ и мероприятий для многодетных семей, однако на деле оказывается, что уровень благосостояния и морально-нравственного благополучия многодетных семей снизился. Они оказываются в положении невозможности полноценно развивать, защищать и поддерживать в различных аспектах собственных детей. В последнее десятилетие активно развивается и внедряется в социально-психолого-педагогическую практику особый процесс, который в разных источниках получил название «сопровождение». Идея сопровождения стала формироваться в социальной педагогике в конце XIX века. Под ней понималось первоначально реальное сопровождение ребенка, неспособного в силу каких-либо причин действовать в той или иной области жизни самостоятельно. Однако, по мере развития социальной педагогики как особой области знания, категория сопровождения стала приобретать самостоятельное значение. Сегодня термин

сопровождение в психологии, педагогике, социальной педагогике и других областях знания употребляется как концептуально, так и в отношении практической деятельности по решению конкретных проблем. Анализируя понятие «сопровождение» на уровне всеобщего, приходит к выводу, что «сопровождение развития человека представляет собой его социальное взаимодействие с окружающими людьми, функциями воздействий которых является развитие этого человека на его жизненном пути, в разнообразных личных и социальных ситуациях». Целью социально- психолого-

педагогического сопровождения является формирование у семьи способности к саморазвитию, саморегуляции, самоизменению и самосовершенствованию в различных ситуациях ее жизненного становления. Социально-психолого-педагогическое сопровождение многодетных семей в общеобразовательной организации будет более успешным, при условии включения в процесс сопровождения методической деятельности родителей из многодетных семей.

Семья, находящаяся в социально-опасном положении

                  Современная семья является настолько сложной системой со столь неоднозначными функциями, что даже в процессе ее нормальной жизнедеятельности и развития ей приходится переживать критические ситуации и сложности, когда она нуждается в помощи специалистов, в течение жизненного цикла семьи она неоднократно сталкивается с кризисами, которые можно сравнить с кризисами возрастного развития индивида. Это относительно непродолжительные периоды нарушения функционирования, которые характеризуются сходной «симптоматикой» и присущи подавляющему большинству семей на определенных этапах их развития, и в этом смысле они могут считаться «нормальными», если рассматривать норму как «средние данные по популяции». Однако процессы и события, имеющие место в период «нормального» кризиса, не становятся от этого менее болезненными для каждой конкретной семьи и не гарантируют их благополучного завершения и успешного функционирования семьи в дальнейшем. Таким образом, даже в рамках нормального развития семьи имеется множество трудностей, требующих своевременной помощи и разрешения. На выполнение этой задачи и направлена в целом психолого-педагогическая работа с семьей. Работа по показаниям, как правило, проводится по заказам каких-либо социальных служб или структур (администрация школы, комиссия по делам несовершеннолетних и т. п.). Независимо от того, кто является заказчиком, оказание психолого-педагогической помощи семье подразумевает работу с различными людьми. Усилия социальных педагогов и психологов могут быть, направлены на повышение социально-психолого-педагогической компетенции родителей из семей, находящихся  в социально-опасном положении.

Семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта

             Современная школа столкнулась с рядом проблем: с одной стороны – рост правонарушений среди несовершеннолетних подростков, с другой стороны – родители не уделяют должного внимания своим детям в силу различных причин. Если раньше педагоги рассматривали процесс воспитания в виде своеобразного треугольника: школа – родители - ребенок, где школа в тесном сотрудничестве с родителями, так как ориентиры нравственные и социальные совпадали, решали успешно задачу воспитания, то, к сожалению, сегодня в этом треугольнике школа зачастую остается без поддержки второй, родительской, стороны.

                 В последние пять - десять лет наблюдается процесс снижения возрастного показателя для правонарушителей. В начальную школу опустились такие виды правонарушений как: курение, употребление нецензурных выражений, причинение вреда здоровью, завладение чужим имуществом. Появились новые тенденции в поведении детей и родителей: уход несовершеннолетних из дома, риск суицидальных проявлений у несовершеннолетних, жестокое обращение с детьми, отсутствие у детей родительского авторитета.

                  В связи с выше сказанным, в настоящее время в работе по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних подростков остро встал вопрос о необходимости профилактической работы с родителями обучающихся.

Семья, имеющая приемных или опекаемых детей

                 В последние годы государственная политика Российской Федерации направлена на реализацию права ребенка проживать и воспитываться в семье. В нашей стране активно развиваются семейные формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновление, опека, приемная семья).

               Как показали многие исследования, только в семье ребенок может получить тот позитивный социальный опыт, который станет основой его нормальной жизни в будущем.

               Кроме отсутствия опыта жизни в семье у детей-сирот наблюдаются психические и физиологические отклонения, отставания в развитии, спровоцированные потерей кровной семьи и воспитанием ребенка в детском доме. Родители, принимающие таких детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не всегда имеют навыки воспитательной работы именно с такой категорией детей, что особенно проявляется на этапе адаптации ребенка в семье и когда ребенок вступает в подростковый возраст. Именно в эти периоды  чаще всего семьи, не имеющие поддержки специалистов и лишенные профессионального сопровождения, отказываются от воспитания ребенка, поэтому актуальными становятся проблемы правильной организации и сопровождения замещающей семьи, профессионализма приемного родителя. Судьба детей, находящихся в этих семьях на воспитании, зависит от того, насколько успешно будут решены проблемы.

                Сопровождение – это социально-психолого-педагогические   технологии, предназначенные для решения проблем  взаимопонимания ближайшего окружения с приемным ребёнком. Для обеспечения условий эффективной, многосторонней и своевременной помощи приемным семьям разработаны  лекции и тренинги, направленные на поддержку  и социально-психолого-педагогическое сопровождение принимающих семей, что позволит родителям приобрести  психолого-педагогические знания помогающие  решить возникающие проблемы воспитания приемных детей.

Неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель))

            Мировое явление, которое определяется социологами как кризис семьи, привело к тому, что одним из существенных изменений, происшедших с 50-х годов ХХ века в структуре российских семей, стало распространение неполных семей и изменение социально-психологических установок супругов на рождаемость и семейное воспитание. Современная демографическая ситуация такова, что ежегодно развод и его последствия переживают сотни тысяч детей. Вследствие этого воспитание детей в семье, в силу трудовой занятости родителей, свелось до примитивного уровня – питания, одевания и наказания, снизились эффективность воспитания и социализации детей. Исследования показывают, что у детей из неполных семей актуализируются медико-социальные проблемы, а именно: увеличивается число детей, чаще девочек, с ухудшившимся здоровьем, переживающих психологические трудности, преобладает нервность. У мальчиков более выражены нарушения поведения. Эти трудности, в свою очередь, проявляются в снижении темпов развития и успеваемости; а также в склонности к девиантному и аддиктивному поведению . К психолого-педагогическим проблемам детей из неполных семей относятся усложнение и деформация вхождения ребенка в социальную среду; нарушение социальной адаптации к повседневной жизни; более низкая успеваемость и слабо развитое стремление к достижениям; более высокий уровень конфликтности отношений между родителем и ребенком. Наличие дефектов характера и нравственного развития проявляется в несформированности альтруистических и гуманистических свойств, в отсутствии положительного опыта сотрудничества, взаимных уступок и решений, в выборе в будущем роли постоянной жертвы. У детей из неполных семей также отмечается социальная дискриминация, связанная с отсутствием отца или матери, и проблемы поведения, проявляющиеся в увеличении риска асоциального поведения и детскойбезнадзорности. Кроме того, у таких детей нередко наблюдаются повышенный детский аморализм и преступность, отмечаются сложности во взаимоотношениях со взрослыми, сводными и единокровными братьями и сестрами в ситуации полиродительства, фиксируются однобокое воспитание, феминизация мальчиков, нарушения половой идентификации.

            Перечисленные жизненные трудности являются специфическими для неполных семей и значимо отражаются на воспитательном процессе.  В целом ряде случаев нельзя ждать, когда семья добровольно и сознательно займётся преодолением собственных трудностей, т.к. кризисы и противоречия могут не осознаваться как опасные.

            Таким образом, проведённый анализ проблемы социально –психолого- педагогической защиты ребёнка и семьи показал, когда семья не справляется сама со своими функциями, ей необходима помощь.

             Составленная программа предусматривает помощь в коррекционной методике семейного воспитания неполным семьям: включены лекции и тренинги, направленные на поддержку  и психолого-педагогического сопровождение неполных семей.

Семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ

              В современных социально-экономических условиях значительно обострились проблемы социальной адаптации и реабилитации лиц с особыми потребностями. Несмотря на множество предложенных форм образования и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья, семья, воспитывающая ребенка-инвалида, сталкивается с трудностями в решении педагогических, социально-психологических и правовых задач.

                Семья не может воспитывать ребенка изолированно от других воспитательных институтов, так как ребенок с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посещает дошкольное учреждение, школу, различные центры и другие образовательные учреждения.

               Семья, имеющая ребенка с особыми нуждами - это семья, где происходит дезинтеграция семейных отношений. Болезнь ребенка зачастую меняет весь привычный уклад жизни в семье. Возникают неровные, конфликтные отношения между супругами и другими членами семьи. Также, появление в семье ребенка-инвалида может вызвать стремление родителей к изоляции от общества.

               Родители затрудняются определить свою роль в новых сложных условиях, они не всегда умеют создать условия, позволяющие ребенку нормально развиваться, обучаться и самореализовываться. Самостоятельно изменить сложившуюся ситуацию многие семьи не способны. Родителю, не включенному в коррекционный и абилитационный процесс, сложно изменить сложившиеся стереотипы своего взаимодействия с ребенком, что тормозит сам процесс коррекции и абилитации. При оказании своевременной психолого-педагогической помощи повышаются шансы успешной адаптации детей-инвалидов и их семей к общественной жизни и укрепления морального и психологического климата в таких семьях.

            Поэтому в деятельности любого образовательного учреждения, где воспитываются и обучаются дети-инвалиды, необходимо развивать сотрудничество специалистов с родителями, активизировать формы работы по взаимодействию образовательного учреждения с семьей, совершенствовать систему комплексного психолого-педагогического сопровождения.

           Для родителей, воспитывающих детей с ОВЗ, сотрудничество с педагогом расширяет представление о собственной компетентности, придает уверенность в своих силах, способствует пониманию своих возможностей и компенсаторных возможностей ребенка, активному участию в процессе обучения и воспитания, помогает родителю и ребенку адекватно взаимодействовать друг с другом.

В программу включены лекции и тренинги, направленные на поддержку семей, воспитывающих детей-инвалидов, на развитие системы психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ и их родителей.

  Семьи с активной жизненной позицией

Реализация программы с данной категорией семей основывается на  базе дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программе  «Формирование личности ребёнка подросткового возраста» рекомендованной Министерством образования Сахалинской области Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Сахалинской области  (ГБОУ ДПО ИРОСО).

Перечисленные категории семей наиболее остро нуждаются психолого-педагогической поддержке. По данным проведенных исследований степень влияния родителей на детей колеблется от 2-х до 5,8 балла (по 6-бальной школе). Естественно, родители оказывают очень большое влияние на детей. И в большинстве своем это благотворное влияние. Но если мы проанализируем влияние семьи на ребенка в зависимости от возраста, то увидим, что к 6-9 классам наблюдается отход ребенка от дома. И в том случае, когда родители занимают попустительскую позицию, проблемы начинают нарастать как снежный ком. Но многим родителям не хватает элементарно психологических знаний, чтобы оказать помощь и поддержку своему ребенку, не позволяет это сделать и уровень образования. Многие в установлении детско-родительских отношений пользуются житейским опытом, а это не всегда имеет положительный результат и успех. Огромное значение в работе с родителями имеет заранее продуманная и четко организованная система сотрудничества. Предполагается сохранять и развивать традиции доброжелательного отношения, создавать атмосферу открытости и заинтересованности в судьбе и будущем каждого ребенка.

                  Родителям необходимо помочь стать хорошими родителями. Поэтому главным направлением сотрудничества педагогического коллектива школы и родителей является просвещение отцов и матерей по вопросам психологии и педагогики.

2. Цель реализации и задачи программы

Цель: 

Повышение педагогической культуры родителей, имеющих различный социальный статус семьи, по вопросам формирования личности ребенка.  

Задачи:

-Формирование осознанной позиции родителя-воспитателя, основанной на знании современных подходов развития воспитательного потенциала семьи с учётом социального статуса;

- Освоение родителями способов актуализации духовных потребностей и традиционных семейных ценностей;

- Овладение основами организации педагогического наблюдения по проблемам воспитания современного ребёнка согласно имеющегося статуса семьи;

- Ознакомление с положительным опытом воспитания детей.

 – Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка-инвалида, привлечение родителей к коррекционно-абилитационному и воспитательному процессу.

  – Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с семьей, воспитывающей ребенка одним родителем, привлечение родителей из неполных семей к коррекционно-воспитательному процессу.

- Развитие системы сопровождения семей, оказавшихся в СОП и находящихся на грани социально опасной ситуации, оказание содействия в их успешной социальной реабилитации и адаптации в современных условиях, психолого-педагогическая поддержка таких семей.

- Обеспечение взаимодействия образовательного учреждения с многодетной семьей, воспитывающей три и более ребенка, привлечение родителей из многодетных семей к коррекционно-воспитательному процессу.

3.Учебно-тематический план

Категория слушателей: родители (законные представители), имеющие различный социальный статус семьи:

- многодетная семья

-семья, находящаяся в социально-опасном положении

-семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта

-семья, имеющая приемных или опекаемых детей  

-неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель))

-семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ

- семьи с активной жизненной позицией

Общая нормативная трудоемкость обучения программы соответствует 42 часам, включая все виды аудиторной.  

Форма обучения -очная.

ВИД УЧЕБНОЙ РАБОТЫ ОБЪЁМ ЧАСОВ

Максимальная учебная нагрузка на каждую категорию семьи (всего) 6 часов

Обязательная аудиторная нагрузка (всего) в том числе лекционные занятия-4

практические занятия -2

Итоговое занятие проводится в форме коллоквиума  

Формы работы с семьями: дифференцированные: (специально приглашенная группа родителей);

категория семьи

тема

тип занятия

количество часов по теме

приглашённый специалист

направление беседы

дата

количество часов за курс

1

Многодетная семья

 Мы строим большую семью

лекционные занятия

1

Социальный педагог, представители соцзащиты

Консультирование по вопросам обеспечения многодетной семьи  социальной поддержкой

2018-2019

 

6

  Особенности взаимодействия родителей с разновозрастными детьми в многодетной семье

лекционные занятия

1

Взаимодействие многодетных родителей и детей

лекционные занятия

1

Социальный педагог,  представители опеки и попечительства

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения многодетной семьи.

2019-2020

Разнополые дети: особенности воспитания

лекционные занятия

1

Тренинг

 Взрослые и дети

практические занятия

1

Представители ЦРБ

Прививка - защита многодетной семьи от неприятностей

2020-2021

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

2

Семья, находящаяся в социально-опасном положении

Эмоциональное благополучие детей в семье

лекционные занятия

1

Социальный педагог, представители соцзащиты  

Консультирование по вопросам обеспечения  семьи  находящейся в социально-опасном положении социальной поддержкой  

2018-2019

 

6

Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном

примере

лекционные занятия

1

Алкоголь в семье

лекционные занятия

1

Представители ЦРБ

 Вредные привычки- короткий  путь к раку

2019-2020

 

Воспитание ненасилием в семье

лекционные занятия

1

Тренинг Общение с ребенком

практические занятия

1

Социальный педагог, представители полиции и.т.д

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения детей из семей, находящейся в социально-опасном положении.

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

3

Семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта

 Ответственность родителей за правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними

лекционные занятия

1

Представители ЦРБ

 Подросток и ранняя беременность

2018-2019

6

Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье

лекционные занятия

1

Причины постановки учащегося на внутришкольный профилактический учет, на учет в КДН

лекционные занятия

1

социальный педагог, представители полиции и.т.д

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения детей из семей  с учащимися, состоящими на разных формах учёта

2019-2020

 

Занятость подростка - профилактика правонарушений

лекционные занятия

1

 Тренинг

Покажи мне любовь

практические занятия

1

Представители ЦРБ

Как влияет табак на репродуктивную функцию человека

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

4

Семья, имеющая приемных или опекаемых детей 

Адаптация детей-сирот в условиях приемной семьи

лекционные занятия

1

Социальный педагог, представители полиции и.т.д

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения опекаемых детей.

2018-2019

 

6

Приемный ребенок в замещающей семье. Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком.

лекционные занятия

1

Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми

лекционные занятия

1

Социальный педагог, представители соцзащиты

Консультирование по вопросам обеспечения   семей, имеющая приемных или опекаемых детей    социальной поддержкой

2019-2020

 

  Секреты счастливой семейной жизни приемной семьи

лекционные занятия

1

Тренинг

 Счастливая семья  

практические занятия

1

Представители ЦРБ

  Плановый медицинский осмотр- путь к долгой жизни

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

5

Неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель))

Воспитание ребёнка одним родителем

лекционные занятия

1

социальный педагог, представители соцзащиты

Консультирование по вопросам обеспечения   неполных семей, социальной поддержкой

2018-2019

 

6

 Психические заболевания детей, связанные с воспитанием в

неполной семье

лекционные занятия

1

Крик детской души: Родители разводятся!!!

лекционные занятия

1

Социальный педагог,   представители опеки и попечительства

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения  неполной семьи.

2019-2020

 

Какая любовь ребёнка портит

лекционные занятия

1

Тренинг

Учитесь общаться с детьми

практические занятия

1

Представители ЦРБ

   Как сохранить здоровье ребёнку

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

6

Семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ

 

Организация социально-псхолого -педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения семей с детьми-инвалидами, ОВЗ

лекционные занятия

1

социальный педагог, представители соцзащиты

Консультирование по вопросам обеспечения   семей, с детьми-инвалидами, ОВЗ социальной поддержкой

2018-2019

 

6

Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ

лекционные занятия

1

Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления

лекционные занятия

1

Представители ЦРБ

   Медицинское сопровождение   детей-инвалидов

2019-2020

 

  Проблемы общения ребёнка – инвалида со

сверстниками, взрослыми.

лекционные занятия

1

Тренинг

Учимся требовать и контролировать  

практические занятия

1

Социальный педагог,  школьный юрист

Юридическое консультирование по вопросам правового обеспечения  детей-инвалидов.

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

7

Семьи с активной жизненной позицией

Введение в проблему «Современный

подросток. Кризис подросткового

возраста»

лекционные занятия

1

Представители ЦРБ

Туберкулез – бич современного общества

2018-2019

 

6

Личность подростка. Самосознание и

образ «Я» в отрочестве

лекционные занятия

1

Эмоциональная сфера подростка.

Нравственное самосознание и его

развитие в подростковом возрасте

лекционные занятия

1

Социальный педагог, представители полиции и.т.д

 Типичные правонарушения подростков

2019-2020

 

Проблемы общения подростка со

сверстниками. Проблемы общения

подростка со взрослыми.

лекционные занятия

1

Тренинг педагогической

осведомленности родителей в общении

с подростками

практические занятия

1

Социальный педагог, представители ГБДД и.т.д

Ребёнок на дороге

2020-2021

 

Итоговое занятие Коллоквиум

практические занятия

1

Итого общая нормативная трудоемкость

42 часа

4. Содержание программы

 1 блок (Многодетная семья):

Тема:     Мы строим большую семью (1ч.)

Стадии и законы формирования семьи, семейные правила, семейные границы, семейные мифы и пр. В качестве практических заданий используются популярные психологические методики, выявляющие особенности внутрисемейных отношений.

Тема:    Особенности взаимодействия родителей с разновозрастными детьми в многодетной семье (1ч.)

Родительские позиции и стили взаимодействия родителей с разновозрастными детьми. Варианты родительских установок, дифференциация их на «мешающие» и «помогающие» в процессе взаимодействия с разновозрастными детьми.

Тема:     Взаимодействие многодетных родителей и детей (1ч.)

 Эффективные навыки коммуникации с детьми. В качестве практических заданий преследуется цель усиления способности родителей к пониманию и чувствованию в эмоциональный мир своего ребенка, через установление визуального контакта, физического контакта, наблюдение и совместную деятельность; изменение неадекватных родительских позиций; оптимизация форм родительского взаимодействия в процессе воспитания детей.

Тема:     Разнополые дети: особенности воспитания (1ч.)

 Особенности в воспитании разнополых детей, как сплотить детей, чтоб они могли дружить и играть вместе, защищать друг друга, смогли   вырасти родными людьми.

Тема:      Тренинг Взрослые и дети (1ч.)

1.        Разминка «Цветок настроения».

2.        Выработка и принятие правил группы.

3.        Упражнение «Знакомство с семьей».

4.        Самостоятельная работа с бланком анкеты «Внутренний мир».

5.        Информативный блок.

6.        Упражнение «Пойми чувства ребенка».

7.        Упражнение «Я-сообщение».

8.        Рефлексия, обратная связь.

2 блок (семья, находящаяся в социально-опасном положении):

Тема:     Эмоциональное благополучие детей в семье (1ч.)

Пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к своему сыну или дочери со стороны родителей. Познакомить родителей с понятиями «компетентность», «аффект», «стресс». Способствовать формированию компетентности в общении. Помочь родителям понимать собственное эмоциональное состояние, выражать свои чувства и распознавать чувства детей. Разобрать приёмы, позволяющие ребенку ослабить влияние стрессовой ситуации на организм и помочь преодолеть эмоциональные трудности. Памятка родителям от ребенка.

Тема: Человеком быть совсем непросто, или как воспитывать в детях нравственные качества на собственном

примере (1ч.)

Создать условия для понимания значимости нравственного воспитания в семье. Способствовать формированию культуры общения родителей и детей, умения родителей видеть отрицательные моменты в воспитании собственных детей. Методы и условия нравственного воспитания ребёнка в семье.  

Тема: Алкоголь в семье (1ч.)

Донести до сознания родителей, как особенности семейного окружения отражаются на воспитании детей, что в свою очередь может влиять на начало злоупотребления алкоголем. Рассмотрение таких вопросов, как: Алкоголизм носит семейный характер в том случае, если им страдает женщина. Каково детям жить в семье алкоголиков? Какой жизненный сценарий вынесет ребенок во взрослую жизнь, наблюдая за пьяными родителями? Медико-социальные аспекты влияния алкоголизма на детей. Типы поведения, свойственные детям алкоголиков

Тема: Воспитание ненасилием в семье (1ч.)

Познакомить родителей с различными видами насилия в семье:

•        Со стороны мужа по отношению к жене;

•        Со стороны жены по отношению к мужу;

•        Со стороны родителей по отношению к детям;

•        Со стороны старших детей по отношению к младшим.

Развивать умение разделять понятия «настойчивость» и «агрессивность».  

Тема: Тренинг Общение с ребенком (1ч.)

1.        Приветствие «Комплимент».

2.        Информационный блок.

3.        Упражнение «Активное слушание».

4.        Упражнение «Никто не знает, что…».

5.        Творческая работа «Портрет моего ребенка».

6.        Рефлексия чувств.

3 блок (семьи с учащимися, состоящими на разных формах учёта):

Тема:   Ответственность родителей за правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними (1ч.)

 1.        Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.

2.        Анкетирование родителей.

3.        Дискуссия по основным проблемам ответственности родителей за правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними

Тема:   Методы воспитания сознательной дисциплины у детей в семье (1 ч.)

Повышение педагогической культуры родителей, пополнение арсенала их знаний по конкретному вопросу воспитания ребёнка в семье; выработка коллективных решений и единых требований к воспитанию детей, интеграция усилий семьи и педагогов в деятельности по развитию личности ребенка; пропаганда опыта успешного семейного воспитания, профилактика неверных действий по отношению к семьям со стороны родителей; планирование работы совместной деятельности педагогов, учащихся и родителей.

Тема:   Причины постановки учащегося на внутришкольный профилактический учет, на учет в КДН (1 ч.)

1.        Информационный блок по юридическим и правовым аспектам.

2.        Анкетирование родителей.

3.        Дискуссия по основным проблемам правонарушения и преступления, совершенные несовершеннолетними

Тема:   Занятость подростка - профилактика правонарушений (1 ч.)

Актуализировать проблему досуга детей; побудить родителей и детей к совместному проведению досуга; разобрать и проиграть некоторые виды полезного совместного времяпрепровождения.

Тема:   Тренинг Покажи мне любовь (1 ч.)

1.        Приветствие.

2.        Информационный блок.

3.        Психогимнастическое упражнение «Передай эмоцию».

4.        Упражнение «Искатели».

5.        Упражнение «Мне в тебе нравится…».

6.        Рефлексия.

4 блок (семья, имеющая приемных или опекаемых детей):

  Тема:   Адаптация детей-сирот в условиях приемной семьи (1ч.)

  1. Особенности социальной адаптации детей – сирот.
  2. Выявление стадий адаптации детей-сирот  в условиях приемной семьи.
  3. Памятка успешного родителя.

Тема:   Приемный ребенок в замещающей семье. Способы бесконфликтного взаимодействия с ребенком (1ч.)

помочь замещающим родителям понять особенности психологии приемных детей;   основные способы разрешения проблемных ситуаций возникающих в процессе адаптации детей-сирот в приемной семье(для получения позитивного результата).

 Тема:   Детско-родительские отношения в замещающей семье. Психолого-педагогические основы эффективного взаимодействия родителей с приемными детьми (1ч.)

 Формирование доверительных отношений. Осознание родительской позиции и целей воспитания. Знакомство родителей с формами контроля за ребенком, расширение представлений о дисциплине.Формирование умения регулировать контролирующие функции в соответствии с зонами контроля за ребенком. Оказание эмоциональной поддержки родителям

Тема:   Секреты счастливой семейной жизни приемной семьи (1ч.)

 -Что значит быть уверенным в себе

-Как не ссорится с учителями и родными

-Искусство быть самим собой

Тема:    Тренинг Счастливая семья  (1ч.)

1.        Упражнение «Ластик».

2.        Упражнение «Привет».

3.        Упражнение «Положительные и отрицательные качества ребенка».

4.        Упражнение «Я – ребенок».

5.        Упражнение «Безоценочное восприятие».

6.        Упражнение «Я забочусь …».

7.        Упражнение «Я-высказывание».

8.        Упражнение «Передай сигнал».

9.        Арт-терапия «Мой ребенок».

10.        Музыкальная релаксация.

11.        Работа по подгруппам «Права родителей и детей».

12.        Рефлексия занятия. Прощание.

5 блок (неполные семьи (воспитанием детей занимается один из родителей (законный представитель)):

Тема:   Воспитание ребёнка одним родителем (1ч.)

Повышение уровня родительской компетентности в вопросах обучения и воспитания детей, выработка единого взгляда образовательного учреждения и семьи на сущность процесса социально-психолого- педагогического сопровождения с целью создания оптимальных условий для развития личности ребенка. Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих одним родителем. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка в неполной семье.   

Тема:   Психические заболевания детей, связанные с воспитанием в неполной семье (1ч.)

Знакомство с возможностями семьи в воспитании детей с нарушениями интеллектуального развития( возможными заболевания детей, связанными с воспитанием в неполной семье). Введение понятия «принятие». Ознакомление с особенностями принимающего и непринимающего поведения родителей. Улучшение эмоционального состояния участников.   

Тема:   Крик детской души: Родители разводятся!!! (1ч.)

Осознание различий между внутренним миром ребенка и взрослого, восприятием, эмоциональными переживаниями во время развода супругов . Мотивами, потребностями, поведением. Приобретение навыков анализа причин поведения ребенка, исходя из позиций самого ребенка. Сплочение родителя и ребёнка во время развода.            

Тема:   Какая любовь ребёнка портит (1ч.) 

1.        Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

2.        Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.

3.        Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.    

Тема:   Тренинг - Учитесь общаться с детьми (1ч.) 

1.        Приветствие «Знакомство руками».

2.        Упражнение «Пантомима».

3.        Групповая работа «Цели воспитания».

4.        Упражнение «Родитель-ребенок».

5.        Упражнение «Слепой и поводырь».

6.        Упражнение «Возрастная регрессия».

7.        Упражнение «Диалог сторон моего Я».

8.        Рефлексия занятия.

6 блок (семьи с детьми-инвалидами, ОВЗ):

Тема:   Организация социально-псхолого -педагогического сопровождения в условиях образовательного учреждения семей с детьми-инвалидами, ОВЗ (1ч.) 

1.        Презентация программы.

2.        Понятие «социально-психолого- педагогического сопровождения».  Гарантия прав родителей, воспитывающих детей-инвалидов .

3.        Анкетирование родителей с целью определения уровня психолого -педагогической компетенции в рамках реализации образовательного коррекционно-развивающего процесса.

4.        Семья и образовательное учреждение – партнеры в воспитании и развитии ребенка.

5.        Информация о типах образовательных учреждений и формах коррекционно-развивающего обучения.

Тема:   Семья и ее роль в развитии и воспитании ребенка с ОВЗ (1ч.) 

Знакомство с психологическим климатом в семьях, воспитывающих детей-инвалидов. Адекватная оценка роли семьи и её влияния на формирование личности ребенка с ОВЗ.

Типы семейного воспитания и их влияние на формирование личности ребенка.

Основные периоды развития семьи и функции членов семьи.

Психологическая безопасность (безопасная семья, безопасная школа, социальное окружение) - необходимое условие нормального развития ребенка.  

Тема: Особенности семейного воспитания детей с нарушениями развития и пути их преодоления (1ч.)

 1.        Возможности семьи в развитии детей с нарушениями интеллектуального развития.

2.        Показатели успеха коррекционно-педагогической работы.

3.        Семейное воспитание детей дошкольного возраста с нарушениями интеллектуального развития (умственное воспитание, трудовое воспитание, эмоционально-личностное развитие, физическое воспитание)

4.        Семейное воспитание детей школьного возраста с нарушениями интеллектуального развития.

5.        Вопросы и задания

Тема: Проблемы общения ребёнка – инвалида со сверстниками, взрослыми. (1ч.)

Общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка. Проблема общения ребёнка – инвалида со сверстниками. Проблема самореализации своей личности во взаимодействии со сверстниками. Реакция группировки. Критерии развития малой группы по Л.И. Уманскому. Влияние группы (коллектива) на ребёнка.

Ребёнок – инвалид в общении со значимыми взрослыми. Категория значимых взрослых для подростка. Стратегия поведения значимых взрослых по отношению к ребёнку. Гибкость поведения взрослых по отношению к подростку. Ролевые позиции взрослых в общении с подростком.  Типы семейного воспитания. Влияние типов семейного воспитания на формирование общения в подростковом возрасте. 

Тема тренинга: Учимся требовать и контролировать  (1ч.)

1.        Разминка «Ассоциации».

2.        Упражнение «Разожми кулак».

3.        Обсуждение домашнего задания.

4.        Информационный блок.

5.        Работа в парах «Зоны контроля».

6.        Упражнение «Родительские требования».

7.        Упражнение «Анализ общения матери с ребенком».

8.        Упражнение «Испорченный телефон».  

9.        Рефлексия.

7 блок (семьи с активной жизненной позицией):

Тема: Введение в проблему «Современный подросток. Кризис подросткового возраста» (1ч.)

Социальные причины хронологических границ подросткового и юношеского возраста. Исторический экскурс в проблему. Понятие «современная семья» и «взросление». Социальные явления, влияющие на появления подросткового возраста (по П. Арье). Теории развития подросткового возраста: Стенли Холла; Л.С. Выготского; Л.И. Божович; Э. Эриксона, Колберга, Б.Г. Ананьева.

Тема: Личность подростка. Самосознание и образ «Я» в отрочестве (1 ч.) Проблема формирования личности. Биологический и социальный факторы созревания. Лингвистическое значение понятия «подросток». Кризис подросткового возраста (по Божович Л.И.). «Я – концепция» подростка. Проблема самовоспитания подростка. Виды взрослости по Т.В. Драгуновой. Проблема девиации и взрослости. Подростковый этноцентризм.

Тема: Эмоциональная сфера подростка. Нравственное самосознание и его развитие в подростковом возрасте (1 ч.)

Проблема эмоциональности подростка на личностном и психофизиологическом уровнях. Проблема адаптации. Стратегии решения проблемы адаптации: адаптация собственных взглядов к реальным условиям жизни; негативизм, как антисоциальная реакция рассогласования личных и общественно значимых ценностей. Понятие внутреннего конфликта. Реакции: эмоциональной неустойчивости, реакция нападения или уступки, реакция идеализма. Три уровня моральных суждений (Л. Кольберга): преконвециональный, конвенциональный и постконвенциональный

Тема: Когнитивное развитие. Изменения в речевой сфере. Развитие интересов в подростковом возрасте (1 ч.)

Проблема когнитивного развития подростка (по Ж. Пиаже). Переориентация мышления подростка к гипотетико-дедуктивному мышлению. Наивный идеализм. Особенности познавательных психических процессов в

подростковом возрасте. Особенность речевой деятельности подростка, символическая сторона речи. Сленг как символическая игра, маска, карнавал. Доминантные интересы подростка.

Тема: Проблемы общения подростка со сверстниками. Проблемы общения подростка со взрослыми (1 ч.)

Общение со сверстниками как ведущая деятельность подростка. Проблема противоречий: быть таким как все, желание выделиться, отличиться любой ценой, стремление заслужить уважение товарищей, бравирование

недостатками. Проблема самореализации своей личности во взаимодействии со сверстниками. Реакция группировки. Критерии развития малой группы по Л.И. Уманскому. Влияние группы (коллектива) на подростка .

Подросток в общении со значимыми взрослыми. Категория значимых взрослых для подростка. Стратегия поведения значимых взрослых по отношению к подростку. Гибкость поведения взрослых по отношению к

подростку. Ролевые позиции взрослых в общении с подростком. Отношение значимого взрослого к чувству взрослости подростка. Проблема проявления эмансипации у подростков. Имитация, компенсация, гиперкомпенсация как

подростковые реакции. Идентичность и ее проявления в жизни подростка. Типы семейного воспитания. Влияние типов семейного воспитания на формирование общения в подростковом возрасте.

Тема тренинга:   педагогической осведомленности родителей в общении с подростками (1ч.)

Новые формы взаимодействия родителей с подростками. Педагогическая осведомленность родителей в общении с подростками. Поведенческий репертуар родительских компетенций. Рефлексия и эмпатия. Личностный рост (Практическое занятие),(групповая форма работы/тренинг).

5.Ожидаемые результаты:

1.        Возрождение традиций семейного воспитания, пропаганда формирования ценностей здорового образа жизни;

2.        Улучшение микроклимата в семьях имеющих различный социальный статус;

3.        Обучение родителей навыкам социально-поддерживающего и развивающего поведения в семье и во взаимоотношении с ребенком;

4.        Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям, злоупотреблению алкоголем,     психоактивными веществами в подростковой среде; риска ухода из семьи, суицидального риска;

5.        Повышение уровня социально- психолого – педагогической культуры родителей;

6.        Повышение эффективности взаимодействия педагогов, учащихся, родителей;

7.        Активизация традиционных и современных форм работы с семьей в новых условиях.

 

5.Литература, интернет-ресурсы:

1. Возрастная и педагогическая психология : учеб. для академического бакалавриата / под ред. Б. А. Сосновского. – Москва: Юрайт, 2017. – 359 с. – (Бакалавр. Академический курс).

2. Возрастная психология : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / авт. : Т. П. Авдулова, О. В. Гавриченко, Т. В. Гармаева [и др.]; под ред. Т. Д. Марцинковской. – 2-е изд., испр. – Москва: Академия, 2014. – 336 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).

3. Гендерная психология и педагогика: учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / под общ. ред. О. И. Ключко. – Москва: Юрайт, 2017. – 404 с. – (Бакалавр и магистр. Академический курс).

4. Немов, Р. С. Психология: учеб. для бакалавров / Р. С. Немов. – Москва: Юрайт, 2014. – 639 с. – (Бакалавр. Базовыйкурс).

5. Подласый, И. П. Педагогика: учеб. для прикладного бакалавриата / И. П. Подласый. – 3-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2017. – 576 с. – (Бакалавр. Прикладной курс).

6. Помощь подросткам в кризисном состоянии / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2015. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

7. Психологическая помощь подростку в кризисных ситуациях: профилактика, технологии, консультирование, занятия, тренинги / авт.-сост.: М. Ю. Михайлина, М. А. Павлова. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2016. – 226 с.

8. Психология семьи : учеб. для студ. учреждений высш. проф. образования / авт.: Н. П. Гребенникова, Е. В. Гурова, Е. И. Захарова [и др.] ; под ред. Е. Г. Сурковой. – Москва: Академия, 2014. – 240 с. – (Высшее профессиональное образование. Бакалавриат).

9. Райс, Ф. Психология подросткового возраста / Ф. Райс, К. Долджин; пер. с англ.; под науч. ред. проф. Е. И. Николаевой. – 12-е изд. – СанктПетербург: Питер, 2014. – 816 с.: ил. – (Мастера психологии).

Дополнительная литература:

1. Александрова, Е. А. Становление социальной успешности подростка в воспитательной деятельности школы / Е. А. Александрова, С. О. Кожакина. – Москва: Сентябрь, 2015. – 176 с. – (Б-ка журн. "Директор школы").

2. Гендерное и семейное воспитание учащихся / сост. О. Е. Ероховец. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 128 с. – (Деятельность классного руководителя).

3. Еремин, В. А. Отчаянная педагогика: организация работы с подростками / В. А. Еремин. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 176 с. – (Педагогическая мастерская).

4. Квест как технология решения проблемы построения образовательного маршрута современными подростками: образовательный проект: информационно-методический сборник. – Москва: ИД "Методист", 2015. – 63 с. – (Б-ка журн. "Методист").

5. Лесгафт, П. Ф. Педагогика. Избранные работы / П. Ф. Лесгафт. – Москва: Юрайт, 2017. – 375 с. – (Антология мысли).

6. Миллер, Ю. С. Коррекционно-развивающая программа работы с подростками групп социального риска: методическое пособие / Ю. С. Миллер, О. Л. Кондратьева. – Москва: ИД "Методист", 2014. – 56 с. – (Б-ка журн. "Методист").

7. Моему ребенку 13–16 лет / авт.-сост. Я. В. Хохлова. – Волгоград: Учитель, 2015. – 159 с. – (Б-ка современных родителей).

8. Профилактика вовлечения подростков в деструктивные организации / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2016. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

9. Психодиагностика. Теория и практика: учеб. для бакалавров / под ред. М. К. Акимовой. – 4-е изд., перераб. и доп. – Москва: Юрайт, 2014. – 631 с. – (Бакалавр. Углубленный курс).

10. Работа с подростками девиантного поведения. 5–11 кл.: поведенческие программы, социально-психологические тренинги / авт.-сост.: И. А. Устюгова [и др.]. – Волгоград: Учитель, 2014. – 148 с. – (Управление образовательным процессом).

11. Савченков. Ю. И. Возрастная физиология (физиологические особенности детей и подростков): учеб. пособие для студ. пед. вузов / Ю. И. Савченков, О. Г. Солдатова, С. Н. Шилов. – Москва: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014. – 143 с.

12. Словарь Л. С. Выготского / под ред. А. А. Леонтьева. – 3-е изд., стер. – Москва: Смысл, 2014. – 119 с.

13. Социальное становление подростков и молодежи / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2016. – 128 с. – (Педагогическая мастерская).

14. Социально-педагогическая работа с подростками, склонными к девиантному поведению / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: Красико-Принт, 2014. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

15. Формирование ценностного отношения подростков к репродуктивному здоровью / сост. Н. В. Пономаренко. – Минск: КрасикоПринт, 2016. – 96 с. – (Школьному психологу и социальному педагогу).

Интернет- ресурсы:

  1. http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/585825/
  2.  http://открытыйурок.рф/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/651762/
  3. http://homekid.ru/content/docs/izdaniya/serealnui_sbornik/vse-vupyski/v2/94-103.pdf
  4. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2017/09/02/programma-sotsialno-psihologo-pedagogicheskogo
  5. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2013/11/08/konspekt-zanyatiya-priemnyy-rebenok-v
  6. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2018/01/22/plan-raboty-sotsialno-psihologo-pedagogicheskogo-soprovozhdeniya
  7. https://studfiles.net/preview/2062949/page:29/
  8. https://nsportal.ru/shkola/sotsialnaya-pedagogika/library/2015/03/14/primernaya-tematika-lektoriya-dlya-roditeley-uch
  9. http://contest.miroznai.ru/?mid=658&p=5
  10. http://nashaucheba.ru/v48870/%D0%B4%D0%B8%D0%BF%D0%BB%D0%BE%D0%BC_-_%D1%81%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D0%B5%D0%B4%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F_%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D1%89%D1%8C_%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D0%BC_%D1%81%D0%B5%D0%BC%D1%8C%D1%8F%D0%BC?page=10
  11. http://psihdocs.ru/programma-psihologo-pedagogicheskogo-soprovojdeniya-semei.html
  12. https://educontest.net/ru/303519/%D1%82%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%BD%D0%B3-%D0%B2%D0%B7%D0%B0%D0%B8%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%B9%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%B8%D1%8F-%D0%BC%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8B%D1%85/
  13. http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/6905/2/shershneva.pdf
  14. https://multiurok.ru/files/konspiekt-trieningha-dlia-roditieliei-roditiel-skiie-pozitsii-i-stili-vzaimodieistviia-s-diet-mi.html
  15. https://teddyclub.info/ru/3-6-let/vtoroj-rebenok/raznopolye-deti-osobennosti-vospitaniya


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье (презентация)

Взаимодействие людей в системе школы строится на различных уровнях, причем семья от этой воспитательной  системы неотделима. Именно от семейной среды зависит, созданы ли благоприятные условия для...

Работа образовательного учреждения по развитию педагогической компетентности родителей (законных представителей) в целях содействия социализации обучающихся в семье

Процесс социализации существенным образом зависит от общепринятых норм в обществе, которые регулируют требования, предъявляемые обществом человеку, и обеспечивают его адекватное включение в социальную...

Социальный статус семьи, её функции. Компоненты социальной адаптации семьи.

Роль семьи в обществе несравнима по своей силе ни с какими другими социальными институтами, так как именно в семье формируется и развивается личность человека, происходит ов­ладение им социальными рол...

Экспресс опросник для родителей (законных представителей) для оценки социально-личностного благополучия ребенка (детей)

Профилактика социально-личностного неблагополучия  и выявление лиц "группы риска"...

«Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства.»

Социальное партнерство семьи, школы и других субъектов образовательного пространства. Данная тема актуальна для классных руководителей....

Методические рекомендации для родителей (законных представителей) детей различных возрастных категорий «БезОПАСНЫЙ Интернет»

Методические рекомендации для родителей по безопасному поведению несовершенноетних в сети Интернет...