Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития"
рабочая программа

Елена Александровна Юшкова

Дополнительная общеразвивающая программа социально- гуманитарной направленности направленности "Школа раннего развития" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shrr_1_god.docx935.88 КБ

Предварительный просмотр:

Оглавление

Пояснительная записка        3

1.1 Направленность        3

1.2 Актуальность        4

1.3 Педагогическая целесообразность        4

1.4 Новизна        4

1.5 Отличительные особенности программы        5

1.6 Цели и задачи        6

1.7 Форма обучения.        7

1.8 Срок реализации.        8

2. Содержание учебного плана        9

2.1 Календарный учебный график         16

Организационно- педагогические условия        54

Методическое обеспечение        54

Материально- технические условия        56

Список литературы        57

Пояснительная записка

  1. Направленность

    Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа раннего развития» модифицированная и относится к программам социально- гуманитарной направленности. По форме организации содержания и процесса педагогической деятельности- комплексная. Реализуется в МБУДО Доме детского творчества г.Сычевки с 2019 года.

Уровень сложности программы стартовый.

Программа составлена в соответствии с нормативными документами:

- Федеральный Закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства Просвещения РФ от 09.11.2018 № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи»;

- Приказ Министерства просвещения РФ от 3 сентября 2019 г. № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей»;

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242 «О направлении информации» «Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы);

- Уставом МБУДО Дом детского творчества г. Сычевки;

- Локальными нормативными актами МБУДО Дом детского творчества г. Сычевки.

1.2 Актуальность

Анализ социального заказа со стороны родителей (законных представителей) ребёнка на дополнительные образовательные услуги показывает, что родители активно стремятся развивать в своих детях с раннего возраста творческие способности. Изучение статистических данных, показывающих ежегодное увеличение количества детей, не посещающих дошкольные учреждения (по различным причинам). Эти факторы в совокупности необходимостью объединения усилий образовательного учреждения и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей и наличием соответствующей материально- технической базой в ДДТ, послужили мотивацией для разработки данной программы.

Обучаясь по программе, обучающиеся приобретают не только необходимые знания, умения и навыки, но и сведения об окружающих предметах, расширяют свой кругозор, осваивают предметное окружение в его изменении, движении, развитии. У детей развиваются творческие возможности: воображение, творческое мышление, любознательность, желание и потребность узнать новое.

1.3 Педагогическая целесообразность

Инновационной составляющей программы является интеграция различных видов детского творчества. Творчество абсолютно естественно для детей дошкольного возраста. Каждый вид творческой деятельности эффективен для усвоения и закрепления в непринужденной форме изученного в ходе занятия материала. Обучающиеся дошкольного возраста любят заниматься творчеством.

1.4 Новизна

Реализация данной программы направлена не столько на подготовку ребенка к школе (т.е. на передачу определенных знаний, умений, навыков), сколько на обеспечение условий для развития самоценных для ребенка видов деятельности (прежде всего, сюжетно- ролевой игры), развития творческого начала и воображения ребенка, забота о его эмоциональном благополучии, физическом и психическом здоровье, приобщение к общечеловеческим ценностям.

1.5 Отличительные особенности программы

 Данная комплексная программа   интегрированная. Имеется наличие общих тем  «Занимательная азбука», «Математические ступени», «Развитие речи», «Подготовка руки к письму». Программа носит развивающий характер; обеспечивает формирование ценностных установок; ориентирует на развитие потенциальных возможностей ребенка, на зону его ближайшего развития; обеспечивает постепенный переход от непосредственности к произвольности; организует и сочетает в единой смысловой последовательности продуктивные виды деятельности; готовит переход от игровой к творческой деятельности, в том числе в сотрудничестве со сверстниками и взрослыми.

1.6 Цели и задачи

Цель программы: раскрытие и развитие интеллектуально- творческих способностей ребёнка.

Задачи программы:

ЗАДАЧИ:

Образовательные:

Дать знания о выработанных обществом правилах культуры общения;

Дать знания об окружающем мире;

Развитие познавательных психологических процессов у детей (внимание, память, восприятие, мышление, воображение).

Развитие устной речи.

Подготовка к освоению грамоты путем формирования фонетического восприятия и слуха.

Формирование элементарных арифметических и геометрических представлений.

Развитие мелкой моторики рук.

Социализация детей и их психологическая подготовка к обучению в школе

Развивающие:

Развивать мелкую моторику рук;

Развивать познавательную сферу (мышления, воображения, памяти, ечи);

Развитие мотивации учения ориентированной на удовлетворение познавательного интереса;

Развивать объем внимания и память;

Формировать приемы умственных действий (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, аналогия);

Развивать вариативное мышление и творческие способности;

Развивать речь, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения;

Вырабатывать умения целенаправленно владеть волевыми усилиями.

Воспитательные:

способствовать сплочению детского коллектива.

воспитание у детей аккуратности, бережного отношения к ученическим
предметам;

воспитание волевых качеств у обучающихся: усидчивости;

целеустремленности; умения работать по заданному алгоритму;

воспитание чувства собственного достоинства, своего «Я» как личности;

воспитание культуры общения: приветствие, благодарность, извинение,
прощание;

воспитание коммуникативных качеств, способствующих вступлению
ребенка в социальные отношения;

1.7 Форма обучения по программе  - очная.

1.8 Срок реализации программы 1 год.

Адресат:

Программа разработана для детей 5- 6-ти летнего возраста составлена с учётом возрастных и психологических особенностей.

Программа доступна для детей из многодетных и малообеспеченных семей, живущих в сельской местности и для детей, которые попали в трудную жизненную ситуацию.

Если ребенок проявляет выдающиеся способности для него имеется возможность занимать углублено. Если ребенок быстрее других выполняет задание, ему даются дополнительные задания.

Доступность дополнительной общеобразовательной программы для детей находящихся в трудной жизненной ситуации.

Для реализации программы не требуется специальное оборудование и  материалы. Педагог использует свои дидактические и раздаточные материалы, канцтовары. Поэтому по программе могут заниматься обучающиеся, находящиеся в трудной жизненной ситуации.

Режим занятий:

В группах занимаются обучающиеся  5- 6 лет посещающие дошкольные образовательные учреждения. В группе занятия проводятся 1 раз в неделю. В день проводится 4 занятия.

Продолжительность одного занятия 30 минут с 10- минутным перерывом.

2. Содержание программы

2.1 Программа  рассчитана на 144 часа. Занятия проводятся 1 раз в неделю по 4 часа.

 Программа состоит из 4 разделов:

«Занимательная азбука» 36 часов;

«Математические ступени» 36 часов;

«Развитие речи» 36 часов;

«Подготовка руки к письму» 36 часов.

2.2 Учебный план

п/п

Тема

Количество часов

Форма аттестация и контроля

общее

теорет.

практ.

1.

Математические ступени

36

8

28

Опрос. Тест.

2.

Занимательная азбука

36

8

28

Опрос.Диктант

3.

Подготовка руки к письму

36

6

30

Диктант.

4.

Развитие речи

36

7

29

Опрос.

Итого:        

144

29

115

2.3 Содержание учебного плана

1.Содержание раздела «Математические ступени»

Занятия 1-3.Теоретическая часть. Понятия: «справа-слева», «впереди-сзади», «вверху-внизу», «близко-далеко», «большой-маленький», «низкий-высокий», «узкий-широкий», «короткий-длинный», «рядом-между-посередине», «плоский-объемный».

Занятия 4-6 Теоретическая часть. Числа в нашей жизни: время (часы), возраст, календарь, взвешивание, измерение роста, размера, торговля, термометр и т.д. Временные представления «раньше-позже», «до-после», «старше-моложе». Знакомство с циферблатом часов. Цепочка событий (понятия: «причина- следствие»).

Практическая работа. С- р игра «Магазин» игра «Когда это бывает?»

Занятия 7-10.Теоретическая часть. Геометрические фигуры: их сходство и различие. Цвет, размер, форма, объем предметов. Материал.

 Практическая работа Упражнения на ориентировку на листе бумаги.

Занятия 11-14.Теоретическая часть. Понятия: «один-много», «мало-много», «один-пара», «больше-меньше».

Практическая работаСостав чисел 1,2,3.

Занятия 15-20.Знаки равенства и неравенства.

Практическая работа Сравни количество. Состав чисел 4 и 5. Число и цифра 0.

Практическая работаСчет предметов (порядковый и количественный).

Занятия 21-30.Теоретическая часть. Сложение и вычитание (действия и знаки).

Практическая работаСоставление математических записей. Состав чисел 6,7,8,9,10. Сравнение: «больше на – меньше на». Решение задач на сложение и вычитание.

Занятия 31-32.Практическая работаЗакономерности расположения предметов, фигур, цифр, букв.

Занятия 33-36.Практическая работаПовторение и закрепление пройденного.

Планируемые результаты.

К концу года обучающие приобретают:

Умение сравнивать  группы предметов на основе составления пар, выражать словами, каких предметов поровну, каких больше (меньше), и на сколько.

 Умение считать в пределах 10 в прямом и обратном порядке.

 Умение соотносить запись чисел 1–8 с количеством и порядком предметов.

 Умение сравнивать, опираясь на наглядность, рядом стоящие числа в пределах 8.

Умение изображать графически «столько же» предметов, сколько в заданной группе, содержащей до 5 предметов.

Умение непосредственно сравнивать предметы по длине, ширине, высоте, объему (вместимости), раскладывать до 5 предметов в возрастающем порядке, выражать в речи соотношение между ними.

Умение правильно устанавливать пространственно-временные отношения (шире – уже, длиннее – короче, справа, слева, выше, ниже, вверху, внизу, раньше – позже и т.д.), ориентироваться по элементарному плану.

 Умение определять направление движения от себя (вверх, вниз, вперед, назад, направо, налево)

Умение показывать правую и левую руки, предметы, расположенные справа и слева от неживого и живого объекта.

 Умение называть части суток, устанавливать их последовательность, находить последовательность событий и нарушение последовательности.

Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, прямоугольник, шар, куб, находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

Форма проверки результатов

- итоговые занятия, опросы;

- тесты.

2.Содержание раздела «Занимательная азбука»

Занятия 1-4.Теоретическая часть. Знакомство с гласными буквами А, У, О, И, Ы.

Занятия 5-10. Теоретическая часть Знакомство с согласными буквами, произносимыми длительно: М, Н, С, Х,  Р, Л, В, Ш, Ж, З.

Занятия 11-20. Теоретическая часть Знакомство с согласными буквами, произносимыми коротко: Б-П, Д-Т, Г-К, Й, Ф.

Занятия 21-27. Теоретическая часть Знакомство с гласной буквой Э, йотированными гласными буквами Е, Я, Ё, Ю.

Занятия 28-29.Теоретическая часть Знакомство с согласными буквами Ц, Ч, каждая из которых содержит два звука.

Занятие 30.Теоретическая часть Знакомство с согласной буквой Щ, всегда обозначающей мягкий звук.

Занятия 31-32. Теоретическая часть Знакомство с нечитаемыми буквами ь, ъ.

Занятия 33-36.Практическая работа. Закрепление изученного.

Планируемый  результат:
1. Владеть понятиями: «слово», «звук», «буква», «предложение», знать порядок букв и их название «алфавит». 
2. Различать гласные, твердые и мягкие согласные. 
3. Плавно  овладевают слоговым и слитным способом чтения.

4.Составлять из букв разрезной азбуки слова и простые предложения.

Форма проверки результатов

- итоговые занятия, опросы;

- тесты.

3.Содержание раздела «Подготовка руки к письму»

Занятия 1-7.Практическая работа Упражнения для развития детской руки (игры и упражнения для совершенствования мелкой моторики; пальчиковая гимнастика). Печатание и сравнение букв: А, У, О, И, М, Н, С, Х, Ы, Р.

Занятия 8-13.Практическая работа Движение и речь («Расскажи стихи руками»; инсценирование, игра в театр). Печатание и сравнение букв: Л, В, Ш, Ж, З.

Занятия 14-18.Практическая работа Игры со счетными палочками (развитие тонкой координации движений рук и формирование пространственных представлений). Печатание и сравнение букв: Б-П, Д-Т, К-Г, Й.

Занятия 19-27. Практическая работа Упражнения в рисовании по клеткам, раскрашивание, штриховка. Печатание букв: Ф, Я, Е, Э, Ё, Ю.

Занятия 28-30. Теоретическая часть Знакомство с тетрадью в линейку, письменными  буквами, элементами письменных букв.

 Практическая работа Печатание и сравнение букв Ц, Ч, Щ.

Занятия 31-36.Практическая работа. Пишем элементы букв (пишем ручкой). Печатание букв ь, ъ. Сравнение печатных и письменных букв.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

  • правильно сидеть за столом во время письма;
  • правильно располагать рабочую тетрадь;
  • правильно держать карандаш и ручку;
  • проводить различные линии (прямые, ломаные, изогнутые);
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку.
  • Развитие коммуникативности;
  • Развитие мелкой моторики, глазомера, координации рук;
  • Развитие наблюдательности;
  • Развитие элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий;
  • Развитие инициативности и самостоятельности.

Воспитанник способен проявлять:

  • Усидчивость при выполнении работ;
  • Эмоциональную отзывчивость;
  • Доброжелательность.

Форма проверки результатов

  • итоговые занятия, опросы;
  • тесты.

4.Содержание раздела «Развитие речи»

Занятия 1-14.Теоретическая часть. Слова, которые обозначают предметы. Живое-неживое. Один-много. Как образуются слова? Как изменяются слова? Практическая работа Фонетическая зарядка на звуки Л-Л, Р-Р, В-В, С-С, З-З, П-Б.

Занятия 15-23. Теоретическая часть Слова-действия. Кто что делает? Кто как передвигается? Что я люблю делать?

 Практическая работа Фонетическая зарядка на звуки Т-Д, В-Ф.

Занятия 24-29. Практическая работа Слова-признаки. Кто какой? Фонетическая зарядка на звуки Ж-Ш, С-Ш.

Занятия 30-31. Теоретическая часть Слова, отвечающие на вопросы: Когда? Куда? Как? Что как делать? Практическая работа Фонетическая зарядка на звуки З-Ж.

Занятия 32-33.Теоретическая часть Слова, которые используются «вместо имени». Практическая работа Фонетическая зарядка на звуки З-Ж, Р-Л.

Занятие 34.Теоретическая часть Самые короткие слова.

Практическая работа Составь предложение. Собери предложение. Фонетическая зарядка на звуки Р-Л.

Занятия 35-36. Теоретическая часть Слова-родственники. Что мы знаем? Практическая работа Фонетическая зарядка на звуки Р-Л.

Планируемые результаты:

использовать в активной речи тематическую лексику, названия признаков предметов, действий;  

употреблять одно-, двух- и трёхсложные (в ряде случаев — четырёхсложные) слова;

воспроизводить и изменять фонетический, слоговой и морфологический рисунок слова;  

согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях;

  использовать в речи распространённые простые, сложносочинённые и сложноподчинённые  предложения;

 активно и свободно общаться со взрослыми и сверстниками;

 вступать в беседу или диалог в контексте различных ситуаций (в быту, при знакомстве, по телефону, на улице, на игровой площадке и т.д.);

 составлять подробные рассказы с опорой на схему, на опорные картинки

 излагать свои впечатления о каком-либо событии (фильме, подарке и т.д.)

 пересказывать сказки по серии картинок;

 использовать в речи простые и сложные предлоги;

 дифференцировать звуки на гласные и согласные; твёрдые и мягкие, звонкие и глухие согласные звуки;

 знать буквы гласных и некоторых согласных звуков;

 уметь производить звуковой и слоговой анализ слов;

  различать слова по звуковому и слоговому составу

Форма проверки результатов

- итоговые занятия, опросы;

- тесты.

2.4 Календарный учебный график

Месяц

Тема

Количество часов

Дата

Форма занятий

Форма контроля

1 гр

2 гр

3 гр

4 гр

5

гр

Математические ступеньки

1

Сентябрь

Вводное занятие.

Справа - слева. Впереди - сзади. Вверху - внизу. Близко - далеко. Рядом - между - посередине.

1

Беседа. Занятие- игра

Опрос.

Тест.

2

Большой - маленький. Длинный - короткий. Высокий - низкий. Выше - ниже.

1

Занятие эксперимент

Опрос

3

Узкий - широкий. Плоский - объёмный.

1

Занятие игра

Опрос

4

Временные представления. Раньше - позже. До - после. Старше - моложе.

1

Игра путешествие

Опрос

5

Октябрь

Числа в нашей жизни. Часы (циферблат). Измерительные  приборы (линейка, градусник, весы и т.д.)

1

Занятие-эксперимент

Опрос

6

Знакомство с геометрическими фигурами. Различение цвета и размера геометрических фигур.

1

Занятие путешествие

Опрос

7

Различение геометрических фигур. На что похожи предметы?

1

Занятие игра

Опрос

8

Один - много.

1

Занятие игра

Опрос

9

Ноябрь

Столько же, сколько. Больше - меньше. Лёгкий - тяжёлый.

1

Занятие игра

Опрос

10

Упражнения на ориентировку на листе бумаги.

1

Занятие игра

Опрос

11

Число и цифра 1

1

Занятие игра

Опрос

12

Число и цифра 2. Один-пара.

1

Занятие игра

Опрос

13

Декабрь

Число и цифра 3. Состав числа 3

1

Занятие игра

Опрос

14

Дорисуй… . Зачеркни… .Нарисуй столько же

1

Практическая работа.

Опрос

15

Число и цифра 4.

1

Занятие игра

Опрос

16

Равенство. Промежуточная аттестация.

1

Занятие игра

Тест

17

Январь

Сравни количество. Знаки  « > », « < ».

1

Занятие игра

Опрос

18

Состав числа 4

1

Занятие игра

Опрос

19

Число и цифра 0.

1

Занятие игра

Опрос

20

Сложение. Знак «+».

1

Практическая работа.

Опрос

21

Февраль

Число и цифра 5

1

Занятие игра

Опрос

22

Состав числа 5.

1

Занятие игра

Опрос

23

Вычитание. Знак « - ».

1

Практическая работа.

Опрос

24

Цифры и знаки. Составление математических записей.

1

Занятие игра

Опрос

25

Март

Сосчитай - нарисуй - запиши.

1

Практическая работа.

Опрос

26

Число и цифра 6.

1

Занятие игра

Опрос

27

Состав числа 6

1

Занятие игра

Опрос

28

Число и цифра 7.

1

Занятие игра

Опрос

29

Апрель

Состав числа 7

1

Занятие игра

Опрос

30

Число и цифра 8. Состав числа 8.

1

Занятие игра

Опрос

31

Число и цифра 9. Состав числа 9

1

Занятие игра

Опрос

32

Больше на…

Меньше на…

1

Практическая работа.

Опрос

33

Май

Число 10. Состав числа 10

1

Занятие игра

Опрос

34

Знакомство с задачами. Решение задач на сложение

1

Практическая работа.

Опрос

35

Решение задач на вычитание Итоговая  аттестация.

1

Итоговое занятие.

Контрольная работа Тест.

36

Составление и решение задач

1

Занятие игра

Контрольная работа Тест.

Развитие речи

1

Сентябрь

Слова, которые обозначают предметы. Живое - неживое. Кто это? Что это? Звук [M]

1

Беседа. Игра.

Опрос

2

Словосочетания и предложения. Подбери слово. Звук [M’].

1

Занятие игра

Опрос

3

Изменение слов по вопросам. Нет кого? Кого или что? [H].

1

Занятие игра

Опрос

Зд4

Для чего? Для кого? [H’].

1

Занятие игра

Опрос

5

Октябрь

Кто где живёт? Кому что отдать? Звуки [C]-[C’].

1

Занятие игра

Опрос

6

С кем? Кем? Чем? Я мечтаю… . О ком? О чём? Звуки [X]-[X’].

1

Опрос. Игра.

Опрос

7

Изменение слов по числам. Один - много. Звуки [P]-[P’].

1

Занятие игра

Опрос

8

Я придумал слово. Как образуется слово? Собери семью. Звуки [Л]-[Л']

1

Занятие игра

Опрос

9

Ноябрь

Разложи слово - сложи слово. Звуки [В]-[B’].

1

Командное занятие.

Опрос

10

Слова - «друзья». Слова - «враги». Слова - «близнецы». Звук [Ш].

1

Командное занятие

Опрос

11

Игра «Найди лишнее». Звук [Ж].

1

Занятие игра.

Опрос

12

Расcказ по картинкe. [З]-[З'].

1

Занятие путешествие

Опрос

13

Декабрь

Слова, обозначающие действия. Кто что делает? Звук [З]-[Ж].

1

Занятие игра.

 Опрос

14

Кто как передвигается? [Б]-[П].

1

Занятие игра.

Опрос

15

Бывает - не бывает. [Д]-[Т].

1

Занятие игра.

Опрос

16

Что полезно, а что вредно? Исправь ошибку. [Г]-[К].

1

Занятие игра.

Опрос

17

Январь

Путаница. Отгадай, кто это? [Й].

1

Занятие игра.

Опрос

18

Делаю всё сам. [С]-[Ш].

1

Занятие игра.

Опрос

19

В чём различие? [Ф]-[Ф’], [Ф]-[В].

1

Занятие игра.

Опрос

20

Синонимы, антонимы, омонимы - глаголы. [Ф]-[В].

1

Занятие игра.

Опрос

21

Февраль

Что я люблю делать. [Ф]-[В].

1

Занятие игра.

Опрос

22

Найди лишнее. [С]-[З].

1

Занятие игра.

Опрос

23

Расcказ по картинке. [С]-[З].

1

Занятие игра.

Опрос

24

Слова - признаки. [С]-[З].

1

Занятие игра.

Опрос

25

Март

Назови одним словом. [З]-[Ж].

1

Занятие игра.

Опрос

26

Кто какой? Подбери слово. [З]-[Ж].

1

Занятие игра.

Опрос

27

Слова - «враги» и слова - «друзья». [З]-[Ж].

1

Занятие игра.

Опрос

28

Какая форма у предмета? Цветная игра. Звук [Ц ].

1

Занятие игра.

Опрос

29

Апрель

Общее слово. Что лучше? Что хуже? Звук [Ч ].

1

Занятие игра.

Опрос

30

Наречие. Какой - как? Что как делать? Звук [Щ].

1

Занятие игра.

Опрос

31

Местоимение.

1

Занятие игра.

Опрос

32

Собери предложение. Мягкие и твёрдые парные согласные звуки.

1

Занятие игра.

Опрос

33

Май

Слова - родственники. [Ч]-[Щ].

1

Занятие игра.

Опрос

34

Найди лишнее слово. [Ч]-[Щ].

1

Занятие игра.

Опрос

35

Пересказ текста (по вопросам, по картинкам). Звуки [Р]-[Л].

1

Игра-занятие.

Опрос

36

Итоговое занятие. Диагностика. Пересказ текста (по вопросам, по картинкам). Звуки [Р]-[Л].

1

Занятие-путешествие.

Опрос

Занимательная азбука

1

Сентябрь

Вводное занятие. Диагностика. Буквы А, У. Различение понятий «буква» и «звук».

1

Беседа. Игра-путешествие.

Опрос. Игра.

2

Буквы О, И.

1

Занятие –игра.

Опрос

3

Буква Ы.

1

Занятие –игра.

Опрос

4

Буквы М, Н.

1

Занятие –игра.

Опрос

5

Октябрь

Буквы С, Х.

1

Занятие –игра.

Опрос

6

Чтение обратных слогов (гл.+ согл.) типа: ум, он, ус, ах.

1

Занятие –игра.

Опрос

7

Буква Р.

1

Занятие –игра.

Опрос

8

Буква Л.

1

Занятие –игра.

Опрос

9

Ноябрь

Буква З.

1

Занятие –игра.

Опрос

10

Буква В.

1

Занятие –игра.

Опрос

11

Буква Ш.

1

Занятие –игра.

Опрос

12

Буква Ж.

1

Занятие –игра.

Опрос

13

Декабрь

Чтение слов с согласными, произносимыми длительно

1

Занятие –игра.

Опрос

14

Буквы Б, П.

1

Занятие –игра.

Опрос

15

Буквы Д, Т.

1

Занятие –игра.

Опрос

16

Буквы Г, К.

1

Занятие –игра.

Опрос

17

Январь

Буква Й.

1

Занятие –игра.

Опрос

18

Чтение слов со стечением согласных на стыке слогов.

1

Занятие –игра.

Опрос

19

Буква Ф.

1

Занятие –игра.

Опрос

20

Буква Э.

1

Занятие –игра.

Опрос

21

Февраль

Буква Я.

1

Занятие –игра.

Опрос

22

Буква Е.

1

Занятие –игра.

Опрос

23

Чтение слов с Е, Я.

1

Занятие –игра.

Опрос

24

Буква Ё.

1

Занятие –игра.

Опрос

25

Март

Буква Ю.

1

Занятие –игра.

Опрос

26

Чтение слов с Ё, Ю.

1

Занятие –игра.

Опрос

27

Чтение слов с йотированными гласными.

1

Занятие –игра.

Опрос

28

Буква Ц.

1

Занятие –игра.

Опрос

29

Апрель

Буква Ч.

1

Занятие –игра.

Опрос

30

Буква Щ.

1

Занятие –игра.

Опрос

31

Буква Ь.

1

Занятие –игра.

Опрос

32

Буква Ъ.

1

Занятие –игра.

Опрос

33

Май

Чтение слов с нечитаемыми буквами (Ь, Ъ).

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Опрос

34

Закрепление изученного.

1

Занятие –игра.

Опрос

35

Закрепление изученного.

1

Занятие –игра.

Опрос Тест.

36

Итоговое занятие, Диагностика. Закрепление изученного.

1

Занятие –игра.

Итоговое занятие.

Подготовка руки к письму

1

Сентябрь

Вводное занятие. Диагностика. Печатание букв А, У. Загадки о руке и пальцах.

1

Беседа. Занятие-игра.

Диктант.

2

Печатание букв О, И. Гимнастика для рук.

1

Практическая работа.

Диктант.

3

Печатание слов и буквосочетаний из букв А, О, У, И, Ы. Игры с мячом.

1

Практическая работа.

Диктант.

4

Печатание букв  М, Н. Упражнения для рук и пальцев.

1

Практическая работа.

Диктант.

5

Октябрь

Печатание букв С, Х, и слов с пройден-

ными буквами (сон нос, сом, нас, мох, оса). Игры с ладонями.

1

Занятие-игра. Практическая работа.

Диктант.

6

Печатание слов из изученных букв. Игры с пальцами: «Умница»,

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

7

Печатание буквы Р и слов с нею. Игры-имитации с руками и пальцами: « Вдоль по реченьке», «Цветы», «Весёлый музыкант».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

8

Печатание буквы Л.

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

9

Ноябрь

Печатание буквы З. Пальчиковые игры «Лошадки», «Машинистки».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

10

Печатание буквы В. Инсценировка стихотворения «Попугай».

1

Занятие –игра Практическая работа..

Диктант.

11

Печатание буквы Ш. Инсценировка стихотворения «Сова».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

12

Печатание буквы Ж. Инсценировка стихотворения

«Дружный топот». Игра «Расскажи стихи руками».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

13

Декабрь

Печатание слов из изученных букв. Инсценировка стихотворения

«Дружный топот». Игра «Расскажи стихи руками».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

14

Печатание букв Б, П. Игры со счётными палочками «Разложи вслепую», «Ловкость рук».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

15

Печатание букв Д,Т. Игра со счётными палочками «Выложи узор»

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

16

Печатание букв К,Г.

Игра со счётными палочками «Выложи узор»

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

17

Январь

Печатание буквы Й и слов из изученных букв. Игра «Наборщик».

Игра со счётными палочками «Превращение букв».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

18

Печатание буквы Й и слов из изученных букв. Игра «Наборщик».

Игра со счётными палочками «Превращение букв».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

19

Печатание буквы Ф. Рисование по клеточкам «Продолжи узор».

1

Занятие –игра .Практическая работа.

Диктант.

20

Печатание буквы Э. Рисование по клеточкам «Повтори узор».

1

Практическая работа.

Диктант.

21

Февраль

Печатание буквы Я. Игра « Отгадай и нарисуй».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Диктант.

22

Печатание буквы Е. Графический диктант.

1

Практическая работа.

Диктант.

23

Рисуем по клеточкам (домик, флажок, кораблик, ёлочка).

Печатание слов из изученных букв

1

Практическая работа.

Диктант.

24

Печатание буквы Ё. Рисование «Тучка и дождик», «Лучики солнышка».

1

Практическая работа.

Диктант.

25

Март

Печатание буквы Ю

Рисование по клеточкам «Дорожка», «Тропинка», «Летняя картинка», «Заборчик», «Лесенка», «Воздушные шарики»,  «Бублики и баранки», «Коробки», «Колёса».

1

Практическая работа.

Диктант.

26

Печатание слов из изученных букв. Рисование по клеточкам «Дорожка», «Тропинка», «Летняя картинка», «Заборчик», «Лесенка», «Воздушные шарики»,  «Бублики и баранки», «Коробки», «Колёса».

1

Практическая работа.

Диктант.

27

Печатание слов из изученных букв. Рисование по клеточкам «Дорожка», «Тропинка», «Летняя картинка», «Заборчик», «Лесенка», «Воздушные шарики»,  «Бублики и баранки», «Коробки», «Колёса».

1

Практическая работа.

Диктант.

28

Печатание буквы Ц. Упражнение «Заборчик».

1

Практическая работа.

Диктант.

29

Апрель

Печатание буквы Ч. Учимся писать ручкой: упражнение «Петельки».

1

Практическая работа.

Диктант.

30

Печатание буквы Щ. Упражнение «Пружинки», «Кружева».

1

Практическая работа.

Диктант.

31

Печатание буквы Ь. Упражнение «Танцы», «Переводчики».

1

Практическая работа.

Диктант.

32

Пишем элементы буквы:

1

Практическая работа.

Диктант.

33

Май

Пишем элементы букв:

поиск элементов в письменных буквах.

1

Практическая работа.

Диктант.

34

Пишем элементы букв:

поиск элементов в письменных буквах.

1

Практическая работа.

Диктант.

35

Пишем элементы букв:

игра « Составь букву».

1

Занятие-игра. Практическая работа.

Диктант.

36

Итоговое занятие. Диагностика.Пишем элементы букв:

игра «Составь букву».

1

Занятие –игра. Практическая работа.

Итоговое занятие. Диктант.

Организационно- педагогические условия

Методическое обеспечение        

п/п

Название раздела

Форма       занятий

Приёмы и  методы

Формы подведения итогов

1.

Математические ступеньки

Беседа. Занятие- игра. Занятие –путешествие. Занятие-эксперимент.

Познавательные игры и игровые ситуации, твор-

ческие задания, словесный, наглядный, практический, метод устного контроля и коррекции,

проблемно-поисковый

Опрос, тест,

диктант,

итоговое

занятие

2.

Занимательная азбука.

Беседа,,занятие-игра работа с раздаточным материалом

         -//-

      -//-

3.

Подготовка руки к письму

Беседа, занятие- игра, самостоятельная работа

         -//-

      -//-

4.

Развитие речи

Беседа,, занятие-игра занятие-путешествие.

Самостоятельная работа

Познавательные игры и игровые ситуации, твор-

ческие задания, словесный, наглядный,  практический, метод

устного контроля и коррекции

       -//-

Использование современных образовательных технологий, форм, методов, приемов обучения и воспитания.

Использование информационно-коммуникационных технологий и мультимедийных средств позволяет мне активизировать познавательную деятельность обучающихся, повысить мотивацию к обучению создают дополнительные условия для формирования и развития коммуникативных умений навыков обучающихся. Использование данной технологии помогает осуществить переход от репродуктивных форм к самостоятельным, творческим видам работы.

Использование игровых технологий.

Упражнения игрового характера обогащают обучающихся новыми впечатлениями, активизируют словарь, выполняют развивающую функцию, снимают утомляемость. Они могут быть разнообразными по своему назначению, содержанию, способам организации и проведения. С их помощью можно решать какую - либо одну задачу (совершенствовать грамматические, лексические навыки и т.д.) или же целый комплекс задач: формировать речевые умения, развивать наблюдательность, внимание, и творческие способности и т.д.

Одни игры выполняются обучающимися индивидуально, другие – коллективно.

Индивидуальные и тихие игры можно выполнять в любой момент занятия, коллективные – желательно проводить в конце занятия, поскольку в них ярче выражен элемент состязательности, они требуют подвижности. Одно и то же упражнение может использоваться на разных этапах обучения. При этом изменяется лингвистическая наполняемость игры, способ ее организации и проведения.  Ситуация указывает на условия совершения действия, описывает действия, которые предстоит совершить, и задачу, которую следует решить. В ситуации необходимо дать сведения о социальных взаимоотношениях партнеров. Описание роли дается в ролевой карточке или в речемыслительной задаче.

Материально- технические условия

Программа реализуется при наличии:

- Просторного, светлого помещения не менее чем на 15 посадочных мест, оснащённого в соответствии с санитарно- техническими нормами.

- Оборудования: столов, стульев разноуровневых, соответствующих возрасту обучающегося, шкафов для хранения материалов, ноутбука, проектора.

- Материалов для практических, занятий: (бумаги, цветного картона, цветной бумаги, карандашей, кистей, клея ПВА, ножниц).

- Информационных ресурсов:  видео и аудио альбомов на электронных носителях (флеш- носители).

Список литературы

Издания по тестированию и подготовке детей к школе

1) Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Готов ли ваш ребёнок к школе? Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН ПРЕСС», 2017.

2) Герасимова А.С. и др. Большая энциклопедия для дошкольника. – М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2017.

3) Замулина Л.В. Готовимся к школе. Упражнения и тесты. – М.: АСТ; СПб; Сова, 2017.

4) Колесникова Е.В. Тесты для детей 6 лет. – М.: Издательство «Ювента», 2016.

5) Рогалевич Н.Н. 100 заданий для успешной подготовки ребенка к школе. – М.: АСТ; Мн.: Харвест, 2017.

6) Соколова Ю.А. Игры и задания на готовность к школе ребёнка 6-7 лет. – М.: Эксмо, 2017.

7) Степанова О.Л. Новые тесты для дошкольников. – М.: ОЛМА Медиа Групп, ОЛМА-Пресс, 2017.

8) Чуб Н.В. Готовимся к школе. – Харьков, Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2018.

Пособия по изучению азбуки.

1) Бельская И.Л. Я учусь читать: Пособие для дошкольников. - Мн.: Юнипресс, 2017.

2) Васильева И. Учим буквы. – М.: ООО «Стрекоза», 2017.

3) Волина В.В. Русский язык. Учимся, играя. - Екатеринбург: Издательство «АРГО», 2017.

4) Воронкова В.В., Коломыткина И.В. Букварь. – М.: Просвещение, 2018.

5) Желтовская Л.Я. и др. Слова. - М.: Просвещение, 2017.

6) Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо, 2017.

7) Калинина Т.Е. АБВГДЕйка: комплексная программа подготовки детей к школе. –М.:

Учитель, 2018.

8) Ковригина Т.Е., Шеремет Р.Е. Занимательное обучение чтению детей 6-7 лет. – М.:

Учитель, 2018.

9) Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: Издательство «Ювента», 2018.

10) Колесникова Е.В. Я начинаю читать. – М.: Издательство «Ювента», 2018.

11) Силберг Д.  200 игр, которые учат детей читать. – Минск: «Попурри», 2018.

12) Сухин И.Г., Яценко И.Ф. Азбучные игры. – М.: ВАКО, 2017.

13) Ткаченко Т.А. Логопедический букварь дошкольника. – М.: Эксмо, 2017.

14) Узорова О.В., Нефёдова Е.А. Букварь. – М.: Астрель, 2017.

Пособия по развитию речи

1) Бутромеев В.П. Развивающий словарь русского языка в картинках. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2018.

2) Гридчина Н.И. Речевые пятиминутки. - СПб.: КАРО 2017.

3) Карпова С.И., Мамаева В.В. Развитие речи и познавательных способностей дошкольников 6-7 лет. – СПб.: Речь, 2018.

4) Речь. Речь. Речь.: Книга для учителя/ Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Педагогика, 2017.

5) Скворцова И.В. 100 логопедических игр. Для детей 4-6 лет. _ СПб.: Издательский дом «Нева»; М.: ОЛМА ПРЕСС Образование, 2017.

6)Успенская Л.П., Успенский М.Б. Учитесь правильно говорить. – М., Просвещение, 2017.

Пособия по подготовке руки ребенка к письму

1) Голубь В.Т. Графические диктанты. – М.: ВАКО,2018.

2) Новоторцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2018.

3) Ковалько В.И. Школа физкультминуток. – М.: ВАКО, 2017.

4) Пензулаева Л.И. Физкультурные занятия с детьми 5-6 лет – М.: Просвещение, 2018.

5) Узорова О.В. 350 упражнений для подготовки детей к школе: игры, задачи, основы письма и рисования. – М. АСТ.: Астрель, 2017.

Пособия по математике

1) Боцюра О.А., Емец А.А. Математика для дошкольников. – Харьков, Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2018.

2) Бушмелева И. Тестовые задания для детей 5-6 лет. Математика. – М.: Хатбер-пресс, 2017.

3) Верховень В.Н. Чудо-арифметика в стихах. – Харьков, Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2018.

4) Волкова С.И. Математические ступеньки. Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2017.

5) Гаврина С.Е. и др. Развиваем математические способности. – М.: Росмэн-Пресс, 2016.

6) ПетерсонЛ.Г.,Холина Н.П. Раз – ступенька, два – ступенька… - М.: Издательство «Ювента», 2018.

7) Сланская А.Е. Веселые задачки для дошкольников. Мн.: Юнипресс, 2017.

8) Соловьева Е.В. Моя математика. Знакомимся с числами – М.: Просвещение, 2017.

9) Степанов В.А. Веселая математика. – М.: Издательство «Мир искателя», 2017.

10) Тимофеевский А.П. Веселая геометрия. – М.: Омега, 2017.

11) Чего на свете не бывает?: Занимательные игры для детей от 3 до 6 лет. – М.: Просвещение, 2019.

12) Чилигирова Л., Спиридонова Б. Играя, учимся математике. – М.: Просвещение, 2018.

Пособия по изучению окружающего мира

1) Вахрушев А.А. Окружающий мир. – М.: Баласс, 2019.

2) Волков В. Как избежать беды. – М.: Издательство «Век 2», 2017.

3) Волков С. Азбука здоровья. – М.: Омега, 2019.

4) Коваль И.Г. Развивающие игры для детей от 4 до 9 лет. – Харьков, Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2017.

5)Кочемасова Е.Е. и др. Здравствуй, мир! – М.: Баласс, 2019.

6) Плешаков А.А Зеленая тропинка. Учебное пособие для подготовки детей к школе. – М.: Просвещение, 2019.

7) Рублях В.Э. Правила дорожного движения. – М.: Просвещение, 2017.

Пособия по изучению этикета

1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Игры и задания по чудо-воспитанию. – М.: ООО ИКТЦ «Лада», 2017.

2) Климанова Л.Ф., Макеева С.Г. Школа вежливости. – М.: Просвещение, 2015.

3) Крюкова Т. Калоша Волшебника, или Занимательное пособие по правилам поведения. М.: Аквилегия- М, 2016.

4) Купина Н.А. Азбука поведения. – Свердловск: Издательство Уральского университета, 2017.

5) Петрова В.И., Стульник Т.Д. Эпические беседы с детьми 4-7 лет: Нравственное воспитание в детском саду. – М.: Мозаика-Синтез, 2017.

6) Шалаева Г.П. и др. Правила поведения для воспитанных детей. – М.: Эксмо, 2016

Пособия по изучению основ православной культуры

1) Афанасьева С. Основы христианской культуры. Занятия для детей младшего возраста (5-7 лет). – Калининград, 2018.

2) Бородина А.В. Основы православной культуры: Культура и творчество в детском саду. – М.: Основы православной культуры, 2017.

3) Давыдова Е.Ю., Кузьмин И.А. Азбука истоков. – М.: Издательский дом «Истоки», 2018.

4) Киркос Р.Ю. Православное воспитание детей дошкольного возраста: Книга для учителя/ Составитель О.К. Харитонова – М.: Издательский дом «Покров». 2015.

5) Православные праздники. – М.: ДАРЪ, 2018.

6) Шевченко Л.Л. Православная культура: 1 год обучения. – М.: Центр поддержки культурно-исторических традиций Отечества, 2017.

Пособия по детской литературе

1) Агапова И.А., Давыдова М.А. Встречи с героями книг. – Волгоград: Учитель, 2018.

2) Бабушкина А.А., Умнова О.А. Лучшие игры и упражнения. – Харьков, Белгород: Издательство «Клуб семейного досуга», 2016.

 3) Литература и фантазия: Книга для воспитателей детского сада и родителей. –

М.: Просвещение, 2016.

4) Путешествие в Читай - город. – Волгоград: Учитель, 2017.

5) Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2018.

Пособия по изобразительному искусству и художественному труду

1) Агапова И.А., Давыдова М.А. 200 лучших игрушек из бумаги и картона. – М.: ООО ИКТЦ «Лада» 2017.

2) Вырезаем из бумаги. -  М.: ООО «АСТ- ПРЕСС КНИГА», 2016.

3) Делаем открытки. – М.: ООО «АСТ- ПРЕСС КНИГА», 2015.

4) Игрушки из бумаги. – СПб.: Дельта, 2015.

5) Из цветной бумаги. Альбом самоделок. – М.: Лика, 2018.

6) Конышева Н.М. Технология. – Смоленск: «Ассоциация 21 век», 2017.

7) Косминская В.Б., Холезова Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей. – М.: Просвещение, 2018.

8) Лубковская К., Згрыкова И. Сделаем это сами. – М.: Просвещение, 2017.

9) Мир оригами/ Составитель Выгонов В.В. – М.: Новая школа, 2015.

10) Научись рисовать. Волшебные истории. – М.: Издательство «Шаг», 2016.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Диагностика для  определения уровня развития речи.

(Составлена по методике диагностирования О.С. Ушаковой)

Показатели: связная речь,  грамматика, владение словарём.

1) связная речь:

Низкий уровень – ребёнок говорит отдельные слова, отвечает на вопросы односложно - 3 балла

Средний уровень – ребёнок пересказывает с подсказками, составляет рассказ с помощью взрослого -  6 баллов

Высокий уровень – ребёнок самостоятельно описывает предмет, пересказывает рассказ самостоятельно – 9 баллов.

2) грамматика:

Низкий уровень – ребёнок говорит одно  слово; повторяет заданное слово; не составляет предложение - 3 балла

Средний уровень – ребёнок называет 2-3 слова, называет только 1 форму; составляет простое предложение  -  6 баллов

Высокий уровень– ребёнок называет более 3 слов; составляет сложное предложение; называет все слова правильно – 9 баллов.

3) владение словарём:

Низкий уровень – ребёнок правильно подбирает от 0 до 3 слов; подбирает слово к одному прилагательному и глаголу - 3 балла

Средний уровень – ребёнок правильно подбирает от 4 до 7 слов; подбирает слова к 2-3 прилагательным и глаголам  -  6 баллов.

Высокий уровень–ребёнок правильно подбирает от 8 до 10 слов; выполняет все задания- 9 баллов.

Посмотри на эту картинку. Составь по ней рассказ. Составь предложение со словом звери. Где живут звери? (В лесу.) Какие слова можно образовать со словом лес? (Лесной, лесник, лесок, лесочек, лесничий, лесовик, лесовичок.) Что сделал бы зайчик, если бы встретил волка (лису)? (Убежал бы, спрятался бы, испугался бы.) Скажи, кто детеныш у зайца? (Зайчонок.) Детеныши? (Зайчата.) У зайца много... (зайчат). Елочка какая?

Приложение №1г

Диагностика для  определения уровня развития мелкой моторики

 (под редакцией Вераксы Н.Е.)

Показатели: упражнения на дорисовывание; работа с бумагой; упражнения на координацию движений.

1) Упражнения на дорисовывание.

Низкий уровень - движения скованные, неаккуратно – 0 баллов

Средний уровень – линия без особого нажима (с большим нажимом), небольшие помарки – 0,5 балла.

Высокий уровень – с заданием справляется полностью – 1 балл.

2) Работа с бумагой.

Низкий уровень - с заданием не справился – 0 баллов.

Средний уровень - с небольшими помарками, вышел за границы линии -0,5 балла.

Высокий уровень - по контуру, без ошибок -1 балл.

3) Упражнения на координацию движений.

Низкий уровень - не может найти нужный набор движений – 0 баллов.

Средний уровень – воспроизводит позу только одной рукой – 0,5 балла.

Высокий уровень - с заданием справляется полностью – 1 балл.

http://900igr.net/up/datas/41497/014.jpg

C:\Users\GigaByte\Desktop\Zadaniya-dlya-detej-6-let-52.jpg


Методика «Расскажи стихи руками».

В современных условиях педагоги имеют большую возможность широкого выбора методов и приёмов  в работе с детьми. Это позволяет более результативно решать воспитательно-образовательные задачи. Разнообразие существующих методов обучения позволяет педагогу  чередовать различные виды работы, что также является эффективным средством активизации учения. Переключение с одного вида деятельности на другой, предохраняет от переутомления, и в то же время не дает отвлечься от изучаемого материала, а также обеспечивает его восприятие с различных сторон.

Одна из таких методик - «Расскажи стихи руками», которая широко используется мной при работе с детьми. Эта методика разработана преподавателем специальной дошкольной психологии Рязанского педагогического колледжа  Алябьевой Е. А.

Нужную информацию ребенку лучше преподносить в игровой форме, чтобы было понятнее и доступнее. А стихи в этом  станут хорошим помощником. А также помогут детям в воспитании художественного вкуса. В стихах есть рифмы, которые быстро и ненавязчиво запоминаются детьми. Ребенок заучивает  произведение  легко и весело. Стихотворная речь лучше запоминается.  Поэтические образы открывают и объясняют ребенку жизнь общества и природы. Это расширяет его кругозор, обогащает эмоции.

  Рассказывание стихов с помощью рук неизменно вызывает у детей живой интерес, повышает эмоциональный тонус, эффективность запоминания, способствует развитию произвольного внимания, развитию слоговой структуры слова, развитию крупной и мелкой моторики, воображения, образности. Совместные действия ребёнка вместе со взрослым и сверстниками снимают неуверенность, зажатость у малыша, которые часто связаны с речевыми дефектами или личностными комплексами.

Речевой материал для этой методики подбирается специально. Такие стихи специально сочинены для использования по методу «Расскажи стихи руками» и поэтому они изначально предполагают осуществление действий, доступных для детей. Показывать можно содержание не только строки, но и каждого слова, что может быть использовано в старших группах детского сада. Предложенный вариант движений не является обязательным. Движения может самостоятельно придумывать педагог или делать это вместе с детьми. Целесообразно использовать короткие стихи.

Алгоритм действия по методике:

1. Стихотворение повторяется 2-3 раза с разучиванием движений рук и пальчиков;

2. Проговаривание текста воспитателем, сопровождаемое движениями детей;

3. Воспитатель показывает движения, а дети читают стихи.

Например:

          Светлый  праздник.

1 Новый год – хороший праздник,

2  Но Рождество его важней!

3  В этот день любой проказник

4Станет лучше и добрей.

5 Люди любят Рождество,

6 Очень светлое оно!

1 Кисть в кулак, большой палец вверх.

2 Делаем пальцами вифлеемскую звезду.

3 Грозим указательным пальцем.

4 Гладим ладонями воображаемую голову.

5 Хлопаем три раза в ладоши.

6 Трясём поднятыми кистями рук.

 Я использую данную методику, чтобы закрепить полученные знания по теме занятия. В этих стихотворениях заложен основной смысл данного занятия, они обобщают, конкретизируют и закрепляют полученный детьми  материал. При таком заучивании мы делаем упор на все системы человека ( слуховую,  зрительную,  образную память включаем,  кинестетическую – движения)  и все они работают вместе,  помогая лучше и легче запоминать стихи, которые останутся в памяти детей на долгое время.

Диагностический инструментарий

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Раздел «Математические ступеньки»

п\п

Фамилия, имя

Знание названий однозначных чисел, написание цифр

Прямой и обратный счёт в пределах 10

Название и распознавание основных геометрических фигур

Умение проводить сравнение групп предметов, знаки>,<,=

Решение и запись простейших задач

Умение проводить простейшие логические рассуждения

Ориентировка на листе бумаги в клетку

Общий уровень освоения раздела

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«н.г.» - начало учебного года, «к.г» - конец учебного года

Уровни освоения: «в»-высокий, «с» - средний, «н» - низкий  

Педагог дополнительного образования_________________________

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Раздел «Занимательная азбука»

п\п

Фамилия, имя

Знание букв, звуков

Умение выделять звуки из слов

Умение выделять слова и предложения из речи, делить слова на слоги

Умение пересказывать небольшую сказку, рассказ

Умение составлять предложения из 2-4 слов по заданной теме

Умение давать описание знакомого предмета

Умение читать

Общий уровень освоения раздела

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к.г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

«н.г.» - начало учебного года, «к.г» - конец учебного года

Уровни освоения: «в»-высокий, «с» - средний, «н» - низкий  

Педагог дополнительного образования_________________________

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Раздел «Окружающий мир»

п\п

Фамилия, имя

Знание своих ФИО, родителей, домашнего адреса

Знание названия своего города, столицы, Родины

Знание времён года, название месяцев, дней недели, частей суток

Умение отличать животных, птиц, насекомых

Умение отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

Знание о сезонных изменениях в природе

Знание основных правил безопасного поведения

Общий уровень

освоения

раздела

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 «н.г.» - начало учебного года, «к.г» - конец учебного года

Уровни освоения: «в»- высокий, «с» - средний, «н» - низкий  

Педагог дополнительного образования_________________________

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Раздел «Подготовка руки к письму»

п\п

Фамилия, имя

Знание своих ФИО, родителей, домашнего адреса

Знание названия своего города, столицы, Родины

Знание времён года, название месяцев, дней недели, частей суток

Умение отличать животных, птиц, насекомых

Умение отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

Знание о сезонных изменениях в природе

Знание основных правил безопасного поведения

Общий уровень

освоения

раздела

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 «н.г.» - начало учебного года, «к.г» - конец учебного года

Уровни освоения: «в»- высокий, «с» - средний, «н» - низкий  

Педагог дополнительного образования_________________________

Диагностическая карта «Оценка результатов освоения программы»

Раздел «Развитие речи»

п\п

Фамилия, имя

Знание своих ФИО, родителей, домашнего адреса

Знание названия своего города, столицы, Родины

Знание времён года, название месяцев, дней недели, частей суток

Умение отличать животных, птиц, насекомых

Умение отличать садовые цветы от полевых, деревья от кустарников

Знание о сезонных изменениях в природе

Знание основных правил безопасного поведения

Общий уровень

освоения

раздела

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

н.г.

к.г.

к. г.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

 «н.г.» - начало учебного года, «к.г» - конец учебного года

Уровни освоения: «в»- высокий, «с» - средний, «н» - низкий  

Педагог дополнительного образования_________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности»

Дополнительная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Основы волонтерской деятельности» для детей 14-18 лет. Добровольчество - один из основных ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально – гуманитарной направленности «Развитие речи»

Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, словами, помогающая детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками р...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Историческое развитие хореографического искусства».

Освоение программы «Историческое развитие хореографического искусства» предполагает приобретение детьми опыта духовно-нравственной и творческой деятельности, ознакомление с высшими достиже...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Мир цвета и чувств"

В результате освоения программы «Мир цвета и чувств» обучающиеся получат комплекс знаний в области регуляции эмоциональных состояний средствами арт-терапии, приобретут определённые умения ...

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"

Дополнительная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности "Уроки красоты"...

«Методические инструменты разработки дополнительных общеразвивающих программ социально-гуманитарной направленности для детей с ОВЗ»

Одним из принципов государственной политики в сфере дополнительного образования детей является «инклюзивность, обеспечивающая возможность для детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностям...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-гуманитарной направленности «Развитие речи»

Развитие речи детей - одна из ведущих задач, в решении которой заинтересованы образовательные учреждения и родители, а успешное развитие речи в дошкольном возрасте имеет решающее значение для последую...