Представление собственного педагогического опыта
материал

Тютина Наталья Владимировна

Представление собственного инновационного  педагогического опыта Тютиной Натальи Владимировны учителя математики МБОУ "Шугуровская СОШ"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped_opyt_2021.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Шугуровская средняя общеобразовательная школа»

Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Представление собственного педагогического опыта

учителя математики

Тютиной Н. В.

по  теме:

«Системно - деятельностный подход в совершенствовании качества математического образования»

2021 г.

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя математики МБОУ«Шугуровская средняя общеобразовательная школа» «Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Тютиной Натальи Владимировны по теме:

«Системно - деятельностный подход в совершенствовании качества математического образования»

Введение

1. Сведения об авторе:

ФИО: Тютина Наталья Владимировна.

Образование: высшее, МГПИ им. М .Е. Евсевьева, специальность математика с дополнительной специальностью информатика.

Учреждение, в котором работает автор опыта: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Шугуровская средняя общеобразовательная школа», 431741, Республика Мордовия, Большеберезниковский муниципальный район

с. Шугурово ул. К. Маркса, д. 53.

Педагогический стаж (общий): 20 лет.

Педагогический стаж (в данной образовательной организации): 8 лет.

2. Тема инновационного педагогического опыта

«Системно - деятельностный подход в совершенствовании качества математического образования в условиях реализации ФГОС».

3. Актуальность опыта.

Математика является одним из опорных предметов средней школы: она обеспечивает изучение других дисциплин: физики, химии, информатики и вычислительной техники. Развитие логического мышления обучающихся в обучении математике способствует усвоению предметов и гуманитарного цикла. Практические умения и навыки математического характера необходимы для трудовой и профессиональной подготовки школьников. Характер человека, способности, привычки, интерес формируются в процессе его деятельности. Экспериментально доказано, что многие обучающиеся, которых считали не способными к математике, попадая в новые условия, когда необходимо самостоятельно действовать, мыслить, искать, под влиянием этих новых условий успешно овладевают математическими законами, правилами, теоремами. Именно такие условия обеспечивают умственное развитие школьника.

Имея опыт работы, могу утверждать, что математика развивает нравственные черты личности: настойчивость, целеустремленность, творческую активность, самостоятельность, ответственность, трудолюбие, дисциплину и критичность мышления.

Я, как учитель, поставила перед собой следующую задачу: не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а  сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде; формировать личность, готовой к саморазвитию. Сегодня главная задача  учителя — не заставить детей учиться, а научить их учиться. Считаю, что учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Актуальность моего опыта заключается в том,  что обучающийся в процессе освоения математических знаний должен научиться самостоятельно мыслить, уметь увидеть возникающие в реальном мире трудности и искать пути рационального их преодоления, четко осознавать, где и каким образом приобретаемые им знания могут быть применены в окружающей действительности.

Поэтому сегодня важно вооружить обучающегося  такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Это, возможно, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

4. Основная идея опыта.

В связи с переходом на ФГОС, системно-деятельностный подход стал неотъемлемой частью моей педагогической деятельности,  в которой основной идеей является: научить обучающихся самостоятельно добывать новые знания через активное приобщение  к  обучению, сформировать  навык работы в команде и расширение спектра практических работ для овладения обязательным минимум знаний и применением их в дальнейшей жизнедеятельности.                              

Так как основной формой организации обучения является урок, то учителю необходимо знать принципы деятельностного подхода, принципы построения урока, примерную типологию уроков и критерии результативности урока в рамках системно – деятельностного подхода, поэтому эти направления стали основными в моей работе.

Основной идеей моего опыта является то, что системно-деятельностный подход превращает процесс учения в процесс сотворчества ученика и учителя, тем самым позволяет повысить учебную мотивацию и организовать продуктивную учебную деятельность на уроке, что является важнейшим условием успешного формирования предметных и ключевых компетенций учащихся. Ведь успешность ребенка в учебе зависит от того, насколько он стал субъектом собственной учебной деятельности, научился ее самостоятельно планировать и реализовывать.

5. Теоретическая база моей опытнической деятельности основывается на положениях концепции Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б.Эльконина, П.Я. Гальперина и включает в себя следующие этапы:

1) Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

2) Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

3) Постановка проблемы.

4) Построение проекта выхода из затруднения.

5) Реализация построенного проекта.

6) Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

7) Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

8) Включение в систему знаний и повторение.

9) Рефлексия учебной деятельности.

Признавая важность и единство всех принципов, хочу остановиться на некоторых из них. Прежде всего, для меня важен принцип обучения деятельности. В соответствии с ним стараюсь не только научить школьников предметно – практическим действиям, но и сформировать сами способы и приёмы учебной и познавательной деятельности, умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки. Не менее важным представляется мне и креативный принцип: необходимо учить детей творчеству, развивать способность самостоятельно находить решение. В результате отношение школьников к миру всё чаще не укладывается в привычную схему «знаю – не знаю», «умею – не умею» и сменяется параметрами «ищу и нахожу», «думаю и узнаю», «пробую и делаю». Функции учителя в такой совместной деятельности изменяются в зависимости от возраста учащихся и этапа обучения. Полноценное включение ребёнка в деятельность резко отличается от традиционной передачи ему готового знания: теперь учитель должен организовать исследовательскую работу детей, чтобы они сами приняли участие в решении ключевой проблемы урока и сами могли объяснить, как действовать в новых условиях.

6. Новизна опыта.

Новизна опыта заключается в модернизации и адаптации уже известных методов, средств, форм, приёмов обучения, направленных на развитее творческих способностей обучающихся.

В содержании образования произошли существенные изменения. Всё большее распространение приобретает вариативность программ, учебных пособий, средств и форм обучения. Изменилась и роль педагога. Он стал наблюдателем и наставником, помогающим каждому ученику выстроить собственный вектор развития.

 Основным результатом деятельности образовательных учреждений должна стать ни система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетентностей. От выпускников требуются качества свободной, творческой личности. Сформировать эти качества в процессе обучения возможно при систематической работе по развитию универсальных творческих способностей учащихся, в том числе и в процессе обучения математике, а также использовании системно-деятельностного подхода.

Технология опыта

Цель данного опыта -  использование приёмов, форм и методов системно-деятельностного подхода в обучении учащихся как средства повышения продуктивности современного урока.

Методические задачи работы в данном направлении:

  • повышение мотивации учащихся в процессе обучения;
  • формирование общеучебных навыков;
  • развитие навыков творческой и исследовательской деятельности.

Педагогические задачи работы:

  • создание условий для реализации деятельностного подхода в обучении;
  • использование и апробация опыта;
  • формирование банка методических разработок по теме проекта;
  • оценка результативности данных приемов и методов.

Решение данных задач должно помочь преодолеть те затруднения, с которыми сталкивается в своей педагогической практике едва ли не каждый учитель: отсутствие у учащихся личностного мотива познавательной деятельности и восприятие предметов как оторванных от практической деятельности.

Возникает вопрос: как же я реализую принципы системно-деятельностного подхода? Без сомнения, качественно новые принципы обучения определяют и новую организацию учебного процесса, особые педагогические технологии, особые приёмы и средства, используемые в учебном процессе. В то же время преимущество деятельностного подхода в том, что он применим при работе по любой из действующих программ, прекрасно сочетается с другими современными образовательными технологиями и методами:

- с игровой технологией;

- технологией развития критического мышления;

- методом проекта;

- информационно-коммуникативными технологиями;

- здоровьесберегающими технологиями.

Хочется отметить, что системно-деятельностный подход заставляет отказаться от объяснительно-иллюстративного метода обучения в пользу частично-поискового, исследовательского и проектного методов. Точно так же фронтальная работа уступает место индивидуальной, а также работе в группах и парах. То есть наиболее оптимальными становятся такие формы работы, которые опираются на совместную или самостоятельную учебную деятельность, направляемую учителем.

Таким образом, основная особенность деятельностного подхода заключается в том, что новые понятия не даются детям в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Учитель же грамотно направляет эту деятельность. В процессе урока учащиеся

- работают с источниками  информации;

- критически осмысляют актуальную информацию, поступающую из разных источников, формулируют на этой основе собственные заключения и оценочные суждения;

- решают познавательные и практические задачи, отражающие типичные ситуации;

- осваивают типичные социальные роли через участие в обучающих играх;

- аргументируют защиту своей позиции, оппонируют иному мнению через участие в дискуссиях, диспутах, дебатах;

- выполняют творческие работы и исследовательские проекты.

Деятельность учителя в этих условиях чаще всего носит направляющий или консультативный характер.

Продумывая уроки изучения нового материала, я всегда стараюсь организовать работу учащихся так, чтобы они осознавали учебную задачу, проявляли как можно больше самостоятельности в её решении, активно использовали ранее усвоенные знания и умения, высказывали различные догадки и пытались их обосновать. Введение в ситуацию учебной задачи начинается с постановки проблемной ситуации, когда налицо явное противоречие между тем, что ученик знает, и тем, что ему предстоит узнать. При этом особая роль отводится мотивации предстоящего знания. На этапе самоопределения  к учебной деятельности и актуализации знаний использую такие приёмы, как ассоциации, взаимный опрос или теоретическая эстафета, «лови ошибку», «верно – неверно», таблица «знаю – хочу узнать – узнал» и др. В процессе этой работы происходит актуализация знаний учащихся, повышается мотивация к познавательной деятельности. Цели и задачи урока формируются учащимися самостоятельно или совместно с учителем.

На этапах постановки учебной задачи и открытия нового знания идет поиск, анализ, структурирование информации. Важный компонент структуры урока – составление опорного конспекта, моделирование содержания понятия. На уроках математики моделирование производится чаще всего в графической форме. Например, модель понятия «Четырехугольники». По мере изучения эта модель будет углубляться, расширяться, постоянно опираясь на предварительное рассмотрение.

И при изучении нового, и при закреплении активно использую алгоритмы. Алгоритм – ключ к применению правила.

Основная часть урока – сотворчество всех участников или же самостоятельная поисковая или исследовательская деятельность учащихся, направляемая учителем. Сделать познавательную деятельность творческой помогают такие формы учебных занятий, как урок-открытие, урок-рассуждение, урок-путешествие, урок-сказка, урок-конкурс, урок-диалог, урок-викторина. Элемент творчества даже в самый обычный урок вносят деловые игры, театрализации, составление кластера, эвристические задачи, ролевые дискуссии.

Использование системно-деятельностного подхода открывает новые перспективы и всистеме оценивания знаний и умений учащихся. Поэтому моей задачей  является формирование у учащихся собственного «инструмента» для контроля и оценки своих знаний. С этой целью на уроках использую различные приёмы по формированию самооценки и взаимооценки у детей. По завершении каждого этапа урока предлагаю оценить, как работал класс: работали без ошибок (с ошибками), дружно, быстро(медленно), кто лучше всех работал. Вместо поурочного балла всё чаще применяю словесные оценки самого ученика, других учеников или учителя. При этом используется «выведение» вместе с учениками критерия оценки: «ты ответил правильно, полно, самостоятельно» или «в твоём ответе есть ошибка, я исправляю, дополняю твой ответ». Так у ребёнка исчезает страх перед неудовлетворительной оценкой, повышается мотивация к учебной деятельности, а в классе постепенно рождается атмосфера взаимного доверия и сотрудничества. Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии. Я использую различные приёмы рефлексии: метод незаконченного предложения, свободное высказывание, цветовой индекс, смайлики и т.д. Рефлексия может быть рассредоточена на различных этапах урока, иногда, чтобы не сбивать эмоциональный накал, принципиально не ставим точку, предпочитая многоточие.

Результативность опыта

Математика - это мощное средство развития ребенка. Чем успешнее ребенок изучает математику, тем точнее и грамотнее он выражает свои мысли, тем четче он воспринимает текст (устный и письменный), выделяя в нем главное, выстраивая аргументы в доказательство своих утверждений,

Благодаря системно – деятельностному  подходу при изучении математики происходит формирование  всех видов УУД.

Опыт работы показал, что у учащихся повышается мотивация к учёбе, они с удовольствием приходят на урок, с радостью делятся успехами  и достижениями.

 За два года работы с применением системно – деятельностного  подхода наблюдается положительная динамика учебных достижений учащихся.  Применение технологии позволило учащимся стать более успешными в решении задач. Научившись анализировать свои действия, школьники исключают лишние, ненужные шаги и стараются не пропускать необходимые, наиболее важные.

Ученики стали более уверенными и самостоятельными в своих действиях.        Анализ проведённых уроков, результаты диагностических работ, наблюдение за работой учащихся, анкетирование  позволяют сделать следующий вывод:

-получена стабильная динамика  качества знаний по математике;

-произошло повышение уровня самостоятельности школьников в предметной, а у некоторых и внепредметной деятельности;

-отмечается формирование грамотной математической речи учащихся;

-положительная динамика развития познавательных универсальных учебных действий.

В результате  проведенной работы  наблюдается рост творческой активности и познавательной деятельности учащихся.

Эффективность опыта работы по данной методической системе так же подтверждается результативным участием школьников в олимпиадах, конкурсах различных уровней.

Фамилия, имя учащегося

Класс

Название мероприятия/дата проведения

Уровень

Результат

2016-2017 учебный год

Кулавская Эмма

5

Открытая районная олимпиада по математике

Муниципальный

Призер

Тютина Диана

7

Открытая районная олимпиада по математике

Муниципальный

Победитель

2017-2018 учебный год

Арапова Юлия

7

Всероссийская онлайн-олимпиада Учи.ру по математике для 5-9 классов

Онлай-олимпиада в сети «Интернет»

Победитель

Тютина Диана

8

Всероссийский конкурс – ига по математике «Потомки Пифагора»

Онлай-олимпиада в сети «Интернет»

Победитель

Тетюшкина Елена

10

VII районная открытая заочная олимпиада по математике

Муниципальный

Призер

Тютина Диана

8

VII районная открытая заочная олимпиада по математике

Муниципальный

Призер

2018-2019 учебный год

Игонина Мария

5

Открытая районная олимпиада по математике

Муниципальный

Призер

Наумкин Артем

5

Открытая районная олимпиада по математике

Муниципальный

Призер

Тютина Диана

9

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Муниципальный

Призер

2019-2020 учебный год

Тютина Диана

10

Всероссийская олимпиада школьников по математике

Муниципальный

Победитель

2020-2021 учебный год

Атемасова Татьяна

9

Республиканский творческий конкурс «Мой музей» в дистанционном формате  в номинации «Я поведу тебя в музей»

Республиканский

Призер

Системно-деятельностный подход обеспечивает достижение планируемых результатов освоения  образовательной программы и создает основу для самостоятельного успешного усвоения обучающимися новых знаний, умений, компетенций, видов и способов деятельности.

Таким образом, система моей работы, выстроенная в соответствии с идеей применения системно – деятельностного подхода дает стабильные результаты в интеллектуальном развитии обучающихся.

Список литературы

1. Карабанова, О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны / О. А. Карабанова // Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. - С. 11-12.

2. Кубышева, М. А. Реализация технологии деятельностного метода обучения на уроках разных типов в образовательном концентре 7-9 классов основной школы. Образовательная система "Школа 2000..." // Под ред. Л. Г. Петерсон - М. : Институт СДП, 2012.

3. Петерсон, Л. Г. Механизмы формирования универсальных учебных действий на основе дидактической системы деятельностного метода обучения "Школа 2000..." / Л. Г. Петерсон// Муниципальное образование: инновации и эксперимент. - 2011. - № 3. - С. 17-23.

4. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий : пособие для учителя / Под ред. А. Г. Асмолова. - М.: Просвещение, 2010. - 159 с.

5. В.П. Сухов «Системно-деятельностный подход в развивающем обучении школьников» Уфа, 2004

5. http://www.prosv.ru/umk/perspektiva/info.aspx?ob_no=20077


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...