Эффективность урока математики как условие повышения качества образования (доклад)
статья

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx26.4 КБ

Предварительный просмотр:

«Эффективность урока математики как условие повышения качества образования»

“Важнейшая задача цивилизации – научить человека мыслить”.

                                        Эдисон

Каким же на самом деле должен быть современный урок? Как повысить его эффективность?

Эффективность урока в первую очередь зависит от личности учителя.

Для того чтобы уровень проведения уроков был оптимально высоким, надо, чтобы учитель в ходе подготовки урока постарался сделать его своеобразным произведением со своим замыслом, завязкой и развязкой подобно любому произведению искусства. Как же построить такой урок?

Учитель не должен довольствоваться тем, что ученик знает определения и теоремы, свойства и основные формулы, приводит примеры, он обязательно должен требовать мотивации и доказательств. Следует стремиться к тому, чтобы вопрос «почему» каждый раз возникал на уроке.

Уже с самого начала урока важно создать у учащихся рабочее настроение, от этого нередко зависит дальнейший успех. Проверяя задание, надо время от времени обращаться к ученикам с вопросами: «У кого иначе?», «А как у тебя?» или «Кто еще предложит иной способ решения?». Подобные обращения-вопросы поощряют учеников высказаться, исправить или дополнить ответ товарища. Следует следить, сосредоточивая внимание на слабых учащихся, чтобы все в классе исправляли ошибки в своих тетрадях, понимали их.

Эффективность урока во многом зависит от того, насколько ученик подготовлен активно воспринимает новый материал, поэтому необходимо проводить устную работу по актуализации опорных знаний (тестирование с взаимопроверкой, графические диктанты, компьютерные тренажеры, приемы «Найди ошибку» и «Допиши формулу»).

Среди применяемых приемов проверки и оценки знаний и навыков, в первую очередь следует назвать индивидуальный опрос, который позволяет основательно проверить знания учащихся, их умение логически мыслить, излагать своими словами содержание прочитанного. Ученики внимательно следят за тем, как отвечает их товарищ, задают ему вопросы, комментируют ответ (указывают на ее недостатки, приводят свои примеры). Именно такая работа активизирует их, в ней обычно участвуют все ученики.

Важно не самому учителю сформулировать тему урока и его цели, а чтобы это сделал сам ученик. Это можно осуществить различными способами (расшифровать тему урока выполнив задания, при выполнении задания в конце дать задание из новой темы «Предложи свой способ решения», необычная формулировка темы урока «Удивительный мир корней», прием «Корзина идей»).

Чтобы показать значимость изучения данной темы, можно использовать задачи из жизни, например, тема «Решение экономических задач» с помощью формулы суммы геометрической прогрессии, при изучении темы "Действия с десятичными дробями" использую счет-квитанцию по оплате за коммунальные услуги, при изучении темы "Проценты" открывается широкая возможность для решения задач, взятых из жизни: услуги банка, подоходный налог на заработную плату, скидка на различные виды товара.

Наиболее рациональные приемы технологии критического мышления на уроках математики- заполнение таблицы по ходу урока «Знаю, хочу знать, узнал» и «Чтение с остановками» - текст пункта разбивается на отдельные части (логические куски). Учащиеся читают часть, затем задается вопрос о дальнейшем развитии мысли, ученики высказывают свои суждения и читают дальше, сопоставляя свои предположения с прочитанным.

Большое значение для активизации учащихся имеет методично правильное использование учебника на уроке. Практика указывает на различные формы работы с учебником: при изучении новой темы, закреплении, домашнего задания. Возбуждает и поддерживает активное внимание учащихся введения при объяснении нового материала выборочного чтения ими учебника. Именно выборочное чтение является эффективным, так как оно обязывает учеников читать сосредоточенно, с напряжением. Таким образом, различные средства активизации мыслительной деятельности учащихся обеспечивают высокий научно-методический уровень урока и глубокое усвоение учащимися знаний, умений и навыков.

Важнейшим средством развития познавательной активности и самостоятельности является диагностика усвоения системы знаний и умений стандартного уровня и переходом на более высокий уровень, при этом необходим дифференцираванный подход к учащимся, который позволяет избежать перегрузки, способствует реализации возможностей каждого из них.

Исключительное значение для активизации учебного процесса имеет постановка проблемных задач, например, вывести свойство (ученикам), которые выражают приведенные примеры. В этих условиях ученики работают активнее, чем тогда, когда учитель сам формулирует определения и правила, иллюстрируя их примерами.

Одним из таких приемов является предупредительные задачи. Цель таких задач в том, чтобы дети не просто повторили материал к уроку, а освоили проблемные задачи, для решения которых надо уделить больше внимания на самостоятельную

После первичного закрепления, учащиеся могут приступить к самостоятельной работе.  И в это время учитель выступает в роли консультанта и помощника, также в роли консультантов могут выступать учащиеся, которые хорошо усвоили данную тему.

В задания целесообразно включать и задачи развивающего, творческого характера.

Применение данной технологии способствует созданию в классе благоприятного психологического климата. У учащихся возникает чувство удовлетворения после каждого верно решенного задания. Каждый ученик чувствует себя «успешным». Дети перестают испытывать страх перед новыми задачами.

Выбор форм контроля и оценки знаний учащихся существенно влияет на оптимизацию урока. На своих уроках я провожу самостоятельные и контрольные работы, тесты, диктанты, минизачёты и обобщающие зачёты по окончании изучения темы, устные зачеты по теоретическому материалу и др.

При выполнении различных работ повышается роль самооценки и взаимооценки учащихся. От учителя требуется не только выставление отметки, но и её аргументирование, акцентирование внимания на продвижении ученика в познавательной деятельности, рекомендации по устранению выявленных пробелов. Следствием анализа результатов контроля является работа по коррекции знаний.

На уроках математики важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности положительным, личным опытом и, чтобы в конце урока возникла установка на дальнейшее обучение.

Учение только тогда станет для детей радостным и привлекательным, когда они сами будут учиться: проектировать, конструировать, исследовать, открывать, т.е. познавать мир в подлинном смысле этого слова. Познание через напряжение своих сил, умственных, физических, духовных. А это возможно только в процессе самостоятельной учебно-познавательной деятельности на основе современных педагогических технологий.

Педагог должен понимать, что какими знаниями он ни обладал, какими методиками не владел, без положительной мотивации, без создания ситуации успеха на уроке, такой урок обречен на провал, он пройдет мимо сознания учащихся, не оставив следа в нем.

Мы знаем, что формирование личности ученика и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает знания в готовом виде, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие нового знания» а значит в основе современного образования лежит системно-деятельностный подход. В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи.

Преимуществом деятельностного подхода является то, что он органично сочетается с различными современными образовательными технологиями.

Педагогические технологии деятельностного подхода

Группа технологий

Педагогические технологии СДП

Педтехнологии на основе личностной ориентации педагогического процесса

Педагогика сотрудничества

Технология уровневой дифференциации

Педтехнологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся

Игровая технология

Проблемное обучение

Технология развития критического мышления

Педтехнологии развивающего обучения

Технология полного усвоения

Технология развивающего обучения

Педтехнологии на основе повышения эффективности управления и организации учебного процесса

Групповые технологии, например: естественного обучения

Педагогика сотрудничества

ИКТ

Применение ЦОР и ЭОР

Технология развития критического мышления – система учебных стратегий, методов и приемов, направленных на развитие критического мышления у учащихся.

Критическое мышление – это система мыслительных стратегий и коммуникативных качеств, позволяющих эффективно взаимодействовать с информационной реальностью. Данная технология предполагает использование на уроке трех этапов (стадий): стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

1 этап - «Вызов» (ликвидация чистого листа). Ребенок ставит перед собой вопрос «Что я знаю?» по данной проблеме, т.е. ему предоставляется возможность проанализировать то, что он уже знает по изучаемой теме.

2 этап - «Осмысление» (реализация осмысления). На данной стадии ребенок под руководством учителя и с помощью своих товарищей ответит на вопросы, которые сам поставил перед собой на первой стадии (что хочу знать), т.е. он вступает в непосредственный контакт с новой информацией.

3 этап - «Рефлексия» (размышление). Размышление и обобщение того, «что узнал» ребенок на уроке по данной проблеме, т.е. процессе рефлексии та информация, которая была новой, становится присвоенной, превращается в собственное знание.

Современная жизнь устанавливает свои приоритеты: не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность воспользоваться приоритетным; не объем информации, а умения получать ее и моделировать; не потребительство, а созидание и сотрудничество. Поэтому включение элементов технологии развития критического мышления в урок дает возможность личностного роста, так как вся работа на уроке обращена прежде всего к ребенку, к его индивидуальности. Считаю, что применение ТРКМ на уроках математики позволяет научить школьников: организации своей деятельности; душевности и чуткости; ощущению свободы и счастья бытия; самореализации, сохранения ценностей; пониманию себя и пониманию других; умению мыслить; формированию и отстаиванию своей точки зрения; партнерские отношения; умению сотрудничать; гибкости мышления; умению слушать; мобильности; способности оценивать свои действия; рефлексии.

Технология естественного обучения – способ организации учебной деятельности, который основан на общении как естественном средстве обучения. Общение – процесс взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором идет обмен информацией, опытом, результатом деятельности.

В основу данной технологии положены идеи КСО (В. Дьяченко, А. Ревин и др.). Своё название технология получила потому, что способ организации учебной деятельности при её использовании основан на общении как естественном средстве обучения, причём общение рассматривается как процесс взаимосвязи и взаимодействия субъектов образовательного пространства, в котором происходит обмен информацией, опытом, способностями, умениями, а также результатами деятельности. Дидактическое назначение технологии – изучение новой темы, закрепление знаний по крупному разделу курса, а также на повторение и обобщение.

Использование технологии покажу на примере проведения занятий элективного курса «Избранные вопросы математики» в 9 классе.

Уроки обобщения знаний по теме: «Уравнения и системы уравнений» (6 уроков).

Этапы работы над темой:

  1. Информационный ввод учащихся в тему в виде обобщающей лекции по теме «Уравнения и системы уравнений».  (Можно это сделать в виде комментирования опорного конспекта-кластера, схемы. Эту функцию также может выполнить компьютер) (2 ч.).
  2. Работа по предложенным дидактическим карточкам трёх видов. При этом создаются условия для парного, естественного и опосредованного общения.
  3. Выполнение практической работы.
  4. Выход на индивидуальный итоговый контроль.
  5. Индивидуальное осмысление (рефлексия) результатов.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЦОР в системе уроков музыки, как условие повышения качества образования"

Качество образовательного процесса во многом зависит от профессионализма учителя, владения и использования современных эффективных образовательных технологий. Современный урок невозможен без использов...

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...

«Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования».

Выступление на педсовете по теме: «Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии, как условие повышения качества образования»....

Эффективность урока математики как условие повышения качества образования

Мы постоянно задаем себе вопросы: что мы знаем об уроке, каким должен быть эффективный урок, каким он может быть, если грамотность и мастерство учителя объединяются, как в эффективном уроке соединяютс...

Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования

Статья по теме: "Использование эффективных средств и методов обучения на уроках математики, как условие повышения качества образования"....

Использование эффективных методов и средств обучения на уроках биологии как условие повышения качества образования

В настоящее время в нашей стране происходят существенные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики. Одной из задач современ...