ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ МАТЕМАТИКЕ.
учебно-методический материал

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  МАТЕМАТИКЕ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_razvitiyu_sposobnostey.docx37.13 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОГРАММА ПО ВЫЯВЛЕНИЮ И РАЗВИТИЮ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ  МАТЕМАТИКЕ.

 

Пояснительная записка

Данная программа дает возможность изучить способности обучающихся, выявить способных, талантливых, гениальных, одаренных детей, оказать содействие в реализации каждого ребенка, спрогнозировать конечный результат.

Работа по выявлению и развитию способностей определяется понятиями, используемыми при характеристике познавательных потенциалов учащихся: способности, талант, одаренность, гениальность.

Способностями называют индивидуальные особенности личности, помогающие ей успешно заниматься определенной деятельностью.

Талантом называют выдающиеся способности, высокую степень одаренности в какой-либо деятельности.

Гениальность - высшая степень развития таланта, связана она с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества.

Одаренность - системное, созревающее в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

Возраст детей, на которых рассчитана программа-11-15 лет

Цель программы: формирование системы работы с  высокомотивированными детьми через создание условий для выявления, поддержки и развития способностей, обучающихся  по математике.

 Задачи программы: 

-  формирование понимания важности изучения математики в современном мире; 

-  создание условий для выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся; 

-  формирование мотивации приобретения дополнительных знаний по предмету; 

-  обеспечение эффективного сочетания урочных и внеурочных форм организации учебных занятий;

-  организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектной и учебно-исследовательской деятельности;

- воспитание устойчивого интереса к самообразованию, самосовершенствованию, развитие самостоятельности; 

-  отбор тех методов и приёмов, которые способствуют развитию креативного мышления, инициативности и творчества.

Основные направления реализации программы: 

-  выявления и развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся;

-  разработка индивидуальных форм работы;

-  внедрение в учебный процесс современных, интерактивных технологий;

- использование активных форм и методов организации образовательного процесса;

-  создание образовательных курсов, направленных на поддержку учеников школы при выстраивании индивидуальной траектории развития обучающихся; 

-  развитие системы внеурочной учебной деятельности обучающихся, которая позволит школьникам демонстрировать свои достижения на школьных, районных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,  конференциях.

Программа включает три основных этапа:

1.  Выявление способностей обучающихся по математике – наблюдение, анализ, беседы, тестирование, опрос, совместная деятельность, метод взаимообучения, метод самоорганизации обучения,  метод проектов.

Способы деятельности:   

 -  Создание условий для творческого роста.Диагностика уровня творческой активности. (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)             Приложение 1, Приложение 2.

-Методика экспертных оценок по определению одарённых детей/ автор Лосева А.А.) Приложение 3

       - Опросник. Приложение 2

-  Анкета "Как распознать одаренность" (методика  Лосевой А.А.) Приложение 3

-  Методика Н.Г. Лускановой, направленная на определение мотивации изучения математики. Приложение 4

-  Интегрированные диагностические работы.

-  Анализ результатов контрольных работ, тестов в течение учебного года.

2. Развития способностей обучающихся по математике – увеличение объёма знаний, умений и навыков  по математике для развития творческой мысли, логики;  разработка специальных заданий, требующих нестандартных решений.

Способы деятельности:

-  применение индивидуального подхода в работе с обучающимися на уроках и во внеурочное время;

-создание условий вовлечения в активную познавательную деятельность обучающихся;

- включение в образовательный процесс передовых образовательных технологий;

-формирование навыков исследовательской, проектной деятельности;

- дополнительные задания для высокомотивированных детей усложненного уровня;

-дифференцированная домашняя работа; 

-проведение предметных недель.

3. Реализация способностей обучающихся по математике – проектно-исследовательская работа.

Способы деятельности: 

- создание проектов, исследовательских работ, презентаций;

-выступление на уроках в роли консультантов, экспертов по определённым вопросам;

-индивидуальное участие на школьных, районных, региональных, всероссийских олимпиадах, конкурсах, смотрах,  конференциях;

 участие в творческих конкурсах, смотрах, интеллектуальных играх, математических КВНах и других мероприятиях, где используется деятельность в команде, группе.

Формы работы по выявлению и развитию

интеллектуальных и творческих способностей по математике:

1. Внешкольные мероприятия, направленные на выявление и  развитие высокомотивированных обучающихся, разработанные в соответствии с планом работы с сильными и одарёнными детьми МО учителей-предметников МБОУ Бекринской МООШ.

2. Внеклассные мероприятия, направленные на выявление и  развитие высокомотивированных обучающихся разработанные в соответствии с воспитательными программами классного руководителя 5-9 классов.

3. Обучение на образовательных платформах «UCHi.RU», «ЯНДЕКС. УЧЕБНИК. RU», «KONKYRS-START.RU».

4. Курсы внеурочной деятельности «Занимательная математика», «Занимательная физика» «Физика вокруг нас», направленные на выявление и  развитие высокомотивированных обучающихся.

5. Предметные недели по математике, направленные на выявление и  развитие высокомотивированных обучающихся.

6. Нетрадиционные формы урока: урок-лекция, урок-конференция, урок-интервью, урок-экскурсия, урок-игра разработанные в соответствие с рабочими программами 5-9 классов по предмету математика.

7. Элементы традиционного урока, направленные на выявление и  развитие высокомотивированных обучающихся разработанные в соответствие с технологической картой урока.

8. Мероприятия школьных, районных, всероссийских олимпиад, конкурсов, смотров,  конференций.

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

-  высокий уровень познавательного интереса к математике;

-  отсутствие неуспевающих по математике;

-  повышению качества образования по математике;

-  повышение качества сдачи итоговой аттестации по математике;

-  расширение диапазона мероприятий для раскрытия способностей обучающихся;

-  формирование системы работы с одаренными обучающимися;

-  формирование банка технологий для ранней диагностики способных и одаренных детей;  увеличение количества обучающихся, принявших участие в предметных олимпиадах, конкурсах, фестивалях;

-  повышение показателей успешности детей на конкурсах различного уровня, соревнованиях.

 

 Диагностика уровня творческой активности. (методика М. И. Рожкова, Ю. С. Тюнникова, Б. С. Алишева, Л. А. Воловича)             

 

Приложение 1

С помощью данного теста   количественно оценивается степень выраженности у ребенка различных видов одаренности и определяется, какой вид у него преобладает в настоящее время. Сопоставление  полученных результатов позволит  увидеть индивидуальный, свойственный  ребенку "портрет" развития его дарований.

Школьникам выдаются разграфленные контрольные листы с номерами вопросов, рядом с которыми они  вписывают знак «+», если ответ положительный, и знак «–» при отрицательном ответе.

Контрольный лист

Содержание вопросов

– Верно ли, что в детстве вы очень любили:

1. Подолгу играть в подвижные игры?

2. Придумывать игры и верховодить в них?

3. Играть в шашки, шахматы?

4. Ломать игрушки, чтобы посмотреть, что внутри?

5. Читать стихи или петь песни?

6. Разговаривать с незнакомыми или задавать вопросы?

7. Слушать музыку и ритмично танцевать под нее?

8. Рисовать или наблюдать, как рисуют другие?

9. Слушать или сочинять сказки или истории?

– Нравится ли вам сейчас:

10. Заниматься на уроках физкультуры или в спортшколе, секции?

11. Добровольно брать на себя обязанности организатора дела?

12. Помогать ребятам решать математические задачи?

13. Читать об известных открытиях и изобретениях?

14. Участвовать в художественной самодеятельности?

15. Помогать другим людям разбираться в их проблемах?

16. Читать или узнавать что-то новое об искусстве?

17. Заниматься в изостудии, изокружке?

18. Писать сочинения на свободную тему?

– Получаете ли вы особое удовольствие:

19. От участия и борьбы в спортивных соревнованиях?

20. От своего умения расставить людей, распределить работу?

21. От решения трудных математических задач?

22. От исправления бытовых электро- или радиоприборов?

23. От игры на сцене?

24. От общения с людьми?

25. От знакомств с новыми музыкальными инструментами, музыкальными произведениями?

26. От посещения художественной выставки?

27. От пересказа какого-то события, прочитанного или увиденного?

– Часто ли вас тянет:

28. К длительным физическим упражнениям?

29. К делам в группе, требующим твоей инициативы или настойчивости?

30. К разгадыванию математических шарад?

31. К изготовлению каких-нибудь изделий (моделей)?

32. Участвовать в постановке спектакля?

33. Помочь людям, посочувствовать им?

34. Поиграть на музыкальном инструменте?

35. Порисовать красками или карандашами?

36. Писать стихи, прозу или просто вести дневник?

– Любите ли вы долгое время:

37. Заниматься спортом или физическим трудом?

38. Энергично работать вместе с другими?

39. Заниматься черчением или шахматной комбинацией?

40. Копаться в механизмах, приборах?

41. Заботиться о младших, слабых или больных людях?

42. Думать над судьбами людей, героев понравившихся книг?

43. Исполнять музыкальные пьесы?

44. Рисовать, лепить, фантазируя при этом?

45. Готовиться к докладу, сообщению, сочинению?

При обработке данных подсчитывается сумма положительных ответов по каждому столбцу.

 

Приложение 2

Опросник

Данный опросник позволяет провести самооценку креативности. Каждое утверждение опросника оценивается по шкале, содержащей пять градаций (возможные оценочные баллы: 1 – никогда, 2 – редко, 3 – иногда, 4 – часто, 5 – постоянно.).

Общая оценка креативности является суммой баллов по восьми пунктам (минимальная оценка – 8, максимальная оценка – 40 баллов). В таблице представлено соответствие суммы баллов уровням креативности.

 

Уровень креативности

Сумма баллов

Очень высокий

Высокий

Нормальный, средний

Низкий

Очень низкий

 

Творческая личность способна:

1. Ощущать тонкие, неопределенные, сложные особенности окружающего мира (чувствительность к проблеме, предпочтение сложностей).

2. Выдвигать и выражать большое количество различных идей в данных условиях (беглость).

3. Предлагать разные виды, типы, категории идей (гибкость).

4. Предлагать дополнительные детали, идеи, версии или решения (находчивость, изобретательность).

5. Проявлять воображение, чувство юмора и развивать гипотетические возможности (воображение, способности к структурированию).

6. Демонстрировать поведение, которое является неожиданным, оригинальным, но полезным для решения проблемы (оригинальность, изобретательность и продуктивность).

7. Воздерживаться от принятия первой пришедшей в голову, типичной, общепринятой позиции, выдвигать различные идеи и выбирать лучшую (независимость, нестандартность).

8. Проявлять уверенность в своем решении, несмотря на возникшие затруднения, брать на себя ответственность за нестандартную позицию, мнение, содействующее решению проблемы (уверенный стиль поведения с опорой на себя, самодостаточное поведение).

 

Приложение 3

Анкета "Как распознать одаренность"

Цель анкеты  выявить область одаренности ребенка, степень выраженности у ребенка тех или иных способностей.

Данная анкета заполняется отдельно учителем, работающим с учеником, родителем ученика и самим учеником (начиная со средней ступени обучения). За каждое совпадение с утверждением ставится один балл. После этого по каждой шкале способностей высчитывается коэффициент выраженности способности и выстраивается график выраженности способностей на ребенка, из которого можно увидеть, в какой области ребенок наиболее одарен.

Спортивный талант 
Если…

 - он энергичен и все время хочет двигаться

-  он почти всегда берет верх в потасовках или выигрывает в какой-нибудь спортивной игре;

-  не известно, когда он успел научиться ловко управляться с коньками и лыжами, мячами и клюшками;

- лучше многих других сверстников физически развит и координирован в движениях, двигается легко, пластично, грациозно;

- предпочитает книгам и спокойным развлечениям игры, соревнования, беготню;

- кажется, что он всерьез никогда не устает;

- неважно, интересуется ли он всеми видами спорта или каким-нибудь одним, но у него есть свой герой-спортсмен, которому он подражает.

Технические способности 
Если…

-  интересуется самыми разнообразными механизмами и машинами;

- любит конструировать модели, приборы, радиоаппаратуру;

- сам "докапывается" до причин неисправностей и капризов механизмов или аппаратуры, любит загадочные поломки;

-  может починить испорченные приборы и механизмы, использовать старые детали для создания новых игрушек;

-любит и умеет рисовать ("видит") чертежи и эскизы механизмов;

-интересуется специальной технической литературой.

Литературное дарование 
Если…

- рассказывая о чем-либо, умеет придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль;

- любит фантазировать на тему действительного события, причем придает событию что-то новое и необычное;

-  выбирает в своих устных или письменных рассказах такие слова, которые хорошо передают эмоциональные состояния и чувства героев сюжета;

-  изображает персонажи своих фантазий живыми и интересными;

- любит, уединившись, писать рассказы, стихи, не боится начать писать роман о собственной жизни.

Музыкальный талант 
Если…

-  любит музыку и музыкальные записи, всегда стремиться туда, где можно послушать музыку;

- очень быстро и легко отзывается на ритм и мелодию, внимательно вслушивается в них, легко их запоминает;

         -  если поет или играет на музыкальном инструменте, вкладывает в исполнение много чувства и энергии, а также свое настроение;

-   сочиняет свои собственные мелодии;

-  научился или учиться играть на каком-либо музыкальном инструменте.


Художественные способности вашего ребенка могут проявиться, 
Если …

- не находя слов или захлебываясь ими, прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства или настроение;

-  в своих рисунках и картинах отражает все разнообразие предметов, людей, животных, ситуации;

-  серьезно относиться к произведениям искусства;

   когда имеет свободное время, охотно лепит, рисует, чертит, комбинирует материалы и краски;

  стремиться создать какое-либо произведение, имеющее очевидное прикладное значение-украшение для дома, одежды;

  не робеет высказывая собственное мнение даже о классических произведениях

Способности к научной работе, 
Если …

- обладает явно выраженной способностью к пониманию абстрактных понятий, к обобщениям;

 - умеет четко выразить словами чужую и собственную мысль или наблюдение;

-  любит читать научно-популярные издания, взрослые статьи и книги;

-  часто пытается найти собственное объяснение причин и смысла самых разнообразных событий;

- с удовольствием проводит время за созданием собственных проектов, схем, конструкции

-  не унывает и ненадолго остывает к работе, если его изобретение или проект не поддержаны или осмеяны.

Артистический талант 
Если …

-  часто, когда ему не хватает слов, выражает свои чувства мимикой, жестами и движениями;

- стремиться вызвать эмоциональные реакции у других,

-  меняет тональность и выражение голоса, непроизвольно подражая человеку, о котором рассказывает;

- с большим желанием выступает пере аудиторией;

-  с удивляющей вас легкостью "передразнивает" чьи-то привычки, позы, выражения;

         - пластичен и открыт всему;

- любит и понимает значение красивой и характерной одежды.

Незаурядный интеллект 
Если …

- хорошо рассуждает, ясно мыслит и понимает недосказанное, улавливает причины поступков людей;

- обладает хорошей памятью;

  - легко и быстро схватывает новый школьный материал;

-  задает очень много продуманных вопросов;

- любит читать книги, причем по своей собственной программе;

- обгоняет сверстников по учебе,

- гораздо лучше и шире информирован, чем сверстников;

- обладает чувством собственного достоинства и здравого смысла;

-  очень восприимчив и наблюдателен.

Обработка результатов: 
За каждое совпадение с предложенными утверждениями поставьте один балл и высчитайте коэффициент выраженности способностей (Кс) по формуле:
(Кс) = (Б:У) * 100%,
где Б – балл, полученный по каждой шкале способностей отдельно;
У – общее количество утверждений по каждой шкале отдельно. Постройте график выраженности тех или иных способностей.

 

Приложение 4

 

Методика  Н. Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации»

Данная  анкета  может   быть  использована  при  индивидуальном  обследовании  ребёнка, а также  может  применяться  для  групповой  диагностики. При  этом  допустимы  два варианта  предъявления. Анкета  допускает  повторные  опросы, что  позволяет  оценить динамику  школьной  мотивации. Снижение  уровня  школьной  мотивации  может служить  критерием  школьной  дезадаптации  ребёнка, а  его  повышение — положительной динамикой  в  обучении  и  развитии   школьника.

 

3 балла - положительное  отношение  к  школе  и  предпочтение  учебных  ситуаций

1 балл - нейтральный  ответ  («не  знаю», «бывает  по-разному»  и т.п.)  

0 баллов - отрицательное  отношение   к  той  или  иной  школьной  ситуации,  

Пять  основных  уровней  школьной  мотивации:

Первый  уровень. 

25—30 баллов — высокий  уровень  школьной  мотивации, учебной активности.

У таких  детей  есть  познавательный  мотив, стремление  наиболее  успешно  выполнять все  предъявляемые  школой  требования. Ученики  чётко  следуют  всем  указаниям учителя, добросовестны  и  ответственны, сильно  переживают,  если  получают неудовлетворительные  оценки. В  рисунках  на  школьную  тему  они  изображают  учителя  у доски, процесс  урока, учебный  материал  и  т.п.

Второй  уровень.

20—24 балла — хорошая  школьная  мотивация.

Подобные  показатели  имеют  большинство  учащихся  начальных  классов, успешно справляющихся  с  учебной  деятельностью. В  рисунках  на  школьную  тему  они  также изображают  учебные  ситуации, а  при  ответах  на  вопросы  проявляют  меньшую зависимость  от  жёстких  требований  и  норм. Подобный  уровень  мотивации  является средней  нормой.

Третий  уровень. 

15–19 баллов — положительное   отношение   к  школе, но  школа привлекает   таких   детей  внеучебной  деятельностью.

Такие  дети  достаточно  благополучно   чувствуют  себя  в  школе, однако  чаще  ходят  в школу, чтобы  общаться  с  друзьями, с  учителем. Им  нравится  ощущать  себя  учениками, иметь  красивый  портфель, ручки, тетради. Познавательные  мотивы  у  таких  детей  сформированы  в  меньшей  степени, и  учебный  процесс  их  мало   привлекает. В рисунках  на  школьную  тему  такие  ученики  изображают, как  правило, школьные, но не  учебные  ситуации.

Четвертый  уровень. 

10–14 баллов — низкая   школьная   мотивация.

Эти  дети  посещают  школу  неохотно, предпочитают  пропускать  занятия. На  уроках часто  занимаются  посторонними  делами, играми. Испытывают  серьёзные  затруднения в  учебной  деятельности. Находятся  в  состоянии  неустойчивой  адаптации  к  школе. В рисунках  на  школьную  тему  такие  дети  изображают  игровые  сюжеты, хотя  косвенно они  связаны  со  школой.

Пятый  уровень.

Ниже  10 баллов — негативное  отношение  к  школе, школьная дезадаптация.

Такие  дети  испытывают  серьёзные  трудности  в  обучении: они  не  справляются  с учебной  деятельностью, испытывают  проблемы  в  общении  с  одноклассниками, во взаимоотношениях  с  учителем. Школа  нередко  воспринимается  ими  как  враждебная среда, пребывание в  которой  для  них  невыносимо. Маленькие  дети  (5—6 лет)  часто плачут, просятся  домой. В  других  случаях  ученики  могут  проявлять  агрессию, отказываться  выполнять  задания, следовать  тем  или  иным  нормам  и  правилам. Часто у  подобных  школьников  отмечаются  нервно-психические  нарушения. Рисунки  таких детей, как  правило, не  соответствуют  предложенной  школьной теме, а  отражают  индивидуальные  пристрастия  ребёнка.

ТЕСТ

Инструкция:  Выбери  один  из  трёх  предъявляемых  ответов  (наиболее  тебе  подходящий)  на  поставленный  вопрос, отметь  его  галочкой.

1. Тебе  нравится  в  школе?

 а)   не  очень           б)   нравится             в) не  нравится            

2. Утром, когда  ты  просыпаешься, ты  всегда  с  радостью  идёшь  в  школу  или  тебе  часто  хочется  остаться  дома?

а) чаще хочется  остаться  дома     б) бывает  по-разному      в) иду с радостью        

3. Если  бы  учитель  сказал, что  завтра  в  школу  не  обязательно  приходить        всем  ученикам, что  желающие  могут  остаться  дома, ты  пошёл  бы  в школу или  остался  дома?

а) не  знаю              б) остался  бы  дома        в) пошёл  бы  в  школу          

4. Тебе  нравится, когда  у  вас  отменяют  какие-нибудь  уроки?

а) не  нравится                  б)  бывает  по-разному            в) нравится

5. Ты  хотел  бы, чтобы  тебе  не  задавали  домашних  заданий?

а) хотел бы                      б) не  хотел  бы       в)  не  знаю                                    

6. Ты  хотел   бы, чтобы  в  школе  остались  одни  перемены?

а) не  знаю                        б) не  хотел  бы                     б) хотел  бы                    

7.  Ты  часто   рассказываешь  о  школе  родителям?

а) часто                           б) редко                    в) не рассказываю

8.  Ты  хотел  бы, чтобы  у  тебя  был   менее  строгий  учитель?

а) точно  не  знаю       б) хотел  бы                 в) не  хотел  бы

9. У  тебя  в  классе  много  друзей?

  а) мало                            б) много                      в) нет   друзей

10. Тебе  нравятся  твои  одноклассники?

 а) нравятся                     б) не  очень                  в) не  нравятся

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по выявлению и развитию способностей.

Карта интересов младшего школьника. Карта способностей. Мониторинг способностей. Анкеты для родителей по выявлению способностей. Схема анализа...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся "Вектор"...

Программа по выявлению и развитию способностей учащихся творческого объединения естественнонаучной направленности

Программа по выявлению и развитию у учащихся интеллектуальных и творческих способностей предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, опытнических, исследовательских навыков,...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся на уроках математики и во внеурочное время

Программа предусматривает создание благоприятных условий для развития интеллекта, исследоательских навыков, творческих способностей и личностного роста одарённых детей, внедрения новых образовательных...

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся по русскому языку и литературе.

В программе представлены педагогические методики по выявлению способностей обучающихся по русскому языку и литературе. Предлагаются методы по развитию способностей обучающихся....

Программа по выявлению и развитию способностей обучающихся «Мои способности»

моделирование такой учебной деятельности, которая позволит через предмет Информатика выявить и развить  интеллектуальные и творческие способности обучающихся для их самореализации....