ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"
рабочая программа

Морозова Екатерина Сергеевна

Прог          Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося и занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература». Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.

 На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.

Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года — в рамках 8-летнего срока обучения.

Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу – при 8-летнем сроке обучения.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Детская школа искусств г. Макарова» Сахалинской области

(МБУДО «ДШИ»)

УТВЕРЖДАЮ

 Директор МБУДО

«ДШИ г. Макарова»

____________ Н.А. Сталевская

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

Предметная область

ПО.01. ТЕОРИЯ И ИСТОРИЯ ИСКУССТВ

программа по учебному предмету

ПО.02.УП.01.

СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА

Срок реализации – 4 года (1-4 класс)

г.Макаров

2020г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОГО ИСКУССТВА

«ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЕ ТВОРЧЕСТВО»

УЧЕБНЫЙ ПРЕДМЕТ «СЛУШАНИЕ МУЗЫКИ И МУЗЫКАЛЬНАЯ ГРАМОТА»

        СОСТАВЛЕНА на основании федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства – Хореографическое творчество (Утверждены приказом Министерства культуры Российской Федерации от 12 марта 2012 г. № 158).

Одобрено школьным

методическим объединением

МБУДО «ДШИ»

«19» сентября 2020 г.

Разработчик: Морозова Екатерина Сергеевна, преподаватель отделения хореографии МБУДО «Детской школы искусств г.Макарова» Сахалинской области

Рецензент: Григорьева Ксения Викторовна, преподаватель отделения хореографии МБУДО «Детской школы искусств г.Макарова» Сахалинской области

Структура программы учебного предмета

1.     Пояснительная записка                                                

- характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- срок реализации учебного предмета;

- объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

  учреждения на реализацию учебного предмета;

- форма проведения учебных аудиторных занятий;

- цели и задачи учебного предмета;

- обоснование структуры программы учебного предмета;

- методы обучения;

- описание материально-технических условий реализации учебного предмета.

2.      Содержание учебного предмета                                        

- сведения о затратах учебного времени;

- годовые требования по классам.

3.     Требования к уровню подготовки обучающихся                

4.     Формы и методы контроля, система оценок                 

- аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- критерии оценки.

5.      Методическое обеспечение учебного процесса                

- методические рекомендации преподавателям;

- рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся;

6.       Списки рекомендуемой литературы и видеоматериалов        

- учебная и методическая литература;                                 

- рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера

1. Пояснительная записка

         Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество».

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося и занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература». Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.

 На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.

Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

Программа по предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитана на 4 года — в рамках 8-летнего срока обучения.

Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу – при 8-летнем сроке обучения.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/

класс

1

2

3

4

4 года обучения

(1-4  классы)

Максимальная учебная нагрузка

(на весь период обучения)

262

Количество часов на аудиторные занятия

32

   33

33

33

33

Общее количество часов на

аудиторные занятия

131

Общее количество часов на

самостоятельные занятия

131

Количество часов на

аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

1

Занятия по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока – 40-45 минут.  

Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Целью предмета является воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» являются:

- обучение основам музыкальной грамоты;

- формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

- формирование художественно-образного мышления;

- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;

- формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;

- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально-хореографического искусства.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-   сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-   распределение учебного материала по годам обучения;

-   описание дидактических единиц учебного предмета;

-   требования к уровню подготовки обучающихся;

-   формы и методы контроля, система оценок;

-   методическое обеспечение учебного процесса.

Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- метод организации учебной деятельности (словесный, наглядный, практический);

- репродуктивный метод (неоднократное воспроизведение полученных знаний);

- метод стимулирования и мотивации (формирование интереса ребенка);

- метод активного обучения (мотивация обучающихся к самостоятельному, инициативному и творческому освоению учебного материала);

 - аналитический (сравнения и обобщения, развитие логического мышления);

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, художественные впечатления).

Предложенные методы работы в рамках предпрофессиональной программы, являются наиболее продуктивными при организации учебного процесса и основаны на проверенных методиках и многолетнем опыте.

Материально- техническая база образовательного учреждения должна соответствовать санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета оснащаются пианино/роялями, звукотехническим оборудованием, учебной мебелью (досками, столами, стульями, стеллажами, шкафами) и оформляются наглядными пособиями.

Для работы со специализированными материалами аудитория оснащается современным мультимедийным оборудованием для просмотра видеоматериалов и прослушивания музыкальных произведений.

Помещения должны быть со звукоизоляцией.

Освоению обучающимися данной программы способствует использование аудио и видеоматериалов. Реализация программы обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

2. Содержание учебного предмета

Настоящая программа носит интегрированный характер – помимо теоретической части содержание предмета включает обязательную практическую часть – прослушивание и просмотр произведений танцевально-хореографического искусства. Основной задачей предмета является формирование понимания связи музыки и движения.

Теоретические знания по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» даются также с учетом специфики хореографического искусства. Учащиеся получают знания о специфике музыкального искусства, осваивают знания музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства, знакомятся с основой музыкальной грамоты: осваивают звукоряд, название нот, скрипичный и басовый ключи, лады (мажор и минор), темп, ритм, метр, музыкальный фрагмент, сильная доля. А также умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения. Нужно также научить детей различать тембры отдельных музыкальных инструментов, рассказать о симфоническом оркестре, научиться запоминать мелодию.

Нормативный срок обучения 8 лет

     1 класс

Главной задачей 1 года обучения является ознакомление учащихся со спецификой музыки как вида искусств, с многообразием содержания музыкальных произведений, музыкальными жанрами, основами музыкальной грамоты. Танец и музыка. Средства музыкальной выразительности. Умение музыкально-образно воспринимать музыкальное произведение. Воспитание ритмического чувства (марш, полька, вальс). Музыкальная фраза, динамика. Умение слышать сильную долю, определять размер, воспринимать ритмические рисунки.

     2 класс

Темы:

1. Музыкальная терминология, актуальная для хореографического искусства. Определения. Изучение названий хореографических движений. Изучение музыкальных терминов.

2. История развития оркестра. Особенности звучания отдельных музыкальных инструментов. Виды оркестров. Состав симфонического оркестра.

3. Танцевальная культура западноевропейских стран. Новые жанры клавирной музыки. Сюита. Характеристика танцев, входящих в нее.

4. Знакомство с музыкально-танцевальной культурой России в XIX-XX веков. Национальный фольклор в творчестве русских композиторов XIX-XX веков. Хороводы, пляски, кадрили, переплясы. Русские обряды, игрища. Народные инструменты.

5. Использование русских народных мелодий в классической музыке. Русский танец в балетах русских и советских композиторов. Народно-сценический танец из балетов русских и советских композиторов.

3 класс

Темы:

1. Знакомство с танцевальной культурой Украины, Белоруссии, Молдавии, Прибалтики. Народная основа танцев. Колорит, «квадратность». Связь музыки и движения.

2. Балет как жанр искусства. Музыкальная драматургия. История жанра. Популярность, национальное своеобразие. Выражение чувств человека через пластику тела. Содержание балета. Сюжетное разнообразие. Выдающиеся композиторы, создавшие шедевры мирового балета.

3. Романтизм в балете. Художественное направление. Развитие танца. Роль женского танца. Сказочные образы. Балеты А.Адана, Л.Делиба.

4. Опера. История создания. Соединение в опере различных видов искусств. Знакомство с основными оперными жанрами.

4 класс

Темы:

1.Знакомство с танцевально-музыкальной культурой Испании. Народный танец. Название народных испанских танцев. Триоли, синкопы. Испанские танцы в балетах.

2. Музыкально-танцевальная культура Венгрии. Народный танец и народно-сценический танец. Народная основа танцев.

3. Музыкально-танцевальная культура Польши. Связь танца с народной культурой. Отражение в танцах жизни народа.

4. Музыкально-танцевальная культура Италии. Народный танец – сцена из жизни народа. Новая трактовка народной танцевальной основы в народно-сценических танцах. Яркий колорит.

5.Закрепление знаний по музыкальной грамоте. Лады, синкопы, сложные музыкальные размеры, ритмические партитуры, ритмические каноны.

6. Венская классическая школа. Гайдн - отец симфонии и сюиты. Расцвет инструментальной симфонической музыки в творчестве В.А.Моцарта, Л.Бетховена. Появление в музыке новых музыкальных форм.

7. Знакомство с инструментальной музыкой. Инструментальная музыка – основа балета. История создания симфонии, сонаты. Характеристика частей. Сонатная форма: название частей, строение.

Музыкальный материал – на выбор преподавателя.

3.Требования к уровню подготовки обучающихся

знание специфики музыки как вида искусства;

знание музыкальной терминологии, актуальной для хореографического искусства;

знание основ музыкальной грамоты (размер, динамика, темп, строение музыкального произведения);

умение эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

умение пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

умение различать звучания отдельных музыкальных инструментов;

умение запоминать и воспроизводить (интонировать, просчитывать) метр, ритм и мелодику несложных музыкальных произведений.

4. Формы и методы контроля, система оценок

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Оценка качества реализации учебного предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" включает в себя текущий контроль успеваемости и промежуточную аттестацию обучающегося в конце учебного года по программе 5-летнего обучения в 1-м классе, в 4 классе – по программе 8-летнего обучения.

Контроль знаний, умений и навыков обучающихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль знаний учащихся осуществляется педагогом практически на всех занятиях.

В качестве средств текущего контроля успеваемости может использоваться тестирование, олимпиады, викторины.

Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

График и форму  проведения  промежуточной  аттестации  по  данному  предмету  образовательное  учреждение  устанавливает  самостоятельно.

По завершении изучения предмета "Слушание музыки и музыкальная грамота" проводится промежуточная аттестация в конце 1 (4) класса в виде зачета, выставляется оценка, которая заносится в свидетельство об окончании образовательного учреждения.

При проведении зачета необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся.

Критерии оценки

По итогам зачета выставляется оценка «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

По окончании освоения учебного предмета учащийся должен продемонстрировать знания, умения и навыки в соответствии с программными требованиями.

Текущая и промежуточная аттестации могут проходить в различных формах: в форме письменной работы на уроке, беседы, подготовке материалов для сообщения на какую-либо тему, тестов, интеллектуальных игр.

Таблица 3

Оценка

Критерии оценивания

5 («отлично»)

полный ответ, отвечающий всем требованиям на данном этапе обучения

4 («хорошо»)

оценка отражает ответ с небольшими недочетами

3 («удовлетворительно»)

ответ с большим количеством недочетов, а именно: не раскрыта тема, неточные знания, ошибки в изложении теоретического материала

2 («неудовлетворительно»)

комплекс недостатков, являющийся следствием отсутствия домашней подготовки, а также плохой посещаемости аудиторных занятий

Для аттестации обучающихся создаются фонды оценочных средств, которые включают в себя методы контроля, позволяющие оценить приобретенные знания, умения и навыки.  

Контрольные оценки должны объективно отражать уровень знаний и умений каждого учащегося по данной теме.

V.        МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА        

Методические рекомендации преподавателям

Все теоретические сведения должны быть тесно связаны с музыкально-слуховым опытом обучающихся, с практическими навыками и направлены на воспитание музыкального мышления, осознанного отношения к музыкально-танцевальному искусству.

        Методику работы по программе должны определять возрастные особенности обучающихся. Обучение должно носить эмоционально-образный характер. Педагог должен воспитывать самостоятельность детей, формировать интерес к музыке, танцу, развивать навыки практического использования полученных знаний и умений.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Домашние задания, направленные на закрепление пройденного в классе материала, должны быть небольшими по объему и доступными по трудности. Это может быть повторение пройденного в классе материала, ознакомление с музыкальным произведением или просмотр видеоматериала. А также творческое задание, заключающееся в анализе произведения.

Выполнение обучающимися домашнего задания контролируется преподавателем и обеспечивается учебно-методическими, аудио, видео материалами в соответствии с программными требованиями.

Кроме того, внеаудиторная работа может быть использована на посещение учреждений культуры (театров, концертных залов и др.), участие в творческих мероприятиях и просветительской деятельности.

VI. СПИСКИ РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ВИДЕОМАТЕРИАЛОВ

Учебная и методическая литература

Барабошкина А., Боголюбова Н. Музыкальная грамота под редакцией А.Островского,1980

Батицкий М. Знаете ли вы музыку?  М., Музыка, 1985

Булучевский Ю.С., Фомин В.С. Краткий музыкальный словарь для учащихся. Изд. 3-е – Калининград, Музыка, 1975

Гильченок Н. Слушаем музыку вместе. СПб, 2006

Газарян С. В мире музыкальных инструментов. М., 1989

Куберский И.Ю., Минина Е.В. Энциклопедия для юного музыканта, Санкт-Петербург, 1997

Прозорова А.Н. Первые шаги в мир музыки М., Терра-книжный клуб, 2005

Слушание музыки. Для 1-3 кл.  Сост. Г.Ушпикова. СПб, 2008

Фридкин Г. Практическое руководство по музыкальной грамоте. -Музыка, 1988

Царева Н.А., Лисянская Е.Б., Марек О.А. Предмет «Слушание музыки в ДМШ и ДШИ». Методические рекомендации, 1998

Шорникова М. Музыка, ее формы и жанры. Учебное пособие для ДМШ – Феникс, Ростов-на-Дону, 2009

Рекомендуемые для просмотра балеты и хореографические номера

«Тщетная предосторожность»

«Сильфида»

«Жизель»

«Эсмеральда»

«Спящая красавица»

«Лебединое озеро»

 «Щелкунчик»

«Петрушка»

«Жар-птица»

Сен-Санс «Умирающий лебедь»

«Красный мак» (фрагменты)

«Пламя Парижа» (фрагменты)

«Бахчисарайский фонтан» (фрагменты)

«Ромео и Джульетта»

«Золушка»

«Каменный цветок» (фрагменты)

телевизионный балет «Анюта»

из серии выпусков «Мастера русского балета»

видеозаписи балетов в постановке балетмейстеров: О.Виноградова, Н.Боярчикова, И.Чернышова, В.Елизарьева, Д.Брянцева, М.Бежара, Б.Эйфмана, Дж.Баланчина и др.

видеозаписи балетов с участием выдающихся современных исполнителей;

Видеозаписи концертных номеров

Государственного ансамбля народного танца им. И.А. Моисеева;

Государственного академического хореографического ансамбля танца «Березка»; Государственного хора имени М. Пятницкого;

Дважды Краснознаменного ансамбля песни и пляски Советской Армии им. А. В. Александрова;

Видеозаписи концертных номеров из репертуара театра танца «Гжель».



Предварительный просмотр:

Аннотация

к дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства

«Хореографическое творчество»

Настоящая общеобразовательная программа в области хореографического искусства «Хореографическое творчество» составлена на основе федеральных государственных требований, которые устанавливают обязательные требования к минимуму её содержания, структуре и условиям реализации.

Программа «Хореографическое творчество» составлена с учётом возрастных и индивидуальных особенностей обучающихся и направлена на:

- выявление одаренных детей в области хореографического искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического - воспитания, духовно-нравственного развития детей;

приобретение детьми знаний, умений и навыков в области хореографического исполнительства;

- приобретение детьми опыта творческой деятельности;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями народов мира;

- подготовку одаренных детей к поступлению в образовательные учреждения, реализующие профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства.

Программа разработана с учётом:

- обеспечения преемственности программы «Хореографическое творчество» и основных профессиональных образовательных программ среднего профессионального и высшего профессионального образования в области хореографического искусства;

- сохранение единства образовательного пространства Российской Федерации в сфере культуры и искусства.

Цели программы:

- воспитание и развитие у обучающихся личностных качеств, позволяющих

уважать и принимать духовные и культурные ценности разных народов;

- формирование у обучающихся эстетических взглядов, нравственных

установок и потребности общения с духовными ценностями;

- формирование у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и

оценивать культурные ценности;

- воспитание детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности;

- формирование у одаренных детей комплекса знаний, умений и навыков,

позволяющих в дальнейшем осваивать профессиональные образовательные

программы в области хореографического искусства;

- выработку у обучающихся личностных качеств, способствующих освоению в соответствии с программными требованиями учебной информации, умению планировать свою домашнюю работу, осуществлению самостоятельного контроля за своей учебной деятельностью, умению давать

объективную оценку своему труду, формированию навыков взаимодействия с преподавателями, концертмейстерами и обучающимися в образовательном

процессе, уважительного отношения к иному мнению и художественно-

эстетическим взглядам, пониманию причин успеха/неуспеха собственной

учебной деятельности, определению наиболее эффективных способов

достижения результата.

Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, тпоступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с шести лет шести месяцев до девяти лет, составляет 8 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, поступивших в образовательное учреждение в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет. Срок освоения программы «Хореографическое творчество» для детей, не закончивших освоение образовательной программы основного общего образования или среднего (полного) общего образования и планирующих поступление в образовательные учреждения, реализующие основные профессиональные образовательные программы в области хореографического искусства, может быть увеличен на 1 год.

ФГТ являются основой для оценки качества образования. Освоение обучающимися программы «Хореографическое творчество», разработанной образовательным учреждением на основании настоящих ФГТ, завершается итоговой аттестацией обучающихся, проводимой образовательным учреждением.

Программа «Хореографическое творчество» обеспечивается учебно-методической документацией по всем учебным предметам.

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается доступом каждого обучающегося к библиотечным фондам и фондам фонотеки, аудио- и видеозаписей, формируемым по полному перечню учебных предметов учебного плана.

Реализация программы «Хореографическое творчество» обеспечивается педагогическими работниками, имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю преподаваемого учебного предмета.

Аннотация

к рабочей предпрофессиональной общеобразовательной программе в области хореографического искусства «Хореографическое творчество»

по учебной дисциплине «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» составлена в соответствии с Федеральными государственными требованиями к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области хореографического искусства «Хореографическое творчество», утверждёнными приказом Министерства культуры РФ от 12.03.2012г. №158 (далее ФГТ).

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» направлена на художественно-эстетическое развитие личности учащегося.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» занимает важное место в комплексе предметов, развивающих образное мышление, восприятие музыки и художественный вкус.

Предмет «Слушание музыки и музыкальная грамота» находится в непосредственной связи с другими учебными предметами, такими, как «Ритмика», «Музыкальная литература» и занимает важное место в системе обучения детей. Этот предмет является базовой составляющей для последующего изучения предметов в области теории и истории музыки, а также необходимым условием в освоении учебных предметов в области хореографического исполнительства.

На уроках формируются теоретические знания о музыкальном искусстве, проводится работа над развитием музыкального слуха.

Особенностью предмета является соединение на занятиях двух видов деятельности в области музыкального искусства: слушание музыки и освоение музыкальной грамоты.

Срок реализации учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» рассчитан на 4 года — в рамках 8-летнего срока.

Занятия проходят один раз в неделю по 1 часу.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота»

Нормативный срок обучения - 8 лет

Виды учебной нагрузки

Срок обучения/класс

4 года обучения (1-4 классы)

Максимальная учебная нагрузка (на весь период обучения)

262

Количество часов на аудиторные занятия

32

33

33

33

Общее количество часов на аудиторные занятия

131

Общее количество часов на самостоятельные занятия

131

Количество часов на аудиторные занятия (в неделю)

1

1

1

1

Форма проведения учебных аудиторных занятий по учебному предмету «Слушание музыки и музыкальная грамота» проходят в мелкогрупповой (от 4 до 10 человек) форме. Рекомендуемая продолжительность урока - 45 минут. Мелкогрупповая форма позволяет преподавателю применить в учебном процессе дифференцированный и индивидуальный подходы.

Целью учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» является- воспитание культуры слушания и восприятия музыки на основе формирования представлений о музыке как виде искусства, а также развитие музыкально-творческих способностей, приобретение знаний, умений и навыков в области музыкального искусства.

Задачами предмета являются:

-  обучение основам музыкальной грамоты;

- формирование умения пользоваться музыкальной терминологией, актуальной для хореографического искусства;

- формирование художественно-образного мышления;

- развитие у учащихся способности воспринимать произведения музыкального искусства;

-  формировать целостное представление о национальной художественной танцевальной и музыкальной культуре;

- формирование умения эмоционально-образно воспринимать и характеризовать музыкальные произведения;

- эстетическое воспитание учащихся средствами музыкально - хореографического искусства.

Обоснованием структуры программы являются ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

• сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

• распределение учебного материала по годам обучения;

• описание дидактических единиц учебного предмета;

• требования к уровню подготовки обучающихся;

• формы и методы контроля, система оценок;

• методическое обеспечение учебного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Слушание музыки и музыкальная грамота

Это новая программа, созданная мной с учетом требований ФГТ к новым образовательным программам. Она предназначена для обучающихся 1-4 классов Детских школ искусств в области "Хореографичесое творчеств...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ТЕМЕ: «ЗНАКОМСТВО С МУЗЫКАЛЬНОЙ ГРАМОТОЙ В ИГРОВОЙ ФОРМЕ НА УРОКАХ МУЗЫКИ».

Методические рекомендации по изучению нотной грамоты с детьми младшего школьного возраста в игровой форме на уроках музыки....

ДПОП "Слушание музыки и музыкальная грамота"- 5 лет обучения

Программа учебного предмета «Слушание музыки и музыкальная грамота» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной обще...

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"

Аннотация к рабочей ДПОП в области хореографического искусства "Хореографическое творчество"- "Слушание музыки и музыкальная грамота"...

Урок музыки "Основы музыкальной грамоты"

Урок предназначен для проведения в общеобразовательной школе в 4 классе....