« Формирование и развитие способности чтения нот с листа»
методическая разработка

Карпова Светлана Владимировна

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками. В работе подробно рассматриваются этапы и условия  формирования способности чтения нот с листа. Особенности проведения специальных занятий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Муниципальное казенное  образовательное учреждение

                          дополнительного   образования    

                   «Курчатовская детская школа искусств»    

                      отделение  народных инструментов

                                 

                               Методический доклад

Подготовил: преподаватель по классу аккордеон Карпова Светлана Владимировна

тема: « Формирование и развитие способности чтения нот с листа»

                                            Октябрь 2021г.

                                             Содержание

Введение………………………………………………………………………………...2

Этапы формирования способности чтения нот с листа……………………………..3

Условия формирования и развития способности чтения нот с листа…………..….5

Особенности в формирование и развитие способности чтения нот с листа……….10

Особенности проведения специальных занятий по чтению нот с листа…………..12

Заключение……………………………………………………………………………..13

Литература……………………………………………………………………………..15

                                                             

                                           Введение

                                                                  Учить чтению нотного текста - значит

                                                                   прежде всего, всесторонне развивать

                                                                   ученика как музыканта.

                                                                                                                        М.Э.Фейгин

     «Лучший способ научиться быстро читать это как можно больше читать. Быстрота успеха зависит от уровня вашего общего музыкального образования, ибо, чем оно шире, тем легче предугадать логическое продолжение начатой фразы». И.Гофман.

    Известные педагоги-музыканты (Н. Г. Рубинштейн, В. И. Сафонов, Л. В. Николаев, Г. Г. Нейгауз и др.) считали, что чтение с листа должно составлять определенную часть каждодневного «рациона» занятий учащегося. Это связано с тем, что данная форма деятельности представляет широкие возможности для ознакомления с музыкальной литературой различными авторами, стилями, целыми эпохами.  

     Практически каждый преподаватель специальных дисциплин в ДМШ и ДШИ понимает, что редкий ребенок способен сам, без помощи учителя разобрать произведение, более того, без активного участия педагога процесс разбора пьесы растягивается порой на недели. Еще 100 лет назад чтение с листа было нормой домашнего музицирования, излюбленным времяпровождением людей из разных слоев общества. Не будучи профессионалами, они обладали высоким уровнем знаний в области искусства. Эти просвещенные любители, как известно, составляли основу русской интеллигенции.

   За последние годы среди музыкантов-исполнителей заметно ухудшился навык хорошего чтения нот с листа. И это несмотря на то, что профессиональный уровень вырос.

Причин множество это:

                                                                               2

отсутствие конкурсного отбора при зачислении ребёнка в музыкальную школу;

упавший интерес учащихся к самостоятельному музицированию;

значительное сокращение молодёжи связать будущее с этой профессией.

       Проблема усложняется еще и тем, что здоровье современных детей серьезно отличается от физических параметров их сверстников 60-80 годов прошлого века. Добавьте к этому все возрастающую учебную нагрузку в общеобразовательной школе, наличие множества «отвлекающих» факторов в виде компьютерных игр, интернета и прочего. Как естественный результат современному ребенку очень трудно сосредоточиться на определенной задаче. А ведь это качество умение продолжительно концентрировать внимание чтением с листа воспитывается в первую очередь.

    Для этой формы работы необходима способность быстро и синхронно считывать сразу несколько информационных слоев текста: нотный, ритмический, динамический, агогический и другие. Понятно, что при отсутствии такого специфического зрительно-моторного навыка эта задача часто вызывает у ребенка затруднение, а порой и страх.

Что же следует сделать в создавшейся ситуации? Выход только один: навык чтения должен быть заложен в структуре обучения музыканта-аккордеониста, развитие этого навыка следует сделать неотъемлемой частью учебного процесса, и прежде всего в классе по специальности.

 Этапы формирования способности чтения нот с листа.

Под чтением с листа подразумевается качественное исполнение музыкального произведения без предварительной подготовки. Невозможно стать музыкантом-профессионалом не обладая подобными навыками.

Поскольку эта способность не является врожденной, развитие навыков чтения с листа становится одной из центральных проблем музыкального  образования. Для развития и дальнейшего совершенствования навыков чтения с листа, необходима

                                                      3

постоянная, систематическая работа на протяжении всего периода обучения и становления музыканта.

Чтение с листа является сложным процессом, требующим развития комплекса музыкальных способностей:

- навыками  аккордеонной техники;

- музыкально-слуховых представлений;

- внутреннего слуха.

В целом этот процесс можно представить условно разделенным на три этапа:

1. Зрительное восприятие;

2. Звуковое представление;

3. Двигательные импульсы.

Зрительное восприятие это действие, предваряющее игру с листа — «вижу». Исполнитель с листа как бы производит «разведку глазами», то есть движения глаз несколько опережают звукоизвлечение. В начале обучения ученик видит отдельные ноты, в дальнейшем целые музыкальные фразы.

Звуковое представление это действие, связанное с работой зрения и слуха — «слышу». Зависит от общего развития уровня музыкальных способностей, особенно внутреннего слуха.

Третий этап двигательные импульсы это действие, реализующее воспринимаемый текст — «воспроизвожу играю». Связан с установлением звукомоторной связи, с воплощением зрительно-слуховых представлений в движениях рук. Здесь требуются определенные навыки аккордеонной техники, знание аппликатуры.                        

                                           

                                                      4

    Условия формирования и развития способности чтения нот с листа.

Обучение чтению нот с листа можно сравнить с обучением чтению в общеобразовательной школе. Это сравнение необходимо, так как оно показывает возможность овладения навыками чтения с листа с такой же легкостью, какой добиваются у учащихся школ преподаватели языка. Процессы овладения навыками чтения и чтения нот с листа на инструменте во многом схожи, это дает возможность предположить, что чтению с листа можно научить любого музыкально одаренного человека. Развитие навыка чтения с листа является предметом упорного совместного труда преподавателя и учащегося.

    Поэтому, прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа, необходимо создать благоприятные условия для развития этого навыка.

    Необходимо отметить, если будущий читатель сначала изучает названия букв, правильное произношение и письменное обозначение, то будущий аккордеонист  должен сначала изучить названия нот, длительность, запись, а так же соответствующие им клавиши на инструменте.

     Таким образом, первым условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом ключах на основных и добавочных линейках нотоносца, знание знаков альтерации, длительностей нот и пауз, условные обозначения басов и аккордов в партии левой руки, знание актов нотоносца в скрипичном и басовом ключах.

Для знакомства с музыкальным алфавитом можно в работе рекомендовать  применять упражнения на 3 круга последовательностей:

Многие думают, что музыкальный алфавит это семь нот по порядку: ДО, РЕ, МИ, ФА, СОЛЬ, ЛЯ, СИ.

Но это не верно, так как в музыке движение идёт не только вверх, но и вниз. Поэтому правильно называть алфавит: ДО РЕ МИ ФА СОЛЬ ЛЯ СИ ДО СИ ЛЯ СОЛЬ ФА МИ РЕ ДО. И ещё, в музыке каждая из семи нот может являться первой, поэтому ученик должен знать семь нотных последовательностей. Все эти последовательности в комплексе и составляют музыкальный алфавит.

                                                                   5

Первый круг алфавита:

До Ре Ми Фа Соль Ля Си До - До Си Ля Соль Фа Ми Ре До

Ре Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ре До Си Ля Соль Фа Ми Ре

Ми Фа Соль Ля Си До Ре Ми Ми Ре До Си Ля Соль Фа Ми

Фа Соль Ля Си До Ре Ми Фа Фа Ми Ре До Си Ля Соль Фа

Соль Ля Си До Ре Ми Фа СольСоль Фа Ми Ре До Си Ля Соль

Ля Си До Ре Ми Фа Соль Ля Ля Соль Фа Ми Ре До Си Ля

Си До Ре Ми Фа Соль Ля Си Си Ля Соль Фа Ми Ре До Си

Второй круг музыкального алфавита образуют ноты, которые располагаются через ступень – «терциевые» последовательности:

До Ми Соль Си Ре Фа Ля До До Ля Фа Ре Си Соль Ми До

Ми Соль Си Ре Фа Ля До Ми Ми До Ля Фа Ре Си Соль Ми

Соль Си Ре Фа Ля До Ми Соль Соль Ми До Ля Фа Ре Си Соль

Си Ре Фа Ля До Ми Соль СиСи Соль Ми До Ля Фа Ре Си

Ре Фа Ля До Ми Соль Си Ре Ре Си Соль Ми До Ля Фа Ре

Фа Ля До Ми Соль Си Ре Фа Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Ля До Ми Соль Си Ре Фа Ля Ля Фа Ре Си Соль Ми До Ля Фа

Этот круг помогает видеть и прочитывать ученику нотный стан, где все ноты располагаются либо на линейках, либо между линейками. Здесь заложена также структура трезвучий и септаккордов, и читать их намного проще. Ноты могут располагаться через две ступени. Эти «квартовые» последовательности дают нам третий круг.

До Фа Си Ми Ля Ре Соль До До Соль Ре Ля Ми Си Фа До

Фа Си Ми Ля Ре Соль До Фа Фа До Соль Ре Ля Ми Си Фа

Си Ми Ля Ре Соль До Фа Си Си Фа До Соль Ре Ля Ми Си

Ми Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ми Си Фа До Соль Ре Ля Ми

Ля Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ля Ми Си Фа До Соль Ре Ля

Ре Соль До Фа Си Ми Ля Ре Ре Ля Ми Си Фа До Соль Ре

Соль До Фа Си Ми Ля Ре Соль Соль Ре Ля Ми Си Фа До Соль

                                                                 6

Знание этого круга помогает читать скачкообразные мелодии и обращения аккордов. Намного проще запомнить «кварто-квинтовый» круг тональностей, расположение бемолей и диезов. Все остальные сочетания звуков производные от этих последовательностей, именуемые в музыковедении обращениями.

Как видим, разучивание музыкального алфавита, даже без пропевания важная опора музыкального развития. Алфавит основа для скоростного чтения нот с листа, каркас для понимания теории музыки. Разучивать алфавит можно по карточкам. Все три круга нужно заучить до автоматизма.    

     Вторым условием является отличное знание клавиатур аккордеона. Сюда можно отнести знание порядка расположения белых и черных клавиш на правой клавиатуре, умение сразу определять клавиши соответствующие повышенным и пониженным звукам.

Следующим этапом подготовительной работы начинающего "читателя" будет составление из букв - слогов, а из слогов -  слова. Для начинающего музыканта это означает переход от нахождения по нотам отдельных клавиш к исполнению нот группами. Юный музыкант учится осмысленно исполнять группы нот, объединенные мотивом, ритмическим рисунком, находя в них и выделяя опорные звуки подобно тому, как школьник учится читать слова без запинки и делать в них правильные ударения. Так постепенно накапливается запас слов. Чем больше аккордеонист  будет знать «слов» - различных сочетаний звуков, - тем легче он будет справляться  с чтением нот. Школьник читает быстро те слова, которые ему знакомы, которые он уже не раз встречая  прежде и затрудняется в чтении, когда встречаются незнакомые слова. Подобные явления можно наблюдать и у юных музыкантов. Если аккордеонист   встречает в нотах  знакомую группу звуков, он играет её по нотам сразу. Если же встречается что-то новое, то ученик будет вынужден сначала освоить это новое, то есть поучить отдельно группу звуков, некоторое время. Отсюда можно сделать вывод, что третьим условием для успешного чтения нот с листа является необходимый запас  «слов» - знание основных приемов игры, наиболее характерных последовательностей звуков, встречающихся в мелодии и аккомпанементе, знание ритмов, характерных для произведений различных жанров (песен, танцев, маршей, вальсов и т.д.). Изучение

                                                     7

таких «слов» начинается с простых и самых распространенных приемов игры. Например: в мелодиях часто встречаются элементы гамм и арпеджио.  Поэтому изучать гаммы в различных тональностях, различными длительностями и ритмическими рисунками надо обязательно. Постепенно круг упражнений должен расширяться, а трудность исполнения увеличиваться.  Только таким путем учащийся приобретет необходимый запас игровых навыков, без которых не возможно свободное чтение нот с листа.

     Известно, что учащийся общеобразовательной школы первоначально учится читать буквы, затем слоги, слова и, наконец, целые предложения. Но что главное, каждая стадия не является обособленной, наоборот, как только выучены необходимые буквы, сразу же составляются слоги и слова, а затем и предложения. Нечто подобное должно быть и в методике формирования и развития навыка чтения нот с листа: отдельная нота, такт, фраза, предложение. Нота, такт, мотив, фраза это смысловые объекты (смысловые единицы) внимания учащегося. Но каждый из них может быть охвачен вниманием только на определенном этапе формирования рассматриваемого навыка. Эта поэтапная тренировка навыка есть не что иное, как расчленение навыка чтения нот с листа на более простые навыки и постепенный переход от более простых, к более сложным. Это четвертое условие работы.

Среди упражнений, развивающих навык ускоренного восприятия нотного текста по крупным смысловым фрагментам, существует упражнение «фотографирования». Ученику «предъявляется» на несколько секунд и тут же закрывается листом бумаги определённый отрывок нотного текста (мотив, фраза, предложение), который он должен запомнить, мысленно представить в звучании, а затем сыграть. В момент исполнения читается и запоминается уже следующий фрагмент; и так до конца пьесы. Сначала это упражнение выполняется с остановками, а затем скорость увеличивается, укрупняется и объём запоминаемых текстовых фрагментов.

    Выразительности чтения литературных  произведений добиваются путем правильных интонаций голоса. В музыке выразительное исполнение основано на правильном выполнении динамических оттенков, штрихов, фразировки.  Следовательно, пятым  условием  необходимым для успешного развития навыка чтения   нот  с  листа,    является   умение  пользоваться   средствами   музыкальной

                                                                 8

выразительности. Соблюдение штрихов, нюансов, темпа, ритма все это поможет

 аккордеонисту лучше передать характер произведения, исполняемого по нотам, правильнее выявить кульминацию, ярче исполнить музыкальные фразы.

На следующем, более высоком уровне находится шестое условие, умение быстро анализировать музыкальный текст, определять его структуру.   Структурное чтение текста ставит перед аккордеонистом более сложные задачи, чем, скажем, перед домристом. Это связано с тем, что музыкальная ткань в изложении для аккордеона требует осмысления по нескольким мнениям одновременно по горизонтали и по вертикали, причём чтение текста по горизонтали даётся более легко и естественно в связи с привычкой читать словесный текст.

   Специфичным для чтения нот с листа на аккордеоне  является навык быстрого охвата вертикали, т.е. на нескольких нотных строчках одновременно, и, к тому же, на двух разных клавиатурах.

    Навык чтения по вертикали тренируется с помощью специальных упражнений. На начальном этапе с помощью тщательно подобранного нотного материала. Например, в 1 части сборника для начинающего аккордеониста Г.Бойцовой, где есть пьесы в попеременном изложении партий правой и левой рук.  Вырабатывается навык чтения обеими руками вместе. Затем более сложные упражнения текст, изложенный аккордами, исполняется в форме быстрой гармонической фигурации, начиная от баса и наоборот, текст, изложенный методически по звукам аккордов, играется сомкнутыми аккордами, то есть «сжимается».

   Седьмым условием является внимательное отношение учащегося к нотному тексту и своему исполнению. Подобно тому, как чтец может прочесть не то слово, если он невнимателен, музыкант может сыграть не те ноты, если он рассеян.

    Например: учащийся хорошо знает ноты и действие знаков альтерации, но он не обратил внимание на ключевые знаки. В результате исполнение произведения по нотам будет искажено. Внимание к тексту и своей игре учащийся должен воспитывать постоянно, на каждом уроке и дома. Вдумчивое отношение к нотной записи, штрихам, нюансам, аппликатуре, смене движений меха не только поможет ученику сыграть произведение верно с первого раза, но и наиболее выразительно.

                                                          9

 Особенности в формирование и развитие способности чтения нот с листа.

     Важный компонент навыка чтения с листа быстрая и точная двигательная реакция исполнителя на нотную картину, на сигналы нотного текста. Нечёткая реакция моторики часто становится серьёзной помехой при игре с листа даже у продвинутых учеников. Уверенная, не нуждающаяся в постоянной поддержке зрением, ориентировка рук и пальцев на клавиатуре достигается при: разучивании и исполнении пьес со скрытой от глаз ученика при помощи специальной планки клавиатурой; исполнении выученных пьес с закрытыми глазами или темноте (игра вслепую).

    Также необходимо вырабатывать аппликатурную технику (аппликатурные формулы), то есть довести до автоматизма умение выбрать аппликатурный вариант, наилучший в данной игровой ситуации.

      Ещё один очень важный момент, связанный с процессом чтения с листа, это установка на неожиданное, готовность к внезапным поворотам и сдвигам в развитии текста. Здесь большое значение имеет внимание, воля, подвижность и сила нервных процессов исполнителя.

Очень важно, чтобы развитие слуховых представлений опережало обучению чтения нот: чтобы новые для ученика элементы ритма, лада, мелодики и т.д. осваивались сначала слухом ученика и только потом в нотной записи. Причём знаки ритма и высоты изучаются отдельно. Первым осваивается ритмический элемент записи: внимание ученика фиксируется на ритме песен, которые он слушает, напевает или подбирает. Для закрепления первых зрительно слуховых связей можно ввести звуковые символы, ритмослоги. Звуковысотная запись нот вводится в форме простейших оборотов из двух трёх звуков, например: м3- малая терция (её изображение на нотном стане становится графическим знаком символом данной интонации, мгновенно вызывающим в сознании ученика ясный звуковой образ и одновременно быструю и точную двигательную реакцию.)

                                                                  10

Также, большое значение имеет требования к нотному материалу. Нотный материал

 не должен превышать слухового опыта учащегося. В техническом отношении должен быть более лёгким, сочетать в себе элементы нового со знакомым, иметь последовательное усложнение трудностей.

Предварительный зрительный анализ включает в себя:

Осмысление размера, лада, тональности;

Определение структуры мелодии фраз, мотивов;

Выявления характерных особенностей текста (движение по ступеням по звукам аккордов, скачки на устойчивые или неустойчивые ступени);

Фиксация повторности;

Определение примерной динамики звучания и т.п.

    Таким образом, к анализу нотного текста на уроке необходимо подходить осознанно.

Никогда не нужно торопиться начинать играть незнакомую мелодию. Надо внимательно изучить ноты глазами пару минут, чтобы обратить внимание на основные моменты, прежде чем приступить к чтению нот с листа. А именно:

Ключевые слова.

Размер.

С какой ноты начинается. Какая нота самая низкая, какая самая высокая.

Какие длительности встречаются.

Мелодия идет плавно, по гамме или скачками.

Вначале без инструмента назвать ноты в правой, потом в левой руке.

Простучать ритм со счетом вслух.

Попросить ученика спеть ноты, можно с педагогом, одновременно дирижируя.

                                                                        11

Сыграть ноты, желательно в ритме.

При чтении с листа темп должен быть спокойным и удобным.

Главный результат проделанной работы в том, что в последующем ребенок будет играть с листа сразу двумя руками, не считая вслух, практически без ошибок и достаточно образно, показывая в крупных чертах динамику пьесы.

   Особенности проведения специальных занятий по чтению нот с листа.

Сначала нужно подобрать, соответственно возрасту и навыкам начинающего музыканта, необходимый нотный материал.  Он должен быть значительно легче изучаемого аккордеонистом и баянистом в данный момент по программе.  В произведениях, предназначенных для чтения с листа, могут иметь место только те приемы игры, которыми ученик хорошо владеет.  Читать с листа мелодию и аккомпанемент в первое время надо по партиям. После приобретения навыка чтения отдельных партий нужно перейти к игре двумя руками. Так, примерно через 1-2 месяца, нужно играть с листа сразу двумя руками без предварительного прочтения каждой партии отдельно.

      Во время занятий преподаватель не должен забывать о конечной цели научить ученика с первого проигрывания пьесы по нотам передавать её характер, то есть играть без ошибок, в нужном ритме и темпе, верным штрихом, соблюдая динамические оттенки.

 Чтобы скорее достигнуть этой цели необходимо выполнять следующее:

1.   Заниматься чтением нот с листа регулярно.

2.   Не задерживаться подолгу на одной пьесе, а стараться прочесть за отведенное на уроке время как можно больше  нотного текста. Если в первое время допустимо проигрывание каждой пьесы 2-3, и даже 4 раза, то в дальнейшем, примерно через 2-3 месяца, аккордеонист должен научиться проигрывать пьесу с листа в нужном темпе и выразительно с первого или в крайнем случае, со второго раза.

3.  Перед тем, как начать игру с листа, надо обязательно проанализировать нотный

                                                                    12

текст произведения, мысленно определить примерный темп исполнения, ритм, отметить музыкальные фразы, обратить внимание на ключевые и случайные знаки альтерации, штрихи, нюансы, отметить повторяющиеся одинаковые такты. Такой предварительный анализ текста значительно облегчает исполнение с листа.

4.  В процесс чтения преподаватель должен стараться научить ученика забегать взглядом вперед не только на те ноты, которые нужно сыграть в данный момент, но и на те, которые предстоит  сыграть чуть позже. Например: во время исполнения нот первой доли такта, нужно стремиться прочесть ноты второй доли, таким образом чтобы подготовить себя к исполнению последующих звуков. Если вы научите ученика во время чтения нот с листа просматривать нотный текст примерно на полтакта  вперед, то у него будет больше шансов сыграть пьесу с первого раза без ошибок и остановок.

5.   Настраивайте ученика на то, чтобы  не останавливаться  и не переигрывать такты при случайных ошибках, осознавая в то же время их причину. В занятиях по чтению нот с листа игра без остановок является наиболее важной задачей.

Заключение

    Свободное чтение  с листа - это умение исполнять произведение по нотам с первого раза, без ошибок, в нужном темпе и характере. Данный навык является одним из главных видов техники, т.к. необходим всем музыкантам и особенно тем, кто стремится стать аккомпаниатором, участником ансамбля или оркестрантом. Навык чтения нот с листа приобретается постепенно. Поэтому, прежде чем начать специальные тренировки в чтении нот с листа, необходимо создать благоприятные условия для развития этой способности.

Основным принципом развития навыка чтения нот с листа на аккордеоне следует

считать постоянное, осмысленное и целенаправленное усвоение учащимися элементов музыкальной речи с учётом степени развития их способностей и музыкально-слухового опыта.

                                                                         13

     Чтение нот с листа сквозное проигрывание нового музыкального материала по нотам, или умение бегло играть совершенно новое, незнакомое произведение. Чтение с листа выступает: как средство развития музыкальных способностей, слуха; как средство в работе над произведением; как самостоятельное качество; как средство активизации мотивационной среды.

     Основная функция чтения с листа ознакомление с музыкальным произведением в общих чертах. В истории музыкального искусства остались свидетельства уникального развития чтения с листа Ф. Лист читал за восемь тактов вперёд.

       Чтение с листа одна из важнейших форм музыкального творчества. Эффективность обучения в музыкальном учебном заведении во многом зависит от того, насколько широко охватываются и прочно взаимодействуют между собой все виды учебно-воспитательной работы. Развитие творческих качеств игра по слуху, импровизация, транспонирование, а также чтение с листа способствуют развитию музыкальных способностей, инициативы и творческой самостоятельности, воспитывают необходимые для каждого учащегося навыки, активизируют теоретические знания и помогают применять их в практике. Чем раньше начнёт учащийся приобретать эти навыки, тем интереснее и целенаправленнее будет осуществляться его музыкальное развитие.

 

                                                                        14                                                                

Литература

1. Акимов Ю. Чтение нот с листа / Баян и баянисты. Сборник методических материалов. Составление и общая редакция Ю. Акимова/ - М.: «Советский композитор», 1970.

2. Брянская Ф., Ефимова Л., Ляховицкая С. «Пособие по чтению нот с листа» В 2-х частях / Под общ. ред. С ... - Ч. 1 - Л.: Музыка, 1963, 1964; Ч. 2 - Л.: Музыка, 1969.

3. Верхолаз Р. А. Вопросы методики чтения с листа. Под ред. Т. Л. Беркман    М. : Изд-во Акад. пед : 1960.

4. Игнатьева В. «Путешествие по нотным линейкам: пособие по чтению с листа: для учащихся 1-2 классов ДМШ» / сост. В. Игнатьева. -Санкт-Петербург: Союз художников.» 2008.  

5. Шахов Г. Игра по слуху, чтение с листа и транспонирование в классе баяна. М.: Музыка, 1987.

                                                                     15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование и развитие навыка чтения нот с листа в начальный период обучения игре на фортепиано

Автор методической разработки ставит скромную задачу поделиться своими знаниями и опытом обучения маленьких детей чтению нот с листа, полученными в процессе анализа специальной литературы, передового ...

Образовательная городская площадка. Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения.

Городская образовательная базовая площадкаТема: «Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения»Цель программы: создание условий для освоения педагогами технологий, методов ...

Статья: «Формирование и развитие мотивации чтения»

До десяти лет ребенок проходит путь становления самостоятельного читателя, при условии ежегодной динамики мотивов, углубления концепций восприятия детских книг и развития целей чтения от общественно з...

Образовательная городская площадка по теме "Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения".

Образовательная городская площадка по теме "Технологии и методы формирования и развития смыслового чтения"....

Развитие навыков чтения нот с листа на аккордеоне.

Методическое сообщение на тему " Развитие навков чтения нот с листа". Данная разработка посвящена одному из основных навыков музыканта, чтению нот с листа....