Методическая разработка « Работа над качеством звука в классе аккордеона»
методическая разработка

Карпова Светлана Владимировна

Работа над звуком занимает важное место в обучении учащихся на аккордеоне. Умение слушать музыку, чувствовать ее, сосредотачивать внимание только на музыке – это те задачи, которые стоят перед учащимся. Только комплексное использование всех исполнительских средств даёт положительный результат. Но, чтобы его достичь, нужно знать и умело применять все игровые навыки.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

            Муниципальное казенное  образовательное учреждение

                          дополнительного   образования    

                   «Курчатовская детская школа искусств»    

                      отделение  народных инструментов

                                 

                                 Методическая разработка

Разработчик: преподаватель по классу аккордеон Карпова Светлана Владимировна

тема: « Работа над качеством звука в классе аккордеона»

                                            Курчатов 2019г.

 Содержание

Введение………………………………………………………………………….2

Меховедение -  как основа качества звука…………….…………………….…3

Динамика………………………………………………..………………………..5

Интонирование…………………………………………………………………..6

Заключение………………………………………………………………………8

Литература………………………………………………………………………9

                                         

                                                                           

                                     Введение

                                                                                  «Музыка — искусство звука — и проблемы

                                                                             звукоизвлечения  являются  центральными    в

                                                                                деятельности музыканта любой специальности.

                                                                              И без овладения специфики звукоизвлечения  на                    

                                                                            инструменте - нельзя добиться выразительного

                                                                            исполнения    и   правильной           передачи  

                                                                             художественного  содержания музыкального

                                                                             произведения».                             Г.Г.Нейгауз

     Работа над звуком занимает важное место в обучении учащихся на аккордеоне. Умение слушать музыку, чувствовать ее, сосредотачивать внимание только на музыке – это те задачи, которые стоят перед учащимся. Как сказал Роберт Шуман: «Музыка – язык чувств».

      Звук — основное средство выразительности. У профессиональных музыкантов даже простые, технически несложные произведения звучат чрезвычайно привлекательно. Это результат большой работы над культурой звука.

     Работа над звуком разнообразна и специфична для каждого инструмента. Так, например, на аккордеоне легко филировать звук, так как инструмент обладает большим запасом воздуха в мехе, однако на этом инструменте нет возможности выделять разные по силе звуки аккорда.

      Работа над звуком заключается в освоении тембра, динамики, штрихов. Выразительный звук – основа художественного исполнения музыкального произведения.

     Работа над  качеством звука и динамикой занимает важное место в занятиях на музыкальном инструменте. Звук на аккордеоне извлекаться при нажиме на клавиши с одновременным, предыдущем,  или последующим движением меха.

                                                           2

На характер звука влияют: тембр, сила и способ звукоизвлечения.

       Большое значение в формировании исполнительских навыков учащихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки,  в частности постановочные моменты, технологические приёмы и другие. Начнём с элементарного приёма образования звука на аккордеоне: приведение клавиши и меха. При этом подключается целый механизм движения: палец, затем клавиша, далее- рычаг, клапан, воздух, резонатор, планка, язычок, и наконец, мы слышим звук. Такой сложный процесс звукообразования предполагает и умение достичь нужного качества звучания.  Известно, что при обучении игре на аккордеоне, важнейшие особенности звукоизвлечения связаны с движением меха, поэтому целесообразнее начинать формирование двигательных навыков именно с меховедения. От выше перечисленного напрямую зависит последующее развитие ученика.

Меховедение -  как основа качества звука.

       Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать с объяснения каким образом на аккордеоне извлекается звук.

     Организация игрового  аппарата учащихся по классу аккордеона,  особенно на начальном этапе, является одним из самых сложных элементов в процессе обучения. Важно  на первых этапах обучения, чтобы ученик понял: громкость звука на аккордеоне не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счёт различного ведения меха.

    Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с учениками навыки с владения мехом. В преподавательской практике можно использовать  целый ряд упражнений, помогающих формированию двигательных навыков. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты. В этой связи можно предложить ряд упражнений и заданий, например таких как: «Ветер», которое научит ученика ровному и достаточно  продолжительному меховедению, которое позволит

                                                             3

целиком сосредоточить внимание на правильности движения меха. Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, так как в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость — те компоненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, потому что в дальнейшем с физиологическим  изменением ребёнка (окостенение, жёсткость связок), делать это будет труднее. В следующих упражнениях: «Ниточка» и «Верёвочка» следует дифференцировать силу звука, наиболее тихий с «Ниточкой», а громкий с «Верёвочкой». Эти упражнения призваны закрепить в сознании ребёнка  следующее: сила звука зависит от  степени натяжения меха. Упражнения  могут исполняться как на уже освоенных басах, так и на любых клавишах правой клавиатуры. Очень важно добиться от ученика ровного и плавного ведения меха, чтобы «ниточки» и «верёвочки получались длинными, ровными, «без узелков» и не рвались, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал клавишу каждым пальцем до упора. При нажиме клавиш нужно приучить ребёнка слушать плавность перехода с одной клавиши на другую, чтобы legato  было полным и сочным. А вводя штрих  non legato заботиться о фиксации определённого ощущения кончика пальцев, не связно, но и не staccato.  И ещё: осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, так как при этом учащиеся в погоне за скоростью не смогут контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.   Чем одарённее ребёнок, чем больше он подвинут в своём развитии, тем лучше он справится с решением этих задач.

      Останавливаясь непосредственно на приёмах звукоизвлечения, педагог прежде всего исходит из «естественности движений». Работа над сменой меха включает в себя основные приёмы это - разжим и сжим, надо всегда помнить основное правило  преподавателя: научить ребёнка не менять мех во время «высказывания» музыкальной мысли  сравнивая эту работу с речью человека, когда «обрыв» на полуслове - невозможен! Либо просто придумать словесный текст и лучше, конечно, стихотворный, а также стараться не нарушать данное

                                                            4

правило даже в самых простых мелодических оборотах. В будущей работе над более сложными пьесами начальные «установки»  станут необходимыми  и значимы. Различные приёмы туше, а это:

 а) удар, б) толчок, в) кистевой удар, глиссандо и другие способы ведения меха, должны быть в арсенале юного музыканта. Сочетание различных приёмов туше, разных способов ведения меха даёт возможность получения разных звуковых эффектов.

    Пользуясь тем или иным приемом игры, важно верно совмещать ведение меха и нажим пальцев на клавиши. В зависимости от смысла пьесы одни и те  же приемы могут быть по-разному сыграны.

Часто учащиеся играют кричащим, форсированным звуком. Здесь следует обратить внимание на технологию изменения силы звука движением меха.

В зависимости от характера произведения исполнитель должен уметь произвести необходимый силы удар кистью и пальцами. Нередко для извлечения звука аккордеонисты слишком резко ударяют по клавишам.     Из–за этого возникают стуки, сухие звуки, рывки.

 Динамика.

     Динамика — одна из самых ярких выразительных средств музыки. Можно сказать, что это важнейший носитель  музыкальности  в чём  бы она себя не проявляла: в поэзии, прозе, в интонациях человеческой речи. Динамика в переводе означает «сила». Это сила, подразумевающая громкость звучания- выразительность музыкального движения в музыкальном произведении. Каждый миг музыки всегда неповторим, а потому неповторима и сила каждого музыкального звука.

     Аккордеон — инструмент, способный показать и разные варианты динамики.  К уже названным приёмам игры на аккордеоне развитие звука происходит не только за счет ведения меха левой рукой, но и благодаря слуховому восприятию. Нужно развивать в ученике предслышание:

                                                              5

 постепенное усиление (приближение) звука, затем кульминацию, после чего постепенное ослабление звука. На этом этапе ученику можно объяснить понятие "динамика”, познакомив его с градациями силы звука (громко, тихо, постепенное усиление звука, постепенное ослабление звука), добавим освоение динамических градаций звука: от тонкого piano до сочного forte,

    Необходимо отметить, что сила звука зависит от интенсивности ведения меха. Для выработки различной силы звука полезно исполнять  упражнения на одном звуке или созвучие поочередно в следующих вариантах: ppp, pp, p, mp, mf, f, ff, fff, ff, f, mf, mp, p, pp, ppp и затем так: p, f, mp, mf, pp, и т. п. Или например, играть крещендо и диминуэндо.

   Ученик должен не только владеть основными динамическими нюансами —    пиано, меццо - форте, форте, но и уметь сопоставлять звучания различной силы, постепенно ослаблять и усиливать звучание от определенной начальной и конечной силы звука, уметь воспроизвести длительное и быстрое звуковое нарастание и т. д.

    На первых занятиях целесообразно работать над упражнениями, написанными в медленном темпе, постепенно переходя к освоению всей палитры нюансов от пианиссимо до фортиссимо.

     Особое внимание следует обратить на отработку внезапных переходов от одного нюанса к другому. Этот исполнительский навык, ученики усваивают с большим трудом, поэтому, в начале нужно помочь ученику определить начальную и конечную силу звучания и время для нарастания и ослабления.

Интонирование .

 Красивое  и качественное звучание  тесно связанно с умением правильно  интонировать на инструменте. Проблема интонирования очень сложная и сопровождает исполнителя на протяжении всего периода обучения: в музыкальной школе, в музыкальном училище, консерватории. Следовательно, начиная с первых шагов в музыке, нужно уделять ей внимание.

                                                               6

В процессе работы над интонированием на аккордеоне на начальном этапе обучения следует закладывать у ученика основы умения интонировать. Нужно научить ребенка понимать и чувствовать исполняемую музыку. Добиваться этого помогают тщательно подобранные упражнения и репертуар, который учитывает все сложности обучения интонированию.

  Работа над звуком важна уже на начальном этапе обучения, и связана она с процессом интонирования. (интонация – лат. intonatio произношу нараспев, запеваю). Музыкальное интонирование связано с речевым. Как и в человеческой речи, смысл передается с той или иной интонацией (вопросительной, восклицательной, повествовательной и т. д.) Поэтому на начальном этапе обучения игре на аккордеоне нотный материал нужно связывать со словом, используя доступные ребенку тексты. Есть сборники, в которых материал состоит из легких пьес, детских песенок, народных попевок. Например, Д.Самойлов «15 уроков игры на баяне», Г. Бойцова «Юный аккордеонист». Многие песни в сборниках даны со словами – это Андрей - воробей, Барашеньки, Два кота, Топи, топи, Тошки, Эхо, Лошадка, Петя-барабанщик и т. д. Пение со словами, несомненно, влияет на понимание музыки и ее эмоциональное исполнение. Топи, топи Тошки  Кую, кую ножки Ножки у Антошки Едут по дорожке. Педагог вместе с учащимся должен ритмично и по слогам пропеть стихи. Это поможет ребенку воспроизвести мелодию на инструменте. Таким образом, у детей развивается чувство ритма, слуха, появляются первые навыки игры на аккордеоне. Для того, чтобы заинтересовать ребенка и научить его извлекать и слушать звук, нужно давать пьесы с яркой звуковой окраской, разнообразные по характеру, содержанию. Например Сигналы, Марш, Считалочка, Ладушки - близкие и понятные ученику. В работе над ними следует добиваться выразительного исполнения. Работа должна проводиться постепенно, постоянно, на всем протяжении учебы. Чем меньше развиты способности ребенка, тем труднее ему координировать движения, формировать звук, тем больше он нуждается в помощи педагога. 

 Музыкальная интонация – носитель музыкальной мысли.

                                                                7

Значит, выразительное интонирование является основой исполнительства и должно воспитываться, как и меховедение и звукоизвлечение, с начала обучения игре на аккордеоне.

Заключение

    Формировать первоначальные музыкально - художественные и слуховые представления, развивать творческую фантазию, расширять кругозор – это задачи, которые стоят перед педагогом. Без звука нет музыки, поэтому основные усилия учащегося – должны быть направлены на формирование звуковой выразительности. Главная задача – осмысленное интонирование каждого мелодического оборота и всей мелодии в целом. Для этого применяют различные выразительные средства – динамику, штрихи, артикуляцию, тембровое сопоставление, ведение меха. Динамические оттенки, штрихи – это выразительные средства, помогающие раскрыть художественное содержание произведения. Необходимо найти нюансы для наиболее полного и яркого выражения содержания. Работа над звуком тесно связана с фразировкой. Надо научить ученика слышать музыкальную линию, движение к главной кульминации, тяготение одного звука к другому, интонационное напряжение музыкальной фразы. В свою очередь это способствует восприятию музыки во всем ее объеме (от главных линий до мельчайших деталей).

 Только комплексное использование всех исполнительских средств даёт положительный результат. Но, чтобы его достичь, нужно знать и умело применять все игровые навыки.

Аккордеон - это инструмент с богатой  звуковой палитрой, поэтому работа над качеством звука, над различными приёмами звукоизвлечения- обязательна!

 

                                                              8

Литература

1.Акимов Ю.Т. Некоторые проблемы теории исполнительства на баяне. М., 1980. – 110с

2. Гвоздев П. Принципы образования звука на баяне  его извлечения. Сборник статей, вып.1; М: 1970.

3.   Гинзбург Л. О работе над музыкальным произведением М.,1961.

4.  Заложнова Л. «Доремишка»- Изд. «Окарина» 2009 го.

5.  Крупин А,  Романов А.- Новое в теории и практике  звукоизвлечения на баяне (текст) 2002

6. Липс Ф. Искусство игры на баяне. М.,1985. - 158с.

7. Нейгауз Г. Об искусстве фортепианной игры. М.,1987.

                                                            9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по физике в 9 классе "Источники звука. Звуковые колебания"

Цель урока: изучение процесса распространения механических колебаний в упругой среде на примере акустических явлений и знакомство с источниками и приемниками звука. Задачи:актуализировать и расши...

Методическая разработка по музыке для 1-4 классов "Звуки радуги"

Обучение детей игре на Детских музыкальных инструментах с помощью схем....

Методическая разработка «Работа с фразеологизмами в старших классах – средство обогащения словаря школьника и предупреждения лексических ошибок»

В данной работе представлен практический материал по теме «Фразеология», который может быть полезен учителю в 10-11 классах на уроках русского языка, на занятиях элективных курсов, на урок...

Методическая разработка: «Развитие навыка чтения с листа на аккордеоне и баяне»

Важным условием для успешного развития навыка чтения нот с листа является беглое знание названий звуков и их записи на нотоносце. Сюда входит умение определять ноты в скрипичном и басовом кл...

Методическое сообщение "Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона."

Развитие начальных технических навыков в классе аккордеона...

Методическая разработка по обучению английским звукам и буквам во 2 классе.

Данный материал содержит подсказки для учителя, который обучает детей чтению на английском языке....