Формирование функциональной грамотности на уроках физики
презентация к уроку

Данная презнтация может быть использована к выступлению по формированию функциональной грамотности.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ ФИЗИКИ

Слайд 2

Функциональная грамотность – способность человека вступать в отношения с внешней средой, быстро адаптироваться и функционировать в ней. Школа должна научить своих учеников применять полученные знания в повседневной жизни.

Слайд 3

способствовать формированию у детей: - умения выстраивать диалог; работать на основе сотрудничества; проведение информационно-смыслового анализа текста; - выбор и использование различных знаковых систем (текст, таблица, схема и др.)» в соответствии с ситуацией и поставленной задачей; использование для решения задач различные источники информации умение самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать полученную информацию

Слайд 4

Функциональная грамотность Читательская грамотность Математическая грамотность Естественнонаучная грамотность Финансовая грамотность Креативное мышление Глобальные компетенции

Слайд 5

Естественнонаучная грамотность Физика – наука экспериментальная . В основе её лежат наблюдения и опыты, и организация исследовательской деятельности учащихся при изучении физики – необходимый фактор, позволяющий повысить интерес к физической науке, сделать её увлекательной, занимательной и полезной и осознать, что физика – это не страшно, физика – это интересно .

Слайд 6

В сегодняшних условиях существуют множество методов и приёмов работы для развития естественнонаучной грамотности, это основной из видов функциональной грамотности который формируется у обучающихся при изучении предмета физика Метод проблемного обучения Метод, в ходе которого подача нового материала происходит через создание проблемной ситуации. Прием « Корзина идей » Метод организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Прием «Найди ошибку» Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся. Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное количество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой, в парах или индивидуально, спорят, совещаются. Метод кейсов Метод, позволяющий учащемуся принимать решения и брать на себя ответственность за принятые решения.

Слайд 7

ЗАДАНИЯ КАК УЗНАТЬ ИЛИ НАЙТИ? ОБЪЯСНИТЬ НУЖЕН ВЫВОД СДЕЛАЙ ОПЫТ

Слайд 8

КАК УЗНАТЬ ИЛИ НАЙТИ?

Слайд 9

ОБЪЯСНИТЬ? Помогая отцу, ты оставил кружку с водой в строящемся доме. Ночью температура воздуха упала до – 10 °С. Чтобы растопить лед, ты поставил кружку на разогретую печь. Что будет происходить, и какой график будет иллюстрировать происходящий процесс (выбери правильный вариант)?

Слайд 10

НУЖЕН ВЫВОД Почему на ощупь холодный металл кажется холоднее холодного дерева, а горячий металл – горячее горячего дерева . При какой температуре и металл и дерево будут казаться одинаково нагретыми? Во время пожара из баллона разлился керосин и воспламенился. В вашем распоряжении емкости с водой, брезент, ватное одеяло, словом, то, что оказалось под рукой. Что вы возьмете в качестве средства тушения. Ответ аргументируйте.

Слайд 11

СДЕЛАЙ ОПЫТ У вас дома есть упаковка маргарина, на котором указана его масса. Определите плотность маргарина и его вес.

Слайд 12

Читательская грамотность Любая задача по физике – требует навыков смыслового чтения: перевод информации из одной формы представления — вербальной (словесной), графической (схема, чертеж, график, диаграмма и т.д.), аналитической (алгебраические уравнения, тригонометрические соотношения и т.д.) — в другую; анализ текста, рисунка, схемы, графика, диаграммы и перевод в цепочку символов и наоборот; на основе анализа информации создание физической модели. Формирование перечисленных умений связано с организацией в процессе обучения физике работы по текстам физического содержания.

Слайд 14

Математическая грамотность Без математической грамотности , мы как без рук. На уроках физики решаются различные виды расчетных задач, построение графиков, расчетных таблиц, вывод формул, перевод единиц и т.д. Которые требуют знание геометрических понятий, формул, свойств геометрических фигур, умение решать уравнения, знание свойств тригонометрических функций, производной и т.д.

Слайд 15

Большую роль в развитии функциональной грамотности играет умелое использование разнообразных индивидуальных домашних заданий, только в таком случае она способствует развитию самостоятельного мышления учащихся, оставляет ученику возможность творчества, возбуждая интерес, учитывает индивидуальные особенности учащихся. Разнообразие домашних заданий не самоцель, а одно из средств достижения главной цели – развитие функциональной грамотности учащихся. О роли домашних заданий всегда говорили много, но в последнее время многие считают, что домашнее задание не является обязательным для усвоения материала. Но личные наблюдения и исследования функциональной грамотности учащихся показывают, что домашнее задание в повышении компетентности учащихся занимает не последнее место.

Слайд 16

Примеры домашних заданий 1.Придумать рекламу закона, раздела, понятия, явления. 2.Составить задачу по теме. 3.Составить кроссворд по теме. 4.Написать рассказ, стихотворение, поэму. 5.Придумать домашний эксперимент по теме, используя домашние подручные средства. 6.Предложить способ (экономии электрической или тепловой энергии дома); 7.Исследовать зависимость... 8.Усовершенствовать прибор или техническую установку, например, приборы школьной физической лаборатории (мензурки, весы, реостаты и т.п.). 9.Провести домашние опыты.

Слайд 18

БАНК ЭЛЕКТРОННЫХ РЕСУРСОВ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ Электронный банк заданий для оценки функциональной ... https://fg.resh.edu.ru

Слайд 19

Открытый банк заданий ФИПИ для оценки естественнонаучной грамотности (VII-IX классы): https://fipi.ru/otkrytyy-bank-zadaniy-dlya-otsenki-yestestvennonauchnoy-gramotnosti

Слайд 23

Таким образом , использование активных форм обучения на уроках создаёт необходимые условия для развития умений обучающихся самостоятельно мыслить , анализировать , отбирать материал , ориентироваться в новой ситуации , находить способы деятельности для решения практических задач в жизненном пространстве . Что способствует формированию компетентности функциональной грамотности школьников .

Слайд 24

Желаю удачи и новых высот!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы «Работа и мощность электрического тока» (8 класс)

laquo;Формирование функциональной грамотности на уроках физики» на примере темы  «Работа и мощность электрического тока»...

«Лучшая методическая разработка урока в совмещенных классах в малокомплектной школе: Формирование функциональной грамотности на уроках и внеурочной деятельности» «Русский язык» 3 - 4 класс

Пояснительная запискаПроблема формирования функциональной грамотности актуальна для младших школьников. Необходимо сформировать «функционально грамотную» личность для адаптации в социуме, ...

Формирование функциональной грамотности на уроках физики.

Презентация к выступлению на зональной конференции на тему «Формирование естественно-научной грамотности на уроках биологии, физики, химии и географии»...

Методы и приёмы формирования функциональной грамотности на уроках физики

Актуальность темы  определяется необходимостью формирования фунциональной грамотности у всех обучающихся независимо от ступени обучения  и их дальнейших образовательных и профессиональных пл...

Формирование функциональной грамотности на уроках физики

Презентация к уроку "Работа и мощность электрического тока". Знакомство с работой электроприборов, необходимых для определения работы тока. Определение стоимости потребляемой энергии по счет...

Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального

Доклад на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках английского языка как существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и ком...