Инновационный педагогический опыт "Формирование исследовательских навыков и умений учащихся на уроках географии"
методическая разработка

В современом мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности. Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов успешно реализуются в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, это переход от усвоения информации к освоению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnyy_pedag.opyt_2022g._kudryavtsevoy_n.a.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного  инновационного педагогического опыта

учителя географии МБОУ «Большеберезниковская средняя общеобразовательная школа» Большеберезниковского муниципального района Республики Мордовия

Нины Анатольевны Кудрявцевой 

«Формирование исследовательских навыков и умений,  учащихся на уроках географии»

 

Сведения об авторе:

ФИО - Кудрявцева Нина Анатольевна

Образование -  высшее МГУ им. Н.П. Огарева, биологический факультет, 1991 г.

Стаж педагогической работы (по специальности) – 31 год

Квалификационная категория – высшая

    Актуальность педагогического опыта  определяется тем, что география в системе основного общего образования, единственный школьный предмет, содержание которого одновременно охватывает многие аспекты как естественнонаучного, так и гуманитарно-общественного научного знания, формирующая комплексное представление о географической среде и целостном восприятии мира. Поэтому важно подготовить учащихся к жизни в условиях тех серьёзных изменений, которые происходят в современном мире, формируя ключевые компетенции: ценностно-смысловые, коммуникативные, информационные, учебно-познавательные.

На уроках географии  использование активных методов обучения формирует у детей способность самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, эффективно сотрудничать в разнообразных по составу и профилю группах, быть открытым для новых контактов

Как утверждают психологи, возможности для раскрытия творческой индивидуальности детей и удовлетворения их разнообразных познавательных интересов успешно реализуются в учебной деятельности, имеющей исследовательскую направленность, так как  это  переход от усвоения информации к освоению опыта творческой деятельности и эмоционально-ценностных отношений.

Основная идея

В современном мире наличие у человека исследовательских умений и навыков является важным условием социальной адаптации личности. В своей деятельности  я применяю  разные современные педагогические  технологии: проблемно-диалоговое обучение, игровые методы, развивающее обучение, ИКТ  и т.д. Одной из форм работы является организация исследовательской и проектной деятельности учащихся.  Она связана с формированием у школьников мыслительных действий, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, речи.

Ведущая  идея моего педагогического опыта   состоит  в том, что  применение исследовательских навыков и умений в обучении  географии, позволяет раскрыть потенциал каждого ученика на счет создания благоприятных условий для полноценной самореализации личности. Успешность процесса обучения географии обеспечивается путем реализации принципов непрерывности, системности, научности, природосообразности.

Применение технологии исследовательской деятельности помогает мне достигнуть главной цели - научить ученика осмысленно и самостоятельно работать сначала с учебным материалом,  а затем и с другими источниками информации. Технология строится на коммуникативно-деятельном принципе обучения, предусматривающим диалоговый, интерактивный режим занятий, совместный поиск решения проблем, а также «партнерские» отношения между мною и моими учениками.

На своих уроках и во внеурочное время я работаю над формированием у моих учеников исследовательских умений:

  • видеть проблемы;
  • задавать вопросы;
  • выдвигать гипотезы;
  • выполнять логические действия (давать определения понятиям, классифицировать, формулировать суждения и умозаключения, обобщать);
  • наблюдать;
  • проводить эксперимент.

Самостоятельность, естественность, наглядность или экспериментальность – основные принципы проектно - исследовательской деятельности школьников.

Они дают ученику большую свободу мыслительной деятельности, возможность приобретения права выбора собственной предметной деятельности необходимость самостоятельного анализа результатов и последствий своей работы. Каждый достигнутый результат порождает рефлексию, следствием которой  становится появление новых планов и замыслов, которые в дальнейшем конкретизируются  и воплощаются в новые исследования.

Информационные технологии дают уникальную возможность развиваться не только ученику, но и учителю. Развитие и расширение информационного пространства детей и подростков, побуждает учителя заниматься вместе с учениками, осваивая новые информационные технологии. 

От современного образования  требуется не простое фрагментарное  включение методов исследовательского обучения в образовательную практику, а целенаправленная работа по развитию исследовательских способностей, специально организованное обучение детей умениям и навыкам исследовательского подхода. Раскрытие творческих возможностей школьников является ведущим направлением обучения и воспитания.

Теоретическая база опыта

Психолого-педагогической базой личностно-ориентированного обучения стали работы В.В. Давыдова, Л.В. Занкова.  

Исследовательская деятельность учителя в контексте научно-методической работы рассматривалась в трудах Б.С. Бергушева, А. М. Моисеева. Значительный вклад в разработку теории исследовательской и творческой деятельности учителя внесли Ю.К. Бабанский, А.М. Моисеева, И.И. Баринова, А.В. Даринский, В.А. Щенев, Е.А. Чернихова и другие.

Теоретической базой опытнической деятельности послужили труды  З.И. Калмыковой(1981), Л.Н. Сухоруковой (2007) и И.С. Якиманской (1996), Богоявленской Д.Б., Дружинина В.Н. Лернера И.Я., Леонтовича  А. В.

Богоявленская Д.Б. на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика: наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет), а второй приходится на юношеский возраст. Именно в 14-15 лет правильно организованная исследовательская деятельность на уроке и во внеурочное  время будет способствовать саморазвитию в этом возрасте.

Научные идеи Дружинина В.Н. посвящены изучению деятельностного характера  исследования. Термин «исследование» означает процесс выработки новых знаний, один из видов познавательной деятельности. В опыте  «исследование» рассматривается в контексте исследовательской деятельности учащихся — как деятельности, связанной с решением творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением.  Именно Дружинин В.Н. считает, что «эта деятельность – ее принято называть творчеством – требует непрерывного созидания идей, которых нет в наличном состоянии знаний».

С опорой на них можно утверждать, что при личностно-ориентированном обучении в целом, географии, в частности, каждому ученику предоставляется возможность реализовать себя в познании, учебной деятельности, поведении с учётом собственных потребностей, способностей, интересов, ценностных ориентаций и субъектного опыта.

 Содержание школьного  географического образования, его средства, методы, методики, технологии в этом случае должны подбираться и организовываться так, чтобы каждый  учащийся мог проявить избирательность в выборе предметного материала, его виде и форме.

Такая обученность создает профессиональную и социальную адаптацию в обществе, а образованность формирует  индивидуальное восприятие мира систем живой и неживой природы, возможность его адекватного творческого преобразования, широкое использование субъектного опыта в интерпретации и оценке фактов, явлений, событий окружающей действительности на основе личностно значимых ценностей и установок.  

Новизна опыта состоит:

  • в создании системы применения методов и приемов, нацеленных на формирование мотивации к изучению географии на основе сотрудничества, свободного выбора, учения без принуждения, а так же развитие творческих способностей и мышления учащихся.
  • заключается в комбинации элементов известных методик, а также применение специальных средств (приёмов, форм работы) с целью активизации познавательной мыслительной деятельности учащихся, формирования положительной мотивации, достижения эффективных результатов географии.
  • в использовании технологии развивающего обучения в синтезе с активными методами обучения посредством исследовательской деятельности, формируя положительные достижения эффективных результатов обучения географии.

Технология опыта

Мои ученики имеют разный интеллектуальный уровень, разные способности и интересы, разное желание учиться. Поэтому, чтобы создать ситуацию успешности и комфортности для каждого участника образовательного процесса слабого и сильного, одаренного и не желающего учиться, я  успешно в своей работе использую проектно-исследовательскую технологию.

Кроме всего прочего метод исследовательской деятельности это, прежде всего, принципиально новая модель организации обучения  обучающихся представляющая  интерес для меня - учителя ищущего  эффективные пути в работе и готового к нововведениям.

 Я считаю, что поисково-исследовательские методы способны развить у обучающихся важнейшие компетенции: общенаучную, информационную, познавательную, коммуникативную, ценностно-смысловую, социальную, стремления личностного самосовершенствования.

Цель моего опыта:

Создание условий для развития познавательных и интеллектуальных способностей учащихся через различные формы исследовательской деятельности на уроках и во внеурочное время  по географии.

Задачи:

 1. Развитие проблемного видения, стимулирование поискового мышления 

 2. Создание совокупных психолого-педагогических  условий для формирования ключевых компетенций учащихся и повышения качества географического образования

3. Развитие творческих способностей  учащихся через организацию исследовательской                                      деятельности по географии

4. Научить использовать приобретённые умения в практической деятельности и повседневной жизни.

            Содержание  курса   географии  представляет   большие   возможности учителю для  

 формирования  исследовательской  культуры учащихся. Практика обучения в современной школе убедительно доказывает, что в содержании обучения существует ряд тем, которые можно давать ученику для самостоятельного изучения. Более того, в процессе подготовки к будущей профессии, для поступления в ВУЗ старшеклассник неизменно выходит за рамки учебного процесса для более глубокого его усвоения. Задача учителя заключается в том, чтобы взять в свои руки управление этим процессом, увеличить долю знаний, приобретаемых учеником самостоятельно, на добровольных началах, исходя из его интересов, потребностей и призвания.  

Опережающие задания - это элемент исследовательской работы направленный на мотивацию ученика к обучению. С точки зрения учащегося  опережающее задание — это возможность делать что-то интересное самостоятельно, в группе или самому, максимально используя свои возможности; это деятельность, позволяющая проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат; это деятельность, направленная на решение интересной проблемы.

В процессе выполнения задания осуществляется овладение и присвоение опыта самостоятельной познавательной деятельности, формируется практическая и мотивационная стороны готовности ученика  к самообразованию. 

           При организации данной работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Темы детских работ  я выбираю из содержания учебного предмета или близкие к нему. Проблема исследования, обеспечивающая мотивацию включения в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов ребёнка и находиться в зоне ближайшего развития - интерес к работе и посильность во многом определяют успех; длительность выполнения исследования целесообразно ограничить 1-2 неделями в режиме урочно-внеурочных занятий. Важно при этом ставить вместе с детьми  учебные цели по овладению приёмами исследования как общеучебными умениями.

                На первом этапе исследовательской деятельности учащиеся обучаются поиску информации и возможных вариантов решения проблемы, поставленной преподавателем. В ходе работы преподаватель организует рефлексию опыта познавательной деятельности  с целью осознания учащимися способов работы над проблемой, методов работы с источниками знания.     В ходе поисковой деятельности учащиеся занимаются с минимально необходимым набором приемов и методов работы с литературой, которыми нужно овладеть для приобщения к исследовательской работе (метод конспектирования, цитирования, составления тезисов, работы с библиографией).

К  исследовательской деятельности учащихся  побуждает четыре типа мотивов:

  • стремление к результату;
  • стремление к самой деятельности, независимо от результата;
  • стремление использовать данную деятельность для получения побочного результата;  
  • стремление получить общественную оценку своей деятельности.

Реализация этих  целей  и задач  на уроках географии  и во внеурочной деятельности я осуществляю через развитие индивидуального творческого воображения, наблюдения, умения видеть и слышать многообразный мир, высказать это, описать, изобразить, озвучить.

     Опережающие задания я подбираю таким образом, чтобы они включали различные виды деятельности ученика: интеллектуальную, оформительскую, моделирование и т.д. Выполнение опережающих заданий требует умений работы с нетрадиционными источниками (периодической печатью, радио, телевидением, Интернетом); умений собрать и обработать материал; систематизировать и оформить его в конечный продукт.

      Я как  учитель,  ставлю проблему и намечаю стратегию и тактику ее решения, само решение предстоит найти учащемуся. Исследование реализуется как форма организации индивидуальной деятельности ученика во внеурочное время

  Принципы:

  • педагогическая  мобилизация  и  релаксация;  оптимизм  и  вера  в  исследовательские способности ученика;
  • уважение личности ученика в сочетании с разумной требовательностью;
  •  оптимальное сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности;
  • воспитание  экологической  культуры.

Ожидаемые результаты:

формирование личности, владеющей навыками саморазвития, проявляющей деятельную и творческую активность, географическую компетентность, нацеленную на позитивные, созидательные отношения с природно-экологической и социальной средой обитания,  повышение психологической устойчивости, укрепление здоровья учащихся.

Исследовательская деятельность,  дает обучающимся на уроках географии следующие преимущества:

  • ученик  работает активно и самостоятельно в пределах подготовленной дидактической среды; 
  •  реализуется целеполагание: ученик знает, чем он будет заниматься на занятиях; повышается мотивация к учению;                                   
  • проявляются творческие способности; 
  • развиваются у школьников способы овладения познавательной, рефлексивной, коммуникативной деятельностью;                                                               

Поэтому  свои уроки строю так, чтобы у каждого ученика раскрылся его творческий потенциал. В основе моих уроков лежит  деятельностный способ обучения, т. е. личностное включения школьника в процесс.

Основными отличиями подобных уроков являются:

  • Обязательное наличие проблемной ситуации.
  • Максимальная степень самостоятельности учащихся
  • Заинтересованность учащихся в поставленной проблеме

При планировании уроков-исследований придерживаюсь следующих правил:

  • Каждый ученик должен участвовать в коллективной работе.
  • Работа должна быть адресована всему классу.

Педагогическая технология исследовательской деятельности, которую я  использую в своей работе, по уровню применения является общепедагогической, по философской основе – гуманной, по ведущему фактору развития – социогенной  (направлена на выполнение социального заказа), по концепции усвоения – развивающей, по ориентации на личностные структуры – операционной  и эвристической, по характеру содержания и структуры – светской, общеобразовательной и гуманистической, по организационным формам – сочетание классно-урочной, индивидуальной и групповой. По типу управления познавательной деятельностью – дифференцированной, по подходу к ребёнку – гуманное личностно-ориентированное сотрудничество, содействие в реализации потребностей в своём развитии.

При изучении географии я практикую индивидуальные и групповые опережающие задания: учащиеся готовят краткие сообщения, доклады, проекты по отдельным вопросам. Выполнение таких заданий  развивает у учеников приёмы самостоятельной деятельности,  исследовательской деятельности, личную ответственность. Особенной популярностью у детей пользуются задания по созданию собственных презентаций для иллюстрации проектов.  Привлечение учащихся к созданию презентации стимулирует их познавательную активность, предоставляет им большое поле деятельности для творчества. Данная система работы формируется  с 6 класса, но для детей этого возраста всё  основывается на интересах. Поэтому лишь отдельные учащиеся, готовя дополнительный материал по изучаемой теме, выполняя опережающее задание, заданное учителем или при подготовке домашнего задания, дополняют его презентациями. Такие презентации созданы учащимися по темам «Континенты.  Океаны. Части света»,  «Географические открытия в Древнем мире», «Эпоха Великих географических открытий», «Географические координаты», «Вулканы», «Озера», «Ледники». Практика показывает широкий интерес к таким урокам. Презентации делают их наглядными и выразительными, помогают лучшему усвоению материала, возрастает познавательный интерес учащихся. При этом формируются представления о природе земной поверхности, закрепляются первоначальные географические знания. Видя выступления своих товарищей, у одноклассников появляется желание самим попробовать свои силы.

В 7 классе при продолжении изучения начального курса географии,  активность учащихся возрастает, многие сами  просят задания опережающего характера. Учащимися созданы презентации по разным  темам: Внутренние воды Африки; Политическая карта Африки; Органический мир Австралии; Рельеф Южной Америки и др.

 В 8-10 классах формируется своя система работы. Класс разбивается на группы, каждая из которых должна представить проект описания одной из природных зон России, одной из отраслей промышленности России и др. Здесь я стараюсь  организовать работу так, чтобы в группу попали как лидеры, так и ведомые члены классного коллектива. Данное условие – обязательный элемент успешного создания и защиты ученического проекта. Использую личностно-ориентированный подход, подбирая для учеников  индивидуальные задания. Наряду с заданием, учащиеся обязательно получают и примерный план по созданию своего проекта. Готовый проект  необходимо   защитить. При этом учащиеся делают выводы, обобщают материал, устанавливают причинно-следственные связи. Такие занятия развивают у учащихся уверенность в собственных силах. Они становятся активными, заинтересованными, равноправными участниками процесса обучения, проявляя  творческую активность.  После защиты своего проекта группа отвечает на вопросы, возникшие у учащихся других групп, таким образом, обеспечивается обратная связь группы со слушателями класса. И, конечно, важнейшим этапом является подведение итогов работы – рефлексия. Итоговую характеристику работ дают сами учащиеся.

Я считаю, что ученик на уроке должен не только услышать рассказ учителя о тайге, о вулкане Орисаба, о водопаде Игуасу, но и увидеть эти  объекты, показать, где они расположены. Наглядность географического образования это одна из приоритетных задач, которые я ставлю перед уроком.

Готовясь к  интерактивному   уроку, я всегда готовлю презентацию урока, которая позволяет выстроить урок логически, по структуре. Ввести в него: тему, план, цели, таблицы, видеосюжет, фотографии, практическую часть, тестирование, домашнее задание.

Личностно-ориентированный подход к обучению я также реализую с использованием информационных технологий и мультимедийных проектов. Для этого я формирую тему проекта с учетом индивидуальных интересов и возможностей учащегося, поощряю его к творческому труду. Учащиеся получают возможность реализовать свой творческий потенциал, самостоятельно выбирают форму представления материала, способ и последовательность его изложения, что в конечном итоге положительно сказывается на собственной самооценке.

Ученик, показывающий посредственные знания, создает и уверенно представляет на уроке самостоятельно подготовленный материал высокого уровня, зачастую выходящий за рамки школьной программы. Это позволило учащимся повысить не только собственную самооценку, но и оценку в классном журнале,  расширить кругозор и почерпнуть новые знания.

 Урок – исследование я  провожу  с выдвижением гипотезы. Например:

  1. Формулируем гипотезу:

«На побережьях, вблизи которых проходит тёплое течение, выпадают осадки и располагается более пышная растительность; там, где проходят холодные течения, - сухо и пустынно».

  1. Доказываем гипотезу:

Находим подтверждениям. Используем атласы с тематическими картами Африки – климатической и картой природных зон, а также анализируем текст учебника под руководством учителя. На западном побережье Африки, где проходят холодные течения (в Северном полушарии – Канарское, в Южном – Бенгальское) расположены пустыни Сахара и Намиб. На восточном побережье Африки, вдоль которого проходит тёплое Мозамбикское течение, - саванны. В тропических широтах северного полушария Африка омывается не океаном, а почти замкнутым Красным морем. Убеждаемся, что в исследуемом случае наша гипотеза «работает». Доказываем всеобщий характер нашей гипотезы. Анализируя с помощью карт подобные районы на других материках. Гипотеза подтверждается примерами на картах Северной и южной Америки, Австралии, Евразии.

Урокам – путешествиям отвожу особую роль, так как география без путешествий – не география. Каждый ребёнок мечтатель, фантазёр, читая книги Ж.Верна представляет манящий тайнами неизвестный берег, мир дальних стран зовёт за собой, а сердце с грустью отзываются на строки Р. Рождественского: « Я жалею о том, что не увидел лица все Земли…». Такие уроки помогают ребёнку расширить свои познания, совершая заочные путешествия по разным уголкам Земли.

Урок-семинар предполагает  изложение учебного материала таким образом, чтобы ученики могли выявить проблему и найти способы её решения. Для участников семинара ставятся задачи:

  • Организовать информационное обеспечение вопросов семинара путём индивидуальной подготовки и активного участия каждого учащегося.
  • Учиться воспринимать новую информацию, делиться своими знаниями, уверенно отстаивать свою позицию.

Проведение нестандартных уроков значительно расширяет кругозор учащихся, развивает навыки исследовательской работы, способствует развитию критического мышления.

Во внеурочное время учу ребят проводить исследования по следующим направлениям:

  • экологические исследования;
  • геологические исследования;
  • социологические исследования.

Результатом исследовательской деятельности является получение ими новых знаний и умений, в том числе универсальных. Проводя исследования, ребята создают «продукт» исследовательской деятельности – проект.

Организация исследований природы родного края, экологических и социальных проблем направлена на решение очень важной на современном этапе задачи – воспитанию патриотизма. Проводя исследования, изучая особенности природы, ребята приобретают знания о своей малой Родине.

Чтобы проект правильно оформить и защитить, ребят надо научить использовать компьютерные технологии. С этой целью я во внеурочное время учу ребят работать в программе PowerPoint, использовать Интернет-ресурсы.

Ясно, что всему в школе научить нельзя, поэтому важно научить мыслить. Самостоятельно действовать, ориентироваться в ситуациях, знать подходы к решению проблемы. География  открывает для этого много возможностей; важно не упустить их и использовать.

Результативность

Проводимая системная работа по развитию творческих способностей, формированию логического мышления позволяет мне получить высокие  результаты подготовки учащихся.

1.  Наблюдается устойчивый интерес учащихся к предмету на разных этапах обучения.

2. Успешное участие учащихся в  олимпиадах, конкурсах, научно-практических конференциях школьников.                                                      

3. Высокие показатели учащихся на ЕГЭ и ГИА

  1. Участие учащихся во Всероссийской предметной олимпиаде по географии

Год

Класс

ФИ учащихся

Результат

Муниципальный уровень

2017-2018

7

Аниськин Егор

призёр

11

Кудрявцев Михаил

победитель

11

Лесин Дмитрий

призёр

11

Ромашкин Артём

призёр

2018-2019

7

Тренин Денис

призёр

8

Зевайкина Марина

победитель

8

Коновалов Ярослав

призёр

9

Ковалев Андрей

победитель

10

Симдянкина Дарья

призёр

2019-2020

7

Ромашкин Дмитрий

победитель

7

Белоглазова Виктория

призёр

8

Тренин Денис

призёр

9

Зевайкина Марина

победитель

9

Коновалов Ярослав

призёр

10

Ковалев Андрей

победитель

11

Симдянкина Дарья

победитель

2020-2021

8

Белоглазова Виктория

победитель

8

Пушков Константин

призёр

   11

Ковалёв Андрей

победитель

2021-2022

7

Рогожина Варвара

победитель

7

Подвалюк Александра

призёр

9

Ромашкин Дмитрий

победитель

9

Белоглазова Виктория

призёр

Республиканский уровень

2019-2020

10

Ковалев Андрей

участие

11

Симдянкина Дарья

участие

 

  1. Участие  в конкурсах исследовательских работ, олимпиадах

Фамилия Имя

Класс

Название конкурса

Год

Результат

Муниципальный уровень

Кудрявцев Михаил

11

Олимпиада по школьному краеведению

2018

1 место

Лямзина Анастасия

10

Олимпиада по школьному краеведению

2019

1 место

Аниськина Алевтина

11

Олимпиада по школьному краеведению

2019

1 место

Шачинова Алла

11

Олимпиада по школьному краеведению

2020

1 место

Полушкина Екатерина

11

Олимпиада по школьному краеведению

2020

1 место

Республиканский уровень

Аниськин Егор

7

Республиканская акция поисково-исследовательских работ учащихся «История школы в истории  Мордовии»

2018

победитель

Кудрявцев Михаил

11

Конкурс на знание государственной символики РФ

2018

победитель

Кудрявцев Михаил

11

Олимпиада по школьному краеведению

2018

призёр

Аниськина Алевтина

11

Олимпиада по школьному краеведению

2019

победитель

Лямзина Анастасия

10

Олимпиада по школьному краеведению

2019

призёр

Шачинова Алла

11

Олимпиада по школьному краеведению

2020

победитель

Аниськина Алевтина

11

Конкурс учебно-исследовательских работ «Юный архивист»

2019

победитель

Куваева Алеся

10

Конкурс учебно-исследовательских работ «Юный архивист»

2021

победитель

Куваева Алеся

11

Конкурс учебно-исследовательских работ «Юный архивист»

2022

призёр

Кудрявцев Михаил

11

Научно-образовательный форум обучающихся РМ «Шаг в будущее»

2018

2 место

Аниськина Алевтина

11

Научно-образовательный форум обучающихся РМ «Шаг в будущее»

2019

победитель

Полушкина Екатерина

11

Научно-образовательный форум обучающихся РМ «Шаг в будущее»

2020

призёр

Аниськин Егор

10

Конкурс творческих краеведческих работ «Мой край родной»

2021

2 место

Кудрявцев Михаил

10

Конкурс творческих краеведческих работ «Моё Отечество»

2018

3 место

Российский уровень

Аниськина Алевтина

11

VII Всероссийский конкурс научно-исследовательских работ учащихся средних учебных заведений «Юный архивист»

2019

Диплом I степени

           

 Трудности и проблемы при использовании данного опыта

    Для учителя подготовка к урокам требует затрат времени на изготовление дидактического материала, слайдов, мультимедийных презентаций, однако эти затраты оправдываются достижениями планируемого результата.    

Проблемы:                                            

1. Увеличение умственной нагрузки на учащихся.

2. Требование более сложной системы оценивания.

3. Увеличение объёма работы учителя.

4. Существование риска неудачного выполнения работы учеником.

5. Повышение эмоциональной нагрузки.

 6. Нарастание напряжённости к сроку сдачи работы.

 7. Изменение роли учителя.

 8. Необходимость технического обеспечения рабочего места учителя и ученика.

  Организация исследования на уроке вызывает множество затруднений. Здесь ряд причин. Самые  очевидные из них:

  • нехватка времени на уроке,
  • недостаточное количество учебных часов по географии
  • УМК не содержат достаточное количество заданий, направленных на развитие исследовательских умений.

Но тем не менее работать в этом направлении необходимо, включая в урок приемы исследовательской работы и формируя постепенно (пошагово) у своих учеников представление об исследовании и развивая умения  и  навыки исследовательской работы.

 

        Список литературы

1. Арцев М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся (методические рекомендации для учащихся и педагогов) // Завуч. 2005. № 6. С.4–29

2. Горбатова О.Н. География. 6–11 классы: технология решения творческих задач. Волгоград: Учитель, 2010. 165 с

3. Леонтович А.В. Об основных понятиях концепции развития исследовательской и проектной деятельности учащихся // Исследовательская работа школьников. 2003. № 2. С.130–136.

4. Николаева Л.С. Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся / Л.С. Николаева // Исследовательская работа школьников – 2013. - № 1. – С. 85-98.

5. Стадник, А.Г. География 6-10 классы. Уроки исследования, дискуссии. // Волгоград. Издательство «Учитель», 2010. 279 с.

6. Юлпатова Е.А. Формирование исследовательских умений в обучение / Е.А. Юлпатова. – Волгоград, 2007. – с. 53-57.

www.vernadsky.dnttm.ru — сайт Всероссийского Конкурса юношеских исследовательских работ им. В. И. Вернадского.
www.issl.dnttm.ru  — сайт журнала «Исследовательская работа школьника». Публикуются основные материалы проекта, избранные тексты, информация по подписке.

http://school-collection.edu.ru - единая коллекция цифровых образовательных ресурсов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формы и методы проверки знаний и умений учащихся на уроках географии

В статье освещаются традиционные и нетрадиционные способы контроля знаний учащихся на уроках географии...

Инновационный педагогический опыт "Применение модульной технологии обучения учащихся на уроках географии"

Использование модульной технологии с применением информационно-коммуникационных ресурсов,  как основного компонента активизации познавательной деятельности, повышение качества знаний и уровня ком...

Пример обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны.

Данный матермал является примером обобщения опыта проверки знаний и умений учащихся на уроках географии на личном примере учителя географии Шарыповой Жавгарии Рамазановны....

Использование нетрадиционных приемов и методов контроля знаний и умений учащихся на уроках географии, как залог активизации познавательной активности школьников

В данной работе приведены примеры нетрадиционных приемов и методов контроля знаний на уроках географиии. Материал будет полезен как для учителей-стажистов, так и молодых педагогов....

Контроль знаний, умений и навыков учащихся на уроках географии

В статье описаны формы контроля усвоения учебного материала, в том числе дифференцированный подход к оценке работ учащихся....