Рабочая программа внеурочной деятельности "В гармонии с миром и самим собой"
рабочая программа (5, 6, 7 класс)

Рыжонкова Жанна Александровна

Задачи. Результаты освоения курса. Содержание курса. Формы и методы организации работы. Методические рекомендации. Описание материально- технического обеспечения прграммы. Тематическое планирование.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sotsialnaya.doc146.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение городского округа Тольятти

МБУ «Школа № 69»

Принята на заседании педагогического совета, протокол №  

от __.__.2021 г.


                    Утверждена

                   Приказом №

                   От«__»___2021

 Директор

       МБУ «Школа№ 69»

             Рабочая программа внеурочной деятельности

                  «В гармонии с миром и самим собой»

Направление: социальное

Вид: модифицированная

Возраст обучающихся: 5-7 класс

Срок реализации: 3 года

Кол-во часов за год: 34 часа

                                                                               

                                                            Составитель:

                                                         Рыжонкова Жанна  Александровна

                                                         Учитель ИЗО

                                                                                   

                                                           Тольятти, 2021 г.

Коррекционные задачи:

1. Совершенствование движений и сенсомоторного развития:
- развитие мелкой моторики кисти и пальцев рук;
- развитие артикуляционной моторики.
2. Коррекция отдельных сторон психической деятельности:
- развитие зрительного восприятия и узнавания;
- развитие зрительной памяти и внимания;
- формирование обобщенных представлений о свойствах предметов (цвет, форма, величина);
- развитие пространственных представлений ориентации;
- развитие представлений о времени;
- развитие слухового внимания и памяти;
- развитие фонетико-фонематических представлений, формирование звукового анализа.
3. Развитие основных мыслительных операций:
- навыков соотносительного анализа;
- навыков группировки и классификации (на базе овладения основными родовыми понятиями);
- умения работать по словесной и письменной инструкции, алгоритму;
- умения планировать деятельность;
- развитие комбинаторных способностей.
4. Развитие различных видов мышления:
- развитие наглядно-образного мышления;
- развитие словесно-логического мышления (умение видеть и устанавливать логические связи между предметами, явлениями и событиями).
5. Коррекция нарушений в развитии эмоционально-личностной сферы (релаксационные упражнения для мимики лица, драматизация, чтение по ролям и т.д.).
6.  Развитие речи, овладение техникой речи.
7. Расширение представлений об окружающем мире и обогащение словаря.
8.  Коррекция индивидуальных пробелов в знаниях.

1. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «В гармонии с миром и самим собой»

Личностные результаты

           --формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве природной и социальной частей;

           --овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

           --принятие и освоение социальной роли обучающегося, формирование и развитие социально значимых мотивов учебной деятельности;

           --способность к осмыслению социального окружения, своего места в нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

          --формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально – нравственной отзывчивости, понимания и сопережевания чувствам других людей;

          --развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

          --формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к

материальным и духовным ценностям;

          --развитие адекватных представлений о собственных возможностях, о насущно необходимом жизнеобеспечении;

                --владение навыками коммуникации и принятыми ритуалами социального взаимодействия, в том числе с использованием информационных технологий

Метапредметные результаты

Регулятивные универсальные учебные действия

              – принимать и сохранять учебную задачу;

              – учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;

              – планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;

             – учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;                                           осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

             – оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;

            – адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;

            – различать способ и результат действия;

            – вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном

  Познавательные универсальные учебные действия    

           -- осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы, энциклопедий, справочников (включая электронные, цифровые), в открытом информационном пространстве, в том числе контролируемом пространстве сети Интернет;

          – осуществлять запись (фиксацию) выборочной информации об окружающем мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;

           – использовать знаково-символические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и схемы (включая концептуальные), для решения задач;

          – проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

          – строить сообщения в устной и письменной форме;

          – ориентироваться на разнообразие способов решения задач;

          – основам смыслового восприятия художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);

         – осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;

        – осуществлять синтез как составление целого из частей;

        – проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;

        – устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений;

        – строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях;

        – владеть рядом общих приемов решения задач

Коммуникативные универсальные учебные действия 

        – адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

        – допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии;

        – учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

       – формулировать собственное мнение и позицию;

       – договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

       – строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;

      – задавать вопросы;

      – контролировать действия партнера;

      – использовать речь для регуляции своего действия;

      – адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Предметные результаты

Ориентирование и поведение в окружающей среде:

 

--улучшать условия для развития личности и самореализации каждого ребенка;

--увеличить число детей, охваченных организованным досугом;

      --воспитать у  детей толерантности, навыков здорового образа жизни. Овладеть способностью принимать и сохранять цели и задачи решения типовых учебных и

практических задач, коллективного поиска средств их осуществления;

     --формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

     --определять наиболее эффективные способы достижения результата;

     --формировать умения понимать причины успеха ( неуспеха) учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

     --использовать  речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее- ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

     -- строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации;

     --овладеть логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовитым признакам, установить аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям на уровне, соответствующем индивидуальным возможностям;

    -- слушать собеседника и вести диалог;

    -- признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

   --излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

   --определить общую цель и пути ее достижения;

   --уметь договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

  --осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

2. Содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности.

Я и мой внутренний мир

Кто я такой? Самооценка. Каждый видит мир и чувствует по- своему. Уникальность моего мира. Границы моего Королевства. Мои внутренние враги. Ярмарка достоинств.

Я и ты

Я глазами других. Ищу друга. Я и мои друзья. Я и мои « колючки». Что такое одиночество? Я не одинок в этом мире. Планета друзей.

Позитивное общение

Почему люди ссорятся? Дружелюбие. Решение проблем и конфликтов. Умение слушать других. Умение ладить с другими.

Проблемы общения

Пойми меня. Мои проблемы, Обиды. Критика. Комплименты или лесть? Груз привычек.

Агрессия и гнев. Азбука перемен.

Культура поведения

Зачем нужен этикет? Приветствия. Умение вести беседу. Телефонный разговор. Принимаем гостей.

Итоговое занятие

Я – ты- группа. Начинаем говорить о друзьях. Знакомство. Отношение в паре. Понимаем друг друга. Третий – лишний? Обида. Я один, но я не одинок. Ресурс одиночества. Здорово быть друзьями

Я взрослый? Мир взрослых. Ярмарка. Мой взрослый мир. Мое место в разных мирах детей, подростков, взрослых. Я в ответе за свое будущее. Ответственность и принятие решений. Дети во взрослом мире. Взрослые дети

Наши сильные чувства. Зачем нам чувства? Как я выражаю свои чувства?Способы выражения чувств. Ресурсы тревоги. Наши страхи. Печаль.

Кто я? Какой бывает характер? Какой я? Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других.

Мое имя и мой характер. Я глазами других. Мои ресурсы. Метафоры моего характера.

Учимся ценить себя. Личное пространство.

«Другие». Проблемы подростковой толерантности. Мы - исследователи. Я и ты. Действуем вместе. Общаемся без слов. Доверие и взаимодействие в группе. Мы – команда?

 Формы и методы организации работы.

В основе обучения лежит ролевой принцип. Собеседники должны осознавать свои ролевые позиции. Игровой принцип обучения соответствует возрастным особенностям ребенка. Формы работы: групповые игры, ролевые игры, рисование, тесты.

Занятия строятся в доступной и интересной форме. Используются методы: техники и приемы саморегуляции, рисуночные методы, метод направленного воображения, игры, элементы сказкотерапии, коммуникативные игры, когнитивные методы, дискуссионные методы.

Программа рассчитана на 34 часа. Занятия по программе проходят 1 раз в неделю.

Срок реализации программы – 1 год. Программа предназначена для детей 11- 13 лет, так как именно этот возраст является наиболее благоприятным для нового отношения к себе и миру, социальных чувств.

Формы контроля

Создание проектов, выставки.

 Методические рекомендации

Успешному овладению детьми полученной информации, созданию благоприятных условий для развития коммуникативных навыков способствует наличие:

- оборудованного кабинета для психологических занятий;

- ТСО ( мультимедийного проектора, магнитофона, аудиозаписей релаксационной музыки, мультфильмов);

-игрушек, масок, элементов костюмов, используемых в процессе игр- драматизаций и в работе над сказками;

-методических разработок дидактических и творческих игр, раздаточных и наглядных пособий.

 Успешность освоения программы во многом зависит от верно выбранных методов преподавания. Так, в работе по программе используются следующие методы, методики и приемы обучения:

- сказкотерапия

-игровые приемы

 Хорошо послужат сказки и игры – такие знакомые и родные, а потому безопасные и успокаивающие. Чтобы использовать силу зрительных образов, в работе предполагается не только чтение сказок, но и просмотр мультфильмов. Важно соблюсти один из законов эффективности работы - «закон тройного прикосновения». Важной частью занятия является обсуждение мультфильма, сказочной истории, игры.

 Особое внимание следует уделить применению на занятиях дидактических материалов и наглядных пособий ( карточек с изображением различных эмоциональных состояний, раздаточный материал для игр, иллюстраций к сказкам и т.д. )

 Одной из возрастных  особенностей детей данной группы является появление способности к рефлексии и саморефлексии.  Данный процесс необходимо поддерживать комментариями и групповым обсуждением психолога и детей сказок, игр, а также сложившихся ситуаций.

 Описание материально – технического обеспечения программы

Методическая литература:

  1. Н. Слободняк «Уроки общения для младших подростков», М., 2011
  2. Фопель К. Как научить детей сотрудничать? Психологические игры и упражнения. Часть 1-4 – М.: Генезис, 2006
  3. Хухлаева О.В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в средней школе М: Гегезис, 2014
  4. Тренинговые занятия с младшими подростками 5-6 классы. Жизненные навыки. /под ред. С.В. Кривцовой, М., 2012

     Аудиовизуальная техника (магнитофон, мультимедиапроектор)

  Игры и игрушки

Фотоаппарат

Ноутбук, ксерокс

                                         

  Тематическое планирование программы

«В гармонии с миром и самим собой»

5 класс

Наименование разделов, тем

Всего час

Кол-во час

теоретиче

ские

Кол-во час

практи

ческие

Виды и формы деятельности обучающихся

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Я и мой внутренний мир

Кто я, какой я?

Самооценка

Каждый видит мир и чувствует по -своему

Уникальность моего мира

Границы моего Королевства

Мои внутренние друзья и внутренние враги

Ярмарка достоинств

7

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

индивидуальная работа

ролевая игра

беседа

работа в парах

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Я и ты

Я глазами других

Ищу друга

Я и мои друзья

 Я и мои «колючки»

Что такое одиночество?

Я не одинок в этом мире

Планета друзей

7

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа в малой группе

ответы на вопросы учителя

творческие задания беседа

практика

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

Позитивное общение

Почему люди ссорятся?

Дружелюбие

Решение проблем и конфликтов

Умение слушать других

Умение ладить с другими

6

1

1

1

1

1

1

групповая работа

игра,

самостоятельная работа, составление кроссвордов

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Проблемы общения

Пойми меня

Мои проблемы

Обиды

Критика

Комплименты или лесть?

Груз привычек

Агрессия и гнев

Азбука перемен

8

1

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа с картами

творческие задания

ролевая игра

беседа

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

Культура поведения

Зачем нужен этикет?

Приветствия

Умение вести беседу

Телефонный разговор

Принимаем гостей

5

1

1

1

1

1

групповая работа

творческие задания

взаимопроверка

практика

6.

Итоговое занятие

1

Работа в малых группах

Итого

34

                                         Тематическое планирование программы

«В гармонии с миром и самим собой»

6 класс

Наименование разделов, тем

Всего час

Кол-во час

теоретиче

ские

Кол-во час

практи

ческие

Виды и формы деятельности обучающихся

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Я – ты- группа

Начинаем говорить о друзьях. Знакомство.

Отношение в паре.

Понимаем друг друга.

Третий – лишний?

Обида.

 Я один, но я не одинок.

Ресурс одиночества.

Здорово быть друзьями

7

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа в малой группе

ролевая игра

беседа

работа в парах

2.

2.1

2.2

2.3

2.4

2.5

2.6

2.7

Я взрослый?

Мир взрослых

Ярмарка

Мой взрослый мир

Мое место в разных мирах:

детей, подростков, взрослых

Я в ответе за свое будущее.

Ответственность и принятие решений.

Дети во взрослом мире.

Взрослые дети

7

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

творческие задания

практика

взаимопроверка

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

Наши сильные чувства

Зачем нам чувства?

Как я выражаю свои чувства?

Способы выражения чувств.

Ресурсы тревоги.

Наши страхи.

Печаль.

6

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа в парах

самостоятельная работа

творческие задания

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

4.7

4.8

Кто я?

Какой бывает характер?

Какой я?

Я настоящий, Я идеальный, Я глазами других.

Мое имя и мой характер.

Я глазами других. Мои ресурсы.

Метафоры моего характера.

Учимся ценить себя.

Личное пространство.

8

1

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа в парах

творческие задания

составление кроссвордов

игра

самостоятельная работа

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

«Другие». Проблемы подростковой толерантности

Мы - исследователи.

Я и ты. Действуем вместе.

Общаемся без слов

Доверие и взаимодействие в группе.

Мы – команда?

5

1

1

1

1

1

групповая работа

творческие задания

беседа

ответы на вопросы учителя

практика

6.

Итоговое занятие

1

Работа в малых группах

Итого

34

                                        Тематическое планирование программы

«В гармонии с миром и самим собой»

7 класс

Наименование разделов, тем

Всего час

Кол-во час

теоретиче

ские

Кол-во час

практи

ческие

Виды и формы деятельности обучающихся

1.

1.1

1.2

1.3

1.4

1.5

1.6

1.7

Самопознание

Общение в жизни человека

Зачем нужно знать себя?

Я глазами других

Самооценка

Мои внутренние друзья и мои внутренние враги

Ярмарка достоинств

Ищу друга

7

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

самостоятельная работа

игра

работа в парах

творческие задания

2.

2.1

2.2

2.3

  2.4

2.5

2.6

Позитивное общение

Почему люди ссорятся?

Барьеры общения

Предотвращение конфликтов

Учимся слушать друг друга

Уверенное и неуверенное поведение

Нужна ли агрессия?

6

1

1

1

1

1

1

групповая работа

творческие задания

практика

взаимопроверка

3.

3.1

3.2

3.3

3.4

3.5

3.6

3.7

3.8

3.9

3.10

Проблемы общения

Пойми меня

Мои проблемы

Обиды

Критика

Комплименты или лесть?

Груз привычек

Азбука перемен

Вежливость

Доверие и взаимодействие в группе

Мы - команда

10

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

групповая работа

взаимопроверка

практика

творческие задания

4.

4.1

4.2

4.3

4.4

4.5

4.6

Культура поведения

Зачем нужен этикет?

Приветствия

Умение вести беседу

Телефонный разговор

В театре

Принимаем гостей

6

1

1

1

1

1

1

групповая работа

работа в парах

творческие задания

самостоятельная работа

5.

5.1

5.2

5.3

5.4

5.5

«Другие». Проблемы подростковой толерантности

Мы - исследователи.

Я и ты. Действуем вместе.

Общаемся без слов

Дружелюбие

Я глазами других

5

1

1

1

1

1

групповая работа

творческие задания

беседа

ответы на вопросы учителя

практика

6.

Итоговое занятие

1

Итого

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности кружок «В мире книг»

рабочая программа библиотечного кружка для учащихся начальных классов....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Информатика в мире профессий"

Текстовый документ, содержащий рабочую программу внеурочной деятельности по информатике для учащихся 5-6 классов "Информатика в мире профессий".Рабочая программа содержит: краткую пояснительную записк...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ГАРМОНИЯ» Возраст детей 8 – 17 лет Срок реализации 5 лет

Современная образовательная среда - это условия, в которых каждый ребенок развивается соразмерно своим способностям, интересам и потребностям.В России уделяется большое  внимание духовному, нравс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности «Я в мире спорта»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Я в мире спорта» составлена в соответствии с возрастными особенностями обучающихсяи ориентирована на учащихся 1 –х ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 5 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5 классов во второй половине дня в соо...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Кухня народов мира", 6 класс

           Рабочая программа по внеурочной деятельности «Кухня народов мира» разработана для занятий с учащимися 5-7 классов во  второй половине д...

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"

Рабочая программа внеурочной деятельности "География в мире профессий"...