Учебно-методический комплекс по дисциплине "Обществознание"
учебно-методический материал

Цыдыпова Марина Николаевна

Учебно-методический комплекс по дисциплине Обществознание адресован обучающимся очной формы обучения. УМКД включает  перечень практических занятий, задания по самостоятельному изучению тем дисциплины, а также вопросы и задания по промежуточной аттестации.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrol_srs.docx51.73 КБ
Файл perechen_srs.docx25.05 КБ
Microsoft Office document icon rabochaya_tetrad_praktikum_s15.doc1.11 МБ
Файл perechen_eor_giperssylka.docx31.73 КБ
Microsoft Office document icon tablitsy_i_shemy_obshch.doc300 КБ

Предварительный просмотр:

ГАОУ СПО РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

КОНТРОЛЬ СРС

Дисциплина: обществознание

Специальность: Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

УЛАН-УДЭ

2019

Организации контроля СРС. Включает тщательный отбор средств контроля, определение этапов, разработку индивидуальных форм контроля. Существуют следующие виды контроля (рис. 2).

http://www.science-education.ru/i/2013/6/6983/image002.png

Рисунок 2. Виды контроля самостоятельной работы студентов

Наряду традиционными формами контроля используются методы, основанные на

современных образовательных технологиях. В качестве одной из таких форм предлагается рейтинговая система обучения, предполагающая многобалльное оценивание студентов. Правильно организованная технология рейтингового обучения позволяет с самого начала уйти от пятибалльной системы оценивания и прийти к ней лишь при подведении итогов, когда заработанные студентами баллы переводятся в привычные оценки (отлично, хорошо, удовлетворительно, неудовлетворительно). Кроме того, система рейтинговой оценки должна предусматривать дополнительные поощрительные баллы за активность и новизну подходов к выполнению заданий для самостоятельной работы. Студент повышает свой учебный рейтинг путем участия в олимпиадах, конференциях, в работе научного кружка и т.д. Особенно должна поощряться активная работа студентов, а также более быстрое прохождение ими программы обучения, или отдельных ее разделов.

По временным характеристикам можно разделить классифицировать виды контроля следующим образом:

  • входной контроль знаний и умений студентов при начале изучения очередной дисциплины;
  • текущий контроль, то есть регулярное отслеживание уровня усвоения материала на лекциях, практических и лабораторных занятиях;
  • промежуточный контроль по окончании изучения раздела или модуля курса;
  • самоконтроль, осуществляемый студентом в процессе изучения дисциплины при подготовке к контрольным мероприятиям;
  •  итоговый контроль по дисциплине в виде зачета или экзамена;
  • контроль остаточных знаний и умений спустя определенное время после завершения изучения дисциплины.

По характеру выполняемой работы виды и формы контроля за СРС могут быть следующими:

  • коллоквиум;
  • контрольная работа;
  • реферат;
  • письменный отчет;
  • проверка конспектов источников литературы;
  • собеседование по индивидуальным и семестровым заданиям;
  • включение вопросов по темам, выносимым на СРС, на зачеты и экзамены;
  • подготовка и написание рефератов;
  • другие формы контроля.

Контроль в СРС не должен быть самоцелью для преподавателя, а прежде всего – стать мотивирующим фактором образовательной деятельности студента. Следует включать результаты выполнения СРС в показатели текущей успеваемости, в билеты и вопросы на зачете (экзамене), от оценок которых зависит рейтинг студента, окончательная оценка, а, следовательно, стипендия или ее размер. Многим студентам важен моральный интерес в форме общественного признания (приятно быть первым на по специальности, в группе).

       Критериями оценок результатов внеаудиторной  самостоятельной работы студента являются:

  • уровень освоения студентом учебного материала;
  • умения студента использовать теоретические знания при выполнение практических задач;
  • сформированность общеучебных умений;
  • обоснованность и четкость изложения ответа;
  • оформление материла  в соответствии с требованиями.

В ходе планирования, организации и контроля за ходом самостоятельной работой студентов преподавателю целесообразно использовать следующие формы структурирования информации об учебном процессе.

Необходимо отражать часы, отводимые на самостоятельную работу студентов в тематическом и календарно-тематическом планировании по каждой дисциплине.

____________________________________________специальность

____________________________________________наименование дисциплины

специальность

наименование разделов и тем

всего аудиторных часов

в том числе

самостоятельная работа

календарные сроки выполнения

лекции

практические

лабораторные

2. Перечень тем и заданий для самостоятельной работы:

название дисциплины

кол-во часов, отведенное на самостоятельную работу

формы самостоятельной работы

темы для самостоятельного изучения

методическое обеспечение

форма отчетности

Методические рекомендации (по разделам)

  • по индивидуальному выборочному консультированию;
  • по выполнению контрольных работ;
  • по выполнению домашних заданий.

Дидактический материал по самостоятельной работе студентов

  • комплекты контрольных заданий;
  • тесты;
  • сборники учебных ситуаций;
  • учебные пособия;
  • задачники;
  • конспекты лекций и т.д.

В случае, когда в УМК (рабочей программе) предусмотрена самостоятельная работа студентов по всем учебным темам или значительному их числу, целесообразно представлять процесс и результат этой работы в виде следующей таблицы:

______________________________________специальность

___________________

  ТЕМА

ФИО  

                         

Тема 1

Тема 2

Тема3

Тема4

Тема 5

Тема 6

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата

Вид с/р

Сроки выполнения

Форма контроля

Оценка результата



Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ «Техникум строительства и городского хозяйства»

Перечень самостоятельных работ студентов                                            дисциплина: Обществознание                                                                специальность 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Улан-Удэ

2019

Раздел дисциплины по рабочей программе

Запланированные виды самостоятельной работы студентов

Количество часов, на самостоятельную работу

Раздел 1 Человек и общество

Самостоятельная работа: выполнение домашних заданий по разделу 1

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов «Общество и его регуляторы»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

6

Раздел 2

Духовная культура личности и общества

Самостоятельные работы: выполнение домашних заданий по разделу 2.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов «Мировые религии»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

8

Раздел 3 Экономика

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 3.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов: «Экономические реформы в Российской Федерации. От экономики сырьевой к экономике инновационной»; «Предпринимательство. История развития предпринимательства в России»; «Конкуренция и её роль в рыночной экономике»;

«Социально-регулируемое рыночное хозяйство»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

12

Раздел 4 Социальные отношения

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 4.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов «Исторические типы семьи и брака»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни;

– решение отдельных социальных ситуаций с учетом личного социального опыта студентов.

– анализ типичных социальных ситуаций, решение познавательных задач с актуальным социальным содержанием;

– определение алгоритма поведения в социальных ситуациях, исполнения основных социальных ролей.  

8

Раздел 5 Политика

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 5.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов: «Тоталитаризм – феномен XX столетия»; «Мыслители прошлого о политике и ее роли в жизни людей»; «Политика – наука, искусство и профессия»;

«Свободные выборы – утопия или реальность»; «Четвертая власть и её роль в политической жизни»; «Демократия – за и против»; «Политические партии и лидеры современной России»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

Раздел 6

Право

Самостоятельная работа обучающихся: выполнение домашних заданий по разделу 6.

Примерная тематика внеаудиторной самостоятельной работы:

- примерные темы рефератов: «Право – воплощение справедливости и добра; «Права человека – эволюция развития»; «Правовое регулирование хозяйственной деятельности»; «Права потребителей»; «Конституционализм и конституционные идеи в России и мире»; «Конституция РФ – основной закон жизни государства»; «Местное самоуправление в России: прошлое, настоящее, перспективы»; «Федерализм в России: прошлое, настоящее, перспективы развития»;

– работа с источниками социальной информации (философскими, научными, публицистическими, правовыми), в том числе новыми нормативными актами;

– выбор правомерных форм поведения и способов защиты прав и интересов личности;

– изложение и аргументация собственных суждений о социальных реалиях и явлениях общественной жизни.

14

Тема

Вид работы

Вид работы

Кол- во часов

Форма контроля

Раздел I   Человек и общество  

Тема 1.1  Природа человека, врожденные и приобретенные качества.  

1

1. Составить таблицу «Этапы социализации личности».

2. Подготовить сообщение по вопросу: «Гражданские качества личности».

2

устный опрос,

защита работы

Тема 1.2.Общество как сложная система.

2

1.Сравнить различные взгляды на направленность общественного развития.            

 2. Составить таблицу «Сравнительная характеристика разных типов общества»

2

защита работы

3

Подготовка мини-проекта "Экологические проблемы моего населенного пункта"

2

защита группового задания проектного характера;

защита реферата

Раздел 2. Духовная культура личности и общества

Тема 2.1.  Духовная культура личности и общества.

4

Подготовка презентации на тему: «Особенности молодежной субкультуры»

2

выступление с презентацией,

Тема 2.2. Наука и образование в современном мире.

5

 Составить конспект  на тему: «Государственные гарантии в получении образования» на основе комментария к Конституции  Российской Федерации (Конституция РФ, глава I-II)                    

2

Выборочная   проверка

Тема 2.3. Мораль, искусство и религия как элементы духовной     культуры.

6

 Составить таблицы: «Функции и виды искусства», «Религия, ее виды и функции»

2

устный опрос,  самоотчет

Раздел 3 Экономика

Тема 3.1.Экономика и экономическая наука. Экономические системы. Экономика семьи.

7

 Составить таблицу: «Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика»

2

Собеседование

Тема 3.2. Рынок. Фирма. Роль государства в экономике.

8

1. Подготовить презентацию: «Основные организационные формы бизнеса в России»

2. Построить график зависимости цены от спроса и предложения

4. Составить тематический кроссворд

2

обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 3.3. Рынок труда и безработица.

9

1. Составить схему, конспект «Причины и виды безработицы»

2. Подготовить сообщение по вопросу: «Деньги, банки, инфляция».

2

устный опрос,  самоотчет

Тема 3.4. Основные проблемы экономики России. Элементы международной экономики.

10

Подготовить сообщение по вопросу: «Россия в мировой экономике».

2

Раздел 4. Социальные отношения

Тема 4.1. Социальная роль и стратификация

11

Подготовить презентацию: «Социальная стратификация и социальная мобильность»

2

выступление с презентацией,

12

Подготовка презентаций по темам «Социальная мобильность», «Социальная стратификация».

2

выступление с презентацией,

13

Указать социальные функции, характеризующие роль строителя. Возможности профессионального роста.

 Написание эссе по темам: «Социальные роли человека в семье и трудовом коллективе», «Социальный статус и престиж»

2

просмотр и проверка выполнения  

Тема 4.2. Социальные нормы и конфликты

14

Составить таблицу: Виды социальных норм

1

Выборочная   проверка

Тема 4.3. Важнейшие социальные общности и группы

15

Сочинение-рассуждение:

 Какую роль в современном обществе играет семья.

3

просмотр и проверка выполнения  

16

Подготовить презентацию  «Молодежные организации России».

2

выступление с презентацией,

17

Написать реферат «Семья как социальный институт и малая группа», «Межнациональные отношения. Этносоциальные конфликты и пути их разрешения» (по выбору студента)

2

просмотр и проверка выполнения  

2 семестр

Раздел 5. Политика

Тема 5.1. Политика и власть. Государство в политической системе.

18

Подготовить реферат: «Особенности демократии в современных обществах»; «Политические реформы в современной России»; «Политические партии и лидеры современной России».  (по выбору студента)

2

защита реферата, устный опрос

Тема 5.2. Участники политического процесса

19

Подготовить сообщение: «Избирательная система в России: достоинства и недостатки».

2

обсуждение результатов выполненной работы на занятии

20

Сочинение-рассуждение: «Существует ли в России гражданское общество?»

3

обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Раздел 6. Право

Тема 6.1. Правовое регулирование общественных отношений

21

Подготовить сообщение: «Отличие правовых и моральных норм»

1

обсуждение результатов выполненной работы на занятии

Тема 6.2. Основы конституционного права Российской Федерации

22

Работа с документом (Конституция РФ): составление тезисов по темам «Судебная система РФ», «Основные конституционные права и обязанности граждан в России»

2

просмотр и проверка выполнения  

23

Работа с документом (Конституция РФ): составление схем - кластеров по теме «Система государственных органов РФ»

2

просмотр и проверка выполнения  

Тема 6.3. Отрасли российского права

24

Написать  рефераты на темы: (по выбору студента). «Способы защиты имущественных и неимущественных прав»,  «Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних»

2

просмотр и проверка выполнения  

25

Презентации: «Избирательная система в РФ»

2

выступление с презентацией

26

Работа с документом (Трудовой кодекс РФ): составление опорного конспекта по теме «Права и обязанности работника и работодателя»

2

просмотр и проверка выполнения  

Тема 6.4. Международное право

27

Составить иск в международный Страсбургский суд по правам человека.

2

просмотр и проверка выполнения  

54


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:


Перечень  электронных образовательных ресурсов:

электронные носители, обучающие программы, Интернет-ссылки и т.п. (в т.ч. собственные электронные образовательные ресурсы)

по курсу «Обществознание»

Список электронных образовательных ресурсов, обеспечивающих доступ учащихся Каталог информационной системы «Единое окно доступа к образовательным ресурсам»

http://window.edu.ru/window/catalog

Каталог Российского общеобразовательного портала http://www.school.edu.ru

 Каталог «Образовательные ресурсы сети Интернет для общего образования»

http://catalog.iot.ru

 Каталог «Школьный Яндекс» http://school.yandex.ru

Каталог детских ресурсов «Интернет для детей  http://www.kinder.ru

 Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru http://eor.edu.ru 

Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» http://window.edu.ru

 Единая Коллекция цифровых образовательных ресурсов  http://school-collection.edu.ru 

http://www.school.edu.ru

 Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена  http://ege.edu.ru 

Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов (ФЦИОР) http://eor.edu.ru

 Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru

Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru 

Каталог учебных изданий, оборудования и электронных образовательных ресурсов для общего образования http://ndce.edu.ru 

Школьный портал http://www.portalschool.ru 

Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании»

http://www.ict.edu.ru http://russia.edu.ru

История России. Обществознание 

Коллекция «Исторические документы» Российского общеобразовательного портала http://historydoc.edu.ru 

Тематические коллекции по истории Единой коллекции ЦОР http://school-collection.edu.ru/collection 

Всероссийская олимпиада школьников по истории http://hist.rusolymp.ru 

Государственная публичная историческая библиотека России http://www.shpl.ru 

Государственный архив Российской Федерации http://www.garf.ru 

Хронология русской и западной истории http://www.istorya.ru/hronos.php 

История Отечества с древнейших времен до наших дней http://slovari.yandex.ru/dict/io 

Образовательно-исторический портал Великая империя.

История России http://imperiya.net 

История государства Российского в документах и фактах http://www.historyru.com История России с древнейших времен до 1917 года: электронное учебное пособие http://elib.ispu.ru/library/history 

Ключевский В.О. Русская история: Полный курс лекций http://www.bibliotekar.ru/rusKluch 

Русская история, искусство, культура http://www.bibliotekar.ru/rus/ 

Российская Империя: исторический проект http://www.rusempire.ru 

Правители России и Советского Союза http://www.praviteli.org 

Династия Романовых http://www.moscowkremlin.ru/romanovs.html

Проект «День в истории» http://www.1-day.ru 

Государственные символы России. История и реальность http://simvolika.rsl.ru 

Гербы городов Российской Федерации http://heraldry.hobby.ru 

Военная литература http://militera.lib.ru 

Революция и Гражданская война: исторический проект http://www.rusrevolution.info

 Великая Отечественная война 1941–1945: хронология, сражения, биографии полководцев http://www.

1941–1945.ru Великая Отечественная война http://gpw.tellur.ru 

Сталинградская битва http://battle.volgadmin.ru 

Герои страны http://www.warheroes.ru 

Проект «ПОБЕДИТЕЛИ: Солдаты Великой войны» http://www.pobediteli.ru 

Портал «Археология России» http://www.archeologia.ru

 Российский археологический сервер «Храмы России» http://www.temples.ru 

История Древнего мира: электронное приложение к учебнику для 5-го класса http://www.ancienthistory.spb.ru 

История Древнего Рима http://www.ancientrome.ru 

История Древней Греции http://www.greeceold.ru 

Древняя Греция: история, искусство, мифология http://www.ellada.spb.ru 

Забытые цивилизации http://www.forgotten-civilizations.ru 

Библиотека текстов Средневековья http://www.vostlit.info 

Эпоха Возрождения http://www.renclassic.ru 

Центр антиковедения http://www.centant.pu.ru 

Российский исторический иллюстрированный журнал «Родина» http://www.istrodina.com

 Государственный Бородинский военно-исторический музей-заповедник http://www.borodino.ru 

Государственный Исторический музей http://www.shm.ru

 Музеи Московского Кремля http://www.kreml.ru 

Музей Военно-Воздушных Сил http://www.monino.ru 

 

http://www.prosv.ru/ebooks/Chelovek_i_obshestvo_1/index.htm Всероссийская олимпиада школьников по обществознанию

http://soc.rusolymp.ru Обществознание в школе. Сайт учителя обществознания В.П. Данилова

http://danur-w. narod.ru

Учебное пособие по обществознанию Г. Трубникова

http://gtrubnik.narod.ru/ucontents.htm Законодательство России

http://www labex.ru Мир и Россия

http://wnr.economicus.ru Мир психологии

http://psychology.net.ru Молодежные движения и субкультуры

http://subculture.narod.ru Научно-аналитический журнал «Информационное общество»

http://www.infosoc.iis.ru Научно-образовательная социальная сеть

http://socionet.ru Научно-образовательный портал «Наука и образование»

http://originweb.info Независимая организация «В поддержку гражданского общества»

http://www.nogo.ru Общественно-политический журнал Федерального собрания «Российская Федерация сегодня»

http://www.russia-today.ru Права и дети в Интернете

http://school-sector.relarn.ru/prava/index.html Проект «Дух демократии»

http://www.unb.ca/democracy Социология

http://socio.rin.ru Толерантность: декларация принципов

http://www.tolerance.ru/ Философская антропология

http://anthropology.ru Фонд «Общественное мнение»

http://www.fom.ru Электронный журнал «Вопросы психологии»

http://www.voppsy.ru Академия «Гражданское общество»

http://www.academy-go.ru Библиотека литературы по психологии

http://www.psyhology-online.ru Библиотека философии и религии

http://filosofia.ru Гражданское общество — детям России http://www detirossii.ru

 

Право

Вестник гражданского общества

http://www.vestnikcivitas.ru Всероссийская гражданская сеть

http://www civitas.ru Всероссийский информационный портал Ювенальная юстиция в Россииhttp://www.juvenilejustice.ru

Всероссийский центр изучения общественного мнения

http://wciom.ru Федеральный правовой портал «Юридическая Россия»

http://lbaw. edu.ru ВЦИОМ. Журнал «Мониторинг»

http://wciom.ru/biblioteka/zhurnal-monitoring.html Изучение прав человека в школе

http://www.un.org/russian/topics/humanrts/hrschool.htm Институт Верховенства Права

http://www ruleoflaw. ru Институт общественного проектирования

http://www. inop.ru Институт прав человека http://www.hrights.ru Информатика для демократии

http://www.indem.ru/russian.asp Исследовательский холдинг Ромир

http://romir.ru Каталог Право России

http://www.allpravo.ru/catalog Комитет за гражданские права

http://www.zagr.org Левада-центр

http://www levada.ru

Межрегиональное объединение избирателей

http://www.votas.ru Независимый институт выборов

http://www. vibory. ru Ассоциация «Голос»

http://www.golos.org Молодежная правозащитная группа

http://right.karelia.ru Московская Хельсинкская группа

http://www.mhg.ru Независимый экспертно-правовой совет

http://www.neps.ru Общероссийское общественное движение «За права человека»

http://www.zaprava.ru Общественная палата Российской Федерации

http://www oprf.ru Организация Объединенных наций

http://www.un.org/russian Опора России

http://www.opora.ru Осторожно, коррупция! Международная выставка-конкурс политического плаката

http://notabene.org.ru Официальный сайт Государственной Думы РФ

http://www.duma.gov.ru Официальный сайт Уполномоченного по правам человека в Российской Федерацииhttp://www.ombudsmanrf.ru Права человека в России

http://hro1.org Правовой центр ГеРиСС http://www.geriss.ru/prava

Проект «Будущее прав человека»

http://www.pgpalata.ru/reshr Российский бюллетень по правам человека

http://www hrights.ru/text/b25/bul25.htm Санкт-Петербургский центр «Стратегия»

http://www.strategy-spb.ru Судебная защита прав человека и гражданина

http://www.sutyajnik.ru/rus Фонд «Общественный вердикт»

http://www.publicverdict.org Молодежное правозащитное движение

http://www.yhrm.org   Фонд защиты гласности

http://www.gdf.ru Центр и фонд «Холокост»

http://www.holocf.ru Центр развития

http://www.dcenter.ru

Центр содействия проведению исследований проблем гражданского общества

http://www.demos-center.ru Центр содействия реформе уголовного правосудия

http://www.prison.org Электронная библиотека Гумер (Гуманитарные науки)

http://www.gumer.info Эксперт ОПИМ 2.0

http://www.expert.ru Юридический информационный портал

http://j-service.ru Юридический центр Взгляд. Защита прав детей http://www.barrit.ru/children.html


Экономика

Азбука финансов

http://www azbukafinansov. ru Библиотека экономической и деловой литературы

http://ek-lit.narod.ru

Библиотека Экономической школы

http://sei.e-stile.ru/home Федеральный образовательный портал «Экономика. Социология. Менеджмент»

 http://ecsocman.edu.ru Бизнес и технологии

http://www.e-commerce.ru/biz_tech/index.html Бюджетная система Российской Федерации

http://www.budgetrf.ru Валовый внутренний продукт

http://www ereport.ru/articles/indexes/gdp.htm Всероссийская олимпиада школьников по предпринимательской деятельности

http://biz.rusolymp.ru Всероссийская олимпиада школьников по экономике

http://econ.rusolymp.ru Институт экономики переходного периода

http://www.iet.ru  Компьютерные деловые игры для бизнес-курса профильных школ и вузов

http://www.vkkb.ru Концепции школьного экономического образования

http://basic.economicus.ru/index.php?file=1 Международный центр экономического и бизнес-образования

http://icebe.ru/index.shtm Методическое пособие по экономике

http://e-lib.gasu.ru/eposobia/bo4kareva/index.htm Мировая экономика: новости, статьи, статистика

http://www ereport.ru Модели спроса и предложения

http://www marketing.spb.ru/read/sci/m2/index.htm Молодежная школа бизнеса

http://www msbn.ru Молодежный бизнес-лагерь. Новое поколение лидеров

http://www.newleaders.ru Начала экономики

http://www.besh.websib.ru Начала экономики

http://econachala.narod.ru Национальное агентство финансовых исследований

http://www nacfin.ru Олимпиады по экономике

http://www.iloveeconomics.ru Основы экономики

http://basic.economicus.ru  Открытые курсы бизнеса и экономики

http://www.college.ru/economics/economy.html  Портал института «Экономическая школа»

http://economicus.ru Проблемы школьного экономического образования

http://basic.economicus.ru/index.php?file=2 Программа «Современная экономика»

http://icebe.ru/conteconomics  С процентами по жизни

http://percent-sch86.narod.ru Словари и энциклопедии

http://dic.academic.ru/ ^временный экономический словарь

http://slovari.yandex.ru/dict/economic Финансовое право, бюджетное право, история налогового права

http://www. finteoria.ru Финансовая электронная библиотека

http://mirkin.eufn.ru Центр повышения финансовой грамотности

http://fin-gramota.ru Школа молодого предпринимателя

 http://shmpmgu.ru  Экономика предприятия

http://www.nuru.ru/ek/com.htm Электронная образовательная оболочка для изучения институциональной экономики

 http://econline.edu.ru

ПРЕЗЕНТАЦИИ к урокам по учебнику обществознание Боголюбов

Тема: Введение

Урок 1. Общество и общественные отношения. (258 kb)

Урок 2. Человек. Индивид. Личность. (968 kb)

Тема: Что такое деятельность

Урок 3. Сущность человеческой деятельности. (1,04 mb)

Урок 4. Многообразие деятельности. (391 kb)

Урок 5. Деятельность и общение. (1,34 mb)

Урок 6. Социальные нормы и отклоняющееся поведение. (1,10mb)

Тема: Познание как деятельность

Урок 7. Познавательная деятельность человека. (778kb)

Урок 8. Истина и ее критерии. (277 kb)

Урок 9. Научное познание. (531 kb)

Урок 10. Ненаучное познание. (55 kb)

Урок 11. Социальное познание. (370 kb)

Урок 12. Самопознание. (390 kb)

Тема: Деятельность и духовный мир человека.

Урок 13. Духовно-теоретическая и духовно-практическая деятельность. (388 kb)

Урок 14. Мировоззрение, убеждение, вера. (458 kb)

Урок 15. Нравственная оценка деятельности. (274 kb)

Тема: Материально-производственная деятельность

Урок 16. Трудовая деятельность. (756 kb)

Урок 17.  Изобретательная деятельность. (96 kb)

Тема: Социально-политическая деятельность и развитие общества

Урок 18. Свобода в деятельности человека. (380 kb)

Урок 19. Исторический процессии его участники. (587 kb)

Урок 20. Политическая деятельность. (189 kb)

Урок 21. Общественный прогресс. (307 kb)

Тема: Мыслители прошлого об обществе и человеке.

Урок 22. Древние мыслители о мире и о человеке. (663 kb)

Урок 23. Развитие обществознания в новое время. (318 kb)

Урок 24. Развитие обществознания в XX в. (236 kb)

Урок 25. Что такое цивилизация? (1,07 mb)

Тема: Цивилизации прошлого

Урок 26. Особенности древних цивилизаций. (65 kb)

Урок 27. Древние цивилизации Европы. (335 kb)

Урок 28. Цивилизация эпохи средневековья. (540 kb)

Урок 29. Переход к индустриальной цивилизации. (314 kb)

Урок 30. Цивилизация России. (209 kb)

Тема: Современный этап мирового цивилизационного развития

Урок 31. Современные цивилизации. (157 kb)

Урок 32.  Глобальные проблемы современности. (715 kb)

Тема: Экономическое развитие современной цивилизации

Урок 33.  Экономика и ее роль в жизни современного общества. (603 kb)

Урок 34. Рыночные отношения в современной экономике. (816 kb)

Урок 35. Научно-технический прогресс и материальное производство. (632 kb)

Урок 36. Человек в системе экономических отношений. (745 kb)

Тема: Цивилизация и социальное развитие

Урок 37. Социальная структура и социальные отношения. (378 kb)

Урок 38. Нации и межнациональные отношения. (310 kb)

Урок 39. Социальный статус личности. (574 kb)

Тема: Современная цивилизация и политическая жизнь

Урок 40. Политическая система и ее роль в жизни общества. (252 kb)

Урок 41. Правовое государство. (62 kb)

Урок 42. Демократия. (367 kb)

Урок 43. Политический статус личности. (108 kb)

Тема: Духовные ценности современной цивилизации

Урок 44. Духовная культура. (383 kb)

Урок 45. Наука и образование. (268 kb)

Урок 46. Религия в современном мире. (348 kb)

Урок 47. Духовный мир личности. (318 kb)



Предварительный просмотр:

ГАПОУ РБ Техникум строительства и городского хозяйства

 

АЛЬБОМ ТАБЛИЦ

по дисциплине "Обществознание"

для студентов среднего профессионального образования

специальности:

08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Улан-Удэ

2018

ТАБЛИЦА 1. ОБЩЕСТВО

Сферы жизни общества

экономическая

Социальная

политическая

духовная

включает в себя создание материальных благ

включает в себя взаимосвязи между людьми во всем их многообразии и развитии

включает в себя отношения власти и подчинения, а также управление обществом

включает в себя создание и освоение духовных благ

Элементы:

Элементы:

Элементы:

Элементы:

  • Материальные потребности
  • Экономические блага
  • Экономические ресурсы (источники производства благ)
  • Хозяйствующие субъекты
  • Социальные группы
  • Социальные связи
  • Социальные институты
  • Социальные нормы
  • Социальная культура
  • Политические организации
  • Политические институты
  • Политическая культура (нормы политического поведения)
  • Политическая идеология
  • Духовные потребности
  • Духовное производство
  • Субъекты духовной деятельности
  • Духовные ценности

Науки, изучающие общество

Классические общественные науки

философия

Экономика

социология

политика

Исследует познание человеком мира

изучает закономерности организации хозяйственной жизни общества

изучает возникновение и изменение различных связей между людьми

исследует сферу управления обществом, становления и развития отношений власти в обществе

Ключевые категории: бытие, познание, объективное, субъективное, форма и содержание и т.д.

Ключевые категории: собственность, рынок, деньги, экономические блага и т.д.

Ключевые категории:

социальная система, социальная норма и т.д.

Ключевые категории:

власть, государство, идеология, политические интересы, политическая система


ТАБЛИЦА 2. ПРИЗНАКИ ОБЩЕСТВА

Всемирно-исторический подход

Цивилизационный подход

(По К. Марксу.

Выполнен на основании обобщения исторического опыта Европы)

Первобытнообщинный строй

Рабовладельческий строй

Феодальный строй

Капиталистическое общество

Социалистическое общество как переходная ступень к коммунистическому обществу

Реализуется на основании обобщения исторического опыта человечества

Природные сообщества

Восточные цивилизации

Западные цивилизации

Черты:

Приспособление к природному годовому циклу

Действительность воспринимается через веру в харизматический, божественный идеал

Устремленность

в будущее

Обожествление сил природы (язычество)

Общественное сознание сосредоточено на постижении высшего смысла, духовного совершенства

Общественное сознание устремлено на повышение комфортности жизни, рыночная экономика

Примеры:

  • австралийские аборигены
  • американские индейцы
  • малые народы Сибири

Примеры:

  • Древний Египет
  • Древняя Индия
  • Древний Китай
  • Современная арабо-мусульманская цивилизация

Примеры:

  • Античная цивилизация
  • Цивилизация средневековой Европы
  • Цивилизация Нового времени

 - символ обозначает переход от одного типа общества к другому

ТАБЛИЦА 3. ТРАДИЦИОННОЕ, ИНДУСТРИАЛЬНОЕ И ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБЩЕСТВА (ПО Д. БЕЛЛУ)

Традиционное

Индустриальное

Постиндустриальное

Первое по времени, возникает вместе с возникновением общества вообще

Второе по времени.

XIX-ХХ вв. н.э.

В настоящее время начинает развиваться в США, Японии и ряде стран Западной Европы

Отсутствие государства или существование отдельных государств, стремление государств к самоизоляции, господство традиционных ценностей и патриархальный уклад жизни

Существование государства, сосуществование отдельных государств

Глобализация, существование как национальных государства, так и надгосударственных органов власти

Человек зависит от сил природы

Человек интенсивно овладевает силами природы

Человек властвует над силами природы

Влияние на природу:

примитивное, легко восполняемое природой. Производство малоотходное или безотходное: скотоводство или земледелие. Промышленная обработка минимальна или вообще отсутствует. Религиозные запреты на загрязнение

Влияние на природу:

освоение и активное преобразование природы, которая не в состоянии справиться с антропогенным влиянием. Развитие промышленности. Появление искусственных материалов

Влияние на природу:

активное законосообразное освоение природы. Нивелирование антропогенного влияния на природу. Минимизация загрязнения окружающей среды, безотходное производство

Цель общества: поддержать существование человека как вида

Цель общества: производство товаров массового потребления

Цель общества: добыча, обработка и хранение информации

Экстенсивное развитие, распространение человечества и сбор природных богатств с большей территории

Развитие понимается как интенсификация использования природных богатств и бесконтрольное развитие техники

Развитие понимается как развитие техники на основе научных достижений и углубление понимания законов природы

Основные отношения – между человеком и природой

Основные отношения – между человеком и природой

Основные отношения – между людьми

ТАБЛИЦА 4. РАЗДЕЛЕНИЕ ТРУДА В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ

                            Направление исторического развития общества

ТАБЛИЦА 5. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ

Социальны институт – устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих некоторую сторону человеческой деятельности и организующих эту сторону жизни как систему ролей и статусов

Примеры социальных институтов:

  • род
  • семья
  • государство
  • институт науки

Социальные институты первобытнообщинного строя (род, большая семья) базируются на жестко предписанных ритуалах и обычаях поведения, как правило, религиозного характера; современные социальные институты характеризуются большей независимостью от морали, приятием нонконформизма

ТАБЛИЦА 6. НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОТНОШЕНИЯ

нравы

Мораль

обычаи

право

привычные формы поведения, имеющие нравственное значение.

Нравы – те нормы поведения людей, которые бытуют в некотором обществе и могут быть подвергнуты нравственной оценке. Следованием нравам общества санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Регулирует человеческое поведение с помощью норм, получающих идейное обоснование в виде идеалов добра им зла.

Исполнение норм морали санкционируется только формами духовного воздействия (общественная оценка)

стереотипный способ поведения, который воспроизводится в определенном обществе или социальной группе и является привычным для членов данного общества, социальной группы, касается всех сторон жизни человека

совокупность общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством в виде свода законов. Базируется на идее правосудия

ТАБЛИЦА 7. ЦЕЛОСТНОСТЬ СОВРЕМЕННОГО МИРА, ЕГО ПРОТИВОРЕЧИЯ

ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОВРЕМЕННОСТИ

Все и каждый испытывает влияние:

! последствий ядерных взрывов и техногенных катастроф;

! истощения озонового слоя и увеличение радиоактивного облучения;

! распространения СПИДа, наркомании, алкоголизма;

! изменения климата;

! исчерпания невосполнимых природных ресурсов;

! межнациональных войн, отсутствия толерантности и взаимоуважения в межгосударственных делах;

! удлинения срока жизни, изменения набора типичных болезней, резкого помолодение болезней;

! оперирования массовым сознанием путем дозирования информации.

ТАБЛИЦА 8. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Социальные

проблемы

Экологические

проблемы

Взаимоотношения человека

и общества

Проблемы, возникающие во взаимоотношениях между социальными группами и государствами

Проблемы взаимоотношений человека с природой

Проблемы, возникающие между отдельными членами общества и обществом в целом

  • скрываемая вражда блоков (по национальному, финансовому или религиозному признаку), которая ведет к конфронтации и системе локальных конфликтов;
  • резкое различие уровней общественно-экономического развития и уровня благосостояния населения, что ведет к антагонизму высокоразвитых и низкоразвитых стран
  • техногенное загрязнение окружающей среды;
  • истощение невосполнимых природных ресурсов (воздуха, воды, энергоносителей  угля, нефти, природного газа, горючих сланцев, торфа, - минерального сырья и руд);
  • проблемы использования общественных богатств (мирового океана, космического пространства)
  • проблемы здравоохранения, длительности и комфортности жизни;
  • численность населения, ее взрывоподобный рост за последние сто лет;
  • проблема ведения здорового образа жизни в связи с понятием "здоровье человечества";
  • проблема нормального психического развития личности

ТАБЛИЦА 9. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ПОЯВЛЕНИЕ

ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ

Взаимодействие человека с природой носит следующие формы:

  • Знания о природе пока недостаточны для адекватного влияния на природу.
  • Человечество обладает достаточными техническими средствами, чтобы породить техногенную катастрофу.
  • Быстрый рост численности населения.
  • Взрывоподобный рост влияния человечества на природу.

Выходы из создавшейся ситуации:

  • развитие безотходного производства;
  • административно-правовое регулирование;
  • экологическое просвещение;
  • международное взаимодействие в области охраны окружающей среды.

ЧЕЛОВЕК

ТАБЛИЦА 10. КОМПОНЕНТЫ ПОНЯТИЯ "ЧЕЛОВЕК"

ТАБЛИЦА 11. ПОНЯТИЯ "СУБЪЕКТ" И "ОБЪЕКТ" ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ЧЕЛОВЕКУ

Объект

Субъект

То, на что направлена познавательная, трудовая или иная деятельность субъекта

Носитель предметно-практической деятельности и познания.

Субъектом деятельности может быть как индивид, так и группа людей. Субъект – это источник активности, направленной на нечто вовне субъекта или внутри него. Субъект деятельности можно иначе назвать деятелем

Объектом деятельности может выступать:

  • человек (в процессе обучения и воспитания, в процессе изучения);
  • общество, природа.

Человек выступает как субъект деятельности:

  • в процессе научного познания;
  • в процессе воспитания и социализации, часто не замечая своего влияния;
  • в процессе трудовой деятельности, изготовляя предметы и орудия труда;
  • занимаясь различными формами искусства (театр, живопись, музыка, архитектура и т.д.)

ТАБЛИЦА 12. ФОРМЫ ВОЗЗРЕНИЯ НА МИР

мифология

религия

философия

Высший смысл

объяснение генезис и движения всего сущего и в том числе человека как части мира.

Специфика

через введение представления о некоем божественном начале:

через познание законов природы и экстраполяцию их на прошлое и будущее

которое в современных условиях утрачивает сакральный смысл

которое в современных условиях сохраняет сакральный смысл

Модель мира

люди и боги являются частями мира и живут по его законам

иерархия сфер, главой которых является бог; любое явление определяется его связью с богом

научная модель вселенной и человека (изменяется по мере накопления научных данных)

Дуализм

человек = божественное + физическое

человек = социальное + биологическое

Основная цель

изучение отношений между богом (богами) и человеком

изучение отношений между человеком и миром

Влияние на жизнь

является практическим руководством к действию, основной определенного типа поведения, ценностей, убеждений

не содержит четкого кодекса поведения

содержит четкий кодекс поведения

ТАБЛИЦА 13. ПОТРЕБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Потребность человека – переживаемая и/или осознаваемая нужда в чем-либо. Потребности человека отличаются от потребностей животных и могут быть разделены на три группы

Биологические

Социальные

Идеальные

Потребности, удовлетворение которых, как правило, необходимо человеку в первую очередь

Потребности, свойственные человеку как социальному существу. Их удовлетворение необходимо человеку тогда, когда биологические потребности удовлетворены.

Специфически человеческие потребности, нужда в удовлетворении которых обычно возникает, если потребности двух других групп удовлетворены.

Потребности в поддержании жизнедеятельности организма:

  • еда, вода, воздух;
  • движение;
  • тепло (одежда – в холодном климате), жилище;
  • самосохранение
  • воспроизводство

Потребности в связи с некоторой группой (группами) людей:

  • самореализация, общественное признание;
  • принятость в социальные группы;
  • общение (с людьми и предметами искусства);
  • привязанность;
  • забота;
  • самоуважение

Потребности в познании:

  • познание природы;
  • самопознание;
  • поиск смысла жизни;
  • самовыражение

ТАБЛИЦА 14. СПОСОБНОСТИ ЧЕЛОВЕКА

Способности – индивидуальные особенности личности человека, являющиеся субъектными условиями успешного осуществления некоторой деятельности

Способности имеют биологическую основу в виде задатков (например, скорость реакций, особенности мышления, предпосылки для развития физической силы).

Степень развития способностей зависит от:

  • задатков;
  • трудолюбия, настойчивости, целеустремленности, условий жизни (помощь семьи и государства).

Уровни обладания способностями: "способности", "талант", "гениальность".

Способности могут быть развиты только в процессе тренировки, использования.

Способности проявляются, как правило, в какой-либо области знаний или жизнедеятельности (наука, искусство, бизнес, ремесло, спорт и т.д.).

Способности определяют почти все аспекты жизнедеятельности конкретного человека, – его образование, профессию, круг общения, образ жизни, физическое и психическое здоровье.

Развитие способностей позволяет человеку повышать свой социальный статус, способствуют повышению самооценки и (часто) уровня жизни.

ДУХОВНАЯ ЖИЗНЬ ОБЩЕСТВА

ТАБЛИЦА 15. ОПРЕДЕЛЕНИЕ МНОГОЗНАЧНОГО ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"

Культура:

  • определенная система материальных и духовных ценностей, форм и результатов человеческой деятельности;
  • способ функционирования общества, создаваемый в процессе социально-преобразующей деятельности людей;
  • возделывание, воспитание (от лат. cultura);
  • совокупность способов и приемов человеческой деятельности, объективированных в предметных материальных носителях, и передаваемых последующим поколениям;
  • исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способностей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также создаваемых ими материальных и духовных ценностях;
  • степень развития человека как субъекта духовно-практической деятельности;
  • мера развития человеческой природы.

ТАБЛИЦА 16. ПРИМЕНЕНИЕ ТЕРМИНА "КУЛЬТУРА"

При описании:

  • определенной исторической эпохи (например, античная культура, культура эпохи Возрождения);
  • народностей или наций (культура майя);
  • специфической сферы деятельности (культура общения, культура труда);
  • археологическая (совокупность археологических памятников определенного места);
  • речи (соответствие индивидуальной речи нормам данного языка, умение использовать коммуникативные средства в разных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи).

ТАБЛИЦА 17. ВЗАИМООТНОШЕНИЕ ЛИЧНОСТИ И КУЛЬТУРЫ

1. Каждая личность вносит вклад в культуру общества. Отдельные личности и группы личностей (например, религиозные группы, научные и художественные школы) создают новые материальные и духовные ценности. Общество в целом навязывает личности культура, то есть каждый из членов общества прививает отдельной личности культуру. Например, старшие члены общества сохраняют культуру путем передачи ее младшим членам общества.

2. Культура влияет на личность, формируя у нее способы деятельности, характерные для данной культуры (способы познания, социальной, трудовой и других видов деятельности). Культура определяет большую или меньшую успешность личности в зависимости от совпадения задатков и способностей личности и требований культуры. Например, можно предположить, что во времена пещерного человека социальный статус здорового человека был всегда выше статуса больного. В наше время это не так. Больной человек может иметь более высокий социальный статус, если обладает какими-либо талантами (ср. Фредди Меркьюри, Валентин Дикуль).

ТАБЛИЦА 18. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ "ИСКУССТВО"

Искусство:

  • Форма сознания, специфический род духовно-практического освоения мира как органическое единство созидания, познания, оценки и человеческого общения.
  • Практически-духовная деятельность по освоению и воплощению эстетических ценностей.
  • Художественное творчество в целом.
  • Специализированная эстетическая деятельность.
  • Высокая степень умения, мастерства в любой сфере деятельности.

ТАБЛИЦА 19. СТРУКТУРА КУЛЬТУРЫ

делинквентные

(преступные) культуры – совокупности нескольких негативно интерпретированных норм и ценностей традиционной культуры, функционирующие в качестве культуры преступного слоя общества.

Устойчива в среде молодежи нижних слоев общества.

Важно: наличие и качество противоправной деятельности, система сигналов (одежда, прическа, жаргон и т.д.)

враждебные

культуры

(контркультуры)

молодежные субкультуры –

(могут быть как негативными, так и позитивными) – автономные целостные образования внутри традиционной культуры, определяющие стиль жизни и мышления ее носителей, отличающиеся своими нормами и ценностями. Часто ориентированы на досуг.

Важно: система сигналов принадлежности к группе (прическа, одежда, досуг, манера поведения, отношение к наркотикам, жаргон)

профессиональные субкультуры –

трансформированные профессиональным мышлением системы ценностей традиционной культуры, получившие своеобразную мировоззренческую окраску.

Важно: система сигналом (профессиональный жаргон, профессиональные знания и навыки, манера поведения).

Выделяются по месту и времени существования.

Могут быть официальными (комсомольцы) и неофициальными (рейверы)

Существует в профессиональных средах (например, врачебная)

ТАБЛИЦА 20. СТРУКТУРА ДУХОВНОЙ СФЕРЫ ОБЩЕСТВА

ТАБЛИЦА 21. Культурный кризис современной России как процесс аккультурации (восприятия другой культуры)

Культурный кризис современной России можно рассматривать как процесс аккультурации – изменения советской культуры и усвоение новой культуры.

Доминантная (советская) культура теряет свои позиции в связи с исчезновением ее социального субстрата, укрепляются позиции национальных культур на постсоветском пространстве. Усиливаются позиции западноевропейской и американской культуры быта.

Все это реализуется в следующих проявлениях:

  • Отказ общества от высокой оценки тонкого духовного мира и тонких душевных переживаний как показателя высокой ценности индивида, укрепление позиций массовой культуры и тех людей искусства, которые стремятся угодить массовому сознанию.
  • Возведение в абсолют финансовой успешности как мерила человека, применение тезиса "Деньги не пахнут".
  • Усиление позиций альтернативных культур, что выражается в языке и духовных произведениям (усиливаются позиции негативных по отношению к доминантной культуре субкультур, а также эскапистских субкультур).
  • Отсутствие внутренней цензуры авторов как реакция на акцептацию чужих культур (знаменем этого является свобода слова) и длительное наличие официальной цензуры в советское время (знаменем этого является антисоветизм). В связи с этим рождается реакция отторжения старшего поколения, выросшего в советский период, на современную эклектическую культуры – непринятие низкого стиля языка, откровенности в половых вопросах и т.п.
  • Резкое расслоение общества по финансовому признаку.
  • Снижение ценности духовной сферы для государства в связи с необходимостью выживания (низкий уровень финансирования духовной деятельности, сокращение финансирования школ, институтов, учреждений культуры).

ТАБЛИЦА 22. СТРУКТУРА МОРАЛИ

ТАБЛИЦА 23. СРАВНЕНИЕ МОРАЛИ, ОБЫЧАЕВ И ПРАВА

Мораль

Обычай

Право

Регулирует человеческие отношения

Особая форма общественного сознания и вид общественных отношений.

Устойчивый, исторически сложившийся стереотипный способ массового поведения.

Совокупность общеобязательных норм, установленных или санкционированных государством.

Едина для всех в своих основных чертах, но включает и исторически преходящие нормы.

Исторически сложившиеся способы массового поведения, характеры для определенных социальных групп в определенные эпохи

Может быть един для всех граждан или для некоторых категорий граждан, как устанавливает это верховная власть.

Получает идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, долга, справедливости и т.п.

Не нуждается в интерпретации, оправдывается традицией.

Может получать обоснование в виде блага государства, отдельных категорий граждан или всех граждан.

Исполнение норм санкционируется формами духовного воздействия (общественная оценка одобрение, осуждение)

Исполнение норм санкционируется государством.

ТАБЛИЦА 24. ЗНАЧЕНИЕ ТЕРМИНА "РЫНОК"

  • МЕРКАНТИЛИЗМ – первая школа политэкономии (экономическая политика эпохи первоначального накопления капитала). Выражалась в активном вмешательстве государства в хозяйственную жизнь в интересах купечества.
  • КЕЙНСИАНСТВО – теория государственного регулирования экономики. Возникла в конце первой трети ХХ века. Исследует практические пути стабилизации экономики, количественные связи макроэкономических величин (нац. дохода, капиталовложения, занятости, потребления и др.). Решающая сфера воспроизводства – рынок, основные цели – поддержание эффективного спроса и полной занятости. Экономическая программа включает всемерное увеличение расходов госбюджета, увеличение количества денег в обращении, регулирование занятости.

Вопросы, на которые отвечает наука экономика:

  • Что производить?
  • В каких количествах производить?
  • Как производить?
  • Для кого производить?

  • Рынок – сфера товарного обмена, спрос и предложение товаров, услуг, финансовых ресурсов, ценных бумаг, золота, драгоценностей, произведений искусства, инвестиций и других на трех уровнях.
  • Рынок – взаимодействие многих участников хозяйственной деятельности, в результате которого определяется количество и качество производимых товаров и услуг. Центром механизма этого взаимодействия является цена.
  • Рынок – отдельная сфера экономики (рынок труда, рынок ценных бумаг).
  • Место для осуществления торговых операций (колхозный рынок).

ТАБЛИЦА 25. ТИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО УСТРОЙСТВА ОБЩЕСТВА

Рыночная экономика

Смешанная экономика

Командно-административная экономика

Собственниками факторов производства являются частные лица и фирмы.

Собственниками факторов производства являются как частные лица и фирмы, так и государство

Собственником средств производства и ресурсов является государство

Основная часть решений о производстве и потреблении принимается частными лицами и фирмами с учетом имеющихся цен.

Решения о производстве и потреблении принимаются как частными лицами и фирмами, так и государством.

Все решения о производстве принимаются государством, решения о потреблении принимаются как государством, так и частными лицами и фирмами.

Правильность/неправильность принятых решений выражается в доходах и убытках участников экономической деятельности.

Правильность/неправильность принятых решений может выражаться в доходах и убытках участников экономической деятельности/разорении части населения.

Правильность/неправильность принятых решений выражается в улучшении или ухудшении экономического положения различных слоев населения.

Государство выступает в роли частной фирмы.

Государство в основном регулирует экономические процессы.

Государство полностью регулирует все экономические процессы.

Уровень зарплаты и цен склады-вается стихийно, по согласованию продавцом и покупателей.

Уровень зарплаты и цен складывается стихийно, по согласованию продавцов и покупателей.

Уровень зарплаты и цен определяется государством, есть черный рынок товаров и услуг.

ТАБЛИЦА 26. ТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УКЛАДОВ

НАТУРАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО – тип хозяйства, при котором продукты труда производятся для удовлетворения потребностей самих производителей, а не для продажи.

ТОВАРНОЕ ПРОИЗВОДСТВО – тип хозяйства, в котором производство ориентируется на рынок, а связи производителей и потребителей продуктов осуществляется через куплю-продажу.

ТАБЛИЦА 27. СТРУКТУРА ПОНЯТИЯ "ЦЕНА"

Конъюнктура – состояние экономики, конкретные условия процесса воспроизводства на каждый данный момент. В основе формирования и изменения конъюнктуры лежат главным образом факторы, определяющие движение цен, ценных бумаг, размеров производства, занятости.

Цена – количество денег, других товаров и услуг, уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги. При рыночной экономике цена складывается в зависимости от спроса и предложения, и также конъюнктуры.

Цена спроса – цена, по которой покупатель согласен приобрести товар.

Цена предложения – цена, по которой производитель согласен продать товар.

ТАБЛИЦА 28. ВАРИАНТЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ЦЕНЫ СПРОСА (Цс)  И ЦЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ  (Цп)

Цс = Цп

Цс < Цп

Цс > Цп

Равновесная цена. Совпадение Цс и Цп обозначает, что продавец согласился продать, а покупатель купить товар или услугу по единой цене, сделка состоится. Цена, которая устанавливается на рынке в условиях конкуренции, стремится к уровню, при котором количество товара, на которое предъявляется спрос, равно количеству предложенного товара.

Цена спроса меньше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать меньшую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделка не состоится. У потребителя низкая потребность в данном товаре или услуге.

Цена спроса больше цены предложения. Это обозначает, что покупатель согласен дать большую цену за товар или услугу, чем та, за которую продавец согласен продать товар или услугу. Сделки совершаются в большом количестве. У потребителя высокая потребность в товаре или услуге.

При сохранении конъюнктуры цена не изменится

Свертывание производства, снижение цены, формирование потребительского спроса.

Рост цен продажи, рост объема производства, насыщение рынка с дальнейшим понижением цены.

ТАБЛИЦА 29. ВИДЫ ПРОЦЕНТНЫХ СТАВОК

Процентная ставка:

дополнительная сумма денег как плата за использование денежных средств

Проценты на вклад

(выплачиваются вкладчику)

Проценты по займу

(выплачиваются заемщиком заимодателю)

ТАБЛИЦА 30. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕМЬИ

Экономическое положение семьи определяется следующими факторами:

реальная покупательная способность

уровень жизни (степень удовлетворенности потребностей населения)

размер прожиточного минимума (стоимости минимально необходимых расходов для поддержания здоровья человека и его жизнедеятельности) (ПМ)

равен номинальному доходу (НД) за вычетом налогов (Н) и потерь от инфляции (И)

РПС = НД – (Н + И)

зависит от:

  • уровня дохода
  • обеспеченности жильем
  • доступности и качества социальных услуг

ПМ = минимальный набор потребительской корзины / продовольствие (П) + промышленные товары (ПТ) + услуги (У) / = граница бедности:

ПМ = П + ПТ + У

ТАБЛИЦА 31. ПОКАЗАТЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОСТОЯНИЯ

ВВП

валовой внутренний продукт

ВНД

валовой национальный доход

выраженная в рыночных ценах стоимость конечных товаров и услуг, произведенных в течение года внутри страны

ВНД = ВВП + ГЗ + КВ + СПБ, где ГЗ – государственные закупки, КВ – капитальные вложения, СПБ – сальдо платежного баланса (соотношение выплат за рубеж и поступлений из-за рубежа)

ТАБЛИЦА 32. СОЦИАЛИЗАЦИЯ

Социализация – усвоение социального опыта, как специально обработанного для усвоения, так и необработанного.

Воспитание – планомерный целенаправленный процесс по формированию качеств личности.

При возникновении противоречий между нормами, усваиваемыми в процессе воспитания и при социализации, побеждают, как правило, последние

ТАБЛИЦА 33. СТАДИИ СОЦИАЛИЗАЦИИ

Этап жизни

Стадия социализации

Содержание стадии

1. Адаптация

Некритическое усвоение социального опыта подражание окружающим.

Детство и юность. Усвоение социального опыта.

2. Индивидуализация

Желание выделиться, критическое отношение и непринятие социального опыта окружающих, желание найти "свой путь".

3. Интеграция

Вливание в общество.

При невозможности влиться в общество на обоюдоприемлемых условиях возможны:

– бунт, агрессия;

– нонконформизм, поиск другой референтной группы, уход от социума (наркотики, религия и т.п.);

– конформизм, жертва своей индивидуальностью ради социальной приемлемости;

– самоубийство при невозможности найти выход из ситуации.

Зрелость

4. Коррекция

Приспособление к новым социальным ролям (при изменении социальных статусов).

Старость

5. Хранение

Хранение и передача социального опыта.

ТАБЛИЦА 34. ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА

  • Наличие определенной территории, что означает распространение власти на определенной территории и на население, живущее на этой территории. В связи с этим возникает вопрос гражданства (в республике) и подданства (в монархии).
  • Публичность власти включает в себя аппарат управления (слой людей, выполняющих властные и управленческие функции) и аппарат принуждения (слой людей, выполняющих принудительные и карательный функции – армия, милиция и т.д.)
  • Суверенитет – особое свойство государства, которое выражается в верховенстве государственной власти внутри страны и независимости государства в международных отношениях во внешней политике.
  • Взимание налогов и привлечение займов для государственных нужд с населения страны и на внешнем рынке.
  • Наличие атрибутов государственной власти (наличие столицы, властного органа, гимна, флага, герба). Данный признак отражает оформленность власти.

ТАБЛИЦА 35. СТРУКТУРА ПОЛИТИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

Политическая система общества – совокупность государственных и общественных организаций, участвующих в политической жизни страны.

Собственно политические организации:

  • государство;
  • политические партии;
  • некоторые общественные организации (имеющие политические цели).

Несобственно политические организации:

Любые общественные организации, которые созданы для достижения иных, нежели политические, цели (экономические, религиозные, культурные, досуговые), но в силу объективной реальности участвуют в политике:

– ставя и решая политические задачи (например, профсоюзы, члены религиозной группы, ущемленные в правах);

– представляя собой группу избирателей (например, собаководы, филателисты), которые хотя и не ставят перед собой политических задач, но являются одной из групп, на которую направлена агитация.

Признаки собственно политической организации:

– выражает интересы определенной социальной группы;

– может обладать государственной властью или влиять на государственную власть; стремится к обладанию государственной властью;

– провозглашает определенные политические цели и руководствуется политическими нормами данного общества.

ТАБЛИЦА 36. ПРИЗНАКИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ

Политическая партия:

  • группа лиц, представляющих интересы определенной социальной общности;
  • непрерывно действующая организация, существующая как на национальном, так и местном уровнях, нацеленная на получение и использование власти, для чего она стремится к получению поддержки народа;
  • политическая организация, выражающая интересы общественного класса или его слоя и объединяющая их наиболее общественно активных его представителей, руководящая ими в достижении определенных политических целей.

Организация:

– длительность существования во времени;

– имеет лидеров.

Структура:

– наличие местных (региональных отделений);

– наличие национальных органов.

Политические цели:

– улучшение устройства общества;

– завоевание и удержание власти для переустройства общества.

Обеспечение

народной поддержки:

– политическая платформа;

– выборная платформа;

– политическая репутация.

ТАБЛИЦА 37. ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ СИСТЕМ

многопартийная

двухпартийная

многопартийная

Единственная партия (партия власти) монополизирует государственную власть. Со временем бюрократизируется, срастается с гос. аппаратом, перестает выражать интересы народа.

Как правило, партий больше, но только две из них являются влиятельными (Великобритания, США). Возможность частой смены политической линии в случае победы на выборах партии оппозиции.

Более двух партий, обладающих политическим влиянием. Большое количество партий затрудняет получение достаточной поддержки населения, борьба за власть может становиться самоцелью.

ТАБЛИЦА 38. ПРИЗНАКИ ФЕДЕРАТИВНОГО ГОСУДАРСТВА

  • Федерация имеет единую территорию, состоящую из территории ее субъектов.
  • Высшая власть принадлежит федеральным органам, однако субъекты могут иметь свои властные органы.
  • Логика предписывает иметь двухпалатный парламент (одна палата от населения, вторая – от субъектов федерации).
  • Основную внешнеполитическую деятельность осуществляют федеративные органы.
  • Субъекты федерации в настоящее время лишены права на сецессию (односторонний выход).

ТАБЛИЦА 39. ПРИЗНАКИ РОССИИ КАК ФЕДЕРАЦИИ

  • РФ является суверенным государством, Обладающим всей полнотой власти на своей территории, имеет единые вооруженные силы для защиты своей территории.
  • РФ обладает единой правовой системой, основанной на Конституцию
  • РФ имеет единое гражданство.
  • РФ характеризуется территориальным единством.
  • РФ имеет единые органы федеральной власти (президент, Федеральное Собрание, правительство, федеральные суды).
  • РФ имеет федеральную собственностью
  • РФ имеет единую денежную систему.
  • РФ имеет единый государственный язык, флаг, герб, гимн, столицу.
  • РФ обладает исключительным правом на заключение мира и объявление войны.

ТАБЛИЦА 40. СУБЪЕКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Политические

образования

Политико-территориальные образования

Национально-территориальные

образования

        

республика

край

область***

ГФЗ*

автономная область

автономный округ

22 объект

9 объектов

 46 объектов

2 объекта

1 объект

4  объекта

Адыгея,

Башкортостан,

Бурятия,

Алтай,

Дагестан,

Ингушетия,

КБР**,

Калмыкия,

КЧР***,

Карелия,

Коми,

Марий Эл,

Мордовия,

Саха, Алания,

Татарстан,

Тыва,

Удмуртия,

Хакасия,

Чечня, Чуваш,

Крым

Алтайский,

Краснодарский,

Красноярский,

Приморский,

Ставропольский,

Хабаровский,

Забайкальский,

Камчатский,

Пермский

Амурская, Архангельская, Астраханская, Брянская, Белгородская, Владимирская, Волгоградская, Вологодская, Воронежская, Ивановская, Иркутская, Калининградская, Калужская, Кемеровская, Кировская, Костромская, Курганская, Курская, Ленинградская, Липецкая, Магаданская, Московская, Мурманская, Ниж. Новгородская, Новосибирская, Омская, Оренбургская, Орловская., Пензенская, Псковская, Ростовская, Рязанская, Самарская, Сахалинская, Свердловская, Смоленская, Тверская, Тамбовская, Томская, Тульская, Тюменская, Ульяновская, Челябинская, Ярославская, Саратовская, Новгородская

Москва,

Санкт-Петербург,

Севастополь

Еврейская

Ненецкий,

Ханты-Мансийский автономный округ -Югра,

Чукотский,

Ямало-Ненецкий

* город федерального значения;        ** Кабардино-Балкарская республика;        *** Карачаево-Черкесская республика.

ТАБЛИЦА 41. ПРИЗНАКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

Правовое государство – это

такая форма деятельности государственной власти, которая строится на основе общеобязательных норм права;

государство, в котором все субъекты права связаны законом, господствующим во всех сферах общественной жизни.

Важнейшие черты правового государства:

Господство закона во всех сферах общественной жизни.

Наличие конституции.

Связанность законом государства и его органов.

Судебная защита прав граждан и взаимная ответственность государства и личности.

При этом законы:

– обладают высшей юридической силой;

– основываются на принципах равенства и справедливости;

– требуют соответствия себе всех других нормативно-правовых актов.

Государство не может действовать иначе как по закону.

Обязанности государства:

– гарантия прав и свобод личности;

– население ответственности в случае нарушения прав и свобод личности.

Обязанности гражданина:

– выплата налогов;

– защита Отечества;

– соблюдение законов.

ТАБЛИЦА 42. ПРИЗНАКИ КОНСТИТУЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  • Нормативно-правовой акт, принимаемый народом или от имени народа.
  • Устанавливает основы общественного и государственного устройства, включая форму правления, структуру государственных органов.
  • Регулирует более широкий круг отношений, нежели все остальные нормативно-правовые акты.
  • Является основным законом государства, то есть регулирует наиболее важные общественные отношения.
  • Обладает высшей юридической силой, т.е. с ней должны быть согласованы и ей соответствовать все другие нормативно-правовые акты.
  • Имеет прямое действие (т.е. является необходимым и достаточным средством для защиты прав гражданина в суде).
  • Устанавливает виды и иерархию нормативно-правовых актов.
  • Стабильность (особый порядок пересмотра и принятия поправок).

ТАБЛИЦА 43. ВЕТВИ ВЛАСТИ

ТАБЛИЦА 44. ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ЧЛЕНОВ СЕМЬИ

Права

Обязанности

личные

имущественные

личные

имущественные

На воспитание ребенка.

На содержание детьми в случае нетрудоспособности

Ответственность за вред, причиненный ребенком до 14 лет.

Материальное содержание несовершеннолетних детей

На образование ребенка.

На защиту интересов ребенка.

Не причинять вред психическому и физическому здоровью

ребенка

На защиту родительских прав


ТАБЛИЦА 45. ОСНОВНЫЕ КЛАССЫ СОВРЕМЕННЫХ РАЗВИТЫХ ОБЩЕСТВ

ТАБЛИЦА 46. СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЗАКРЫТЫХ

И ОТКРЫТЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ЭЛИТ

доступ в нее людям из других слоев затруднен ("пропуск" – родственные связи и знакомства)

доступ в нее свободный и конкурентный

(по способностям и активности людей)

возможны некомпетентное

управление застой в обществе

обеспечивается более профессиональное и эффективное управление обществом

характерно для недемократических обществ (например, для партийно-государственной элиты в бывшем СССР)

характерно для демократических обществ

(например, для элиты сегодняшнего финского общества)

ТАБЛИЦА 47. ТРИ ВЕТВИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ


ТАБЛИЦА 48. НЕКОТОРЫЕ ИЗ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ВЕРСИЙ

О ПРОИСХОЖДЕНИИ ГОСУДАРСТВА

ТАБЛИЦА 49. ПРОТИВОРЕЧИВАЯ РОЛЬ ГОСУДАРСТВА В ОБЩЕСТВЕ

ТАБЛИЦА 50. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВА


ТАБЛИЦА 51. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ

По характеру формирования

– кадровые

– массовые

По характеру политического поведения в обществе

– демократические;

– тоталитарные

По месту в политической системе

  • правящие;
  • правящие:

– легальные, полулегальные, нелегальные.

По взглядам на характер развития общества

– эволюционные;

– реформистские;

– революционные;

– радикалистские

По идеологическим направлениям

  • правые:

– консерваторы;

– либералы и др.

  • левые:

– социалисты;

– коммунисты и др.


ТАБЛИЦА 52. РЕСПУБЛИКА И ЕЕ ФОРМЫ

ТАБЛИЦА 53. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ ГОСУДАРСТВ ПО НАЦИОНАЛЬНО-ТЕРРИТОРИАЛЬНОМУ УСТРОЙСТВУ

Тип государства

Краткая характеристика

Примеры

Унитарное государство

  • единое, составляющее одно целое государство;
  • единые конституция и гражданство;
  • единая система права, органов власти и управления;
  • делится на административно-территориальные единицы.

Дания, Италия, Польша, Финляндия, Франция, Япония

Федеративное государство

Объединяет относительно самостоятельные государственные образования, которые (наряду с наличием общих (федеративных) органов и структур) могут иметь:

– собственную конституцию;

– свои правовую и судебную систему;

– свои органы власти;

– свое гражданство и т.д.

Австрия, Бразилия, Германия, Индия, Канада, Мексика, Нигерия

Конфедерация

Объединение независимых государств для совместного решения общих задач (чаще политических); неустойчива: обычно – либо распадается, либо развивается в федерацию.

Швейцарская конфедерация, Сенегамбия

ТАБЛИЦА 54. ПРИМЕРНАЯ СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПОЛИТИЧЕСКИХ ПОЗИЦИЙ ЛЕВЫХ И ПРАВЫХ ПАРТИЙ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие Комплекс физических упражнений с предметами для учащихся 9-11 классов

Систематически применяемая физкультура и спорт – это молодость, которая не зависит от паспортного возраста, это – старость без болезней, которую оживотворяет оптимизм, это долголетие, которому сопутст...

Учебно-методический комплекс к учебному плану комплексной образовательной программы «Семицветик» подпрограммы «Мир вокруг нас»

Учебно-методический комплекс подпрограммы "Мир вокруг нас" является одним из элементов комплексной образовательной программы "Семицветик" в организации образовательной деятельности предшкольной подгот...

Методические рекомендации по комплектованию учебно-методического комплекса педагога дополнительного образования

Учебно-методический комплекс(УМК) – это совокупность систематизированных материалов, необходимых для осуществления образовательного процесса, обеспечивающих успех учащихся в познавательной, твор...

Учебно-методическое пособие: "Комплексы утренней гимнастики"для учащихся старших классов.

Учебно-методическое пособие разработано Кравчук Татьяной Михайловной, учителем МАОУ Лицей №1, в соответствии с федеральными требованиями. Материал представлен в форме презентации, разработан в помощь ...

Учебно-методический комплекс по учебной дисциплине "Химия"

Учебно-методический комплекс по дисциплине «Химия» адресован студентам очной формы обучения и предназначен для повышения эффективности и качества подготовки путем:- систематизации...

Рабочая учебная программа по обществознанию 8 класс, по учебно-методическому комплексу под редакцией Л. Н. Боголюбова

       Рабочая учебная программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по разделам и тем...

Учебно-методический комплекс РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебного курса «Биология. 10-11 классы (базовый уровень)» на 2012-2013 учебный год

Рабочая программа  составлена на основании авторской учебной программы: И.Н.Пономарева, О.А.Корнилова, Л.В.Симонова. 10-11 классы. Базовый уровень.//Природоведение. Биология. Экология: 5-11 класс...