Представление собственного педагогического опыта
материал

Маркина Татьяна Николаевна

В материале представлено описание педагогического опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predstavlenie_sobstvennogo_pedagogicheskogo_opyta.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №24»

Представление собственного

педагогического опыта

Маркиной Татьяны Николаевны

учителя английского языка

по проблеме

 «Интерактивное обучение как эффективное средство развития коммуникативной компетенции обучающихся»

Сегодня язык – это не только словарный запас, но и способ человека выражать себя, он служит для целей коммуникации и способен выразить всю совокупность знаний человека о мире.  Поэтому, основная цель обучения иностранному языку – это развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Принцип коммуникативности в обучении языку возник на запросы современного общества, которое перестало удовлетворять традиционное изучение лексики и грамматики, не дающее живого владения языком. В результате изучения логико-грамматической системы иностранного языка, учащиеся неплохо знают грамматику, обладают большим лексическим запасом, но не способны пользоваться языком для общения. Только коммуникативность обучения способна вызвать интерес к языку ради тех перспектив, которые открывает активное владение иностранным языком.

Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы.   Цель интерактивного обучения состоит в создании комфортных условий обучения, при которых ученик чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения.

              Процесс формирования коммуникативной компетентности можно  эффективно актуализировать путем проблематизации учебного процесса с использованием информационных источников, т.е. проблемных, интерактивных по своему характеру методов, одним из которых является дискуссионный метод.

             Дискуссионный метод как эффективное средство развития коммуникативной компетенции является ведущей идеей моей работы.

              Актуальность исследуемой проблемы заключается в том, что обучающийся в процессе дискуссии, формируя сознательное отношение к рассмотрению выдвигаемых проблем, активность в ее обсуждении, речевую культуру, направленность на выявление причин возникающих проблем и установку на их решение в дальнейшем, реализует принцип критического мышления, что способствует развитию коммуникативной компетенции. Использование дискуссии на уроках иностранного языка повышает мотивацию и познавательную активность учащихся, расширяет их кругозор и позволяет применить личностно-ориентированную технологию интерактивного обучения иностранному языку, т.е. обучение во взаимодействии.

             Своеобразие и новизна опыта заключается в развитии коммуникативной компетенции учащихся в процессе дискуссии как интегративной характеристики личности, выражающейся в умениях и навыках говорения, понимания, согласования своих действий и мыслей при создании коммуникативного пространства урока.

             В концепции опыта заложены следующие основные принципы:

  • принцип активности и сознательности в обучении;
  • принцип индивидуализации;
  • принцип посильности и доступности.

             Теоретической базой своего опыта считаю работы учёных, таких как Скалкин В.Л., Соловова Е.Н., Ковалевская Е.В., Конышева А.В.

  Основной целью своей педагогической деятельности считаю разработку методического сопровождения необходимого для реализации дискуссионного метода и формирования коммуникативных компетенций учащихся.

Поставленная цель предполагает решение следующих задач:

  • адаптация ведущих идей и положений проблемных или интерактивных методов образования и использование их в качестве методологической основы на уроке;
  • развитие познавательной деятельности  учащихся посредством применения метода дискуссии;
  • развитие коммуникативных умений и навыков, установление эмоциональных контактов между обучающимися;
  • активное включение каждого обучающегося в процесс усвоения учебного материала;
  • развитие навыков самостоятельной учебной деятельности;
  • развитие общеучебных умений и навыков (анализ, синтез, постановка целей и пр.), то есть  решение обучающих и развивающих задач;
  • решение информационной задачи, поскольку обеспечивает обучающихся необходимой информацией, без которой невозможно реализовывать совместную деятельность;
  • решение воспитательных задач, поскольку обучает работать в команде, прислушиваться к чужому мнению;
  • формирование способности обучающегося принимать на себя ответственность за совместную и собственную деятельность по достижению результата
  • формирование культуры творческого оперативного мышления учащихся;
  • подготовка учащихся, способных использовать личный жизненный опыт и приобретенные знания на практике, умеющих самостоятельно разрешать возникающие в реальной действительности проблемы.

          Дискуссия как успешный и действенный прием в обучении общению, позволяет решить проблему совершенствования практических умений и навыков учащихся. Это особая форма коллективного сотрудничества, вызывающая активную напряженную мыслительную деятельность.  Дискуссия как форма учебной деятельности имеет ряд преимуществ:

  • с помощью дискуссии учитель умело включает учащихся в значимые для них, разнообразные жизненные ситуации, вызывающие у них желание говорить и общаться и предоставляет возможность высказать свою точку зрения, свое понимание обсуждаемого вопроса;
  •  в процессе дискуссии ученик  выступает не в роли пассивного слушателя, а становится активным и полноправным участником диалога;
  • в процессе дискуссии активизируется творческая деятельность учащихся, тренируются и развиваются их умение мыслить критически и объективно;
  • дискуссия способствует поисково-познавательной деятельности учащихся, так как ей предшествует большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников;
  • дискуссия учит учащихся культуре общения, правилам речевого этикета и речевого поведения.

              Любая дискуссия предполагает прежде всего хорошую нравственную атмосферу понимания, которую на уроках иностранного языка можно достичь благодаря разработке и тщательному соблюдению следующих правил, применимых к высказыванию учащихся на английском языке:

 1. Любую мысль можно высказать без боязни (учащиеся не боятся того, что их высказывание будет подвергнуто критики, сочтут не достаточно глубоким и т. д.).

 2. Высказывающемуся прощается самое необузданное ассоциирование (чем более неприемлемо кажется высказывание, тем лучше).

 3. Количество предлагаемых идей должно быть как можно больше.

 4. Высказанные идеи разрешается комбинировать как угодно, а также видоизменять, т.е. улучшать идеи, выдвинутые другими членами группы или другими учащимися.

             При подготовке к дискуссии я использую следующие методы в работе с учащимися:

 1. Связное сообщение учебного материала

 2. Метод беседы учителя с учащимися в разнообразных режимах.

 3. Рационально организованная самостоятельная работа с ее последующей активизацией.

 4. Наглядные методы (использование опорных лексико-семантических, лексико-грамматических конспектов и схем).

 5. Творческая работа учащихся (устные и письменные творческие переводы стихов и прозы, сочинения по ассоциации, рефераты и итоговые работы по темам, аннотирование текстов из книг для чтения).

 6. Эвристические методы, включающие проблемный, поисковый, частично-поисковый, исследовательский.

             Дискуссия предполагает следующие формы работы учащихся на уроке:

  • работа в парах;
  • работа в группах (мини-группах);
  • индивидуально-групповая работа.

             Как показала практика, дискуссию можно провести почти по каждой теме, изучаемой в школе. Наиболее интересными и для меня, и для моих учеников считаю дискуссии на темы по социальной проблематике. Так учащиеся с удовольствием обсуждают проблемы молодежи, субкультуру, роль СМИ в жизни общества, виды путешествий, свои увлечения, будущую профессию, взаимоотношения с друзьями или в семье, проблемы экологии, школьную жизнь и др. Практически у всех есть опыт конфликтных ситуаций и мнение, которыми они могут и хотят поделиться. Ребята приводят примеры из своей жизни: общение с одноклассниками и друзьями, разногласия в семье, конфликты в школе и др. В процессе дискуссии ее участники следуют следующим правилам: «Я критикую не людей, а идеи», «Я прислушиваюсь к мнению каждого», «Главное – не победа в споре, а выработка конструктивного решения проблемы», «Я говорю сам и хочу, чтобы другие высказались по проблеме», «Если аргументы и доводы участников дискуссии убедительны, я могу изменить свою точку зрения». Моя задача как учителя – не давать ученикам какие-то задания для выполнения, а побуждать их к самостоятельному анализу ситуации, конструированию своих знаний, усвоению новых знаний путем выявления, обсуждения, закрепления их в процессе дискуссии.

             При оценивании участников дискуссии я учитываю следующие критерии: аргументированное представление своей точки зрения, умение задавать проблемные вопросы, обобщать полученную и изученную информацию, делать выводы, а также – соблюдение речевого этикета и грамотность речи.

             Педагогический опыт показывает, что именно использование проблемных, интерактивных методов обучения с применением различных современных образовательных технологий, создаёт оптимальные условия для развития коммуникативной компетенции учащихся и для их становления как языковой личности, способной решать современные задачи в языковой области знаний.

             Оптимальность и эффективность указанных средств положительно сказывается и на результативности обучения. Практика показала, что у учащихся повысился интерес к изучению английского языка благодаря использованию метода дискуссии в процессе обучения иностранному языку. Применение проблемных или интерактивных методов, в частности метода дискуссии, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции, способствующей развитию теоретического мышления, языковой интуиции и творческих способностей учащихся, при овладении культурой речевого поведения и общения, формируется и учебно-познавательная компетенция, интерес к предмету, что позволяет учащимся выступать на школьных и городских научно-практических конференциях, участвовать в творческих конкурсах и олимпиадах по предмету. Есть определенные положительные результаты учащихся –  20 учащихся (2018-2021 г.г.) являются призерами муниципального этапа Всероссийской предметной олимпиады школьников по английскому языку. В 2020-2021 учебном году Казакова Анна 11 класс стала победителем муниципального и регионального этапов ВОШ. В 2021-2022 учебном году Станкина Ангелина показала хороший результат в региональном этапе ВОШ и стала призером. Высокие результаты показывают ученики в региональных олимпиадах по предмету. Казакова Анна 8,9 класс,  2018г., 2019г.,   Кудашова Виктория  7 класс, 2019г., Тиньгаева Ксения 9 класс, 2019г., Медведева Ульяна 7 класс, 2022г. являются призерами и победителями Евсевьевской открытой олимпиады школьников по английскому языку.  Также имеются призеры и победители переводческих конкурсов – Казакова Анна 9 класс, 2019г. - победитель Республиканского конкурса для школьников «Юный переводчик»  и Ромашкина Амина 11 класс 2020 г. призер «XIV Межрегионального конкурса на лучший перевод».

             Ученица Казакова Анна с достоинством представила себя в конкурсах исследовательских работ. В 2018-2019 учебном году она стала призером Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Мое научное открытие», победителем   муниципального конкурса проектов и учебно-исследовательских работ учащихся «Ярмарка идей» и победителем Научно-образовательного форума обучающихся РМ «Шаг в будущее».

             В качестве показателей эффективности урока и практической значимости рассматривались следующие параметры:

  • повышение познавательного интереса учащихся, уровня учебной мотивации;
  • увеличение роли самостоятельной работы учащихся;
  • снижение уровня тревожности, создание благоприятной для обучения обстановки на уроке;
  • повышение интереса к научно-исследовательской и поисково-творческой деятельности;
  • повышение качества знаний;
  • практическая подготовка к экзамену в разделе «Говорение».

             Подводя итоги, следует отметить, что дискуссия на уроках иностранного языка подчинена главной цели - достижению всестороннего и глубокого раскрытия обсуждаемых вопросов. Работа учителя, использующего интерактивные или проблемные технологии при обучении английскому языку, направлена на развитие личности учащихся. Она дает большие перспективы на самореализацию и раскрытие творческого потенциала учащихся посредством иностранного языка.

   Литература

  1. Васильева Ю.С. Опыт разработки модели внедрения современных методик обучения иностранным языкам// Методист. – 2009 – № 4.
  2. Виноградова О.С. Проблемные методы в обучении иностранным языкам. Источник: http://www.ioso.ru/distant/library/publication/vinogradova1.htm
  3. Ковалевская Е.В. Проблемное обучение: подход, метод, тип, система [Текст] / Е.В. Ковалевская . - М.: «МНПИ», 2000. - 247с.
  4. Конышева А.В. - Современные методы обучения английскому языку– Минск: Тетра система, 2007. – 352 с.
  5. Пассов Е.И. Коммуникативное иноязычное говорение: готовим к диалогу культуры. – М ., 2003.
  6. Скалкин В.Л. Ситуативные упражнения [Текст] / И.Л.Скалкин. – М.: Знание, 2004. - 100 с.
  7. Соловова Е.Н. Урок иностранного языка сегодня [Текст] / Е.Н.Соловова. – М.: Знание, 2006. – 160с.
  8. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005. -167 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Представление собственного педагогического опыта

Представление личного педагогического опыта учителя иностранного языка для конкурса педагогического мастерства в г. Бологое...

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"

Представление собственного педагогического опыта "Формирование гражданственности и патриотизма у учащихся средствами исторического краеведения"...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного педагогического опыта учителя иностранных языков...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Публичное представление собственного инновационного пегагогического пыта работы....

Представление собственного педагогического опыта

Материал для аттестации учителя...

Публичное представление собственного педагогического опыта

Материалы выступления на педагогическом совете школы. Тема "Создание ситуации успеха на уроке"...

Представление собственного педагогического опыта

материал представляет собой обобщение опыта работы в школе за последние несколько лет...