Социализация личности учащихся на уроках математики
статья

Татьяна Алексеевна Буянова

"Социализация личности учащихся на уроках математики" - тема моего доклада на ГМО учителей математики

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социализация личности учащихся на уроках математики

Педагогический процесс - целенаправленное взаимодействие старшего и младшего поколений для решения общественно необходимых задач образования и воспитания с целью передачи социального опыта, необходимого для дальнейшей жизни.

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса. Концепция ФГОС предусматривает усвоение учащимися конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного предмета. Результаты обучения должны применяться в реальных жизненных ситуациях. Здесь на первое место выходит формирование на уроках социально значимых знаний и социальной компетентности.

 Социально значимое знание – это знание об общественных нормах и ценностях, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д. Процесс усвоения этих знаний – важная составляющая личностного роста ребенка.

Социальная компетентность – это особый навык, умение находить компромисс между самореализацией и социальным приспособлением, умение добиваться максимума осуществления собственных желаний, не ущемляя при этом права других на осуществление их собственных желаний.

Социальная компетентность отражается в таких характеристиках:

  • вступать в контакт, устанавливать сотрудничество;
  • выражать свои мысли, чувства, переживания;
  • слушать, реагировать на мнение и переживания другого;
  • ставить цели, планировать действия;
  • выдвигать альтернативные способы действий;
  • распределять обязанности;
  • запрашивать помощь;
  • разрешать конфликты и межличностные проблемы.

Социальная компетенция базируется и основывается на опыте самих учащихся. Нельзя научиться быть социально активным, не участвуя  в самой деятельности.

Необходимость развития социальной компетентности вызвана тем, что, к сожалению, у современных школьников всё ещё распространено элементарное неумение общаться, слушать другого человека, выражать свои чувства, адекватно реагировать на высказывания и действия других людей, и как следствие, совместно принимать решения, регулировать конфликты, прибегая к компромиссам. Достигнуть этого можно через:

  • организацию групповой работы для создания ситуации партнёрства и взаимного уважения в учебном процессе;
  • предоставление возможности проживания разнообразных ролей для овладения нормами общения со сверстниками и взрослыми;
  • использование проектного метода обучения;
  • систематическое предложение заданий на выбор для накопления опыта осознанного выбора;
  • обязательное проведение различных видов рефлексии для овладения этим умением как механизмом развития самосознания.

Сегодня я поделюсь своим опытом по использованию проектного метода обучения.

Каждый этап работы над проектом имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый учащийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы. Это повышает мотивацию участников, способствует социализации учащихся.

Можно выделить несколько видов проектов в соответствии с наиболее значимыми признаками деятельности: исполнительский, конструктивный, творческий.

Об исполнительском проекте (5-6 классы) можно говорить, когда проект выполняется при непосредственном руководстве учителя, учащиеся последовательно осуществляют рекомендации учителя о порядке действий. Выполнение таких проектов предусматривается на начальном этапе использования учебных проектов, когда у учащихся ещё нет достаточного опыта для самостоятельного поиска.

Конструктивный уровень (7-8 классы) уже возможен тогда, когда учащиеся способны, обсудив проблему, самостоятельно выполнить все этапы проекта.

На третьем уровне (9-11 классы) – творческом учащиеся самостоятельно выдвигают идею проекта, сами разрабатывают план и реализуют его.

Рассмотрим некоторые проекты.

 «Геометрические тела вокруг нас»

(5-6 классы)

Цель – познакомиться с  геометрическими телами, рассмотреть возможность их применения в обыденной жизни, составить и защитить творческую работу по данной теме.

Задачи проекта:

  • расширение кругозора;
  • развитие воображения и эмоциональной сферы учащихся;
  • укрепление интереса к познанию окружающего мира, к учебным предметам естественно-научного цикла;
  • развитие общих геометрических представлений учащихся;
  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • умение работать в группах;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • оформление результатов работы в виде творческих работ.

Этапы проведения проекта:

Время проведения проекта - 4 урока (по 40 мин).

1 урок – создание рабочих групп, определение целей и задач проекта, планируемых результатов, распределение работы между учащимися в группах; поиск необходимой информации, подбор иллюстраций, теоретического материала, поиск задач практического содержания из учебников и задачников.

2, 3 уроки (+ работа дома) – оформление результатов  в виде творческой работы; подготовка к защите проекта, консультации учителя.

4 урок – защита творческих работ учащихся, подведение итогов проекта, рефлексия.

Проект предполагает творческую защиту работ учащимися, поэтому в качестве раздаточного материала каждой рабочей группе выдается карта с критериями оценивания проекта.

 Полученные темы:

  • «Цилиндры в нашей жизни»;
  • «Кубик Рубика и его разновидности»;
  • «Прямоугольный параллелепипед рядом с нами»;
  • «Загадки пирамид»
  • «Нет жизни без шара» и др.

Оценивание деятельности учащихся:

Первая оценка выставляется членами группы каждому учащемуся за его работу в группе.

Вторая оценка выставляется учащимися всего класса за работу группы в целом и изучение соответствующей литературы.

Третья оценка выставляется учителем математики за выполнение итогового творческого задания.

«Положительные и отрицательные числа» (6 класс).

Цель – составить и защитить творческую работу по данной теме.

Задачи проекта:

  • расширение кругозора;
  • изучение истории возникновения отрицательных чисел;
  • укрепление интереса к предмету математика;
  • формирование гибкости, самостоятельности, рациональности, критичности мышления;
  • умение работать в группах;
  • формирование общеучебных умений и навыков;
  • оформление результатов работы в виде творческих работ.

Темы творческих работ:

  • «История возникновения положительных и отрицательных чисел»;
  • «Мир без чисел»;
  • «Тайны чисел»
  • «Числовые сказки»
  • «Удивительное число ноль»

В старших классах учащиеся выполняют  индивидуальные проекты (или в парах). Учащиеся знают требования к проектам (через уроки по проектной деятельности). Время на выполнение проекта увеличивается и  в конце четверти отводится несколько уроков на их защиту. Лучшие проекты дорабатываются и выставляются на школьную конференцию.

Проектные работы учащихся 7-9 классов:

«Пифагоровы тройки»;

«Способы решения квадратных уравнений»;

«Построение угла, содержащего целое количество градусов»;

«Числа-гиганты»;

«Математические художества»

«Удивительное число Пи» и др.

Конечно, мне как учителю математики хочется привить любовь и заинтересованность к моему предмету у всех учащихся, но все мы люди и у нас разные интересы и способности. Поэтому уже в старших классах количество учащихся, выполняющих математические проекты, сокращается. Радует лишь то, что дети ищут себя, выявляют свои наклонности и способности (таланты) и проявляют их в других предметах.

В заключении необходимо сказать, что социально значимые знания и социальная компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии и любого возраста.

Главным является не предмет, а личность, которую мы формируем. Согласно ФГОС успешность современного человека определяют ориентированность на знания и использование новых технологий, активная жизненная позиция, установка на рациональное использование своего времени и проектирование своего будущего, активное финансовое поведение, эффективное социальное сотрудничество, здоровый и безопасный образ жизни. Здесь уместны слова Конфуция «Успех зависит от предварительной подготовки, без подготовки вас обязательно ждёт провал»

Список используемой литературы:

  1. Гнеденко Б.В. - Математика и математическое образование в современном мире – М., Просвещение, 2015
  2. Кудинова Л.Г.  –  Проектная деятельность на уроках математики - М.: 2018
  3. Курант Р., Роббинс Г. - Что такое математика? - М., Просвещение, 2017
  4.  Мещанинова О.О. - Проектная и исследовательская деятельность учащихся при обучении математики – Педагогика – 2019
  5. Пути формирования и развития социальной компетентности на уроках математики. [Электронный ресурс]

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная методика как один из видов интерактивных технологий, способствующих успешной социализации личности учащихся и осознанию важности социального взаимодействия

Безусловно, любое общество заинтересовано в том, чтобы его члены могли бы и хотели компетентно участвовать в производительной деятельности, усвоили семейные роли, были законопослушными гражданам...

Мультимедийный проект как средство социализации личности учащегося в условиях современной школы.

Статья участвует в конкурсе Образование 3.0 Иностранный язык в жизни современного подрастающего поколения приобрел в настоящее время, не побоюсь этого слова, глобальный смысл.  Мотивация к его...

Роль уроков технологии в социализации личности учащегося в специальной коррекционной школе.

Содержание процесса социализации определяется  заинтересованностью общества в том, чтобы человек успешно овладел ролями мужчины и женщины, создал прочную семью, мог участвовать в экономической и ...

Активизация интеллектуальной и творческой деятельности учащихся на уроках истории и обществознания посредством активных методов обучения как ресурс социализации личности учащихся.

Статья посвящена применению активных методов обучения на уроках, повышению активности обучающихся  во время уроков, их более глубокому включению в учебный процесс....

"Социализация личности учащихся на уроках математики"

Проблема социализации личности находится в центре внимания педагогической науки и образовательного процесса.Социализация – это процесс усвоения человеком определённой системы социальных нор...

Методический семинар. Тема: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Центральным понятием в международной программе выступает «грамотность», которая в широком смысле определяется еще и как функциональная грамотность....

Презентация. Тема семинара: «Социализация личности учащихся на уроках математики»

Изучение математики совершенствует общую культуру мышления, дисциплинирует ее, приучает человека логически рассуждать, воспитывает у него точность и обстоятельность аргументации....