Выступление на педсовете. Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.
материал

Крутикова Татьяна Васильевна
Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 06.11.2020.docx22.58 КБ
Файл 06.11.2020.docx22.58 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. 
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная 
жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Нестабильность социально-экономической и политической жизни страны и как следствие стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее, влияют на то, что у значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей. Воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.

В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. ПАВ - это уже часть молодежной субкультуры, привычный элемент досуга.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.

Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.

Качествами, необходимыми и достаточными для устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик профилактической деятельности употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность наформирование здорового образа жизни.

Первичная профилактика (а именно первичную профилактику проводят в школах учителя и специалисты) призывает ребят к пониманию личной ответственности за свое здоровье и происходящие в жизни события, поощряет подростков вести здоровый образ жизни. 
Наркомания входит в число очень важных проблем нашей современности. Основные социальные причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам чаще всего следующие:

  • одиночество, неустроенность, жизненные проблемы;
  • особенности подросткового возраста;
  • неблагополучие в семье;
  • проблемы в школе;
  • доступность наркотиков.

Отклоняющееся от нормы поведение может быть следствием нижеследующих обстоятельств, присутствующих в жизни подростка:

  • социальной незрелости личности;
  • физиологических особенностей организма;
  • стремления испытать новые ощущения;
  • любопытства;
  • недостаточной способности к прогнозированию последствий своих действий;
  • повышенного желания независимости.

Положительными качествами, способствующими подрастающей личности не употреблять ПАВ и быть здоровой, являются: эмоциональная устойчивость; сформированность волевых усилий; нравственная воспитанность; межличностная адаптация; сформированность ценностных ориентации; осознанность мотивационно-потребностной сферы.

Вышеперечисленные показатели, препятствуют влияниям отрицательных факторов среды на личность. Их возможно и необходимо развивать у подрастающей личности, вовлекая ее в разные виды педагогически организованной активности. Основным институтами, создающими условия для такой активности, являются:

  • семья,
  • система образовательных учреждений,
  • система учреждений дополнительного образования.

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к ЗОЖ как к одному из главных достижений успеха.

Задачи:

  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ.
  • Популяризовать преимущества ЗОЖ, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, стимулировать их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
  • Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  • Создать условия для осознания подростками здоровья как ценности, увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.
  • Ориентировать профилактические действия, мобилизирующие усилия школьника, направленные на формирование психологического здоровья как фактора защиты от влияния наркогенной окружающей среды.
  • Подготовка педагогов к организации первичной профилактической деятельности.
  • Проводить работу с родителями учащихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
  • Использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды города и области.

Ожидаемые результаты:

 • Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.

 • Овладение детьми и подростками здоровыми жизненными навыками.

 • Установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные

способности).

 • Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и

нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на

физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы

индивида.

 • Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их

применение.

 • Повышение правовой грамотности и ответственности за свое поведение.

Дети – то наше будущие и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровья тех, кто ещё не пробовал и не начинал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача -  убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния пагубных привычек.



Предварительный просмотр:

Проблемы и перспективы реализации задач по профилактике употребления ПАВ и формированию навыков ЗОЖ в школе.

Забота о здоровье - это важнейший труд воспитателя. 
От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная 
жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы.
В.А. Сухомлинский

Нестабильность социально-экономической и политической жизни страны и как следствие стрессы, риск, невозможность четко представить и спланировать будущее, влияют на то, что у значительной части взрослого населения отсутствует уверенность в завтрашнем дне, нет чувства удовлетворенности жизнью. Такая ситуация отрицательно сказывается на уровне воспитанности детей. Воспитанию в семьях уделяется недостаточно внимания, времени и усилий, что толкает подростков на путь ухода от непонятной и нестабильной реальности в иллюзорный мир посредством использования различных психоактивных веществ (ПАВ). Эти вещества воздействуют на центральную нервную систему человека и приводят к изменению состояния сознания. Их длительное применение является причиной возникновения у личности состояний психологической и физической зависимости.

В последние годы в России употребление психоактивных веществ (ПАВ) приняло характер эпидемии. Определенная часть общества, не найдя в себе силы адаптироваться к социуму, предпочитает уход в наркогенную среду. Уровень наркотизации все больше захватывает детско-подростковые группы

Как следует из большинства социологических исследований и научных публикаций, в России 8 % молодежи периодически употребляют наркотики. ПАВ - это уже часть молодежной субкультуры, привычный элемент досуга.

С каждым годом увеличивается количество детей и подростков, начинающих пробовать различные психоактивные вещества в школьном возрасте. Это явление вызывает тревогу у педагогов и родителей и дает основание для усиления профилактических воздействий, направленных на пропаганду здорового образа жизни и снижение интереса к психоактивным веществам у учащихся.

Врачи-педиатры, наблюдающие состояние здоровья школьников, а также данные государственной медицинской статистики свидетельствуют о негативных изменениях в организме учащихся в процессе их обучения в школах разного типа. У современных школьников стали чаще выявлять такие нарушения физического развития, как дефицит массы тела и низкий рост. Заболеваемость детей школьного возраста держится на высоком уровне и составляет примерно 2400-2600 заболеваний на 1000 детей, т.к. каждый школьник на протяжении учебного года условно болеет 2,4-2,6 раза. Это свидетельствует о низкой сопротивляемости организма к патогенным микроорганизмам и вирусам, а также к неблагоприятным воздействиям окружающей среды.

Неблагоприятные факторы среды действуют в той или иной степени на всех. Однако подвержены заболеваниям, возникновению зависимости далеко не все, находящиеся в сходных условиях. Значит дело в самой личности, которая либо определенным образом противостоит отрицательным влияниям, либо не может им противостоять. И тогда идет по пути наименьшего сопротивления трудностям, позволяя себе употреблять психоактивные вещества, которые якобы уменьшают насущную проблему, стоящую перед личностью, либо же дают ощущение радостной эйфории в череде серых жизненных будней.

Качествами, необходимыми и достаточными для устойчивости перед наркогенным соблазном, может обладать только здоровая во всех смыслах личность. Поэтому одной из главных характеристик профилактической деятельности употребления ПАВ в общеобразовательном учреждении будет являться её направленность наформирование здорового образа жизни.

Первичная профилактика (а именно первичную профилактику проводят в школах учителя и специалисты) призывает ребят к пониманию личной ответственности за свое здоровье и происходящие в жизни события, поощряет подростков вести здоровый образ жизни. 
Наркомания входит в число очень важных проблем нашей современности. Основные социальные причины, влияющие на приобщение подростков к наркотикам чаще всего следующие:

  • одиночество, неустроенность, жизненные проблемы;
  • особенности подросткового возраста;
  • неблагополучие в семье;
  • проблемы в школе;
  • доступность наркотиков.

Отклоняющееся от нормы поведение может быть следствием нижеследующих обстоятельств, присутствующих в жизни подростка:

  • социальной незрелости личности;
  • физиологических особенностей организма;
  • стремления испытать новые ощущения;
  • любопытства;
  • недостаточной способности к прогнозированию последствий своих действий;
  • повышенного желания независимости.

Положительными качествами, способствующими подрастающей личности не употреблять ПАВ и быть здоровой, являются: эмоциональная устойчивость; сформированность волевых усилий; нравственная воспитанность; межличностная адаптация; сформированность ценностных ориентации; осознанность мотивационно-потребностной сферы.

Вышеперечисленные показатели, препятствуют влияниям отрицательных факторов среды на личность. Их возможно и необходимо развивать у подрастающей личности, вовлекая ее в разные виды педагогически организованной активности. Основным институтами, создающими условия для такой активности, являются:

  • семья,
  • система образовательных учреждений,
  • система учреждений дополнительного образования.

Поиск оптимальных средств сохранения и укрепления здоровья учащихся школы, создание наиболее благоприятных условий для формирования у школьников отношения к ЗОЖ как к одному из главных достижений успеха.

Задачи:

  • Создать условия для обеспечения охраны здоровья учащихся, их полноценного физического развития и формирования ЗОЖ.
  • Популяризовать преимущества ЗОЖ, расширять кругозор школьников в области физической культуры и спорта, стимулировать их к овладению индивидуальными способами ведения здорового образа жизни.
  • Организовать систему профилактических работ по предотвращению роста заболеваемости учащихся школы.
  • Создать условия для осознания подростками здоровья как ценности, увеличить потенциальную способность детей и подростков жить без зависимостей, быть здоровым физически, психологически, социально и духовно.
  • Ориентировать профилактические действия, мобилизирующие усилия школьника, направленные на формирование психологического здоровья как фактора защиты от влияния наркогенной окружающей среды.
  • Подготовка педагогов к организации первичной профилактической деятельности.
  • Проводить работу с родителями учащихся, направленную на формирование в семьях здоровьесберегающих условий, здорового образа жизни, профилактику вредных привычек.
  • Использовать в профилактической деятельности дополнительные ресурсные возможности общественной и образовательной среды города и области.

Ожидаемые результаты:

 • Уменьшение факторов риска употребления алкоголя, табака и наркотиков и других факторов, ведущих к нездоровому образу жизни.

 • Овладение детьми и подростками здоровыми жизненными навыками.

 • Установление здоровых про-социальных связей (коммуникативные

способности).

 • Увеличение знаний о влиянии алкоголя, табака, легальных лекарств и

нелегальных психоактивных средств на семью и общество, на

физическую, эмоциональную, духовную и интеллектуальную сферы

индивида.

 • Увеличение знаний о здоровых жизненных навыках и практическое их

применение.

 • Повышение правовой грамотности и ответственности за свое поведение.

Дети – то наше будущие и систематическая профилактика ПАВ в школе является одним из важных разделов воспитательной работы. Необходимо сохранять здоровья тех, кто ещё не пробовал и не начинал употреблять алкоголь и наркотики. Поэтому наша задача -  убедить детей, уберечь их от тлетворного влияния пагубных привычек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

выступление на педсовете: "Воспитывающий урок - проблемы, поиски, перспективы"

"Урок в гуманистической воспитательной системе - это урок здоровья, добра, красоты" В.А....

Проблемы и перспективы реализации Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса в МБОУ СОШ № 7 ЗАТО Углегорск

За последние годы в Российской Федерации сложилась ситуация ухудшения состояния здоровья населения. Наряду с этим в стстеме государственного образования налажена стстема постоянного, динамического наб...

Выступление на конференции «Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в системе образования»

В настоящее время в условиях развития новой экономики, в которой основным ресурсом становится мобильный и высококвалифицированный человеческий капитал, в России идет становление новой системы об...

ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

В статье представлены требования ФГОС, а также методы и приемы, которыми можно пользоваться на уроках для его успешной реализации....