Исследовательская работа по теме "Традиционный рушник как средство приобщения молодёжи к духовной культуре народа"
статья

Пенькова Олеся Михайловна
Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место. К ним относится рушник как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovatelskaya_rabota_2.docx50.81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Гнездиловская средняя общеобразовательная школа»

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА

«ТРАДИЦИОННЫЙ РУШНИК

КАК СРЕДСТВО ПРИОБЩЕНИЯ МОЛОДЕЖИ

К ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЕ НАРОДА»

 

                                                   Выполнила учитель искусства

                        Пенькова О.М.

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ                                                                                                            3                                                                                                                 

ГЛАВА I. ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ                      ТРАДИЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО РУШНИКА                       6                                                 

1.1. Рушник –атрибут народных обрядов и праздников                                     9                                      

1.2. Символика и семантика орнамента русского рушника                              14                                        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                   19                                                                                                            

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ                                                                                 21                                                                                          

ВВЕДЕНИЕ

«Народ, который не знает своей культуры,

                                                              истории, -презренен и легкомысленен»[1].

Н.М. Карамзин

На фоне нарастающей глобализации современной культуры продолжает существовать стремление каждого народа сохранить неповторимость своей культуры, запечатлеть ее особенности, в том числе в предметах быта и декоративно-прикладного искусства.

Особое внимание приобретает вовлечение молодежи в процесс возрождения духовной культуры народа. Именно они должны знать свои традиции, ремесла, чтобы потом передать свой опыт своим детям. Найти нравственную основу для воспитания и развития молодежи можно в первую очередь в народных истоках. Культуру можно представить как огромную лабораторию, в которой создаются общечеловеческие и национальные ценности, собираются воедино достижения человеческого общества с глубокой древности до наших дней. Все эти ценности являются наследием культуры русского народа. Поэтому знакомство с духовной культурой народа надо начинать с ее наследия. В словаре русского языка С.И. Ожегова наследие определяется как «явление духовной жизни людей, быта, уклада, унаследованное, воспринятое от прежних поколений, от предшественников»[2].

          Актуальность исследования данной работы заключается в том, что в традиционной культуре русского народа есть обычаи и обряды, связанные с использованием ритуальных предметов, которые выделились из огромного предметного мира, окружающего человека, и заняли в этом мире особое место. К ним относится рушник как предмет декоративно-прикладного искусства и неотъемлемый элемент народных обрядов, обычаев, поверий и праздников.

Народная художественная вышивка рушников – это яркое и неповторимое явление русской культуры. Произведения вышивки несут богатую информацию о своем времени, о заселении края и его традициях.

Данная проблема определяет тему исследования – традиционный рушник как средство приобщения молодежи к духовной культуре народа.

Объект исследования: духовная культура русского народа.

Предмет исследования: возможности приобщения молодежи к духовной культуре народа при изучении традиционного рушника.

Цель исследования: изучить и проанализировать возможности использования рушника в народной культуре, а также выявить и показать молодежи через обычный предмет быта – полотенце духовные ценности исторического и культурного наследия.

В соответствии с этим предполагается решить ряд задач:

    - изучить специальную научную и учебную литературу по исследуемой тематике;

- определить роль рушника в обрядовой культуре;

- проанализировать историю вышивки и орнамента полотенца;

- исследовать символику и семантику традиционного рушника;

- выявить особенности орнамента курского рушника;

- представить сценарии мероприятий, направленных на приобщение молодежи к духовной культуре русского народа.

Структура исследовательского проекта обусловлена целями и задачами исследования и состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложения.

Во Введении обоснована актуальность исследования определены цель и задачи работы, указаны объект и предмет исследования, ее теоретическая и практическая значимость.

В первой главе «Приобщение молодежи к этнокультурным традициям при изучении русского рушника» раскрывается значение декоративно-прикладного творчества как средства активизации творческого мышления, на основе которого у молодежи развивается понимание истинно – прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной культуры, к истории страны, к традициям и обычаям своего народа, к творческому наследию предков; рассказывается о подъеме интереса молодежи к народной культуре, о том какую важную роль играло полотенце в жизни человека; об основных орнаментальных мотивах, используемых в вышивке рушника.

В Заключении подводятся итоги исследовательского проекта, а так же дается методологический подход к изучению традиционного рушника.

Список использованной литературы охватывает специальную литературу, на основе которой выполнен исследовательский проект.

Приложение содержит иллюстрированный материал к теоретической главе.

ГЛАВА 1. ПРИОБЩЕНИЕ МОЛОДЕЖИ

 К ЭТНОКУЛЬТУРНЫМ ТРАДИЦИЯМ ПРИ ИЗУЧЕНИИ РУССКОГО РУШНИКА

  1. Традиционный рушник как элемент повседневной народной культуры

 «Народ умирает, когда становится населением,

   а населением он становится  тогда, когда

   забывает свою историю и культуру»[3].

 Ф. Абрамов

Основной задачей изучения этнокультурных традиций через вышивку является раскрытие значения декоративно-прикладного творчества как средства активизации творческого мышления. На его основе у молодежи развивается понимание истинно прекрасного, появляется потребность приобщения к ценностям народной культуры, к истории страны, к традициям и обычаям своего народа, к творческому наследию предков.

К сожалению, в современной учебной практике знакомство с вышивкой обычно происходит эпизодически и осуществляется главным образом через вышивание предметов одежды. Отсутствие изучения народных традиций своего народа является причиной того, что молодежь не испытывают к ним достаточного интереса. Но важно не только сохранить их в настоящем, но и передать в будущее.

Сейчас в России наблюдается подъем интереса к народной культуре. Народное искусство несет свою сущность, передает духовно-нравственный опыт народа. Знакомство с народной культурой и народным искусством раскрывает истинные начала духовной жизни народа, способствует формированию нравственного облика. Изучаются разнообразные стороны не совсем еще утерянного народного быта, проявляется высокий интерес к русской истории. Старшее поколение пытается сохранить те крупицы народного богатства, которые еще остались.

Нужно чтобы молодое поколение не просто узнали, но и восприняли, и полюбили свою культуру. Они должны ценить и защищать свое прошлое, как фундамент для строительства нашей великой нации.

Задача школ, связанных с изучением народной культуры  приобщение. Важно, чтобы молодежь присвоила традиции культуры себе.    Для молодежи важно отношение к народному искусству не только как к памятнику культуры, но и как к живой этнокультурной памяти. Русскому декоративному искусству всегда была присуща ориентация на традицию, поэтому целесообразно начинать знакомство с народной культурой  с занятий по изучению вышивке рушников. Главная «зацепка», инструмент мотивации  это получить «вещичку», сделанную своими руками (Рис.1,2). 

 «Традиция», «обычай», «обряд» важнейшие элементы культуры русского народа, эти слова всем знакомы, вызывают в памяти определённые ассоциации и обычно бывают связаны с воспоминаниями о той, «ушедшей Руси». Благодаря традициям, обычаям и обрядам народы наиболее всего и отличается один от другого.

Традиции  это осознание принадлежности к своим корням. Чем дальше, глубже в прошлое проложены эти корни, тем сильнее они. Сегодня проводятся фестивали, выставки для того, чтобы приобщить молодежь к традициям народной культуры (Рис.3,4). Полотенца в традиционной культуре – важная часть целого мира.

«Полотенце – полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45 см»[4]. Оно является древнейшим атрибутом жизни восточных славян и часто становится музейным экспонатом.

Слово рушник происходит от корня «руш», «рух». В словаре Фасмера «рушить»ломать, рвать, то есть рушник – оторванный кусок ткани, отрез от длинного полотнища[5].

Созвучие со словом «рука» дает повод ошибочного толкования слова «рушник» как полотенца для рук. Однако для вытирания использовались предметы, называемые: утирка, ширинка, полотенце, рукотерка, ручник - ветошка, висящая при рукомойнике  куски полотна небольшой длины и менее украшенные по сравнению с настоящим рушником. Рушник является показателем трудолюбия и художественного вкуса хозяйки дома. Девочки начинали вышивать рушники себе в приданное с того момента, как учились держать в руках иголку.

Полотенце играло важную роль в жизни человека. Рождался человек – новорожденного обтирали специальным для этого случая полотенцем, умирал человек – покрывали гроб полотенцем. В русских деревнях во время общественных несчастий не только строили всем миром в один день «обыденные храмы», но и ткали и вышивали «обыденные полотенца». Оно считалось безупречно чистым, обладавшим силой сопротивления «»нечистой силе»[6].

        Сегодня, как и сотни лет назад, не стареет древнее искусство тканых и вышитых рушников, которые являются традиционным украшением народного жилища. Для украшения избы использовали «накрючные» праздничные полотенца. Полотенца, предназначавшиеся для убранства интерьера, вышивались весьма богато. Развешанные в горнице по стенам и над картинами, они придают ей праздничность и уют (Рис. 5,6,7).

1.1. Рушник – атрибут народных обрядов и праздников.

          Рушник  единственный ритуальный предмет из языческого прошлого, который без перерыва традиции используется в народном быту по своему прямому назначению - защищать святые углы, божницы, дверные и оконные проёмы, свадьбы, праздники, похороны своими магическими изображениями и оберегами от сглаза, любой порчи и быть пристанищем душ умерших родичей[7](Рис. 8,9,10).

Жизнь русского народа была богата разнообразными обрядами и обычаями, в которых немалую роль играли рушники.

Свадебный рушник. Полотенце играло роль родового оберега. В сва-дебном поезде рушники привязывали вместо вожжей, обвивали ими дуги, укладывали вдоль спин лошадей. В наши дни (рушник на вожжи) заменен лентами на машине, который предназначался повознику, когда молодых везли от венца. Девушка с момента сватовства становилась невестой и готовила приданое.

Разновидности свадебных рушников:

    Рукобитный был самым большим и красивым (Рис. 11). Описывая обручения, собиратель русских народных традиций М. Забылин упоминает, что невеста в знак принятия предложения подносит каждому из сватов по рушнику на деревянной тарелке, который они, в свою очередь, повязывают через плечо и возвращаются в дом жениха[8]. То есть рушник в данном случае являлся знаком согласия на брак (Рис. 12). Им украшали божницу на все время свадьбы, а при поездке к венцу привязывали к дуге свадебной повозки. В некоторых селениях это полотенце дарили свату.

Рушник-ширинка–маленький рушник (Рис. 13, 14). Название обозначает, что данный отрез ткани отрезан от длинного полотна «по ширине», то есть, он настолько узок, что его длина является шириной исходного вытканного полотна. Рушником-ширинкой невеста утирала слёзы перед свадьбой, он повязывался невесте на руку, когда её выводили из родительского дома, чтобы взять её за руку, но при этом не касаться кожи. Такой обычай был связан с верованиями славян: считалось, что девушка в этот моменты не принадлежит миру живых, так как из, отчего дома она уже ушла, в дом мужа ещё не ступила. Вышивали ширинку не так ярко, как другие виды рушников. Здесь чаще присутствовала так называемая «белая вышивка», редко встречались узоры чёрной ниткой.

Утренник–наутро после свадьбы, умывшись, молодая жена обтиралась утренником (Рис. 15,16).

Дружный рушник преподносятся свидетелям-дружкам (отсюда и современный обычай одевать свидетелям в ЗАГСе ленты через плечо) (Рис. 17,18). Эти рушники богато украшались цветами и надевались дружкам на шею. Их число могло достигать двенадцати. Дружка повязывала свой крест-накрест на груди.

В старину на рушник вставали лишь коленями, сегодня обычай уже не так строг, и в огромном большинстве случаев на него вступают ногами. Именно этот рушник влияет на то, как сложится дальнейшая жизнь молодоженов. На нем нельзя вышивать пару птиц, символизирующую жениха и невесту, пожелание  «на счастье», цветы или кольца. Когда молодые стоят на таком рушнике, затопчут все, что могло быть хорошего в их жизни. Самый оптимальный вариант вышивки – геометрический или растительный орнаменты (гроздья винограда, калины, желуди, дубовые листья). Это ограничение появилось недавно – с момента, когда молодые перестали становиться на рушник коленями, а начали становиться ногами. Если же Вы планируете становиться на свадебный рушник коленями, то можно вышивать и птицы, и цветы.

После венчания священник перевязывал руки молодых «союзным» рушником, символизирующим крепость духовных уз, верность жениха и невесты. Раньше использовали чисто белый (можно вышитый белым), чтобы жизнь была безоблачной, или вышитый только красными нитками - на радость. Здесь используются элементы мужской символики (дуб, хмель, мак, виноград) и женской (калина, роза, лилия) (Рис. 19).

Хлебосольный самый неограниченный в выборе узора. После венчания молодожёнов встречали родители жениха, как правило, мать, держа свадебный каравай, украшенный голубками, колосьями, цветами, на сведённых красных концах хлебосольного рушника с вышитыми на нём добрыми пожеланиями. Именно на этом рушнике изображалась пара голубей или жаворонков – символов счастливых и влюбленных людей, которые будут преданны и искренни друг с другом. По бокам рушника вышивали цветочный и растительный орнамент как пожелание достатка, процветания и здоровья. Надпись «Хлеб да соль», васильки и колосья символизирует достаток и согласие в семье (Рис. 20,21).

Рушник, вышитый вручную всегда ценился, и будет цениться, выглядит он, конечно, шикарно и богато. Свадебные рушники схемы, которых передавались из поколения в поколение, бережно хранились и также считались оберегами всего рода.

Но современный ритм жизни меняет свои условия, да и количество предлагаемых услуг для нашего удобства не может не радовать. Поэтому в современном мире обычаи упростились, сейчас появилась возможность покупать рушники, но нужно отметить, что рушники нельзя брать напрокат и не стоит использовать дважды. Рушник должен приобретаться или изготавливаться только для одной семьи. То же самое относится и к иконам, которыми родители благословляют своих детей.

Вышивка на рушнике обычно подчинена христианскому «три» единству: Отец, Сын и Святой Дух, трем состояниям: прошлому, настоящему и будущему. Вышивая рушник, нужно гнать от себя все злые мысли и плохое настроение. Нужно следить, чтобы изнанка рушника была аккуратно вышита, иначе и жизнь будет, как неаккуратно вышитый рушник. Говорят так – лицевая сторона для людей, а изнаночная – для Бога.

Пасхальный рушниктакже является предметом народного творчества. Из древних времен в городах и селах, где проживали славяне, существует давняя традиция посещать церковь для освящения пасхальной корзинки.

В пасхальных корзинках находился весь пасхальный набор, состоящий из: пасхального кулича, крашеные яйца, колбаса, простая вода, соль, а также свеча и накрывалось это все от стороннего глаза пасхальным рушником. Не секрет, что каждой, уважающей себя хозяйке хочется, чтобы ее корзина была самой нарядной, самой праздничной и самой оригинальной. Для этого, пасхальные корзины украшают вышитым или печатным пасхальным рушником. Они имеют свой орнамент, который несет праздничный смысл – радость Воскресения Христа Господнего. Именно поэтому, на них часто присутствуют символы яйца, пасхального кулича, свечи и буквы – ХВ (Христос воскреси) (Рис. 22,23). Например: яйцо – символизирует возрождение, считалось, что мир, когда-то находился в большом яйце и что мы все произошли оттуда. Оказывается, что "Пасхальный Заяц" является атрибутом богини Луны, у которой была заячья голова, а это значит – рассвет и начало новой жизни. Легенда гласит, что языческая богиня весны Эстра превратила птицу в зайца, и поэтому «пасхальный заяц» откладывает пасхальные яйца. Почему они связаны с Пасхой? Ну, цыплята – это понятно. Яйцо – символ возрождения, мир, когда-то находился в большом яйце и мы все оттуда. И сегодня еще делаются с заячьими ушами декоративные яйца для пасхального украшения дома.

Для вышивки пасхального узора с давних времен использовали два цвета: черный и красный, но сейчас рукодельницы немного отошли от традиций и также стали добавлять желтый, синий, золотой. Вышивку можно освежить также зеленым цветом, здесь важно не переусердствовать, использовать его нужно аккуратно и в очень умеренных количествах. На пасхальном рушнике вышивают особый орнамент, который несет праздничный смысл – радость Воскресения Иисуса Христа.

Рушники-божники вышивали для иконы жениха и невесты, причем на рушнике жениха вышивались дубовые листья и желуди, что символизировали мужскую силу. На рушнике невесты – калина, символ женского начала, продолжение рода и лилии символ любви и красоты. И на том и на другом полотенце могут изображаться виноградные листья и грозди, символизирующие материальный достаток. Также вышивалась надпись «Спаси и сохрани».

Правила вышивки свадебного рушника:

• перед работой нужно обязательно вымыть руки, чтобы «смыть» все нехорошие мысли;

• во время вышивания нельзя ругаться и думать о плохом;

• работу с полотенцем лучше начинать утром в четверг, в день верховного божества;

• рушник вышивают натуральными шерстяными или шелковыми нитками, акриловые означают искусственную и неискреннюю семейную жизнь;
• полотенце должно состоять из цельного куска; рушник из двух сшитых частей сулит разорванную и неудачную семейную жизнь;

• лучше, если лицевая и изнаночная стороны рушника будут идентичными: считается, что первая – для людей, а вторая – для Бога, а между материальным и духовным миром должна быть гармония.

  1. . Символика и семантика орнамента русского рушника.

«Откудаже пришла красотав повседневный быт,

в резьбу, кружева, вышивку, песню, танец, живопись?

Да из души русского человека, откуда же еще было

прийти!»[9]

              В. Солоухин

Долгое время народная вышивка не воспринималась как искусство, поэтому образцы изделий не собирали, не изучали и технику вышивки. Русские женщины, как хранительницы обрядов, обеспечивающие благо семье, в своих вышивках создавали узоры, несущие сакральное значение. В древности понятие «писать» имело значение «украшать» и «изображать». «Строчить письмо» значило вышивать строкой, изображать один за другим ряд символических знаков, а красная нить и холст заменяли бумагу и чернила[10]. В.В. Стасов был одним из первых учёных-исследователей, кто попытался собрать, изучить, систематизировать народные узоры, описать особенности древнерусской вышивки. В 1872 году им был издан альбом народной вышивки, кружева и ткачества, снабженный рисунками орнаментов. В.В. Стасов отмечал, что «русские народные узоры свидетельствуют об очень значительном художественном чутье и опытности и должны оказаться драгоценным руководством и советом современному нашему художнику»[11].Были увлечены красотой народных узоров Н. Шабельская и М. Тенищева, собравшие в свое время богатые коллекции. В 20-е годы исследованием русской вышивки занимался ученый В.С. Воронов, считавший крестьянскую вышивку «хранительницей древнейших и глубочайших художественных образов и мотивов русского искусства».

Истоки русской народной вышивки скрываются в глубинах тысячелетий. Подтверждением этому служат вышитые русские ткани, найденные археологами в землях Новгородской и Владимиро - Суздальской, Рязанской и Смоленской, Черниговской и Киевской.

Произведения, которые дошли до наших дней, говорят о глубокой самобытности и устойчивости местных орнаментальных традиций, о высоком художественном вкусе и богатстве технических приёмов.

В произведениях народного творчества – в пословицах, загадках, песнях умение вышивать расценивалось как то, что девушка «вошла в ум – разум» и готова к браку. Получив достаточное количество ниток прядением, из них делали ткань на ручном ткацком станке (Рис. 24,25). Каждая крестьянская семья в старину имела «ткацкий стан». Крестьянки часто окрашивали  ткани в разные цвета. Красители получали из растений, которые собирали на полях и в лесах. Излюбленным цветом на Руси издревле был белый – символ чистоты, красный – символ солнца и чёрный – символ земли и покоя.

Русский орнамент представляет собой сложный комплекс разновременных напластований. Ряд мотивов составляет древний пласт: это геометрические и сюжетные композиции.

Геометрический орнамент может состоять из кругов, ромбов, многогранников, звёзд, крестов, спиралей и др. Геометрический орнамент является одним из древнейших. С его помощью первобытный человек выражал своё представление о мире. Вначале это были простые, легко запоминающие знаки – символы: круг обозначал солнце, прямая горизонтальная линия – землю, квадрат и ромб – поле, волнистая линия – воду (Рис. 26, 27, 28).

Ромб символически был связан с плодородием.[12]. Он мог означать и землю, и женщину, и растение. Геометрический ромб – главная, наиболее устойчивая фигура в орнаменте, знак лучезарного солнца, который у наших предков-славян считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимали как лучи солнца. Пустой в середине ромб означал землю или твердь. Цепочка вертикально расположенных ромбов – «дерево» жизни. Ромб с крючками по сторонам являлся символом матери-земли. Существует версия о доземлевладельческой семантике ромба как символа составленного из двух треугольников. Треугольник, расположенный острием вниз – знак женского начала, вверх – мужского.

Круг с небольшим крестом посередине обозначал неразрывный союз бога Ярилы с человеком.

Малый круг внутри большого, свидетельствовал о том, что наряду с добром (большой круг) существует и зло (малый круг).

Геометрический треугольник означал целинную землю, позднее – оборонительное сооружение.

Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине символизировал как знак засеянного поля, плодородия.

Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездой.

          Восьмиконечная звезда символизировала семью.

Спираль символизирует змею, олицетворяющую мудрость.

Знаки в форме точки символизировали зерно, в виде римской цифры пять – растение.

У каждого орнамента и рисунка своё предназначение: (Рис. 29, 30, 31)

калина – дерево рода, красные ягоды калины символизируют бессмертие рода;

дуб и калина - символы красоты и силы, но силы необыкновенной, красоты необычайной;

дуб – священное дерево, воплощение Перуна, бога солнечной мужской энергии, служит оберегом жизненной силы рода;

виноград – это жизненная нива, на которой муж-сеятель, а жена должна растить и оберегать дерево их рода, символ радости и красоты образования семьи;

лилия – символ девичьей чистоты и невинности, женской энергии, раскрывает тайны жизни. Вместе с цветком всегда присутствуют в орнаменте листок и бутон, которые создают композицию зарождения, развития и непрерывности жизни;

роза – беспрерывное солнечное движение с постоянным обновле-нием;

хмель очень близок к символике воды и винограда, он несет в себе значение молодости, любви. Можно сказать, что узор хмеля  свадебный символ. Узоры, которые напоминают листья хмеля, относятся к молодежной символике.

барвинок– олицетворяет неувядающую жизнь.

Встречаются и вышитые снежинки причудливой формы, расположенные по правому краю полотенца.

Зооморфный орнамент изображает стилизованные фигуры или части фигур реальных и фантастических животных. Иногда  подобный орнамент называют звериным стилем. Декоративные изображения птиц, рыб и насекомых также относится к этому виду орнамента. Конь, часто появляющийся на вышивках,  мифологический персонаж, связанный с солнцем. Подтверждение тому – конёк на крыше дома.

Любимый рисунок для рушников – птицы. Птицы приносят с собой весеннее тепло, свет, сулили урожай, предсказывают будущее, сообщают вести, воплощают души умерших, связывают небо и землю. На свадебных полотенцах птицы обозначают:

павлин – в народном представлении обычно птицы женского рода – павы. Это птица семейного счастья, которая несёт в себе солнечную энергию. Особенно часто они представлены по сторонам куста, древа, или повернуты друг к другу, идут друг за другом или изображены в виде отдельно стоящей крупной фигуры. Птицы вышиваются в профиль, обобщенно, с характерными  признаками – хохолками и пышными хвостами;

соколы, петухи, голуби – символ молодожёнов.

Характерной чертой свадебного полотенца является расположение птиц головками друг к другу. Голуби либо держат в клювиках ягоду калины, либо сидят у корней дерева – символа новой семьи.

В орнаментах вышивки нередко встречаются петух и курица, которые почитались славянами с древнейших времен. Петух– предвестник зари и света, и в представлениях славян он был связан с солнцем.

Русская вышивка являет собой образец выдержанности стиля. На рушнике смешение геометрического и растительного геометризированного изображения бросается в глаза, тревожит своим дисбалансом, заставляет внимательней всмотреться и вдуматься в сюжет. В вышивках нет ничего случайного. Каждый отдельный орнаментальный мотив на полотенцах - сам по себе законченный символ, но и все вместе они представляют художественное и смысловое единство.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Исходя из исследований можно сделать вывод, что рушник – как вид декоративно-прикладного творчества – это главный источник духовных знаний молодежи.

Сегодня наше общество возрождает забытые традиции старины, используя народный опыт, создавая новые модели воспитательных теорий и практик. Внимание к вышивке рушников, древним пластам культуры, традиции в целом, как к неисчерпаемому источнику воспитания и развития человека, развивается в последние годы особенно активно. Это связано с функциональными особенностями видов вышивки, с глубокой духовностью и мудростью народного творчества, с непрерывностью процесса передачи народной культуры из поколения в поколение. Наблюдается повышенный интерес к народной культуре, к этническим процессам, традиционному художественному творчеству. Сохранение и развитие народной культуры, своих корней - это важнейшая задача, которая требует бережного отношения  к традиционному народному декоративно-художественному творчеству. Возрождение народных обычаев, обрядов и  традиционного декоративно-прикладного искусства - это актуальная проблема современности.

Таким образом, приобщение молодежи к духовной культуре народа начинается с детства, где закладываются основные понятия. Рушник является уникальным средством для передачи народной мудрости и духовного воспитания молодежи, полно восполняет всю картину народной жизни, раскрывает душу народа, его достоинства и особенности.

Целью исследования была попытка изучить и проанализировать использования рушника в народной культуре, а также выявить и показать молодежи через обычный предмет быта – полотенце духовные ценности исторического и культурного наследия.

В ходе работы пришла к следующим выводам:

1. Полотенце сохраняет свою повседневную утилитарную функцию как бытовой предмет, в праздники выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую роль как ритуальный предмет особой важности.

2. Русская вышивка на полотенцах помимо того, что выполняет эстетическую функцию, заключает в себе магическое предназначение.

Считаю актуальным возрождение народных традиций воспитания в семье, школе которые будут способствовать эффективному введению воспитательной работы. Основными источниками народного воспитания являются народные праздники, обряды. Народная педагогика будет способствовать развитию национального самосознания, приобщению молодежи к духовной культуре народа.

Русский традиционный рушник можно сейчас повстречать лишь  в сундуках бабушек да в экспозициях краеведческих музеев. Поэтому информация об истории  вышивки народного рушника, по моему мнению, очень важна как составляющая часть истории малой родины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Абрамов, Ф.А. Чем живём-кормимся / Ф.А. Абрамов. – Л. : Сов. писатель, 1986. – С. 317.

2. Голан, А. Миф и символ / А. Голан. – М. : Русслит, 1993. – С. 86.

3. Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. - М. : Сов. Россия, 1990. -С. 7-8.

4. Карамзин, Н.М. Истории государства Российского / Н.М. Карамзин. - М. : Эксмо, 2009. – 1024 с.

5. Климова, Г.Н. Текстильный орнамент / Г.Н. Климова. – М. : Легкая индустрия, 1989. – С.23.

6. Маслова, Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник / Г.С. Маслова. – М. : Наука, 1978. – 207 с.

7. Ожегов, С.И. Словарь русского языка: 70000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М. : Русский язык, 1989. – 917 с.

8. Рыбаков, Б.А. Язычество древних славян / Б.А. Рыбаков. – М. : Наука, 1994. – 607 с.

9. Солоухин, В. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков / В. Солоухин. – М. : Олма-Пресс, 1999. – С.125.

10. Стасов, В.В. Русский народный орнамент : альбом / В.В. Стасов. – СПб., 2000. – С. 24

11. Толстая, С. . Славянские мифологические представления о душе / С. . Толстая. - М, 2000. - С 86-87.

12. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка / М. Фасмер. – СПб. : Азбука : Терра, 1996. – 576 с.


[1] Карамзин Н.М. История государства Российского. Т.1-4.– Калуга , 1993. – С. 67.

[2]Ожегов С.И. Словарь русского языка: 57000 слов / под ред. Н.Ю. Шведовой. – М., 1981.  С.344.

[3] Абрамов Ф.А. Чем живём-кормимся. – Л., 1986. – С. 317.

[4] Климова Г.Н. Текстильный орнамент. – М., 1989. – С.23.

[5]

Фасмер М. Этимологический словарь русского языка. Т.3. - СПб., 1996. -С.524.

[6] Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1994. – С. 471.

[7]

Толстая С.М. Славянские мифологические представления о душ. - М, 2000. - С 86-87.

[8] Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки. – М., 1978. – С. 18-22.

[9]Солоухин В. Энциклопедия. Русская живопись XIV-XX веков. - М., 1999. – С.125.

[10] Изобразительные мотивы в русской народной вышивке. – М., 1990. – С. 7.

[11] Стасов В.В. Русский народный орнамент. Вып.1. Шитье, ткани, кружева. – СПб., 1982. – С. 3-4.

[12]Голан А. Миф и символ. – М., 1973. – С. 86.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейное чтение как средство приобщения ребенка к духовно-нравственным ценностям

      Значительную часть жизненного опыта школьника может составить читательский опыт, который способствует и литературному развитию, и развитию личности в целом. Чтение - основа...

Омское искусство как средство формирования нравственной и духовной культуры школьника

В статье рассказывается об опыте работы  учителя изобразительного искусства Лебедевой Е.Б.на уроках и во внеурочное время....

Мастер-класс "Народная кукла как средство приобщения ребёнка к родной культуре"

Материал содержит конспект и презентацию по теме "Народная кукла"...

Интегрированный урок (русский язык+английский язык) "Слово - носитель и хранитель духовной культуры народа" (7 класс)

План-конспект  интегрированного урока (русский язык, английский язык) развития речи по воспитанию гражданской идентичности обучающихся...

Педагогический проект "Приобщение старших дошкольников к культуре народов, населяющих Республику Мордовия, через народные подвижные игры"

В Республике Мордовия живет много представителей народов Поволжья. Воспитывать в детях толерантное отношенеие к другим народностям - одна из важных задач работы педагога. Проект предусматривает послед...

Народное творчество как средство приобщения детей к русской культуре

Обобщение опыта по теме  «Народное творчество как средство приобщения учащихся к русской культуре на урока изобразительного искусства» (СЛАЙД) .Эта  тема наиболее актуальна в наш...

«Русские народные игры как средство приобщения школьников к народной культуре»

В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Поэтому выступление на родительском собрании направленно на знакомство взрослых с народными традициями,...