Статья "Совершенствование профессионализма педагога в условиях обновленных ФГОС ООО и СОО"
статья

Пятибратова Светлана Игоревна

В статье раскрываются тенденции совершенствования педагогического профессионализма в условиях обновленных ФГОС ООО и СОО.

В настоящее время понимание педагогического профессионализма  представляется достаточно широким.  Как правило,  термин «профессионал» применяется, когда возникает необходимость подчеркнуть достижение определенных высот.  Совершенствование профессионализма педагога можно раскрыть как взаимодействие процессов развития профессионализма личности и профессионализма деятельности.  

Педагогический профессионализм, на наш взгляд, представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную ситуацию, которая отвечает социальному заказу общества. Его совершенствование напрямую зависит от развития образовательного пространства, эффективность которого на сегодняшний день во многом определяется обновлением ФГОС ООО и СОО.. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пятибратова Светлана Игоревна

к.п.н.,

учитель истории и обществознания

ГБОУ СОШ № 218 Санкт-Петербурга

 Совершенствование педагогического профессионализма в условиях обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО

 В обновленных ФГОС ООО и ФГОС СОО реализуется комплексный формат представления к результатам освоения основной образовательной программы. Основные требования: систематизированы, конкретизированы; задаются в деятельностной форме; предъявляются к результатам обучения и воспитания; взаимосвязаны. Исходя из этого, в настоящее время понимание педагогического профессионализма  представляется достаточно широким.

 Как правило,  термин «профессионал» применяется, когда возникает необходимость подчеркнуть достижение определенных высот.  Совершенствование профессионализма педагога можно раскрыть как взаимодействие процессов развития профессионализма личности и профессионализма деятельности.  Мы придерживаемся взгляда на то, что процесс достижения профессионализма обусловлен в первую очередь внутренним стремлением человека, когда он сам определяет высоты, которые планирует достичь и самостоятельно выстраивает проект и модель движения к доступной для себя вершине, которая не является статичным образованием и отличается большей или меньшей изменчивостью.

 Обновленные ФГОС представляют особые требования к предметным результатам как системе знаний, умений и способов действий, специфических для определенной предметной области.  Они формулируются в деятельностной форме с акцентом на применение знаний и умений через глаголы: использовать, распознавать, характеризовать, объяснять, решать, вычислять, описывать, применять.

Во ФГОС СОО 2022 по отношению ко ФГОС ООО 2021 происходит приращение требований по всем результатам освоения ООП: предметным, метапредметным, личностным. Приращение требований осуществляется с учетом возрастных особенностей через: расширение содержательных областей, расширение спектра осваиваемых умений и видов деятельности.

 В связи с новыми требованиями нужно особо отметить, что под профессионализмом понимается определённая системная организация сознания и психики человека, высший уровень достижений в какой-либо области деятельности.  Целостность и полноценность понятия педагогический профессионализм определяет степень интеграции концептуальности, сформированности профессионального поведения, результативности, а также квалификации, компетентности, профессиональной культуры педагога.  Речь идёт не о механическом соединении этих структурных компонентов, а об их взаимопроникновении, которое даёт новый результат в достижении профессиональных вершин.

В обновленных ФГОС (от основного с среднему общему образованию) осуществлено приращение требований к метапредметным результатам через усложнение действий, поглощение и синтез нескольких действий, увеличение самостоятельности деятельности учащегося, введение новых видов деятельности (например, креативное мышление при решении жизненных проблем).

 Новые условия образования дают возможность представить суть составляющих педагогического профессионализма в следующем:

  • Квалификация – требования профессиональной деятельности к работнику, соответствие которым выражается в его образовательном цензе и других профессиональных достоинствах, квалификационной характеристике.
  • Компетентность – комплексная характеристика способности педагога быть субъектом собственной деятельности, включающая совокупность знаний, позволяющих квалифицированно судить о вопросах сферы профессиональной деятельности.
  • Педагогическая культура – владение педагогическим наследием, которое в данную общественно - историческую эпоху является обязательным к осмыслению и практическому использованию, то есть являет собой профессионально - культурную ценность и выступает как эталон должного.
  • Концептуальность – педагогическое кредо, проявляющееся в убеждениях, мировоззрении, в понимании и обладании системой взглядов на те или иные явления.
  • Сформированность профессионального поведения – соответствие учителя лучшим образцам педагогического профессионализма, что проявляется в творческой активности, наличии индивидуального стиля, педагогического почерка.
  • Результативность – наиболее важный показатель педагогических достижений, на который влияют достижения учащихся в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях, творческая деятельность в школе, результаты экзаменов, динамика успеваемости, собственные достижения учителя (авторские программы, технологии, публикации).

Введение в обновленные ФГОС таких новых понятий как: функциональная грамотность, дистанционные образовательные технологии, верифицированные образовательные ресурсы, дают возможность сказать, что

педагогический профессионализм, на наш взгляд, представляет собой характеристику разнообразных взаимосвязанных компонентов, отражающих определенную образовательную ситуацию, которая отвечает социальному заказу общества. Его совершенствование напрямую зависит от развития образовательного пространства, эффективность которого на сегодняшний день во многом определяется вариативностью образовательных программ.

Механизмы обеспечения вариативности образовательных программ предусматривают возможности: формирования образовательной программы с включением вариативных учебных модулей, разработки и реализации программ различного уровня сложности и направленности, разработки и реализации индивидуальных учебных планов, самостоятельного выбора траекторий изучения учебных предметов для обучающихся инновационных школ, вариативности сроков реализации образовательной программы, изучения учебных предметов на базовом и углубленном уровнях.

Эти изменения дают возможность говорить о необходимости и постепенном формировании информационной образовательной среды.

К целям информационной образовательной среды можно отнести повышение качества реализации образовательных программ и качества  управления образовательной организацией. Возможность использования информационной образовательной среды заключается во внутренних и внешних информационных ресурсах.

 Обновленные ФГОС  особо предусматривают стандартизацию процесса обучения и оценки качества образовательных достижений школьников, что свидетельствует о переходе к качественно новой системе обучения, новому историческому и логическому уровню организации образования.  Стандартизация процесса обучения представляет комплексную учебную деятельность для формирования результатов, комплексную оценку результатов, комплексные требования к результатам.

По своим масштабам образовательное пространство – одно из крупнейших и самых разветвленных в мире пространств, вовлекающее в свою орбиту огромное количество людей. Для стандартизации образования, как решающей тенденции его развития, сегодня характерны возрастающие за счет согласованной образовательной политики взаимосближение, взаимозависимость, взаимодополняемость, синхронизация действий различных элементов образовательной системы.

Для нового образовательного пространства требуется точное взаимодействие профессионалов связанное с интеграцией профессионального знания, единым системным взаимодействием, выработанным совместными усилиями. Реализуя обновленные ФГОС, педагог-профессионал соответственно должен обладать интеграционными профессиональными характеристиками. Сегодня необходимо быть не только учителем-предметником, но и стремиться выходить за рамки сформированного профессионального поведения - уметь разрабатывать и реализовывать предпрофильные и профильные курсы, курсы внеурочной, проектной деятельности. Нужно ориентировать учеников в реалиях непрерывного образования, обучения в высших учебных заведениях. В современных условиях для образовательного учреждения становится очень актуальным вопрос профессионального состава преподавателей, их компетентности, успешности, определенной универсальности и интегративности с одной стороны и высокой узкой специализации в какой-либо области знаний – с другой.

Нужно отметить, что современный педагог-профессионал должен быть не только квалифицированным учителем, но и по возможности являться компетентным специалистом в какой-либо другой области деятельности, привнося в преподавание отдельных школьных предметов особый колорит и современные научные и практические веяния. Такой педагог успешен как в своей основной профессии (юрист, экономист, историк, математик и т.д.), так и на педагогическом поприще. Контактность и открытость к восприятию нового, к общению с подрастающим поколением – еще одно важное качество в современном образовательном пространстве. Как предметник -  такой учитель готовит учащихся к выбору определенного уровня образования, как специалист в своей области и преподаватель профильных и  элективных, внеурочных курсов – помогает выбрать и определить школьникам сферу будущей профессиональной деятельности. Педагоги такого интегративного уровня, несомненно, могут способствовать обогащению социального опыта детей, что особенно важно для современной ситуации в образовании.

Можно отметить, что труд педагога-профессионала в условиях обновленных ФГОС представляет органичное единство трех компонентов: учителя, который осуществляет педагогическое овладение ситуацией становления личности воспитанника; преподавателя профильного обучения, чьи знания зачастую не имеют прямого аналога в деятельности предметника; педагога, обладающего опытом вузовской подготовки школьников.

Обновленное образовательное пространство – это пространство образовательных форм, которые сами являются его подпространствами, и разнообразия возможных маршрутов движения в этом пространстве. Главными факторами достижения педагогического профессионализма в нем становятся процессы самореализации, самосовершенствования, самообразования. Условием включения того или иного педагога-профессионала в современное образовательное пространство может являться достаточный уровень профессионализма (концептуальности, сформированности профессионального поведения, результативности, а также квалификации, компетентности, профессиональной культуры)  и способность самостоятельно интегрироваться в данное пространство.

В изменившихся социальных условиях педагог-профессионал рассматривается не как идеал достигнутого, а как активный творец, постоянно движущийся к идеалу. Такое продвижение обусловлено интересами человека, окружения, коллектива, общества в целом. Профессионализм не константный показатель, динамика его определяется спецификой труда учителя, осознанием значимости непрерывного пополнения профессиональной культуры. Естественно предположить, что ключевым словом, характеризующим сущностные стороны педагога-профессионала в современных условиях, является творчество, которое определяет основное направление движения педагога в своей деятельности. Взаимодействие научной и педагогической направленности дают в итоге профессиональное творчество. Учитель - профессионал постоянно ищет новые, более совершенные формы обучения и воспитания, что связано с его исследовательской позицией, которая выражается в анализе осмысления процессов и результата деятельности.  

Реалии сегодняшнего дня показывают, что необходимость творчества в педагогической деятельности диктуется тем, что содержание её находится в постоянном изменении и развитии, внедрении новых инновационных идей, к которым можно отнести введение обновленных ФГОС.  Наибольших результатов в своей деятельности можно достичь, развивая у себя педагогические способности, а также отдельные качества личности, формирующие педагогический талант.  Для проявления творческой педагогической одаренности необходимы врожденные способности, совмещенные с профессиональной выучкой и образованием, поэтому педагогический талант является редкостью.  Актуализация и развитие педагогического таланта   в решающей мере зависит от социальной среды, от связи с жизнью, от мировоззрения педагога, его мастерства.  Становится понятным, что достижение профессионализма – не единовременный акт, а сложный процесс, продолжающийся всю педагогическую жизнь.

Тенденции современного образования, стремление к единому образовательному пространству, привнесение в него общечеловеческих ценностей дали возможность существования различных подходов к совершенствованию профессионализма учителя. Среди них можно отметить уже упоминавшийся творческий подход, который способствует формированию и развитию творческих способностей педагога, оригинальных решений нестандартных педагогических задач, развитию профессионального исследовательского мышления.  На совершенствование професионализма влияет привлечение возможностей аксиологического подхода, который оказывает помощь в личностно значимой системе ценностных ориентаций, личностных смыслов. Синтезируя знания многих наук, используя основные элементы различных подходов в образовании, более конкретное представление о совершенствовании профессионализма учителя даёт системно-деятельностный подход. Данный подход является не только способом, но и создаёт условия для введения новых знаний в практику образования.  Данный подход применим при подготовке и проведении аттестации, педагогических конкурсов, кадровой работы, при организации учебно-исследовательской деятельности, для развития системы постдипломного педагогического образования.  Нужно отметить, что педагогический профессионализм по своей природе отличается многоплановостью и не предполагает однозначных ответов «правильно» или «неправильно»  и рассмотрения его с точки зрения какого-либо одного подхода.

Профессиональная деятельность педагога многогранна. Высокие показатели по отдельным качествам, считающиеся необходимыми для педагогической профессии, могут не обеспечивать успеха в целом. Учителя, имеющие одинаковые желательные качества для профессии, дают разный результат в работе.  Качества педагога-профессионала должны включать в себя как расширение базовой подготовки и культуры, общего кругозора, так и  реализацию, развитие и  обогащение личностного потенциала. Успешность или неуспешность связаны не только со сформированностью профессионально важных качеств, но и с системой взглядов на современную ситуацию в образовании, на свою роль в образующемся сегодня образовательном пространстве, со степенью удовлетворенности и самореализации в нем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии обучения английскому языку в условиях обновленных ФГОС

В данной презентации рассматривается обновленный ФГОС и измениения, которые произошли в предмете, приведены основные технологии и рассмотрена технология индуктивного метода в изучении грамматики англи...

Формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка как одно из требований воспитатеьного процесса в условиях обновленного ФГОС.

Обобщение  педагогического опыта  в области формирование здорового образа жизни и культуры здоровья ребенка. Реализация  обновленного ФГОС в р...

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО.

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПРЕПОДАВАНИЯ БИОЛОГИИ В 2022-2023 УЧЕБНОМ ГОДУ В УСЛОВИЯХ ОБНОВЛЕННОГО ФГОС ООО....

Выступление "Содержание и методика преподавания биологии в условиях обновленных ФГОС ООО"

Содержание  1.     Нормативно-правовое обеспечение перехода на обновленный ФГОС ООО.2. Методические рекомендации по переходу на ФГОС 2021 года в общеобразовательных ...

Формирование функциональной грамотности на занятиях в дистанционном формате в условиях обновленных ФГОС

В статье рассматриваются современные подходы формированию функциональной грамотности в условиях смешанного обучения. Обозначены проблемы и возможные пути их решения посредством применения авторского к...