Методическая разработка учебного занятия с применением «Кейс-технологии» по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: Пешеходный переход
методическая разработка

Ефременкова Наталья Александровна

     В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».

Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)

 в начале XХ века.

     В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

casus (лат.) – запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_2.docx269.51 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное учреждение

дополнительного образования г. Хабаровска

«детско- юношеский центр Импульс»

Методическая разработка

учебного занятия с применением

«Кейс-технологии»

по предмету:

«Основы законодательства в сфере

дорожного движения»

Тема: Пешеходный переход

                                                                                       Подготовила:

                                                                            педагог

дополнительного

                                                                                     образования

  Н.А.Ефременкова

Хабаровск

2023


     В условиях реализации требований ФГОС одной из актуальных образовательных технологий является «Кейс-технология».

Кейс – технология зародилась в Гарвардской школе бизнеса (США)

 в начале XХ века.

     В России кейс технологии называют методом анализа конкретных ситуаций (АКС), ситуационными задачами.

Кейс-технология – это метод активного проблемно-ситуативного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (кейсов).

casus (лат.) – запутанный необычный случай;

case (анг.) – портфель, чемоданчик

Типы кейсов:

  • Тренировочный - тренировка обучаемых навыков деятельности в изменяющихся ситуациях.
  • Обучающий - овладение знаниями относительно динамичных развивающихся объектов.
  • Аналитический - выработка умений и навыков аналитической деятельности.
  • Исследовательский - получение нового знания относительно развивающихся объектов.
  • Систематизирующий - систематизация ситуационного знания.
  • Прогностический - получение сведений о развитии данной системы.

 Виды кейсов:

  • Печатный кейс (может содержать графики, таблицы, диаграммы, иллюстрации, что делает его более наглядным).
  •  Мультимедиа - кейс (наиболее популярный в последнее время, но зависит от технического оснащения школы).
  • Видео кейс (может содержать фильм, аудио и видео материалы).                        

Этапы работы с кейсами:

I этап — знакомство с ситуацией, её особенностями;

II этап — выделение основной проблемы (проблем), выделение персоналий, которые могут реально воздействовать на ситуацию;

III этап — предложение концепций или тем для «мозгового штурма»;

IV этап — анализ последствий принятия того или иного решения;

V этап — решение кейса — предложение одного или нескольких вариантов последовательности действий, указание на важные проблемы, механизмы их предотвращения и решения.

Преимущества использования кейсов:

  • Разбор кейсов может быть, как индивидуальным, так и групповым.
  • Итоги работы можно предоставить как в письменной, так и в устной форме. В последнее время все популярнее становится мультимедийные представления результатов.
  • Знакомство с кейсами может происходить как непосредственно на уроке, так и заранее (в виде домашнего задания).
  • Преподаватель может использовать и готовые кейсы, и создавать собственные разработки.

При использовании кейс – технологии в образовании у учеников происходит:

  • Развитие навыков анализа и критического мышления.
  • Соединение теории и практики.
  • Представление примеров принимаемых решений.
  • Демонстрация различных позиций и точек зрения.
  • Формирование навыков оценки альтернативных вариантов в условиях неопределенности.

В кейс-технологии производится анализ реальной ситуации, описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы.

 Кейс-технологии – это не повторение за учителем, не пересказ параграфа или статьи, не ответ на вопрос преподавателя, это анализ конкретной ситуации, который заставляет поднять пласт полученных знаний и применить их на практике.

Данные технологии помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

В работе с учениками я применяю технологию «Фото-кейс», «Видео-кейс». Технология «Фото-кейс» актуальна, потому что даёт возможность сформировать стратегию принятия решения, с помощью которой ученик в будущем сможет преодолеть самостоятельно возникшие разной сложности жизненные ситуации. Сущностью предоставленной технологии является анализ проблемной ситуации.

Данная технология содержит:

•        фотографию, соответствующую реальным событиям, где показана смоделированная или реальная проблемная ситуация;

•        текст к фотографии, характеризующий данную проблемную ситуацию;

•        текст (правильно поставленный вопрос), мотивирующий учеников проанализировать проблему и принять оптимальное решение проблемы.

Используя данную технологию при планировании своей работы с учениками, я соблюдаю этапы.

Первый этап - подготовительный. Знакомство учеников с ситуацией (фотографией или видео), фиксируется их внимание, создается положительное отношение к ситуации.

На втором этапе, совместно с учениками выделяем проблему, определяем целевую установку. Самостоятельно ученики осознают цель поиска.

На третьем этапе, я стараюсь активизировать учеников при помощи ключевых вопросов, поддерживать эмоциональный опыт, осуществляю координационную работу во время поисковой деятельности.

На четвертом этапе, я вовлекаю учеников в процесс составления плана действий, они демонстрируют умения логически рассуждать.

На пятом этапе, ученики выдвигают аргументы, размышляют, применяют полученные знания.

Пример работы над фото-кейсом:

I этап — Знакомство с ситуацией, её особенностями.

Ребенок переходит дорогу в неположенном месте.

 

II этап — Формулируется проблема исходя из данной фотографии;

III этап — Задаются вопросы для проведения «мозгового штурма»: Что ребенок не учел, переходя дорогу в неположенном месте?  Он нарушает правила дорожного движения? Какие последствия могут быть?

IV этап — Руковожу обсуждением кейса, обеспечивая их дополнительными сведениями. Ученики проводят анализ данной проблемной ситуации и высказывают свои предположение;

V этап — Ученики делают вывод, что переходить дорогу надо только в положенном месте по пешеходному переходному переходу.

          Анализ использования «кейс-метода» показал, что не все учащиеся активно включаются в работу вследствие своих особенностей темперамента и познавательной активности, вследствие чего уровень формирования учебных действий остается низким. Но освоение технологии организации самостоятельной работы и свобода в творчестве формируют умение учиться, применять свои навыки за пределами урока и ориентироваться во все возрастающем потоке информации.

Пешеходный переход

Одна из сложнейших тем для объяснения и восприятия детьми является тема «Пешеходный переход». В первую очередь на уроке необходимо дать четкое определение, что такое пешеходный переход. ПДД дают следующее определение:

«Пешеходный переход» — участок проезжей части, обозначенной знаками 5.16.1, 5.16.2. и (или) разметкой 1.14.1 или 1.14.2. и выделенный для движения пешеходов через дорогу.

При отсутствии разметки ширина пешеходного перехода определяется расстоянием между знаками 5.16.1. и 5.16.2.

О правилах перехода дороги (пересечение проезжей части)

Основные требования к пешеходам при переходе дороги изложены в ПДД:

«Пешеходы должны пересекать проезжую часть по пешеходным переходам, в том числе, по подземным и надземным, а при их отсутствии — на перекрестках по линии тротуаров и обочин.

При отсутствии в зоне видимости перехода или перекрестка разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части на участках без разделительной полосы и ограждений там, где она хорошо просматривается в обе стороны».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по биологии для учащихся 7 класса. Тема "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме педагогической мастерской)

Учебное занятие в курсе  биологии для учащихся 7 класса по  теме "Экологические группы амфибий, черты приспособленности к среде обитания" (моделирование учебного занятия (2 урока) в режиме п...

Методическая разработка учебного занятия по воспитанию патриота и гражданина для учащихся 4-6-х классов. Тема: "Кронштадтцы на службе Отечеству"

Пояснительная запискаВ представленном конспекте описан ход занятия с учащимися  12-13 лет  в рамках авторской образовательной программы "Кронштадт - город морской и воинской славы" ГБОУ СОШ ...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Общая характеристика карбоновых кислот»

Тип урока: изучение новой темы на основе комплексного применения ранее полученных знаний, умений и навыков.Метод: метод проектов, проблемное обучениеФорма работы: групповаяПродолжительность урока: 135...

Методическая разработка учебного занятия Измайловой Людмилы Анатольевны Предмет: химия Класс: 10 (универсальный) Тема: «Амины»

Цели урока:·         образовательные: рассмотреть строение и свойства класса аминов; проиллюстрировать положение теории строения органических соединений о ...

Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету

Критерии оценки методической разработки учебного занятия или образовательного события по предмету...

Методическая разработка учебного занятия по предмету: «Основы законодательства в сфере дорожного движения» Тема: «Сигналы светофора»

   Данное пособие представляет собой методическую разработку учебного занятия в учреждениях дополнительного образования по предмету «Основы законодательства в сфере дорожного дв...