«Реализация проекта по повышению финансовой грамотности»
опыты и эксперименты

Кудрявцева Светлана Юрьевна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ofg_opyt_raboty.docx17.55 КБ

Предварительный просмотр:

«Реализация проекта по повышению финансовой грамотности»

Кудрявцева С.Ю.

выступление на ШМО

30.03.20

Школа, как социальный институт, должна готовить к жизни. А жизнь – это не только академические знания. Финансовая культура в современном развитом и быстро меняющемся мире стала еще одним жизненно необходимым элементом в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными, создавая материальную основу для дальнейшего развития общества.

Финансовая грамотность – это инструмент, и наша задача – научить школьников пользоваться этим инструментом.

В 2017 году МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» стала «пилотной» (опорной) по реализации проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Школа уже включила в образовательную программу модули по финансовой грамотности с реализацией через урочную, внеурочную деятельность и дополнительное образование. Как опорная школа мы обеспечены учебными пособиями в количестве 30 штук, рабочими тетрадями и методическими рекомендациями для учителя на безвозмездной основе. Приоритетным направлением курса является работа с электронными ресурсами сети Интернет. Тем более, что все учебно-методические комплексы по финансовой грамотности доступны в электронном виде на портале  вашифинансы.рф. Можно использовать материалы портала Хочу.Могу.Знаю., сайта Финансовая грамотность в школе и др. Для учеников 5-11 классов на сайте edu.pacc.ru можно найти короткометражные фильмы, в которых рассматриваются вопросы, связанные с грамотным распоряжением личными деньгами. Для каждой серии доступны методические рекомендации по их использованию.

Чтобы обеспечить качественное обучение основам финансовой грамотности, недостаточно иметь качественные  учебные материалы, необходимо подготовить преподавательский состав для обучения новой дисциплине.

К настоящему времени трое из шести учителей методического объединения учителей Предметной области «Общественные науки» прошли курсы повышения квалификации по преподаванию основ финансовой грамотности. Один  педагог имеет высшее экономическое образование. Мы считаем, что наши кадры профессионально подготовлены и обучены для решения поставленной задачи.

Элективный курс «Основы финансовой грамотности» реализуется в рамках ФГОС СОО профильного обучения в 10а классе (учитель Кудрявцева С.Ю.). В основной школе работа строится через организацию кружковой рабоы (учитель Чуйкова О.В.). Разработаны рабочие программы на  основе УМК под ред. Чумакова, Горяева

Социальное партнерство подразумевает привлечение к процессу воспитания финансовой грамотности работников финансовой сферы, предпринимательской и родительской общественности. За этот период были организованы встречи с сотрудниками налоговой службы, Сбербанка, организованы экскурсии в Национальный банк Республики Мордовия. Так, в понедельник 21 сентября 2020 года занятие с учениками 10а и 11б классов  по ОФГ по теме «Инфляция» провел сотрудник Национального банка.

В рамках реализации проекта сотрудничества «Школа-вуз»  занятия проводит преподаватель экономического факультета МГУ им. Н.П.Огарева  доцент Юленкова И.Б.

Материальная база МОУ «Центр образования «Тавла» - Средняя общеобразовательная школа №17» позволяет нашим обучающимся уже третий год принимать участие в проекте «Онлайн уроки по финансовой грамотности (осенняя и весенняя сессии)». Этот уникальный проект помогает старшеклассникам из любой точки России, в том числе из любого учебного кабинета нашей школы  получить равный доступ к знаниям, предоставляет возможность «живого» общения с профессионалами финансового рынка, способствует формированию принципов ответственного и грамотного подхода к принятию финансовых решений.

Одной из форм деятельности является внеклассная и внеурочная работа. Ежегодно в нашей школе организуются недели финансовой грамотности для обучающихся 5-11 классов,  которые включают в себя проведение классных часов, бесед, викторин, деловых игр, конкурсы рисунков и поделок по финансовой теме.  Учителя нашего методического объединения  проводят мероприятия как  по разработанным ими сценариям, так и организуют участие ребят в играх, квестах на платформе Дружи с финансами.

Прошло совсем немного времени с включения нашей школы в программу, но некоторые результаты уже есть.  Интерес к основам финансовой грамотности виден в результативном участии наших обучающихся в олимпиадах, конкурсах по финансовой грамотности, в таких Всероссийских акциях, как Экономический диктант.

Так в 2018 г. команда 8а класса стала призером республиканского конкурса видеороликов «Я в мире финансов» , ученики 9в  класса прошли отборочные туры в олимпиаде по финансовой грамотности (учитель Лопаткин С.А.) Высоких результатов добились ученицы, которые стали финалистами  и ездили в Москву.

Все чаще школьники выбирают конкурсные темы для проектов именно по финансовой грамотности, выступая с ними на конференциях различного уровня. Среди них работы «Карманные деньги: польза или вред?», «По приходу и бюджет держать»  или  как рационально вести семейный бюджет, «Куда вложить деньги или все об инвестициях».

Опыт работы учителей методического объединения ПО «Общественные науки» был представлен на республиканском семинаре для учителей истории и обществознания в октябре 2019г. «мм», в рамках которого проведен урок обществознания с включением в него изучение вопросов финансовой грамотности и показано занятие элективного курса по теме «Банковские карты».

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели, то есть ликвидации финансовой безграмотности населения, можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Хотя бы только потому, что некоторые темы в учебном пособии незнакомы даже взрослым и изучение школьной программы финансовой грамотности позволит родителям восполнить пробелы в своих знаниях. Родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение за знания (но не за отметки в дневнике) или поощрение за инициативу в помощи по разным делам. Кроме того, совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере. Только работа на уровне всех слоев общества вкупе с адекватной пропагандой финансовой грамотности способна преодолеть опасность растущей кредитной зависимости в обществе и повысить благосостояние населения.

Быть финансово грамотным сегодня не только важно, но и престижно. Ведь правильное распоряжение финансами – верный ключ к богатству и успеху!

Будьте богатыми и успешными!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Необходимость повышения финансовой грамотности старшеклассников

Повышение финансовой грамотности молодежи  – задача учителей образовательных учреждений...

Актуальность повышения финансовой грамотности учащихся

Новизна сегодняшнего стандарта заключается, прежде всего, в том, что предмет «Экономика» впервые включён в Федеральный Базисный учебный план как самостоятельный предмет, что отражает признание важност...

Мониторинг на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности

11 – 20 октября 2015. Проведение мониторинга на портале ДО Московской Академии Предпринимательства при Правительстве Москвы по повышению финансовой грамотности. Группы ДОУ-1, 1-ЭП, 11-КС, 11-М, ...

Создание образовательной среды школы для повышения финансовой грамотности школьников

Одним из востребованных видов грамотности среди политической, экономической, математической в современных условиях стала финансовая грамотность.Обучение основам финансовой грамотности продиктовано вре...

Программа опорной площадки по повышению финансовой грамотности

Программа создана в целях реализации Стратегии повышения фрнансовой грамотности...

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широ...