Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»
рабочая программа по обществознанию

Булатикова Анна Павловна

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения социально-экономических задач.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pasport_programmy_oo_25.01_1.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                       УТВЕРЖДЕНО

приказом по МБОУ «Средняя школа № 1»

от  «__»__________________201_ г.  № __

Программа

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения

«Средняя школа №1 имени Героя Советского Союза  Е.И.Стерина»

 «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Руководитель проекта: Булатикова Анна Павловна,

учитель истории и обществознания

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………….......................3
  2. Паспорт программы проекта……………………………………….……………….4
  3. Ресурсное обеспечение проекта…………………………………………………….6
  4. Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки 

        эффективности реализации проекта……………………………………………….7

  1. Мероприятия по обобщению результатов реализации проекта…………………..9

  1. Пояснительная записка

Актуальность данной тематики продиктована особенностями развития финансового рынка на современном этапе: с одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны — легкость доступа к финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь, приводит к непосильной кредитной нагрузке, жизни не по средствам. Кроме того, отсутствие понимания важности финансового планирования с помощью

накопительных, страховых, пенсионных программ может создавать дополнительные проблемы у населения. Важно отметить, что решение социальных проблем трудоспособного населения в области жилищного и пенсионного обеспечения, страхования, образования все больше переходит из сферы ответственности государства в сферу личных интересов граждан. Таким образом, финансовая грамотность населения в области финансового рынка и финансовых инструментов становится необходимым условием для успешного решения социально-экономических задач.

Выделение учащихся школ  в отдельную целевую группу программы продиктовано рядом факторов:

•         отсутствием знаний и опыта в областях управления личными финансами и оценки финансовых рисков;

•         сложностью социализации отдельных групп молодежи;

•         особенностями молодежной культуры, пропагандирующей высокую потребительскую активность, а не сбережение и инвестирование;

•         доверием к финансовой информации рекламного характера, размещенной на популярных у молодежи Интернет-ресурсах, использующих психологические особенности данного возраста;

•         склонностью делать выбор, основываясь только на рекламных сообщениях, не обращаясь к объективным информационным источникам;

•         желанием заработать побольше и побыстрее, например, играя на бирже с помощью Интернет-технологий.

     Очевидно, что эффективность будущих решений в области личных и семейных финансов определяется уровнем финансовой грамотности. Это требует от образовательной организации комплексного подхода к разработке программы курса «Основы финансовой грамотности» и способам ее реализации. Вместе с тем в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами (ФГОС) всех уровней главной целью и результатом образования является развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий (УУД). Программа по финансовой грамотности направлена на формирование всех видов УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных). Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

  1. Паспорт проекта

Наименование программы

Программа муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 1 имени Героя Советского Союза Е.И.Стерина» «Повышение финансовой грамотности обучающихся»

Основания для разработки
программы

  • Стратегия повышения финансовой грамотности в  РФ на 2017-2023 годы;
  • Перечень мероприятий Департамента Смоленской области по образованию и науке и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу в области повышения финансовой грамотности обучающихся образовательных организаций в Российской Федерации на 2017-2021

Заказчик
программы

Департамент Смоленской области по образованию и науке

Нормативная база

  • Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993 г.)
  • Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г.
    № 273-ФЗ, принят Государственной Думой 21 декабря 2012 г., одобрен Советом Федерации 26 декабря 2012 г.)
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 06 октября 2009 г. № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования»
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»
  •  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413
    "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования»
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 "Об организации внеурочной деятельности при введении федерального государственного образовательного стандарта общего образования"
  • Письмо Министерства образования и науки РФ от 07.08.2014 г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования»
  • Стратегия повышения финансовой грамотности на 2017-2023 г.
  • Перечень мероприятий Департамента Смоленской области и Отделения по Смоленской области Главного управления Центрального банка Российской Федерации по Центральному федеральному округу

Цель

Создать систему экономического воспитания, способствующую созданию основ для формирования финансово грамотного поведения населения как необходимого условия повышения уровня и качества жизни граждан в том числе за счет использования финансовых продуктов и услуг надлежащего качества.

Задачи

Программа направлена на решение следующих задач:

  • разработка модели повышения финансовой грамотности обучающихся;
  • внедрение модели повышения финансовой грамотности обучающихся в рамках урока и внеурочной деятельности;
  • формирование традиции экономического воспитания обучающихся;
  • повышение финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере;
  • осуществление мониторинга уровня сформированности финансовой грамотности, экономической ответственности обучающихся;
  • исполнение социального заказа на экономическое воспитание детей, в том числе путём привлечения социальных партнёров;
  • развитие профессиональных и личностных компетенции педагогической и родительской общественности в экономической сфере

Сроки
реализации

2018–2022 годы

Этапы реализации проекта

Диагностико-прогностический этап (2018-2019 уч.год) 

Применение и анализ теоретических и методических источников по проблеме экономического воспитания; постановка проблемы и обоснование ее актуальности; сбор и систематизация материала по проблеме исследования. Выявление готовности педагогического коллектива к работе в условиях реализации проекта, изучение социального заказа, изучение специфики экономической среды муниципального образования.

Проектировочный этап (2019-2020 уч.год)

Постановка цели исследования, построение концептуальной модели, формирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможных негативных последствий, разработка нормативно-правового обеспечения проекта.

Организационно- практический этап (2020-2021 уч.год)

Обеспечение условий для реализации программы исследования (подготовка материальной базы, распределение управленческих функций, научно-методическое и кадровое обеспечение); отслеживание промежуточных результатов, корректировка программы.

Обобщающий этап (2021-2022 уч.год)

Обработка данных, соотнесение результатов исследования с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы и модели в соответствии с результатами. Завершение проекта, подведение его итогов, выявление результативности.

Оценочные
показатели

  • Система экономических компетенций личности (способность рационально использовать финансовые инструменты, способность к инициативе и предпринимательству, способность к саморазвитию, успешная социализация, способность прогнозировать результаты деятельности в точки зрения экономики);
  • Удовлетворенность участников проекта результатами его реализации.
  • Эффективность взаимодействия образовательной организации с социальными институтами в процессе реализации проекта.
  • Информационно-методическое обеспечение апробации и внедрения модели повышения финансовой грамотности обучающихся в систему работы ОО;
  • Открытость деятельности площадки
  • Наличие социальных партнёров

Основные
исполнители

  • Заместитель директора по воспитательной работе;
  • Классные руководители;
  • Учителя-предметники;
  • Методические объединения
  • Родители
  • Социальные партнёры:

ПАО Сбербанк Смоленское отделение 8609\069 Дополнительный офис   8609\069,

Агентство в г.Рославле Смоленского филиала ООО «СК «Согласие»

Ожидаемые
результаты

  • Внедрение эффективной модели повышения финансовой грамотности обучающихся, обеспечивающей создание системы экономического воспитания;
  • Формирование позитивного отношения обучающихся к экономическим ценностям;
  • Формирование профессиональной компетентности педагогов в области финансовой грамотности;
  • Формирование традиций экономического воспитания обучающихся;
  • Повышение уровня сформированности финансовой грамотности, экономической ответственности обучающихся

Риски
проекта

  • Отсутствие достаточного финансирования;
  • Отсутствие или недостаточное количество в школе и иных структурах необходимых специалистов;
  • Недостаточная методическая подготовка педагогов

Управление и контроль за
исполнением

проекта

Руководитель образовательной организации

Руководитель

проекта

Булатикова Анна Павловна

Разработчик
проекта

Коллектив авторов МБОУ «Средняя школа №1»

3. Ресурсное обеспечение

  • временное (аудиторная работа/самостоятельная работа);
  • технологический ресурс (лекции, семинары, имитационные игры, игры-симуляторы, тестирование, работа в малых группах, работа за компьютером с интерактивными образовательными ресурсами);
  • технический ресурс (аудиторный фонд, интерактивная доска, ПК, проектор, документ-камера, учебные материалы Интернета, интерактивные образовательные ресурсы, мультимедиа) ;
  • индивидуальный ресурс (тетрадь для записей, ПК для выполнения самостоятельной работы)

4. Ожидаемые результаты, социальные эффекты, критерии оценки

Реализация проекта по повышению финансовой грамотности обучающихся позволит:

Администрации ОО:

1. Ввести новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.

2. Расширить спектр предлагаемых курсов по выбору и предпрофильной подготовки обучающихся.

3. Сформировать актуальные метапредметные и личностные результаты обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)

5. Реализовать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.

6. Расширить партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)

7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.

Обучающимся:

1. Сформировать финансовую компетентность и экономическую ответственность.

2. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.

3. Применить полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.

4. Развить навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.

5. Приобрести навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

7. Укрепить взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.

8. Освоить навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.

9. Развить способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.

Учителям:

1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.

2. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные результаты, соответствующие ФГОС.

3. Расширить применение практико-ориентированного обучения.

4. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневого и разновозрастного обучения.

5. Вовлекать в образовательный процесс родителей (законных представителей). 

7. Повысить уровень собственной финансовой безопасности и финансовой безопасности обучающихся и их родителей (законных представителей).

Родителям (законным представителям):

1. Совершенствовать собственную финансовую компетентность

2. Расширить возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.

4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.

5. Приобрести умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.

6. Укрепить семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)

7. Развить навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.

8. Развить способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.

5.Критерии оценки эффективности проекта

Критерии

Показатели

Метод оценивания

Самоактуализация личности ученика

  1. Разработка личного

 финансового плана

  1. Рациональный выбор финансовых продуктов и услуг
  2. Ориентация в сфере финансовой деятельности
  1.  Наблюдение
  2.  Анкетирование
  3.  Тестирование
  4.  Практические задания

Удовлетворенность участников образовательных отношений экономическим воспитанием и образованием ОО

  1. Количество учеников с активной жизненной позицией, мотивированных на учебу, проектную, творческую и социально значимую деятельность в области финансовой грамотности
  2. Активность родителей (законных представителей) к участию в мероприятиях  в области финансовой грамотности
  3. Количество педагогов, включенных в деятельность по повышению финансовой грамотности  обучающихся
  4. Наличие социальных партнеров

  1. Статистика по участию обучающихся в проектной, творческой и социально значимую деятельность в области финансовой грамотности

  1. Анкетирование родителей (законных представителей), педагогов, социальных партнеров

Конкурентоспособность образовательного учреждения

  1. Участие обучающихся, педагогов школы в смотрах, конкурсах, соревнованиях в области финансовой грамотности
  2.  Положительная репутация образовательного учреждения (достижения в воспитании, развитии и учебной деятельности)
  1. Количество участвующих, победителей, лауреатов (педагогов и учеников)
  2. Освещение в СМИ позитивных результатов

                       6.Мероприятия по обобщению результатов

Школьный уровень

  1. Внутришкольное повышение квалификации
  2. Педагогические взаимопосещения уроков.
  3. Конференции (педагогические, ученические).
  4. Недели финансовой грамотности в ОО.

Муниципальный, региональный уровень

  1. Педагогические форумы.
  2. Проекты.
  3. Организация и проведение сетевых родительских конференций, интернет-конференций: ученик-учитель-родитель.
  4. Диссеминация опыта.
  5. Выступления (презентации) в СМИ, публикации, в том числе и на официальном сайте образовательной организации.

Всероссийский и международный уровень

  1. Всероссийские и международные педагогические диалоговые площадки по вопросам финансовой грамотности.
  2. Олимпиады по финансовой грамотности для обучающихся.
  3. Всероссийская неделя финансовой грамотности для всех участников образовательного процесса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отзыв о работе учителя математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней школы №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны

Отзыв  о работе учителя  математики муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения средней  школы  №2 г. Вязьмы Смоленской области Мосенковой Любовь Анатольевны...

Информационная справка о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова»

Информационная справка о муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении «Центр образования № 44 имени Маршала Советского Союза Г.К.Жукова» Адрес: ул. Одоевское шоссе, д. ...

ПРОГРАММА АНТИРИСКОВЫХ МЕР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Алексея Владимировича Войналовича» Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2021- 2022 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деятельнос...

ПРОГРАММА АНТИРИСКОВЫХ МЕР муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №1 имени Алексея Владимировича Войналовича» Высокая доля обучающихся с рисками учебной неуспешности

Цель: Снижение доли обучающихся с рисками учебной неуспешности к концу 2021- 2022 учебного года за счет создания условий для эффективного обучения и повышения мотивации школьников к учебной деяте...