Обучение написанию вторичных текстов
методическая разработка по теме

Методический материал, подготовленный для выступления на ежегодном научно-практическом семинаре "Обучение русскому языку"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_napisaniyu_vtorichnyh_tekstov.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    С.А.Саврасова

Обучение написанию вторичных текстов.

Действующие ныне учебные программы по русскому языку, определяя цель школьного курса, отдают приоритет научению учащихся «свободному владению русским языком», формированию у них умений и навыков связного изложения мыслей в устной и письменной форме.

Поэтому в  системе работы, призванной развивать и совершенствовать коммуникативно-речевые умения школьников, большую роль играют изложения – традиционный, проверенный в практике обучения вид работы по развитию связной речи.

Успех в  обучении написанию вторичных текстов во многом зависит от исходного материала. Я глубоко убеждена в том, что одной из главных составляющих при подготовке к написанию изложения должна быть работа с текстами больших художников слова. В такой работе будет постепенно формироваться, создаваться «твёрдый зрительный образ» (Л.В.Щерба) слова, предложения, но главное, «твёрдая лингвистическая подготовка» учеников. Нельзя не согласиться с мнением методистов и психологов, утверждающих, что хорошо понятые и глубоко переживаемые учащимися тексты, предлагаемые для изложений, школьники передают лучше не только с точки зрения содержания, но и с точки зрения орфографии. Язык и стиль исходного текста при определённой подготовительной работе оказывает существенное влияние на стиль и язык ученических изложений. Под влиянием языковых особенностей исходного текста учащиеся начинают использовать в своей речи более разнообразные по структуре грамматические конструкции.

Работа по развитию связной речи предполагает при подготовке к изложению систематическое и целенаправленное проведение различных упражнений обучающего характера. Красота и богатство русского языка раскрываются в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке.

 Подготовительные упражнения, рассредоточенные во времени (главным образом упражнения по орфографии и пунктуации), дают возможность на самом уроке изложения сосредоточиться на главном: на осмыслении содержания и построения исходного текста, на индивидуальных особенностях языка и стиля писателя.

Способами тренировки могут стать мини-изложения, свободные диктанты, устные пересказы с письменным фрагментом сочинения по проблеме, поднятой в исходном тексте, т.е. экономные по времени виды речевой деятельности. Они могут занимать только часть урока, обычно отводимую для работы с текстом.

Использование на ряде уроков текстов из произведений одного писателя позволяет провести беседу о стиле автора, привлечь внимание к особенностям его прозы.

Сквозная тема нескольких уроков как бы объединяет в особый цикл отдельные фрагменты и этапы работы. Такая цикличность ситуаций в наибольшей степени пробуждает интерес старшеклассников к делу ( у психологов это называется ситуацией с целенаправленным притяжением), формирует личностное отношение к предмету познания. Ученик усваивает культуру языка писателя, его взгляд на природу, мораль, этику, его эстетическое кредо. Этот материал, подспудно накапливаемый в сознании, может стать почвой для создания сочинения на экзамене.

Важен организационный момент – как предъявить текст.

Текст изложения при устном предъявлении лучше запоминается аудиалами и хуже визуалами. Учитывая эту особенность человеческой памяти, можно на первых порах подготовки предъявлять запись текста либо в распечатанном виде, либо проецируя на экран. Увиденный и проанализированный фрагмент текста убирается, и запись делается учащимися по памяти. Здесь возможны несколько вариантов работы:

1) учитель предъявил текст, выразительно прочитал вслух, текст проанализировали, перечитали вслух – письмо по памяти;

2) учитель предъявил текст, ученики прочитали его про себя, прочитали вслух – письмо по памяти;

3) учитель предъявил текст и убрал его, затем прочитал его вслух – письмо по памяти

При предъявлении текста на доске важна и последующая работа по сопоставлению своего (вторичного) текста с исходным (первичным) текстом. Приёмы работы могут быть различны: самопроверка, саморедакирование и самооценка или взаимопроверка, взаиморекдактирование и взаимооценка.

Учитель на первых порах тренировки может привлечь внимание к отдельным элементам в первичном тексте, а также к количеству предложений и слов. По окончании записи учащиеся подсчитывают количество синтаксических и лексических единиц в своих текстах. Для подробного пересказа количественное соответствие – достаточно важный компонент работы, свидетельствующий о полноте изложения.

При подготовке к экзаменационному изложению важна мысль о том, что надо быть чутким к художественной специфике разных писателей. Целесообразен поэтому и такой вариант работы, когда предлагаются тексты для сопоставления стиля разных авторов.

В исходном тексте вполне возможны различные синтаксические конструкции. Для того, чтобы у учащихся вырабатывалось умение ориентироваться в них, можно потренировать школьников, предлагая на рабочих уроках русского языка (в начале или в конце урока) небольшие, в 2-6 предложений (40-50 слов в среднем) тексты для тренировки (на 10 минут учебного времени). Лучше, если это будут не фрагменты текста, а самостоятельные произведения. В этом случае легче уловить идею, понять общую тональность, запомнить структуру и лексику текста, осознать синтаксический строй речи, целесообразно использованный автором для выражения основной мысли. Если используется фрагмент, он должен иметь достаточно законченный смысловой и стилистический характер.

В качестве подобных текстов я часто использую необычайно выразительные миниатюры М.М.Пришвина или тексты К.Г.Паустовского.

Например, беру текст миниатюры М.Пришвина

Нашли орех, расколотый надвое, как будто его по линеечке пилой резали, и учёные люди думали: какой зверь мог так ровно разделить орех. Отчего раскололся орех? Нажало спелое зерно изнутри. Очень просто: орех сам раскололся. (4 предл., 36 слов) Перед началом работы ставлю задачу: «Внимательно послушайте текст. Постарайтесь воспринять его содержание, мысленно представить нарисованную картину.»  При  внешней простоте текста и небольшом количестве слов есть ряд особенностей в его содержании и построении. Содержательная суть многих миниатюр М.Пришвина, в том числе  и приведённой, философская: это взгляд умудрённого жизненным опытом человека и художника на природу, на взаимоотношения человека с природой. Затем обращаю внимание на логическую связь двух микротем: между загадкой природы и её отгадкой. В природе много сложного и простого одновременно. Не случайно сказано: учёные люди думали. Логические отношения выражены вопросительным предложением, привлекающим внимание к отгадке. В лексике текста опорными являются слова расколотый надвое, ровно разделить, спелое зерно, сам раскололся. Очевидна экспрессия глагола раскололся, подтверждённая местоимением сам. Писатель использовал бессоюзные сложные предложения. Можно обратить внимание на пунктуационную трудность, связанную со скрытым  вопросом в первом предложении : вопросительный знак здесь не нужен (в отличие от прямого вопроса в следующем предложении).

Для тренировки в запоминании сложных мыслей, выраженных с помощью сложного предложения, полезно также предъявлять проецированные  фрагменты текстов, чтобы проанализировать их трудный для восприятия учащихся строй.

Часть текстов можно предложить для записи с устного прочтения в качестве свободного диктанта. Методика такой работы позволяет не только тренировать память учащихся и вырабатывать внимание к речевому и синтаксическому оформлению, но и заострить внимание на членении текста на абзацы, отвечающие микротемам или составляющие часть микротем. В этом случае отрабатывается специфический пунктуационный знак – красная строка.

Работа по анализу содержания и языковых особенностей исходного текста может проводиться в форме беседы, включать в себя работу над планом и составление рабочих материалов, объяснение непонятных слов и выражений и т.д. В качестве примера приведу урок, проведённый в 10 классе:

Тема: «Стилистические достоинства рассказов К.Паустовского»

Анализ текста. Подготовка к изложению.

Цели урока:  

1) формирование навыков лингвостилистического анализа текста (элементы)                            

2) развитие художественных языковых способностей учащихся                          

3) воспитание читательской культуры, совершенствование речи и восприятие родного языка как культурного достояния нации, гордость за него.

Оборудование  портрет К.Паустовского, пейзажная зарисовка, спроецированный на экран фрагмент рассказа К.Паустовского «Ильинский омут»

Эпиграф к уроку:

Нужно воспринимать жизнь во всем ее блеске, красоте и богатстве красок.
К.Г.Паустовский.

( на доске) 

Запись на доске:

Синтаксис является необходимой организующей частью структуры художественного текста, в нем писательский почерк отражается наиболее непосредственно и “зримо”.

Е.И.Иванчикова

(Звучит музыка).

Учитель: 

С детства сопровождают нас в нашем духовном взрослении волшебники, чудодеи родной русской речи, неторопливой, мелодичной, величавой и мудрой в своей ясности и определенности, доброжелательной простоте и сердечной проникновенности. Среди таких писателей, очарованных Россией и передающих это очарование в “тончайших переливах всех ее красок” – Константин Георгиевич Паустовский. “… Паустовский – певец русской природы” – эта фраза давно стала символом, когда речь заходит о замечательном писателе, соединившем в своем творчестве “остроту глаза” аналитики и взволнованно романтическое отношение к неброской, но милой сердцу “волшебной” природе России. Между тем данная фраза – при всей ее тривиальности – наполняется глубоким смыслом при конкретном рассмотрении стилистических достоинств рассказов К.Паустовского. Итак, тема сегодняшнего урока (уч-ся с доски переписывают формулировку темы в тетради).

Ученик: читает вслух эпиграф к уроку.

Учитель: Мы попытаемся через восприятие текста художественного произведения увидеть блеск, красоту и богатство жизненных красок, подаренных нам замечательным русским писателем. Обратимся к одному из поздних его творений – “Ильинскому омуту” (1964 год).  На столах схема лингвостилистического анализа. Давайте попытаемся определить жанровое своеобразие текста.

Ученик: Что касается жанра, то, на мой взгляд, рассказ можно отнести к разряду эссе, так как к эссе обычно причисляют бессюжетное (“не рассказ”) прозаическое произведение малой формы, в котором автор высказывает свои впечатления, размышления по конкретному вопросу или поводу, т.е. старается всесторонне осветить предмет разговора.

Ученик (дополняет): эссе – это чаще всего жанр критики, публицистики, и данное произведение мы можем смело отнести к художественно- публицистическому стилю. (Уч-ся записывают определение жанра эссе в тетради).

Учитель:  Основной задачей литературы, а, следовательно, и любого произведения является нравственно- эстетическая функция, воспитание гуманного отношения к окружающему нас миру. Какова же нравственная проблема, поднимаемая автором в данном произведении?

Ученик:  Я считаю, что в “Ильинском омуте” писатель поднимает важную нравственную проблему – родная природа как национальная духовная ценность. Хочу дополнить, что для воплощения этой идеи автор избирает форму непринужденной доверительной беседы. Говорит неторопливо, с небольшими отступлениями от главной темы, делится с нами своими размышлениями.

Учитель:  Более того, “Ильинский омут” – патриотический гимн русской природе, восхищение Россией, в тоже время, как вы увидели в тексте, скромность “великих мест”.

(Звучат слова: “Любовь к родине, без нее никак нельзя жить … как нельзя жить без сердца”. К.Паустовский).

Учитель: Наша задача: увидеть, определить те стилистические фигуры речи, которые характеризуют синтаксис “Ильинского омута”. Какова цель нашей работы?

Ученик: Доказать, что, благодаря стилистическим фигурам, язык произведения достигает столь образной выразительности.

(Обращение к высказыванию лингвиста Е. И. Иванчиковой о синтаксисе, записанному на доске).

Учитель: Ряд стилистических фигур речи нам известен. Например:

Ученики: называют стилистические фигуры, дают их краткое определение, приводят примеры:

риторическое обращение,
риторический вопрос,
инверсия,
антитеза,
умолчание,
построение предложения, его распространенность.

Учитель: Да, и я думаю, что неторопливые, без суеты, размышления К.Паустовского в доверительной беседе с читателем на важные для русского человека темы – о нравственной и целительной силе родной природы – во многом предопределили своеобразие синтаксического строя авторского повествования. Итак, чем же характеризуется синтаксис “Ильинского омута”? В чем его необычность?

Перед вами отрывок из текста и схема анализа. Давайте попытаемся проанализировать данный отрывок и остановимся на синтаксисе произведения, так как в нашем представлении синтаксис – это совокупность синтаксических явлений. Каких?

Ученик: Однородные члены предложения, главные члены предложения, сложное предложение.

Ученик: И еще разного рода вставные, присоединительные конструкции, уточнения.

Учитель: За этими фактами мы зачастую не видим синтаксис как источник образности и экспрессии русской речи. Возьмем, к примеру, вопрос об использовании в художественной речи конструкций со значением сравнения. Попробуйте сейчас в тексте увидеть предложения с разными способами выражения этого значения.

Ученик: Сравнительные обороты с союзами как, будто, как будто (как будто какой-то чудодей…; … относится к ним, как к святыне и др.).

Ученик: Сравнительный оборот с придаточным сравнительным (не успеешь опомниться, как уже блекнет молодость…; как и многие великолепные места в России).

Ученик: А еще в текстах встречаются сравнения, выраженные существительными в Д. и Т. падежах: жужжало подобно пчеле, завертелся волчком.

Ученик: Может быть выражено сравнением наречием, соответствующим моделям по–…ому, по–…ему, по–…и; ходить по-утиному, сидеть по-турецки.

Учитель: С какой же целью автор сопоставляет явления?

Ученик: Наверное, чтобы более полно пояснить одно с помощью другого, создается определенная художественная выразительность текста.

Учитель: Я думаю, что не все способы выражения сравнения названы.

Задание: продолжите дома таблицу и заполните ее примерами из текста.                           Продолжаем работу с текстом.

Ученик: читает отрывок: “Сожаления просыпаются… разнообразии.”

Учитель: Согласитесь, достаточно нелинейное, можно сказать, “пространственное” выражение мысли. Благодаря каким конструкциям этого достигает автор?

Ученик: Я думаю, что это различного рода присоединительные конструкции, ведь в них и уточнение, и определенные сомнения автора, размышления (ученики приводят примеры из текста и делают запись в тетради).

Учитель: Как видим, текст просто изобилует синтаксическим колоритом. Обратите, пожалуйста, внимание на такие слова и словосочетания: по крайней мере, казалось, пожалуй и др. Они очень характерны для жанра эссе. Что это?

Ученик: Это вставные конструкции. Они помогают создать определенную манеру изложения мысли. Автор думает, размышляет, сомневается, утверждает.

Учитель: Да, жанр эссе – неторопливое повествование, следовательно, замедленность темпа речи, передающая раздумья автора. С помощью чего достигается такая манера изложения? (… рядом, рано утром, там, за ветряком, вблизи Парижа…).

Ученик: Это, я предполагаю, определенные уточнения. Они придают речи повышенную выразительность, какую-то определенную динамичность, обеспечивают связанность речи.

Ученик: Еще, я думаю, словесные повторы – это необходимый текстообразующ компонент, своего рода мостики от одной картинки текста к другой (ученики зачитывают примеры из текста: …знакомая тоска внезапно… тоска по нашей…; подарил ее векам…подарил ее нам… и др.).

Учитель: А сейчас обратимся к данной на экране группе предложений. Какой процесс здесь прослеживается?

(От нее глаза становятся теплей, губы – ярче и даже голос звучит вкрадчиво и нежно. Я сидел в тени вяза, думал, что все эти… Я привык к этому ветряку – покидал с тоской. Сожаления о том, что не удастся увидеть весь мир, да что там – весь мир!).

Ученик: Пропуск какого- либо члена предложения: в 1-ом предложении – сказуемого, во 2-ом – подлежащего, в 3-ем – дополнения, в 4-ом – сказуемого.

Учитель: А для чего это необходимо делать? Не проще ли написать полностью все предложение?

Ученик: Избегаем тавтологии, особый динамизм речи, речь как бы живая, выразительная.

Учитель: Эта стилистическая фигура называется эллипсис.

(Запись в тетрадь: эллипсис (греч. Elleipsis)– лингвистическая фигура, заключающаяся в пропуске какого- либо подразумеваемого члена предложения (“я домой” вместо “я иду домой”).

Учитель: Как видим, изобразительно-выразительные возможности синтаксиса огромны. Сегодня мы проследили за поведением, за ролью лишь нескольких стилистических фигур. И чтобы работа была логически завершена, что, вы считаете, мы должны сейчас сделать?

Ученик: Создать свое эссе.

Учитель: Перед вами образец жанра, и это должно подтолкнуть вас к написанию своего маленького произведения. Можете стилизовать текст Паустовского. Конечно, необходимо сейчас вспомнить те изобразительно- выразительные средства языка, без которых невозможно написание творческой работы.

Ученик: Стилистические тропы: эпитет, метафора, гипербола, ирония, аллегория, олицетворение и др.

(Далее в течение 5-7 минут уч-ся работают над созданием своего эссе. Звучит музыка.).

Наиболее интересные работы уч-ся зачитывают и обязательно называют те стилистические фигуры, которые они использовали в своих мини-сочинениях.

Учитель: Итак, стилистические фигуры текста, рассмотренные нами сегодня на уроке – это речевой материал автора, при помощи которого он передает нам… Что?

Ученик: Конечно же, трепетную любовь к родине, к родным просторам.

Ученик: А еще, я думаю, любовь к волшебной силе и красоте удивительного русского языка.

Учитель: А вот теперь еще раз обратимся к эпиграфу. Думаю, глубина этих слов нам понятна. И что замечательно: “волшебство русского языка Константин Паустовский связывает с волшебством русской природы”. Он так и писал: “волшебство русского языка родилось из этой волшебной природы и удивительных свойств русского человека”. Происходит некая взаимосвязь: природа – человек – слово. Мы обязательно должны читать произведения таких мастеров слова как Константин Паустовский, Михаил Пришвин и др. И тогда такой сложный, но интересный предмет русский язык нам изучать будет значительно легче.

Домашнее задание: 1) Мы не коснулись сегодня богатства лексики (взыскующим, нетленным, трепетные), проделайте эту работу дома (по схеме лингвостилистического анализа) 2) Написать  по памяти изложение, пользуясь записями в тетради и стараясь сохранить языковые особенности, обусловленные стилем, типом и жанром текста.

      В заключение замечу, что исходный текст изложения осваивается учащимися как эталонный, даёт им целостную ориентацию, обогащает их человеческий опыт. Поэтому так важно адекватное восприятие первичного текста и его отражение в изложении. При этом происходит неформальное освоение существенных  сторон содержания и структуры образца.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация "Вторичные тексты в учебной деятельности"

Презентация знакомит с вторичными текстами: текст-ответ и текст-исследование,- особенностями аннотации, реферата. тезисов и конспекта....

Тексты для обучения написанию сжатого изложения.

Данный материал может быть использован для подготовки к сжатому изложению учащихся 5-9-х классов, а также для различного вида проверочных и контрольных работ....

Открытый урок по теме "Работа с текстом (в плане подготовки к ЕГЭ). Основные проблемы текста. Авторская позиция. Составление вторичного текста"

Этот урок поможет учителям, готовящим детей к ЕГЭ, на любом открытом материале составить вторичный текст....

Рабочая программа спецкурса для 8-9 классов "Комплексная работа с текстом.Создание вторичных текстов."

Рабочая программа спецкурса по русскому языку для 8- 9-х классов составлена на основе Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, с учётом целей и задач Прог...

Обучение написанию сочинения-рассуждения, связанного с анализом текста (задание 15.3)

Предложенный материал позволит педагогам подготовить детей для написания сочинения по русскому языку (15.3). Материал снабжен рабочим листом, который включает матрицу сочинения, и справочным материало...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...

Открытый урок по русскому языку. Обучение написанию сжатого изложения по тексту В. Ю. Драгунского «Друг детства»

Познакомить учащихся со способами сжатия текста на этапе подготовки к написанию сжатого изложения.Предметные цели: освоение и совершенствование знаний о тексте, его структуре, проблематике, особенност...