Главные вкладки

    План-конспект на тему:
    Доклад на педагогические чтения "Создание и внедрение системы дистанционной работы с одаренными детьми".

    Мосина Татьяна Викторовна

    Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    doklad_na_ped_chteniya.rar2.2 МБ

    Предварительный просмотр:

    Методист ЦРО г. Обнинск, руководитель МО учителей информатики Мосина Т.В.

    пед. чтения 27.03.09

    Создание и внедрение системы  дистанционной работы с одаренными детьми.

    Лучших успехов в любой из сфер деятельности достигают те государства, которые имеют высокий интеллектуальный и творческий потенциал нации. Будущее человеческой цивилизации зависит исключительно от реализации одаренности детей. Поэтому проблема детской одаренности в последнее время вызывает все больший интерес. В том, что одаренные дети, вопреки всему, в России рождаются, сомнения излишни, но можем ли мы не только рождать, но и выращивать, воспитывать и сохранять свои таланты – большой вопрос. Его узловая точка в самой природе одаренности: по словам Галилея «Мы ничему не можем научить человека. Мы можем только помочь ему открыть это в себе». В конечном итоге задача педагога – помочь наиболее полно раскрыть свои способности ученикам и успешно реализовать их. Мы живем в постиндустриальном обществе. Мир, вступив в новую стадию развития – качественно изменился: стремительно обновляющийся поток информации, новые технологии приводят к быстрому устареванию знаний и делают процесс обучения постоянным и непрерывным, «образованием длительностью в жизнь». В этом контексте проблема формирования высокой информационной культуры личности и освоения Интернет-технологий приобретает особое значение, а поиск способов ее формирования становятся приоритетным направлением модернизации сферы образования. Интернет-технологии открывают доступ к нетрадиционным источникам информации, повышают эффективность самостоятельной работы, дают совершенно новые возможности для творчества, позволяют реализовывать принципиально новые формы и методы обучения. Указанные подходы приобретают особое значение в контексте проблемы детской одаренности. Для всех, кто, так или иначе, соприкасался с данной проблемой, не секрет, что способному ребенку часто «тесно» в рамках стандартной школьной программы. А когда его интеллектуальные и творческие возможности оказываются невостребованными, ослабляется познавательная мотивация, снижаются темпы умственного и творческого развития одаренного ребенка. Педагогам необходимо четко выстроить образовательный и воспитательный процесс таким образом, чтобы учесть способности и возможности каждого ребенка в отдельности, а особенно одаренных детей.

    Дистанционное обучение - это такой способ получения знаний, который бы позволял независимо от времени и местоположения получать образовательные материалы и консультации преподавателей курсов. В настоящее время самым удобным способом предоставления подобного вида услуг является Интернет. 

    Целью организации системы дистанционного образования в средней школе является, в первую очередь, организация доступа к образовательным ресурсам для выпускников базовой школы и учащихся старших классов.

    Мы предлагаем подобную работу проводить по следующим направлениям:

    • выполнение проектных и творческих работ;

    • участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах;

    • обучение в заочных школах с дистанционной поддержкой.

    Развитие потребности в общении, творчестве, развитие личностных характеристик, способствующих реализации одаренности, также важно, как и повышение их интеллектуального уровня. Организованная работа с одаренными детьми способствует приобретению школьниками качественного образования, т. к. позволяет отойти от стандартных методов и приемов, максимально обеспечив развитие творческих способностей ребенка, опираясь на его индивидуальность.

    В 2005 – 2006 учебном году издательский дом «Первое сентября» (г. Москва) впервые провел фестиваль исследовательских и творческих работ «Портфолио». Результатом стал сборник описаний работ «Фестиваль исследовательских творческих работ учащихся» /Москва: «Первое сентября», «Чистые пруды», 2006, 719 страниц. Кроме того, полные версии всех работ размещены в специальном разделе сайта Издательского дома «Первое сентября» (http://portfolio.1september.ru) – самом посещаемом русскоязычном педагогическом ресурсе сети Интернет. В сборнике и на сайте приведена вся информация об учащихся – авторах работ, педагогах, под руководством которых эти работы были выполнены.

    В 2007-2008 уч. году на фестиваль отправлена работа учащегося МОУ СОШ№1 Калёнова Евгения сайт» Пожарная безопасность». Руководитель: Мосина Татьяна Викторовна, учитель информатики. В мае 2008 года по итогам фестиваля пришли Дипломы издательского дома «Первое сентября» на имя  участника и руководителя (рег. номер 331167) с подписью председателя оргкомитета А.С. Соловейчика.

    Заявки на участие принимаются участие в фестивале исследовательских и творческих работ учащихся «Портфолио» 2009/2010 учебного года с 1 июля по 15 декабря 2010г. Документы для участия в ответ на заявку рассылаются с 1сентября. Работы принимаются до 31 января 2010 г.

    Возродилась традиция и уже в течении многих лет проводиться конкурс НОУ «Первые шаги» для учащихся . Надеемся, что в этом учебном году мы выведем на область и учащихся начальных классов благодаря сотрудничеству с Общероссийской детской общественной организацией «Общественная Малая академией наук «Интеллект будущего»».

    В частности, большой интерес и внимание сегодня привлекают возможности

    ― участия в Интернет – олимпиадах, конкурсах.Интернет позволяет применять педагогические технологии, наиболее адекватные особенностям интеллектуальной активности одаренных детей – таким как потребность в самовыражении и самопрезентации, ярко выраженное стремление к самостоятельности в процессе обучения, потребность в высокой информационной насыщенности изучаемого материала. Интернет-олимпиады, сегодня особенно актуальная форма работы с одаренными детьми. С другой стороны, эта форма работы приносит ощутимую пользу и самим педагогам: она содействует распространению нетрадиционных подходов к обучению, популяризации использования Интернет-ресурсов в образовательной деятельности, распространению новейших достижений в области информационных и педагогических технологий. В 2008-2009 учебном году у школ города был первый опыт участия в Интернет –  областной олимпиаде по информатике. В 2007 – 2008 учебном году была проведена первая межрегиональная Интернет – олимпиада для учащихся 11 классов образовательных учреждений по английскому языку. Всем участникам олимпиады вручены Сертификаты. Учащиеся школ не показали высоких результатов, не стали победителями и призерами, может потому, что это их первый опыт участия в Интернет – олимпиадах. Поэтому не стоит довольствоваться тем, что есть, а стоит развивать это направление и добиваться результатов. А самое главное, что при этом должен помнить учитель - желание детей должно быть добровольным.

    На мой взгляд, Интернет - олимпиады и Интернет - конкурсы значительно расширяют образовательное пространство, предоставляемое социумом, одаренным детям и разнообразит формы работы, используемые районным педагогическим сообществом. Благодаря новой форме интеллектуальных состязаний были созданы широкие возможности для творческого взаимодействия и саморазвития одаренных детей города. Интернет-олимпиады позволили им проявить свои способности, ориентировали участников на собственное выявление смысла окружающих явлений, исследование фундаментальных объектов, отыскание закономерностей, определение места Интернет-технологий в своем самообразовании. Умение кратко и четко формулировать собственные мысли, аргументировано доказывать свою точку зрения, добывать информацию из разнообразных источников и обрабатывать ее с помощью самых современных технологий, приобретенные участниками в процессе Интернет-олимпиад и Интернет - конкурсы делают сегодня эту форму работы с одаренными детьми особенно актуальной.

    - Заочные школы с дистанционной поддержкой

    На сегодняшний день очень распространенным в образовании является обучение с помощью сетевых технологий. И многие школы идут в ногу со временем и осваивают технологии дистанционного обучения, а некоторые имеют солидный опыт в работе по данному направлению.

    Некоммерческое Партнерство «Телешкола», являясь общеобразовательным учреждением, организует учебный процесс для учащихся 10-11 классов на основе открытой образовательной платформы «Интернет-школа «Просвещение.ru». В рамках проекта разработаны комплекты учебных материалов для профильного обучения учащихся старших классов общеобразовательной школы с использованием Интернет.

    Интернет-школа «Просвещение.ru» как ресурс для базового и профильного обучения имеет лицензию на образовательную деятельность

    (Лицензия серия А № 102341 Регистрационный № 014571 от 02 июля 2003 г.).

    Основной задачей проекта является создание условий для перехода на новую ступень использования информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе, которая предполагает активное использование современных цифровых учебных ресурсов, что должно создать условия для достижения большинством учащихся (независимо от места их проживания или социального статуса их семей) образовательных результатов, адекватных новым требованиям рынка труда.

    Основной формой работы Интернет-школы является использование дистанционных образовательных технологий в процессе обучения учащихся по образовательным программам в соответствии с Российским базисным учебным планом и государственными образовательными стандартами.

    После зачисления в Интернет-школу учащиеся получили права доступа к образовательному ресурсу школы. Они познакомились с теоретическими аспектами изучаемого материала, комментариями учителя, выполнили различные упражнения на отработку тех или иных навыков, прошли контроль (тестирование) и получили результат (система сразу выставляет балл и в случае необходимости выдает подсказку). Образовательные ресурсы школы позволяют также подготовиться к сдаче ЕГЭ. Все результаты хранятся в персональном архиве учащегося. При необходимости учащиеся получают консультацию по предмету. Расписание консультаций в режиме on- line всегда доступно для учащегося, более того может быть назначена индивидуальная консультация. Для группы учащихся проводятся открытые уроки-семинары. Творческие работы (сочинения, эссе, проекты и т.п.), а также контрольные работы хранятся в индивидуальных файлах.

    Связующим и направляющим звеном в процессе обучения были сетевые преподаватели и педагоги – кураторы (тьюторы), прошедшие обучение по программе «Подготовка педагогов кураторов и сетевых преподавателей для дистанционного обучения на профильном уровне». Учащиеся занимались группой в рамках классно-урочной системы в компьютерных классах на базе школ или ЦРО. Некоторые ребята осваивали образовательные программы самостоятельно, имея выход в Интернет с домашнего компьютера, но таких было не много. При этом педагогом-куратором с каждым учеником проводились индивидуальные консультации по курсу, систематически осуществляет наблюдение за ходом текущей работы учащегося. Велась электронная переписка с сетевыми преподавателями и учащимися.

    Интернет-школы предполагает систематическую самостоятельную работу учащихся с методической поддержкой сетевых преподавателей и педагогов-кураторов. При этом посещение уроков в школе по предметам не предполагается. Однако, многие учащиеся занимающиеся в «Телешколе», предпочитают посещать и уроки в школе, а в свободное время (в основном в вечернее и каникулярное время) осваивали образовательные программы Интернет-школы. Образовательный ресурс Интернт-школы состоит из содержательного (сетевые уроки базового и профильного уровня, включающие тесты и контрольные работы в режиме on-line и off-line, домашние и творческие задания, лабораторные работы, тренажеры по подготовке к ЕГЭ) и функционального ресурса (электронный журнал, методическое сопровождение, форумы, сообщения, электронная почта).

    Те учащиеся, которые по каким либо причинам не закончили обучение по выбранному предмету, получат доступ к ресурсу в сентябре. В течении месяца они должны будут закончить курс за 10 класс и в октябре приступить к изучению курса за 11 класс. Они также имеют право получить свидетельство в случае окончания выбранного профильного курса.

    Таким образом, созданная подобная информационная среда способствует достижению следующих результатов:

    Ø     развитие информационно-образовательной среды как системы обеспечит непрерывность образования на базе взаимосвязанных образовательных ресурсов;

    Ø     повышение качества и эффективности системы образования за счет использования новых технологий;

    Ø     обобщение научно-педагогического опыта и популяризация новых образовательных технологий;

    Ø     обеспечение постоянно-действующей интерактивной системы обратной связи между всеми участниками образовательного процесса;

    Ø     формирование виртуальных сообществ преподавателей, учеников и родителей.

    Ø     сетевая коммуникация.

    Необходимо отметить, что заочные школы располагают богатыми возможностями для организации внеучебной деятельности учащихся, включения учеников и учителей сельской школы в дистанционные образовательные проекты, участия их в предметных олимпиадах, конкурсах, предлагаемых на сайтах заочных школ. То есть создаются дополнительные условия для раскрытия творческого потенциала учащихся, расширения круга общения старшеклассников через сеть Интернет, освоения ими современных информационных технологий.

    Важным условием, обеспечивающим эффективность использования опыта заочных школ в профильном обучении, является создание их на базе крупных педагогических вузов, располагающих необходимыми ресурсами (наличие центров дистанционного обучения, высокая техническая оснащенность, подготовленные научно-педагогические кадры, богатый опыт по разработке и осуществлению учебно-методического сопровождения дистанционной поддержки общеобразовательной школы и т.д.).

    Интернет-олимпиады

     

    Внедрение информационных технологий в сферу образования происходит в последние годы очень быстро. Десятки тысяч школ уже используют возможности современных телекоммуникаций в учебной работе. Педагоги начинают осознавать, что дистанционные технологии — эффективный инструмент познания окружающего мира, настолько мощный, что вместе с ним приходят новые формы и методы обучения, новая идеология глобального мышления.

    Интернет-олимпиада как одна из составляющих дистанционного образования

     

    В российском образовании наблюдается устойчивый рост интереса к новой форме учебы — дистанционной. Такое образование — это практика, которая посредством специальной технологии связывает преподавателя, обучаемого и расположенные в различных географических регионах источники информации. Дистанционное обучение очень перспективно для отдельных категорий граждан: сельских жителей, учащихся со специфическими требованиями (одаренных, бизнесменов), лиц с ограниченными физическими возможностями. Использование Интернета позволяет осуществлять различные телекоммуникационные проекты (олимпиады, викторины, конкурсы), служащие переходными формами обучения от традиционных к дистанционным.

     

    Значение дистанционных олимпиад очень велико. Они призваны не только поддерживать и развивать интерес к изучаемому предмету, что и без того самоценно, но и стимулировать активность, инициативность, самостоятельность учащихся при подготовке вопросов по теме, в работе с дополнительной литературой, они удобны во внеклассной деятельности, помогают школьникам формировать свой уникальный творческий мир. С помощью подобных конкурсов ребята могут проверить знания, умения, навыки не только у себя, но и у других. Интернет-олимпиады объединяют учеников и преподавателей, побуждают их к сотрудничеству, предоставляя широкие возможности для личностно ориентированного обучения, проектной деятельности, сотрудничества между педагогом и школьником.

     

    Дистанционная олимпиада означает интеграцию привычной и удаленной форм повышения квалификации учителей. Здесь ценны возможности ухода от традиционных стереотипов мышления, наращивания собственного образовательного потенциала, внедрения в школу таких понятий, как интерактивность, рефлексия, без которых нельзя учить подрастающее поколение.

     

    Интернет-олимпиада — великолепный элемент информатизации образовательного процесса школы любого уровня. Она предоставляет широкие возможности приобщения к культуре использования телекоммуникационных технологий в образовании.

     А в масштабах государства подобные конкурсы позволяют выявлять наиболее талантливых и творческих учащихся из глубинки с целью их дальнейшей педагогической поддержки и продвижения.

    Организация интернет-олимпиад

    Участвовать могут школьники от 6 до 17 лет, причем как группами, так и индивидуально. Организаторы обычно просят заполнить заявки, указать свои данные или сведения о группе и ее кураторе или о себе лично, чтобы предложить соответствующий вариант участия. На некоторых образовательных сайтах олимпиады начинаются тестовым туром с верными и неверными вариантами ответов. Их цель — проверка уровня общей эрудиции и отсев случайных людей. Далее следуют туры, содержащие до десяти открытых или закрытых заданий. На каждый тур отводят в среднем два часа. Выполненные работы в тот же день отсылают по электронной почте в оргкомитет и жюри. Состав жюри комплектуют, как правило, из профессиональных педагогов, научных деятелей и так далее, что не позволяет сомневаться ни в компетентности, ни в объективности проверки. Жюри оценивает каждую работу индивидуально, по заранее определенным критериям. Подведение итогов и определение победителей происходит в каждой возрастной группе либо по сумме баллов, набранных конкурсантами по всем номинациям, либо по каждой номинации отдельно среди всех участников. Результат оформляют в виде таблицы, где можно отследить как свой индивидуальный итог, так и результат группы в целом. Отчет об олимпиаде обычно публикуют на сервере данного образовательного центра.

     

    Технология проведения олимпиад не стоит на месте. Каждый год меняются темы, варьируются требования, появляются новые этапы и конкурсы.

    Виды дистанционных олимпиад

    На сегодняшний день спектр видов довольно широк. По порядку участия бывают олимпиады, предусматривающие только коллективную или только индивидуальную работу (хотя большинство допускает любой формат). По содержанию различают дистанционные обучающие олимпиады, эвристические олимпиады, олимпиады школьников, создающих вебсайты, олимпиады-тестирования. Что они собой представляют?

    Олимпиады-тестирования

    Здесь предъявляют следующие требования: уровень знаний, необходимый для выполнения заданий, не должен выходить за школьный уровень; задачи и вопросы должны быть оригинальными, но не суперсложными или сверхпростыми.

     

    Данный конкурс позволяет оперативно протестировать большое количество учащихся практически по всем отраслям знаний. Это довольно гибкая система, позволяющая легко менять настройки при проведении новых тестов. On-line тестирования очень удобны при подготовке к ЕГЭ, проверке собственного IQ (коэффициента интеллекта) и пользуются большим спросом.

     

    Дистанционные обучающие олимпиады

    Термин возник в 1997 году. Сочетание олимпиадной работы и процесса обучения, да еще и совместного, на соревновательной основе дает хороший результат. Такие состязания традиционно проходят по предметам общеобразовательной школы. По замыслу координаторов данные проекты должны содействовать преодолению недостатков традиционного обучения, созданию критической массы изменений для широкого внедрения Интернета в жизнь школы. Однако нередко проводят олимпиады по расширенному кругу предметов (лингвистике, математическим играм, наукам о Земле).

     

    Основную роль в обучающих олимпиадах играют качественные вопросы по предмету, предусматривающие выход за пределы школьного знания, небольшое продвижение учащегося, ориентацию на самостоятельный поиск знаний.

     

    Выделяют две формы таких олимпиад:

     

    а) викторина — здесь важны хорошие предметные вопросы, число этапов и продолжительность конкурса невелики — полторадва месяца;

    б) турнир — более длительное командное соревнование, предполагающее решение достаточно сложных задач и длящееся порядка трех месяцев.

    Эвристическая олимпиада

    Дистанционную эвристическую олимпиаду придумал и разработал А. В. Хуторской — доктор педагогических наук и директор дистанционного образовательного центра «Эйдос». С 1997 года эти конкурсы проводит центр «Эйдос» совместно с Российской академией образования.

     

    Эвристические олимпиады отличаются от обычных тем, что на них требуется проявить творческие способности, отойти от шаблонов, открыть новое, а не демонстрировать известное. Задания тут открытые, ориентирующие участников на выявление собственного смысла окружающих явлений, конструирование ими символов, отыскание закономерностей или исключений, наконец, на самопознание. В олимпиаде «Эйдос», например, существует несколько номинаций: «Идея», «Образ», «Слово», «Закономерность», «Символ», «Эксперимент», «Конструкция» и др. Они позволяют приобретать навыки, придумывать, фантазировать, изобретать, создавать модели и конструкции и т. д.

     

    Эвристические олимпиады проводят по нескольким моделям: предметные (по математике, информатике, русскому и английскому языкам, физике, химии и т. д.); метапредметные (их задания не принадлежат каким-либо конкретным учебным предметам, а выходят за их рамки) и профильные (блоки гуманитарных, общественных или естественных наук).

     

    Эвристическая олимпиада— не эпизодическое мероприятие, а равноправная форма обучения, выступающая творческой альтернативой традиционным контрольным и проверочным работам. Особенность эвристической формы учебы состоит в том, что она предполагает изменение общепринятого смысла образования.

    Согласно традиционной дидактической схеме ученик вначале осваивает накопленный опыт, получает знания и лишь затем применяет их, в том числе и творчески. В эвристической работе приращение теоретического знания происходит одновременно с получением практического опыта, точнее, с опорой на него. Благодаря этому олимпиада, словно катализатор, содействует интенсификации учебного процесса.

    Проблемы организации и проведения дистанционных олимпиад

    Основная сложность — недостаток технического обеспечения: компьютерный парк учебных учреждений и индивидуальных пользователей в России насыщен слабо; телекоммуникационные сети недостаточно развиты и нестабильны; компьютерная грамотность и информационная культура населения очень низки.

     

    На местах представляет проблему глубоко укоренившееся в школе положение, при котором педагог несет всю ответственность за обучение и служит основным источником информации для ребят, пассивно усваивающих знания. Особенно это заметно в консервативных учебных заведениях, где преподаватели просто боятся какихлибо нововведений. А в дистанционной олимпиаде роль и место учителя меняются.

     

    Педагоги выполняют роль координаторов, помощников, готовят детей на своих предметах к решению нестандартных задач, проводят отборочные туры, то есть сопровождают учащихся по их индивидуальной карте развития.

     

    Кроме того, существует финансовая проблема. Дистанционные олимпиады обычно проводят платно, школы не в состоянии оплачивать участие своих ребят, они обращаются к родителям, ищут спонсоров.

     

    Появление дистанционного обучения привело к изменению традиционной модели взаимодействия «учитель-учащийся», хотя все признаки обучения вообще наличествуют и в обучении дистанционном (то есть имеют место учащийся, педагог и образовательный процесс, в котором они участвуют). В учебный процесс добавились новые субъекты с новыми функциями: дистанционный учитель - тьютор, очный педагог (не всегда), технический инструктор, координатор или администратор дистанционного обучения, локальный координатор, авторы-разработчики учебных материалов. Перечисленные роли могут одновременно исполнять одни и те же специалисты, например дистанционный педагог может быть и разработчиком курса, а локальным координатором - сам ученик.

         

    Дистанционные формы занятий применяются не только для учеников, но и для педагогов, и не только в целях повышения квалификации, большую роль играют дистанционные педагогические конференции и конкурсы. Например, с помощью дистанционных технологий можно объединить традиционные августовские конференции в разных городах страны. С 1999 года Центр «Эйдос» совместно с Российской академией образования и Министерством образования проводит Дистанционную августовскую педагогическую конференцию 2, в которой принимают участие тысячи педагогов. Свою лепту в строительство дистанционного педагогического пространства вносят конкурсы. Например, Всероссийский конкурс «Дистанционный учитель года», который проводится Центром совместно с Российской академией образования вот уже четвертый год 3. Главная его цель - выявление и поддержка талантливых педагогов и методистов, применяющих в обучении телекоммуникационные средства и Интернет.

    Интернет повышает роль «сетевых» педагогов, ведь зона их влияния возрастает в сотни и тысячи раз по сравнению с обычным учебным процессом. Талантливый учитель интересен не только окружающим; его миссия шире - помочь тем, кто хочет учиться, используя для этого дистанционные технологии. В нашем столетии лучшими учителями, скорее всего, будут именно дистанционные, то есть те, кто имеет возможность и умеет взаимодействовать со всем миром с помощью электронных телекоммуникаций.

    Литература:

    1. 1.Андриянова Г.А. Пушкин в сети Интернет. Технология организации дистанционного

    творческого проекта// Народное образование. 1999.№3-4.

    2. 2.Хуторской А.В. Дистанционные технологии обучения// 12-летняя школа.Проблемы и

    перспективы развития общего среднего образования. М.: ИОСО РАО, 1999.

    3. 3.Хуторской А.В. Интернет в школе: Практикум по дистанционному обучению.М.:

    ИОСО РАО, 2000.