Система подготовки лидеров в детском общественном объединении
методическая разработка по теме

 

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

В работе представлен следующий материал: основные понятия, основные формы работы с активом:

 

  • тренинги
  • школа актива
  • профильная смена (лидерская)
  • проектирование
  • КТД

Подробно раскрыта сущность, виды, особенности организации, задачи основных форм работы с активом. В конце  приложены примеры тренинговых упражнений на сплочение команды.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon sistema_podgotovki_liderov.zip2.94 МБ

Предварительный просмотр:

Система подготовки лидеров в детском общественном объединении

Семинар для старших вожатых

Актив.

Актив - это те ребята, которые первыми приходят тогда, когда задумывается новое дело, сами выступают с новыми предложениями, являются главными помощниками руководителя. Они влияют на окружающих, наиболее полно понимают и представляют их интересы, приходят на помощь в трудную минуту, создают определенный психологический климат в коллективе, формируют нравственные ценности.

Актив -         опора старшего вожатого в организации работы ДОО. Он требует к себе большего внимания со стороны старшего вожатого, и от того, насколько подготовлен и работоспособен актив, зависит успех деятельности ДОО и эффективность работы вожатого.

К основным формам работы с активом можно отнести:

  • тренинги
  • школа актива
  • профильная смена (лидерская)
  • проектирование
  • КТД

Школа актива

1.        Что дает школа актива?

Школа актива помогает создать организованный, творческий, умелый актив. Дети получают разнообразные знания и умения, которые они могут передать своим товарищам.

По окончанию занятий школы актива проводится заключительная торжественная линейка. Подводятся итоги, вручаются поощрительные документы, призы.

Содержание обучения в школе актива зависит от:

  • Задач и направления деятельности ДО;
  • Интересов, потребностей, возможностей детей;
  • Возрастных особенностей детей;
  • Уровня развития коллектива ДО.

Для этого необходимо изучить особенности, потребности, возможности ваших детей, организаторские способности, мотивы, интересы, используя разнообразные методики («Почему я пришёл в ДО?», методика незаконченного предложения, «Золотая рыбка» и др.), анкеты

2.        Организация школы актива.

Прежде всего, нужно составить список ребят, которые будут посещать школу актива. Количество активистов зависит от величины и местоположения школы. Он должен объединить детей активных, творческих, отзывчивых, самостоятельных, понимающих свои цели и задачи. Занятия проводятся не реже 1 раза в месяц, их продолжительность не должна превышать 60 минут, делится на практику и теорию.

  • Подготовительный этап.

Составив списки, можно предложить ребятам заполнить анкеты, провести игры на знакомство. Необходимо подобрать кадры, которые помогут обучать актив, найти помещение для занятий, выбрать удобный для всех день.

  • Основной этап.

Начать с общего сбора. Торжественное открытие можно провести в игровой форме, необходимо дать краткую информацию о плане работы (чему научатся) о своем детском объединении, СДОО «Крылатая юность».

  • Итоговый этап.

Анкетирование «Чему научились, чему еще хотели бы научится?»

на основе результатов анкетирования совершенствуются программа

работы актива на следующий год: что перенести, что добавить, от чего отказаться.

3. Пример плана работы школы актива на год.

месяц

теория

практика

Октябрь

Ноябрь

История детского движения, ВПО им. В.И.Ленина

Знакомство с уставом детского общественного объединения, Союза, правами и обязанностями членов ДОО.

Игра-знакомство. Анкета «Что я
хочу уметь и знать»
Викторина «История ВПО»,
пионерские песни.                

Игра «Наше детское объединение»

Декабрь

Что такое СПО-ФДО?

Игровая программа «Цветик-семицветик»

Январь

Методика проведения сборов (конференций). Рапорт. Планирование работы.

Практикум по проведению сбора.

Февраль

Оформление стенной печати (стенды, газеты, уголок ДОО. «Молния»)

Практикум «Учимся писать плакаты: пером, фломастерами, красками».

Март

Методика проведения игры

Игровая мастерская. Песенный марафон

Апрель

Структура КТД

Практикум по проведению КТД

Май

Оформление дневника ДОО. Основы туртехники

Посещения мероприятия с

анализом.

Практикум по основам туризма.

4. Принципы организации школы актива.

Учёба актива должна базироваться на таких дидактических принципах как:

  1. Научность.

Материал должен быть связан с системой научных знаний, раскрывать причины и закономерности явлений.

  1. Воспитывающий характер обучения.

Важнейшая задача обучения – формировать мировоззрение молодого поколения.

  1. Наглядность

Усвоение знаний происходит значительно активнее, если используются средства наглядного обучения – схемы, графики, презентации.

  1. Сознательность и активность

В основе процесса обучения лежит не механическое заучивание, а сознательное, осмысленное усвоение, не только и не столько потребление знаний, а их добывание.

  1. Прочность усвоения

Получаемые знания должны стать прочным фундаментом последующей деятельности

  1. Систематичность и последовательность

Идти от простого к сложному постоянно, целеустремленно; знания должны способствовать последовательному развитию человека.

  1. Доступность

Выбирать следует формы и методы обучения с учётом возраста и образовательной подготовки.

  1. Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

Необходимо учитывать при обучении, что процесс усвоения знаний, приобретения умений и отработки навыков всегда индивидуален, зависит от личностных особенностей человека.

5. План проведения занятия

Цель:

Задачи:

Форма проведения: (дискуссия, лекция, семинар, консультация, деловая/ролевая игра, путешествие, соревнование, театрализованный, и интегрированный, экскурсия)

Оборудование

Ход занятия (этапы):

  1. Организационный – этап предназначен для приветствия, определения места каждого ребенка и любого другого участника в пространстве и времени, для определения форм коллективной работы  (деление на группы, пары, индивидуально)
  2. Подготовительный – этап предназначен для введения детей в тему занятия, предпочтительно выбирать игровые моменты, логические задачки, викторины или единый вопрос, ответ на который даст всё занятие.
  3. Основной – этап раскрывает содержание всего занятия: основной теоретический материал и его практическое применение.
  4. Контрольный – этап помогает определить, насколько ребята усвоили материал, как поняли его суть и способы применения; это можно сделать как с помощью викторин, опросов и блиц-интервью, так и в игровой форме («обратная связь»).
  5. Итоговый – этап подводит итоги всего занятия (вывод, обобщение), а также итоги участия групп (пар) и каждого ребенка в отдельности, дает возможность каждому ребенку дать оценку всему занятию в целом, своим успехам на занятии и своему эмоциональному состоянию.

КЛАССИФИКАЦИЯ МЕТОДОВ

Принцип класификации

Виды методов

Примеры

По источникам знаний

Словесные методы

Лекция

Рассказ

Беседа

Дискуссия

Наглядные методы

Иллюстрация

Демонстрация

Практические методы

Упражнения

Метод самостоятельной работы учащихся

Метод работы с книгой

Метод наблюдения

По характеру познавательной
деятельности

объяснительно-наглядный

репродуктивный

частично-поисковый (эвристический)

-исследовательский

По дидактической цели

метод изучения новых знаний

метод закрепления знаний

метод контроля

По характеру
педагогического процесса

Обучающие

Тренировочные

Контролирующие

Обобщающие

Познавательные

Воспитательные

Развивающие

Репродуктивные

Продуктивные

Творческие

ТИПЫ ЗАНЯТИЯ

  1. Изучение нового материала.
  2. Совершенствование и закрепление знаний.
  3. Самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
  4. Комбинированный. 

ФОРМЫ РАБОТЫ

  • Учебные занятия
  • Индивидуальные формы
  • Групповые формы
  • Коллективные формы
  • Классные формы
  • Внеклассные формы
  • Школьные формы
  • Внешкольные формы
  • Экскурсия
  • Практикум
  • Семинар
  • Консультация
  • Олимпиада
  • Индивидуальное занятие
  • Конкурс
  • Игра
  • Конференция
  • Путешествие

  1. Профильная/лидерская смена

Детский лагерь — вид детского отдыха, который стабильно пользуется популярностью. Для детей любого возраста путевка в детский лагерь — это шанс проявить свою самостоятельность, стать взрослее.

Лагерь актива или профильная смена.

Профильный или тематический лагерь — форма образовательной и оздоровительной деятельности с творчески одаренными или социально активными детьми. Проводится как смена активистов, лидеров, юных техников, туристов-краеведов, экологов, спортсменов, математиков, филологов, журналистов, спасателей, моряков, автомобилистов, волонтёров, летняя профильная школа по различным видам детского творчества в период летних каникул с круглосуточным или дневным пребыванием обучающихся.

Такой лагерь подразумевает чётко определённую направленность деятельности детей. Ребёнок-активист, лидер, в течение года посещающий школу актива ДО, за время каникул может закрепить полученные знания в профильном лагере и не прекращать заниматься любимым делом. Часто реализуется на базе загородного лагеря, может осуществляться, как вариант, как полнофункциональный лагерь, так и как просто отдельная лагерная профильная смена или профильный отряд в лагере.

Особенности профильных/лидерских смен

В такой профильной смене принимают участие представители, активные участники детского общественного движения, лидеры ДОО, дети, которые "в теме" и имеют желание дальше развиваться.

Целью профильной смены является содействие развитию социально-творческого потенциала детских общественных организаций, формирование лидерских качеств детей и подростков через активное включение его в общественно полезную деятельность.

Задачи:

  • выявить первичный уровень знания подростком собственного лидерского потенциала;
  • создать благоприятные условия для выявления и реализации ребенком лидерского потенциала;
  • организовать занятия по овладению подростком специфическими знаниями, методиками и формами развития собственного лидерского и организаторского потенциала;
  • организовать совместно с подростком работу по разработке и проведению мастер-класса;
  • определить вместе с подростком пути дальнейшей реализации его лидерского потенциала.

В программе смены могут быть запланированы: "веревочный курс", особый акцент на экспромтные формы работы или такие, где требуется подготовка всей команды в течение короткого времени, постоянная мобилизация творческих способностей и коммуникабельных способностей; работа в основном в команде, но и индивидуально возможно; теоретические мини-лекции с моментальным практическим выходом (типа "Фандрайзинга", социальные проекты и акции) фестивали детских организаций, конкурсно-игровые программы, творческие презентации, организация дискуссионных площадок, творческие вечера-концерты, детские мастер-классы, «Школы социального успеха», «Школы вожатского мастерства» (ВДЦ «Орлёнок» - «Профессиональные старты»), где ребята смогут приобрести новый опыт - образовательный, интеллектуальный, лидерский, творческий - который, конечно же, пригодится в жизни, спортивно-оздоровительные мероприятия, защита социальных проектов, встречи с интересными людьми, знакомство с программами деятельности ДО.

  1. Тренинги

ТЕОРИЯ

(мультимедийная презентация)

Тренинг – процесс получения знаний, умений и навыков. Тренинг ведет свою историю от техники психодрамы Джорджа Морено и направлен на решение внутренних конфликтов личности с целью отработать выполнение тех или иных социальных функций (социокультурных норм). С помощью тренинга индивид получает ценный опыт выхода из личностных или внутригрупповых кризисов.

Общие функции тренинга:

  • обучающая – развитие знаний, умений, навыков (запоминание, произвольное внимание, восприятие различной информации)
  • развлекательная – создание благоприятной атмосферы, превращение работы в увлекательное приключение;
  • коммуникативная – создание коллектива, установление эмоциональных контактов;
  • релаксационная – снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему при интенсивном обучении, поднятие общего тонуса, улучшение самочувствия; организация полноценного и эффективного психологического отдыха;
  • психотехническая – формирование навыков подготовки своего физиологического состояния для более эффективной деятельности, перестройка психики для усвоения больших объемов информации.

Тренинг предназначен не только для того, чтобы развивать активность и инициативность, но и вооружить человека знания, умениями и навыками, делающими социальную активность осмысленной, целенаправленной, эффективной и полезной.

Обычно тренинги проходят в просторных аудиториях, по возможности специально оснащенных. Как правило, тренинг включает ролевые игры, сценки и даже розыгрыши. Ведь для того, чтобы опыт и полученные знания преобразовались в новые умения и навыки, нужен позитивный настрой.

Использование тренингов в общественной деятельности детей и молодежи имеет глубокое психолого-педагогическое основание. Каждый возрастной период характеризуется определенным типом ведущей деятельности, в которой возникают и формируются новые психологические процессы. Согласно теории разработанной Л.С.Выготским, А.Н.Леонтьевым, Д.В.Элькониным выделяется следующая последовательность формирования типов ведущих видов деятельности:

  • непосредственно эмоциональное общение;
  • предметно-манипуляторная деятельность;
  • игровая деятельность;
  • учебная деятельность;
  • общественно-полезная деятельность;
  • учебно-профессиональная деятельность.

И задача тренинга – совершенствование психологических механизмов. Это и ориентация в смыслах деятельности и отношениях, это и удовлетворение потребности в общении, это и развитие эмпатии и воображение, это и формирование элементов обобщения, категоризации и идентификации.

Таким образом, тренинги позволяют:

  • воздействовать на самооценку;
  • укрепить уверенность в себе,
  • развить силу воли,
  • развить навыки конструкторского взаимодействия,
  • исследовать, менять и совершенствовать групповые роли

Классификация тренингов:

  1. По уровню взаимодействия с командой
  • Работа над самим собой (самоорганизация);
  • Работа в команде;
  • Управление командой;
  • Взаимодействие с окружающим миром.
  1. В зависимости от контингента людей, для кого предназначены
  • для руководителей крупных структур (общественных объединений, образовательных и других учреждений)
  • для педагогов и других специалистов, работающих с детьми и молодежью;
  • тренинг-коррекция для детей и молодежи с узконаправленной проблемой (например, для подростков с девиантным поведением, педагогической запущенностью и другими социальными проблемами);
  • Общий тренинг, который не имеет четкой ориентации, поскольку полезны всем категориям людей (например, тренинги по самоорганизации).

Этапы подготовки к тренингу

  1. Анализ группы участников: возраст, проблемы, потребности, интересы, ожидания.
  2. Формулировка цели и задач.
  3. Определение основных блоков тренинговых упражнений, соотнесение их с динамикой группового взаимодействия (от простого – к сложному, от поведения – к чувствам, от общего – к личному и т.д.)
  4. Подбор и разработка упражнений с учетом чередования умственной и физической активности (в начале группа не разогрета, но нет усталости, ближе к концу группа более открыта, готова к сотрудничеству, но не появляется утомление)
  5. Временная разбивка, распределение ответственности.
  6. Определение необходимого материально-технического обеспечения и конкретных условий (актовый зал, комната, компьютер, телевизор и т.д.)
  7. Подготовка запасных вариантов (связанных, например, с большим/меньшим, чем планировалось количеством участников, невозможности проветривания помещения и т.п.)

Структура тренинга

  1. Разогрев.

Как правило, озвучивается цель и планируемые результаты совместной работы, спрашивается об ожиданиях от предстоящего тренинга у каждого участника. Это может скорректировать программу тренинга. Затем выполняются упражнения на «разогрев», которые должны помочь участникам отвлечься от повседневных забот, настроиться на занятие и активно включиться в работу.

У каждого участника должна быть именная карточка – ее создает сам участник (пишет имя или псевдоним, которым будут его называть остальные во время тренинга).

  1. Основная часть.
  1. Каждый тренинг включает упражнения на знакомство, эмоциональное раскрепощение, формирование доверия, телесный контакт, общение. Школьникам-участникам, как правило, предлагаются серии тренингов на определение собственных потребностей, на создание карты достижений своих целей, на выявление актуальных социальных проблем и путей их решения, на создание общественных организаций (социальных учреждений), на разработку проектов. Кроме того, в упражнениях используется разнообразный методический инструментарий, который переводит школьников в позицию субъектов образовательного процесса: групповые дискуссии, опросы, «мозговой штурм», ролевые игры, анализ случая (ситуации), видеофильмы, викторины, различные виды работы в малых группах.
  2. Специфика тренинга требует доброжелательной, доверительной и психологически безопасной для обучающихся атмосферы, позволяющей открыто обсуждать вопросы нравственности, отношений, общения.
  3. При ведении тренинга тренеру необходимо включиться в процесс, но с разных позиций, с разными целями и функциями, соблюдая общие правила ведения тренинга:
  • Поддержание порядка и соблюдение всеми участниками правил тренинга. В самом начале тренинговой программы целесообразно установить определенные правила, которые позволили бы участникам чувствовать себя психологически комфортно и свободно. А для этого можно провести запись основных правил как элемента тренинговой программы.
  • Стимулирование активной дискуссии учащихся. Здесь следует обратить внимание на недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении оценивают не участника, а только его действия и поведение. Поэтому вместо высказывания «Ты мне не нравишься» используется «мне не нравится твоя манера общения». Каждый имеет право высказать свое мнение и не подвергаться критике при этом. Плохих мнений не существует.

Следует соблюдать уважение к говорящему (пока говорит один, все остальные внимательно слушают) и принцип «от общего к частному» (вместо фразы «ты всегда опаздываешь» - «я заметил, что ты опаздывал на занятия три раза за эту неделю», вместо – «меня никто не понимает» - «мне сложно общаться со своими друзьями, двое из них друзья сказали, что у меня сложный характер»)

  • Направление разговора таким образом, чтобы все главные вопросы были рассмотрены, а все неправильные сообщения исправлены. И здесь следует придерживаться принципа персонификации высказываний. Для более откровенного общения следует отказаться от безличной речи, заменив высказывания «Большинство людей считает, что …» на «Я считаю, что…», «Некоторые из нас думают, что…» на «Я думаю, что …». Следует отказаться и от безадресных суждений о других (например, заменить «Многие меня не поняли» на «Оля и Соня меня не поняли»). Необходимо обратить внимание на переход от «если» к «когда» (вместо «Если бы я только мог усерднее учиться, у меня были бы более хорошие оценки» - «У меня будут хорошие отметки, когда я буду усерднее учиться»)
  • Использование поощрения и позитивное подкрепление для поддержания участников во всех видах их активности. При этом следует соблюсти принцип «ненаказуемости инициативы» - все выдвинутые идеи приветствуются, в каждой находится рациональное зерно, критика должна быть конструктивной.

Тренер также старается не допустить наличие «праздных наблюдателей», поощряя участие каждого в соответствии со своей ролью и обязанностями. Тренер может в начале оговорить (при выработке правил проведения данного тренинга), что активное участие в происходящем – это норма поведения, что участники тренинга активно слушают, чувствуют себя, партнера и группу целиком, не замыкаются в себе, даже если услышат о себе что-то не очень приятное. А все потому, что получив положительные эмоции, каждый думает, прежде всего, не только о себе, но и о других участниках группы.

  • Рассмотрение вопросов, поднятых самими участниками. Причем, необходимо учитывать правило конфиденциальности: за пределы группы никакую информацию личного характера выносить нельзя.
  • Максимизация включения учеников в тренинг. И общение должно происходить по принципу «здесь и теперь», когда участники говорят только то, что волнует их именно сейчас, и обсуждают то, что происходят в группе. Группа в такой обстановке становится своеобразным объемным зеркалом, в котором каждый видит себя во время различных проявления своего характера, а значит, лучше видит свои личностные особенности.
  1. Рефлексия.

Рефлексия – труд души. Люди владеющие рефлексией, каждый вечер стирают в памяти неприятности, утром настраиваются на творческий, прекрасный день. При начале, планировании, проведении промежуточных и окончательных итогов рефлексия начинается с вопросов «Что не понравилось?», «Что понравилось?», затем каждому участнику тренинга дается возможность высказаться о своем внутреннем состоянии (продуктивней всего это сделать в общем кругу: «Удалось ли мне раскрыться полностью, показать себя с лучшей стороны, что помешало это сделать? Получил ли я новые знания, научился ли чему-то новому, что хотелось бы узнать в следующий раз?».

Основные принципы рефлексии:

  • непрерывность – изобретение новых подходов в изучении и понимании окружающего мира (проводить до, во время и после занятия)
  • мобильность – побуждение участников к придумыванию новых игровых ситуаций, обстоятельств, способов решения проблемы;
  • своевременность – соотношение с обстоятельствами, потребностями каждого участника;
  • интегративность – объединение практических и академических аспектов процесса получения знаний и рефлексии деятельности обучающихся.

Формы рефлексии:

  • Разговор (беседа в паре, в группе, устные сообщения, опрос или целевое исследование, презентация проекта, моделирование, ролевая деятельность, симпозиум с презентацией, обучающие тренинги т др.)
  • Письменное фиксирование (ведение ежегодного, еженедельного журнала, личного дневника, статья в журнал или газету, разработка руководства к действию, конкурс сочинений и др.)
  • Применение мультимедийных технологий (фотографии, слайды или видеопродукция, плакаты, коллажи, социологическое исследование, постановка танца, песни, музыкального или театрального представления, разработка сайта и др.)

Реализуя любой тренинг или тренинговую программу, ее организаторы способствуют формированию новой жизненной позиции лидера, связанной с самоанализом, самопринятием, самообязательствами, саморуководством, самоконтролем и самореализацией.

Примеры упражнений

  1. Приветствие «Бегущие огни»

Участники сидят в кругу. Один из них говорит соседу какую-нибудь короткую фразу, например: «Доброе утро!». Сосед должен как можно быстрее встать, повторить эту фразу и снова сесть, его сосед должен сделать тоже самое и так далее «волной», как по трибунам во время чемпионата мира по футболу. Задание выполнить с максимальной скоростью.

  1. Сплочение, доверие в группе. «Большие шаги».

Группа становится в кург, кладёт руки на плечи друг другу. Расстояние между людьми большое, свободное.

Ведущий говорит, что сейчас все вместе сделают 2 очень больших шага к центру круга, но только по команде.

Готовимся к первому шагу, высоко поднимаем левую ногу. Раз, два, три – шагаем! Группа делает шаг.

При подготовке ко второму шагу группа поднимает правую ногу. Ведуший даёт команду, группа делает огромный шаг.

Теперь в круге стало довольно тесно, но всё же добавим третий шаг. Насколько это возможно, поднимите левую ногу. Ведущий даёт последнюю команду, группа делает шаг. Игроки оказываются плотно прижатыми друг к другу.

  1. «2 стола и стул»

Разместитесь на 2-х столах и одном стуле так, чтобы на стуле и на каждом из столов сидело бы нечётное количество людей.

  1. Упражнение «Скульптура идеального лидера»

Задание: группе из ее участников «слепить» скульптуру идеального лидера и представить ее ведущему.

Правила:

1.  У группы есть 10 минут на обсуждение тактики выполнения задания, во время обсуждения нельзя начинать «лепить» скульптуру.

2.  По истечении времени обсуждения, группа приступает к выполнению задания по команде ведущего: «Время», при этом задание выполняется молча. За произнесенное слово – штраф во времени 2 минуты.

3.  При «лепке» скульптуры можно использовать только предметы, находящиеся на участниках.

4.  В скульптуре может быть использовано любое количество участников группы.

  1. На выполнение задания у группы есть 10 минут.
  2. Представление скульптуры проводят 1–2 человека от группы, аргументируя свое видение идеального лидера не более 2 минут.

  1. Упражнение «Выбор»

Исходное положение участников: участники сидят в кругу на стульях. По команде ведущего: «Выбор» каждый участник указывает пальцем вытянутой руки на одного из других участников.

Задание: добиться такого «выбора», в котором группа разбилась бы на пары.

Правила:

1.  Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2.  Участникам нельзя вставать со стульев.

3.  Участники делают свой выбор одновременно по команде ведущего и не могут менять его до новой команды.

4.  Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

Примечания для ведущего:

      если в группе нечетное число участников, задание считается выполненным, когда только один участник остался без пары;

      ведущий дает команды в быстром темпе.

  1. Упражнение «Пальцы»

Исходное положение участников: участники сидят на стульях в кругу.

Задание: всем участникам «выбросить» (показать) одно и то же количество пальцев на правой руке.

Правила:

1.  Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2.  Каждый участник сжимает правую руку в кулак и выставляет ее вперед.

3.  По команде ведущего: «Пальцы» каждый участник «выбрасывает» на правой руке любое количество пальцев.

4.  Участники «выбрасывают» пальцы одновременно по команде ведущего и не меняют количество «выброшенных» пальцев до новой команды.

5.  Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

 

  1. Упражнение «Прыжок»

Исходное положение участников: участники стоят в кругу лицом к центру. Задание: всем участникам повернуться в одну сторону.

Правила:

1.  Участникам нельзя разговаривать друг с другом.

2.  По команде ведущего: «Прыжок!» каждый участник совершает одно из действий:

      подпрыгнуть вверх на месте;

      повернуться в прыжке на 90 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 90 градусов вправо;

      повернуться в прыжке на 180 градусов влево;

      повернуться в прыжке на 180 градусов вправо.

3.  Участники совершают прыжки одновременно по команде ведущего и не меняют свое положение до новой команды.

4.  После самой первой команды ведущего участникам нельзя подпрыгивать вверх на месте.

5.  Когда задание выполнено, ведущий говорит об этом группе.

10. Упражнение «Акулы!» (личные и коллективные интересы)

Материалы: мел.

Место проведения и исходное положение участников: на полу на расстоянии двух метров друг от друга начерчены два квадрата со стороной 1 метр. Квадраты представляют собой игровые «острова». Вся остальная поверхность пола – «море».

Ведущий делит группу на две команды, равные по количеству участников. Каждой команде соответствует один «остров».

Задание каждой команде: сохранить как можно больше своих участников.

Задание каждому участнику: «выжить».

Упражнение включает несколько раундов. Каждый раунд начинается словами ведущего: «Внимание! Акулы!» и заканчивается словами ведущего: «Все в море».

Правила:

1.  Участники находятся в «море». По команде ведущего «Внимание! Акулы!» каждая команда должна собраться на своем «острове» за 5 секунд. Участники, которые по истечении 5 секунд касаются «моря» любой частью тела, считаются съеденными акулами и выбывают из дальнейшего участия.

2.  Участник, «спасшийся» не на своем «острове», считается съеденным жителями чужого «острова» и выбывает из дальнейшего участия.

3.  После каждого раунда ведущий уменьшает сторону «острова» на 15 см.

4.  Первый перерыв между раундами – 15 секунд. Далее перерыв между раундами каждый раз увеличивается на 15 секунд.

Примечание для ведущего: на примере упражнения можно проследить, как меняется соотношение личных и коллективных интересов при их столкновении, как поведет себя группа и ее участники при необходимости выбора между ними.

  1. Упражнение «Автопортрет»

Материалы: игровые листки по количеству участников. Игровой листок представляет собой лист формата А4, согнутый пополам. Нижняя половина каждого листа согнута на полоски по количеству участников.

Исходное положение участников:

      участники сидят за столом;

      каждому участнику ведущий выдает игровой листок.

Задание: каждому участнику нарисовать на верхней половине игрового листка (не согнутой на полоски) свой автопортрет, не подписывая его. Время на выполнение – 5 минут.

Правила:

1.  По истечении времени на выполнение, участники сдают автопортреты ведущему.

2.  Ведущий перемешивает их и раздает участникам в произвольном порядке.

3.  Каждый участник пишет на самой нижней полоске под автопортретом, какая, на его взгляд, профессия подходит человеку, нарисованному на портрете. Время – 1 минута.

4.  После этого участник загибает полоску, на которой писал, на обратную сторону игрового листка и передает его следующему участнику по кругу.

5.  Участникам нельзя смотреть на предыдущие записи.

6.  Участник, получивший свой автопортрет, также заполняет полоску.

7.  Когда портреты «обошли» весь круг, ведущий собирает их. Затем участники разбирают свои автопортреты.

8.  По желанию каждый участник может высказаться о надписях под своим автопортретом, показать их другим участникам.

  1. Упражнение «Переправа»

На полу делается условное обозначение двух берегов на расстоянии не менее 2,5-3 метров друг от друга. Между ними – бурная река. Команде для переправы даётся только одна пара волшебных лыж. Задача команды – переправиться всем с одного берега на другой с помощью лыж. Запрещается перекидывать лыжи с одного берега на другой от участника к участнику.

  1. Упражнение «Клад»

Представьте, что ваша группа, находясь в походе, нашла клад в 1000 монет золотом старинной чеканки. Разделите эти деньги. Как вы это будете делать – решайте сами. Критерии отбора и процедуру принятия решений выбирайте сами. На это у вас есть 5 минут. Запрещено бросать жребий или делить деньги поровну. Если вы не сумеете разделить деньги за определённое время, их конфискуют.

     Обсудить: Как участники пришли к общему решению? (Что помешало участникам придти к общему решению?)

      Как надо принимать коллективные решения?

      Какой опыт вынесли из игры?

      Какие трудности испытывали при выработке общего решения?

      Как проходило обсуждение тактики ведения переговоров в группах?

      Какие аргументы, доводы, варианты предлагались?

  1. Упражнение Уменьшающаяся газета

Упражнение тренирует навыки совместной деятельности команды. Также можно использовать его в конце тренинга для эффективного и позитивного его завершения.

Необходимые материалы: по 1 газетному листу на каждую группу.

Время: 10 минут.

Описание. Участники делятся на мини-группы размером от 3 до 6 человек и каждой команде выдается газетный лист.

Тренер озвучивает следующую инструкцию: «Вам нужно всей командой встать на газетный лист и скандировать «Мы – одна команда»!»

После того как это будет сделано, тренер складывает газету пополам и повторяет задание. После того как как это будет сделано, тренер еще раз складывает газету пополам и снова повторяет задание. Задача группы – разместиться на наименьшем возможном кусочке бумаги на время, достаточное для того, чтобы крикнуть всем вместе «Мы – одна команда!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

сценарий проведения зонального этапа районного конкурса лидеров детских общественных объединений "Лидер XXI века"

СЦЕНАРИЙпроведения отборочного тура районного конкурса «ЛИДЕР XXI ВЕКА». Цели и задачи конкурсаДать возможность юным организаторам показать свои знания, умения и таланты влидерстве;Повышение прес...

Конкурс лидеров детских общественных объединений "Я - лидер!"

Сценарий школьного конкурса "Я - лидер!" для учащихся 6 - 11 классов....

Доклад "«Детские общественные объединения в воспитательной системе школы»"

Школа не может не учитывать влияния на воспитание детей различных социальных институтов. Среди них особое место занимают различные детские общественные объединения. Предшествующий опыт доказывает, что...

«События давно минувших дней… Но не ушедших безвозвратно». Кратко об истории пионерского движения в России.Руководителю, лидеру, членам школы актива детского общественного объединения

Для наших ребят - участников современных детских объединений, то, о чем пойдет речь ниже, можно отнести к «событиям давно минувших дней». А для тех, кто когда-то с волнением в груди, с боязнью, что ты...

Презентация "Система права в РФ (работа с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления)"

Презентация содержит выдержки из федеральных законов и локальных актов, которые будут полезны в работе с детскими общественными объединениями и органами ученического самоуправления. А также ссылки на ...

Сбор - старт детского общественного объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" "Азбука лидера"

Как год начнешь, так его и проведешь! Поэтому участники детского объединения "Бриз" и молодежного объединения "Волна" СТАРТУЮТ" на все 100%!!!...

«ДЕТСКИЕ ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ КАК ЯДРО ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ»

Разработка направлена на обновление модели воспитательной системы современной школы через развитие и поддержку детских общественных объединений. Воспитательная система "Школьное агентство социаль...