ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»
элективный курс (9 класс) по теме

 

            Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 часа. Данная программа обеспечивает умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные  высказывания. Элективный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать способности работы над разнообразной информацией, умение аргументировано доказать собственную точку зрения.

          Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

          Элективный курс можно изучать в 10 – 11 классах, скорректировав представленный учебный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

Шаралдайская средняя общеобразовательная школа

им. И.К.Калашникова

Согласовано                               Согласовано                                       Утверждаю

Рук-ль МО                              Зам. директора по УР                           Директор                                              

____/Муликова С.Е./             ____/Алексеева Н.Ф./                МОУ Шаралдайской СОШ

Протокол № ___ от ____                                                       _____/Кравцова О.А/

                                                                                                       Приказ № ____от ____                                     

                                             

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

«Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Рассмотрено на заседании

  пед. совета протокол №__ от __

                                                         Составлена: Евдокимовой Е.П

с.Шаралдай

2010-2011 гг.

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА «ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА СОЧИНЕНИЯ-РАССУЖДЕНИЯ НА ОСНОВЕ ПРОЧИТАННОГО ТЕКСТА»

Пояснительная записка

Обоснование актуальности, новизны и значимости программы

Актуальность программы – научить ребенка писать сочинение сложнейшая задача учителя русского языка. Задание С вызывает объяснимую тревогу учителей. Этот вид работы еще не вполне привычен и для учителей, и для учащихся. Годы эксперимента, когда ученики сдавали ЕГЭ по русскому языку, показали, что часть С- самая сложная. Далеко не всем удается проанализировать текст с точки зрения проблем, которые поднимает автор, выразить свою позицию  и аргументировать ее; привести примеры выразительных средств языка, показать их роль в тексте. Немногие способны изложить свои размышления оригинально, правильным, богатым и образным языком. На современном этапе развития школы определяется, прежде всего, тем, что полученные знания формируют умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания.

Представленный курс поможет учителю подготовить учащихся к сочинению-рассуждению, предусмотренному экзаменом в форме ЕГЭ в 9 классе. Важным является то, что такая форма экзамена в 9 классе новая, методических пособий для учителя недостаточно.

Новизна программы – в выделении дополнительных часов на уроки развития речи в старших классах;

-в логике построения учебного материала, для формирования навыков лингвистического анализа;

-в определенном планировании занятий (но вовсе не обязательном), так как распределение часов для подготовки учащихся во многом зависит от уровня подготовленности учащихся;

- в представлении большого количества разнообразных заданий, которые можно использовать выборочно. Отбор предложенных для анализа текстов осуществлен с точки зрения нравственного и эстетического воспитания   старшеклассников. Варианты заданий и занятий в целом позволяют учителю использовать материал в зависимости от психолого-педагогических особенностей класса или группы учащихся;

- в акцентирование внимания на взаимопроверке, рецензировании, редактировании текстов;

- в систематизировании занятий для постепенного накопления умений: осмысление авторского текста,  создание текста с опорой на образец, написания собственного текста;

- в отсутствии необходимости обеспечения дополнительной литературой, как учителя, так и учащихся. Все, что необходимо для работы, содержится в методическом обеспечении к данному элективному курсу.

Значимость данной программы – в углублении лингвистических знаний, овладение культурой устной и письменной речи и искусством речевого общения, формировании умений применять полученные знания на практике, обеспечении сознательного усвоения материала, развитии навыков активных речевых действий и риторических способностей, логики мышления, подготовки конкурентоспособного ученика.

Отбор литературного материала для развития навыков филологического анализа соотнесен с требованиями государственного стандарта общего образования.

Практическая направленность курса проявляется в том, что теоретический материал  постигается учащимися через опыт анализа текста, при этом особое внимание уделяется развитии. Устной и письменной монологической речи.

Материал построен таким образом, что соблюдается единство программы, ощущается взаимосвязь между отдельными занятиями и всем курсом в целом. С целью предотвращения перегрузки учебный материал распределен таким образом, что практически не требует домашней подготовки.

С первого занятия учащиеся четко представляют конечный результат.

Разработанный материал можно использовать для проведения курса по выбору в 9 классах.

Цели данной программы:

- научить учащихся создавать устное и письменное речевое высказывание в форме рассуждения на основе прочитанного текста;

- подготовить учащихся к сдаче экзамена по русскому языку;

- оказать помощь выпускнику в формировании нравственной позиции;

- способствовать интеллектуальному развитию ученика;

- воспитать деловые качества у человека, готовящегося вступить в самостоятельную жизнь.

Цели и задачи образовательной области и учебного курса:

Теоретические:

- освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, стилистических ресурсах русского языка, коммуникативных качествах речи, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете;

Развивающие:

- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, логики мышления;

- развитие речевой культуры, бережного и сознательного отношения к языку;

Практические:

- совершенствование коммуникативных умений;

-овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста; адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание, создавать собственное письменное высказывание по заданной модели; совершенствовать и редактировать текст; применять полученные знания в работе над разнообразной устной и письменной информацией;

Воспитательные:

  1. Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности;
  2. Воспитание интереса и  любви к русскому языку;
  3. Воспитание человека, владеющего искусством речевого общения, культурой устной и письменной речи;
  4. Воспитание стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;
  5. Воспитание требовательности к себе, объективности в самооценке.

Кроме того, данный курс помогает решать задачи литературного образования: воспитывать внимательно читателя, учить его размышлять над прочитанным, извлекая нравственные уроки.

Ведущие теоретические идеи, принципы и технологии, на которых базируется данная программа, роль и место программы в образовательном маршруте обучающегося

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой  коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и нравственной компетенции.

Занятия данного курса базируются на знаниях, полученных на уроках литературы и русского языка в V-IX классах.

Теоретической основой данного курса являются:

-лингвистический, стилистический анализ текста;

-система языковых понятий и функционирование;

-различные виды упражнений и заданий, стимулирующих активные речевые действия и задачи.

Принципы, на которых базируется программа:

-учет индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

-уважение к результатам их деятельности в сочетании с разумной требовательностью;

-комплексный подход  при разработке занятий;

-вариативность содержания и форм проведения занятий;

-научность, связь теории и практики;

-преемственность;

-наглядность;

-систематичность и последовательность;

-прочность полученных знаний;

-активность и сознательность обучения.

Применяемые технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.

Роль программы в образовательном маршруте обучающегося заключается в том, что в процессе обучения по данной программе ученик:

-овладевает глубокими и систематизированными знаниями;

-способен работать над разнообразной информацией;

-может корректно выразить свое мнение по различным проблемам;

-способен аргументировано доказать собственную точку зрения.

Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

Обоснование отбора содержания и общей логики и последовательности его изучения

Основное содержание курса составляют знания о языке, литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи, средствах художественной выразительности, коммуникативных качествах речи, тексте, нравственной стороне речевой деятельности, речевом этикете. Значительное внимание в содержании программы уделено формированию практических навыков анализа авторского текста, в составлении собственного текста.

Материал рассматривается в порядке усложнения: последовательно формируются навыки по составлению собственного текста-рассуждения.

Программа базируется на межпредметных связях с литературой, историей, экологией. Риторикой.

При отборе материала составитель руководствовался отсутствием материала в учебных пособиях, возрастными интересами учащихся и проблематикой возраста.

Учебная программа данного курса  «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста» сочетается с внеучебной деятельностью: элективными курсами по риторике, стилистике, словесности, культуре речи, «Обучение сочинению в жанре эссе», факультативным курсом «Теория и практика сочинений различных жанров» (7-8 классы), а также с внеклассными мероприятиями в форме диспутов, олимпиадами, исследовательской деятельностью, индивидуальными и групповыми консультациями.

Учебно-тематический план

№ п.п

Перечень разделов

Всего часов

Кол-во лекц.занятий

Кол-во практ.занятий

Формы контроля

Виды контроля

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе.

2

1

1

Творческая работа.

Тематический.

2

Основные аспекты анализа текста

2

1

1

Творческая работа

Тематический.

3

Композиция сочинения

2

1

1

Творческая работа.

Тематический.

4

Обучающее сочинение по тексту художественного стиля

2

2

Творческая работа

Тематический.

5

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

2

2

Самостоятельная работа.

Тематический. Текущий.

6

Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля).

2

2

Творческая работа

Итоговый. Тематический. Текущий.

7

Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам

2

2

Творческая работа

Итоговый. Тематический. Текущий.

8

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа на текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя.

2

2

Самостоятельная  творческая работа.

Итоговый

9

Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста.

2

2

Самостоятельная работа.

10

Самостоятельная творческая работа над текстами.

2

2

Самостоятельная  творческая работа.

11

Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса

2

2

Содержание программы элективного курса

«Теория и практика сочинения-рассуждния на основе прочитанного текста»

Курс рассчитан на 22 часа, 2 часа в неделю, в том числе 19 часов практических занятий.

Тема 1. Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе (2 часа).

Знакомство с основными целями и задачами курса. Лингвистический анализ текста.

Критерии и нормативы оценки творческой работы.

Тема 2. Основные аспекты анализа текста (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы.

Тема 3. Композиция сочинения (2 часа).

Композиция сочинения. Вступления и его виды. Основная часть. Заключение и его виды. Абзацное членение. Речевые клише.

Тема 4. Обучающее сочинение по тексту художественного стиля (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 5. Рецензирование творческой проблемы (2 часа).

Критерии и нормативы оценки задания. Типы ошибок. Исправление недочетов.

Тема 6. Рецензирование творческих работ на основе примеров (сочинения, написанные на основе текста художественного стиля) (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы. Критерии и нормативы оценки задания.

Тема 7. Анализ текста художественного стиля. Работа с одним текстом по разным проблемам (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 8. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа на текстами публицистического и художественного стиля с использованием рекомендаций учителя (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 9. Рецензирование и редактирование творческих работ. Самостоятельная работа над редактированием текста (2 часа).

Критерии и нормативы оценки творческой работы. Типы ошибок. Исправление недочетов.        

Тема 10. Самостоятельная творческая работа над текстами (2 часа).

Тема текста. Проблема. Авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме. Аргументы. Оформление работы.

Тема 11. Устное рецензирование творческих работ. Подведение итогов курса (2 часа).

Критерии и нормативы оценки творческой работы. Типы ошибок. Исправление недочетов.        

Планируемый результат:

В результате обучения написанию творческой работы по данной программе ученик должен

иметь представление:

  1. о коммуникативной функции языка;
  2. о литературном языке как основе художественной литературы;
  3. о языковых нормах и их признаках;

знать:

  1. смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы;
  2. стили речи и их признаки;
  3. особенности жанра рассуждения;
  4. признаки текста и его функционально смысловые типы;
  5. основные единицы языка, их признаки;
  6. основные нормы русского литературного языка;
  7. основные нормы речевого этикета;

уметь:

  1. различать стили речи;
  2. проводить лингвистический, стилистический анализ текста;
  3. вести спор, соблюдая правила речевого этикета;
  4. определять авторскую позицию, адекватно и корректно выражать собственное мнение к фактам и явлением окружающей действительности
  5. подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, адекватно выражать собственное мнение;
  6. свободно, правильно, логично и образно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдая нормы построения текста;
  7. создавать собственное письменное высказывание по заданной модели;
  8. осуществлять речевой самоконтроль: находить ошибки и исправлять их, совершенствовать и редактировать текст;
  9. извлекать необходимую информацию из различных источников, включая жизненные ситуации и средства массовой информации, свободно использовать ее в творческой работе;
  10. применять полученные знания в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения.

Содержание контроля

№ п.п

Перечень разделов и тем

Уровень контроля

Требования к знаниям

Требования к умениям

Общеучеб. навык и

1

Основные цели и задачи курса. Основные требования к творческой работе. Основные аспекты анализа текста

Уровень знакомства (распознавания)

Знать основные требования к работе. Композиция творческой работы, смысл понятий: речь устная и письменная, ситуация речевого общения, тема текста, идея, проблема, авторская позиция, аргументы

Разбираться в нормах оценки

Оформлять записи в тетради

2

Работа с авторскими текстами

Репродуктивный уровень

Понятия: стили речи, типы речи, тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы

Производить лингвистический анализ текста с помощью учителя

Оформлять записи в тетради. Находить необходимую информацию в тексте

3

Обучающие работы над созданием собственного текста

Уровень полноценных знаний

Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция, корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста. Основные нормы литературного языка, основные нормы речевого этикета

Производить лингвистический анализ текста, адекватно передавать содержание текста, определять авторскую позицию, выражать собственное мнение по заявленной проблеме, подбирать убедительные доказательства своей точки зрения, уметь составлять текст по заданной модели

Планировать работу. Аргументированно выражать собственное мнение

4

Самостоятельное создание собственного текста

Уровень трансформации

Понятия: тема текста, проблема, авторская позиция. Корректное изложение собственного мнения по проблеме, аргументы. Композиция текста.

Самостоятельно производить лингвистический анализ текста, уметь составлять собственный текст по заданной модели. Уметь совершенствовать и редактировать текст

Планировать работу, выбирать необходимую информацию из различных источников, логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Ведущие методы и приемы

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности учащихся:

Разновидность метода

Приемы

Метод словесной передачи информации и слухового восприятия информации.

Метод наглядной передачи информации и зрительного восприятия информации.

Метод передачи информации с помощью практической деятельности

Лекция, беседа, рассказ, дискуссия, инструктаж.

Наблюдение, экспериментальная задача, иллюстрирование (готовый текст).

Практические упражнения, составление плана, рецензирование, редактирование, трудовая деятельность

Методы стимулирования и мотивации ученика

Разновидность метода

Приемы

Эмоциональный.

Поощрение, создание ситуации  успеха, свободный выбор успеха.

Познавательный.

Создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, выполнение заданий на смекалку.

Волевой.

Предъявление учебных требований, информация об обязательных результатах обучения, прогнозирование будущей деятельности.

Социальный

Демонстрация заинтересованности результатами своей работы

Методы контроля и самоконтроля

Разновидность метода

Приемы

Устный опрос.

Индивидуальный опрос, «тихий опрос».

Письменная работа.

Сочинение.

Самоконтроль

Самоконтроль по образцу

Формы  организации занятий:

-индивидуальные;

-фронтальные;

-групповые.

Технологии:

-технологии исследовательской деятельности учащихся;

-технологии проблемного обучения.

Условия реализации программы

Перечень имеющегося и разрабатываемого учебного, научно-методического и дидактического материала:

1.Авторская программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждния на основе прочитанного текста».

2.Методическое пособие к авторской программе элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста».

3.Демонстрационные варианты тестов ЕГЭ.

Литература

1.Астраханцева, Т.С., Семенов, А.Н. Информационно-аналитические и методические материалы для подготовки к единому государственному экзамену по русскому языку и литературе.- Ханты – Мансийск: РИЦ ИПКиРРО, 2005.

2.Богуславская, Н.Е., Купина, Н.А., Матвеева, Т.В. Сборник упражнений по культуре речи, стилистике и риторике. - Екатеринбург: Сократ, 2002.

3.Егорова, Н.В., Дмитриева, А.П., Золоторева, И.В. Поурочные разработки по русскому языку. Классическая программа и подготовка к ЕГЭ. – М: ВАКО, 2004.

4.Подласый, И.П. Педагогика: учебное пособие для студентов высших педагогических заведений. – М: Просвещение: Гуманит.издат.центр ВЛАДОС, 1996.

5.Свидинская, Н.Т., Бугрий, Е.П. ЕГЭ сдаем без проблем.- М:ЭКСМО, 2006.

6.Шерстинов, Е.Е., Арцев, М.Н. Методические рекомендации по разработке авторских учебных программ // Практика административной работы в школе. – 2003. -№5. – С. 3-

Рекомендации.

            Элективный курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста»  предназначен для учащихся 9 класса и рассчитан на 22 часа. Данная программа обеспечивает умению грамотно выражать свои мысли и создавать собственные  высказывания. Элективный курс эффективен при организации занятий, ориентированных на подготовку к итоговой аттестации, где учащиеся должны продемонстрировать способности работы над разнообразной информацией, умение аргументировано доказать собственную точку зрения.

          Предлагаемая программа учит учащихся анализировать тексты со сложными теоретическими вопросами по другим предметам.

          Элективный курс можно изучать в 10 – 11 классах, скорректировав представленный учебный материал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса "Теория и практика сочинений разных жанров"

Программа элективного курса «Теория и практика сочинений разных жанров». 34 часа. Пояснительная записка.   Элективный курс «Теория и практика сочинений разных жанров» предложена д...

Программа элективного курса «Теория и практика написания сочинения-рассуждения на основе исходного текста"

   Экзаменационная работа по русскому языку в 11 классе состоит из трех частей, наиболее сложной из которых является часть С, то есть написание сочинения-рассуждения на основе и...

Элективный курс "Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста".

Материал  содержит  планирование  элективного  курса  для  учащихся  9  класса....

Программа элективного курса «Теория и практика сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста»

Доминирующей идеей курса «Теория и практика сочинения – рассуждения на основе прочитанного текста» является формирование у учащихся высокой коммуникативной, языковой, лингвистической, эстетической и н...

Программа элективного курса "Теория и практика анализа художественного текста"

Программа элективного курса для учителей литературы...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - &laq...