Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика». 11 класс.
рабочая программа по русскому языку (11 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - «Развитие связной речи учащихся». Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения  и  экзамена по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_rya_11_sochinenie-rassuzhdenie._teoriya_i_praktika.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения

И.С. Шадрина

__.09.2018 год

«Согласовано»

Заместитель директора

Т.В. Мирошникова

__.09.2018 год

«Утверждено»

Директор школы

А.В. Белкина

__.09.2018 год

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Сочинение-рассуждение. Теория и практика»

11 класс

Количество часов в год: 35, в неделю – 1

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:

            И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» для обучающихся 11 класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  4. Учебного  плана НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.

Элективный курс «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» рассчитан на 35 часов и представляет собой углублённое изучение раздела учебного предмета «русский язык»  - «Развитие связной речи учащихся».

Основная цель данного элективного курса - повышение качества образования в условиях введения итогового сочинения как допуска к государственной итоговой аттестации в форме ЕГЭ; написание сочинения-рассуждения формата ЕГЭ на основе прочитанного текста – создание письменных работ, соответствующих контрольным функциям итогового сочинения  и  экзамена по русскому языку.

Цели курса:

- Развитие речемыслительного потенциала каждого выпускника через написание эссе и сочинение-рассуждение.

- Развитие творческих способностей учащихся.

- Развитие связной монологической речи.

- Развитие логического мышления.

- Развитие способности к самостоятельной деятельности.

- Воспитание любви к родному языку.

Задачи курса:

  • обеспечение системного овладения учащимися знаниями по теории написания сочинения;
  • совершенствование навыков написания эссе и сочинения-рассуждения;
  • развитие продуктивного мышления через анализ текста;
  • творческое осмысление полученных знаний и их перенесение на личный опыт учащихся.

Особенностью данной программы является направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие, центральной единицей обучения становится текст как речевое произведение. Он является объектом анализа и результатом речевой деятельности  на каждом занятии, какой бы теме оно ни было посвящено.

Отличительной особенностью данной программы также является акцентирование  внимания на наиболее характерных типичных ошибках в творческих работах учащихся.

Планируемые результаты

В результате изучения элективного курса «Сочинение-рассуждение. Теория и практика» выпускник научится:

  • понимать и интерпретировать читаемый текст (адекватно воспринимать информацию, содержащуюся в тексте);
  • определять его основную тему, важнейшие мысли, позицию автора;
  • оценивать позицию автора, на этой основе  формировать замысел собственного высказывания, определять его основную мысль;
  • выстраивать композицию  письменного высказывания, подчиняя её логике выражения своего коммуникативного намерения;
  • выбирать нужный для конкретного сочинения стиль и тип речи;
  • отбирать языковые средства, обеспечивающие точность и выразительность речи;
  • соблюдать нормы литературного языка: лексические, грамматические, орфографические и пунктуационные;
  • самостоятельно определять свою личностную позицию и корректно выражать ее, соблюдая принятые в культурном обществе нормы речевого поведения.

Технологии  проведения занятий

- семинар,

- конференция,

- исследование,

- практическая работа.

Виды деятельности учащихся

        - коллективная (фронтальная) работа,

- кооперативно-групповая работа,

- индивидуальная (самостоятельная) практическая работа

Требования к знаниям, умениям и навыкам

В результате реализации данного элективного курса учащийся

должен знать:

– способы формулирования проблемы текста;

– виды вступлений и заключений;

– виды комментария;

– основные особенности выпускного сочинения;

– основы анализа текста;

– способы аргументации в сочинении;

– виды ошибок в сочинении и пути их предупреждения;

должен уметь:

– логично выстраивать сочинение по тексту;

– убедительно и аргументированно изложить собственную позицию;

– выполнять лингвостилистический анализ текста;

– формулировать свое отношение на основе проведенного анализа;

– не допускать речевые, грамматические, логические, этические, фактические ошибки в содержании сочинения.

Календарно-тематическое планирование

№        

Тема занятия

Вид занятия

Коли

чество часов

Виды

самостоятельной работы

Дата проведения

План

Факт

Раздел 1.Введение.

1

Особенности выпускного сочинения в 2018-2019 году

Урок формирования новых знаний

1

06.09

06.09

Раздел 2. Теория и практика написания эссе.

2

Структура, план, признаки эссе.

Урок формирования новых знаний

1

Написание литературно-критического эссе  

13.09

13.09

3

Классификация эссе

Урок формирования новых знаний

1

Написание личностного эссе в форме письма

20.09

20.09

4

Требования к написанию выпускного эссе.

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

27.09

27.09

5

Критерии оценивания эссе

Урок формирования новых знаний

1

Подбор художественного материала к тематическим направлениям

04.10

04.10

6-7

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Отцы и дети»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

11.10

18.10

11.10

18.10

8-10

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Мечта и реальность»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

25.10

08.11

15.11

25.10

08.11

15.11

11-13

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Месть и великодушие»

Практикум

3

Аргументация по тематическому направлению

22.11

29.11

06.12

22.11

29.11

06.12

14-15

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Доброта и жестокость»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

13.12

20.12

13.12

20.12

16-17

Подбор материала и написание эссе по тематическому направлению «Искусство и ремесло»

Практикум

2

Аргументация по тематическому направлению

27.1210.01

27.1210.01

Раздел 2. Теория и практика написания сочинения-рассуждения

18-19

Особенности написания сочинения-рассуждения.

Тезис. Проблема. Аргументы.

Практикум

2

Тестирование. Комментарий и оценивание ученического сочинения. Редактирование текста.

17.0124.01

17.0124.01

20

Варианты вступительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание вступительной части

31.01

31.01

21

Схема основной части сочинения-рассуждения.

Урок формирования новых знаний

1

Написание основной части

07.02

07.02

22

Варианты заключительной части.

Урок формирования новых знаний

1

Написание заключительной части

14.02

14.02

23-24

Структурные компоненты и типичные конструкции предложений в сочинении-рассуждении.

Комбинирован

ный урок

2

Работа с таблицами речевых моделей различных структурных компонентов сочинения. Упражнения по анализу и написанию отдельных частей сочинения. Анализ композиции ученического сочинения.

21.02

28.02

21.02

28.02

25-26

Комментирование проблемы

Практикум

2

Подбор примеров-аргументов

07.03

14.03

07.03

14.03

27-28

Аргументация собственного мнения

Практикум

2

Подбор тематических аргументов

21.03

04.04

21.03

04.04

29

Фактические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

Комбинирован

ный урок

1

Логические ошибки в содержании сочинения-рассуждения и способы их устранения.

11.04

11.04

30

Понимание и интерпретация содержания исходного текста.

Практикум

1

Работа с текстами из вариантов ЕГЭ разных лет в соответствии с критериями оценивания задания С текущего учебного года.

18.04

18.04

31-32

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Контрольная работа.

25.04

16.05

25.04

13.05

33-34

Итоговая работа. Написание сочинения-рассуждения.

Практикум

2

Контрольная работа.

23.05

30.05

13.05

16.05

35

Анализ сочинения

Практикум

1

Оценивание своего сочинения-рассуждения.

06.06

24.05

3. Список литературы

1.Сочинение11 РФ: всё о выпускном сочинении:  https://sochinenie11.ru/ 

2.Мещеряков В.Н. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания: Учебно-методическое пособие для студентов и учителей-словесников. – 2-е изд. – М.: Флинта: Наука, 2000. – 256 с.

3.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Секреты стилистики. – 3-е изд. – М.: Айрис-пресс, 2003. – 2008 с.

4. Русский язык. Выполнение задания части 3 (С): учебно-методическое пособие / Г.Т.Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2015.

5. ФИПИ, Рекомендации. https://fipi.ru/itogovoe-sochinenie 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс по русскому языку "Сочинение- рассуждение: особенности и трудности" 11 класс.

Элективный курс по русскому языку "Сочинение - рассуждение: особенности и трудности" поможет обучающимся 11 класса успешно подготовиться к написанию сочинения - рассуждения....

Программа элективного курса по русскому языку "Анализ текста. Теория и практика"

Элективный курс «Анализ текста. Теория и практика» предназначен для учеников 11 класса средней школы и рассчитан на 34 часа.Актуальность разработки курса обусловлена недостаточной разработанностью дан...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За од...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно"  в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку, 11 класс, 34 часа «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения»

Программа элективного курса «Подготовка к ЕГЭ по русскому языку: Теория и практика написания сочинения» по подготовке к Единому Государственному экзамену по русскому языку  рассчитана...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы  2023 – 2024 учебный год...