Статья "Интерактивные методы в преподавании истории и обществознания"
статья на тему

Бочарникова Татьяна Александровна

  Теоретическая статья, посвященная основам практического применения современных интерактивных технологий в работе учителя истории и обществознания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_interakt.m._1.doc203 КБ

Предварительный просмотр:

ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ В ПРЕПОДАВАНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Доклад на РМО

22 сентября 2011 г.

Учитель истории и обществознания

МОУ Ржавская СОШ

Бочарникова Т.А.

г. Солнечногорск

2011 г.

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от учителей-практиков применения  инновационных методов работы: активных,  нестандартных, развивающих  вовлеченность учеников в процесс обучения и увлеченность им.Одним из  инновационных направлений в деятельности педагогов является применение и совершенствование интерактивных методов. Насколько он нов? И если был известен ранее, как видоизменился и обновился  сегодня, в эпоху вхождения педагогики в современную информационную  среду? Чтобы ответить на заданные вопросы, необходимо обратиться к теории методики преподавания и классификации методов.

«Скажи мне, я забываю. Покажи мне, я могу запомнить. Позволь мне сделать это, и это станет моим навсегда» -  в мудрой китайской пословице  точно отразилась  классификация методов преподавания, в основе которой  главным критерием является роль обучающегося в процессе обучения. Традиционно в ней выделяют 3 метода: пассивные, активные и интерактивные. Особенности их таковы:

1) Пассивные:  учащиеся выступают в роли “объекта” обучения. Они должны усвоить и воспроизвести материал, который передает им учитель – источник информации и главное действующее лицо  в ходе урока.  Основные методы - это лекция, чтение, опрос, самостоятельные и контрольные работы, тесты. Применение пассивных методов формирует авторитарный стиль взаимоотношений в процессе обучения; доминирует учитель.

2) Активные: учащиеся  являются “субъектом” обучения. Они являются  активными участниками урока благодаря взаимодействию с учителем: выполняют творческие задания, вступают с ним в диалог.  Основные методы  -  это творческие задания, беседа, игра и т.д. Применение активных методов формирует демократический стиль взаимоотношений в процессе обучения; участники процесса равны.

Многие  педагоги между активными и интерактивными методами ставят знак равенства – настолько они близки.  Однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.

3) Интерактивные:  понятие «интерактивный»  ( от англ. «Inter» - это взаимный, «act» - действовать) – дословно означает взаимодействовать, находиться в режиме беседы, диалога с кем-либо. Другими словами, в отличие от активных методов, интерактивные ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Место учителя в интерактивных уроках сводится к направлению деятельности учащихся на достижение целей урока. Учитель также разрабатывает план урока (обычно, это интерактивные упражнения и задания, в ходе выполнения которых ученик изучает материал).

Следовательно, основными составляющими интерактивных уроков являются интерактивные упражнения и задания, которые выполняются учащимися. Важное отличие интерактивных упражнений и заданий от обычных в том, что выполняя их учащиеся не только и не столько закрепляют уже изученный материал, сколько изучают новый или закрепляют практически полученные знания.

Кроме того, интерактивное обучение  зачастую обращено к личному жизненному опыту учащихся,  что способствует комплексу «оживления» урока, повышает его практическую ценность.

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод:

Интерактивные методы обучения – это система правил организации продуктивного взаимодействия учащихся между собой и с учителем, при котором происходит освоение нового опыта и получение новых знаний.

История применения интерактивных методов не нова. В России использование активных и интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. 20 века. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая  их разработка  получила развитие в трудах Сухомлинского (60-егг.),  Шаталова, Амонашвили, Лысенковой  (70-80 гг.) и многих  других талантливых современных педагогов.  И хотя само название – «интерактивные методы» - стало популярным относительно недавно, в богатом арсенале каждого практикующего учителя обязательно найдутся интересные, яркие наработки с использованием интерактивных приемов.

Исследования,  проведенные в 80-х ггг. Национальным тренинговым центром (США, штат Мэриленд), позволили построить так называемую «пирамиду обучения», один из вариантов которой представлен на рисунке,  из которой ясно,  что интерактивные  методы («основание»  пирамиды) позволяют резко увеличить % усвоения материала. Наименьший процент усвоения  информации имеют пассивные методики (лекция 05%, чтение - 10%), а наибольший  - интерактивные (дискуссионные группы - 50%, практика через действие - 75%, обучение других, или немедленное применение - 90%). Здесь очень уместно вновь вспомнить китайскую пословицу!

ПИРАМИДА ОБУЧЕНИЯ

 Мы склонны запоминать

Степень вовлеченности

10% от того, что читаем                                                            Словесная

25% от того, что слышим                                                       расшифровка

30% от того, что видим                                                              Визуальное

50% от того, что слышим                                                           восприятие

             и видим

70% от того, что говорим                                                          Восприятие и

90% от того, что                                                                              участие

        говорим и делаем

95% от того, чему                                                                          Деятельность

         учим других

Воспроизведение, имитация, участие в реальном процессе

Участие в дискуссии, беседа

Восприятие слов

Иллюстрации

Выставки, фильмы наблюдение за процессом

Такой результат не случаен, поскольку интерактивные методы задействуют не только сознание ученика, но и его чувства, а также волю (действие, практику), то есть включают в процесс обучения “целостного» человека, личность.

Классификация интерактивных методов.

Интерактивные методы достаточно сложно поддаются точному определению, дифференциации и классификации. Зачастую это целый комплекс методик, призванных реализовать  разнообразные цели и задачи, такие, как:

1. Повышение познавательной активности, интереса к предмету.

2. Выработка навыков  как самостоятельной, так и групповой  работы с информацией.

3. Развитие аналитических способностей, логического и критического мышления.

4. Формирование ключевых компетентностей образовательного процесса, способности применять знания, умения, навыки на практике для решения жизненно-важных задач.

5. Повышение коммуникативной культуры.

6. Личное самосовершенствование – через динамичное общение, совместную деятельность.

Спектр педагогических технологий, которые вдумчиво и гибко избирает учитель для проведения интерактивного занятия, достаточно широк; многие из них применяются учителями давно и успешно как самостоятельные методики. Учитель, работающий в интерактивном ключе, как правило, использует комплексный подход. Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:

1. Игровая технология.

2. Проблемное обучение.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

4. Проектная технология.

5. Групповые технологии.

6. Информационная (компьютерная) технология.

Применение интерактивных методов предполагает наличие:

1. Учебно-методического сопровождения (карточки с групповыми либо индивидуальными заданиями, вопросами, изложением проблемных ситуаций и алгоритмом действий).

2. Информационного сопровождения (материал учебника; справочники, словари, энциклопедии, в т.ч. мультимедийные пособия;  презентации; видеофрагменты и пр.)

3. Психологическое сопровождение. Оно предполагает наличие аналитического контроля и коррекции со стороны учителя межличностного и группового взаимодействия, психологического климата в процессе интерактивной деятельности.

Существуют специальные психологические приемы, которые может использовать учитель:

- «дибрифинг» - в самый напряженный момент урока учитель может спросить любого ученика о его мнении по тому или иному вопросу, попросив не менять принятой позы, которую ученик невольно принял во время обсуждения материала урока;

- «дороулинг» - проводится после дибрифинга: по окончании какого-либо этапа урока учитель по отдельности вычленяет учеников и задает контрольные вопросы по материалу урока.

Интерактивные методы можно подразделить на 2 группы:

1 группа: технически опосредованная организация интерактивного взаимодействия.

2 группа: непосредственное живое взаимодействие всех участников процесса обучения между собой.

1 группа. Строго говоря, к этой группе методов относится только работа с компьютером и интерактивной доской. Но по традиции к первой группе многие исследователи до сих пор относят также работу с аудио-, видео-, ДВД и другими видами источников информации на различных носителях. Более логичным, по-видимому, представляется считать эту группу источников информации великолепным, блестящим информационным сопровождением интерактивного процесса.

Использование информационно-компьютерных технологий открывает для учителя истории  новые возможности в преподавании своего предмета. Изучение истории и обществознания  с использованием ИКТ дает детям возможность для размышления и участия в создании элементов урока, что способствует развитию интереса школьников к предмету.  Уроки в сопровождении мультимедийных презентаций, on-line тестов и программных продуктов позволяют учащимся углубить знания, полученные ранее, как говорится в английской пословице – “Я услышал и забыл, я увидел и запомнил”. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности учащихся и отвечает запросам современного общества.  

К наиболее часто используемым элементам ИКТ в организации интерактивного обучения относятся:

  1. электронные учебники и пособия, демонстрируемые с помощью компьютера и мультимедийного проектора,
  2. интерактивные доски,
  3. электронные энциклопедии и справочники,
  4. мультимедиапрезентации,
  5. тренажеры и программы тестирования,
  6. образовательные ресурсы Интернета,
  7. DVD и CD диски с картинами и иллюстрациями,
  8. видео и аудиотехника,
  9. интерактивные карты и атласы,
  10. интерактивные конференции и конкурсы,
  11. материалы для дистанционного обучения,
  12. научно-исследовательские работы и проекты.
  13. дистанционное обучение

В настоящее время существует два направления использования ИКТ в процессе обучения.

Первое направление предполагает овладение компьютерной грамотностью для получения знаний и умений по темам в определенной области учебных дисциплин.

Второе направление рассматривает компьютерные технологии как мощное средство обучения, которое способно значительно повысить его эффективность и качество знаний учащихся. Именно его необходимо развивать при использовании интерактивных методов обучения.

Планируя интерактивный урок с применением новых информационных технологий, учитель должен соблюдать дидактические требования, в соответствии с которыми:

  1. четко определять педагогическую цель применения информационных технологий в интерактивном  процессе;
  2. уточнять, где и когда он будет использовать информационные технологии на уроке в контексте логики построения урока и  своевременности предъявления конкретной учебной информации;
  3. согласовывать выбранное средство информационной технологии с другими приемами интерактивного взаимодействия в процессе урока;
  4. учитывать специфику учебного материала, особенности класса, психологический настрой учащихся на восприятие того или иного вида предъявляемой информации;
  5. фиксировать внимание учащихся на ключевых моментах информационного сопровождения, необходимых для введения в интерактивное взаимодействие.

Использование новых информационных технологий на уроках истории

Информационные технологии позволяют по-новому использовать на уроках истории текстовую, звуковую, графическую и видеоинформацию. Эти технологии позволяют учителю и учащимся использовать самые различные источники информации.

В современных условиях главной задачей образования является не только получение учениками определенной суммы знаний, но и формирование у них умений и навыков самостоятельного приобретения знаний. Опыт работы показал, что у учащихся, активно работающих с компьютером, формируется более высокий уровень самообразовательных навыков, умений ориентироваться в бурном потоке информации, умение выделять главное, обобщать, делать выводы. Поэтому очень важна роль учителя в раскрытии возможностей новых компьютерных технологий. Одним из таких инструментов является программа Power Point. В данной программе учителем и учениками составляются презентации, которые позволяют создать информационную поддержку при подготовке, проведении уроков истории, а также во внеклассной работе. Данная методика подразумевает использование мультимедийного проектора.

Презентация позволяет учителю иллюстрировать свой рассказ. Например, при изучении темы “Общественно – политическое устройство России в XVII веке” можно использовать видеофрагмент, демонстрирующий символы царской власти (“Большой наряд”). Программа Power Point позволяет не перегружать зрительное пространство, фиксируя внимание на изучаемом объекте. Кроме того, позволяет вернуться в любую точку урока, затрачивая минимальное количество времени, используя гиперссылку.

На уроках истории используются такие формы работы, как подготовка учениками докладов и рефератов, составление проектов. Появление Интернета и наличие в нем текстовой и иной информации позволяет учащимся пользоваться готовой шпаргалкой для выступления на уроке. При работе над презентацией в программе Power Point это становится невозможным. Для подготовки презентации ученик должен провести огромную научно-исследовательскую работу, использовать большое количество источников информации, что позволяет избежать шаблонов и превратить каждую работу в продукт индивидуального творчества. Ученик при создании каждого слайда в презентации превращается в компьютерного художника (слайд должен быть красивым и отражать внутреннее отношение автора к излагаемому вопросу). Данный вид учебной деятельности позволяет развивать у ученика логическое мышление, формирует ОУУН. Ранее бесцветные, порой не подкрепляемые даже иллюстрациями, выступления превращаются в яркие и запоминающиеся. В процессе демонстрации презентации ученики приобретают опыт публичных выступлений, который безусловно пригодится в их дальнейшей жизни. Включается элемент соревнования, что позволяет повысить самооценку ученика, т.к. умение работать с компьютером является одним из элементов современной молодежной культуры.

Использование учебных программ позволяет более глубоко изучать вопросы развития культуры разных народов на разных исторических этапах. Проведение интерактивных экскурсий с использованием программы “Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства”, программа “Атлас древнего мира” позволяют увидеть музыкальные инструменты древнего мира и услышать их звучание, провести экскурсии по историческим памятникам древнего мира. Электронная книга “История России с древнейших времён” С.М.Соловьёва позволяет использовать на уроках первоисточники. Данная программа содержит 29 томов сочинений Соловьёва С.М., а так же 3 варианта перевода “Слова о полку Игореве”, “Историю Петра” и “Историю Пугачёва” А.С. Пушкина.

Презентации могут широко использоваться на уроках истории в 5-11-x классах, что позволяет повысить интерес к изучению предмета. Данный вид деятельности дает возможность учителю проявить творчество, индивидуальность, избежать формального подхода к проведению уроков. Подготовка презентаций - серьезный, творческий процесс, каждый элемент которого должен быть продуман и осмыслен с точки зрения восприятия ученика.

Программа Power Point дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, портреты исторических деятелей, видеофрагменты, диаграммы.

Презентации эффективно используются на различных этапах урока, зрительное восприятие изучаемых объектов позволяет быстрее и глубже воспринимать излагаемый материал.

При актуализации знаний, например, по теме “Северная война” (7-й класс), использование гиперссылок позволяет осуществить последующую проверку сразу в классе.

При объяснении нового материала создание слайдов даёт возможность использовать анимацию, которая помогает учителю поэтапно излагать учебный материал. Выделение объектов, передвижение их по слайду акцентирует внимание учащихся на главном в изучаемом материале, помогает составлению плана изучения темы.

При закреплении знаний, используя программу Power Point, можно организовать на уроке групповую деятельность учащихся, совместное творчество по созданию слайдов учителя и учеников, создает на уроке благоприятный психологический климат, формирует умение работать в группе.

При изучении темы “Политическое устройство России во второй половине XVII века” (7-й класс) ученики делятся на группы, получая задания изучить состав и полномочия Боярской Думы и Земского Собора. Учитель заранее готовит иллюстративный материал. Затем создаются слайды, использующиеся для ответа на поставленные учителем вопросы. Данный метод работы позволяет провести урок интересно и нестандартно закрепить полученные на уроке знания.

При первичном контроле в теме “Россия на рубеже XVII – XVIII веков” на уроке “Предпосылки преобразований” ученикам предлагаются вопросы. В случае неудачного ответа учащихся созданная презентация дает возможность, используя гиперссылки, вернуть учеников в нужный фрагмент урока, где есть необходимая информация для ответа.

Развитие общества сегодня диктует необходимость использовать новые информационные технологии во всех сферах жизни. Современная школа не должна отставать от требований времени, а значит, современный учитель должен использовать компьютер в своей деятельности, т.к. главная задача школы - воспитать новое поколение грамотных, думающих, умеющих самостоятельно получать знания граждан.

Новые информационные технологии дают возможность на новом уровне проводить не только уроки, но и внеклассную работу.

В современном стремительно меняющемся мире у детей необходимо развивать исследовательские качества, которые рассматриваются как неотъемлемая характеристика личности, профессионализма и компетентности в любой сфере деятельности.

В связи с этим становится актуальной подготовка учащихся к исследовательской деятельности, обучение их умениям и навыкам исследовательского поиска, что является системообразующим фактором учебного содержания предмета истории. Это важно, т.к. самые прочные, ценные знания добываются самостоятельно, в ходе собственных творческих изысканий, а также создаются условия, способствующие саморазвитию личности ученика.

Основные этапы работы, которые заключаются в следующем:

  1. актуализация проблемы (выявление проблемы и определение направления будущего исследования);
  2. определение сферы исследования (формулировка основных вопросов, ответы на которые мы хотели бы найти);
  3. выбор темы исследования (обозначение границ исследования, изучение и обобщение фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках);
  1. определение последовательности проведения исследования;
  2. анализ и обобщение полученных материалов (структурирование полученного материала, используя известные логические правила и приемы);
  3. подготовка презентации (защита результатов перед сверстниками, ответы на вопросы).

Очень важно, когда выбираешь тему, учитывать наличие литературы и другие источники информации, т.к. недостаток этого приведет к тому, что некоторые работы получатся поверхностными. В процессе разработки тем можно использовать возможности ИКТ (информационные компьютерные технологии).

При презентации работы можно сопровождать звуковым сопровождением, фото-видеомонтажом. Компьютерные технологии позволяют сделать презентацию яркой и запоминающейся, что привлекает внимание других учащихся работать в данном направлении. Знакомясь с различными аспектами ИКТ, главное - рациональное использование компьютера. Встает также необходимость формирования новой информационной культуры.

Последним этапом работы является защита собственных работ. Это обязательное условие, т.к. во время защиты видны собственные результаты, без нее исследование не может считаться завершенным. В ходе защиты ребенок учится излагать добытую информацию, сталкиваться с другими взглядами на проблему, учиться доказывать свою точку зрения. Желательно, проводить защиту работ по мере их готовности. Для оценки результатов необходимо привлекать старшеклассников, учителей, можно приглашать и родителей. По итогам защиты необходимо поощрять как авторов работ, так и тех, кто задавал интересные вопросы.

Особое внимание хочется уделить интерактивной доске. Это чрезвычайно эффективная и перспективная форма работы, которая предполагает наличие у учителя тщательной технической и профессиональной подготовки. К сожалению, пока еще не каждый учитель располагает возможностью совершенствоваться в этом направлении.

ИНТЕРАКТИВНАЯ ДОСКА была впервые представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году, и одними из первых, кто оценил возможности этой новой технологии, были именно преподаватели школ. Использование интерактивных досок сегодня помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. Полностью функционирующие интерактивные доски обычно включают 4 компонента:

  1. компьютер
  2. мультимедийный проектор
  3. соответствующее программное обеспечение
  4. и саму интерактивную доску, которая также может комплектоваться встроенным принтером

К интерактивной доске могут быть подключены микроскоп, камера, цифровой фотоаппарат или видеокамера. И со всеми отображенными материалами можно продуктивно работать прямо во время урока. Для учителя запас изобразительного и видеоматериала при подготовке к уроку с помощью этого технического средства безграничен, так как существует множество обучающих ресурсов по любой теме, а в различных on-line библиотеках можно найти конкретные наглядные материалы и использовать их многократно.

Интерактивная доска позволяет воспроизводить информацию в формате, доступном всем учащимся. Работая на доске электронным маркером как мышью, преподаватель может быстро и наглядно показать тот или иной прием работы. Маркер позволяет перемещать по всей поверхности доски рисунки, фотографии и тексты, копировать их, вращать, изменять размер и форму. С помощью такого маркера можно не только рисовать на поверхности доски, но и управлять компьютерными программами, нажимать кнопки, выделять и перетаскивать объекты. Маркер в этом случае заменяет компьютерную мышь. Эта особенность позволяет использовать с интерактивной доской многие компьютерные программы, в том числе большую часть существующих мультимедийных компьютерных образовательных программ.

Это очень удобная и современная форма работы. В бумажных пособиях отпадет необходимость. Всю проведенную в ходе урока работу со всеми сделанными на доске записями и пометками можно сохранить в компьютере для последующего просмотра и анализа, в том числе и в виде видеозаписи.

Учитель, работающий с интерактивной доской, может повысить уровень восприятия материала за счет комбинации различных форм передачи информации – визуальной, звуковой и тактильной. В процессе урока он может использовать яркие, многоцветные схемы и графики, анимацию в сопровождении звука, интерактивные элементы, которые откликаются на действия учителя или ученика. При необходимости, если в классе есть учащиеся со слабым зрением, учитель может одним движением руки просто увеличить тот или иной элемент, нарисованный на поверхности доски.

Интерактивная доска снижает психологический барьер, позволяя ребенку преодолеть свой страх перед техникой.  и начать использовать на уроках современные технологии. Кстати, не требуется и специальных занятий для изучения доски, дети быстро осваивают приемы работы, наблюдая за учителем и своими одноклассниками. Следует отметить, что, согласно многочисленным тестам, на этих уроках даже отстающие учащиеся изменяют свое поведение, с интересом следят за ходом урока, поднимают руку, чтобы выйти к доске и выполнить задание учителя. Здесь срабатывают факторы, связанные с повышением мотивации учащихся и наглядности представления материала. Для учащихся с высокой познавательной мотивацией также можно предусмотреть дополнительные индивидуальные задания на компьютере. Особенно полезно привлекать таких школьников к подготовке и проведению отдельных фрагментов урока с помощью интерактивной доски. Индивидуальный подход можно обеспечить не только за счет разноуровневых заданий, но также и благодаря самообразованию и самодеятельности учащегося.

2 группа. Основные технологии, используемые в интерактивном обучении второй группы, хорошо известны и любимы многими практикующими учителями. Дадим им краткую характеристику.

1. Игровая технология. Наиболее эффективные формы работы:

1. Ролевая игра.

2. Деловая игра.

3. Имитационная игра.

Ролевая игра.

Ролевая игра - одно из важнейших средств социализации ребенка, позволяющих отработать навыки поведения, овладеть этикетом и осознать его условность.

Ролевая игра - это и практическое применение знаний и умений, приобретенных в курсе изучения истории, это и интеллектуальная активность, которая ведет к осмыслению истории.

Основные подходы к месту и роли игры на уроке:

• ролевая игра может быть использована учителем как элемент урока для конкретизации исторического материала;

• в качестве домашнего задания на пройденную тему в виде самостоятельной творческой работы;

• в ходе изучения нового материала для более яркого восприятия учащимися темы;

• в ходе про верки домашнего задания для решения проблемных задач урока.

Опыт показывает, что применение ролевых игр достигает реальных результатов при использовании следующих принципов:

• системности;

  1. учета индивидуальных способностей класса;
  2. индивидуально-психологического подхода;
  3. учета уровня подготовленности учащихся;
  4. постоянного совершенствования урока с применением ролевой игры, начиная с распределения готовых текстов и заканчивая самостоятельной театрализацией проблемных событий истории.

Кавтарадзе Д.Н. выделяет несколько видов ролевых игр: ролевая игра в форме дискуссии и специальная ролевая игра, для проведения которой необходимо сформулировать и осознать смысл ситуации.

Принципы ролевой игры как метода взаимодействия участников образовательного процесса.

Во-первых, ролевая игра предусматривает принятие участниками на себя определенных ролей, реализация которых требует от них дополнительных знаний, относящихся к принятой роли. В отличие от деловой игры, участники ролевой игры имеют различные цели и исполняют разные роли, способствующие формированию разнообразных умений и навыков.

Во-вторых, ролевая игра предполагает подражание ее участников действительности в речевом и неречевом поведении.

В-третьих, взаимодействие участников игры строится на наличии сотрудничества и партнерства между участниками.

Существуют определенные правила организации ролевой игры:

- наличие ролей;

- доброжелательная, творческая атмосфера проведения;

- активное взаимодействие всех участников игры.

Деловая игра. 

В деловой игре моделируется реальная обстановка, в которой выполняются конкретные действия, выбирается оптимальный вариант решения задачи и имитируется его реализация в практической жизни. В процессе деловой игры у учащихся возникает потребность в получении и расширении своих знаний, которые становятся действенными, а сам процесс обучения становится активным и творческим, одновременно значимым и привлекательным.

В учебном процессе могут быть использованы следующие виды деловых игр:

• игры-ситуации, когда на уроке разыгрывается какая-либо ситуация, наглядно иллюстрирующая тему, и позволяющая детально разобраться в ней;

• игры-сюжеты, моделирующие реальные объекты и соответствующие действительности;

• игры-процессы, в которых моделируются отношения, способы деятельности и принятия решений;

• игры-обобщения, которые позволяют в игровой соревновательной форме повторить, обобщить и применить на практике полученные по разделу знания.

Основной целью деловой игры является моделирование определенной управленческой, экономической, психологической, педагогической ситуации и сформулировать умение анализировать их и принимать оптимальные решения.

Это форма воссоздания предметного и социального содержания профессиональной деятельности, моделирования систем отношений, характерных для данного вида практики. Причем, в зависимости от того, какой тип человеческой практики воссоздается в игре и каковы цели участников, различают несколько типов деловых игр:

  1. учебные,
  2. исследовательские,
  3. управленческие,
  4. аттестационные.

Гульчевская В.Г. Харьковская В.Ф. выделяют следующие существенные признаки деловой игры как формы обучения:

  1. имитация в игре реального процесса с помощью модели;
  2. распределение ролей между участниками игры, их взаимодействие друг с другом;
  3. различие интересов у участников игры и появление конфликтных ситуаций;
  4. наличие общей игровой цели всех участников, на фоне которой развиваются частные конфликты и противоречия;
  5. учет вероятностного характера результатов деятельности, обусловленного неполнотой информации и невозможностью предвидения всех последствий принимаемых решений;
  6. реализация «цепочки решений», каждое из которых зависит от предыдущего, а также от решений, принимаемых другими участниками игры;
  7. использование гибкого масштаба времени;
  8. применение системы оценки результатов деятельности каждого участника и игровых коллективов, а также системы стимулирования.

Имитационные игры (игровое моделирование).

Выделяя основные особенности имитационной игры как интерактивной, можно отметить, что в ней используется только одна роль, которая тиражирована, значит, взаимодействие ролей отсутствует. Кроме этого, отсутствует модель управляемой системы и объекта управления, общая цель игрового коллектива, а деятельность игроков оценивается по конечному результату.

Рассуждая о значении имитационных игр в учебном процессе, моделируемая в них особая среда: профессиональная, правовая, социально-психологическая, определяет поведение учащихся и их взаимодействие, что способствует дальнейшей профессиональной ориентации и накоплению опыта.

2. Проблемное обучение. Предполагает наличие различных точек зрения, подходов к историческому или обществоведческому материала и служит прекрасным поводом для организации интерактивного взаимодействия в различных формах.

Одним из стимулов для развития креативного мышления является трудность при решении какой-либо задачи. Возникновение проблемной ситуации заставляет учащихся активизировать исследовательскую деятельность, привлекая документальный материал и пытаясь посмотреть на ситуацию сверху, используя нестандартные подходы. Например, изучая тему «Типология экономических систем», ставим перед учениками проблему: почему основы рыночной экономики не возможны при наличии тоталитарной модели государства? Проиллюстрировать проблему помогает материал из истории нашей страны - период НЭПа. Проблемные ситуации тесно связаны с рассмотрением альтернативных ситуаций и составлением прогнозов на будущее, так как они предлагают возможные пути выхода из проблемной ситуации. Здесь также применяется метод моделирования, который является вершиной креативного мышления.

Наиболее популярной формой проблемного обучения считается дискуссия.

Дискуссия, как интерактивный метод обучения, в переводе с лат. «discussion» означает исследование или разбор. Учебной дискуссией называется целенаправленное, коллективное обсуждение конкретной проблемы, сопровождающееся обменом идеями, суждениями, мнениями в группе.

Эффективность использования учебной дискуссии как метода обучения определяется целым рядом факторов: актуальность выбранной проблемы; сопоставление различных позиций участников дискуссии; информированность, компетентность и научная корректность дискутантов; владение учителем методикой дискуссионной процедуры; соблюдение правил и регламента и др.

Каждая дискуссия обычно проходит три стадии: ориентация, оценка и консолидация. Последовательное рассмотрение каждой стадии позволило выделить следующие их особенности. Стадия ориентации предполагает адаптацию участников дискуссии к самой проблеме, друг другу, что позволяет сформулировать проблему, цели дискуссии; установить правила, регламент дискуссии. В стадию оценки происходит выступление участников дискуссии, их ответы на возникающие вопросы, сбор максимального объема идей, предложений, пресечение учителем личных амбиций отклонений от темы дискуссии. Стадия консолидации заключается в анализе результатов дискуссии, согласовании мнений и позиций, совместном формулировании решений и их принятии.

Голубкова О.А., Кефели выделяют следующие виды дискуссий:

1) тематическая дискуссия – обсуждаемы вопросы связаны с темой урока;

2) биографическая дискуссия – ориентирована на индивидуальный прошлый опыт участника;

3) интеракционная дискуссия – когда обсуждаются структура и содержание отношений, складывающихся «здесь и теперь», например, в условиях взаимодействия группы.

Вид дискуссии выбирает учитель в зависимости от задач, которые он ставит перед собой, возможно сочетание различных видов дискуссий.

Т.А. Полковникова, в зависимости от целей и задач урока, предлагает использовать следующие виды дискуссий: классические дебаты, экспресс-дискуссия, текстовая дискуссия, проблемная дискуссия, ролевая дискуссия, «Круглый стол», «Аквариум», «Либеральный клуб».

В процессе дискуссии, по мнению ряда исследователей (Т.А. Полковникова, М.В. Кларин, О. Петунин) наиболее полно представлена возможность:

  1. моделировать реальные жизненные проблемы;
  2. вырабатывать у учащихся умение слушать и взаимодействовать с другими;
  3. продемонстрировать характерную для большинства проблем многозначность решений;
  4. обучить анализировать реальные ситуации, отделять главное от второстепенного.

Таким образом, дискуссия выявляет многообразие существующих точек зрения на какую-либо проблему, инициирует всесторонний анализ каждой из них, формирует собственный взгляд каждого участника дискуссии на ту или иную проблему.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

 Наиболее доступным и эффективным представляется метод анализа конкретных ситуаций. Учащимся предъявляется ситуация, связанная с учебным материалом по данной теме и требующая принятия решения по определенной системе поведения в данных условиях.  Классифицируют его по-разному, например, Заир-Бек Е.С. данный метод называет ситуационными играми. В них могут участвовать несколько групп, каждая из которых вырабатывает собственный вариант решения. При обсуждении решений возможно предварительное рецензирование, публичная защита решений, различные способы оценки результатов. В зависимости от целей использования в учебном процессе, ситуации могут носить различный характер: ситуации-иллюстрации, ситуации-упражнения, оценочные ситуации, проблемные ситуации, прогностические ситуации. Л.К. Гейхман анализ конкретных ситуаций, вместе с групповым самоанализом, относит к формам групповой дискуссии. Основная цель метода конкретных ситуаций, или кейсов состоит в том, чтобы позволить участникам группы выявить возможные решения, применительно предлагаемым конкретным ситуациям и найти оптимальные.

4. Проектная технология.

Составление проектов - это относительно новая форма исследовательской деятельности, хотя элементы этой деятельности мы постоянно используем в практических и творческих работах. Главная цель проектной деятельности - развитие творческих и исследовательских способностей, умения создавать целостную картину исторической действительности, применять полученные знания в новых ситуациях, выработка навыков работы в коллективе в направлении сотрудничества. Проектная деятельность делится на несколько этапов:

- подготовительный, здесь происходит осознание проблемной ситуации, выбор темы, постановка целей, создание творческих групп;

- проектировочный, планируется деятельность, распределяются задания, намечается объект исследования;

- nрактически-аналитический, сбор информации, интерпретация полученных сведений, формирование и оформление частей проекта;

- заключительный, представление и защита проекта, обоснование выводов, оценка одноклассников.

Проекты могут быть краткосрочными (в рамках изучения темы), среднесрочными (в рамках изучения раздела) и долгосрочные или перспективные (в рамках всего курса). Могут быть обзорными, исследовательскими, продукционными, в зависимости от целей и объекта изучения.

5. Групповые технологии. Предполагает работу в парах или микрогруппах. Широко могут применяться в преподавании истории и обществознания при изучении нового материала, организации дискуссии, в ролевых играх и др. – то есть  во всем  комплексе описанных выше  методик.

Учащихся необходимо приобщать к коммуникативной культуре. Каждый обязан уважать и соблюдать правила работы в группе:

•  Быть активным.

•  Уважать мнение участников.

•  Быть доброжелательным.

•  Быть пунктуальным, ответственным.

•  Не перебивать.

•  Быть открытым для взаимодействия.

•  Быть заинтересованным.

•  Стремится найти истину.

•  Придерживаться регламента.

Вот некоторые из наиболее интересных форм проведения интерактивных уроков:

В 5-7 классах целесообразно использовать такие формы, которые развивают воображение, дают возможность проявить действенную творческую активность с помощью художественной, постановочной деятельности, формируют первичные исследовательские способности.

Формы и элементы уроков в 5-7 классах

Игровые

Интервью с историческим героем

Аукцион

«Живая картина»

Урок - исторический театр»

Шифровка

Рекламный плакат

Одень куклу

Исследовательские

Урок- «путешествие в прошлое»

На раскопках

Оценочные

Урок-суд

Урок-съезд

Интервью с историческим героем.

Когда в основе изучения находится историческая личность, можно предложить инсценировать интервью с ним. Это могут сделать два человека (или несколько), устроив пресс-конференцию. «Исторический герой» и «корреспонденты» готовятся заранее, собирая необходимую информацию и интерпретируя её в соответствии со своей ролью.

Аукцион.

В конце изучения какого-либо раздела в курсе древней или средней истории учащимся предлагается подготовить предметы для аукциона, относящиеся к определённому периоду или определённой стране. На уроке ребята выставляют свои лоты на продажу. Средством оплаты будет информация об этом предмете или связанная с ним история. Тот ученик, который последний представит информацию, получит выставленный лот. С большим интересом в эту игру играют ученики 5-6 классов.

«Живая картина»,

В этой игре учащиеся используют сценическое творчество, так как им даётся задание «оживить» какое-либо историческое событие по учебной картине: «Сбор дани», «Суд во времена Русской правды», «Военный совет в Филях», «В гостях у египетского фараона», «Военный вождь С дружиной». К этому фрагменту урока можно готовиться заранее, раздав задание группам на последнем уроке либо в ходе изучения нового материала, когда учитель сам создаёт или «рисует живую картину» с помощью учащихся, распределяя им соответствующие роли.

Урок- «исторический театр».

Эта форма урока продолжает метод «живой картины», но в масштабе целого урока. Он посвящён какому-либо историческому событию. Уроку предшествует длительная подготовка к театральному представлению. На протяжении всего урока ребята исполняют свои роли. Эту форму можно использовать во внеклассной работе при проведении заключительного мероприятия исторической декады, где задействованы одновременно несколько классов. Это может быть «Рыцарский турнир», «Съезд эпох», «Исторический КВН».

Шифровка.

Этот наглядный метод на уроке подключает воображение учеников, способствует формированию абстрактного мышления, позволяет глубже понять исторические термины. Ребятам предлагается внимательно прочитать историческое понятие, выделить определяющие слова и попробовать изобразить это понятие в виде графического рисунка или условного обозначения. Когда будет собрано достаточное количество шифровок, можно будет составлять зашифрованные тексты. Это является начальной стадией в работе с опорными конспектами.

Рекламный плакат.

Эту игру лучше проводить при обобщении материала, например по разделу «Страны Древнего Востока». Учитель предлагает ребятам составить рекламу для путешественников, чтобы привлечь их к посещению в страны Востока: Египет, Ирак, Палестина, Израиль, Индия, Китай. Реклама должна быть красочно оформлена и содержать отличительные характеристики той или иной страны. Чем больше характеристик используется, тем выше оценивается реклама. В конце урока учащиеся из соседних групп оценивают рекламу тайным голосованием, используя при этом жетоны.

Одень куклу.

При изучении традиций и быта исторической эпохи в 5-7 классах можно использовать вышеназванную форму. Имеются в виду бумажные куклы, которые одеваются в исторические наряды. Эти наряды нужно сначала нарисовать, используя иллюстрации из учебника и дополнительной литературы по истории. При проведении игры перед учениками раскладываются элементы одежды, относящиеся к разным эпохам, и бумажная кукла. Задача играющего - одеть куклу соответственно той эпохе, которая изучается. Если таких кукол несколько, то возможно разыгрывание небольших сценок кукольного театра. Такая форма помогает глубже про никнуть в быт изучаемой эпохи, позволяя освоить начальные навыки моделирования.

Урок- «путешествие в прошлое».

Продолжительность такого урока может выходить за рамки одного урока. Он делится на несколько частей. В первой части урока учитель проводит своеобразную экскурсию, погружая учеников в прошлое при помощи видеоматериала, музыки, наглядных пособий, учебных картин. Во второй части урока класс делится на несколько групп «путешественников во времени» и получает задание в рамках группы подготовить отчёт О своём путешествии и представить его классу. Подготовка отчётов может про водиться во внеурочное время, а на уроке учащиеся составляют план своего отчёта и распределяют фронт работ. Заключительная часть такого урока - это представление своих отчётов. В завершение ребята выражают свою оценку прослушанным отчётам через систему знаков (цветные жетончики, эмоциональные рожицы). Такие уроки являются начальной стадией в организации проектной деятельности.

На раскопках:

В этой игре формируются задатки будущего исследователя, умение внимательно относиться к любому, даже незначительному, предмету и, аккумулируя свои знания, применяя фантазию, добыть максимальное количество полезной информации, чтобы сделать необходимые выводы и ответить на поставленный вопрос. Очень хорошо эта форма проходит на уроках в 5-6 классах, когда ученикам предлагается рассмотреть предметы, которые учитель взял у археологов, и рассказать об их назначении, хозяине, о том, как этот предмет характеризует данную эпоху. Предлагается поискать дома предметы из прошлого и подготовить рассказ, связанный с ними.

Урок - суд.

На уроке-суде учащиеся одновременно с закреплением изученного материала усваивают и основные принципы судопроизводства (интеграция с уроками обществознания). На историческом уроке-суде в качестве подсудимого выступает какой-либо деятель прошлого, чья личность достаточно яркая и оценивается неоднозначно, или историческое явление. Уроку предшествует подготовительный этап, в ходе которого ученики работают в группах:

1-я группа - эксперты, устанавливают основные события, предъявляемые подсудимому в качестве обвинения;

2-я группа - следователи, рассматривают причины и определяют мотив деятельности, который может быть либо смягчающим, либо отягчающим обстоятельством;

3-я группа - прокуроры, готовят аргументированное обвинение подсудимому, выявляя отрицательные последствия его деятельности;

4-я группа - адвокаты, защищают подсудимого, показывая необходимость такого поведения и положительные последствия его деятельности, судьями выбираются самые сильные ученики, способные анализировать, оценивать и делать выводы по представленным материалам. Учитель на таких уроках выполняет координирующую роль, являясь ответственным секретарём судебного процесса.

Урок-съезд.

Этот урок про водится В форме ролевой игры, в ходе которой на обсуждение выносится какое-то историческое явление или ситуация в стране. При обсуждении ученики высказывают своё мнение, с разных позиций и предлагают пути выхода из сложившейся обстановки. Примером могут быть такие съезды, как Любечский съезд, где обсуждается ситуация усобиц и высказываются позиции разных русских князей, Земский собор, на который съезжаются представители разных сословий и решают вопросы внешней политики (идти ли войной на татар, отвоёвывать ли Смоленск у поляков и т. д.). Такие уроки помогают формировать активную гражданскую позицию и осваивать разные приёмы решения исторических задач.

В 8-11 классах развитие творческого мышления продолжается, но уже на более высоком научном уровне. Преобладают исследовательские методы при более сложной организации учебного процесса, но сохраняется обстановка свободы творчества и нестандартные подходы к изучению истории и обществознания.

Формы и элементы уроков в 8-11 классах

Игровые

Деловая игра

Рекламный плакат

Урок-«аукцион знаний»

Исследовательские

Семинарское занятие

Проектная деятельность

Проблемные уроки

Урок-«мозговая атака»

Научное общество учеников (НОУ)

Оценочные

Урок-суд

Эссе

Рекламный плакат.

Эту форму очень хорошо использовать при актуализации знаний по всемирной истории, когда в 10 классе начинают рассматривать развитие древних цивилизаций и необходимо вспомнить общую характеристику стран древнего мира. В классе формируются группы, которые получают задание подготовить рекламный плакат стран Древнего Египта, Междуречья, Китая, Индии и других стран. Реклама может включать иллюстрации, короткое, но эмоциональное обращение к желающим путешествовать, символы и отличительные характеристики страны.

Урок-«аукцион знаний».

На данном возрастном этапе урок-аукцион приобретает более научный характер, но форма игры остаётся, она теперь носит деловой характер и имитирует атмосферу аукциона со всеми подробностями и атрибутами.

Семинарское занятие.

Эта форма урока позволяет наиболее полно использовать и развивать интеллектуальные способности старшеклассников. Их целью является теоретическое обобщение изученного материала, выработка у школьников самостоятельности, активности, умения работать с литературой, творчески мыслить и действовать. По-характеру деятельности и по организационной форме про ведения все семинары можно разделить на следующие типы:

- семинар - развёрнутое собеседование: все участники готовятся по всем вопросам плана и максимально вовлекаются в обсуждение темы;

- семинар - обсуждение докладов и рефератов. Каждому выступающему назначается оппонент из числа одноклассников, остальные ученики готовят вопросы и включаются в обсуждение, которое переходит в дискуссию;

- семинар с преобладанием самостоятельной работы учащихся. Он начинается со вступительного слова учителя, который знакомит класс с темой, учебными задачами, стереотипами их решения и с дополнительными сведениями. Далее учащимся предлагается на выбор несколько различных по уровню сложности заданий. Завершается семинар коллективным обсуждением результатов деятельности и выполнением упражнений, закрепляющих полученные знания и умения. Очень близка к этому форма работы с лекцией-гипертекстом, которая направлена на развитие разного уровня интеллектуальных способностей.

Урок-«мозговая атака».

Этот метод повышает эффективность решения творческих, особенно изобретательских задач. Такие задачи принято называть «открытыми», они наиболее эффективно развивают творческое мышление.

Данный урок может быть проведён в любой возрастной группе. Все участники разбиваются на две группы. Если группы получились большими, их можно разделить на подгруппы по 7- 9 человек.

Первая группа - «генераторы идей». Они должны в течение короткого времени предложить как можно больше вариантов решения обсуждаемой проблемы. При этом они не имеют права обсуждать эти варианты. В группе выбирается один человек, который, не участвуя в «генерации», только фиксирует их.

Вторая группа - «аналитики». Они получают от первой группы списки вариантов и, не добавляя ничего нового, рассматривают каждое предложение, выбирая наиболее верное.

Группы аналитиков и генераторов идей формируются по принципу добровольности, про водят первый круг мозговой атаки, затем группы меняются своими функциями и проводят второй круг. Во время проведения мозговой атаки учитель выступает в качестве заказчика и дирижера. Он кратко излагает суть проблемы и правила проведения мозговой атаки:

  1. Запрещается критика любых мнений и предложений.
  1. Требуется предложение количества, а не качества высказанных идей.

Такой метод можно применять на уроках обществознания - обсуждая глобальные проблемы человечества, решая проблемы дефицита государственного бюджета, межнациональные конфликты и т. д. и т. п.; на уроках истории - рассматривая негативные события отечественной истории (восстание декабристов, окончание Крымской войны, разгон Учредительного собрания, начало Второй мировой войны).

Научное общество учеников (НОУ).

Создаётся из ребят, увлекающихся историей. Разрабатывается программа НОУ, выбирается научный совет. В поле зрения участников такого общества попадают наиболее интересные и менее изученные вопросы истории, готовятся научные конференции, проводится поисково-исследовательская работа. Учащиеся могут выпускать свой научный вестник. Круг вопросов колеблется от мировой и отечественной истории до краеведения. Работа НОУ может быть связана с работой школьного музея.

Урок-суд.

В старших классах можно про водить интегрированные уроки истории и обществознания, когда изучается тема «Политические режимы». Теоретический материал по политологии «оживает», подкреплённый историческим материалом «Распространение фашизма в Европе», «Установление тоталитаризма в СССР», «США в первой половине ХХ века» и т. д. На таких уроках скупая теория становится более понятной и ученикам проще проследить последствия существования того или иного режима, дать им оценку и, самое главное, сделать выводы и извлечь уроки.

Эссе.

Использование литературных приёмов при изучении истории и обществознания вносит творческий характер в череду дат, событий, явлений. Этот метод оценивания исторических событий и общественных явлений формирует креативное мышление, гражданскую позицию, заставляет задуматься о судьбе Родины и человечества.

Подводя итог вышеизложенному, можно сделать следующий вывод:

Интерактивные формы и методы обучения являются инновационными и способствуют:

- активизации познавательной деятельности учащихся;

- повышению эффективности образовательного процесса;

- самостоятельному осмыслению учащимися учебного материала;

- закреплению полученных знаний через практическую деятельность;

- самореализации личности учащихся в процессе обучения.

Очень важно, что ученик в этом процессе – не статичный субъект, а активный созидатель и творец новых прочных  знаний. А учителю предоставляется  прекрасная возможность  для безграничного творчества и реализации педагогического мастерства.

И в заключении хочется привести  мудрые слова  В.А.Сухомлинского:

     

«Страшна эта опасность – безделье за партой: безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы – это развращает, морально калечит человека, и ни школьная бригада, ни мастерская, ни школьный участок – ничего не может возместить того, что упущено в самой главной сфере, где человек должен быть тружеником, - в сфере мысли».

Литература

1. История 5-8 классы. Интерактивные методы преподавания. – Волгоград, Изд. Учитель, 2010.

2. История 5-11 классы  Инновационные формы уроков. - Волгоград., Изд. Учитель, 2010.

3. Альтшуллер, Г. С. Найди идею [Текст]: введение в теорию решения изобретательских задач. - 2-е изд., доп. / Г. С. Альтшуллер. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд., 1991.

4. Амонашвили, Ш. А. Воспитательная и образовательная функция оценки учения школьников [Текст] / Ш. А. Амонашвили. - М., 1984.

5. Андреев, В. И. Педагогика [Текст]: учебный курс для творческого саморазвития. - 2-е изд. / В. И. Андреев. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000.

6. Аникеева, Н. П. Психологический климат в коллективе [Текст] / Н. П. Аникеева. - М.: Просвещение, 1989.

7. Борзова, Л. П. Игры при изучении нового материала на уроках истории [Текст] / Л. П. Борзова // Преподавание истории в школе. - 2000. - N 3.

8. Борзова, Л. П. Игры на уроке истории [Текст] / Л. П. Борзова. - М.: Владос-Пресс, 2001.

9. Букинич, С. А. Деловые игры со старшеклассниками [Текст] / С. А. Букинич // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - N 1.

10. Кон, И. С. Психология старшеклассника [Текст] / И. С. Кон. - М.: Просвещение, 1982.

11. Короткова, М В. Нетрадиционные формы уроков [Текст] / М. В. Короткова // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2002. - N 7.

12. Крюкова, Е. А. Личностно-развивающие технологии: природа, проектирование, реализация [Текст] / Е. А. Крюкова. - М.: Владос-Пресс, 1999.

13. Кульневич, С. В. Современный урок. Часть 2 [Текст] / С. В. Кульневич. - Ростов н/Д': Учитель, 2005.

14. Лернер, И Я. Развитие мышления учащихся в процессе обучения истории [Текст]: пособие для учителей / И. Я. Лернер, - М.: Просвещение, 1982.

15. Махмутов, М И Организация проблемного обучения в школе [Текст]: кн. для учителей / М. И. Махмутов. - М.: Просвещение, 1997.

16. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии [Текст] / Г. К. Селевко. - М., 1998.

17. Степанищев. А. т. Методический справочник учителя истории [Текст] / А. Т. Степанищев. - М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Современные методы преподавания истории и обществознания. Кейсы как эффективный проблемный метод преподавания истории и обществознания».

Человек, живущий в государстве, неизбежно включается в политическую жизнь. В ней можно участвовать активно (целенаправленно добиваться влияния на власть) или пассивно (целенаправленно или неосоз...

Эссе: «Современные методы преподавания истории и обществознания».

Модернизация образования, углубление и усложнение содержания исторического образования в общеобразовательной школе настоятельно требуют от нас, учителей-практиков, применения  инновационных метод...

Семинар "Активные методы в преподавании истории "

формы и методы используемые на уроках истории...

Использование интерактивных методов обучения в преподавании истории и обществознания

В усовиях модернизации образования одной из ведущих задач является формирование у обучающихся ключевых компетенций. Для этого необходимо выявить наиболее  оптимальные формы обучения, методы и при...

Современные методов преподавания истории и обществознания

Данные методической разработки знакомят обочающихся с основными положениями Конституции РФ, основами государственного строя,национально-государственного устройства,принципами формирования государствен...

«Интерактивные методы и технологии в преподавании истории и обществознания»

Сегодня в обществе в связи с переходом на ФГОС происходят серьезные изменения. Эти изменения требуют новых подходов к содержанию системы образования. Ключевая роль в решении новых задач принадлежит уч...