технология творческого развития
методическая разработка по теме

Ракунова Вера Николаевна

Материал содержит текстовый документ и презентацию по работе по технологии творческого развития Рахимова

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технология творческого развития А.  Рахимова

 I. История создания

В сентябре 1975 г. при Башкирском государственном педагогическом институте была организована Лаборатория педагогической психологии с целью изучения проблемы массового формирования творческого мышления школьников в процессе обычного, повседневного обучения. Это стало началом общественного движения за развивающее обучение, направленное на творческое развитие детей. Инициатором создания этой исследовательской работы и нового движения выступил только что возвратившийся из аспирантуры кандидат психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов.

В сфере образования обязательное выполнение технологии дает ожидаемые и планируемые результаты, а её нарушение ведёт к снижению качества. Педагогическая технология - это совокупность знаний о способах и средствах организации учебной деятельности, ведущих к качественным изменениям в личности обучаемых и достижению заданных результатов.

Исходная форма учебной деятельности состоит в совместном выполнении группой учащихся распределенных между ними учебных действий. Организация совместной учебной деятельности предполагает чтобы дети овладели действиями целеполагания, планирования, реализации, рефлексии.

Главная задача системы – это формирование у человека творческого мышления, где выделяются три основных качества такого мышления: стремление к осмыслению происходящего (события, поступки, явления) – т.e. рефлексия, целостность охвата окружающего мира, критическое отношение к себе, к людям и обществу и т.д. Это основные черты: рефлексивность, целостность, критичность мышления являются системообразующими качествами в формировании самоуправляемой и саморазвиваемой личности. Авторская система строится на трех основаниях:

Теория развивающего обучения Л.В.Занкова. Главной ценностью обучения является развитие психических процессов. Смыслообразующим фактором выступало обучение на высоком уровне трудностей. Целевая ориентация - направленность на формирование теоретических знаний, развитие эмпирического мышления.

Теория развивающего обучения Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова (1960). Ведущей ценностью обучения провозглашается формирование психологических новообразований данного возраста. Смыслообразующим фактором выступала развивающаяся ведущая деятельность. Целевая ориентация - развитие теоретического мышления и усвоение теоретических знаний посредством выполнения анализа, планирования и рефлексии.

Парадигма (концепция) личностно-ориентированного обучения (В.В.Сериков, И.С.Якиманская, Е.В.Бондаревская, Н.А.Алексеев). Конституирующая ценность заключается в развитии личности, ее автономности, самостоятельности, индивидуальности, самореализации, ответственности и др. Смыслообразующими моментами этого образования являются содействие (обеспечение) реализации потребности личности в саморазвитии, самоосуществлении, самоидентификации, самоопределении и самоактуализации. Образование направлено, ориентировано на создание условий для полноценного развития личностных функций всех субъектов образовательного процесса.

II.Структура урока

Наш урок существенно отличается от обычной методики УД и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД).

1. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) (вместо традиционной проверки домашнего задания) состоит из четырех элементов:

1) Проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке. Обычно “наши” дети получают домашнее задание на трех уровнях:

а) уровень Госстандарта, т.е. знание программного материала и готовность воспроизвести его; этот уровень обязателен для всех учащихся;

б) задание на творческое применение (перенос) усвоенных способов, знаний, моделей – это полутворческий уровень;

в) задание на чистое творчество на базе полученных знаний и способов в соответствии с индивидуальными особенностями личности.

Качество выполнения домашнего задания проверяется до урока руководителями групп, работы оцениваются, выделяются наиболее яркие творческие исполнения и в начале урока от каждой группы демонстрируются самые интересные творческие работы.

Для выполнения обязательным является только задание первого уровня. Остальные два уровня являются добровольными и предлагаются для творческого развития, выполняются лишь на основе внутренних мотивов. Однако ученики, выполнившие задание творческого уровня могут не выполнять задание на репродукцию, т.е. на первом уровне, если считают, что это для них пустое дело.

По решению класса особо выдающиеся творческие работы принимаются в специальную копилку (сборник, альбом). Затем заносятся в “творческую книгу” (по методу И.П. Волкова). В этом году создали портфолио каждого ученика, где поместили и творческие работы учеников.

2) Второй элемент первого этапа – выравнивание знаний учащихся. Традиционная система никогда не может выровнить знания. Учащиеся класса неизбежно расслаиваются по успеваемости. Наша технология позволяет получить на этом отрезке урока эффект выравнивания и развития. Учитель заранее продумывает ключевые вопросы для групповой и индивидуальной работ, обеспечивающие выполнение, корректировку, дополнение заданий.

На этом этапе ученики повторяют не просто прошлый урок, но и активизируют все необходимые знания, которые нужны для дальнейшей познавательной деятельности. Здесь происходит выравнивание знаний учащихся, чтобы все они находились на одинаковой стартовой позиции. Тем самым гарантируется успешное движение всех учеников без отстающих.

Речь идет лишь о выравнивании программных знаний, а не личностных особенностей.

3) Посредством следующего логического ряда вопросов учитель подводит класс к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим проблему является последний вопрос.

4) Завершающая часть этапа – самооценка школьниками своей работы за прошедшие 10 мин.

Вот какими критериями самооценки мы пользуемся:

“5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме);

“4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу);

“3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

2. Операционально-исполнительский этап урока, заменивший собой традиционное объяснение новой темы. Основная задача технолога заключается здесь в профессиональном и точном разделении учебной задачи на составляющие ее элементарные, простейшие задания для того, чтобы всесторонне раскрыть внутреннюю структуру изучаемого понятия. Учащиеся в процессе умственно-практической деятельности постепенно, пошагово осваивают свойства объекта, графически моделируют их. На уроке используются индивидуальные и коллективные формы работы. Если на уроке выполнено 10 заданий, т.е. 10 шагов, то у каждого школьника будет 10 промежуточных оценок и одна итоговая.

 Операционально - исполнительский этап подразумевает

Решение учебной задачи в форме выполнения проемных заданий и их самоконтроль и самооценка.

Программированное усвоение учебного материала.

Самостоятельная работа учащихся по решению, планированию, формулированию выводов, определений, способов.

Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе

Второй этап занимает 25–30 минут времени.

 3. Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала). Контрольно-оценочную функцию технология передает учащимся. На этом отрезке занятия школьники осмысливают материал и дают самооценку. Это завершающее действие складывается из поэтапной рефлексии и шаговых самооценок. Самоаттестация ученика на каждом уроке – обязательное требование подхода к обучению. Промежуточный и итоговый контроль и оценка, выравнивание знаний, пошаговый характер решения учебных задач, взаимообучение в группе гарантируют нам реализацию важнейшего педагогического правила – не расслаивать учеников на сильных и слабых.

При обучении по технологии творческого развития большое место отводится работе в подгруппах. Главная задача – научить детей учиться вместе, т.е. совершать совместную учебную деятельность по формуле Л.С. Выготского: “Научишься сам, когда поучишь другого”. Ученик должен почувствовать себя на уроке активным творцом, а не только пассивным исполнителем.

Домашнее задание:

по учебнику;

на перенос, на творческое применение усвоенного;

на свободное творчество по теме.

 

III.Природосообразность концепции творческого развития учащихся.

Эта  концепция исходит из признания сущности творческого развития человека в соответствии с законами естественной Природы, где натура человека обязательно подчиняется строго определенным законам, является закономерным итогом развития естественной Природы. Поэтому в формировании личности детей мы должны исходить из законов диалектики природы. В соответствии с таким пониманием считаем правомерным выделение семи законов человеческого развития.

Первый закон развития заключается в том, что человек сам себя не сможет сделать совершенным. Гармонически развитая личность, обязательно предполагает наличие другого, кто будет его развивать, совершенствовать, формировать. Отсюда возникает необходимость в учителе. Поэтому учитель в жизни человека занимает наиважнейшее место и играет главную роль в его формировании и становлении личности. Вопрос об учителе - это главный вопрос науки об обучении и воспитании. Профессиональные качества учителя нельзя определять только по знанию своего предмета. Профессионализм, прежде всего, определяется способностью учителя с помощью новейшей учебной технологии влиять на психику детей - на их ум и сознание, эмоции и волю, воображение и мышление.

Закон второй, заключается в том, что тот, кто творит мышление, и сознание нашего ребенка - сам должен быть гораздо более совершенным, творчески работающим учителем. Отсюда учитель должен быть источником совершенства своих учеников. Учитель только своим характером, своей личностью, своим педагогическим профессионализмом формирует детские характеры и их судьбы. Поэтому только на основе знания детской психологии и личностно ориентированной психолого-педагогической науки может быть создана эффективная технология обучения и воспитания. Именно непрофессиональное общение учителя с учащимися приносит гораздо больший вред психическому здоровью детей, чем слабое знание предметного содержания.

Закон третий - все в мире подчиняется диалектическому закону единства противоположностей. О наличии добра мы узнаем по сравнению со злом, о невежестве мы узнаем по тому, что существует просвещенность и знания. Следовательно, детей необходимо учить мыслить диалектическими противоречиями, что ведет к обнаружению и решению проблем. Современный уровень научного прогресса требует сознательного применения диалектических методов познания, что является гарантом целостного познания предмета через осознание отдельных сторон изучаемого понятия и установление внутренних взаимосвязей между его структурными компонентами. Основная задача диалектического познания - это порождение нового качества - интеллектики - ведущей силы общественного прогресса. Общество должно овладеть важнейшим орудием труда - интеллектом, т.е. способностью самостоятельного, творческого, диалектического мышления.

Закон четвертый. Все в мире нуждается в созидателе. Если земля не обрабатывается - зарастает дикими зарослями, если не воспитывать человека, то он превращается в животного. Поэтому в формировании творческой личности требуется творец-созидатель - учитель. Человек может творить очень многое: науку и искусство, культуру и природу, добро и зло и др. Но он может творить и самого себя, что является вершиной созидательной деятельности. Творение человека - высшее напряжение всех духовных сил, что предполагает вооружение учителей самыми эффективными технологиями творческого развития учащихся.

Закон пятый. Человек правит миром только благодаря просвещению и образованию. Можно выделить три вида образования; телесное, душевное и духовное или по-другому материальное, гуманитарное и духовное образование. Раскроем их содержание.

Телесно-материальное просвещение заключается в том, человек телесно совершенным может считаться только тогда, когда его физические силы ни при каких обстоятельствах не выходят из-под контроля и не направляются на совершение злых поступков. Таким образом, телесное развитие должно гармонировать с духовным, нравственным содержанием человека.

Гуманитарное просвещение лежит в основе развития цивилизации и прогресса. Это означает, что молодое поколение должно обучаться совершенному управлению и торговле, искусствам и ремеслам, наукам и законам общественных институтов и др.

От учителя - психодидакта требуется направлять разум и мысль учащихся так, чтобы в процессе творчески развивающего обучения они достигли полного саморазвития и самореализации заложенных от природы творческих задатков. Тогда наш ученик сможет осуществлять прогресс нашего общества, достигнет совершенства в сфере знаний, науки, искусств, торговли, управления. При этом важно, чтобы научные достижения не были направлены против человека и человечества, что связано с нравственным, развитием личности.

Духовное просвещение заключается в обретении совершенства в своем нравственном становлении. Учитель-технолог при этом должен быть способен влиять на духовно-нравственную сущность воспитуемых и сам должен быть на высоком уровне нравственного совершенства.

Шестой закон. Учитель - акмеолог должен быть гармонически развитым, т.е. он должен содержать в себе телесное здоровье, профессионально-педагогическую компетентность духовно-нравственную зрелость. Нельзя от учителя и от ученика ожидать всестороннего развития - невозможно человеку одновременно быть математиком и художником, химиком и композитором, спортсменом и земледельцем, речь может идти только о гармонии трех начал: телесного, интеллектуального и нравственного.

Седьмой закон. Настоящий, совершенный педагог-технолог должен быть одновременно просветителем в телесной, гуманитарной и духовной сферах одновременно, т.е. он должен формировать гармонически развитую личность: кем бы ни стал в жизни наш ученик, он должен сочетать в себе известные три начала: физическое совершенство, творческий интеллект, нравственное сознание.

Если шестой закон требует гармонического развития самого учителя, то здесь мы утверждаем положение о том, что Учитель-психодидакт должен одновременно развивать в детях известные три качества. Однако в школьной практике доминирует слишком односторонний подход. Телесное развитие отдается учителю физкультуры, но он игнорирует другие аспекты, математик учит логике мышления, литератору поручается нравственное воспитание, но никто не считает своей обязанностью гармоническое развитие учащихся. Для гармонического развития учащихся требуется гармоническое развитие самого педагога - технолога - творца - созидателя.

Таким образом, возникает капитальная проблема: это кардинальный пересмотр системы подготовки и переподготовки учителей в педагогических учебных заведениях, в институтах непрерывного педагогического образования, научно-методических центрах, факультетах повышения квалификации.

2.1. Разработка конспектов уроков географии с применением природосообразной технологии творческого развития

Урок 1

Тема: План местности

Цели: 1) Образовательная - сформировать понятие "план местности", выявить отличия в изображении участ¬ка местности на плане, рисунке, фотографии и аэрофото¬снимке;

2) Развивающая - используя ПП для усвоения учащи¬мися понятия "план местности", обучить общему способу формулирования определения понятия на основе составле¬ния его структурной модели;

3) Воспитательная - способствовать формированию интереса к овладению общим приемом усвоения понятий и общим способом формулирования его определения.

Оборудование - учебные таблицы "Правила позна¬ния", "Модель изучения географии в 6 классе", атласы, фо¬тографии, рисунок, аэрофотоснимок и план одного и того же участка местности.

ЭПИГРАФ: "До чего же люди любят планы и кар¬ты! А почему? Да потому, что там, на картах и планах, можно потрогать север, восток, запад и юг рукой, а потом сказать: вот мы, а вот неизвестное - мы будем расти, а оно будет уменьшаться". (Жюль Верн)

Содержание урока.

I. Ориентировочно-мотивационный этап.

1. Выравнивание знаний

Какой способ решения УЗ мы усвоили на прошлом уроке? Проговорите друг другу последовательно учебные действия, которые необходимо выполнять познавая неизвестное. (Учащиеся, работая в парах проговаривают друг другу общий способ).

Задание 1.

Вычертить модель изучения географии в 6 классе. Проверить вычерченную модель друг у друга. Вычертить на доске в виде модели план изучения выбранного вами в окрестностях школы географического объекта. Прогово¬рить и оценить себя.

Информация учителя:

2. Постановка учебной задачи и мотивация деятельности учащихся.

Взгляните на модель курса географии 6 класса. Что нам предстоит изучить по плану? (Землю). Но мы не можем приступить к изучению Земли, пока не усвоим самую важную в географии тему "План местности и географическая карта", ведь без карты невозможно познавать Землю. Карта об очень многом может поведать тому, кто в ней разбирается. Поэтому перед нами стоит очень важная задача: научиться понимать ее. Для решения этой задачи нам понадобятся несколько уроков. Понимание карты начинается с плана местности. Поэтому сегодня на уроке у нас задача: узнать, что называется планом местности. (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях).

3. О планировании решения учебной задачи (УЗ).

Для решения любой задачи мы должны знать способ ее решения. Воспользуемся известным нам способом (учитель вывешивает учебную таблицу "Правила познания"). В какой последовательности мы должны решить эту задачу?

Предполагаемый ответ: Первое действие - дать об¬щую характеристику; второе действие - разделить на части и изучить каждую по отдельности; третье действие - соединить части, чтобы установить, как они взаимодействуют в целом.

II. Операционально-исполнительский этап.

Задание 2.

Сравнить фотографию, рисунок, аэрофотоснимок од¬ного и того же участка местности и найдите черты сходст¬ва и отличия.

Предполагаемый ответ: "Сходство заключается в том, что изображен один и тот же небольшой участок земной поверхности, который уменьшен по сравнению с действи¬тельными размерами. Отличительные черты: на плане предметы изображены условными знаками, имеются над¬писи и цифры, можно узнать, откуда и куда течет река, куда ведут дороги и т.д."

Самооценка.

Задание 3.

Выделить элементы (части), которые являются обяза¬тельными для любого плана местности (условные знаки, масштаб, стрелка с указанием направления "Север-юг").

Части плана местности оформляются в виде карточек, прикрепляются к магнитной доске.

Задание 4.

Используя способ, определить последовательность изучения темы "План местности" и схематично изобразить его структурную модель.

Учащиеся с помощью учителя выстраивают структурную модель "План местности":

План местности

Масштаб

1:100000

В 1см – 100 м.

Масштаб

Условные знаки

С

Ю

Направления сторон горизонта

100 0 100

Составление плана местности

Информация учителя:

О мотивации усвоения общего способа. В результате выполнения предыдущих двух заданий мы установили части (элементы) из которых состоит план местности. Для того, чтобы ответить на вопрос "Что называется планом местности?", мы должны сформулировать определение его. Умение формулировать определения понятий - это общеучебная задача. Изучая географию, нам часто придется сталкиваться с ней. Ведь знание любого предмета, и география в том числе, состоит, в первую очередь из понятий. Впереди нам предстоит формулирование определе¬ния понятий "географическая карта", "равнина" "озеро" "климат" и.т.д. Поэтому очень важно сегодня на уроке ус¬воить этот общий способ на примере понятия "план мест¬ности".

Об общем способе формулирования определений. Формулирование определения любого понятия складыва¬ется из двух операций; определения родового понятия (что это? - дерево) и выявления видового понятия и элементов, которые его характеризуют (что это? - береза). Определе¬ние понятия можно смоделировать следующим образом:

Понятие

=

Родовое слово (что это?) дерево

+ Признаки (части, которые его характеризуют - береза)

Задание 3.

Сформулируйте определение понятия "план местно¬сти" используя структурную модель плана местности и схему определения понятия.

Для этого подставьте в схематичное изображение понятия соответствующие им слова. Получим:

План местности

Чертеж небольшого участка земной поверхности

+ 1. В определенном масштабе,

2. При помощи условных знаков,

С учетом направлений сторон горизонта.

Задание 6.

Проговорить определения понятия «план местности», которое вы сформулировали и оцените себя.

Вывод: "План местности - это чертеж небольшого участка земной поверхности, выполненный в определенном масштабе при помощи условных знаков и с учетом направлений сторон горизонта".

Самооценка.

III. Рефлексивно-оценочный этап.

1. Какие задачи были поставлены на уроке? (Усвоить общий способ формулирования определения понятия и на его основе сформулировать определение понятия "план местности").

2. Начертить в тетради и проверить друг у друга схему определении понятия.

3. Сформулируйте на основе этой схемы и проговорите друг другу определение понятия "План местности".

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ракунова В.Н. учитель географии МОУ Луковниковская СОШ Технология развития творческого мышления

Слайд 2

История создания В сентябре 1975 года при Башкирском государственном педагогическом институте кандидат психологических наук Ахмет Закиевич Рахимов.

Слайд 3

Структура урока 1. Ориентировочно-мотивационный этап или этап постановки учебной задачи (УЗ) (вместо традиционной проверки домашнего задания) состоит из четырех элементов: 1) Проверка творческой домашней работы, что было задано на прошлом уроке. 2) Выравнивание знаний учащихся 3) Посредством следующего логического ряда вопросов учитель подводит класс к ориентирам и мотивам ее изучения. Вводящим проблему является последний вопрос.

Слайд 4

Самооценка Вот какими критериями самооценки пользуются : “5” – рефлексивный уровень усвоения материала (“проговаривание” его в уме); “4” – вербальный уровень (только пересказ вслух соседу); “3” – предметный уровень (проговаривание вслух с опорой на справочник).

Слайд 5

Задание Оценка Карточка №1 Работа в группе по карточке №2 Карточка №4 Работа в группе по карточке №5 ЛИСТ ОЦЕНКИ РАБОТЫ НА УРОКЕ учени ___ 6 класса ____________________________

Слайд 6

Структура урока 2. Операционально-исполнительский этап урока Весь материал урока разбивается на логические группы по которым составляются задания, на логическое мышление, формулирование выводов и т.д. С амооценка

Слайд 7

II. Операционально - исполнительский этап . Решение учебной задачи в форме выполнения проемных заданий и их самоконтроль и самооценка . Программированное усвоение учебного материала . Самостоятельная работа учащихся по решению, планированию, формулированию выводов, определений, способов . Индивидуальная и групповая работа в познавательном процессе

Слайд 8

Структура урока 3. Рефлексивно-оценочный этап урока (вместо традиционного закрепления материала) Групповое, громкоречевое проговаривание всего усвоенного (внешняя рефлексия). Проговаривание усвоенного во внутренней речи (внутренняя рефлексия). Общая самооценка за весь урок с учетом промежуточных оценок.

Слайд 9

Домашнее задание по учебнику; на перенос, на творческое применение усвоенного; на свободное творчество по теме.

Слайд 10

Типы уроков Урок анализа домашних заданий. Урок выравнивания знаний. Урок постановки учебной задачи. Урок решения учебной задачи. Урок формирования общего способа Урок моделирования содержания материала или способов решения. Урок самоконтроля. Урок самооценки. Урок учебной деятельности (творческого развития). Урок усвоения групповых форм учебной деятельности.

Слайд 11

Законы человек сам себя не сможет сделать совершенным -возникает необходимость в учителе. кто творит мышление, и сознание нашего ребенка - сам должен быть гораздо более совершенным, творчески работающим учителем все в мире подчиняется диалектическому закону единства противоположностей в се в мире нуждается в созидателе Человек правит миром только благодаря просвещению и образованию Учитель - акмеолог должен быть гармонически развитым учитель должен формировать гармонически развитую личность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

разработка урока математики в 5 классе на тему "Умножение и деление десятичных дробей" с применением технологии творческого развития

Разработка конспекта урока в 5 классе (по учебнику Виленкина),используется Технология Творческого развития. Подготовлен материал для работы в группах - все примеры задач, которые можно использовать на...

"Технологии творческого развития", Статья

Данный урок существенно отличается от обычной методики УД и он состоит из трех этапов, куда входят все четыре компонента учебной деятельности (УД)....

РЕАЛИЗАЦИЯ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС НОО СРЕДСТВАМИ ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ А.З. РАХИМОВА

О реализации требований ФГОС НОО средствами технологии творческого развития учащихся...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 7 КЛАССЕ ПО ТЕХНОЛОГИИ ТВОРЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «ДЕФИС МЕЖДУ ЧАСТЯМИ СЛОВА В НАРЕЧИЯХ»

урок  русского языка в 7 классе по технологии творческого развития «Дефис между частями слова в наречиях»...

Технологии творческого развития учащихся

Творческое развитие одаренных детей...