Развитие метро - ритмического чувства.м
методическая разработка по теме

Методическая работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_metro_-_ritmicheskogo_chuvstva.docx18.56 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая работа. Развитие метро - ритмического чувства.

Данные об авторе

Автор: Григоршева Лилия Жалеловна .

Место работы, должность: МОУДОД «Детская музыкальная школа № 38, преподаватель по ритмике.

Характеристики ресурса

Уровень образования: дополнительное образование детей

Классы: Все классы

Предмет: ритмика.

Целевая аудитория: методист, преподаватели

Ритм является одним из выразительных средств музыки, поэтому при выполнении любых ритмических заданий, преследующих дидактические цели, необходимо учить детей выполнять их в характере музыки.

Работа по развитию метро - ритмического чувства проходит по следующим направлениям:

1. Речевая ритмика.

Задача - соотнесение речи и музыки. Это ритмизация слов, имен, стихов. Особенно эффективна в работе с учащимися первого года обучения. Рекомендуем заниматься речевой ритмикой под музыку, чтобы ритмизация слов имела метрическую организацию.

2. Упражнения на пульсацию.

Характер музыки определяет характер пульсации. Упражнения на пульсацию необходимо совмещать с упражнениями на развитие координации, ритмической памяти и внимания, а также с упражнениями для увеличения подвижности суставов, укрепления мышц исполнительского аппарата, освобождения корпуса и рук.

3. Ритмический диктант - это воспроизведение ритмического рисунка мелодии условными жестами.

Целая нота - руки за спиной на поясе; половинная нота - руки на поясе ; четвертная - правая рука вперед , восьмая - хлопки; четверть и восьмая - обычный жест, точка у ноты - правая нога на пятку вперед.

Работа над ритмическим диктантом строится в следующем порядке:

прослушивание пьесы, определение настроения, характера музыки, жанровых особенностей;

после повторного прослушивания определение размера, исполнение

ритмического рисунка хлопками, осознание ритмического рисунка мелодии,

ритмической структуры пьесы;

"запись" ритмического рисунка условными жестами ;

пройти ритмический рисунок пьесы шагами ;

пройти ритмический рисунок пьесы шагами с дирижированием ;

работа парами : один учащийся дирижирует, другой условными жестами показывает ритмический рисунок.

Усложнение заданий в ритмическом диктанте рекомендуем по мере усвоения более простых. Возможна одновременная работа над двумя ритмическими диктантами, при этом простые задания второго диктанта отрабатываются параллельно со сложными заданиями первого. За учебный год отрабатываются 3-4 диктанта разной ритмической структуры.

4. Ритмическое двухголосие - один из этапов работы над полифонией и развитием гармонического слуха. Работу над ритмическим двухголосием рекомендуем начинать с исполнения метрических долей руками и ногами (ходьба по кругу и на месте). Затем усложняем задание: ноги обозначают шагами метрические доли, а руки хлопками исполняют изучаемые ритмические рисунки. Дальнейшее усложнение - исполнение руками и ногами различных ритмических рисунков

5. Ритмические игры развивают у детей образное восприятие музыки. Форма игры создает условия для раскрытия эмоционального мира каждого ребенка и усвоения им необходимых знаний, понятий, формирования навыков в обстановке эмоционального комфорта.

В процессе игры создаются условия для общения детей в паре, в группе, проявляются личностные качества, а педагог в процессе игры имеет возможность корректировать отношения между детьми, активизировать творческую деятельность группы, создавать условия для наиболее полного проявления каждого ребенка в рамках заданных правил. Последнее особенно важно, т. к. внутренняя дисциплина необходима детям в музыкально-художественной деятельности.

Исходя из этого, музыкальный материал для ритмических игр должен быть образным, содержащим игровые элементы.

Ритмические игры сначала отрабатываются как ритмические диктанты. Параллельно идет работа над мотивами, фразами, формой, координацией в пространстве или в работе с предметом, развитием памяти, внимания.

6. Коллективное музицирование - одна из форм работы на уроках ритмики, которая развивает образное и логическое мышление, слуховой контроль, гармонический слух. Игра в оркестре очень нравится детям, они с удовольствием осваивают инструменты детского оркестра. Задача педагога - подобрать пьесы образные, доступные детскому восприятию и в то же время ставящие определенные исполнительские задачи.

На начальном этапе рекомендуем использовать пьесы К. Орфа из сборника "Шульверк", детские пьесы Б. Бартока. Рекомендуем также включать в репертуар пьесы, которые слушали и анализировали на уроках сольфеджио, исполняли самостоятельно.

Совершенствование движений.

В процессе занятий у школьников происходит снижение работоспособности, ухудшается внимание, память, в результате длительных занятий за партой или музыкальным инструментом увеличивается нагрузка на определенные группы мышц, нарушается осанка.

Одной из задач уроков ритмики является организация двигательного режима ребенка. Увеличение объема двигательной активности оказывает влияние на повышение умственной активности, физическое развитие, состояние нервной системы, то есть уроки ритмики не только развивают умение чувствовать и ощущать метро - ритм, но и имеют лечебный эффект.

Цель этого раздела курса ритмики - научить ребенка сознательно распоряжаться своим телом, координировать простые и сложные движения, согласовывать свои движения с музыкой.

Для достижения этой цели считаем целесообразным использовать в работе упражнения:

на развитие координации, памяти, внимания;

на увеличение подвижности суставов и укрепление мышц аппарата.

Последовательность разработки разработки основных групп суставов и мышц:

пальцы, кисти, предплечья, вся рука, шея, плечи, корпус, бедро, голень, стопа.

Количество упражнений каждого вида - 4 - 8.

на освоение основных движений: ходьбы, бега, прыжков, различных типов шагов;

на освобождение корпуса и рук;

на освоение дирижерских жестов в двухдольной, трехдольном, четырехдольном размерах.

Освоение движений происходит постепенно, поэтому работа строится по пути параллельного освоения тем. Дети быстрее усваивают движения, повторяя за педагогом. Однако необходимо развивать способность самостоятельно выполнять движения, не глядя на соседа. Все упражнения сопровождаются музыкой, поэтому с первых уроков дети должны стараться выразить движениями характер музыки. В зависимости от эмоционального состояния группы комплекс упражнений может выполняться в начале урока (зарядка, концентрация внимания ), в середине урока (снятие усталости, напряжения и переключение внимания на другие формы работы), в конце урока как отдых, релаксация. В каждом конкретном случае подбираются определенные типы движений и музыкального сопровождения. В работе с детьми младшего возраста каждое упражнение должно иметь образную и эмоциональную окраску.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Развитие интонационно-ритмического слуха детей в процессе обучения сольфеджированию"

Методическая работа представляет собой практическую разработку, в основе которой лежит личный опыт преподавателя. "Сквозной нитью" служит доказательство эффктивности собственной методики препоадвания ...

Конспект музыкального занятия-развлечения "Космическое путешествие" (по развитию музыкально-ритмических движений посредством моделирования)

Данное занятие-развлечение предназначено для детей подготовительной группы. Дети отправляются в путешествие на Луну, где встречаются с инопланетянином, знакомят его с моделями (карточками, на которых ...

Развитие музыкально-ритмических движений у детей среднего дошкольного возраста

Настоящий проект разработан на основе примерной программы «От рождения до школы» М.А.Васильевой, с учетом обновления содержания по программе «Ритмическая мозаика» А.И.Бурениной. ...

Игра на детских музыкальных инструментах как средство развития музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся

Игра в оркестре детских шумовых и ударных инструментов способствует развитию музыкально - ритмических и творческих способностей учащихся. Занятия в оркестре дают позитивные результаты всем без исключе...

МАСТЕР-КЛАСС "Использование упражнений, речевых и музыкальных игр, направленных на развитие ритмического чувства"

Использование упражнений, речевых игр, танцевальных композиций,способствующих развитию чувства ритма на музыкальных занятиях....

Первмчно музыкально-ритмическое чувство и формирование его у учащихся

Способы развития метро-ритмического чувства у учащихся....


 

Комментарии

Методическая работа